Источник

Письма из архивов

И. Д. Андрееву

482. О поступлении в Академию. О посылаемых книгах

25 янв. 1887 г. [35]

Милость Божия буди с Вами!

Очень приятно слышать, что ты надеешься поступить в Академию.

Благослови тебя, Господи!

Посылаю тебе книги толкований и несколько других. Толкования послания к Римлянам не могу послать.

Потрудись! Бог тебе в помощь!

Посылаю тебе немного денег. Верю, что на что-нибудь пригодятся в это трудное для тебя время.

Спасайся!

Твой доброхот

Е. Феофан.

483. Благословение и благожелания. О посылаемых деньгах

16 июля 1887 г.

Милость Божия буди с Вами,

Иван Дмитриевич!

Господь да благословит Ваше намерение, путь Ваш да управит, и поможет Вам сдать добре экзамен.

О. Алексеем передаю Вам немного денег... Если на казенное не примут, однако ж сочтут годным для слушания Академического курса... известите... Может быть, я найду возможность делать взнос, если он не слишком велик.

Благослови Вас, Господи.

Ваш доброхот Е. Феофан.

484. О поступлении в Академию. О поступлении на повторный курс в семинарию

О поступлении в духовную Академию. О поступлении на повторный курс в семинарию.

[Без даты]

Милость Божия буди с Вами!

Иван Дмитриевич!

Ну – не велика беда, что не пришлось поступить в Академию. Ведь не один Вы таков; а на миру и смерть красна.

Подготовиться к следующему приему – добрая мысль. Но как это устроить?..

Дома скорее по пустякам пройдет время.

Не лучше ли поступить в Семинарию на повторительный курс? Может быть, окажется в конце таким, что пошлют в Академию на казенный. Взнос на содержание в общем корпусе, я доставлю.

Если нет обычая – допускать на повторительный курс, нельзя ли – вольнослушателем определиться? И если вследствие сего надо жить на квартире, и на это дам необходимое.

Все сие предлагаю потому, что этим порядком Вам удобнее будет подготовиться.

Благослови Вас, Господи.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

485. Когда есть охота учиться, можно научиться всему. О чтении Нового Завета

Когда есть охота учиться, можно научиться всему и без Академии. О чтении Нового Завета. Будьте мудры и не давайте времени пропадать даром.

24 янв. 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Ну, пусть будет как о. Ректор присудил...

Так или иначе – дело – все в том, чтоб подготовиться немного. – Дай Бог успеть Вам в этом. Посылаю Вам на книги 25 р[ублей]. – Когда есть охота учиться, можно всему научиться и без академии. Была бы голова и труд. – Этот способ изучения длительнее, но не стану спорить, если кто назовет его более прочным.

Ну уж сами смотрите, как удовлетворить жажде знания. Книги надо иметь... Но есть у нас книга книг... Новый Завет прочитан?!!

Если станете его читать с на́большим вниманием и углублением, свет Божий будет раскрываться пред умными очами и все освещать и осеевать... Этот источник ве́дения неисчерпаем. А все другие перечитал? – и больше не нужно. И еще лучше что-либо придумать можно.

Будьте мудры... и не давайте времени пропадать даром. Дни за днями бегут... а там и годы за годами... И смерть... Потребуется отчет, – что приобретено способностями, какие дал Бог... сказав, куплю дейте...

Благослови, Господи,– матушку Вашу, братьев и сестер... Я не знаю по жизни вашей семьи...

О получении денег – известите поскорее.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

486. Благословение на дорогу

13 июля 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Собираетесь опять в Москву – искать счастья.

Благослови, Господи!

Посылаю Вам немного денег.

На Ваше же имя посылаю и книги Ея Превосходительству.

Прошу передать ей, и прошу ее принять их.

Господь да дарует ей найти в них что-либо душеполезное.

Покров Божий буди на Вас!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

487. Об академических курсах. О денежных нуждах

Об академических курсах. О денежных нуждах. Держитесь правила усваивать преподаваемое наставление.

12 сент. 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Очень рад! Теперь благо спаси, Господи, в здравьи провести курсы академические.

И да поможет Вам Бог!

Казенное! – Великая милость Божия! – Но все же, полагаю, какие-либо нужды будут. Прошу сказать об этом откровенно. На нужды – всегда буду высылать вам потребное.

О нуждах Ваших денежных ничего не знаю. – Скажите откровенно, сколько им требуется... и им буду высылать. – Держите бесхитростную речь.

Писала ко мне Генеральша... и я ответил ей. Писал и к матушке Вашей и послал ей немного денег (20 р[ублей]) и просил писать о нуждах. Это было на днях.

У Вас теперь, верно, уже начались уроки. – Держитесь простого правильца: усваивать передаваемое наставниками. Затем, если что покажется непонятно, пополнение искать в книгах. – Вообще думать и обдумывать, чтоб выйти из Академии с большим запасом, – готовым наставником. – Времени не тратить.

Благослови, Господи!

Наставников слушать... Но всегда иметь в мысли норму истины православной. – И ею поверять все. – Дело, впрочем, всему само научит доброго делателя.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

488. О изучении немецкого языка. О православном видении. О денежных нуждах

13 окт. 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Очень рад слышать, что Вы ретиво взялись за дело.

Благослови, Господи!

Немецкий язык – хорошее пособие. Но немчура слишком много мудрит. Книг немецких нельзя читать, не перекрестившись много раз.

Авторство у Вас развить... Не худое дело!

Но благослови, Господи, всем авторствовать своим умом. – Покойный Иннокентий говаривал: у меня каждый студент умнее умнейших из немецких писак.

Есть своя идея Догматики – своя идея нравственного богословия, своя идея Литургики, Апологетики, Пастырского руководства и проч... И все оно в православии131 инаково глядит, чем у немцев. Дай, Господи, Вам очи видеть сие и все другое.

Ваше удостоверение, что модный дух отрицания не находит в Академии места, – радует. Дай Бог, чтоб он и никогда туда не прокрался.

Вы ничего не сказали о своих мелочных нуждах. Сам догадаться не умею, потому что теперь все, или многое, идет иначе... Посылаю Вам 15 р[ублей] и столько же буду присылать каждую треть, на мелочные расходы.

Матушка Ваша не извещает, получила ли деньги... и можно ли по тому адресу посылать. Через Козаки слать не совсем удобно.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

489. Поздравление с Рождеством Христовым. О посылаемых деньгах

Поздравление с Рождеством Христовым. О посылаемых деньгах. О поминовении усопшей.

24 дек. 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова. Радости и утешения Вам от Господа желаю.

Посылаю Вам в дополнение 500 р[ублей]. – Молю Господа, чтоб Он помог Вам устроиться со свадьбою. – Если еще, может быть, окажется недостаток в деньгах, просите жениха, чтоб он подождал еще сколько-нибудь из 1000... Я же дополню то в половине следующего года.

Деньги, которые я Вам даю, должны [быть) оплачены поминанием рабы Божией Юлии боярыни, усопшей... И прошу Любовь Дмитриевну и супруга ее не забывать поминать ее в своих домашних и церковных молитвах.

Вы писали, что за вторую дочь делаете взнос; а Мария Николаевна помянула, что взнос этот делала Г-жа профессорша Вашего сельского института. – Г-жа профессорша теперь не будет иметь возможности это делать; как же Вы будете? – Если, как предвидится, не окажется других источников, я буду взносить. Скажите, в какие сроки и в каком количестве делаете этот взнос.

Благослови, Господи, всяким благословением и Вас с детьми и будущих молодых.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

490. Благопожелания и поздравления с праздником. О посылаемых деньгах

Благопожелания и поздравления с праздником. О посылаемых деньгах. Вопросы о знакомых.

3 янв. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

С прошедшим праздником и новым годом поздравляю Вас. Желаю обновления добрых намерений Ваших [и] сил к исполнению их.

Посылаю Вам на мелочи 15 р[ублей).

Вы обещали этот год принатужиться. Доброе дело.

Но все в меру надо.

В Малинове свадьбу играют.

Знаете ли жениха?.. Хорош?

Господь да подаст им лучшее...

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

Тихон Ал. – Крутиков – определен в Воронежскую Семинарию на Церковную историю.

491. О положении в Академии. О книге Лебедева о соборах

О положении в Академии: строгости неприятны только своевольникам. О книге Лебедева о соборах: он искал новенького, в чем стоит против. Православия.

24 янв. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Вы очень хорошо сделали, что съездили домой, – и их дело поправили и направили. Дай им Бог хорошо довести его и до конца.

Вы извещаете, что новый о. Инспектор вводит строгость за строгостию... и как будто находите, что это не совсем приятное дело. Строгости неприятны только нелюбящим порядков своевольникам. А которые живут скромно, ни о чем больше не хлопочут, как чтоб заниматься и заниматься, для тех какие-нибудь строгости пройдут мимо их, не касаясь их...

Причислив Вас к числу последних, прошу удаляться от всех вольников, суды и пересуды заводящих в роде скопиве... Смирно и терпеливо сидите за делом, будто до Вас ничто не касается... и в разговоры не вступайте... Будьте осторожны...

Извещаете, что купили книгу Лебедева о соборах... будто редкость какую добыли... Книга эта не православная... И проводит начала хуже протестантских... Вам кажется, что ни страница, то блестящие мысли... Мысли там – все мыльные пузыри. – Исходная точка – неверна, и все дрянь – хоть брось...

Выходит Автор из той мысли, что в Церкви школы были, – и одна с другою спорили... спорила Антиохийская школа с Александрийскою...

В Церкви Божией ...[школ?] не было. Было одно учение, Апостолами преданное, из рода в род переходившее. Дети учились у отцов и потом передавали своим детям... Это повсюдное учение и было вселенскою истиною.

Суемудрые порождались в среде их и заводили свое учение, по своему смышлению... Когда это мудрование было не согласно с общим христианским разумением... его отвергали, и суемудрое осуждали, и изгоняли из Церкви... Не школа со школою спорили... и общая истина отражала и поражала суемудрие... Общее это учение, или разумение, для всех обязательно... и в нем одном истина... Ваш Лебедев другого направления... Он искал новенького (в речи своей публично сказано это)... В этом он стоит против православия – которое не ищет новенького... а старается держаться почтенной старины.

Вы, конечно, уже прочитали эту книгу. Желаю знать Ваше об ней суждение. – Один Москов[ский] священник (кажется) написал подробный разбор сей книги... Вам надо найти это и прочитать... и то недивно, что Вы сделаетесь учеником этого новшака. – Печатали разбор в «Православном обозрении»... Поостерегитесь. – Желаю Вам успехов – широких, но в духе православном. Иначе лучше бы Вам и не вступать в Академию... на пагубу себе и назло Церкви.

Благослови Вас, Господи!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

492. О положении в Академии. О книге Лебедева о соборах

О положении в Академии: строгости неприятны только своевольникам. О книге Лебедева о соборах: он искал новенького, в чем стоит против. Православия.

24 янв. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Очень приятно слышать, что преуспеваете. Помоги Вам, Господи, и паче еще преуспевать.

Немецкий язык пригодится... но немецкие мудрования нередко никуда не гожи. Приучайтесь различать плевелы от зерен, и прямое от кривого. У нас слишком много хватают немецкого – и язык стал не русский, – или склад речи. Отбирать у немцев гожее не мешает, а писать своим пошибом надо... Очень скорбно, когда не видишь этого... О прежнем письме я не имел что сказать; потому и не писал. Вам надо объясниться с о. Александром, и дело то уладится дружески... Зачем Малиновские разладили и поддерживают разлад?! Малиновские начали тратить деньги, присланные на приданое Любе. Они сами об этом писали. Я написал им, что напрасно это сделали, и наказывал беречь те деньги. Потому что не могу ничего более приложить на сей предмет. Напишите им и Вы о том же. Как бы они не надумали что, мол, слова – не прямы... Нет; они – решительные. Обещал я им помочь в взносе за другую дочь и спрашивал, сколько требуется. Они промямлили так, что я ничего не разобрал. Скажите, в чем там сила, – сколько требуется, и в какие сроки.

А женихов все чаще у них нет.

Новый Преосвященный... может быть, новые и поправки пойдут.

Помоги им, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

493. О родственниках. Хорошо сделаете, если послушаетесь о. инспектора

О родственниках. Благословения и благожелания. Хорошо сделаете, если послушаетесь о. инспектора.

26 сент. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Вы хорошо сделали, что побывали у своих и меня известили о получении ими посланного.

Что-то Бог даст им по случаю... если побывает или побудет у них – посланный Вами товарищ?

Да благословит их Господь!

Еще о Вас... Мне думается, что вы хорошо сделаете, если послушаетесь о. инспектора... Не думаю, чтоб это помешало занятиям.

Посылаю Вам на мелочи – 15 р[ублей].

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

494. О неудавшемся сватовстве. Совет обратиться в своих обстоятельствах к Владыке

О неудавшемся сватовстве. Благожелания и совет обратиться в своих обстоятельствах к Владыке.

15 окт. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Очень жалко, что сватовство за Любу не состоялось. – И жениха нечего винить. Если б он согласился подождать, я дослал бы ему в следующем году, если требование его не слишком задорно. У меня нет лежачих денег... а укроить кое-что можно. – Этого рода сделку, то есть подождать, можно иметь в виду и после сего сватовства. – Но если б Вы успели снестись с бывшим до его женитьбы, было бы лучше. Железнодорожные места не прочны. Этому ничего не прибавлю. Но прежде говорили о диаконском месте, и кажется в Малиновом. – Отчего отступили? – Это было бы удобнее. – Что зять священник. – Это не неудобство. О. диакон берег бы себя сам по себе... ибо от одобрения его зависит и место священническое.

С юбилейным торжеством и о Вашем по поводу его отличии – поздравляю...

Помоги Вам, Господи, сладить с Аендорскою волшебницею.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

P. S. Вот что пришло мне на ум.

Проездом к своим, взойдите к Преосвященному и расскажите ему свои обстоятельства, попросите – поиметь во внимание своих.

Медвеженьках132 пристроила генер[альша] Мария Николаевна. Я не берусь хлопотать. – К железнодорожному не лежит душа. Но между ними бывают степенные иногда и надежные. Так разведайте, надежнее ли тот, о коем Вы говорите... и Бог благословит.

495. О устройстве сестры и денежных нуждах

27 нояб. 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Хорошо Вы придумали проехаться до дома. Помоги Вам Господь в деле устроения сестры. Преосвященный, думаю, не откажет поспособствовать Вам.

Благослови, Господи, и Вас и домашних Ваших.

Посылаю на дорогу 15 р[ублей].

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

Если нужда будет дополнять придан[ое], упросите ждать до полугода. Но если будет все просить... и прежде того это сделано будет.

496. О устройстве сестры. О изучении французского языка

О устройстве сестры. О изучении французского языка. Остаться в Академии не худая мысль.

23 янв. 1890 г.

Милость Божия буди с Вами!

Преосвященный и не может обещать, что даст место. Но может иному жениху внушить, чтоб посмотрел такую-то...

Я полагаю, что он это, м[ожет] б[ыть], сделает или попробует сделать.

Заниматься франц[узским] языком не бросайте. Пригодится, а между тем труда не много – для знающего лат[инский] язык. Выучитесь читать. Потом добудьте... или из библиотеки возьмите Евангелие на франц[узском] и читайте...

Язык тут и понадобится... Знание языка открывает вам целую литературу народа, говорящего им.

Остаться при Академии не худая мысль. Приналегнуть надо. Тут просторней – ученая атмосфера...

Если профессор одобрил Ваше сочинение о волшебнице... и посоветовал пустить в печать. Отчего это не попробовать? Прежде печатание было редко, – и почиталось делом высоким. Ныне это стало не высоко.

Боитесь меня?! Это отчего?

Верно, завиральные мысли есть. Но тогда надо бояться всего православного мира.

Благослови Вас, Господи!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

497. Благословение новобрачным. О денежных нуждах. О регентстве

Благословение новобрачным. О денежных нуждах. Важно ли окончить курс первым? О регентстве.

30 янв. 1890 г.

Милость Божия буди с Вами!

Спешу Вам ответить.

Благослови, Господи, новобрачных. Мира, любви и благоденствия желаю им.

Денег у меня теперь нет. 200 р[ублей] и с процентом годичным пришлю в конце года; а может быть, и в половину года. Пусть подождут. Потери им от этого никакой не будет. Деньгам сим все одно лежать, что на мне, что в банке.

Вам нечего беспокоиться об уплате. Как-нибудь я сам справлю это дело.

Что будущий о. диакон не из первых в числе окончивших, не беда. Для жизни потребуется другая ученость, или способность, которой нередко недостает у с успехом окончивших. Лишь бы нрав был хорош. Больше смирения и ради сего больше Божия благословения. Почему это Вы от регентства ожидаете помехи учению... Час какой занятия с певчими, раза два-три в неделю – много ли? Аскоченский – был регентом, а окончил в числе первых и оставлен бакалавром. Стало быть, все дело – хорошенько распорядиться временем. Письмо Ваше получено третьего дня вечером; а мое пойдет завтра, а до Малинова не знаю, как достигнет. Всяко ко 2-му февраля не добраться ему туда. – Как бы будущий о. диакон не поколебался. Буду очень жалеть об этом. Но изменить тогда дело нет возможности. – Уверьте его, что недостающее в банковой сумме будет выполнено.

Благослови Вас, Господи!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

498. О посылаемых деньгах. О книгах. О кандидатском сочинении

8 сент. 1891 г.

Милость Божия буди с Вами!

В одно время с этим письмом посылаю в г. Малиново потребное для взноса за 4 м[еся]ц[а] количество денег. Пошли ей, Господи, хороших успехов. Поучать ее не ленитесь.

Вот к Вам моя просьба!

При Тихоне Александровиче в студенческую библиотеку Вашей Академии были доставлены мои книги – все, вышедшие до того времени. После того времени вышло еще несколько книг... Имею желание дослать и эти. Потрудитесь справиться, каким томом кончается там у Вас «Добротолюбие». Кажется, вторым или третьим; а их всех 5. – С этого последнего у Вас тома я пришлю что вышло после него. – Пришлют Афонские иноки, кои в Москве и на руках коих все мои книги... Очень рад видеть, как чаете вы окончить курс. Благослови, Господи, и помоги...

Сочинение Ваше... мне не совсем показалось. Но если Вам удасца133 добре подсмотреть требования времени каждого лица и как они мудро соответствовали ему, то это много скрасит, подставляя не простой перечень лиц и дел, но видеть и живую картину христианской жизни этого периода.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

P. S. Как лучше адресовать книги? – В студенческую библиотеку или на Ваше имя для передачи в студенческую библиотеку... или еще как...

Вам самим не посылаю книг. После на место службы лучше.

499. О книгах. Благословение и благожелания

7 окт. 1891 г.

Милость Божия буди с Вами!

Мои книги теперь все на руках Афонского в Москве братства. Я писал заведующему сею частию выслать на Ваше имя для студенческой библиотеки вышедшие после первого посыла книги, прибавлю послание к Римлянам и «Добротолюбие». И полагаю, что он может это сделать...

Когда получите, известите, прописав, какие книги получили.

Мать Ваша Анна Степановна писала, что Вы небогаты здоровьем.

Да подкрепит Вас Господь! Но и сами поберегитесь...

Выучившись, надо плоды приносить... Ходить же за сохою и сеять, надо иметь порядочные силы.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

500. О книге писем к пастырям. О составлении пастырского богословия

О книге писем к пастырям. О составлении пастырского богословия.

4 дек. 1891 г.

Милость Божия буди с Вами!

Благодарю за книжку – письма к пастырям. Прочитал с удовольствием. Она достойна всякого внимания и по предметам и по направлению. Образ изложения мыслей немного неудобен. – Мысли не налажены.

Если бы г[оспо]да студенты – 3–5 из большаков разобрали по частям книжку... и всякий изложил бы простою речью содержание доставшейся ему части: тогда отчетно увидели бы, чего стоит сия книжка. Надо желать, чтобы кто-нибудь составил пастырское богословие по норме писем сих. Была бы это драгоценная находка для пастырей, давая им надлежащее руководство для своей пастырской деятельности.

Что Преосвященный Ректор имеет влияние на Вас, этому радоваться надо, будет на благо.

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

Копия. Оригинал 20-го июля 1895 г. подарил о. Ректору Академии Архимандриту Антонию, о книге коего находится отзыв [в] письме.

501. Поздравление с успешным окончанием курса. О кандидатском сочинении

Поздравление с успешным окончанием академического курса. О кандидатском сочинении. О предложении принять монашество. О взносах за содержание сестры.

15 апр. 1892 г.

Христос воскресе!

Милость Божия буди с Вами!

Радуюсь такому успешному окончанию Вашего курса академического. Вас заботит кандидатское рассуждение, или сочинение, – что не успеете его кончить в срок. Но если есть обычай подавать неконченое, почему Вам не воспользоваться этим? – Боитесь, что профессор Ваш не даст вполне удовлетворительного отзыва. Но ведь его отзыв – не решительный. Если о. Ректор одобряет подать неконченое, и с ним согласны другие профессора, то бояться слишком своего профессора нечего. Когда придет срок, сходите к профессору своему и объясните свои обстоятельства и испросите согласия его – подать сочинение неконченое. – А оставаться до сентября, все же оставайтесь, – и постарайтесь кончить. Уже и то много значит, что Вас наметили в кандидаты на оставление при Академии. А если действительно оставят – что больше... Тут немножко приналегнуть и – Бог даст, оставят на определенной кафедре. – И пойдет гладкая дорога.

Благослови, Господи, остаться Вам при Академии. – А еще дал бы Бог сложиться Вам на предложение о. Ректора принять монашество. Если бы Вы думали только, что это для Вас самое лучшее... и тогда следовало бы решиться на то.

Но когда себе это говорит внутренний голос – в чем преимущественно выражается звание Божие, – то, мне кажется, нечего Вам раздумывать...

Помолившись Богу – и со св. Сергием молитвенно побеседовавши, решайтесь.

Бог благословит!

За содержание сестры Вашей взнос еще не кончен. Кончится в мае.

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

502. О назначении субинспектором. О монашестве. Благожелания и благословения

[Без даты]

Милость Божия буди с Вами!

Субинспектором Вас видеть и мне очень бы желалось – и прочитав Ваше письмо, я было рванулся писать о сем о. Ректору Вашему, но раздумал – потому что, может быть, там у Вас уже все по сему делу кончено, и писание мое было бы не вовремя. Впрочем, если дело еще не кончено, то сходите к о. Ректору и удостоверьте его, что приму за великое себе одолжение, если он устроит Вас на субинспектуру. – Что касается до монашества, то Вы право смотрите на сие дело, говоря: когда потянет. К тому же субинспектором лучше быть не монаху, потому что тут встречаться могут дела, которые улаживать монаху неудобно.

Желаю и молюсь да устроит Вас Господь на это место. Если не придется поступить сюда... напишите поопределеннее, куда бы Вы хотели.

Предметы – определены... но местность тоже – не малое дело... Москва, Казань, Харьков, Одесса... Киев, С.П.Б (так! – Ред.)... Еще где-то... Тобольск, кажется...

Я тогда попрошу о. Председателя учебного комитета при Св. Синоде...

А между тем думаете кончить рассуждение? – Бог благословит!

Посылаю Вам немного денег: 30 р[ублей].

Будьте здоровы и благодушествуйте.

Е. Феофан.

503. Отказ принять в келье

[Без даты]

Милость Божия буди с Вами!

Нет. Этого не могу.

Я, кажется, писал Вам об этом.

Что Вам желательно сказать и знать – напишите.

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

504. О месте певчего. О корреспондентстве в Афинах

21 авг. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами!

Мне очень не нравится, что вы загадали...

Учитесь – учитесь... а в итоге – певчий...

Соблазняет возможный доход огромный 1500 р[ублей]? – Верно – тут только 500 рублей) – Ваше жалование...

Корреспондент «Московских Ведомостей», верно, уж есть в Афинах. Обыкновенно это дело справляют секретари посольства, знакомые с ходом полит[ических] дел и с тем, что говорится в обществе... ибо они в хоре видимо... Года через два и Вы можете что-нибудь по этой части узнавать... Выходит, когда оставите Афины, тогда и гожи будете в корреспонденты... Потому моего благословения Вам нет идти по этой дороге. Извольте по своей идти... Вот кончите... или кончили... Теперь место... и это Бог даст... Напишите, какой Вы стоите по списку... Я напишу о Вас председателю учебного комитета при Св. Синоде... И если есть место, то он не откажет. Напишите, какой предмет Вам любее и какой изберете...

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Е. Феофан.

505. Об изучении греческого языка и написании магистерского сочинения

14 сент. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами!

Если дело так есть, к[а]к Вы теперь написали, то тут и раздумывать нечего. Это лучше, чем обыкновенная последь Академического образования. Благослови, Господи!

Да поможет Вам Бог успеть во всем, что Вы ожидаете, относительно изучения греч[еского] языка и магистерского сочинения. – Не мало ли времени для изучения языка? Трудом многое можно преодолеть, но и время требуется.

Покров Божий буди на Вас!

Е. Феофан.

506. Отзыв о кандидатском сочинении. О поездке в Афины

Отзыв о кандидатском сочинении: и у Вас есть исторический талант. О поездке в Афины и изучении греческого языка.

1 окт. 1892 г.

Отзыв о Вашем труде на кандидата – великолепный. Если поможет Вам Бог докончить, что еще искать, то не магистром только но и доктором можно Вас признать. Как видится, у Вас есть исторический талант. Надо пустить его в оборот.

Ваши успехи меня очень радуют. Дай Бог, чтоб Ваши ожидания от поездки в Афины134 исполнились, и Вы воротились оттуда эллинистом, и с оконченным рассуждением в руках на магистра.

В последнем легче успеть, чем в первом; ибо полное изучение языка – глубина большая. Но если припадет ретивость, чего она [не] успеет сделать? – Помоги Вам, Господи!

Благослови Вас, Господи, всяким благословением.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

507. О поездке в Афины. О должности певчего

О поездке в Афины. О должности певчего. Благословение и благожелания.

14 нояб. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами!135

Я подумал, что Вы проездом в Афины завернули на Вышу. Может быть, и лучше, [что] не состоится... Чего-то необычное и неясное есть – в этом выборе – в певчие посылание из окончивших курс Академии. И кто это выдумал?

Кто о. Порфирий, [не] знаю. Я полагал, что это кто-нибудь из Московских...

Не лучше ли, когда расстроится дело Афинское, взять Вам место по учебной части?! – Тогда, впрочем, к[а]к кончится то дело, Вам яснее будет, как поступить. Очень жалею об участи сестры Вашей.

Желаю Вам доброго пути.

Прилагаю немного денег на дорогу.

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

(Ваше Преосвященство!

Милостивейший Отец и Архипастырь!

Относительно поездки в Афины до сих пор не знаю ничего положительного. О. Михаил Грибановский немного попутал и затянул дело. Ректор недавно извещал меня домой (я из Академии уехал 15 октября) и просил потерпеть. Я решился ждать до Рождества. Если к этому времени известия из Афин о выезде не будет, то я совсем откажусь от поездки. Думаю поселиться в Посаде и докончить сочинение. От назначения на место до тех пор, пока не кончу работы, тоже откажусь. Бог даст, как-нибудь перебьюсь несколько месяцев на квартире. Дома не только заниматься, но и жить невозможно: в месяц я расстроился больше, чем за год в Академии. И все это бесплодно. Я выехал из Посада по делу сестры, которую преследует муж диакон. Во все время обивал пороги у сильных мира сего... В Посад рвусь к работе, как к желанному отдыху.

Прибегающий к Вашему заступлению пред Богом

Иван Андреев).

508. О приезде на Вышу. О поездке в Афины. Фотографии в подарок

16 нояб. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами!136

Вы дважды поминали о приезде сюда. В первом – отвечал, что нельзя, а во втором, верно, забыл написать, хоть и ненамеренно.

Вы отчего не помянули о Вашей поездке в Афины...

Состоялась ли и едете ли?

Вы желаете карточки Вам отпечатанные посмотреть – пять.

О. Ректору – благодарствую за память...

О. Порфирия – забыл, кто он. – Вот прочитаю письмо...

Спокойной ночи!

Е. Ф.

(Ваше Преосвященство!

Милостивейший Отец и Архипастырь!

Простите мою дерзость. Если я осмелился просить Вас нарушить Ваш покой на одну минуту, то только потому, что не знал, что Вы вообще никого почти не принимаете. На мою просьбу в письме из Академии о дозволении видеть Вас Вы мне не отвечали. Это молчание я истолковал в свою пользу, конечно, потому, что сильно хотел истолковать его так. За то, что я только желал и мало думал, я и получаю теперь достойное наказание. После Вашего отказа я начинаю сознавать, что моя поездка действительно была неблагоразумна. Она для меня самого недостаточно мотивирована. Я ехал только с одной целью – видеть Вас и поклониться Вам, сказать Вам, что Вы заменили мне отца и поставили меня на ноги. Я только ощущал необходимость поездки для меня самого и не сознавал до сих пор, что излиянием своих ребяческих порывов я не имел никакого права нарушать Ваш покой.

Все-таки я, конечно, не могу не болеть, что даже не видал Вас издали: говорят, что Вы не выходите. Впрочем, и эта скорбь, может быть, следствие неудовлетворенного любопытства...

Испрашивают Вашего благословения вся наша семья, Архимандрит Антоний Храповицкий, Ректор нашей Академии, и иеромонах Порфирий, от коего привезено мною письмо Вам, здесь прилагаемое.

Еще раз умоляю Ваше Преосвященство: простите и благословите меня. Завтра после обедни я отправлюсь обратно.

Нуждающийся в святых молитвах

Вашего Преосвященства

недостойный Иван Андреев).

509. Об Афинском деле. Выражение желания и впредь помогать материально

7 дек. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами!

Никаких предполагаемых Вами помышлений не было. Я только немного подивился и пожалел, что не спросил Вас, как приходило на мысль. – Такого рода характеры, какой показывает Ваш отказ, лучше уживаются на земле и живут спокойнее и свободнее от связ (уз. – Ред. ), коих много-много. – Впереди, если будете иметь нужду, извещайте. Буду охотно помогать Вам. –

Дело Афинское затянулось. Мне пришло на ум предложить Вам – откажитесь. Понапрасну прождете – и еще потратите время. Лучше идти по обычной нашей протоптанной дороге. У нас тут все ясно; а по новой все покрыто туманом. Манут только какие-то ожидания, которые не грех назвать мечтательными...

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

510. О посылаемых деньгах. О поездке в Афины. О родственниках

О посылаемых деньгах: что ж не сказали, что имеете нужду в теплой одежде? О поездке в Афины. О родственниках.

2 фев. 1893 г.

Милость Божия буди с Вами!

Чего же Вы не сказали, что имеете нужду в теплой одежде? Простудиться можно так, что и не поправишься. Посылаю Вам 30 р[ублей]. Сшейте себе что-либо теплое – и берегите здоровье... Про Афины ничего не пишете... Отчего Вам не заявить об отречении своем?! То будет пустая поездка, если состоится. – Кажется, о. Архим[андрит] Михаил немного тут перехитрил.

Анна Степановна – мать Ваша писала – недавно... и Любовь писала. – Она боится, как бы муж не помешал ей учительствовать? – Никто мне не сказал, какая у ней с мужем история случилась. Но если бы можно было с уверенностью устроить с ним сносную жизнь, то лучше бы было сойтись им. –

Да благоустроит ее Бог, как Его св. воле угодно.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Е. Феофан.

511. О назначении на место. О субинспектуре

11 июля 1893 г.

Милость Божия буди с Вами!

Место Вам назначено, правда, – неожиданно; но думается, все же надо принять его. Назначение не теперь состоялось, теперь только идет исполнение определенного прежде дела. – Назначает учебный при Св. Синоде комитет. Комитет всегда спешит открывающиеся места занять лучшими окончившими курс студентами. В этом причина Вашего назначения. Верно, и Семинарию Симферопольскую имеют на хорошем счету. – Дело это было бы и не худо... Но субинспекторство лучше. Если Академическое начальство решится представить Вас на это место, то не вижу, почему бы учебный комитет не согласился на это определение. Разве потому, что это будет слишком скоро после сделанного им самим же определения... о назначении Вас в Симферополь... Это может показаться поперечением Св. Синоду... и комитету... и Обер-прокурору, особенно, когда Вы и движения не сделали по исполнению их определения относительно Вас.

Как же Вам быть?! ...Субинспекторское место еще непраздно. Вы полагаете, что до половины августа это место может опростаться, а может и не опростаться. Тогда Ваше неисполнение сделанного о Вас определения положит на Вас тень, более или менее из ¼ р. (так! – Ред.). – Вот где для Вас точка с запятою.

Переговорите с начальством Академическим... к[а]к оно полагает поступить с представлением Вас на субинспектуру... и мне предвещали назначение Вас в Симферополь, еще не исполненное Вами.

Просто смотря, это бы кажется ничего... Но куда губерня повернет137 – я мог, впрочем, написать о. Председателю комитета... и полагаю, что он не станет поперечить Академическому решению.

Напишите мне поскорее...

К[а]к у Вас будут трактовать и что решать...

Благослови вас, Господи!

Спасайтесь!

Е. Феофан.

512. Поздравление с началом службы. О денежных нуждах родственников. О товарищах

Поздравление с началом службы. О рекомендуемых для трудов книгах. О денежных нуждах родственников. О товарищах.

15 сент. 1893 г.

Милость Божия буди с Вами!

Поздравляю с началом службы; да благословит Господь труды Ваши.

Кудрявцевская философия хороша – дщерь покойного протоиерея Голубинского.

Из немецких не берите ни одной. – Может быть, Шуберт причадится... и то во многом его перекрестить надо. – Лейбницевская ближе стоит к Голубинскому. Она разбирает о Вере и Разуме.

Свою философию заводите... Только бы святая была... православная.

Матушка Ваша писала, что открывается возможность пристроить еще дочь. Требуется тысяча. К сожалению, мои обстоятельства изменились, и десяток-другой при случае могу еще послать; а больше не могу уже. – Сотня тяжела, а тысячи и не поднять.

Ваши товарищи теперь новы... Поживите и увидите точнее, что они суть. Всякий в своем деле, вероятно, господин, как подобает, а сторонние предметы не занимайте: оттого и речей о них нет.

Что с кандидатским рассуждением не имеете времени управиться, об этом нельзя не пожалеть. Однако ж не выпускайте его из виду. Мало-мало свобода... и строчку прилагайте...

Благослови Вас, Господи!

Е. Феофан.

513. Благодарность за внимание к священнической вдове. О невозможности помочь

30 авг. 1893 г.

Ваше Превосходительство милостивая

Государыня!138

Приношу Вам благодарность за внимание ко вдове священнической А. С. Андреевой. Вы предлагаете мне ходатайствовать о ней пред Орловским Владыкою... и еще – дать денег на замужество дочери ее.

К Владыке не могу писать по обстоятельствам. Денег нет. Прежде была возможность поделиться, а теперь нет ее... Тогда тысячи посылались, а теперь могут быть посылаемы только десятки... руб...

С сожалением должен сказать, что не могу помочь.

Вы пишете из Россошного, или посылаете письмо. Разве Вы опять вернулись сюда... Если Вы там на новом житье... то не знаю адреса. На этот случай адресую на Анну Степановну, с пересылкой. А если не требуется пересылка, то ей нетрудно передать.

Желаю Вам всего хорошего.

Епископ Феофан.

О. А. Новиковой

514. О посылаемых письмах против Пашкова. О учении пашковцев

5 мая 1889 г. [36]

Ваше Высокоблагородие,

Милостивая Государыня!

С удовольствием шлю Вам 5 экземпляров писем в С. П. Б. Если Вам больше потребуется, еще могу прислать. У меня их достаточно.

При чтении их имейте в виду, что у меня в мысли было, когда я писал, – не обличать Пашковщину, а представить сколько можно нагляднее, что нам нечего слушать сторонних учителей: уже имеем потребное ко спасению, и притом так, как оно передано Церкви Апостолами; имеем и исполняем по силе нашей... И видим спасительные плоды сего в тех, кот[орые] верно исполняют все то.

Частных пунктов Пашковских не пришлось коснуться. Просил-просил прислать. Не прислали... А что прислали представляет общее протестантское мудрование... как увидите; а не особенности Пашковщины... И не жалею, что не прислали; потому что для спасения очень довольно и того, что сказано. К тому же я не охотник спорить и сноровки такой не имею.

Я приложил еще немножко и других книжек.

Может быть, найдете время и охоту пробежать.

Вы праведно заметили, что мы не охочи до отповедей, потому это, что любим наслаждаться покоем веры – что гораздо лучше и плодотворнее.

Пишут, кому Бог дает ревность. – Вот и у Вас она есть... Смотрите на нее, как на дар Вам Божий... мнас... Дай, Господи, Вам приделать на него десять мнасов – и получить потом десять городов в воздаяние.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

Рисунок 7. Письмо 514. Лист 1. Автограф

Рисунок 8. Письмо 514. Лист 2. Автограф

515. О трудах против учения Пашкова. О книгах

[Без даты]

Милость Божия буди с Вами!

С удовольствием посылаю Вам 10 экз[емпляров] писем. –

Вы загадываете найти символ Пашковцев. Помоги Вам, Господи! Но едва ли успеете. Потому что они сами не знают его. Пункты, которые у меня в письмах, доставил Николаю Васильевичу Елагину кто-то из вхожих к Пашкову, который слушал беседы их – домашние – и записывал.

Буду ждать.

Василий Николаевич Чичерин стремился к духовной жизни. Но от Церкви нимало не отчуждался. Он видел духовную сторону во внешних чинах церковных и избежал заблуждения. Ошибка Пашковцев вся в том, что они, ревнуя о духовном, совсем забывают о видимых проявлениях его. Оттого, коль скоро видимо что, то уже по-ихнему и не духовно. Их можно сразу подсекать, заводя потихоньку речь о том, может ли человек служить Богу только внутренно? – И еще – одиночное ли только служение Богу заповедуется нам или общее – всем обществом? – Отсюда – легкий переход – и ко всем чинам Церкви.

«Невидимая брань» у Афонцев. Адрес показан в книге. Можно относиться туда, где склад... Да в С. П. Б. – есть часовня Афонская. Верно, там и книги все есть. – Поищите их.

«Камень веры» в Синодальных Лавках. – Больше негде его найти. Но он ныне уже недостаточен. Поищите Обличительное Богословие ректора Казан[ской] Дух[овной] Акад[емии] Архим[андрита] Иннокентия.

Благослови Вас, Господи, всяким благословением.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

Рисунок 9. Письмо 515. Автограф

Протоиерею И. Г. Переверзеву

516. О посылаемых проповедях. О переводах из Феодора Студита

О посылаемых проповедях. О золотом тиснении на облачении. О здоровье. О переводах из Феодора Студита. Общие благословения.

[Без даты] [37]

Милость Божия буди с Вами!

Посылаю Вам проповеди – прежние, – отпечатанные Афонцами для раздачи. Себе возьмите и своим дайте.

Протопопица, когда была у нас в монастыре, смотрела мое облачение – шелковое, разрисованное золотом. Евлампий139 передал мне, что она желала бы знать, как это делается. Я написал и послал на Завод140 с первой почтой. Получено ли сие? –

Архимандрит141 наш насмехается над этим, говоря, что дело непрочно. – Непрочно, когда не выполняют всего, как следует, а если все выполнить, как должно, то выдерживает долго.

Вот у меня возду́хи – лет десять служат... и редко когда переменяются... а как новые... даже на сгибах не стерлось золото...

Как справляетесь с своими немочами? – Мой глаз все еще служит добре. Иной раз думается, что его движение к худшему остановилось... а потом опять являются подозрения... Я пью воды, которые шлет мне Барон Вревский. Воды эти пропитываются электромагнитными токами в разных градусах... Есть ли от них прок?... Может быть... Может быть, медленность омрачения глаза есть плод сих вод... А потом дело омрачения назад попятится. У Барона сего своя лечебница в С.-Петербурге. Прочее здоровье мое исправно... Но больше всех частей... наслаждается здоровьем моя благоверная... Взяла силы. Ничего не поделаешь... Хоть трава не расти...

Перевожу, однако ж, св. Феодора Студита катехизисы... не подряд – а по выбору... извлечениями...

Благослови Вас, Господи, всяким благословением.

Будьте здоровы и веселы – с протопопицей – и всеми живущими у вас.

Поклон – всем.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

517. Поздравление с праздниками. О писательских трудах. О зрении

Поздравление с праздниками. Общие благословения и благожелания. О писательских трудах. О зрении, о нежелании делать операцию на глаза.

2 июня 1888 г.

Милость Божия буди с Вами!

Благодарствую за поздравление и благожелания... Поздравляю и я Вас, но уже с преславным Вознесением вместо Светлого Воскресения.

Очень рад, что у Вас все идет добре и протопопица имеет довольно занятий, по причине коих ей некогда скучать. Благослови, Господи, труды Ваши по сей части142. За них есть особенное воздаяние, сравнительно с другими трудами.

Мои труды почти совсем остановились. Так обуяла леность. Но здоровье сойдет. Только глаз весь в хозяина – знать никого не хочет – ни даже Вревского, – хиреет... Иногда заволакивается, но все еще храбрится.

Меня все подбивают к допущению операции, а я упираюсь, больше потому, что страшная должна быть боль. Катаракт не подрезывают, как бельмо, а разрезают глаз и выпихивают пораженный член, то есть хрусталик. Я никак не надеюсь вытерпеть неизбежную при сем страшную муку. И отказываюсь. – Но се слышу, будто есть какие-то капли, которых если несколько пустить в глаз, то он теряет чувствительность, онемевает, не теряя движения. – Вот я и встрепенулся – откуда храбрость взялась; сей час готов на операцию... – Доктор наш Добров в Тамбове? Прошу его скорее сказать, есть ли такие капли? – Имя им: кокаин. И что он скажет, напишите мне поскорее.

Благослови Вас, Господи.

Желаю протопопице успеха в трудах.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

518. О здоровье. О погоде. О молокопитии. О «Добротолюбии»

О здоровье: благодарность доктору за советы. О погоде. О молокопитии. О «Добротолюбии».

30 июня 1889 г.

Милость Божия буди с Вами!

Благодарствую доктору за советы – и Вам за сообщение их.

Того, что тогда было вследствие банного непомерного жара, и следа не осталось. – В сердце все спокойно. – Впрочем, я собирался и собираюсь в Тамбов. И если тревоги подымутся, тотчас устремлюсь. Преосвященному143 кто-то сказал, что я еду... и он писал, что ворота стоят настежь. – Теперь ехать – солнечный удар может случиться. В хате сижу в одной рубашке... а на балкон хоть не показывайся144. Из советов докторских исполню млекопитие, – которому начаться помешал пост, начнется с понедельника 3 июля. Гулянье по лесу или по берегу заменяется хождением по балкону, – после утреннего чая до обеда, и по спадении жара до темноты... Недостающее число дней дополню после Успенского поста. Тогда можно и снова – 42 денечка попить молочка.

По окончании «Добротолюбия» (говорил ли я?... еще два тома: один печатается, другой переписывается) – я посвящаю себя ничегонеделанию. Кое-какие пустяки перелистываю.

Кто же это у Вас там бабушка? Уж не протопопица ли?

Неужели она в старухи записалась? Мне кажется, что она все еще молоденькая – 18 лет.

Вам весело... столько молодого вокруг движения!.. А у меня иногда неделя проходит – и мы с Евлампием словом не перекинемся. Однако доктор несправедливо называет мою жизнь сидячею и замкнутой – я все в движении до того, что подошвы болят... Когда кончал «Добротолюбие», сиживал утром часа два-три. А теперь ничего не сижу... А воздух у нас все одно, что в лесу.

Сидите там и на Запад145 не смотрите.

Благослови Вас Господь.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

519. Благословение уйти на покой. О лечении гомеопатией. О посылаемых книгах

Благословение уйти на покой. О лечении гомеопатией. О здоровье. О посылаемых книгах.

15 янв. 1890 г.

Милость Божия буди с Вами!

С прошедшим праздником! с новым годом!

Желаю Вам всего хорошего.

Как решено, еже о Вас?! Если продолжать, благослови, Господи, Вам еще потрудиться. А если на покой, дай, Господи, добре покоиться146.

Думаете запастись гомеопатическими средствами. Доброе дело! Когда окончательно решитесь, скажите, я укажу Вам и книжку и куда обратиться. В С.П.Б. есть теперь гомеопатическая больница... И там – чего хочешь, того просишь.

Сердечные мои немощи прекратились. И это сделано гомеопатиею. – Немощь моя – перемежающийся пульс. Доктора мои... определили причину – ослабление сердечной мышцы... и присудили медикаменты, служащие вообще к укреплению мышц. – И дело сделалось.

У меня теперь – главное... подергивание ног. Каждую почти ночь с полночи часа два и три идет это развлечение. Как возбуждение, производящее дергание ног, сопровождается досадливым чувством; то я встаю, и то стою, то хожу, пока кончится пароксизм (приступ, – Ред.). При этом дергание прекращается. Это, то есть конец пароксизма, ощущается льготою, а во время припадка ноги тяжелы бывают и будто стянуты – там... выше и ниже щиколоток.

В письме к Алек. Фил. (Доброву. – Ред.) все сие прописываю и прошу помощи. Письмо влагаю с Вашим в один пакет, потому что тут секретов нет. Письмо немного запачкалось. Прошу извинения.

Книгу, указанную доктором А. Ф., приобрел. Она показалась хорошею. Благодарствую за указание. Посылаю Вам книги – 4-й т. «Добротолюбия» и 33-й псалом... Вам, Доктору и Казначею147... В каждой книге «Добротолюбия» под первою осьмушкой 20-го печатного листа лежит мой кабинетный портрет.

Благослови, Господи, всех вас... и матушку – яже и бабушка – протопопицу.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

Протоиерею Е. Попову

520. О посылаемых книгах. Вопросы буду решать. О зрении

О посылаемых книгах. Вопросы буду решать исподволь и посылать в «Душеполезное чтение». О зрении.

1 окт. 1880 г. [38]

Милость Божия буди с Вами,

достопочтеннейший о. Протоиерей!

Спешу удовлетворить желание Ваше. Посылаю письма о христ[ианской] жизни и толкование посланий к Коринфянам. Пастырские послания в свое время также будут присланы. За присланное Вами благодарствую. Прошу прибавить жизнь Иисуса Христа Господа нашего в беседах.

Ваши вопросы буду решать исподволь и посылать в «Душеполезное Чтение», где уже начат ряд подобных решений, в письмах к разным лицам. Теперь мне совсем нет времени, и я не успел просмотреть ничего из присланного. Отдам им полную часть немного спустя.

Один мой глаз пропадающий не мешает другому смотреть. Потому горе пока невелико. А после – что Бог даст. Его святая воля.

Прошу Ваших св. молитв! Благослови Вас, Господи!

Ваш Богомолец

Е. Феофан.

521. О присланных книгах. Ответы на вопросы: что было бы, если б одна Ева согрешила

О присланных книгах: хороши, напишу о них когда-либо в «Душеполезное чтение». Ответы на вопросы: что было бы, если б одна Ева согрешила; не покаются ли демоны, почему зло преобладает?

25 дек. 1880 г.

Милость Божия буди с Вами!

Виноват! Разленился – и так долго не ответил Вам, хоть нужда ответа все не выходила из головы. Приношу благодарность за книги. Они очень хороши. Писнуть о них – писну когда-либо по чьему-либо вопросу в «Душеполезное Чтение». Толкований печатных нет, кроме объявленных. Прочих были только оттиски, кои разошлись. Они будут пересматриваемы и издаваемы понемногу. По мере выхода буду их присылать к Вам. Жду со дня на день послания к Галатам. Ответы на Ваши вопросы настрочил скороговором. Пришлю вместе с посланием к Галатам.

Вопросы в P. S. 1) Что было бы, если б одна Ева согрешила, а Адам нет? – Если б так случилось, тогда бы мы и увидели, что бы было вследствие того. А теперь гадать о том – попусту. 2) Не покаются ли демоны? – Увидим, если покаются. Теперь же видим – не каются, а все преуспевают во зле. Если на этом остановимся вниманием, то плоха надежда на их покаяние. 3) Причины и цели преобладания зла? – В Божиих планах сокрыты, и нам не додуматься до них. Видим, что люди восходят к совершенству борьбою со злом. Верно, иначе нельзя. А почему? Спросите у сокровеннейшего Бога. Скажите на ушко законоучителю, что его за вопросы иные следует на поклоны. Тому же должен подлежать и я. Такая лень обуяла, что руки поднять не хочется. Кое над чем копаешься; а за дело взяться нет охоты. А между тем вот уж и смерть на дворе.

Благослови Вас, Господи, всяким благословением.

Прошу Ваших молитв.

Ваш богомолец

Е. Феофан.

522. О письмах против Пашкова. О чине церковном

О письмах против Пашкова: говорят будто мудрено написано, напротив старался попроще писать. О чине церковном.

10 авг. 1881 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочт[еннейший] о. Протоиерей!

Прислали мне немало писем, что против Пашкова. Посылаю Вам немного. Раздавайте, если окажутся охотники читать. И если их окажется слишком много, я могу еще подослать. Слышу, что иные говорят, будто мудрено написано. Не надивлюсь. Я и вообще не люблю мудрено писать, а тут нарочно старался попроще писать. А вышло будто мудрено. Разве содержание мудрено. Но содержание то, что всякий содержит уже. Письма только напоминают о том. Не нашлись бы соблазняющиеся последними письмами о чине церковном, именно, что он изменяем.

Но такова его суть. А другое дело, если б кто вздумал изменять. Тогда я первый – против и изменяемым не все почитаю. Образ совершения таинства? По существенным чертам, или частям, таинство тоже не может подлежать изменению. Это и обозначено.

Благослови, Господи, труды Ваши. А я крайне разленился и никак не могу засадить себя ни за какое дело.

Желаю Вам быть здоровым и благодушным.

Ваш богомолец

Е. Феофан.

523. О поездке в Тамбов, чтобы показаться докторам. Не могу написать о Ваших беседах

О поездке в Тамбов, чтобы показаться докторам. Писательство и читательство теперь отлагается, потому не могу написать о Ваших беседах

13 янв. 1882 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочтеннейший о. Протоиерей!

Запоздал я Вам ответом. Дома не было. Ездил в Тамбов себя показать, не к кому попало, а именно докторам. У меня один глаз уже не служит от катаракты. Показалось мне, что и второй глаз начинает изменять. Я и поспешил, чтоб проверить, что там. Для того, чтоб это сказать, не нужно ни опытности большой, ни учености. Довольно иметь глаза. Глаза докторов Тамбовских сказали, что и второй глаз начал мутиться. Стало – мне покончить свою службу. Можно бы чаять утешения от операции. Но, говорят, мой катаракт такого характера, что операции при нем не удаются очень часто. К этому остается только присказать: увы и ах! и по-русски утешать себя: авось! Для продления деятельности одного, оставшегося в действии глаза, дана заповедь – как можно меньше писать и читать, особенно при искусственном свете. Как ни трудно, исполнить такую заповедь по нашим привычкам, однако ж угрожающая впереди слепота заставляет собраться с силами к точному ее выполнению. И я уже решил нагнать на себя буквобоязнь, как есть у иных водобоязнь. Оставляю писательство и читательство и – разве-разве что неизбежное. Подготовлю к изданию неизданные еще толкования самою растяжною работою, и аминь.

И вот причина, по которой, главным образом, я должен отказаться от Вашего поручения написать о Ваших беседах. Чтоб написать как следует, надо их перечитать повнимательнее, обсудить характеристические черты, на каждую подобрать примеры и выписать их. Как эту работу производить почти нечем, то и отказываюсь. Я бы с охотою удовлетворил Вашему желанию, но вынужденным себя нахожу, к прискорбию, отказаться. Прошу извинения, что так делаю. Не посерчайте и не поскучайте. Посылаю Вам два десятка писем в С.П.Б. для раздачи, где пригодны могут быть. Немного спустя пришлю – Симеона Богослова 2-й выпуск.

Благослови Вас, Господи. Прошу Ваших молитв.

Ваш богомолец

Е. Феофан.

Книжки получил и части – благодарствую.

В тюке писем – и Ваши наброски. Может быть, пригодятся.

524. Поздравление с праздниками. О переводе Аввы Исаии-Отшельника. О зрении

26 апр. 1882 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочт[еннейший] о. Протоиерей!

Христос Воскресе!

Ныне у Вас и особенный праздник... Поздравляю. Молитвы Святителя Божия да спомоществуют Вам во всем. Пермь и Владимир не отстают от Москвы и Питера в пастырских трудах и начинаниях... и стоят впереди других епархий. Благослови Вас, Господи! Посылаю Вам Симеона Нов[ого] Богослова 2-й выпуск... и еще кое-что.

Сижу теперь над переводом вновь св. Исаии Отшельника. Перевод его с латинского – помещен в 1-м т[оме] русского «Добротолюбия». Но на Афоне нашли, наконец, такой же на эллинском – и доставили. Оказывается, что в новом переводе это будет другой Авва Исаия.

Много бы еще предлежало сделать. Но приходится повременить. Что скажет операция?.. которой срок еще не определился.

Труды Ваши благослови, Господи!

Всех Вам благ от Господа желаю.

Прошу Ваших святых молитв.

Ваш богомолец

многогрешн. Е. Феофан.

525. Утешение находящемуся в искушении. Благословение и благожелания

Утешение находящемуся в искушении: воодушевитесь терпением, самопротивление вражие свидетельствует о дельности дела. Благословение и благожелания.

15 марта 1883 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочтен[нейший] о. Протоиерей!

Полною жалостию жалею о том, что у Вас происходит. Но вместе некую утешительную для дела Вашего черточку вижу в том же, что так прискорбно. Именно: значит дело Ваше многоспасительно, и враг спасения, как только улучил возможность, тотчас проявил свое неудовольствие и шаг сделал к сопротивлению. Самое сие противление есть свидетельство о дельности дела, и поскольку оно есть Божие, и Божиим порядком благословлено, то ему нельзя быть пресеченным такою же личностию.

Воодушевитесь терпением и упованием, что Господь делам добрым покровитель. Молитесь, пригласите и всех членов молиться, да Господь устроит все к наилучшему. Полагаю, что случившееся есть какое-либо случайное недоразумение, которое вскоре рассеется. Вот Бог пошлет Вам благопотребного Архипастыря. Слышно было, будто назначали Преосвященного Иакова Муромского, но что он отказался за старостию. Он был бы Вашему делу самый благотворный покровитель. Что творится во Владимирской губернии, все его дело. Ну вымолите себе другого подобного. Да я полагаю, что и всякий не откажется взять Вашего дела под свое руководство и содействие. У меня в С.П.Б. решительно никого нет. Один Николай Васильевич Елагин. Но его теперь нет в С.П.Б. Лучше всего молиться и предать дело Божьему покрову и милосердию.

Благословение Господне буди на всем Вашем обществе! Последнее Ваше постановление – напомнить христианам о главном в Великий пост деле – весьма благопотребно и [должно быть] выполнено как следует. Пишите к потерпевшим, да мужаются, воодушевляя их надеждою, что положение дела не может быть оставлено в таком печальном виде.

Милостив Господь!

Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Спасайтесь!

Ваш усердный богомолец

многогрешн. Е. Феофан.

526. Ответ на просьбу дать оценку книг с толкованием заповедей Господних

13 дек. 1885 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочтеннейший о. Протоиерей!

Спешу ответить Вам, чтобы не томить Вас напрасными ожиданиями. Советоваться – доброе дело. И я не прочь сказать, что смогу. Но Ваше предложение такого рода, что я должен сознаться в своей негожести сказать Вам что-либо дельное. Анализ заповедей есть занятие, которому я никогда не посвящаю трудов своих. Хотя это дело доброе, но не всякому сподручное. Вам Бог дал по месту и роду службы Вашей заняться сим делом, и конечно, с Вами в этом никто сравниться не может. Непривычному к этому делу многое может казаться неуместным, тогда как привычный находит то не только [не] неуместным, но существенно необходимым. И в таком положении буду я в отношении к труду Вашему, ничего нет дивного, что иное мне может показаться лишним, иное опущенным, – между тем, как то нужно, а это не нужно. И выйдет одно смущение.

Вы не должны меня слушать, потому что говорить буду не дело – с первого взгляда представившуюся мысль; а замечание все-таки прочитаете... и конечно, несладко его встретите. По сему очень возможному следствию моего неопытного пересмотра, я нахожусь в необходимости просить Вас не присылать Ваших книжек для просмотра и замечаний, потому что толку от этого не чаю никакого: один труд и смущение.

Благослови, Господи, труды Ваши. Но робеть нечего – оттого, что есть поперечащие. Убеждение дает свидетельство совести.

А оно – все.

Молите Бога о мне, грешном.

Ваш богомолец

Е. Феофан.

Благодарю за брошюрки.

527. О посылаемых книгах. Благословение и благожелания

21 сент. 1886 г.

Милость Божия буди с Вами,

достопочтеннейший о. Протоиерей!

Посылаю Вам книжки «Невидимой брани», для Вашей собственной библиотеки, для библиотеки Братства... и еще для кого хотите... из тех, кои любят браниться прописанным в книжке образом.

Удивляюсь трудам Вашим – и стыдом покрываюсь от моего лежебочества.

О верном и неошибочном узнавании настоящих бедных и призрении их Господь Сам будет руководитель и указатель.

К тому же, думается, дело сие само в себе носит отраду и разливает ее на всех его касающихся.

Благослови Вас, Господи.

Прошу Ваших молитв.

Ваш доброхот Е. Феофан.

Епископу Можайскому Савве

528. О книгах – полученных и посылаемых в дар

О книгах – полученных и посылаемых в дар. Об устройстве родственника.

21 марта 1864 г. [39]

Преосвященнейший Владыко,

Милостивейший Архипастырь!

Извините Господа ради, что долго не дал Вам ответа. Брат Ваш приходил, и, по словам его, ему нет препятствий сдать свое место, если захочет. Всяко я озабочусь успокоить Вас на сей счет. Приношу мою благодарность за книжку. Покорнейше прошу принять и моих изданий экземпляр148. Извините – без переплета. Владимир знаменитый и переплетчика не имеет.

Прошу смиренно святых молитв Ваших о мне, многогрешном.

С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою.

Феофан, Епископ Владимирский.

529. Об уклонившихся в раскол. Просьба посодействовать поиску старопечатных книг

Об уклонившихся в раскол: желают посмотреть старопечатные книги. Просьба посодействовать поиску таких книг в Патриаршей библиотеке

7 июня 1864 г.

Преосвященнейший Владыко,

Милостивейший Архипастырь!

Податель сего письма о. Моисей, желание возымел побеседовать с уклоняющимися в раскол. Был принят и слушан. Уклоняющиеся желают видеть своими очами в старопечатных – и писаных книгах до Патриарха Никона указаний, напр[имер], – Господа Иисуса, аллилуиа трижды... так, как содержит Православная Церковь... а не как они думают – и под сим условием готовы, будто, не отступать. Они обещались прислать своего начетчика и вместе с о. Моисеем проводить его в Москву смотреть старые книги. Чтоб это было удобнее тогда сделать для них, посылаю предварительно о. Моисея к Вашему Преосвященству – и покорнейше прошу – поруководите его, как новичка... доставьте доступ в библиотеку Патриаршую и укажите, в каких книгах есть что в опровержение раскола.

Просмотревши предварительно, о. Моисей будет тогда смелее с раскольниками вести речь и указывать. Господа ради не откажитесь помочь нам. Это начало. Если благословит Господь сие начало, может быть, дело обращения и пошире разовьется. А беда! Соборы раскольничьи в Москве много зла творят. Целыми деревнями начинают отпадать.

Всех Вам благ от Господа желаю.

Прошу святых молитв Ваших.

С истинным почтением и преданностью имею честь быть

Вашего Преосвященства покорнейший слуга

Феофан, Епископ Владимирский и Суздальский.

Разным лицам

530. О посылаемых деньгах. Общие благожелания

[Без даты] [40]

Милость Божия буди с Вами,

Достопочтеннейший о. Григорий!

Насилу собрался я с силами послать Вам немного денег. Посылаю 100 р[ублей].

Помоги Вам, Господи, добре устроиться.

Желаю Вам и Алекс. В. ...всего хорошего, паче же всего здоровья и благодушия.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

531. Об осторожности во время холеры: помилует ли нас Господь

Об осторожности во время холеры: помилует ли нас Господь и избавит ли от повальности.

27 авг. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами,

И до Вас добралась холера! – Да хранит Вас милостивый Господь!

Однако же – по пословице, – береженого Бог бережет. Верно, у Вас есть книжки в руководство, как жить и действовать в холерное время.

Просматривайте и соображайтесь с...

И у нас есть следы, но пока слабые. Помилует ли нас Господь и избавит от повальности?! – Молиться и все, что от нас узнаешь; жизнь же в руке Божией. К Нему простираем руки и очи – и в надежде на Него успокаиваемся, готовыми являя себя принять и то, чего бы не желалось. – Смерть не беда, а общая участь... Все одно умирать, просто ли, или от холеры, или от другой какой случайности. – Если почаще посматривать за эту дверь, то впечатление от отверстия ее пред нами не будет так сильно. Можно встретить то, как нечто обычное. Вам, о. Григорий, уж присмотрелась, д[олжно] б[ыть]. Помню, в первую холеру. Нас распустили из Семинарии. И когда приняли домой, в тот день началась холера, а Батюшка с месяц не виден был дома – возили его из дома [в] дом. – Тогда коса холеры была остра. Косила скоро и сильно. Но мы и [не) думали о холере. Оттого, м[ожет] б[ыть], она никого и не коснулась. Из учащихся ни один не умер от холеры.

Дай, Господи, чтоб и в Вашем селе она была милостива!

Думаю, что она у Вас уже утихла или совсем прекратилась. Даруй, Господи!

Благослови Вас Господь всех.

Спасайтесь!

Известите, когда пройдет гроза.

Ваш доброхот

Е. Феофан.

532. Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь

Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь, а тем, к кому большее имеет доверие.

27 авг. 1892 г.

Милость Божия буди с Вами,

Поздравляю с дарованием Вам новых чад. Не всем это дарует Господь, а тем, к коим большее имеет доверие, говоря по-человечески.

Но мать не здорова и дети плохи... Тем очевиднее будет милость Божия, когда все поправятся и явятся лучшими тех, кои теперь здоровы.

Не тяготитесь умножением семьи. Это будет походить на ропот и служить выражением неодобрения Божию о Вас распоряжению.

533. О посылаемых в помощь деньгах

5 июля [без года].

Други мои – Василий Иоаннович и Мария Иван. –

Бог в помощь!

Услышав, что у вас случилась небольшая беда, посылаю вам сто рублей.

Господь да благословит вас счастьем и довольством.

Мира вам желаю.

Иван Гаврилович, Иван Иванов, и Алеша – здоровы. Кланяются.

Феофан, Еп. Тамбовский.

534. О посылаемых деньгах. Общие благожелания

Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь, а тем, к кому большее имеет доверие.

[Без даты]

Милость Божия буди с Вами,

Насилу собрался я выслать недостающую Вам сумму... Посылаю при сем 200 р[ублей].

Из того, что Вы молчите, заключаю, что у Вас все хорошо, и благодарю Господа...

Да благопоспешит Он Вам и в деле служения Вашего и в устроении семейной жизни, и во внешних Ваших отношениях.

Идет ли, и как идет Ваше проповедничество?!.

Благослови Вас, Господи, и Александру Вашу.

Спасайтесь!

Ваш доброхот

Е. Феофан.

535. Благословение и материальная помощь вдове

24 сент. 1885 г.

Милость Божия буди с Вами!

Брат Ваш писал, что Вы теперь одна домохозяйкою. Господь да умудрит Вас.

Будьте разумны! –

Посылаю Вам на текущ[ие] нужды – 20 р[ублей]. –

Благослови Вас, Господи.

Спасайтесь.

Е. Феофан.

О получении надо уведомить.

* * *

131

В машинописи о. Георгия (Тертышникова), видимо, ошибочно: «...и Все оне в православие». – Ред.

132

Так в машинописи о. Георгия (Тертышникова). – Ред.

133

Так в оригинале, – Ред.

134

В машинописи о. Георгия (Тертышникова), видимо, ошибочно: «в Афон». – Ред.

135

Это письмо написано на обороте письма И. Д. Андреева, которое помещается далее. – Прим. о. Георгия (Тертышникова).

136

Это письмо написано на обороте письма И. Д. Андреева, которое помешается далее. – Прим. о. Георгия (Тертышникова).

137

В машинописи о. Георгия (Тертышникова), видимо, ошибочно: «...куда губерня поверня». – Ред.

138

Письмо епископа Феофана Затворника к неизвестной, напечатанное с подлинника, хранящегося в архиве МДА. – Прим. о. Георгия (Тертышникова).

139

Келейник епископа Феофана.

140

Суворов Завод в селе Ширингуша, Спасского уезда, Тамбовской губернии. Там Переверзевы часто проводили лето.

141

Архимандрит Аркадий – игумен Вышенской пустыни..

142

Труды по уходу за квартирантами-учениками.

143

Виталию, епископу Тамбовскому.

144

В машинописи о. Георгия (Тертышникова), видимо, ошибочно: «ход не показывайся», – Ред.

145

На события и учения Западной Европы.

146

Иван Гаврилович Переверзев хотел выйти на пенсию.

147

В. А. Богородицкому – столоначальнику Казенной палаты.

148

Препровожденные при письме издания следующие: 1) «Слова С.-Петербургской духовной академии ректора, архимандрита Феофана». СПб. 1859; 2) «Слова к Тамбовской пастве». СПб. 1861; 3) «Письма о христианской жизни». СПб. 1860–1862.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем: Из неопубликованного. - Москва: Правило веры, 2001. - 654, [1] с.: ил. (Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Сер. V, Из неопубликованного).

Комментарии для сайта Cackle