21-е
Св. священномученика Иануария епископа и с ним Прокула (Прокла), Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян
В жизнеописании Иануария, как и в жизнеописании многих дивно прославленных Богом мучеников – не знаешь, чему более удивляться: беспредельной ли силе чудес, совершившихся над ними, или беспредельной слепоте и ожесточению душ, пребывших в неверии и бесчувствии даже при совершившихся в их присутствии, так сказать, воочию, поразительных чудных явлениях, которыми соизволяет Господь в определённые времена знаменовать своё Божественное могущество...
Св. Иануарий, бывший епископом в Кампанийской области в Италии, был во время гонения при Диоклитиане предан истязаниям за веру Христову. Но вот, брошенный в раскалённую печь, он выходит из неё невредимым... Выведенный на следующий день на съедение зверям вместе с другими христианами: Прокулом и Соссием, Фавстом и Десидерием, клириками в г. Путеолах, и мирянами: Евтихием и Акутионом – Иануарий и дружина его остаются неприкосновенными: звери с кротостью припадают к ногам епископа к общему изумлению бесчисленной толпы народа...
Правитель Кампании – Тимофей, предавший на мучения христиан, не поражается однако же таким чудом хранения Божия; он в душевной своей слепоте это чудо приписывает волшебству... и как бы в кару за свою слепоту, происходящую от бесчувственности, слепнет в эту минуту и своими телесными очами...
Но и это не пробуждает в нём ни мысли, ни чувства... Тогда Господь, ищущий всегда спасения грешников, благоволит действовать на него милосердием. Он даёт незлобивому мученику Иануарию силу исцелить ослепшего. Но и радость исцеления не трогает очерствелого сердца, между тем как пять тысяч язычников, свидетелей этих чудес, в это же время обращаются к истинному Богу.
Но чем более преизбыточествует благодать Господня, тем более злобствует ослеплённая душа и не терпит, а предаёт смерти просвещённых истиной... Все они со св. епископом по повелению Тимофея отведены за город и казнены мечом.
Святые останки их были взяты жителями разных мест; тело же св. Иануария перенесено в Неаполь, где и до сих пор благоговейно чтится память его, и Неаполитанцы почитают его своим защитником и покровителем, не перестающим изливать на них свою чудодейственную помощь, подтверждаемую «достоверными свидетелями, всякий подлог устраняющими»271. Явление св. Иануария святому Павлину перед его кончиною (431 г.) описано присутствовавшим при кончине Павлина пресвитером Уранием в его письме, из которого видно, что св. Иануарий тогда особенно был чтим в Неаполе272. Огнедышащий Везувий однажды внезапно прекратил извержение пламени, когда народ, поражённый ужасом, собрался у гроба мученика и молил его о своём спасении... По разве можно исчислить все чудеса! Беспредельно дивен Бог во святых Своих!
Святой мученицы, царицы Александры
Св. Александра была жена импер. Диоклитиана и потаённая христианка; мужество, твёрдость в исповедании и чудеса великомученика Георгия возбудили в ней ревность по вере, и она гласно исповедала Христа. Осуждённая Диоклитианом на смерть, она на пути к месту казни предала дух свой Богу (304 г.).
† Преставление святого Нифонта, святителя Новгородского
Родители блаж. Нифонта, в мире Никиты, были люди благочестивые и зажиточные, жившие близ Киева, и обучили сына книжному учению и страху Божию273. По смерти их добрый сын роздал имение бедным, посвятил себя иноческому житию в Печерском монастыре и здесь усердно и долго подвизался в посте и молитвах274. Знакомство его с местными обычаями Греческой Церкви, которое так видно в его ответах Кирику, показывает, что он путешествовал по востоку275. В конце 1129 г. Иоанн, епископ Новгородский, оставил кафедру и на его место (янв. 1-го 1130 г.) поставили Нифонта, как мужа Богобоязненного и святого по жизни276. В 1135 г. видим блаж. Нифонта примирителем Киевлян с Черниговцами 277. Под 1136 г. помещено в древней летописи известие, но не совсем ясное, о пастырском распоряжении его по случаю брака князя Святослава. По словам летописи, когда князь женился в Новгороде, то «венчали его свои попы у св. Николая, а Нифонт не венчал его, не позволил ни священникам, ни чернецам быть при браке и говорил: не следует тебе брать её». Какая была причина запрещению, не сказано278. – У Татищева летопись говорит, что слуги князя убили отца невесты279. Если это так, то остаётся положить, что правдолюбивый пастырь требовал, чтобы наперёд преступление наказано было строгим покаянием. – Как бы то ни было, только князь Святослав признал поступок пастыря справедливым и не оскорбился им. В следующем году Святослав, по согласию с архипастырем, выдал грамоту с назначением доходов для Новгородской кафедры. Вместо того, чтобы собирать десятину для кафедры и для князя, князь назначил для кафедры 100 гривен серебра и определённую подать с некоторых мест, что всё составляло до 250 фунтов серебра годового дохода280. Св. Нифонт великолепно возобновил Софийский храм и построил каменный храм Успения; близ Пскова, на Завеличье, построен им в монастыре каменный храм Спасителя; здесь и доныне показывают чашу его, вырезанную из древесного корня и оправленную серебром281.
С 1147 г. началось для него тяжёлое время. В. кн. Изяслав предложил собору пастырей посвятить затворника Климента в митрополита, без сношения с Цареградом. Онуфрий, епископ Черниговский, и с ним три епископа говорили, что по древним правилам три епископа могут поставлять первого епископа области. Нифонт и с ним Грек Мануил, епископ Смоленский, утверждали, что митрополита посвящает патриарх. Климент, не смотря на несогласие Нифонта, посвящён был в Киеве282. – В 1148 г. по желанию Новгородцев Нифонт отправился в Суздаль для заключения мира с Суздальским князем, и Юрий, враг Изяслава, с честью принял пастыря, противодействовавшего желаниям Изяслава, согласился отпустить с Нифонтом пленников, принимал его ласково и с почётом. Он пожелал, чтобы бл. Нифонт освятил новые храмы в Суздале. И по летописи, Нифонт в Суздале «церковь святи св. Богородица великым священиемь». Поныне цел антиминс, освящённый в 1148 г. для храма св. Георгия «от Нифонта архиепископа Новгородского, повелением епископа Ростовского Нестора, при благоч. князи Георгии сыну Мономахову». Эта надпись показывает, что Нифонт, при всём желании сделать приятное кн. Юрию, не иначе дозволил себе освятить храм не в своей епархии, как испросив дозволение местного архипастыря283. В следующем году Нифонт за то, что не поминал в молитвах нового митрополита, вызван был в Киев и заключён в Печерском монастыре, но не надолго. В том же году Юрий овладел Киевом и отпустил Нифонта в Новгород, где встретили его с радостью. В 1153 г. основан Нифонтом каменный храм св. Климента. Между тем Изяслав снова вошёл в Киев, и Климент оставался на митрополичьей кафедре до начала 1155 г. – Бл. Нифонт, сколько ни убеждали его лаской и угрозами покориться Клименту, не отказался от своих убеждений о Клименте284 и искал себе защиты у патриарха285. П. Николай писал ему в своей грамоте:
«О Св. Духе сыну и сослужителю смирения нашего, доброму пастырю разумных овец, господину епископу Новгорода Нифонту желаем радоватися о Господе. Слышали мы о твоём невинном страдании, Какое терпишь ты для Бога за митрополита Климента, без нашего благословения, самовластно восхитившего Киевскую митрополию; слышали, что ты осуждаешь такую дерзость его, не хочешь служить с ним святительски, не поминаешь его в священной службе и много перенёс от него досад и оскорблений. Но ты, святой отец, потерпи ещё за правду, для Господа, и не ослабевай перед тем аспидом и его советниками, дабы быть причтённым к лику святых, пострадавших за православие; покажи пример терпения святителям, которые имеют быть в земле Русской, и всему народу. – Мир тебе, отче! Благословение смирения нашего да будет над тобой, страдалец Христов, во веки, аминь»286.
При перемене обстоятельств в России, в Константинополе не замедлили избрать и посвятить нового митрополита Грека. И Нифонт, получив известие из Царяграда, что Константин уже отправился в Россию, поспешил в Киев, чтобы встретить столько желаемого митрополита; но добродушный пастырь, всегда действовавший по убеждению совести, свиделся с Константином уже в другой жизни. В Киеве блаж. Нифонт сильно занемог. – За три дня до своей предсмертной болезни он видел дивный сон. «По выходе из утрени, так рассказывал он, лёг я отдохнуть и вот вижу себя в Печерской церкви, на месте Святоши; долго молился я со слезами перед св. Богородицей, чтобы видеть мне отца Феодосия; собралось много братий в церкви, и один из них говорит мне: ты хочешь видеть отца Феодосия? Я отвечал: если возможно, покажи мне. И он взял меня и привёл в алтарь, и здесь показал мне отца Феодосия. Я, подойдя, поклонился ему и встал; он обнял меня и сказал: хорошо, что пришёл ты, брат и сын Нифонт! Теперь уже будешь ты с нами неотлучно. Он держал свиток в своей руке и по моей просьбе дал мне посмотреть, я развернул и прочёл его; в нём было написано: се аз и дети, яже ми дал есть Бог. Тогда проснулся я»287. Св. Нифонт блаженно почил 21-го апреля 1156 г. в субботу Великой, Пасхальной недели288. – Новгородский летописец, благоговея перед высокими добродетелями почившего пастыря, говорит с скорбью: «мы только за грехи наши лишены утешения видеть у себя гроб его»289.
Ныне известны ответы блаж. Нифонта на вопросы Кирика, которые Аитониевский доместик предлагал во время собора о Клименте, как своему архипастырю, так и митр. Клименту290. Ответы блаж. Нифонта в древнее время пользовались полным уважением всей Русской Церкви. Заметим некоторые из них.
Должно ли резать скот или птицу в недельный день? «Это – день святой и праздничный; надобно быть в церкви и молиться; но нет греха резать что-нибудь в воскресный день, если случится гость или другая надобность». – «Хотят идти в чужую сторону, в Иерусалим, к святым местам; и ныне я запрещаю ходить, приказываю здесь делать добро: грех ли, владыко, запрещать это?» – «Напротив очень хорошо делаешь: если идут с тем, чтобы быть в праздности, есть и пить, – это дурно, возбраняй»291. Самые замечательные ответы относились к святой евхаристии. На вопрос: давать ли причастие больному, если из уст его течёт гной? св. Нифонт отвечает, «несомненно должно: не то – смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст у иных, а смрад грехов». – «Должно ли служить с одной просфорой?» – «Если это будет далеко от торга, напр. в селе, и негде взять другой просфоры, то следует служить». За упокой так велел служить: «всегда служи с тремя просфорами, – одна великая для вынимания Агнца, здесь мёртвый не поминается, а те две за упокой»292. – Советы вполне умные и верные! Необходимая для евхаристии просфора – одна великая, – из неё вынимается Агнец. Так по учению Апостола, который говорит, что все причащаемся одним хлебом (1Кор.10:17); известны и ныне служебники XIV века, где чин проскомидии ограничивается только приготовлением Агнца293. Для заказной заупокойной литургии блаж. Нифонт считал приличным, чтобы принесли, кроме великой, две просфоры, одну для поминовения умершего, за которого совершается служба, другую для поминовения других умерших. Но из слов его вовсе не видно устава о определённом числе просфор, о чём так жарко спорят неумные ревнители старины. В служебнике Антониева монастыря времени Нифонтова счёт просфор также не означен. Здесь после описания действий над главной просфорой показаны: а) молитва, «да приимет о здравии и спасении»; в) молитвы, да помянет Господь души усопших. И более ничего294. Кирик прочёл в собрании правило – заменять этими литургиями: «10 литургий, говорит правило, избавят от наказания за грехи 4 месяцей». Св. Нифонт сказал с негодованием: «что это такое? Царь или богатые люди, согрешая, будут давать деньги за службу, а сами будут оставаться без всякой епитимьи». И при чтении другого правила, также не умного, заметил: «эта книга стоит того, чтобы сжечь её» 295. Так не всё старое – свято! И пример св. Нифонта показывает, что пастыри Церкви поступают свято, осуждая иное старое в старых книгах.
* * *
„Месяцеслов Востока“, т. II, ч. II – архим. Сергия.
Там-же.
Так говорит в житии Нифонта известный Василий, в иночестве Варлаам. – Это житие в печатном патерике.
Новгород. 3 л.: „взят из Печерского монастыря, из Киева... Положен бысть в Киевских пещерах, в монастыре, у своего обещания“. Собр. л. 3. 214. 215.
Ответы его: „в Царигороде только в лентьи станет, коли мажют и миром, и маслом, рече, не мазати“. Ещё: „по всей Гречестей земли и области не дают (молитвы) своим женам попове“ (Памят. XII в. 176. 178). В этих словах виден „бывалый человек“, но напрасно хотят видеть в них Грека: Нифонт не то, что монах пришлый в Печерской лавре, а постриженец её. См. пр. 164.
Собр. л. III, 6. IV, 3. 4.
Собр. л. 3, 7. Никои, л. под 6643 г.
Собр. л. 3, 7. Василий говорит, что Нифонт запрещал брак по родству жениха с невестой. Но какое могло быть родство у кн. Святослава Ольговича с гражданкой Новгородской? Догадка – неумная!
У Карамз. 2, пр. 267.
Устав 1137 г. в Русск. достоп. I, 82–85. М. 1815, у Герберштейна: сот. гег. Moscov. р. 48.
Собр. л. 3, 9. 12. 212. „Который епископ тако украси святую Софию? Притворы испьса, кивот сотвори и всю извну украси. А Пльскове св. Спаса церковь сзда камяну, другую св. Климента“. На дне чаши серебряная бляха с изображением креста и с надписью: „в. л. 6664 апр. 8, в пречистую обитель Спасо-Мирожского монастыря“. – В 1135 г. заложен был каменный храм Успения Богородицы; но так как главный строитель его св. кн. Всеволод скоро удалён был из Новгорода, то храм окончен только в 1144 г. Собр. л. 3, 7. 124. 214. IV, 4. 7.
Собр. л. I, 137. II, 29. 30. 79. V, 159. IX, 205. 206.
Снимок с антиминса – в Христ. Древн. Прохорова 1863 г. 2, 2–4. Изв. Акад. VI, 87. 88. Вероятно звание архиепископа давал блаженному Нифонту только кн. Юрий, но не митрополит. Новгород. летописи говорят, что сан архиепископа получил от митрополита св. Иоанн. См. сентябрь. Г. Беляев (Рассказы из Русск. Ист. 72, 115) на помянутом антиминсе строит догадки и о митрополии Суздальской и о подчинении Нифонта Суздальскому митрополиту. Но в летописях и намёка нет на то, что при кн. Юрии хотели основать особую митрополию на севере. По самому названию храма, храма Георгиева, вероятно, что антиминс освящён в Суздале, по желанию кн. Юрия, а не в Новгороде.
Киевск. летоп. о Нифонте: „бысть бо ревнив по Божественному, его же Клим понуживаше служити с собою; он же ему молвяюет: неси приял благословение от святой Софье и святого великого собора и от патриарха; тем же не могу служити, ни воспоминати тебе в святей службе, но поминаю патриарха“. Собр. л. II, 80. 45. 64. III, 10. 11. V, 160.
Сношения с Цареградом конечно не дёшевы были Новгородской кафедре. Отселе жалобы некоторых на Нифонта, хотя и излишне резкие: „мнозии глаголаху, яко полупив св. Софью, пошел Царьгороду, и много глаголаху на нь, но собе на грех“. Собр. л. III, 12. „Сими укоризнами содеваху ему спасение, а себе на грех“. Собр. л. IX, 206. 207.
Грамота патр. Николая Музалона – у Варлаама в житии св. Нифонта. Николай Музалон был патриархом 1147–1152 г. Киевск. л. под 1766 г.: „патриарх же присла к нему грамоты, блажа и причитая к святым его. Он боле крепляшется, послушавая грамот патриарш“.
Собр. л. 2, 79. 80. 7, 64. 9, 206.
По 1 Новгород. лет. „преставися апр. 21 д.“ 1156 г. Собр. л. 3, 12. Тоже в Соф. Врем. 7, 64. По 2 Новгород. и Никон. лет. „преставися апр. 15, праздной недели в субботу“. В 3 и 4 Новгор.: „преставися апр. в 18 д.“ Собр. л. 3, 124. 179. 4, 9. 5, 160. 9, 206. По четьей минее „преставися апр. 8 светлые недели в субботу“. Но в 1156 г. суббота светлой недели была апр. 21 д. Потому несомненно, что блаж. Нифонт почил 21 апр. 1156 г. Варлаам в конце жития, обращаясь к св. Нифонту, говорит: „молись за пречестнейшего архиерея Макария, содержащего святительский престол всей России, который уставил соборно праздновать честную память твою“. Итак, повсеместное празднование св. Нифонту установлено митр. Макарием, но в каком году? Неизвестно. Мощи св. Нифонта ныне открыто почивают в Антониевой пещере, но у Кальнофойского они ещё не показаны. Опис. лавры, стр. 108. 289,293. Воскр. л. (7, 64) говорит: „положен бысть в Феодосьеве печере“. Но все другие говорят только, что положен в Печерском мон.
Собр. л. 3, 12.
Ответы м. Климента в памят. XII в., стр. 179. 180. 196.
Памят. XII в., стр. 176.
Памят. XII в., стр. 174. 173.
В Воскресенском монастыре служебник 1380 г. Новгор. Софийского собора один служебник конца XIII в., другой – XIV в., в обоих литургия с одной просфорой. Изв. Акад. 6, 313. 317. 7, 265. 266.
Христ. Чтен. 1863 г. 4, 93. 94. В этом служебнике на ектеньях поминается то архиепископ (л. 8. 12. 106. 107), то епископ (л. 23. 33. 48. 56. 65) и след. он писан при самом Нифонте или вскоре после 1165 г., когда ещё не утвердился обычай называть Новгородского архипастыря архиепископом. – Кроме трёх литургий в нём находятся: чин освящения воды в Богоявление, чин крещения, молитвы духовным детям на Петров день, на Рождество Христово и на Пасху, чин причащения больных. В чине крещения показано, как совершает крещение с миропомазанием святитель при содействии священника с диаконом.
Памяти. XII в., стр. 188. 189. Опис. Синод. б. 2, 281.