14-е
Св. муч. Ардалиона
Св. муч. Ардалиона. Из лицедеев (комедиантов). Начав играть роль мученика для народной потехи, он кончил нелицемерным исповеданием Христа и смертью на железной сковороде, в царствование Максимиана (в начале IV в.).
† Св. мучеников Литовских: Иоанна, Антония и Евстафия
Литовские мученики166 пострадали за св. веру при Литовском князе Ольгерде.
Ольгерд, с 1345 г. великий князь Литовский, ещё при жизни отца крестился в православие167. Это было тогда, как вступил он в брак с Марией, княжной Витебской168. Благочестивая Мария построила в Вильне на месте капища Рагутиса приходский храм св. Параскевы, в котором она и погребена, так же как в Витебске, по дозволению Ольгерда, построены были две церкви169. Но Ольгерд, приняв христианство по расчётам житейским, от того, что с рукой княжны Витебской получал Витебское княжество, по расчётам же житейским готов был и изменить христианству. В 1342 г. Псковичи приглашали его к себе на княжение, с условием, чтобы он крестился. Ольгерд отвечал, что он крещён. Знали ли Псковичи о его крещении, неизвестно; но по словам их видно, что они не видели в делах его ничего христианского и желали видеть в нём искреннего христианского князя. Ольгерд, по расчётам житейским, не принял Пскова и послал туда сына Андрея, тогда же крестившегося170. Особенно тогда, как умерла супруга Мария (это было не позже 1346 г.)171, – Ольгерд из угождения жрецам и народу своему, ещё косневшему в язычестве, опять стал язычником и язычником свирепым.
Пресвитер Нестор, духовник княгини Марии; обратил несколько Литовцев к христианству, в том числе двух придворных, родных братьев, любимцев Ольгерда. Кумец и Нежило – так назывались братья172, любимцы Ольгерда, – не являлись в храм Перкуна для принесения жертв огню173 и соблюдали пост в известные дни. – Это открыло веру их жрецам. Литовцы, столько важные в глазах народа, открыто пренебрегают верой предков! это нестерпимая обида для старой веры. Это – опасность для ремесла жрецов. Жрецы жаловались Ольгерду, и по их настоянию Ольгерд велел бросить братьев в темницу.
Иоанн и Антоний, так назывались братья в крещении, целый год провели в тюрьме, томимые голодом и сыростью темницы; ласки и угрозы жрецов не успевали возвратить их на путь лжи; они оставались тверды. На другом году Иоанн, старший брат, ослабел и объявил жрецам, что отрекается от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев.
Антоний ни от мук, ни от ласк не переставал быть искренним христианином. Он открыто совершал дела христианские и отказывался от языческих. Жрецы положили испытать обоих братьев. В день постный сказано было: братья должны быть при столе князя. Иоанн разделял мясную трапезу, Антоний отказался от обычая языческого. Ольгерд уговаривал его не пренебрегать обычаем Литовским. Антоний хотел быть верным христианскому правилу, и его опять бросили в темницу.
На этот раз положение св. страдальца было до крайности отягчено. Всё, что могла придумать злость жрецов, было употреблено для того, чтобы победить твёрдость Антония. Но он был твёрд и покоен; он утешался тем, что верен Господу своему, Тому, Кто приготовил блаженную вечность верным Своим. Слух о твёрдости Антония, о его радости в темнице обратил к нему многих, а слушавшие исповедника Христова чувствовали, что устами его говорит небесная истина.
Кумец напротив того чувствовал, что нет для него радости без имени Христова. Сами придворные Ольгерда, привыкшие уважать твёрдость военную, пренебрегали малодушным, а брат Антоний не хотел и видеть его. Мучимый стыдом и совестью, Иоанн открыл свою душу священнику Нестору и просил примирить с ним брата. Антоний отвечал, что у него ничего нет общего с отступником веры. – Иоанн решился снять с души свой грех. Раз служил он, по обыкновению, князю в бане и здесь объявил, что он – христианин. Ольгерд смолчал; но после спросил его при других: точно ли он отрёкся от веры отцов? Иоанн смело отвечал: «государь! открыто сознаюсь, что я опять христианин; делай со мной, что тебе угодно, но более не изменю я святой вере». Ольгерд вышел из себя, – бил Иоанна своими руками, велел бить его палками и, закованного в тяжкие оковы, приказал бросить в темницу174.
Как рад был теперь Антоний! Как легко было на душе у Кумеца! Братья вместе хвалили Господа; вместе причастились они Св. Таин. Темница узников стала училищем святой веры. Туда собирался народ видеть бестрепетных исповедников новой веры. Поражаемые ангельским спокойствием их и силой проповедуемой ими истины, многие принимали св. крещение, тайно от жрецов175.
Узнав о том, что в темницу Иоанна и Антония стекается народ с благоговением, жрецы испугались последствий. Они явились к Ольгерду и объявив, что Кумец и Нежило чарами обольщают народ, требовали решительного суда над ними176. Ольгерд отдал их в распоряжение жрецов. Надобно представить себе грубость нравов того времени и дикую злость Литовских жрецов – этих торговцев, чтобы понять лютость мук, каким подверглись св. Иоанн и Антоний. Они терзали и мучили их со всем зверством. Апреля 14, на месте преступников, повешен был Антоний на дубе. В Иоанне ещё надеялись опять увидеть слабость и долее мучили его; наконец 24 апреля задушили его и повесили на том же дереве177.
Мученическая смерть Антония и Иоанна принесла прекрасный плод. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, юноша умный и прекрасный собой, поражённый твёрдостью св. страдальцев, принял крещение от блаж. Нестора. Ольгерд, заметив, что он отращивает волосы (Литовцы-язычники стригли волосы и брили бороду), спросил: «и ты – христианин?» Христианин, смело отвечал Круглец. Ольгерд, думая принудить его к своей воле, приказал ему есть мясо. Это было в пяток поста Рождественского. Круглец отвечал, что не может он нарушать правил св. веры своей. Гордый Ольгерд вышел из себя. В жестокий мороз приказал он лить в рот Круглеца холодную воду. От этой пытки останавливалось дыхание у св. исповедника, и тело его посинело. Но св. Евстафий, так назван Круглец, и после того отказался от запрещённой пищи. Ольгерд, в бешенстве, велел бить и ломать железными прутьями ноги Круглеца и содрать с головы кожу вместе с волосами. Мученик терпел, не подавая и вида, что страдает. Напротив, он ещё утешал стоявших христиан надеждами на блаженную вечность. Наконец, св. страдальца повесили 13 декабря на том самом дубе, который освящён смертью Иоанна и Антония178. Это было в 1347 г.179.
Мощи св. мучеников погребены были «у св. Николы»180, или «в церкви св. Николая»181, что стояла на правом углу нынешнего Лоточка Вильны182. На месте мученического подвига страдальцев, при второй супруге Ольгердовой183, построен храм св. Троицы с монастырём, заменённый в 1514 г. каменным великолепным храмом по усердию князя Острожского184. В 1364 г. св. Алексий установил праздновать страдания св. мучеников во всей Церкви185; а мощи мучеников в 1826 г. свидетельствованы были, по распоряжению Свят. Синода, в Духовом монастыре, куда перенесены они были для безопасности от насилий унии и папизма186. Тертуллиан говорил в своё время: «кровь мучеников – семя христиан». Кровь мучеников Литовских была тем же в Литве. Сам жестокий Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но при конце жизни принял иночество; он похоронен в построенном им храме Пречистой187. Все 12 сыновей его были христианами Православной Церкви188. Целая половина Вильны, столицы Литовского княжества, в 1387 г. состояла из христиан православных189 и легат в 1393 г. видел «в Вильне много Русских церквей»190. Даже при язычнике Кейстуте в Троках верным слугой его оставался с ним и в тюрьме в 1381 г. «Григорий Омулич» – уроженец из Трок, православный Литвин191, а в 1384 г. Витовт подарил в Троках монастырю Рождества Богородицы земли и угодья192. Такова сила св. веры!
Св. Мартина исповедника, папы Римского
Родился в Тосканском городе Тоди от родителей знатного происхождения. Получив блистательное образование, сосредоточил любовь свою на св. Писании и посвятил себя на служение Церкви. Успев заслужить общее уважение на этом добровольно-избранном им поприще и достигнув сана пресвитера, был, по смерти папы Феодора, против воли своей возведён (5-го июля 649 г.) в достоинство папы – в царствование императора Констанса II-го.
Не замедлило осуществиться в жизни святителя, бывшего на высоте своего избрания, изречение Иисуса Христа: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня... Блаженны изгнанные за правду, ибо тех есть Царство Небесное» ...
Борьба за истину предстояла Мартину в самом начале своего нового пути. Споры монофелитские волновали тогда Церковь. Царь и патриарх были заражены этой ересью, влиявшей потому и на поверхностную, невежественную впечатлительность народной массы.
Император Констанс, имея в виду прекратить эти споры о двух волях в едином лице Иисуса Христа, издал эдикт под именем типа веры (типос), которым строго запрещалось входить в какие-либо прения об этом спорном вопросе.
Папа Мартин, получив повеление от императора Констанса исповедывать еретическое учение и утвердить его собором, отвечал: «если бы и весь мир принял это противное учение, то я не приму его и не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и преданий св. отцов, если бы и пришлось пострадать до смерти».
Затем, безуспешно обратившись к Цареградскому патриарху Павлу, прося его убедить царя оставить ересь, папа Мартин, по совету преподобного Максима исповедника, собрал поместный собор. На этом соборе, состоявшем из ста-пяти западных епископов, была осуждена ересь и императорское постановление по её поводу. За это, по повелению разгневанного императора, папа Мартин был сначала, захваченный ночью военной силой, отправлен к Цикладским островам, на одном из которых был содержан в течение года в голоде и других лишениях, а потом, в 654-м г., вызван в Царьград, заключён в мрачной и тесной комнате пустого дома, где в продолжение 93-х дней его томили голодом и жаждой. Потом представили на суд, где судили папу не по делам Церкви, а как государственного преступника. С тяжёлым железным ошейником, под стражей, он был выведен из сената; с ним обходились так жестоко, что стражи и народ до слёз жалели невинно-страдавшего...
После этого суда папа Мартин около года томился ещё в общей тюрьме с злодеями; 85 дней провёл в тюрьме, так называемой Диомидовой; потом был отвезён на корабле в Херсонес, где после двухлетних страданий скончался в 655 году. Был погребён в церкви Богородицы, называемой Влахернской. – Мощи его были перенесены в Константинополь, а впоследствии – в Рим, где находятся в церкви св. Мартина Турского.
Празднование Виленской иконе Богоматери
По сказанию местных преданий, Виленская икона написана Ев. Лукой, привезена в Вильну, как знамение родительского благословения, Еленой, дочерью собирателя России Иоанна III Васильевича, при вступлении её в супружество с Александром, князем Литовским, в 1495 году. По смерти Елены образ поставлен был в Пречистенском храме, где она погребена. В 1569 г. Иоанн IV Васильевич предлагал за образ королю Сигизмунду Августу 50 знатнейших Литовских пленных, но мена не состоялась. После образ перенесён в Виленский Троицкий собор, где он теперь находится.
* * *
Сочинитель жития мучеников (помещ. в минее Макария) называет их „новоявленными». По этому видно, что он писал при святит. Алексии, когда установляли празднование им.
Стрыйковский kr. pol. 1845. 2, 14.
Lat. lit. i Russk. p. 27. „князь Витебский, не имевший сыновей, принял его к дочери и отдал Витебск“.
Стебельский chron. р. 7. Lat. Litow. 1 kr. Russk. p. 27. Собр. л. 2,349. О храме Параскевы рукопись Даниила Лодзяты и перевод её в статье: Литва (Вестник Говорского, стр. 131. 132).
Львов. л. 2, 99. Карамз. 4, 157. 158, пр. 337.
По летописи, Ольгерд женился на второй супруге Юлиании в 1349 г., и первый сын её Ягайло – Яков родился в 1350 г. В служебнике XVI в. выпись из помянника Пречистенской церкви: „великая княжна Мария Ярославовна усопшая на память преп. Илариона“. Это первая жена Ольгерда. Далее там же: „великая княжна Иулиана, во святой схиме Мария, усопшая на память св. Апост. Симеона Зилота“. – По степен, кн. 1, 1. 512, „княгиня Ольгердова Ульяна, в монашеском чину Марина, преставилась в 1392 г.“.
Так в Четьи-Минее; те же имена сохранены преданием в Вильне. У Нарбута называются они Куклеем и Мпхлеем.
О Виленском храме Перкуна, построенном в 1285 г. в дубовой роще, там, где ныне кафедральный костёл. Хроника у Нарбута, в Север. Арх. 1822 г. 1, 227–231.
Stebelsky zywoty ss. pan. II. Коялович miscellanea p. 8–9.
Stebelsky zywoty ss. pan. II. Dubowicz hierarchia lib. IV sect 2. Коялович miscellanea p. 9. 10.
Стебельский и Дубович ibid. Kulczynski menolog. Basii.
Четь-Минея. У Нарбута hist. nar. lit. Иоанн повешен 24 апреля, а Антоний – 24 июля. Ошибка по ркп. житию Антоний пострадал 14 апреля, а Иоанн 24 апреля.
Ркп. житие; Четь-Минея. Днём страдания св. Евстафия во всех летописях показан 13 д. декабря.
Летопись Даниловича р. 169. 170. „Того же (1347) лета убиен бысть от вел. князя Ольгерда Литовского Круглец, нареченный в св. крещении Евстафий, за православную веру христианскую, и положен бысть у святого Николы, с сродники своими в гробе, с великими мучениками Антонием и Иоанном, иже пострадаша за православную веру христианскую и прията венцы небесные от руки Господни“. Тоже собр. V, 228. VII, 214. Львов. л. 2, 115. Стебельский (Zywoty ss. pan. II, 5) и Густинская л. (Собр. л. II, 346) относят кончину мучеников к 1328 г., но это – очевидная ошибка. Тогда владел Литвой Гедимин.
Летоп. Даниловича.
Эта „Русская церковь св. Николы“ упоминается в акте 1481 года (Акт. Зап. Росс. 1, 96).
Так показано место её на плане г. Вильны 1671 г. в собр. грам. Вильны, Вильно 1833 г. Здесь же показан другой храм св. Николая, перенесения мощей святителя, построенный в 1514 г. кн. Острожским, существующий поныне.
Нарбута Dz sar. nar. Iit. V. прилож., стр. 46.
По грамоте каменный храм Св. Троицы построен там же, где „издревле был деревянный с монастырём“. Собр. Виленских грам. 2, 14. Вильно, 1843, у м. Сильвестра (patericon р. 176) читаем: повешены „на том месте, где стоит церковь Св. Троицы; христиане, похоронив их на том же месте, построили тут деревянную церковь Св. Троицы“.
Собр. л. 2, 350, м. Сильвестр (patericon р. 176) о св. Алексии: „снесшись с п. Филофеем, включил он Литовских мучеников в число святых и установил праздновать им в 14 день апреля“. Дубовича hierarchia lib. 4. р. 173, „новоявленным чудотворцам, – пострадавшим при Ольгерде нечестивом“ – в сборнике XVI в. № 397, стр. 595.
Слово Иосифа архиеп. Литовского по освящении церкви св. мучеников. Вильно, 1851 г.
Воскр. л. 2, 334.
Ист. Русск. Церк. 2, 39. 40. Православие в Литве – в Христ. Чтен. 1851 г. 1, 443–447.
Obraz. lit. Jaros. t. 2. p. 3–7. Нарбута 5, 403. 403. Собр. л. 5. 242.
Нарбут 5, 507.
Нарбут 5, 294. 306.
Собр. грам. Вильно 1843 г. 11, 146.