Источник

15-е

Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима

О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» (Деян.19:29), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» (Флм.1:23).

Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом.

Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею (2Тим.4:21): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью.

Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» (Деян.20:4,21:29), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею (2Тим.4:20) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами.

Святых мучениц Василисы и Анастасии

Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы.

Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев, его сподвижников, обращённых ко Христу св. Хризосом и четырьмя учениками его, крещёнными Ап. Фаддеем. Пострадали при Армянском царе Датианосе в 123-м г. На месте их мученической смерти св. Григорий, просветитель великой Армении, воздвиг храм и учредил братство, впоследствии образовавшееся в монашество.

Иверская Церковь издревле празднует память святых подвижников Месукевийских. – (См. «Полн. жизнеопис. свв. Груз. Церкви» – Сабинина).

Святого мученика Саввы Готфского

В IV-м веке христианство начало распространяться между Готфами, жившими по берегам Дуная. Во время гонения, воздвигнутого на просветившихся верой Христовой при Афанарихе (вследствие поражения его Римлянами), оказалось, что между ними было уже много ревностных последователей нового учения, которые не отступили перед мученическою смертью за исповедание Иисуса Христа. Одним из таковых был св. мученик Савва.

В послании Готфской Церкви к Каппадокийской, отправленном с нетленным телом мученика Саввы, описаны (очевидцами) подвиги и чудеса святого.

«Ради памяти мученика и пользы верующих, – говорится в церковном послании, – мы рассудили, по кончине его за Господа, не умолчать о славных делах его, но предать их письму. Он был правоверен, благоговеен, во всяком праведном деле послушлив, кроток, прост в слове, но не в разуме; со всеми говоря смело за истину, заграждал уста идолослужителям; был готов на всякое доброе дело; пел в церкви, заботился о храме Божием, презирал богатство, молился и постился усердно, был чужд тщеславия, побуждал всех к Богоугодному житию, соблюдал «веру, действующую любовью» (Гал.5:6), и никогда не боялся свободно говорить о Господе, за что не раз терпел мучения от нечестивых»193.

Когда начальники Готфские увидели, что вера христианская быстро распространяется между язычниками, то они начали преследовать христиан. Прежде всего они принуждали их вкушать от идольских жертв.

– Кто вкусит идоложертвенных мяс, тот не может быть христианином! – напоминал Савва и удерживал христиан от исполнения языческого обряда. За это он был изгнан на несколько времени из селения.

Когда гонение возобновилось, и воины снова начали забирать христиан, то жители села, где жил Савва, опасаясь обыска и преследований, с клятвой стали уверять начальника края, что между ними нет ни одного христианина.

– Пусть никто не клянётся за меня! – сказал Савва, – потому что я – христианин...

И, как христианин, он был взят и представлен начальнику.

– Есть ли какое-нибудь имение у этого христианина? – спросил начальник.

– У него нет ничего, кроме той одежды, которая на нём... – отвечали ему приближённые.

– В таком случае отпустите его... – с презрением отозвался начальник, – если он так беден, то от него ни пользы, ни вреда ожидать нельзя...

Во время праздника Пасхи, при возобновившемся яростном гонении в 372-м г. Савва был захвачен язычниками, напавшими на христиан в то время, как они торжественно праздновали святые дни. Его вместе с благочестивым сельским священником беспощадно поволокли по жестокому пути до самого города, били палками и мечами и мучили до ночи; на другой день стали принуждать есть идоложертвенную пищу, и когда они отказались, то Савву снова предали истязаниям и наконец – утопили в реке.

Перед смертью он только славил Бога и молился, и когда ведшие его на казнь, тронутые кротостью мученика, пожелали и произвольно решили его отпустить на свободу, то Савва не принял их предложения: так жаждала душа его скорее соединиться с Христом...

Св. Савва пострадал, имея от роду 38 лет. – Воины вынули из воды тело его и бросили на берегу, на съедение птицам, но оно осталось нетронутым, и через несколько времени мог приобрести его один христианин, который перенёс эти святые останки в своё отечество – Каппадокию, при чем было доставлено и вышеупомянутое послание, кончавшееся так: – «совершая память мученика в день, в который он увенчался, возвещайте то и прочим братьям, да во всей кафолической Апостольской Церкви, духовно веселясь, прославляют Господа, избравшего Себе рабов Своих. Приветствуйте всех святых; приветствуют вас братья, терпящие с вами гонение. – Могущему же нас благодатью и человеколюбием Своим привести в Небесное Царство – слава и честь и поклонение, со единородным Его Сыном и Пресвятым Духом, во веки, аминь».

† В тот же день преставление святого великого князя Мстислава Владимировича

Аз есмь Господь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди непорочен (Быт.17:1). Такова воля Божия о человеке. Кн. Мстислав Владимирович, названный великим, твёрдо знал и выполнял волю Божию о человеке, и он поставлен в числе святых ещё в прологе XIII века194.

В 1088 г. сын Владимира Мономаха, в крещении Феодор, будучи 12 лет, отправлен дедом княжить в Новгород195. На 19 году он уже является образцом мужества и великодушия христианского. Олег, князь Черниговский, убил брата его Изяслава, захватил Ростов и Суздаль, принадлежавшие Мстиславу. Мстислав, не желая лить кровь, послал сказать Олегу: «ты убил брата моего, но на войне гибнут цари и вельможные люди; будь же доволен наследственным городом (Рязанью); в таком случае я упрошу отца моего помириться с тобою». Олег не хотел слушать предложений любви и собрался взять Новгород. Мстислав дал сражение (1096 г.), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муром. Мстислав снова предложил мир Олегу и желал для себя только возвращения пленных; он убедительно просил отца простить Олега, и отец согласился, сознавшись, что сын пристыдил своим великодушием отца196. Олег притворно согласился на мир. Мстислав распустил войска свои и в празднование вел. муч. Феодору, в субботу первой недели поста, приобщись св. Таин, спокойно сидел за обедом в Суздали, как гонцы принесли ему весть, что дядя Олег стоит на Клязьме с войском. Мстислав в одни сутки собрал дружины – Новгородскую, Ростовскую, Белозерскую и готов был к битве за городским валом. Через 4 дня поспел к нему брат с войском. Началось жаркое и упорное сражение; мужество Мстислава склонило победу на его сторону: Олег бежал и, оставив Муром брату, скрылся в Рязани. Мстислав и в счастии остался христианином. Он не хотел брать ни Мурома, ни Рязани, и только удовольствовался свободою пленников. – Олег в отчаянии бегал, не зная, где приклонить голову. Блаженный Мстислав послал сказать ему: «Святополк и Владимир, – о себе не говорил, – не лишат тебя земли Русской, – я буду твоим ходатаем; останься в своём княжении; только смирись». Вслед затем он вышел из Муромской области и, возвратясь в Новгород, примирил с Олегом вел. кн. Святополка и отца своего Владимира197.

Понятно, что таким князем не могли не дорожить Новгородцы. На общем совете вел. кн. Святополка с Мономахом и другими князьями положено послать в Новгород сына Святополка. Новгородские послы объявили Святополку: «если у сына твоего две головы, пусть идёт он в Новгород, Новгороду нужен Мстислав, Новгородцам дал его Всеволод, и они вскормили его для себя». И Мстислав возвратился в Новгород198. Благодарный за милости Божии, князь заложил храм Благовещения на Городище, вблизи Новгорода. – Каменный храм князя – жертва искреннего благочестия его. Он был украшен со всей щедростью: иконостас его обложен был серебром199. Для сего-то храма благочестивый князь поручил написать драгоценное для нас Мстиславово Евангелие, и дорогой оклад Евангелия устроен был в Константинополе200. Глаголемому старообрядцу уже показано, что в сём Евангелии имя Иисуса пишется большей частью сокращённо, но до 80 раз встречается с удвоенной в начале гласной: «Иисусу» или «Иисус»201.

Совершив поход в дикую Эстонию, Мстислав (в 1113 г.) заложил на княжьем дворе каменный храм во имя святителя Николая202. Этот храм был памятником признательности его к святителю и за исцеление от болезни203. В тяжкой болезни благочестивый князь усердно призывал в помощь святителя, коего мощи незадолго перед тем были перенесены в Бар-град204 и который тогда же чудодействовал в Киеве205. Святитель в видении повелел послать в Киев за иконой своей, которой вид и мера были показаны; воля святителя немедленно была исполнена, послы посланы; а послушание награждено гораздо скорее, чем можно было ожидать. Послы бурей, поднявшейся на оз. Ильмене, удержаны были на острове Липном три дня, и на четвёртый нашли плавающую на воде икону святителя того самого вида (круглую) и размера, какие показаны в видении. – Больной князь, приложась к св. иконе, получил исцеление206. Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липном, устроился монастырь с каменным храмом святителя207.

В марте 1116 г. доблестный князь опять смирял Эстов, взял Оденпе, выжег сёла и захватил множество пленных, и по возвращении заложил он в Новгороде крепость, более обширную, чем была она прежде. – Вместе с тем озаботился он о построении нового, более обширного, помещения для Новгородского владыки208. В то же время, по его распоряжению, посадник Павел заложил крепость в Ладоге, и здесь построен был поныне целый, каменный храм в честь вел. муч. Георгия209.

В 1117 г. Мономах, желая иметь в сыне близкого помощника себе, перевёл Мстислава в Белгород, а в Новгороде оставил сына Мстиславова Всеволода. Волынский князь Ярослав в союзе с Поляками домогался достать себе старшинство перед Мономаховичами. Он до того увлёкся желанием чести, что прогнал от себя и жену, дочь Мстислава. Не раз усмиряемый то увещаниями, то оружием, Ярослав в 1123 г. привёл в Россию огромное войско, Польское и Венгерское. – и Мстислав поспешил против него с своей дружиной, но – Ярослав убит был двумя Поляками210.

В 1125 г., оплакав кончину отца своего, Мстислав вступил на великокняжеский престол. В первые два года он должен был скорбеть о бедствии России, страдавшей от голода особенно на севере. В 1127 г. добросердечный князь, дав клятву защитить князя Ярослава, изгнанного племянником из Чернигова, но смягчённый просьбами бояр и духовенства не проливать крови христианской, не выполнил клятвы, и в чём каялся до гроба. За то блистательно расчёлся он с союзниками Всеволода и постоянными врагами России – Половцами: он прогнал их не только за Дон, но за Волгу. Строго наказал он и князей Полоцких, отказавшихся воевать против этих заклятых врагов христианства: он выслал их из России в Грецию. В 1128 г. начал он строить великолепный храм и монастырь в честь вм. Феодора. Это было данью благодарности за небесную помощь, избавившую его от бед, приготовленных коварным Олегом в Феодорову субботу211. – По его ли желанию основан был знаменитый Юрьев монастырь, остаётся сомнительным. Но в 1130 г. писал он в грамоте: «вот я Мстислав, сын Владимира, держащий Русскую землю в своём княжении, велел сыну моему Всеволоду отдать св. Георгию Буйце с данью, вирами (пошлинами с судных дел уголовных) и продажами (пошлинами с дел гражданских) и вено волоцкое... И ты, игумен Исаия, и вы, братия, молите Бога за меня и за детей моих, пока стоит мир. И осенние подарки народа, 25 гривен, также святому Георгию»212. – В 1131 г. построил он вблизи Киева храм в честь пирогощей иконы Пресв. Богородицы, доставленной из Царяграда213. В том же году ходил с детьми войной против дикой Литвы и возвратился с богатой добычей. В 1132 г. на пасхальной неделе (апр. 15), доблестный и благочестивый князь скончался на 56 г. своей жизни и положен был в построенном им храме св. мученика214. Ещё современники его не только называли его добрым и христолюбивым князем, но надеялись на молитву его, как угодного Богу215. Древний пролог, сказав, что он «был неудержимо милостив ко всякому» оканчивает описание жизни его так: «сребра и злата в руце свои не примаше, зане не любяше богатства, и в день преставления своего, уведев преставление свое, повеле слугам своим гробь себе уготовати и тако честне преставися»216.

* * *

193

Св. Василий Великий, получив св. мощи мученика Саввы и послание от укреплявшего Савву на подвиг епископа Солунского Асхолия и от Сарана, военачальника Скифии, родом Каппадокиана, благодарил их в 374 году письмами, дошедшими до нашего времени (см. Твор. св. отцов ч. X, 1847).

194

Пролог Румянцева № 319. Опис. Муз., стр. 452. Недавно ещё сталь известен Белградский синаксарь 1340 г., где также показана под 15 апр. память „благоверного князя Мстислава, ему же в св. крещении имя Феодор». Здесь помещено тоже само сказание о благов. князе Мстиславе, что и в синаксаре (прологе) Румянцева. Сказание Белградского списка напеч. в VI т. Зап. Имп. Акад. Наук, стр. 114. 115. И само дело и частью язык показывают, что в этих списках синаксаря как сказание о кн. Мстиславе, так сказания о кн. Ольге и о кн. Борисе и Глебе сочинение Русское. Справедливо указывают особенно на слова сказания об Ольге: „от Ольги взрастошя князьи нашя“. См. Зап. Акад. VI, 111. 114–116.

195

Лет. у Карамз. 2, пр. 163. 172. Собр. л. 1, 89. Мстислав родился в 1076 г. (собр. л.1:85). В повести о чуде св. Николая сказано, что князь Мстислав назывался по крещению Георгий. Но в Мстиславовом Евангелии писец благодарит Бога, что написал Евангелие „Богу честимому князю Феодору, а мирскы Мьстиславу, внуку сущю Всеволожю, а сыну Володимерю, князю Новгородьскому“. И потом: „о Господи! спаси князя нашего Феодора многа лет, а мирскы Мьстислава“. Современник без сомнения знал имя князя своего. В опис. древностей архиеп. Макария кн. Мстислав называется Георгием (1, 15. 404) т. е. в след за повестью.

196

Собр. л. 1, 108. 5, 150. 7, 9. 10.

197

Собр. л. 1, 108. 110. 7, 11. 12.

198

В 1093 г. по взаимному согласию великих князей Святополка и Мономаха Давид получил вместо Смоленска Новгород, а Мстиславу назначен Ростов; в начале 1094 г. Давид явился в Новгород, а в конце ушёл в Смоленск, потому что послы Новгорода настоятельно требовали и получили князя Мстислава. Собр. л. 5, 150. 7, 8. Карамз. 5, пр. 172. Извест. акад. 6, 222–224.

199

Собр. л. 3, 122. 213. 5, 154. Синаксарь Румянцева и Белградский о церкви: „и окова ю златом и серебром и каменьем многоценным“. Храмовая икона Благовещения писана была Греческими мастерами. Акт. э. 1, 248.

200

См. прим. 85. Надпись 1551 г.: „обновлено бысть св. Евангелие в великом Новгороде честнаго храма Пречистые Богородицы честного ея и славнаго Благовещения на Городище, в лет. 7059“. Невоструева исследование в Изв. акад. наук IX, 65–80.

201

Беседы к глаголемому старообрядцу, стр. 77. М. 1836 г.

202

Во 2 Новгород. лет.: „победи Мстислав на Бору Чудь и церковь заложи св. Николу, в Новгороди, на княжи дворе“. В 4 л. л. буквально тоже. В 1 л. тоже по смыслу. Собр. л. III, 4. 122. IV, 1. V, 156. VII, 23. 11. 4.

203

Собр. л. III, 214. „В л. 6621 (1113) князь в. Мстислав Володимерович – заложил церковь каменную в в. Новгороде св. Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в в. Новгород, дска круглая, и взяли на Липне при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви“.

204

Ист. Русск. Цер. 1, 99. Собр. л. VII, 3. В Синод. апостоле 1307 г.: „в л. 6582 (1074) перенесение мощем св. о. Николы“.

205

Сказание об исцелении князя: „слышав же о чудесех вел. архиер. и чудотворца Николы, бывших в то время в Барстем граде, – и в граде Киеве в они же дни чудо той великий отец сотвори; утопшее отроча пред образом своим в церкви св. Софии обрести дарова, мокроте водней от него истекающей, – призва в помощь сего преславного чудотворца“.

206

Сказание о чуде над князем известно в двух видах; старшая редакция, но едва ли старше XVI в., у преосв. Макария в Ист. Русск. Цер. 2, 180. 289. 335. 339. – Князь Георгий, именованный Мстислав, стяжая веру к цельбоносному образу, сотвори церковь каменну с бабой своей вел. княгиней Анной, на дедине Ярославле дворе, во имя св. Николая“. Другая редакция сказания в Дворищенском летописце XVIII в. поправляет некоторые ошибки старшей редакции, но не все. Здесь участницей в устроении храма выставляется супруга кн. Мстислава Анна, а не баба, скончавшаяся ещё в 1050 г. Время чудесного события относится здесь ко времени святого Никиты; но это не согласно со всеми летописями. См. пр. 92. В 3 Новгор. л. кроме того, что исцеление князя показано под 1113 г., прибавлено ещё, что каменный храм на Липне построен спустя 180 лет после чуда, в 1292 г., следовательно, чудо было в 1113 г. (собр. л. III, 213. 221). О. Макарий (Древности 1, 248–251) увлекается поздней повестью вовсе напрасно; сама же повесть относит событие к 1113 г.

207

Собр. л. III, 65. 221.

208

Собр. л. III, 4. 214. V. 166. VII, 23. II, 7. Надпись на настенной иконе Спасителя в Иоанновском доме: „образ с 1116 г. по летописи“. События с князьями 1136 и 1142 г. показывают, что тогда на дворе владыки Новгор. был не один Никитский дом. Дом с иконой, пред которой молился в 1169 г. св. архиепископ, уже в сказании назывался Иоанновским, как называется поныне. Всё это показывает, что дом построен епископом Иоанном Попином тогда же, как кн. Мстислав (в 1116 г.) строил новую крепость. Опис. Новгород. архиер. дома, стр. 9–11. 29. 30. 45. СПб. 1859 г.

209

Собр. л. 3, 4. 214. Ист. Иер. 4, 136–138. По 4 Новгородской летоп. (собр. л.4:123) „того же (1446) лета архиепископ Евфимий заложи монаст. св. Георгия в городке, в Ладоге, и стену каменную понови и церковь св. Георгия понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею (черепицей) и бысть крестьяном прибежище“. Следовательно, только храм, а не монастырь, принадлежал блажен. кн. Мстиславу. Свед. о монаст., стр. 479. 480. Фрески с горняго места Георгиевской церкви XII в. у Прохорова, в Христ. Древн. 1863 г., т. 2, стр. 103. Там же – изображение самого храма и описание его. Т. 2.

210

Собр. л. 2. 8. 9. 7, 24. 25. Никон. л. 2, 53.

211

Собр. л. 1, 131. 2, 12. VII, 26–28. Синаксарь по Сербск. сп. Румянцева и по Белградскому 1340 г.: „в Киеве же сзда церковь св. Феодора и святи ю священием великим, с митрополитом Михаилом створи честный монастырь св. Феодора“. Монастырь Феодоровский Мстислава называли „вотчим“ – отцовским и здесь погребены были многие князья. Кальнофойский, описывая старый Киев, говорил: „церковь св. Феодора Тирона, только стены стоят“. Остатки Феодоровского храма ныне – в саду Королева, в Андреевском отделении. Закревского Киев § 32 М. 1858 г.

212

Грамота в Доп. к Ист. Акт. 1. № 2, с объяснениями м. Евгения в 3 т. Труд. Общ. Ист. г. Срезневского в Извест. Акад. Наук 8, 348–353. Летопись: в 1119 году „заложи Кюрьяк игумен и кн. Всеволод церковь камяну, монастырь св. Георгия, Новегороде“. Собр. л. 3, 5. 214.

213

Икона Пирогощая получила название по местечку Пироговке.

214

Собр. л. 1, 132. 2, 10. 11. 7, 29. Погодина исслед. 4, 109.

215

Писец Евангелия называет кн. Мстислава благоверным и христолюбивым. Наслав, устраивавший оклад по воле князя, говорит: „много труда подъял и печали: но Бог утеши мя доброго князя молитвою... Дай Бог его молитву всем Христианом и мне худому Наславу, правящи его орудия в правду“ т. е. дай Бог, чтобы по его молитве успешны были все христиане и я худой Наслав, обязанный честно исправлять дела его.

216

Синаксарь по Сербск. списку Румянцева в Муз. 452 и по Белград. списк. 1340 г. в Записк. Акад. 6, 115.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle