Черниев Николаев монастырь

Источник

Содержание

I. Начало монастыря II. Настоятели монастыря III. Здания в монастыре и достопамятности  

 

I. Начало монастыря

В Царской грамоте 1583 года от 15 февраля написано следующее: «Бил челом нам от Шацких ворот, с диких пол, от церкви Святителя и Чудотворца Николая, что в Черни, тоя церкви черный поп Матвей с братией, а сказал: было де у Шацких у ворот на реке на Цне за Новокщенцом за Ивашкой за Просандеевым в нашем государском оброке, на слове, Малышева поляна с лесом, с кустарем, с ковылой, да с водой на рыбью ловлю. Λ тому де с годов с пятнадцать, как тот Ивашко Просандеев помре… А как на той же де на Мамышевой на поляне стояла де лет много, без петья, ветха Церковь Николая Чудотворца; и я де черный поп Матвей на той же де на Мамышевой на поляне, по благословению Владыки Леонида Рязанского поставил церковь Николая Чудотворца новую и общинку братии устроил и весь де той Николин монастырь погородив, затынил и срубил де в той затыне кельи братии. А лес де на церковь и на отынье, и на кельи братии покуповал де я Матвей у Мордвы; а со мной де с черным попом с Матвеем, в той де моей Матвея новой пустыне, живут пять братьев черных же. И ныне де Мордва, ни мне Матвею, ни братьям от черни на монастырское на устройство ни леса сечь, ни повального древа брать не пускает. А за то де то, что я де черный поп кстил у Мордвы подговором многие жены и дети, акибы с душ с двадцать с испола, да иная де Мордва на лебезу мою сдается и кститься хочет. И за то наше святое кщение ныне Мордва не кщеная мне де попу Матвею и с братьями чинят великую всякую пакость и грозит де она Мордва и на церковь Николы Чудотворца осквернить, да в разор разорить Николин монастырь и меня де попа Матвея с братией на степи выгнать. И крадут де они люди Мордовские у меня у попа у Матвея лошадь, скот, всяку птицу животами; да и бортник де наш монастырский погаными выжжен».

Затем Царь пишет: «И ради того, по настою, грамотой нашей пожаловать повелели Матвея и с чернецы Ивашкиным усадищем Малышевой поляной и сенными укосами, промеж дву речек Вочкасов на Оссинском стоке; к Николе Чудотворцу на монастырское на строение и на истопы лес всякий сечь, укосы в косьбу пущать, в рыбе давать разлеть сетями, какой он поп Матвей похочет; а от Мордовских диких пол и от сторонних всяких обид, и от усилий его черного попа с братией тебе приказчику Юрке Дурову беречь»1.

В грамоте 1586 года марта 27 дня написано: «бил нам челом от Шацких ворот новые пустыни Рождества Пречистой Богородицы и Великого Чудотворца Николы соцкий строитель старец Матвей с братией: стал де тот монастырь лет с тринадцать на пустыни».

Вот письменные известия о начале Черниева Николаева монастыря, находящегося при реке Цне в 18 верстах от так называвшихся Шацких ворот или нынешнего города Шацка Тамбовской губернии.

Начало Черниева Николаева монастыря, несомненно, принадлежит к 1573 году, «стал тот монастырь «лет с тринадцать на пустыни», говорит основатель монастыря в 1586 году. Отселе вместе видно, что благословение на основание монастыря дано Иеромонаху Матфею Рязанским Епископом Леонидом, тем, который был на соборе 1581 года и который был постриженником Иосифова Волоколамского монастыря.

Кто таков был по происхождению старец Матвей, откуда пришел он? По бумагам не видно. Предание называло его Донцом и это предание оправдывается сношениями его с Донскими казаками. Но кто бы он ни был, видно, что он горячо любил и благочестие, и веру Христову.

Он сам смиренно говорит что на лебезу его, т. е. по его увещаниям, многие из Мордвы готовы принять христианство и до 25 человек жен и детей, он уже успел окрестить. Ясно, что он дышал ревностью распространять свет веры между идолопоклонниками. По его же словам видно, что подвиг проповедника веры был для него не легок; не крещенная Мордва, мстила ему за его успехи в проповедническом служении, делала ему разные неприятности, тревожила грабежом, сожгла пчельник, грозила разорить весь монастырь и прогнать его с братией. Потому-то, он вынужден был просить у самого Царя защиты. И грозный Царь, как записано в оброчной книге 1594 года, строго писал: «А от Мордвы и сторонних людей, и от всяких обид их черного попа Матвея с братьями тебе Юрке беречь, и монастырю бы Николину ни от кого, и ни в чем бы пакости не было, и нам бы Царю впредь про то жалобой никто челом не бил. А и кто по тебе, Юрке Дуровом иные, а не ты Юрка, на приказе в Мещоре будут, и те приказные по той же нашей царской грамоте попа Матвея и братью с монастырем Николы Чудотворца, берегут»2. После такого повеления грозного Царя Иоанна, нет сомнения, не крещённая Мордва «присмирела и для старца открылась возможность свободно приобретать Вере Христовой последователей между Мордвой.

А поле, для подвигов проповедника веры, было тогда обширное в окрестностях Черниевой пустыни. Известно, что даже при П. Никоне, Мордва умертвила Рязанского Архипастыря в 16 верстах от Черниева д монастыря, в селе Конобееве, именно за ревность его к распространению веры. По актам монастырским видно, что близ нынешних сел Насин, Княжено, по реке Цне, особенно в чернолесье, жили и в 17 столетии Мордва; равно видно и то, что монастырь в Черни или по чернолесью Черниев, Чернеев был рассадником веры между Мордвой. В мировой 1612 года, земледельцев с монастырем читаем: «Яз Томила Яковлев сын Мещеряк, да яз Василий Ономосов сын новокрещен, да яз Федор Ушаков сын… и все бортники и Мордва деревни Сюны и деревни Носиных, не ищем суда по зову? Посему платят они монастырю 40 руб. и говорят: бортникам и Мордве всем в речке в Сюне в рыбной ловли, во весь луг по лес, покамест чист, от Сюнова устья, дела нет ни которыми делы и запоров монастырских не ломать и не вымствовать»3.

Благочестие старца Матфея свидетельствуется уже и тем, что Черниев монастырь долго назывался по актам пустыней Матвеевой, на пр. в грамоте Царя Михаила декабря 11-го 1614 года: «били нам челом Матфеевы пустыни Игумен Артемон, да строитель старец Тихон с братией». Устроение монастыря в стороне, тогда дикой и неприязненной, стоило старцу многих и долгих трудов. Старец боролся с неприятностями терпеливо, возлагал надежду на Бога и надежда не стыдила его. По преданию, народ называл его своим кормильцем, во время голода он отворял житницы для страдавших от голода бедняков, тогда, как прежде по какому-то предвидению, наполнил их хлебом. В монастырском синодике первым поминается «Иеромонах Матфей». И там же, в 1720 года записано: «первоначальник Матфей скончался декабря 21; поживе лет 69; панихида по нем отправляется в субботу пред Рождеством Христовым. Составляем монастырь 21 год и 6 месяцев».

Особенное участие в устроении монастыря принимали Донские козаки.

В грамоте, 1613 года мая 11, читаем, что в несудимой грамоте Царя Феодора Ивановича было прописано: «да в монастырь же давано по душам бортные ухожей на реке Цне и на Челновой, да на реке на Вороне бортной ухожей и рыбная ловля, да на реке на Хопре речка Камлык, да армонский лес бортной ухожей и рыбная ловля». Таким образом, пожертвования Донцев относятся ко времени построения монастыря старцем Матфеем. В монастырском синодике, весьма часто, встречаются роды Донских Казаков; напр, род Донского казака из Черкасска Герасима Сурмина, род старца Савватия Донского, род Донского казака Павла Чеснохина, род Донского казака Василия Бирюка, род Донского казака Феодора Остроуха, род Донского казака Якова Щепы, род Донских и воинских казаков, побитых казаков на Яике, род атамана Василия Грешного, род атамана Ивана Горелкина, род атамана Ивана Подшивы, род атамана Никиты Чермного, род атамана Петра Фустова, род атамана Василия, род атамана Семена Уколова, род Донского казака Семена Носа, род Донских казаков побитых под Азовом и проч. В монастыре доселе цел колокол, присланный, как сказано в вылитой надписи, 1641 году Донскими казаками из Азова. В грамате Царя Алексея Января 23, 1663 года пишется: «били челом нам великому Государю атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское; в прошлых де годах, как учели они служить на Дону реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь исстари, атаманах при Исайе Мартемьянове, и при Смаче Чершенском, в Шацком уезде Рождества Пречистой Богородицы и великого Чудотворца Николы Черниев монастырь на вечное прибежище и на строение, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они, де издавна тот Черниев монастырь всем войском Донским и до ныне, строят и многие вклады дают»4.

II. Настоятели монастыря

После строителя старца Матфея, упоминаемого в последний раз в грамоте 20 января 1597 года и скончавшегося схимником5, управляли монастырем:

1) Игумен Исайя, упоминаемый в синодике после Матфея.

2) Игумен Кирилл, упоминаемый в грамоте Царя Бориса от 16 декабря 1603 года.

3) Игумен Артамон, о котором упоминается в грамотах Царя Михаила 1613–22 годов и в грамоте В. К. инокини Марфы ноября 25-го 1628 года. По синодику, он схимник Афанасий.

4) Игумен Сергий, упоминаемый в синодике после схимника Афанасия.

5) Игумен Корнилий, о котором упоминается в грамоте Царя Михаила 1643 года.

6) Игумен Филарет, известный по грамоте Царя Алексея 1663 года и по спору о земле 1675–1681 годов, также и по синодику.

7) Игумен Моисей, о котором говорит грамота 11 марта 1685 года. Так как и в грамоте 1651 года поминается Игумен Моисей; то вероятно, что он на время удалялся от управления обителью, уступив место Филарету.

8) Игумен Исаакий, известный по синодику, как предшественник Иосифа.

9) Игумен Иосиф упоминается в Указах 1715–1717 годах. В синодике замечено о нем: «1718 года июня в 27 день преставился».

10) Игумен Иаков, по синодику пред Аароном.

11) Игумен Аарон, известен по грамоте Рязанского Архиепископа Алексея, данной в 1738 года на построение каменного соборного храма.

12) Игумен Вениамин Турченев.

13) Игумен Евфимий, по синодику после Аарона и Вениамина. При сих игуменах совершалось созидание Собора; но преимущественным Соиздателем его был благочестивый строитель Феодор. Надобно заметить, что строителями Черниева монастыря назывались помощники игумена по хозяйственной части, каковым был при игумене Артамоне, старец Тихон.

14) Архимандрит Марк, упоминаемый в синодике. начальствовал с 1754 года и по грамоте Рязанского Епископа Димитрия Сеченова, освящал соборный храм в феврале 1756 года.

15) Игумен Антоний, по синодику.

16) Архимандрит Досифей, управлявший с 1762 года по 1772 год.

17) Строитель Иеромонах Алексей, поступил в 1772 году и в том же году помер.

18) Строитель Иеромонах Стефан с 1774–1797 года.

19) Строитель Иеромонах Гавриил 1797–1801 года.

20) Строитель Иеромонах Акакий 1801–1819 года, заботливый о строгом чине монашеской жизни; он же хлопотал об усвоении монастырю архимандрии и Указом 9 марта 1819 года монастырь введен в штат.

21) Архимандрит Николай, 1819–1822 года, инспектор Семинарии.

22) Архимандрит Акакий 1822–1833 года, тот самый, который был прежде строителем; муж духовной жизни, скончавшийся в глубокой старости, на покое 1835 года.

23) Архимандрит Никанор 1833–1835 года, инспектор Семинарии.

24) Архимандрит Лаврентий 1835–1840 года, инспектор Семинарии.

25) Архимандрит Никон с 1840.

III. Здания в монастыре и достопамятности

а) Самое замечательное здание, – каменный великолепный собор. Деревянный храм во имя Св. Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, построенный первоначальником Матфеем, сгорел в 1738 году при игумене Аароне; с 1738 года начали строить каменный Собор, который окончен уже в 1751 году и освящен 1756 году. Этот храм по красоте архитектуры и по богатству иконостаса не много имеет подобных себе, свод его утвержден на одном столбе. В нем два алтаря рядом, – один в честь Святителя Николая, другой в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

б) Двухэтажная каменная церковь, построенная и освященная Игуменом Иосифом в 1638 году, в нижнем этаже храм был во имя всех Святых, но переделанный в 1840–1841 годах, посвящен имени Архистратига Михаила; верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

в) Каменная колокольня трех ярусов, с храмом Апостолов Петра и Павла в среднем ярусе.

г) Четыре каменных корпуса для настоятеля и братии.

д) Каменный дом для Архиерея.

е) Вокруг монастыря каменная ограда с башнями по углам.

В соборном храме весьма замечателен образ Чудотворца Николая, известный по чудесам и писанный весьма древним греческим письмом. Весь обложен богатой серебренной позлащенной ризой.

Другая икона, небольшая, Спаса нерукотворного также древней греческой работы и украшена дорогими каменьями.

Крест запрестольный древнейшего греческого мастерства и как кажется, одного времени с таким же крестом церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что́ в селе Рождествено на поле Куликовом.

Образ Св. Угодника Мины существует, говорит предание, с незапамятных времен; его принес еще в безлюдную, дикую, Черниеву пустыню один из странствовавших пустынников, принявших благословение на труд от священнослужителей земли обетованной. Не трудно увериться, что живопись его кисти греческой и весьма древней.

Казанская икона Божией Матери, по местному преданию, снята в самое время проявления чудотворной иконы в Казани и изображена рукой благочестивого обещанника.

Другие достопамятности в монастыре, – следующие:

а) Граненое богатое, серебряное кадило. Оно пожертвовано в обитель Князем Григорием Сюнгалиевичем Черкаским, тем самым, который значится в списке Бояр Царя Алексея Михайловича. Пожертвование сделано января 27 дня 1657 года.

б) Евангелие 1628 года, печатанное при Патриархе Филарете. Возвратясь из плена в 1619 году, а в 1624 году встретив Ризу Спасителя драгоценный дар Шаха Аббаса, Филарет желал ознаменовать благодарность за возвращение свое и за дар великой святыни новым изданием Св. Евангелия. Но типография медлила и желание Патриарха исполнилось ровно через четыре года.

в) Евангелие 1653 года, печатанное по благословению Патриарха Никона, без перемен против прежних изданий.

г) Служебник Патриарха Иосифа, без заглавия, ветхий.

д) Лествица Иоанна Лествичника, писанная уставом в 17 веке, дар помянутого Князя Григория Сюнгалиевича Черкаского. На одной странице замечено: «Кня (Княжая) упмидше (на помин душ)». Этот Князь, как видно по Фамильным бумагам дворян Ртищевых, вел жаркий спор за ученое образование с боярином Ртищевым; он думал, что от большого грамотного знания, появятся в Церкви расколы и настаивал, чтобы оставались все при прежней грамотности, т. е. при невежестве. Таких было тогда не мало, к скорби великого Никона и к несчастью Церкви. Они-то и были причиной раскола.

е) Синодик. В нем в начале печатные картины, относящиеся к обстоятельствам смерти и к судьбе души за гробом; всего 30 картин. На последней лик Богоматери с Предвечным младенцем, а внизу следующие стихи:

Держащего перстом свет на руку держиши

Пречистая Девица, да тых не презриши,

Иже с Феофилактом святым тебе славу

Приписуют, преклонше душу, сердце, главу.

Сего изобразитель и всех благ желатель

Иван Зубов.

Подобного состава находятся стихи под каждой из картин. Их рисовал, как и стихи, очевидно один и тот же Иван Зубов.

Далее, следует синодик. «Обретеся древний ветхий синодик во обители Николая Чудотворца Черниева монастыря, – в нем же ясное свидетельство о поминовении и о пользе душ усопших, предисловие и свидетельства из ветхого закона, и новые благодати, и Евангелия и апостола, и иных богодуховенных книг собрася, и с лицами о умертвии человеков… Начася писатися 1720. Затем «о пособии мертвым», – статья, оканчивающаяся так: «всем вам всеусердный есм желатель Семеон Медведев». Это известный чтитель Симеона Полоцкого, строитель заиконоспасского монастыря, в иночестве Сильвестр. Принадлежат ли ему все последующие размышления о поминовении усопших, составляющие предисловие к Синодику, – прямо не говорится. Но, потому что делаются тут выписки из сочинений блаженного Августина, вероятно, что все они, – составлены тем же Медведевым. Составитель нового синодика написал свой синодик Черниева монастыря по подражанию московскому синодику, при Патриаршем местоблюстителе Стефане Митрополите Рязанском, «в царствующем великом граде Москве».

В синодике под особенной бордюрной, чего нет ни для одного из вписанных боярских родов, вписан род Симеона Иоанновича Любовникова: «схимонах Ирадион, схимонахиня Екатерина, схимонах Сергий» и пр. Между братиями после игуменов второе лицо «схимонах Симеон», – потом «схимонах Сергий». Дворяне Любовниковы были первостепенными и самыми преданными слугами князей Рязанских. Они умоляли Князя Олега не уклоняться от св. воззваний Великого Князя Димитрия Донского против Мамая: «да не сгубит он, Князь Олег своей души богомерзким улестием Татарина». Они же упрашивали последнего Рязанского Князя Ивана Ивановича не доверять Московскому Князю Василию Ивановичу, но Князь Иван не послушался и потом бежал из Москвы, и пропал без вести6.

ж) Копии с жалованных грамот и записей, писанные при Игумене Аароне и дело о межевании монастырских земель с выпиской «из мещерских писцовых и межевых книг» 1735 года.

грамоты царские

а) Вышеприведенная грамота Царя Иоанна Грозного.

б) Грамота Царя Феодора Ивановича. Помещаем ее здесь:

«От Царя и великого Князя Феодора Ивановича всея Руси в Шацкой Василью Окинфову.

Бил нам челом от Шацких ворот новой пустыни Рождества Пречистой Богородицы и великого Чудотворца Николы соцкы строитель старец Матфей с братией. Стал де тот монастырь лет с тринадцать на пустыни. А вочинки де у них и рыбных ловель нет. А ловят де они рыбку про монастырскую нужу у Мордвы на реке на Цне в Осинском ухожье промеж Багринские воды и мамырские, от речки от Канши по реке по Цне вниз до Наракса, да Осинское озерко, по обе стороны реки Цны, покамест вешняя вода поймает. А та рыбная ловля за Мордвой за Мелситом за Шейдановиным с товарищи, да за торханы за Семеном Малышевым, да за Кирдяней за Оборевым на оброке. А оброку де они с тех вод меж себя емлют, на год, по пятнадцати алтын. И нам бы строителя Матвея с братией пожаловать велеть им те воды дать в дом Чудотворца Николы на свечи и на ладан, для убогова места, что за ними вотчинки нет, a место новое. И будет так, как нам Строитель Матвей бил челом и с тех будет вод Мордва меж себя емлют оброку по пятнадцати алтын; и как к тебе ся наша грамота придет и ты бы те воды отказал новые пустыни Никольского монастыря и велел бы еси им в тех водах рыбную ловлю ловить на монастырь безоброчно про монастырскую нужу, а Мордве и тарханом, за которыми те воды были, вступатись в них не велел. А прочел бы еси сю нашу грамоту и списал бы себе противен, отдал строителю Матвею назад и они держали ее у себя вперед для иных наших приказных людей и посланников. Писан на Москве лета 7094 (1586) марта в 27.

Подлинная грамота за приписью дьяка Шешилова».

в) Грамота Царя Феодора Ивановича 20 января 1597 года, которой дается монастырю деревня Татарская на реке Цне.

г) Жалованная и несудимая грамота Царя Феодора Ивановича, сохранившаяся в грамоте Царя Михаила 11 мая 1613 года. Царь Феодор снимает казенные оброки с земель, пчельников и рыбных ловлей, пожертвованных монастырю и потом пишет: «К городовому и к острожному делу, и к засекам, и к ямщине слуг с них и крестьян имать не велел. А что у них из Шацково стоят сторожи для казачьих выходов и емлют у них крестьян на сторожу, – и сторожем у них стоят и крестьян имати не велел. И боярам, и воеводам, и головам, и сотником и всяким приказным людям старца Матвея с братией, и служебников, и работников, и вкладчиков и крестьян судити, и ведати ни в чем не велел; а судити и ведати во всем велел на Москве, в приказе Казанского и Мещерского дворца боярам и дьякам нашим, у кого будет в приказе Казанский дворец, на срок на Рождество Христово. А лучитца суд месной монастырским слугам или крестьянам с городскими, или с волостными, или с сельскими людьми; и боярам, и дьякам их судити, а игумену или старцу с ними же сидеть. А прав будет или виноват монастырской, и он в вине, и в правде Игумену с братией, а боярам и приказным людям до него дела нет; а прав будет или виноват сторонний человек, и он в правде, и в вине боярам и приказным людям, а игумену до него дела нет. И ратные люди к ним, и гонцы, и посыльные не въезжают, подвод и кормов не емлют, и насильства ни которого не чинят».

д) Две грамоты Царя Бориса Феодоровича от 1 марта 1599 года и от 16 декабря 1603 года.

е) Семь грамот Царя Михаила 11 мая 1613 года, 11 декабря 1614 года, 5 июля 1621 года, января 1622 года, января 21 и ноября 16 1631 года, июля 24-го 1643 года и четыре грамоты Великой Княгини инокини Марфы августа 25-го 1627, февраля 13 и ноября 25 1628 года, января 21-го 1631 года.

ж) Пять грамот Царя Алексея 20 августа 1647 года, 15 августа 1449 года, 30 января и 2 февраля 1651 года, января 23-го 1663 года.

з) Две грамоты Царя Иоанна и Петра 11 марта 1685 года, 30 июня 1690 года и два Указа Царя Петра сентября 10-го 1715 года, 26 июля 1716 года. Первый стоит заметить. Игумен Иосиф два раза относился с жалобой к Воронежскому Губернатору и президенту адмиралтейства Графу Апраксину: «с 1701 года, писал он, по его великого Государя Указа, те крестьяне отписаны на Великого Государя; а им де Игумену с братией с того числа с Москвы из монастырского приказа определено денежное и хлебное жалованье по указному определенному числу. И то де денежное жалованье по сей 1715 год из его Великого Государя казны дано сполна, а хлебного де с 1712, 1713, 1714 и 1715 годы им игумену с братией не выдано. И от нерадения приказных людей во всем у них в том монастыре великое оскудение и крестьяне дров им в монастырь не возят и работы никакой ни работают. И ведают тех крестьян приказные люди. Также де ныне у них в монастыре на церквах и на кельях кровля и около монастыря ограда все сгнило и обвалилось, и от приказных людей о том радения нет. И крестьяне де от обид и сторонних людей многие разошлись в рознь и на новые места. Только по переписи 1710 году осталось крестьянских девяносто дворов7. И ныне де им игумену с братией кормиться нечем. А прочих де монастырей крестьяне по его Великого Государя Указу отданы во владения монастырям попрежнему и всякую монастырскую работу работают все против прежнего. И в 1712 году по челобитью Спасского монастыря, что в Переславле рязанском, архимандриту Льву с братией отписаны их вотчины в тамбовском уезде и отданы им по прежнему. И чтоб Великий Государь пожаловал его игумена Иосифа с братией Указом за три года выдать им хлебное жалованье и тем вотчинам села Черниева с селы крестьянам быть за тем Черниевым монастырем попрежнему против прочих монастырей, а присыльным приказным людям тех монастырских крестьян управлением не ведать и впредь для владения и всяких угодий им игумену с братией дать его Великого Государя Указ». Граф делает распоряжение согласное с просьбой игумена.

Богатство у монастыря было великое.

Иное и вследствие новейших государственных постановлений могло бы быть возвращено монастырю. Но умный и добрый О. архимандрит Акакий говаривал: «сильные нас обижали; монах, – не адвокат; время потеряно; а наша обитель цветет, да цвете, ныне и присно, – словом Господним».

В три храмовые праздника обители, – в день Св. Николая (9 Мая), в день Рождества Богородицы (8 сентября) и в день Апостолов Петра и Павла (29 июня), бывает большое стечение богомольцев в обитель, особенно по благоговению к древнему Чудотворному образу Святителя Николая. Посему при обители бывают ярмарки три раза в год, в три показанные праздники.

* * *

1

Эта грамота издана Г. Макаровым в очерках России, книга 5 Спб. 1840, стр. 210–213. Список, с которого издана она там, хотя древнее и точнее списка хранящегося в монастырском архиве, не без ошибок, из которых оные очень важны. На прим., в оглавлении написано: «копия с копии грамоты Царя Василия Иоанновича», – это поздний произвол и составляет грубую ошибку. В монастырском списке начало грамоты: «От Царя и великого Князя Ивана Васильевича всея России в Шацкой мордовскому приказчику Юрке Дурову. Бил нам челом» и проч. В конце выписки из писцовой книги: «писан на Москве лета 7091 (1583) февраля в 15 день». Грамота скреплена дьяконом Василием Щелкаловым. Василия Щелкалова видим дьяконом при Царе Иване Васильевиче в 1567 году; при Царе Феодоре в 1595, он был уже хранителем государственной печати (Карам. 10, 119, 9, изд. пр. 221) Итак, и по скрепе грамота принадлежит Царю Ивану Васильевичу.

2

У Г. Макарова опять допущено несколько ошибок. В монастырском списке: «А в Мещерских оброчных в писцовых книгах, письма Мещерина (а не Мещенина) Морозова с товарищами лета 7072 (1594) году написано: В подлесном (а не в Польском) стане дикого поля на оброке за Ивашкой за Просандеевым, у Шацких ворот, меж двух речек Вачкасов на Осинском истоке; в него ухоже, сто четвертей в поле, а в две потому же; земля добра и пр. Окончание: «Грамоту у себя держит на предки, ради наших Мордовских (а не Московских) приказчиков и ради наших иных людей посыльных. Писан на Москве, лета 7091 (1583) февраля в 15 день».

3

Село Насины в 4-х верстах от монастыря. О селе Княжине в выписке из Мещерских писцовых книг 1735 года. В той же выписке: «Да по данным же разных годов Шацкого города Ценских мурз и других бортников вотчинные бортные уходи на реке на Цне по обе стороны и по реке по Пилавки, и по другим урочищам разные бортные знамена со всяким угодьем, с зверными станами и с рыбной ловлей, и бобровыми гонами». Мурзами здесь называются, конечно, Мордовские землевладельцы. Царь Иоанн Грозный, в своем завещании 1572 гола, отказывает старшему сыну своему, между прочим, Шацкий город и Князи Мордовские с их вотчинами.

4

Храбрый атаман Петров известен тем, что взяв Азов, 6 лет отбивал все приступы Турок и предложил Азов Царю Михаилу. Земский совет, собранный Михаилом, положил принять Азов и послать войско на помощь казакам. Но Михаил послал грамоту оставить Азов. Казаки повиновались и Царь послал Атаману, с его войском, похвальную грамоту от 30 апреля 1642 года (Совещание земского совета и две грамоты в собр. грам. 3 № 112–114. М. 1821 года).

5

В синодике кончина блаж. Матфея отнесена к 1640 году; но, – это самая неудачная догадка 1720 г. Если блаж. Матфей начал строить монастырь в 1573 году и жил 69 лет, – как показывает синодик, то считая 69 лет жизни его с 1650 года, мы дошли бы до того, что Матфей оказался бы строителем обители на третьем году своей жизни. Да и сам с собой не согласен синодик: если монастырь устроялся 21 год и 6 месяцев, а начал устрояться, по синодику с 1571 года, а вернее с 1573 года; то окончание подвигов строителя падает на 1595 год.

6

Монастырские записки Симона Рязанского Епископа.

7

По переписи 1678 года значилось: «Рождества Пречистой Богородицы да Николы Чудотворца Черниева монастыря в отчинах в селе Черниеве, в селе Высоком, в селе Княжом, да в селе Покровском крестьянских 385 дворов, людей в них 1709 человек, бобыльских 273 двора, людей 680 человек; итого 658 дворов, людей в них 2389 человек».


Источник: Черниев Николаев монастырь : [Описание]. - Харьков : Унив. тип., 1849. - 27 с.

Комментарии для сайта Cackle