Описание Черниговского Елецкого монастыря

Источник

«Помяни, Господи, в царствии Своем небесном благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославовича, создавшего монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». Слова синодика Елецкого

Преподобный Нестор, рассказывая в своей летописи о преподобном Исаакии, пишет: «В си же времена приключися притти Изяславу из ляхов; нача гневатися Изяслав на Антонья из Всеслава, и прислав Святослав в ночь поя Антонья Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. Есть ту монастирь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дне»1. По другим летописям, Изяслав возвратился из Польши с войском Болеслава и выгнал Всеслава из Киева в 1069 году2. Следовательно, удаление Антония в Чернигов было в 1069 году. Из слова летописи, повторенной в Патерике: «есть ту монастирь святое Богородицы», Галятовский справедливо замечает: «Любо тут не придано и неприписано: Елецкой, еднак мается разумети монастирь Богородицы елецкой, поневаж на горах Болдиных, близко Чернигова инший монастирь Пресвятой Богородицы ся не знайдует»3. Преосвященный Зосима Прокопович в предмове к Елецкому синодику пишет: «Монастирь Пресвятой Богородицы Елецкой на горах Болдинских, близ города Чернигова, збудован есть от князя черниговского Святослава Ярославича, року от сотворения света 6568», и затем приводит слова Патерика4. Галятовский в подтверждение того, что Елецкий монастырь построен князем Святославом, приводит, кроме Патерика и Синодика, отзывы князей Одоевских и Воротынских, потомков князя Святослава, с которыми сносился он письменно и через посланных иноков; по их отзывам, в роде их постоянно сохранялось предание, что князь Святослав был строителем как Печерской лавры, так и монастыря Елецкого5.

То же наконец предание записано 1698 года в синодике черниговской кафедры, где молятся: «Помяни, Господи, благочестивого князя киевского и черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой».

О времени основания обители Елецкой преосвященный Зосима говорит: «збудован есть в лето 6568», хотя вместе показывает, что преподобный Антоний был в Чернигове в 1069 году. Указание на время событий преосвященный Зосима занял, без сомнения, из какого-нибудь памятника древности, ныне неизвестного. Преподобный Нестор говорит: «Есть ту монастырь святое Богородицы и до сего дне». Слова эти в устах преподобного означают, что монастырь, получивший молитвенное благословение великого подвижника, существует, невзирая на бури времён. Но он не против того, что монастырь существовал прежде прибытия преподобного Антония в Чернигов. Таким образом, древнейший известный ныне памятник, хотя не определяет, с какого года стал существовать Елецкий монастырь, но он дозволяет верить, что монастырь существовал до прибытия преподобного Антония в Чернигов.

По какому случаю князь Святослав основал монастырь? Галятовский пишет: монастырь Елецкий, построенный князем Святославом, называют «Богородицей Елецкой» от того, что на том месте монастыря «од людей идучих образ Пресвятой Богородицы променями (лучами) светлыми, як огнем оточеный, есть виденный и знайденный на дереве еловом». Такое известие, говорит он, подтверждается видом Богоматери, изображаемой на Елецкой иконе: «намалиовано дерево еловое з галузями (ветвями) зелеными; межи тыми галузями зелеными высоко сидячая, на своих коленах дитятко Христа сидячаго под пахи левою держачая, правою рукою Христа за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию звитую». Далее пишет, что посланным от него в Москву старцам престарелый князь Никита Иванович Одоевский объявил: «Мы слышали от дедов и прадедов наших, что близ Чернигова на еловом дереве найден образ Пресвятой Богородицы, потому и построенная там церковь называется: Богородица Елецкая». В самом деле, если главный храм обители постоянно был посвящён славе Успения Богоматери и, однако, монастырь постоянно назывался, как и называется, монастырём Елецким или даже Богородицей Елецкой, то очевидно, что такое название одолжено особенному событию, тому самому событию, которое изображено на Елецкой иконе Богоматери. Таким образом, если святая икона явилась в лучах светлых на том месте, где поставлен потом храм обители, то очевидно, что, по древнему преданию, обитель основалась именно по случаю явления Богоматери на ели. По древней надписи на древней Елецкой иконе, ныне хранящейся в Харьковском Успенском соборе, святая икона явилась 3 февраля 1060 года6, и третий день февраля поныне празднуется в Елецком монастыре.

Галятовский так был тщателен в своём исследовании о древности Елецкого монастыря, что выставляет основательные известия о виде храма, построенного князем Святославом: «Як в Киеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь докола каплицами была оточена, що давняя од початку ей форма и диспозиция на муре учиненая показует»7. Сказав, что с несколькими мурованными куполами видели Елецкий храм ещё живые очевидцы, продолжает: «Пред Батыем церковь Елецкая оловяными таблицами была покрытая, що дается оттоль ведати, же и теперь ходячи коло церкви люде шукают в песку олова и штуки великие знаходят, иншии познаходили в песку великие таблицы оловяныи, которыми церковь была покрытая»8.

В другом месте пишет: «Образа, писанные на стенах древними художниками таинственно (мистерне), найдены в таком виде, что их ни дождь, ни град, ни снег не истребили в не испортили, в течение многих лет»9. Поправляя Елецкую церковь, нашли в земле под дверями церковными давний гроб из плит красного камня; внутри церкви, под хорами, найдено несколько гробов каменных, но разрушенных, – плиты унесены. Видно, что люди великого рода, по благочестию, стремились к Елецкой Богоматери и желали того, чтобы тела были погребены здесь; в гробах тех, без сомнения, были положены тела князей и панов русских; русские князья имели такое усердие к Елецкой Богоматери по её чудесам10. Когда в 1676 году строили трапезу и при трапезе церковь верховных апостолов Петра и Павла, то «рабочие в глубоком рве вырыли вылитый из олова круглый образ Воплощения Христова, где Пречистая Богородица стоит с поднятыми к небу руками, а в чреве её Христос, благословляющий, с надписью: „МР. ΘУ.“; на другой стороне образа святой Василий Великий, кесарийский архиепископ, в омофоре и с надписью по-гречески „св. Василий“»11. Надобно быть признательными о.Иоаникию за эти сведения о Елецком храме до татарского времени.

Прибавим к этому сведения других. В летописи под 1177 годом упоминается вместе с черниговским епископом «Ефрем игумен Святой Богородицы»12. Поэтому видно, что до монголов Елецкая обитель управлялась игуменами. Архимандрит Тимофей в просьбе своей от 9 декабря 1729 года писал к гетману Апостолу: «В прошлых давных годех, еще за державы великих князей российских, когда при Чернигове монастырь Елецкий и в нем церковь камення Успения Пресвятой Богородицы благоверным князем черниговским Святославом Ярославичем созданы, тогда же к оному монастырю Елецкому село Авдеевка и при оном селе перевоз на реке Десне и прочии маетности наданы». Точно так же гетман Демьян Игнатович, универсалом от 22 августа 1669 года утверждая за Елецким монастырём сёла Авдеевку и Горбов, писал, что они «здавна належали» монастырю и, быв отняты «насилием, теперь приворочаются»13.

Преосвященный Зосима пишет: «То все (и ильинский, и Елецкий монастыри) цело зоставало в Чернигове до пристя незбожнаго Батия царя татарскаго, поганина, который з великими войсками татарскими пришовши в землю русскую, спустошил оную; на той же час и монастырь в Чернигове Пречистой Богородицы Елецкой на горах Болдынских спустошил, року от сотворения света 6748 (1240)».

Более чем вероятно, что в то время, когда татары несколько притихли, довольные данями России, хотя главный храм в был в развалинах, Елецкая обитель не оставалась вовсе без иноков. Под управлением восстановленной епископии черниговской, без сомнения, древняя святыня была до некоторой степени восстановлена. С 1445 года Чернигов был в ведении православного можайского князя, а с 1499 года перешёл в полное распоряжение московских великих князей, и они стали присылать сюда своих воевод. Тогда Елецкая обитель, хотя и не в прежнем величии, была восстановлена.

Галятовский, в своё время, дошёл до такого убеждения отзывами живых очевидцев. Он пишет: «В селе Сомове, что между Севском в Карачевым, жили два брата: священник Симеон и священноинок Феофан – старый до того, что ему было более 100 лет; в Тупичёве Авдей Дорошович имеет до 150 лет; в Чернигове Максим Костомаха 110 лет. Эти старцы рассказывали нам в 1676 году, что они, будучи ещё молодыми людьми, жили в Чернигове в правление великих князей московских (то есть до 1616 года); тогда на Елецкой церкви было много верхов (куполов) каменных; Елецкий монастырь был окружён палями, как замок черниговский, и жили тут московские иноки... Сила Денисович Вохня, черниговский житель, которому было около 200 лет, от старости слепой и глухой, рассказывал нам в 1676 году, что на Елецкой церкви были верхи каменные, но покрытые не оловом, а дубовыми досками, осмолёнными смолой; монастырь был обставлен палями вокруг, как теперь черниговский замок; кругом церкви были келлии и жили иноки. … Старцы Сила Денисович Вохня, Авдей Дорошович и Максим Костомаха сказывали, что в Елецком монастыре был колодезь и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне... Новгородосеверский иеромонах Антоний, человек старый, более 100 лет, писал в 1676 году, что в правление московских князей жил он в Елецком монастыре и тогда был там архимандритом Серапион Высоцкий»14.

Так было в московское правление! Прибавим к сведениям Галятовского, что в синодике елецком, прежде архимандрита Серапиона, поминаются архимандриты елецкие: Нифонт, Адриан, Иона, Герасим, Никифор и после уже Серапион. Нет сомнения, что это были архимандриты московского периода 1500–1608 годов. В 1600 году чудовский инок Варлаам говорил Отрепьеву, желавшему удалиться из Чудова в Елецкий монастырь: «В Чернигове тобе не привыкнути, потому что слышал я: монастырь черниговский – местечко не великое»15.

Поляки начали своё заведывание Черниговом тем, что Горностай, обманом взяв замок черниговский, сжёг его. Тогда сгорел и Елецкий монастырь. Это было в 1611 году. Московские иноки удалились вместе с войском в Москву. В 1618 году Чернигов отдан Польше. «Купола Елецкой церкви над хорами и по бокам упали, наконец и большой купол упал и произвёл такой грохот, что слышали то во всём Чернигове. Спустя 12 лет после Горностая (следующих с 1623 года) люди стали собираться в Чернигов и начали селиться; но Елецкий монастырь оставался опустошённым». При короле Сигизмунде явились в Чернигове «архимандриты унитские, с привилегиями королевскими». Горностай хотел увезти большие колокола из Елецкой обители в Любеч, но не мог. При униатах пропали и колокола.

Так было в польское правление, по известию Галятовского!

В начале польского правления был архимандритом Елецкого монастыря Кирилл Ставровецкий, называвшийся Безбородым16. Не считаем нужным говорить здесь о прежнем служении его17; заметим только, что он страдал за Православие от униатов и иезуитов. В звании настоятеля Елецкой обители в первый раз является он в бумаге капитана Куновского 7 марта 1628 года. Капитан пишет: «Сто уволок взяты господином ревизором в границах городских на духовенство римского и русского богослужения. Из числа 100 уволок, по силе привилегии королевича, 15 уволок на речке Киянке я отдал во владение отцу Ставровецкому». Затем известно, что Кирилл имел свою типографию в Чернигове, без сомнения, походную, каковы тогда бывали, и напечатал в ней своё сочинение в 1646 году. Заглавие сочинения: «Сия книга, названная перло многоценное, составлена трудолюбием чрез Кирилла Транквиллиона, проповедника Слова Божия, архимандрита Черниговскаго монастыря елецкаго, со всею о Христе братиею общаго монастыря; новыя песни похвальныя триперсональному Бозству, Отцу и Сыну и Духу Святому, ново на свете издана, з новой друкарни его, за благословением и позволением старших, в маетности монастыря черниговскаго елецкаго святой Пречистой, его властным коштом, року 1646». Сочинение писано стихами и прозой; похвалы поются Богу, Богоматери, ангелам, апостолам; здесь же лекарство против смертных грехов, о страшном суде и кончине мира. Хотя сочинитель выставляет себя архимандритом елецким в 1646 году, но он гораздо раньше того вытеснен был из Елецкого монастыря; да он же и сам говорит, что «витает» не в монастыре, а в маетности монастырской, то есть на каком-нибудь хуторе. В «Истории иерархии» 1635 и 1637 годы поставлены временем управления его Елецкой обителью; вероятно, 1637 год был последним годом пребывания его в разорённой обители, а потом скитался он кое-где.

Униатские архимандриты: Марган Оранский и Иозеф Мещерин.

В притворе Елецкого храма униатами устроен был римский жертвенник, то есть приставленный к стене храма.

Пребывание их в Елецком монастыре, без сомнения, не продолжалось далее 1649 года, когда папская прислуга всякого рода выгнана была Хмельницким из всей Украйны.

Кто начальствовал в Елецкой обители по изгнании униатов? До 1654 года – никто. С этого времени жил здесь некоторое время преосвященный Зосима, оплакивая разрушение святыни православной; точно так же до 1669 года управлял обителью сам преосвященный Лазарь18. Этому есть и памятники. «Я, Александр Колчицкий, обыватель шляхетний, урожений земли черниговскаго повета северскаго, за отпущение грехов возлюбленнаго брата моего Христофора Колчицкаго и моих, отдаю деревню Буянку монастыря черниговскаго Елецкаго честнаго Успения Богоматери ясне в Богу преосвященному господину отцу Лазарю Барановичу епископу Черниговскому». Так писано 6 марта 1667 года.

В 1669 году посвящён в архимандрита елецкого о.Иоанникий Галятовский.

«Как пастырь архиепископии черниговской, так писал преосвященный Лазарь в грамоте Иоанникию, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии черниговской елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душой о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвиглись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа в Пречистую Деву, решились под державой православного монарха царя Алексия Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита – строителя и господина... На эту высокую архимандричью степень избрали мы отличного и способного к Божией службе, опытного в науках Священного Писания, искусного в жизни иноческой, почтенного человека, господина отца Иоанникия Галятовского, бывшего ректором и игуменом киевского братского монастыря. С соизволения высокопочтенного господина Демяна Игнатовича, гетмана запорожских войск царского величества, и других особ духовного и светского сословия, по архиерейской власти, данной нам высочайшим Архиереем Христом Спасителем нашим, и по чину Святой Апостольской Церкви, мы возвели и посвятили его на степень. Вместе с тем ему, как законному архимандриту черниговскому, вручили в полное распоряжение древний Елецкий монастырь и с имениями – селом Авдеевкой и селом Горбовым и принадлежностями их, землями, полями, сенокосами, озёрами и перевозом Авдеевским на реке Десне. Да будет он верным строителем, правителем и начальником помянутого монастыря архимандрии черниговской. Да имеет усердное попечение о строении и украшении его. Да процветёт под его ревностным управлением пустынное то место, как крин красный во славу Господа Бога, славимого в Троице и в похвалу Пречистой Госпожи Богородицы. Каждый из православных, духовного и светского чина, зная о сём нашем изволении и свидетельстве, должен признавать господина отца преподобного Иоанникия Галятовского архимандритом черниговским и отдавать ему должное уважение, а монахи, желающие жить в том монастыре, да повинуются ему с любовью, как отцу, для благословения Божия и нашего архиерейского. Для полного уверения приказали мы выдать ему сию грамоту с печатью архиепископской и надписью руки нашей. Писано в монастыре Всемилостивого Спаса Новгород-Северском 6 августа 1669 года»19.

Гетман, с своей стороны, в том же августе месяце 22 числа универсалом утвердил за Елецкой обителью и её архимандритом отцом Иоанникием сёла Авдеевку и Горбов. Но здесь всего замечательнее то, что, по ясным словам гетмана, эти сёла – давние владения Елецкой обители, отнятые у неё насилием и теперь возвращаемые ей. Гетман пишет: «Поневаж ясне в Богу преосвященный его милость отец архиепископ Черниговский и Новгородский Лазарь Баранович, маючи под властию своею запустилой архимандрии черниговской села, то есть Овдеевку, Горбов, с перевозом и з иншими угодьями, знову до тоей же архимандрии святой елецкой чсрниговской приворочает и превелебному в Богу его милости отцу Иоанникию Галятовскому архимандриту черниговскому в моц подает. Тоды и мы до такого духовнаго зточаючись порядку, иж бы конечне вышереченные Овдеевка и Горбовка, з перевозами и зо всякими угодиями, як здавна належали, так и теперь, чтоб при той же архимандрии черниговской зоставали, заховуем и приказуем».

Демьян Игнатович принимал живое участие в обители елецкой. Он выдал в её пользу несколько универсалов, которыми предоставил ей сперва перевоз на Десне против Онисовки и озеро Богородичное20, с.Серединку в воеводстве Киевском21, потом Надиновку в сотне Козелецкой22. По просьбе отца Иоанникия, царь грамотой от 10 августа 1672 года утвердил за обителью все эти имения23. Отец Иоанникий отправился сам в Москву к царю просить милости для опустошённой древней обители. По сохранившейся монастырской записке, видно, что, кроме грамоты о.Иоанникию, дано было много вещей для обители и именно: «50 рублей, 13 стругов для ограждения монастыря, 7 священнических риз, 5 стихарей, 3 дискоса, чаша, звезда, серебряное кадило, серебряный крест, Евангелие и другие церковные книги»24. Замечателен универсал нового гетмана Самойловича от 22 июня 1672 года. «З немалым то православных христиан, – пишет гетман, – приходило жалем, кеда от давних часов чрез неприятеля креста святого монастырь елецкий... зруйнованный и пустучий стоял. Для чего антецессорове наши, милостию Божиею и Пресвятой Богородицы будучи побужоные, яко бы месце святое реставровать и до першое хвалу Божию привести, дали села». Самуйлович подтверждает владение. При всех этих пособиях и при пособиях, какие доставляли набожные обыватели Чернигова и черниговского полка, которых имена признательная обитель внесла в синодик свой25, о.Иоанникию много надобно было трудиться, чтобы привести святую обитель по крайней мере в приличный вид. По его известию, в продолжение 1670–1674 годов очищен был щебень как около Елецкой церкви от разрушенных куполов, так в самой церкви Святой Богородицы Елецкой, исправлены фрамуги под хором и столбы между окнами в большом куполе; закрытая землёй церковь очищена и, быв дотоле не накрытой, покрыта. В ней жили «неразумныи зверята и птахи гнезда себе чинили... Теперь в церкви Елецкой обытает Сын Человеческий»26. Наружный вид соборному древнему храму дан был такой, какой имел он до Батыя; восстановлены большой и малые купола27. С 1676 года строили каменную трапезу и при трапезе – каменную церковь апостолов Петра и Павла28. Посвящая в 1676 году гетману Самуйловичу свою скарбницу, о.Иоанникий писал: «Для того тую скарбницу с чудами Еи (Богородицы) приношу вельможности, бо вельможность твоя в Чернигове Пресвятой Богородицы Елецкой церковь знаменитую од благочестиваго князя черниговскаго Святослава Ярославича, з каменя збудованную и од злочестиваго Батыя татарскаго царя запсованную, з своей скарбницы сими скарбами раставруем и фигуем». Самый усердный помощник о.Иоанникию был черниговский полковник и потом генеральный обозный Василий Андреевич Дунин-Борковский, называвшийся ктитором обители; братская трапеза каменная построена была преимущественно на его счёт. В обители хранится Евангелие с надписью: «Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685, ноября 3 дня»29. Сама Царица Небесная видимо посылала Божие благословение на труды и усердие ревностного к воссозданию дома Божия архимандрита Иоанникия. В короткое время одно за другим совершались чудеса пред Елецкой Богоматерью.

О.Иоанникий был один из самых ревностных и даровитых учителей Православной церкви. Он известен был сочинениями своими до поступления в Елецкую обитель30. Вместе с «Скарбницей» напечатал он знаменитую беседу белоцерковскую с иезуитами. Когда труды и заботы по возобновлению обители несколько убавились и он стал иметь довольно свободного времени для занятий учёных, одно за другим стали выходить новые сочинения его: Старая Восточная церковь новой Римской (издано в Новгород-Северске, 1678 год); Лебедь или о причинах распространения магометанства (в Новгород-Северске, 1679 год); Алфавит еретиков (издано в Чернигове, 1681 год); Ответ римлянам на фундаменты унии (в Чернигове, 1683 год); Премудрость Божия, совершающая чудеса в обличение ариан и других еретиков (издано в Чернигове, 1686 год); Души людей умерших, с обличением учения протестантов и папистов о состоянии душ по смерти (издано в Чернигове, 1686 год). Усердный труженик, «пожив богоугодно, преставился в старости глубокой, в 1688 году месяца ианнуария 2 дня, положен есть в храме Успения Пресвятой Богородицы, под формою своею. Сия четши глаголи: сотвори ему, Господи, вечную память». Так говорит помянник елецкий31.

На его место определён преподобный Феодосий Углицкий. Новый настоятель представил гетману, что «Елецкая обитель скудна запасами хлебными и особенно дровами, так что жить с братией трудно, а помочь не чем, так во владении архимандрии мало подданных» – и Мазепа дал село Мощонку32. В обители целы служебные Минеи, с надписью на каждой из 12: «12 месячных миней старанием боголюбиваго архимандрита елецкаго Феодосия Углицкаго куплены року 1692». Цел также восьмиконечный крест с надписью о пожертвовании его в 1691 году князем Яковом Никитичем Одоевским. Феодосий и тогда, как был (с 1693 года) в сане архиепископа, продолжал управлять елецкой обителью.

Менее чем за год до кончины своей (5 февраля 1696 года) Феодосий посвятил в елецкого архимандрита Иоанна Максимовича33, который успел только выпросить утверждение по жертвованию Полуботка, отдавшего мельницу монастырю, как избран в Черниговского епископа.

Июня 20 дня 1697 года посвящён был в архимандрита преосвященным Иоанном в самой Елецкой обители Димитрий Савич Туптало, – так записал он сам в своём дневнике. В Елецкой обители есть записка его о приёме монастыря: «Року 1697 месяца июня принявши архимандрию Елецкую Черниговскую, здевидалисмо скриньку скарбцовую, зличили в ней талеров битих сто, 1000 золотых чехами, а остаток чехов велелисмо о.Геннадию шафару взяти для шафованья на монастырский расход»34. Для благосостояния обители архимандрит Димитрий, с дозволения гетмана, устроил мельницу близ села Копачёва35. Он обратил особенное внимание на улучшение быта монастырских поселян. По его просьбе, гетман издал два универсала, в первом строго подтвердил, «дабы въезжающие полковые люди не вымогали никоим образом денег у жителей монастырских, не делали им никаких убытков; козаки, живущие в сёлах монастырских, купленных или иначе как приобретённых, не смели бы занимать грунтов и извлекать из них доходы; казаки, живущие в тех сёлах, которые никогда не несут военной службы, были бы помощниками тяглым людям в кормлении компанейцев и пехотного товарищества; компанейское и пехотное товарищество, имеющее постой в сёлах монастырских, довольствовалось бы тем, что установлено, не делая убытков по своему произволу»36. Другим универсалом освободил бездомных поселенцев от постойной повинности37. По записке инока Феофана, постриженного святителем Димитрием, в черниговском крае был тогда голод от неурожая хлеба; святитель Димитрий покупал для монастырских крестьян хлеб, и всех бедных кормил в обители на свой счёт38. Наконец, по просьбе попечительного настоятеля «отца Димитрия Савича», гетман утвердил за монастырём все владения его, с подробным поименованием их39. По уважению к великому святителю Церкви Русской, в приложении к описанию Елецкой обители поместим мы не изданные творения святителя Димитрия, для общего назидания. Святитель Димитрий в 1699 году перемещён из Елецкой обители в Северский Спасский монастырь40.

На его место 12 ноября 1700 года поступил Никон, настоятель печерского больничного монастыря, а прежде того архимандрит Донского монастыря, так говорит святитель Димитрий в своём дневнике. О.Никон, властью гетмана, прекратил беспорядок между монастырскими поселянами Надиновки: иные из них, продав свои дома, перешли жить в дворы козаков, и, обрабатывая свои участки земли, не кормили компанейцев и не работали на монастырь, к отягощению своих товарищей. Гетман предписал: «аби жоден з козаков тамобочных таких подсуседков, котории свои грунта мают, от громадских тяглостей заступати не важился, але же би они в кормленю войсковых людей громад чинили помочь и во всех подданских належностях з громадою тянули»41. О.Никон в 1702 году переведён в Северский монастырь42.

1704–1714 годы, архимандрит Исаакий Васенкевич. Он прежде того был старшим виленского Духова монастыря, а ещё прежде настоятелем Кроновского монастыря43. Он просил гетмана о подтверждении за обителью елецкой «Новоосилаго селища, больш мыли дале од села Мощонки обретаючагося, Лемешовою зовемаго, которое, при наданю села Мощонки за архимандритство блаженной и вечной памяти преосвященнаго архиепископа черниговскаго Феодосия Углицкаго», позволено гетманом «осажаты и оны осадылы людми тогобочными заграничными». Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой44. 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности45. Он скончался 30 ноября 1714 года46.

Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг.47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент48.

Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского.

1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого49. 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег»50. Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена51. В 1738 году писал он в войсковую канцелярию, что поселяне познопальские не позволяют на вирскую греблю, подаренную обозным Скоропадским, возить хворост и землю. Яков Бакуринский, от 20 октября 1738 года, отвечал ему: «Оная гребля от всих на Виру имеющихся гребель старийшая, а имелся ль до оной гребле грунт или не, о том я неизвестен, тилько здавна были речки до занятя млинов и гребель свободне людем заслуженым, в чием бы грунту не были, – оние Познопаловцы хто спрежде занимал греблю, також, и когда покойный пан Скоропадский на той гребле строил млын, для чого от них не было воспрещения и жаднаго отозву в недопущении там млыны строить? А теперь наспрасно ваше преподобие затрудняют»52. При нём, по распоряжению начальства, в 1742 году приняты в Елецкий монастырь «вышедшие из Польши за гонение на благочестие от униатов иеродиакон Феофил Симонтович и монах Иоасаф Глушинский»53.

1750–1753 годы, архимандрит Димитрий Белинский, прежний игумен Макошинский. Преосвященный Амвросий представлял 2-х кандидатов на архимандрию елецкую: о.Димитрия и Каменского игумена Силу. Святейший Синод предоставил преосвященному произвести достойнейшего по уму и сердцу54, и преосвященный посвятил о.Димитрия в 1750 году. Старец скончался 18 ноября 1753 года55.

По смерти о.Димитрия управляли Елецкой обителью наместники Евфимий, потом Каташинский игумен Константин. Указом 27 февраля 1757 года Святейший Синод определил в елецкого настоятеля миссионера пекинского архимандрита Гервасия. Но так как вслед за тем повелено произвести его в епископа Переяславского и ильинским настоятелем, по высочайшей воле, снова имел быть архимандрит Иов, то Святейший Синод предписал ильинского архимандрита Сильвестра Новопольского определить в настоятеля елецкого56. О.Сильвестр скончался 23 февраля 1761 года57.

По вниманию к учёным трудам, Святейший Синод определил в елецкого настоятеля архимандрита Гедеона Слонимского; но тот в просьбе своей изъяснил, что для него тяжело быть под властью строгого Черниговского епископа Ираклия. Святейший Синод снизошёл к просьбе и определил в Чернигов бизюковского архимандрита Панкратия Чарнуцкого, а Гедеону предоставил бизюковское настоятельство. Не успел о.Панкратий осмотреться на новом месте, как получен указ быть настоятелем Елецкого монастыря архимандриту Иову Малеевскому, бывшему флотскому иеромонаху, а Панкратию быть в Ильинском монастыре58. 21 февраля 1763 года Иов переведён в Бизюков монастырь; но спустя три года, по просьбе его, определён на покой в Елецкий монастырь59. О.Панкратий снова управлял Елецкой обителью. По его просьбе, выдана (13 июля 1767 года) ему из черниговского градского суда прошнурованная книга с грамотами, универсалами, купчими и уступными на монастырские имения.

1774–1788 годы, архимандрит Иерофей, бывший думницкий игумен, потом Черниговский епископ. Он передавал имения Елецкого монастыря в гражданское управление.

С февраля 1789 года архимандрит Игнатий Максимович, бывший глуховский архимандрит. Он скончался 30 ноября 1793 года.

С 1 мая 1794 года архимандрит Христофор Сулима, бывший гамалеевским архимандритом; с 28 февраля 1798 года епископ Феодосийский60.

Архимандрит Феофан Чернявский переведён из Нежина указом 13 мая 1798 года, а в следующем году поступил в Северский монастырь.

Архимандрит Афанасий Карчак 21 марта 1799 года переведён в Елецкий из Выдубицкого, с должностью ректора. При нём архипастырь Михаил разрешил употребить часть суммы упразднённых обителей на починку Елецкого монастыря, и, кроме того, исходатайствовал у Синода на тот же предмет 6500 рублей; затем ещё разрешил занять в казне 8000 рублей с тем, чтобы каждый год уплачивалось по 500 рублей из окладной суммы. В 1812 году о.Афанасий посвящён в епископа Пензенского61.

Феофан Романовский, брат северского ректора Платона Романовского, переведён из Острожского монастыря и скончался 1 января 1813 года.

1813–1818 годы, архимандрит Феофил Тотарский, впоследствии архиепископ Екатеринославский.

1818–1823 годы, архимандрит Мелетий Носков, бывший игумен думницкий, а с 1 февраля 1823 года ректор волынский.

Архимандрит Иероним Визерский, 1823–1830 годы, по прибытии в Елецкую обитель на первом же году озаботился вычистить иконостас главного храма, починить штукатурку во всём монастыре и исправить крыши и печи62.

С 20 ноября 1828 года был на чреде и определён в ректора казанского63.

1830–1832 годы, архимандрит Афанасий Соколов, нынешний архиепископ Казанский, заменил на зданиях обители деревяную крышу железной64.

1833–1834 годы, Агапит, потом Томский епископ, скончавшийся на покое.

1834–1840 годы, архимандрит Иустин Михайлов, бывший в 1837 году на чреде, ныне епископ Владимирский.

При нём производились починки монастыря на отпущенную из казны сумму до 45 тысяч.

1841–1846 годы, Адриан Тяжёлов, – переведён в Вологду.

Афанасий Борисович в 1846 году переведён из Вологды и умер 3 декабря 1847 года.

Симеон, 1848–1852 годы, оставил по себе добрую память искренним усердием к выполнению своих обязанностей по обители; умер архимандритом донским65.

Климент, архимандрит с 1852 года, потом переведённый в Тверь.

Никодим архимандрит, 1854 год.

Архимандрит Вассиан, с 1855 года.

По указу Святейшего Синода 1860 года Елецкий монастырь отдан в управление Черниговского архиепископа.

Нынешнее состояние монастыря

Елецкий монастырь окружён каменной оградой, вышиной в 2 сажени, а в окружности 500 саженей. Стены образуют неправильный четвероугольник. За стеной с востока и юга – слобода Лесковица, предместье Чернигова, с запада – глубокие овраги и монастырский двор с огородом, на севере – город Чернигов.

Хребет горы Болдиной разделяет площадь монастырскую на две части: в первой, на горе, – монастырь, вторая, покатая под гору, покрыта садами.

Среди площади монастырской возвышается главный, древнейший храм Успения Богоматери. Фасад храма древний греческий и внутренним расположением довольно сходен с церковью печерской лавры. Снаружи имеет вид продолговатого четвероугольника, в длине 14½, а в ширине 8 сажен. Храм с 4 главами. Средняя глава – четырёх ярусов, а прочие – трёх.

В храме три престола: главный – посредине, в честь Успения Богоматери; на правой стороне – в честь Собора Архангела Михаила; на хорах – во имя великомученика Георгия.

Был ещё придел в честь Рождества Крестителя Христова; но он уничтожен в 1834 году и недавно помещена здесь ризница.

К южной стороне собора пристроен небольшой тёплый храм во имя апостола Иакова. Здесь похоронен знаменитый полковник Яков Лизогуб, и храм построен его иждивением.

В иконостасе главного храма, в особом киоте, чудотворная Елецкая икона Богоматери.

Древняя Елецкая чудотворная икона в Баториеву войну князьями Барятинскими, потомками Черниговского князя Святослава, взята была в Москву; а в 1687 году, в крымский поход, умирающим князем Даниилом Барятинским отдана харьковскому Успенскому собору66. Находящийся ныне в Елецкой обители список Елецкой иконы прославился многими чудесами67.

Приведём здесь из описания о.Иоанникия некоторые опыты чудесных исцелений, совершённых Богоматерью в Елецкой обители.

Григорий Трофимович, уроженец черниговский, обучаясь в Киевском коллегиуме, был сильно болен и в болезни дал обещание быть иноком. Возвратясь в Чернигов, был в монастыре пророка Илии и на молитве положил отменить своё обещание, как внезапно, на том же месте, скорчилась рука его, так что не мог он ни поднять, ни расправить её. Тогда он обещал быть иноком Елецкой обители, и рука его опять выпрямилась. Он тогда же рассказал о том архимандриту и в иночестве назван Гедеоном. – Елецкий инок Серапион был тяжко болен: ему являлись ночью привидения и слышались голоса: «Убьём его». Потом видел он в храме великий свет и слышал голос: «Христе Сыне и Боже мой, умилостивись над ним». В страхе и трепете Серапион попросил иеромонаха причастить его Святых Таин. Когда несена была чаша, – привидения поспешно расступились; а когда причастился он, то страшное видение исчезло, и инок слышал голос: «Христос и Матерь Христова исцеляют тебя». Затем он совсем выздоровел. – Парфений, инок монастыря угорницкого, сошёл с ума. Он пришёл в Чернигов и нагим явился в Елецкий монастырь; архимандрит велел одеть его и привести в келлию. Здесь он скакал и кричал; архимандрит велел запереть его под колокольней. Он сбросил одежду и стал биться головой об дверь, так что стук слышан был за монастырём. Настоятель велел посмотреть, что с ним делается, и увидали, что он страшно разбил себе голову. Архимандрит приказал связать его и окутать голову. Он кричал самым страшным образом целый день. Архимандрит приказал привести его в церковь и отправить за него молебен Пресвятой Богородице. В конце молебна перестал он кричать; а после вечерни он совершенно пришёл в себя и затем несколько дней трудился в монастыре, – выполнял, что приказывали. – Перед тем черниговский купец Рогаль, помешавшийся в уме от пьянства, когда отпели за него молебен Богоматери, совсем выздоровел. – В апреле 1676 года черниговский житель Андрей Прокопович в сумасшествии хотел зарезать жену и исцелел после молитв над ним в Елецкой обители.

Благоговейная вера и ныне получает помощь по молитве перед иконой Богоматери.

В юго-западном приделе на стене, изображена Богоматерь с воздетыми к небу руками и на Её груди Предвечный Младенец благословляющий. У о.Иоанникия образ именуется Воплощением Христовым, – образ, весьма сходный с Новгородским Знамением Богоматери. О.Иоанникий говорит: «Образ написан на стене теми же красками, как и вся церковь». Перед нашествием Горностая один из жителей Чернигова спрятал перед сей иконой в каменном склепике большие суммы денег. Ляхи отыскали и унесли всё, что было спрятано. Не найдя своих денег, спрятавший их в исступлении ударил острым орудием в лицо Богоматерь с словами: «Зачем ты не уберегла моего сокровища?» Несчастный тут же сошёл с ума и умер; а царапины, сколько ни затирали, не могли затереть. О.Иоанникий прибавляет, что ещё живы люди, видевшие тот склепик.

На север от большой церкви – колокольня. Фасад её представляет восьмиугольный столб, по 7 сажень в длину и ширину и 16 в вышину.

Вблизи её – братский корпус, не очень давней постройки. На восточной стороне – весьма древний братский корпус каменный, с каменными сводами, длиной 30 аршин68, весьма замечательный по наружным украшениям. На запад от колокольни – деревянная келлия наместника. В ней сохраняется под потолком балка с вырезанной надписью: «При Феодосии Углицком архимандрите. 1688 год». Эта балка была в келлии Феодосия Углицкого.

В юго-западном углу – древний каменный корпус со сводами; здесь ныне кладовые.

На западной стороне – трапеза.

На южной стороне – корпус настоятельский, на самом краю горы. Из окон его видны, на пространстве 20 вёрст, леса, луга, озёра, поля, деревни, с лентой вод величественной Десны. При нём домовая церковь апостолов Петра и Павла. По скату горы и при её подошве – сад, преимущественно ореховых деревьев.

В Елецкой обители погребено много лиц, в том числе лиц исторических69.

В западной части Успенского храма покоится усердный благотворитель обители, обозный Василий Андреевич Дунин-Борковский70. Площадь обители почти вся засеяна костями почивших.

До 1786 года во владении Елецкого монастыря было 10 мельниц, 14 рыболовных озёр, несколько рощей строевого леса; в пользу монастыря обрабатывалось пахоти на 1098 четвертей посева и собиралось сена до 11000 копён; поселян на землях монастырских было 1330 д.м. Ныне окладного дохода по указу 1786 года 2317 рублей ассигнациями и по указу 1797 года 1475 рублей 50 копеек, всего на серебро 1114 рублей 39 копеек, земли удобной и неудобной до 150 десятин и два озера.

По ведомости 1771 года, в Елецком монастыре было: 8 иеромонахов, 8 иеродиаконов, из которых один «начальник хлебный», 5 монахов, из которых один – «палатный».

* * *

1

Собрание летописей, I, 83.

2

Собрание летописей, I, 73; V, 142. Воскресенская летопись, I, 102.

3

«Скарбница», с.3. Новгород-Северский, 1676 год.

4

О том, что блаженный епископ Зосима оставил в Елецком монастыре синодик, сомневаться не следует, хотя кто-то и горячился против этой исторической правды. Галятовский так повторяет слова синодика Зосимы: «Бо синодик албо поминник Пресвятой Богородицы Елецкой от епископа Черниговскаго Зосимы Прокоповича написаной, сведчит, же на том месцу Святослав Ярославич князь черниговский от створения света року 6568 мурованую церковь Пресвятой Богородицы Елецкой збудовал». «Скарбница», с.3.

5

«Скарбница», лист 3. Заметим здесь, что в 1759 году архимандрит Сильвестр, выполняя указ Синода о доставлении в Синод планов монастырских, приложил к своему донесению первую главу «Скарбницы», названную «Первым чудом Богоматери». Об этом черновое дело в архиве монастыря.

6

Описание Харьковской епархии, II, 72, 12.

7

«Скарбница», с.5, 14.

8

Там же, с. 6.

9

Там же, с.11.

10

Там же, с.13.

11

Там же, с.12, 13.

12

Собрание летописей, II, 119.

13

В описи монастырских имуществ, написанной при святом Димитрии Савиче и по местам поправленной его рукой, об Авдеевке и Горбове сказано: «Тые обе две села были воеводства черниговскаго, а надани от королей польских здавна, от Жигмонта третяго и от Владислава четвертаго; владел тыми отец Кирило Ставровецкий, прозываемый Безбородий, архимандрит черниговский. Подтвердил их потом гетман Демян Игнатович небожчику отцу Галятовскому, и введени суть в грамоти государские Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича». Здесь слово: наданы не означает того, что в первый раз даны. Это несомненно не только по сличению с словами архимандрита Тимофея и с универсалом Игнатовича, но и с собственными словами писаря о Святом Озере. О последнем вот что пишет он: «Под монастырем близко при Десне озеро, называемое Святое от бывших реченних королей польских веспол з озером, называемым Галин, монастиревы елецкому было подтверждено. А по войне з ляхами мещане черниговские Галин озеро, лепшое стародавное елецкое, себе на ратуш отняли; одно тылко озеро хужшое, названное Святое, елецкому остало, при котором и хуторец недавно построилисмо».

14

«Скарбница», с.5–8.

15

Акт. Э., 2. 142.

16

См. выше: 1635 года января 29 архимандрит Кирилл подал протест в черниговском замковом уряде: «Пан Асалай (черниговский бурмистр) арендовал озеро Пречистой – озеро Галин, другое озеро Святое за певную сумму в року 1634, месяца мая 4 дня. Отдавши первую рату, зостал повинен отдати другую рату 20 золотых польских; в том же року внесены на святокалендаря грецкого святое Покрови; и кгды пришол час отданя пенезей, пан Асалай, не отдаючи грошей, час зволочает».

17

См. о нём в Истории русской церкви, IV, 137–139. Обзор русской литературы, §167.

18

В «Истории иерархии Русской Православной Церкви», VI, 514, Лазарь Баранович поставлен между архимандритами елецкими, но напрасно; Галятовский пишет: «По тых архимандритах униатах, православный читальнику, богомолец твой Иоаникий Галятовский православный зостал архимандрит черниговский».

19

Грамота в подлиннике напечатана в «Истории иерархии», VI, 504–511.

20

Универсал от 25 августа 1670 года.

21

Универсал от 25 августа 1670 года.

22

Универсал от 28 февраля 1671 года.

23

Царская грамота от 10 августа 1672 года на Авдеевку, Горбов, перевоз Авдеевский, Лопачёв, на Серединку с мельницами, на перевоз Онисовский, на озеро Богородичное, на Надиновку и на Онисов. Прежде того царской грамотой от 2 августа 1667 года дана монастырю селневская мельница, называемая Рымчин млын; царской грамотой от 13 сентября 1667 года утверждены за обителью сёла Авдеевка и Горбов, с озёрами: Брусиловским, Слабинским и Святым,что под монастырём. «История иерархии», VI, 497–504.

24

Записка, нап. в «История иерархии», VI, 495. Из этих царских даров сохранились поныне: потир с изображением Спасителя и трёх святителей, дискос со звездой, копие, крест и кадило. Царская грамота последовала от 12 апреля 1676 года. Рукопись Елецкого монастыря №6, л.21–24, №2, л.28.

25

Здесь род «Пана Колчицкаго, который надал в монастырь елецкий село свое Буянку в сотне Ройской в р.1667». «Пана Иоанна Аврамовича; полковника черниговскаго; иерея Аврама; усп. 1670, Иоанна, Евдокию». «Пана Лысенка, полковника черниговскаго, род Максима Уласенка, козака черниговскаго, который надал на монастырь елецкий грунта пахатные, лежачие под Черниговом; род Романа Остапенка мещанина черниговскаго 1679 вписан; род п.Иерофея Конвисара бурмистра черниговскаго» и прочие.

26

«Скарбница», с.7.

27

Там же, с.13, 14.

28

Там же, с.12.

29

В синодике: «род пана Василия Борковскаго, обознаго енеральнаго, ктитора обители елецкой, который на монастырь елецкий надал села и мельницы на прекормление братии елецкой. Помяни, Господи, усп. 1702 марта 3 Василия, Синклитикию 1736, Михаила 1721, Андрея 1748» и пр., см. ниже.

30

См. Обзор русской духовной литературы, §181.

31

Декабря 21 дня 1687 года дан был ещё на его имя универсал с утверждением имений за «чудной елецкой обителью». По «Истории иерархии», 6, 314, о.Иоанникий был переведён в Северский монастырь. Это ошибка: в Северском монастыре архимандрит Михаил Лежайский «жив был» в 1690 году (О Софийск. соб. 122).

32

Универсал от 10 февраля 1689 года, напечатан в Черниговских ведомостях, 1857 г., №2. Сентября 2 дня 1689 года писано архимандритом Феодосием письмо к нежинскому протопопу Павлу Савичу Пучковскому с предложением уступить право на греблю за 50 золотых (там же).

33

Мая 25 дня 1695 года Феодосий архиепископ ещё именовал себя архимандритом елецким, как видно по купчей кафедры.

34

Затем следуют собственноручные записи, когда, сколько и для чего взято денег из «скринки». Здесь же: „Тогож году 1697 декевриа 22 учинилисмо новаго шафара брата Инокентия дякона; далисмо ему з сих же грошей до шафованя золотых сто. Бо от отца Генадиа, як здавал з себе шафарство, не взялем грошей больш, тилко пол-одинадцата шага чехами; а остатков было 7 золотых и шелягов шось трохи».

35

Рукопись Елецкого монастыря №2.

36

Подлинник универсала от 24 мая 1698 года, напечатан в «Черниговских ведомостях», 1867г. №9.

37

Рукописная книга Елецкого монастыря №6.

38

Записка елецкого инока Феофана, сообщённая архимандритом Иовом глух. архимандриту Сильвестру Дубине июня 19 дня 1762 года.

39

В универсале от 1 июня 1699 года перечисляются имения обители в следующем порядке: 1).село Авдеевка в полку Нежинском с перевозом, грунтами, озёрами; 2).Горбов в Черниговском полку «з млыном на оболони при Десне на речке Быстрой, на спад воды мелючой»; 3).Серединка; 4).Надиновка; 5).Копачёв в полку Киевском, с озером Богородицким, «стародавним елецким» и мельницами; 6).село Онисов, хутор в Черниговском полку с перевозом; 7).село Напоровка с пасекой, там же; 8).село Мощонка, там же; 9).мельница за Седневом, называемая Рымчин млын, на реке Снове, она пожертвована в 1669 году Лаврентием Кашперовичем, капелланом войсковым и священником девицким; 10).мельница Рыжковская на реке Белоусе и леса по обеим сторонам плотины; 11).мельница на реке Рудке Василишина с бором; 12).мельница на реке Вире под Лоевом (подаренная п.Никифором Калениковичем и затем его обозным Скоропадским); 13).мельница на реке Жадовке под Надиновкой, с лесом и сенокосом; 14).мельница под селом Онисовым на оболони, на реке Лыбеди; 15).озеро под монастырём Святое с хутором на противоположном берегу Десны; 16).пляц в Чернигове за кафедрой под валом; 17).пляц на новом месте в Чернигове; 18).бор за селом Сядрищами, называемый отчина Каленикова, с бортными деревьями.

40

В монастыре Елецком цела собственноручная записка его о сдаче монастыря: «Року 1699 сентября 17, отъезжаючи з елецкаго, оставляю господство таковое». Следует перепись хлеба, скота, птицы, пчёл. «В монастыру коней монастырских семеро, а моих властных оставляю шестеро... В церкви аппараты, книги, серебро, все ведлуг давних реестров в целости... В скарбцу церковном грошей в добжей монете в червоних и талярах 1000 золотых и 300, а особливе гетманских чехами зол. 300». Замечательная заботливость святого мужа о сохранении монастырской собственности и точная отчётливость.

41

Рукописная книга Елецкого монастыря №6, л.58 и №2, л.48. Письмо с извещением об универсале от 6 февраля 1701 года в рукописи №3.

42

В деле 12 декабря 1702 года действует один наместник, и он управлял обителью 1703г.

43

На одной из книг его, оставшихся в Елецком монастыре, написано им: “Anno 1690, ex libris Isaaci Wasinkewicz superioris kronensis cænobitarum ex regulis S.Basilii, postea post aliquot aristas superioris Wilnensis, ac iterum post aliquot emensos annos anno 1704. Archimandritæ elecensis Czernihoviensis”. На другой написал: “Cessit mihi dono Isaacio Wasinkewicz reverend. Paszkevicz Pater senior vilnensis an.1689”. На третьей: “Hunc librum ab admodum reverendo Patre Gedeone hegumeno surdecensi comparavi florenis 10 Vilnæ. Isaacius Wasinkewicz superior kronensis, an.D. 1690”.

44

Рукопись Елецкого монастыря №6, л.65, 70.

45

Рукопись Елецкого монастыря №6, л.72; №2, л.51, 87.

46

Синодик елецкий, №4 и 5.

47

По выписке магистратской записи 1 января 1719 года ещё начальствует один наместник Феодор.

48

Регламент, с.109. В последний раз встречается имя о.Евстратия в записи 6 июня 1722 года о покупке участка земли у Муравейского жителя. Рукопись Елецкого монастыря №3, л.194. В синодике замечено, что он умер в 1724 году; но, без сомнения, живший пред тем на покое года два.

49

Ведомости о нём в книге синод. ук. за 1738 год, №53 в архиве консистории.

50

Универсал Апостола от 20 апреля 1732 года.

51

Универсал Апостола от 15 мая 1732 года. В синодике «род п.Лизогуб: Иакова обозного енерального и братий его Андрея и Симеона бунчуковых товарищей. Помяни, Господи, Кодрата, Иоанна, Климента, Иакова, прест. 1698 года Агафию, Михаила, Евфимия (1703 усп.), Любве, Иакова, 1721, (уч.) учители иером.Дионисия, Антония, Иосифа». Затем род п.Дорошенко в гетмана Петра, Стефана, Григория, (братья его родные) монаха Антония».

52

Рукописная книга Елецкого монастыря №21, л.106.

53

Указ консистории от 30 сентября 1742 года. По синодику архимандрита Тимофея успе 1749 года.

54

Указ Синода от 13 декабря 1749 года.

55

Кафедральный синодик, стр. 110. Дело консистории 1753 года, №756.

56

Указ Синода 28 апреля 1737 года, №905.

57

Дело консистории 1761 года, №1345. О.Сильвестр в кафедральном синодике, с.82.

58

Указ Синода от 10 октября 1761 года, №1577.

59

Указ Синода от 21 февраля 1765 года, №632. «История иерархии» II, 570.

60

Описание Харьковской епархии, 14.

61

Архив консистории, 1807г., №631; 1812г., №664. Архив монастыря, ук.13 апреля 1804 года, №860, ук.13 мая 1808 года, №1559.

62

Архив монастыря, дело 23 июня 1823 года.

63

Архив монастыря, дело 1823 года июня 28 дня, Аскоченского, Киев 2, 408.

64

Архив монастыря, дело 1830 года апреля 16 и 1831 года февраля 6 дня.

65

«Черниговские ведомости», 1852 г., №32.

66

Описание Харьковской епархии, II, 10–12.

67

О.Иоанникий на с.2, описав изображение Елецкой Богоматери, говорит: «Такий образ Пресвятой Богородицы з великой России, з места Володимера Никита Федорович Козел року 1676 месяца генваря привезли до Чернигова на ярмарок, который образ у них купивши, Константин Мазопета отдал до церкви Богородицы Елецкой. Бо такий образ од московских обывателей ея называет Богородица Елецкая, же в Чернигове на елине знайденный, есть образ, а тое обивателе Московскии вычитали у якого летописца русскаго».

68

По описанию 1763 года, в Елецком монастыре «Звонница, келии и ограда камяннии».

69

Вероятно, в монастыре погребены полковники: «Лысенко и Абрамович, кроме полковника Якова Лизогуба, другие Лизогубы, Григорий Дорошенко, П.Колчицкий и другие. В описи монастырских имений 1699 года после кого, как сказано, что мельница под Юрьевкой дана Леонтием Полуботком, значным товарищем войсковым», прибавлено о нём: «который и положился в монастиру елецком в року 1695». Здесь же об о.Стефану Шубе, давшем мельницу под Лоевым, сказано, что он погребён в Елецком монастыре.

70

В универсале от 21 декабря 1687 года писал он: «Маючи усердную горливость до места святого чудотворной Пресвятой Богородицы Елецкой, архимандрии Черниговской, як в виставленю муров, тудеж внутри церковной оздобы и иншого рознаго накладу», на содержание иноков назначает свою мельницу, «словучую рижиковскую, на реке Белоус».


Источник: Описание черниговского елецкого монастыря / [святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)]. – Чернигов: Губернская тип., 1873. – 34, [2] с.

До штатов обитель была общежительная.

Комментарии для сайта Cackle