Источник

24-е

Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов

Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме.

† Преподобной Елисаветы чудотворицы

Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета298, дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель299. В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета300.

Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными.

Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами. Мы слабы и телесной силой, и умом, так рассуждала она. Премудрый говорит: «человека (умного мужчину) я нашёл одного из тысячи, а женщин (умной) из всех их (из тысячи) не нашёл ни одной» (Еккл.7:28). В укоризну говорит пророк об Израиле: «дети– вожди народа моего; женщины господствуют над ним» (Ис.3:12,19:16). И при такой-то слабости мы думаем быть сильными то хитростью, то языком злым. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, ставит нас прямо под влияние сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. Кто, изворачиваясь во лжи, думает, что выказывает ум и силу, тот ошибается до жалости, – он послушное орудие сатаны, отца лжи. Отец тьмы наводит на такую душу тьму, она не сознаёт грехов своих, не видит своей опасной низости и остаётся в бесчувствии. Говорливость женская тем более грешна, что, при недостатке рассудительности и при раздражительности сердца, расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легкомыслие, вредное для себя и других. «Сердце праведного подумав отвечает; а уста беззаконных рекою льют худое», говорит мудрый (Притч.15:28). Что обнаруживает собой болтливое злоязычие? Злость гордости, беснующейся от сознания своей слабости. В бедности женщина по зависти чернит других; богатая унижает других по гордости. Сколько бед, сколько страданий выходит от того для людей! Любите друг друга, а не злобствуйте, сказано нам. Блаженная игуменья полна была любовью к другим. У неё готова была помощь для бедных и вдов; обиженных защищала она от обижающих перед начальством их; призирала и воспитывала сироток301.

«Хотя внешний наш человек тлеет, но внутренний со дня на день обновляется», учит Апостол (2Кор.4:16). «Любящих Меня Я люблю, и усердно ищущие Меня найдут Меня», говорит Господь (Притч.8:17). Очищенная долгими скорбями подвижничества, преп. Елисавета была сосудом Св. Духа. В ночных молитвах осиявалась она светом небесным. В земной жизни называлась она и была чудотворницей: по молитве её издох змей и исцелилась кровоточивая жена302.

Русские поклонники святыни Стефан Новгородец в 1350 г. и иеродиакон Зосима в 1420 г. поклонялись мощам преподобной Елисаветы в Констант. монастыре св. Козмы и Дамиана303.

† Воспоминание о преподобном Савве Печерском

У Кальнофойского, у Сирига и в ркп. святцах пр. Савва Печерский назван чудотворцем; мощи его открыто почивают в Антониевой пещере304. Подвиги его совершались, по всей вероятности, в конце XII в.305.

Празднование Молченской иконе Богоматери

Празднование этой иконе совершается в Молченской Софрониевой пустыни 18 сент., а в Путивльском Молченском монастыре 24 апреля. Икона явилась 18 сент. 1405 года на болоте Молче, в 20 верстах от Путивля, где существовал монастырёк, разорённый татарами около 1605 г. По случаю его запустения икона перенесена в 1605 г. в Путивльский монастырь, вероятно, 24 апреля, когда и празднуется иконе в Путивле. Хотя же монастырь на месте обретения и был возобновлён около 1630 года (это – Софрониева пустынь), но икона осталась в Путивльском монастыре (см. Архим. Димитрия месяцеслов святых, вып. 3, Тамб. 1880, стр. 164). На иконе Богоматерь в венце, с главой полунаклонённой к правой стороне; на правой руке её Богомладенец, обратившийся к предстоящему перед Ним какому-то святому и десницей показующий вверх; в левой руке у Богоматери лестница и башня с пятью верхами. Позади виднеются здания, может быть – вид монастыря.

* * *

298

О ней Menologium Basilii et Synaxarium ad 24 april, Пролог и Четь-Минея на 24 апр. Подробное житие её ныне неизвестно.

299

Дю-Канжа Const. chr. р. 121. 122.

300

Ни в Менологе, ни в Синаксаре не указаны время и место подвигов св. Елисаветы. Но так как мощи её покоились в обители Бессребреников, построенной императором Юстинианом (518–527 г.), то этим определяются время и место подвигов её.

301

Менолог Василия: „святая и чудотворица Елисавета, последовав учению св. отцов, с детства обрекла себя на труды благочестия. Потому получив дар исцелений, исцеляла всякие болезни. Совершила она много великих дел: помогала бедным и вдовам, доставляла пропитание сиротам; тех, которые терпели обиды, защищала от притеснителей. Во всякое время года, одетая только одной одеждой, переносила зимой стужу, согреваемая Духом Св. Во всю жизнь никогда не мыла тела своего. Как вдревле Моисей, 40 дней пробыла без всякой пищи. В три года, устремив ум к Богу, не подымала очей своих на небо. Хлеба не вкушала, также и масла. Совершая такую жизнь, творила много чудес“.

302

Память её в Греческой и в западной Церкви апр. 24. Usuardi martyrol. avctum ad 24 april. Patrol. Lat. t. 123 p. 270.

303

Путешествия их, по изданию Сахарова (СПб. 1849 г.), стр. 53. 62. Русские паломники объясняют и дополняют во многом показания Дю-Канжа о монастырях Цареградских. По их показаниям, женские монастыри в Цареграде: 1) монастырь Богородицы близь Одигитрии, где глава св. Златоуста (Dn-Cangii Const. p. 33); 2) монастырь Панахран (Παναχϱαντος) с главой св. Василия (Du-Cangii р. 93); 3) близ Софии монастырь зовомый Панданассы (Παντανασσης); – царицы всех, р. 94); 4) там же, близ храма св. Ирины, мон. с мощами св. Евдокии; 5) близ Софии, мон. Христа милостивого (Φιλανϱωπου р. 81); 6) мон. с мощами св. Андрея (р. 112); 7) мон. Козмы и Дамиана (р. 121. 122); 8) монастырь св. Евфимии (р. 145); 9) мон. с мощами св. Климента Анкирского (р. 181); 10) близ Предтечева мон. обитель св. Николая с мощами св. Михаила (р. 130); 11) мон. Богоматери благодатной с мощами Иоанна Дамаскина (р. 87); 12) мон. Евергетис с мощами Феодосии (р. 87); 13) мон. Липеси с мощами св. Стефана (р. 138); 14) Омонейсский с мощами св. Пантелеймона (р. 137). Путешествия, по изданию Сахарова, стр. 52–55. 61–63. 73. У Дю-Канжа женские монастыри, построенные до X в.: а) Прокопиин, построенный тёткой имп. Юстиниана; б) Гастрийский; в) Деспоты; г) Икасии; д) Кирианов; е) св. Домнины или пр. Захарии; ж) св. Мавры; з) Матроны; и) Мирилевский; и) Маврикиев, новый монастырь; к) Покаянный; л) Покаянный Новый; м) Богородицы всеблаженной – Constant, chr. p. 93. 153. 154.157–160.185.186.0 других не показано, были ли они мужские или женские.

304

Кальнофойский: „св. инок Савва чудотворец“. Опис. лавры, стр. 110. 291. 292.

305

См. сент. 22 д.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle