23-е
Св. великомученика Георгия
Святой великомученик Георгий родился в Бейруте от христианских, богатых и благородных родителей. Образованный, красивый наружностью и крепкий телом, он был любим и возведён царём Диоклитианом (284–304) в почётное звание воинского трибуна, а потом тысяченачальника. Но воспитанный в благочестии христианском, он не мог быть счастлив при царе язычнике и гонителе христианства. Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный, бесчеловечный суд о истреблении христиан, Георгий воспылал св. ревностью за веру Христову. Раздав имущество своё бедным и отпустив рабов на волю, Георгий восстал среди беззаконного собрания и, обличив нечестие и злоумышление царя, его вельмож и советников, исповедал себя перед ними христианином и истину Евангелия. Объятый гневом, царь повелел оруженосцам выгнать св. обличителя из собрания копьями и заключить в темницу. В темнице повергли Георгия на землю спиною, ноги его забили в колоды, а грудь сдавили тяжёлым камнем, положенным на неё. В этом тяжком страдании Георгий, подкрепляемый молитвой к Богу и упованием на Него, пробыл до другого дня, но который озарил его не для радостей, а для новых, тягостнейших страданий. Когда, после вторичных убеждений отречься от Христа, мученик остался непреклонен в вере своей, его, едва уже говорившего от сдавления груди тяжёлым камнем, нагого привязали к большому колесу, изобретённому для казни, под которым устроены были доски, из коих торчали железные острия, обращённые вверх к колесу. На этом страшном колесе кругом вращали мученика над остриями, которые, вонзаясь в ногое беззащитное тело страдальца, изрезали его как трость. Бог сохранил жизнь Георгия и среди столь ужасных мучений. Но мучители не вразумились силой Божией, которая так ясно открылась в страдании и терпении его, что обратила ко Христу и соделала мучениками за имя Его – некоторых язычников, видевших страдания великомученика; таковы были двое преторов – Анатолий и Протолион – преторианцы и сама царица Александра, супруга Диоклитиана. Ожесточённые против Георгия мучители, связав его, закопали в нерастворённую известь, думая, что он сгорит в ней. Но Бог и здесь сохранил жизнь св. исповедника для славы Своей. Извлечённому из извести Георгию надели на ноги смоги, внутри коих торчали острием кверху раскалённые гвозди, и в этой обуви гнали его в темницу с побоями и ругательствами. На другой день после сих истязаний, побоев и насмешек, снова вывели Георгия перед судилище, и царь, слыша от него прежние обличительные слова, с гневом приказал бить его по устам и сечь воловьими жилами, доколе плоть его с кровью не прильнёт к земле. Считая величайшее терпение Георгия действием волхвования, царь велел одному волхву – Афанасию употребить своё искусство против него, чтобы его или совратить с пути истины, или умертвить. Но волхв, видя благодать Божию, столь ясно чудодейственную в Георгии, сам обратился ко Христу и пострадал за Него. Темница, в которой содержался великомученик, прославленная пребыванием его, соделалась училищем благочестия и благодатной врачебницей. К Георгию стекались в темницу многие для спасительной с ним беседы, услаждавшей сердца слушателей, и для получения от него исцелений силою благодати Божией, в нем действующей. Некоторые из приходивших к Георгию в темницу исповедали Иисуса Христа и приняли венец мученический. Великие страдания Георгия кончились лишением его жизни: подозревая, что он своими беседами в темнице возмущает народ, св. узнику отсекли голову. Мощи св. великомученика положены были в Палестине – городе Лидде, на родине матери его, потом во храме, построенном в Лидде во имя великомученика. Вместе с Георгием пострадала в 304 году и царица Александра, которую Церковь и прославляет купно с Георгием.
Таким образом Георгий «победы красен венец приял», и называется великомучеником и победоносцем, ибо он одержал славную победу над своими мучителями во время своих страданий, изумлявших их и обративших ко Христу многих из неверующих, и по преставлении своём явился славным победоносцем для блага христиан.
Предание говорит, что в странах Ливии жил страшный змий, который похищал и пожирал людей, заражая воздух своим дыханием и причиняя болезни. Жители этой страны, язычники, почитая его грозным божеством, удовлетворяли его жертвами из людей по очереди. Когда таким образом назначенная в жертву этому божеству, царская дочь-девица, обливаясь горькими слезами, стояла, приготовленная к неизбежной, страшной смерти, вдруг является на белом коне молодой всадник. Это был св. Георгий и, как скоро чудовище выползло, великомученик устремляется на него, вонзает острие копия в пасть его, прижимает к земле, и конь топчет его ногами. Змий убит. Идолопоклонники возблагодарили Бога Георгиева и приняли христианскую веру.
На основании этого древнего предания, великомученика Георгия изображают сидящим на белом коне, под ногами коего лежит страшный змий, зияющий на св. всадника, который мужественно поражает чудовище копьём в пасть. Сие изображение победы принадлежит гербу победоносной Российской империи и Российскому знаку отличия, возлагаемому на грудь воинов за их службу и подвиги. Кавалерский праздник ордена во имя великомученика Георгия установлен в 26 день ноября 1731 года, и кавалерский праздник этого ордена бывает в день освящения храма во имя сего великомученика в Киеве, 26 ноября.
Великомученик Георгий почитается также особенным покровителем пастухов и стад, потому что он при жизни своей и по своём преставлении неоднократно оказывал им помощь, и для блага ближних являлся на коне. Итак, жители сёл и городов России имеют благочестивое обыкновение в Георгиев, или, по просторечию, Егорьев день, совершать молебствие великомученику и, окропивши пастухов и собранный скот св. водой, выпускать впервые после зимы на пастбище, с благословением Божиим и надеждой на особенное покровительство великомученика. Св. великомученик в великом уважении не только у христиан, но даже и у магометан.
В V веке сооружена в Риме в честь великомученика Георгия церковь, в коей хранятся часть мощей его, ратное копье и хоругвь. В V веке также Анатолий Константинопольский, в VIII Косьма Маиумский, в IX – Феофан Никейский, Студит, на день великомученика Георгия написали многие хвалебные песни, ныне поемые Церковью на этот день. В сих песнопениях св. Георгий прославляется твёрдым страдальцем: «ни зверие, ни колеса, ни ина мука не могли разлучить его от Христа. Он явился помощником душ и телес; память его всемирная».
Паремии в день великомученика Георгия те же, какие произносятся 9 марта в день 20 мучеников. Евангелие утреннее благовествует об обязанности небоязненно исповедать Сына Человеческого перед человеки: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити (Лк.12:2–12). Чтением Апостольским Церковь проповедует о гонении Ирода на Церковь Апостольскую (Деян.12:1–11). Евангелие литургийное благовествует о пророческих словах Господа, коими Он предсказывал о гонениях от мира на проповедников и исповедников веры Христовой (Ин.15:17,16:2).
† Преставление блаженного Георгия Шенкурского
По рукописным святцам, «святый и блаженный Георгий Христа ради юродивый, Шенкурский чудотворец, преставися апреля в 23 день». Здесь же представляется он современником преп. Варлаама Шенкурского, и время подвигов его относится к XV в. Набожный Устюжанин XVI в. в своей похвале блаж. Прокопию, между прочим, говорил: «река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого»297.
* * *
См. июля 8 жизнь блаж. Прокопия.