Источник

УЕДИНЕНИЕ

1. Старайтесь уединиться в сердце и там установить свое сознание пред лицем Божиим – хождение пред Богом

Позыв на уединение и безмолвие... и даже порывы, вами испытываемые, не суть доброго качества. Потому лучше их прогонять, а на место их выставлять или производить в душе желание труда – преутруждения себя. Вы по временам имеете уединение – и довольно. Во всякое другое время старайтесь уединяться в сердце и там установить свое сознание пред лицем Божиим, что есть хождение пред Богом (1, с. 248).

2. Значение уединения

Вы помянули о превосходстве уединения... Хорошо оно. Но ведь можно сидеть за стенами, а умом не знать где быть. Следовательно, само по себе оно ничтожная вещь (2, с. 201).

3. Домашняя пустынь

Вы теперь в своей пустынке – настоящая пустынница. В первое время так и живали подвижницы. В доме, где-нибудь в уголку, устрояли конурку и жужжали там незримо ни для кого. Не дивно, что скоро мы воротились к этому чину подвижничества при общем охлаждении к Церкви и монашеству паче (3, с. 5354).

4. Совет и мечты об уединении

Приветливо ли, как всегда, смотрит на вас келия ваша?! Если приветливо, то можно бы попробовать уединение на пост! Сейчас это у меня с мысли сошло. Всяко, как душа хочет. Уединение полное я разумею. Уж до самой Пасхи. И окошечко завесить... Э, любо! э! любо... Когда-то Господь даст, хоть бы недельку мне так побыть... Я совсем было в лес... да не приходится (3, с. 56).

5. Как заменять в уединении церковную молитву

Что в церкви не бываете, не беспокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к бесцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь так, от себя... и с одним «Господи, помилуй» можно обойтись... Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать. Совсем не читать – не обойдешься. Но кое-что на память, без книжки. Благослови, Господи (3, с. 61)!

6. В сердце должно быть, как в келии, то есть Господь да вы

Вы уединились и одни с Господом. Благослови, Господи, так быть вам в сердце, как в келии, т.е. Господь да вы (3, с. 93).

7. Досада и серчание на нарушающих безмолвие – плод самомнения

Досада и серчание, когда кто нарушает ваше уединение, никуда не гоже... Это плод самомнения: не смей мешать мне. Тут и враг разживается около вас. Положите не поддаваться сему чувству. Неприязнь и серчание дозволительны только тогда, когда предметом их – дурные помыслы и чувства (3, с. 121).

8. Позыв к уединению указывает на хорошее сердечное настроение. Навыкнуть ходить пред Господом – самое лучшее уединение; удаление в глушь – неподходящее дело

Позыв к уединению указывает на хорошее в вас сердечное настроение, но удовлетворять его можете каждый день. Как только имеете свободу от дел, уклоняйтесь в свою комнату... и старайтесь быть с Единым Господом, сходите умом в сердце и там стойте пред лицем Господа, славословя Его, благодаря и прося у Него благопотребных благ духовных. Делая так, навыкнете, будете ходить перед Господом... Вот и уединение, а что вы загадываете удалиться в глушь... это вам дело неподходящее (3, с. 159–160).

9. Для уединения нужно ждать определенных указаний, сохраняя внутреннее безмолвие

Господь одобряет ваше желание уединения, но времени не указывает. Надо ждать определенных указаний, а до того блюсти внутреннее безмолвие и продолжать усердно дела по благоустройству обители (3, с. 228).

10. О борьбе со страстями в уединении и в общении с другими. Необходимость бороться со страстями в обществе пред уединением

Вам говорят: «Более заслуги подвизаться в молве житейской, чем спасаться в уединении». И вы не отрицайте этого. Те, которые истинно подвизаются, не имеют в виду заслуги, а о том лишь заботятся, чтоб очистить себя от страстей и страстных чувств и помыслов.

Для этой цели жизнь в общении с другими пригожей, потому что она представляет действительные опыты борения со страстями и преодоления их. Эти победы бьют страсти в грудь и в голову, а повторение их скоро убивает страсти наповал. В уединении же борьба бывает только мысленная, которая так же бывает слабодейственна, как удар крыла мухи. Оттого умерщвление страстей в уединении долже тянется. И мало того, оно бывает всегда почти не умерщвлением собственно, а замиранием, замиранием на время до случая встречи с предметами страсти... Причем бывает, что страсть вдруг воспламеняется, как молния. И бывает, что иной, долгое время имевший в уединении покой от страстей, вдруг падает. А того, кто дошел до покоя от страстей чрез борьбу не мысленную, а действительную, нечаянное нападение их не поколеблет. – Вот на каком основании мужи, опытные в духовной жизни, заповедуют преодолеть страсти действительным с ними борением в общении с другими, а после этого уже уединяться (4, с. 12–13).

11. Для желающего уединения везде его можно устроить

Я все думал, что у вас хлопоты не об уединении, а только о перемене места, что вам мешает спасаться... А если уединение требуется, то его везде устроить можно: затворите двери, вот и одни. Если вы здесь не можете этого сделать, то и нигде. И причина – человекоугодие: боитесь укора. Оставаясь такою, куда бы вы ни уехали, все то же встретите и все те же уступки допускать будете (4, с. 14).

12. Порвавшей все прежние связи наставление об уединенной жизни

Вы теперь уже порядочно обсиделись в своем уединении, и слова ваши очень веско определяют его преимущества. Пока это у вас еще только теория, но, думаю, не замедлит и практика вступить в свои права. Теория – придворная особа, а практика – медведь из леса. Начнет ломать... только держись. Помогай вам, Господи! Было бы усердие и решимость твердо идти к предположенному, и все пойдет добре, только не как по чугунке, а как богомольцы – пешочком с костыльком (4, с. 22).

Воображаю себе вашу келию. Три стены, образа... Сколько видите вы очей, устремленных на вас! Чего желают они? Увидеть в вас то, что по духу их... т.е. по духу Господню, по образу Коего вы возродились и теперь вступили в подвиг, чтобы достигнуть и подобия Ему. Святые – пример тому, указатели, как и помощники молитвенные... Это все крылья вам подвязывают. Летите же – Бог вам в помощь (4, с. 23)!

13. Уединение – великое благотворное положение

Уединение, вас ожидающее, – великое благотворное положение. Потрудитесь же с первых дней завести порядок дел и занятий, направленных к одному и так прочно одно к другому прилежащих, чтобы и на минуту не оставалось праздного времени. Праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души... духом налетят и начнут теребить душу, один – одно, другой – другое предлагая... все же об одном заботясь, как бы от Бога оторвать внимание и обратить его сначала на пустое, а там на что-нибудь и не совсем доброе (4, с. 37–38).

14. Уединение способствует ощутить сладость сердечной молитвы

Предполагаете, что отсутствие служб монастырских повлияет неблагоприятно на ваше внутреннее настроение? А мне думается, что, когда, уединившись в себя, даст вам Бог ощутить сладость и силу своей сердечной молитвы, тогда вы лучше такой молитвы не пожелаете (4, с. 49).

15. Поздравление с обретением пустыни в квартире

Поздравляю с обретением пустыни в своей квартире, не чая сего прежде. Даруй, Господи, устроиться вам в ней, чтобы в сем устроении дух ваш мог пребывать не отвлекаемым от Бога (4, с. 62).

16. И в Москве можно сохранить уединение

Жалеете об уединении деревенском. Надо бы жалеть, если бы переезжали в маленький городок; а в Москве удобнее сохранить уединение даже более, чем в деревне. Там всяк занят собою и до других дела нет. Улицы полны народа, но вы можете шествовать по ним, как по пустыне. Только сами не затрагивайте никого... Не ищите знакомства и развлечений. Душа тогда, не подвергаясь разнообразию впечатлений, будет сама с собою свои думки вести... пережевывать жвачку... Бог даст, со временем встретите единомысленную другиню... и ею загородите дверь от других. На все, однако ж, глазок смотрок. Себя держать везде следует, и везде это есть труд, требующий борьбы... Рвение к должному когда присуще, оно все уладит. Страх Божий и внимание – охрана и покой. Молитву Иисусову творите всегда-всегда, с верою и упованием (4, с. 130).

17. Сиди в келии – и она тебя всему научит

Любите сидеть дома. Прекрасно... Есть правило старцев: сиди в келии – и она всему тебя научит. В келии велят отцы молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить, как в раю... госпожою над собою и над всеми делами своими... а далее мыслями и чувствами... Главное тут – навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу (4, с. 149).

18. Об уединении среди шума мирского

Жаждете решительного уединения. Подождите. Уединение внешнее придет само, когда установится внутреннее. Бог устроит. Примите, впрочем, к сведению, что можно быть уединенну среди шума мирского и можно быть, как в суматохе мирской, в келии уединенной. Вы будете обладать лучшим, чем уединение внешнее, если так уединитесь в себе, что никакая сумятица внешняя развлечь вас не сможет. О сем молитесь. Теперь вам труднее. Послушание ваше развлекает вас. Но оно же да будет вам наукою, как держать себя внутри, несмотря на внешнее к тому неудобство (4, с. 227).

19. Минуты уединения нужно использовать для неразлучного пребывания с Господом

Спешите воспользоваться выпавшими минутами уединения для неразвлеченного пребывания с Господом и сладостной беседы с Ним. Уединение в этом духе сладостно. Желаю вам вкусить когда-нибудь сей сладости, чтобы желать его как рая на земле (9, с. 230).

20. Как пользоваться минутами уединения

Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле. Я разумею то, когда при чтении, например, Евангелия, рождаются вопросы и когда по должном углублении душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна (8, с. 6–7).

Словарь малопонятных слов и выражений

А

Авва – отец (обращение к Богу Отцу; настоятелю монастыря или монаху-старцу).

Алчба – чувство голода.

Ареопаг – афинское верховное судилище.

Артос – квасной хлеб, освящаемый в первый день Пасхи.

Аще – если; если бы; когда.

Б

Башибузук – разбойник, головорез.

Бе – (он, -а, -о) был, -а, -о; бех – (я) был.

Беличка – мирянка.

Блажить, блажничать, поблажать, разблажать – вести себя своенравно, потакать себе, дурить.

Бо – ведь, же; так как; потому что.

Боже, в помощь мою вонми (Пс. 69, 2) – Боже, поспеши на помощь мне.

Болий – больший.

Борзясь – спеша, торопясь.

Брашно – пища, еда.

Буди – будь, да будет!

Будылка – ствол крупного травянистого растения; срезанный, скошенный стебель.

Бысте – (вы) были; бысть – (он, -а, -о) был, -а, -о; бысте были – вы были бы; быша – (они) были.

В

Вверзите – ввергните, с силой бросьте, закиньте.

Вводяй (от вводити) – вводящий.

Велиар – дьявол.

Велия – большая.

Веруяй – верующий.

Весть (от ведати) – знает; весте – знаете; веси – знаешь.

Взыщу (от взыскати) – буду искать; взыскаяй – ищущий.

Влающийся – обуреваемый, подвергаемый непогоде.

Влаятися, влатися – быть застигнутым бурей в море, подвергаться ударам волн.

Влещи – тащить, вести, волочить; увлекать, привлекать.

Внити – войти, посетить.

Внитие – вход.

Возведох (от возвести) – (я) возвел.

Воврещи – ввергнуть, с силой бросить.

Во еже – чтобы.

Возвеселиша – возвеселили.

Возгрение, возгреяние – возгревание.

Воздаждь (от воздати) – отдай, возврати по заслугам.

Волит (от волити) – хочет, желает.

Волчцы (от волчец) – колючие сорные травы.

Вонми (от вняти) – послушай, услышь, прислушайся.

В оньже – в который; в него же.

Ворочать – возвращать.

Вретище – рубище, разодранная, грубая одежда; власяница.

В родех и родех – во множестве родов, из поколения в поколение.

Всади (от всадити) – посадил; заточил, заключил.

Вскую – ради чего, зачем?

Всуе – напрасно, тщетно, без причины.

Выметки – выдержки, выписки.

Выну (церковносл.) – всегда, во всякое время.

Высокосердый – гордый.

Выспрь – вверх; вверху.

Выспрь прозябаяй (Евр. 12, 15) – прорастающий вверх.

Выя – шея.

Вящший – больший, лучший.

Г

Гад (церковносл.) – пресмыкающееся животное, например, змея или ползающее насекомое.

Глаголати – говорить; глаголаху – говорили.

Главизна – книга; начало; основание.

Голиаф – великан.

Горе (церковносл.) – вверх, ввысь, к Небу; вверху.

Горний – вышний, небесный.

Горша – злее, хуже, более злые.

Греси; о гресех – грехи; о грехах.

Грядет – идет.

Д

Да – пусть; чтобы.

Даде (от дати) – дал; даждь – дай.

Двор языков – двор для народа.

Дверем затворенным – когда (в то время как) двери были закрыты.

Десный – правый, находящийся справа.

Дюйм – единица длины в русской системе мер, равна 2,54 см.

Днесь – сегодня; ныне.

Доволь – довольство, достаток, избыток.

Догматы – Богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует как неизменные и непререкаемые положения Православной веры.

Долже – дольше.

Долу – внизу.

Дондеже – пока не; до тех пор, как; доколе не.

Е

Е – его.

Еда (церковносл.) – ли, разве, неужели.

Едучий – едкий.

Еже – которое; чтобы.

Елик – какой, который.

Елика – какая; сколько.

Елицы – которые.

Емлется – берется.

Епитимия – духовно-нравственное делание, налагаемое Церковию на кающегося грешника для его уврачевания.

Еси – ты есть; есмь – я есть; есте – вы есть.

Ж

Живот (церковносл.) – жизнь.

Жрущая (от жрети) – приносящая себя в жертву.

З

Завладен – захвачен, подчинен.

Зачало – одна из статей, на которые разделены Евангелие и Апостол для ежедневного чтения в церкви.

Здатель – строитель, зодчий.

Зде – здесь, в этом месте.

Зрети – видеть; зря (церковносл.) – видя.

И

Идеже – где.

Иже – который, -ые.

Ижденут, изженут – изгонят.

Иждивати – расходовать, растрачивать.

Избрах (от избрати) – (я) избрал, выбрал.

Изгнаша (от изгнати) – изгнали.

Имамы (от имети) – имеем; имате – имеете; имать – имеет; имеяй – имеющий.

Имиже (от иже) – которыми, какими.

Ин – иной, другой.

Инде – в ином месте.

Индийцы – американские индейцы; азиатские индийцы.

Инуды – с другой стороны, извне; в другом месте.

Ирвингийцы – секта последователей англиканского пастора Э. Ирвинга, имевшая в XIX веке в Петербурге особую общину.

Иский (от искати) – ищущий.

Искупующе (время) – не тратя попусту, а употребляя на дело спасения; дорожа временем.

Источный – главный; изначальный.

Исходище – источник.

К

Како – как.

«Камень веры» – книга митрополита Стефана Яворского против протестантизма в защиту Православного вероучения.

Камо – куда, в какое место.

Кая – какая.

Квас – закваска, дрожжи; кислое тесто, кислый хлеб.

Квакеры – члены протестантской мистической секты (в Англии, США), отвергающие все церковные учреждения и придерживающиеся учения о внутреннем озарении каждого верующего.

Квиетизм – религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное и безучастное отношение к миру.

Кийждо – каждый.

Книксен – приветствие в виде короткого приседания.

Команем (ходить) – конем.

Корпать, корпеть – ковырять; неотрывно сидеть за каким-либо занятием; заниматься сидячей работой.

Л

Лавсаик – книга Палладия, епископа Еленопольского, содержащая жития святых и блаженных отцов и предназначенная для чтения во время Святой Четыредесятницы.

Ланита – щека.

Лжуще – злословя.

Лествица – лестница; книга преподобного Иоанна Лествичника, руководство к монашеской жизни.

Лестчий – обманчивый, обольстительный.

Лимонарь (с греч. – цветник) – книга святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащая в себе собрание повестей о деяниях пустынножителей, просиявших святостию.

Любы – любовь.

Любоимание – корыстолюбие.

Любяй (от любити) – любящий.

М

Мздовоздаятель – вознаградитель, уплатчик за труды.

Ми – мне.

Мистицизм – вера, что единственным источником познания Бога является внутреннее и непосредственное созерцание Его; мистический теизм, чуждый всех вероучительных догматов и стремящийся к слиянию с Божеством помимо Церкви; в России получил распространение в эпоху Александра I.

Мнас – древняя греческая монета в 100 драхм, мина.

Многащи – многократно.

Мнози; о мнозе – многие; о многом.

Мняще (от мнити) – думая.

Молихся (от молитися) – (я) помолился.

Молокане – русская рационалистическая секта, отделившаяся от духоборов, основанная в 80-х годах XVIII века тамбовским крестьянином С.М. Уклеиным. Имеет еретическое учение о воплощении Сына Божия и воскрешении мертвых, отвергает Священное Предание, Таинства, храмовое богослужение, почитание Божией Матери, Ангелов и святых; не чтут креста, икон, святых мощей, отрицают иерархию, монашество, установленные посты, крестное знамение.

Молочничать – лечиться снятым молоком; соблюдать молочную диету.

Мя – меня.

Н

Наводяй (от наводити) – наводящий.

Наветовати – наговаривать, клеветать, возводить напраслину.

Нагодь (от нагодный) – пригодно, способно, на руку.

Надесно – направо.

Надмились – наполнились спесью, высокомерием, возгордились, вознеслись.

На духу – на исповеди.

Наипаче – более всего, особенно.

На ковыль-костыль – кое-как, как попало, плохо.

Настояти – наступать, приближаться, присутствовать, находиться.

Началовождя – началоводец, главный вождь, руководитель.

Начный (от начати) – начавший.

Невеглас – невежда, неученый, несведущий.

Неглижер (от неглижировать) – тот, кто пренебрегает чем-либо; относится к чему-либо небрежно, без внимания.

Неключимый – негодный, непотребный.

Не ктому – более не, уже не.

Не настоит нужды – нет необходимости.

Непщевати вины о гресех – выдумывать извинения грехам.

Несмь, не есмь – (я) не есть; несть – (он, -а, -о) не есть.

Нетопырь – крупная летучая мышь.

Нечаяние – отчаяние, лишение надежды.

Ниже – и не.

Низвращение – разрушение до основания.

Низринути – сбросить вниз.

Ничесоже – ничего.

Ничтоже сумняся – не долго думая, не сомневаясь, не колеблясь.

Нудится (от нудитися) – дается, ищется трудами, с самопринуждением и напряжением сил.

Нуждницы – усиленные искатели; употребляющие усилия.

Ны – нас.

О

Обаче – впрочем, однако, но; подлинно.

Обдержащий – владеющий, обладающий.

Обдумание – обдумывание.

Обетовати – обещать.

Облещися – облечься.

Обрящете (от обрести) – найдете.

Обыдет (от обыти) – окружит.

Одесную – справа, по правую руку, на правой стороне.

Одуховление – одухотворение.

Ожестети – зачерстветь; пожухнуть, засохнуть, завянуть.

Октоих (Осьмогласник) – церковно-богослужебная книга, содержащая в себе недельные службы восьми гласов – напевов.

Он (церковносл.) – тот, оный.

Опасно (церковносл.) – осторожно, осмотрительно.

Остращенный – пребывающий в страстях, служащий страстям.

Осуечать – наполнять душу суетой, делать ее суетной.

Отверзи – открой.

Отложши – отложив.

Отпущается – отпускается.

Отревати – отталкивать, отвергать.

Отчи (от отчий) – отцовские.

Отщетит (от отщетити) – повредит, опустошит.

Ошуюю – слева, по левую сторону.

Оядотворение – отравление, приводящее к тому, что нечто само становится ядом.

П

Пад (от пасти) – упав.

Паки – опять, снова, еще.

Пантеизм – религиозное философское учение, отождествляющее Бога с природой.

Паремии (греч.) – чтения из Священного Писания Ветхого или Нового Завета, употребляемые в вечернем богослужении.

Патерик (с греч. – отечник) – книга, содержащая в себе жития святых отцов, которая по церковному уставу читается между службами, за трапезою в монастырях.

Паче – более, выше, сверх; лучше.

Пашковцы – последователи отставного полковника гвардии В.А. Пашкова – деятельного проповедника ереси Г. Редстока в России в 70–80 годах XIX века (см. Редстоковщина).

Пияй (от пити) – пиющий.

Плевелы – сорные травы, растущие среди пшеницы.

Плесна – подошва, ступня.

Подобаше (от подобати) – подобало.

Понеже – потому что, так как; поэтому.

Перетростить – перевить, развить и свить снова.

Перси – грудь.

Персть – земной прах, пыль.

Пецытеся (от пещися) – заботьтесь, пекитесь; печешися – печешься, заботишься.

Пещь – печь.

Пийца – пьяница, любитель выпить.

Подвизахся (от подвизатися) – я подвизался, потрудился.

Подчегарый – поджарый, худощавый, сухой.

Пожершись (от пожретися) – принесши себя в жертву.

Поколику... потолику – поскольку... постольку.

Понеже – потому что.

Поречение – порицание, жалоба.

Посетисте (от посетити) – вы посетили, навестили.

Последь – последствия.

После скобели топором – от пословицы: После скобели топором, после полотенчика онучей.

Посли (от послати) – пошли.

Потаракать – приятельски побеседовать, покалякать.

Поядаяй – поедающий.

Предзрети – видеть перед собой; предзрех – (я) видел перед собой.

Предлежать – предстоять.

Предуставленный – устроенный, установленный заранее, предназначенный.

Презорство – презрение, пренебрежение; непослушание, строптивость.

Привзойти – взойти извне, со стороны.

Придумание – придумывание.

Призор очес – порча от глаз, сглаз.

Прилежит (от прилежати) – находится при ком-либо неотступно.

Приражаться – подступать к кому-либо.

Приражение – нападение.

Приседети – сидеть рядом.

Присещати – посещать, навещать.

Присно – всегда, непрестанно, непрерывно.

Присная – постоянная, неизменная.

Прогоняние – прогнание.

Прозябати (церковносл.) – прорастать, произрастать, процветать; прозябаяй – прорастающий.

Прозябение – рост, развитие растения, пророст семени.

Пролог – церковная книга, в которой собраны краткие жития святых и поучительные слова Василия Великого, Иоанна Златоустого и др., расположенные в порядке месяцеслова.

Пропагандер – пропагандист.

Проторгатися – прорываться, разрываться.

Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.

Р

Раждежение – разжжение, воспламенение страсти, похоти.

Разве (церковносл.) – кроме.

Разволока – развлекающие хлопоты, занятия.

Разноухания – различные ароматы, благоухания.

Разумеваяй (от разумевати) – понимающий, постигающий.

Рамена – плечи.

Редстоковщина – сектантская община последователей протестантского проповедника лорда Г. Редстока, сложившаяся в России под его влиянием в 70-х годах XIX века среди высших слоев дворянского общества.

Рече (от рещи) – (он) сказал; рех – (я) сказал.

Рцы – скажи.

С

Самоцен – греховное чувство собственной значимости.

Сата – мера сыпучих тел, равная почти половине ведра.

Сбытие – исполнение (пророчества или прообразования); исход, конец.

Святцы – перечень святых и праздников по порядку месяцеслова.

Се – это; вот.

Седение (церковносл.) – пребывание.

Седмерицею – семикратно.

Седмица – семь дней недели.

Седмь – семь.

Сень – тень, мрак; шалаш, шатер, палатка; покров, покрывало.

Сибаритство – изнеженность, праздность.

Симфония – алфавитный указатель или свод мест Священного Писания или творений святых отцов, где упоминается одно и то же слово.

Скобель – плотницкий инструмент для очистки дерева от коры.

Скопцы – евнухи; секта, возникшая в России в XVIII веке, в своем учении и обрядности сходная с хлыстами, за исключением учения об оскоплении как «огненном крещении».

Скудельный – глиняный; непрочный, хрупкий; тленный, бренный.

Словопретися – препираться, спорить, беседовать с разномыслящими.

Совне – извне, с внешней стороны.

Соблюдаяй (от соблюдати) – соблюдающий.

Сокровен – сокрыт.

Соуз – связь, соединение, согласие.

Софизм – умышленно ложное умозаключение, построенное на неправильных посылках, однако формально кажущееся правильным.

Спеятися – спеть, поспевать.

Спиритизм – суеверное представление о возможности материального общения с душами умерших через посредство людей-медиумов.

Споручник – поручитель.

Спяй (от спати) – спящий.

Сретение – встреча.

Сручнее (от сручный) – удобнее, сподручнее, ловчее.

Ста (от стати) – перестал.

Сткляница – стеклянный сосуд; вообще сосуд, чаша.

Стеня и трясыйся – стеная и дрожа.

Студодеяние – постыдное дело; распутство, нечистая жизнь.

Стяжите – приобретите.

Субстракт, субстрат – общая основа многообразных явлений.

Суесловный – пустословный.

Сюду и сюду – туда и сюда; по ту и по другую сторону, по обе стороны.

Сый – сущий.

Т

Таинница – тайнослужительница, наставница в священных тайнах.

Тако – так.

Талант (церковносл.) – слиток серебра или золота, служивший в древности вместо денег; дар Божий, данный человеку (см. Мф. 25, 14–29).

Татьба – воровство, кража.

Тварь (церковносл.) – создание, творение; весь род человеческий.

Творяй (от творити) – творящий.

Терние – терн, колючее растение и его иглы.

Терция – шестидесятая часть секунды.

Тещи – идти быстро, бежать; стремиться.

Токмо – только.

Толкашки – рой, столб комаров или мошек.

Толцет (от тлещи) – стучится, ударяет в дверь.

Точию – только.

Трансцендентальный – предшествующий опыту и обусловливающий его; изначально присущий рассудку.

Треокаянный – прежалкий.

Туга – тяжесть, печаль, забота, беда.

Туне – даром, без вины, без причины, напрасно, без платы, из милости.

У

У – еще.

Убо – ведь, именно, то; потому, итак, таким образом, впрочем.

Увесть (от уведети) – узнает.

Углебати – погрязнуть, вязнуть, тонуть.

Уды – члены.

Уканути – излиться, ниспасть, капнуть.

Уколотить – убить.

Уне – лучше.

Унионисты – те, кто стремится к объединению, слиянию; объединение кальвинистов с лютеранами.

Успособить – облегчить.

Устрояти – вооружать, поставлять в строй; исправлять; отстранять, отставлять, отводить.

Утешный – приятный.

Утолсте (от утолстети) – стал толстым, откормился.

Утреневати – вставать рано утром; бодрствовать в утренней молитве.

Утробы щедрот – благоутробие, милосердие.

Утрей – завтрашний день.

Уты (от утыти) – утучнел, растолстел.

Уч – ученый умник.

Ф

Фанфарон – бахвал, хвастун.

Филантропный – человеколюбивый, благотворящий.

Х

Хлысты – русская секта, созданная в XVII веке беглым солдатом крестьянином Данилой Филипповым (Филипповичем). Имеют кощунственное, богохульное и еретическое лжеучение. Отвергают ипостасность Божественных Лиц и учат о неоднократном их воплощении в нравственно-достойных людях. Почитая себя озаренными свыше, имеют лжехристов, лжепророков, лжебогородиц и т.д. Признают предсуществование и переселение душ. Имеют тайные собрания, существенными частями которых служат кружения, или радения, и говорение на «новых языках».

Холодило – то, что охлаждает.

Хотяху (от хотети) – хотели.

Храмина – дом, жилище, жилье.

Хруско – жестко, твердо.

Ч

Чаяти – ожидать, надеяться.

Черничка (от черница) – монашенка; девица, посвятившая себя Богу.

Четьи-Минеи, Четь-Минеи – Минеи, предназначенные для душеполезного чтения, где собраны жития всех святых по порядку месяцеслова.

Чим – чем.

Чресла – поясница.

Ш

Штунда, штундизм – первоначально протестантские «братства», сложившиеся в Германии в первой половине XVШ века для чтения Слова Божия в особые послеобеденные часы (от нем. Stunde – час). В Россию занесен немецкими колонистами в первой половине XIX века. Выделились в отдельную секту, приняв баптистское вероучение и устройство общины (штундобаптисты, или русские баптисты). Считают единственным источником Богопознания книги Священного Писания, отвергают Священное Предание, православные обряды и посты, Таинства, призывание Божией Матери, Ангелов и святых; не поминают умерших; не чтут креста, не поклоняются святым мощам и иконам.

Шуий – левый.

Шуйца – левая рука.

Э

Экзегет (греч.) – богослов, истолкователь Священного Писания.

Экономия (греч.) – домостроительство, устройство, смотрение.

Я

Явися (от явитися) – явился.

Ядый (от ясти) – едящий.

Ядца – любитель поесть, сластолюбец.

Яже – которая, которые, которых.

Языкоболие – болтливость, злоречие, хула.

Яко – как, что, потому что; около, приблизительно.

Якоже – как, подобно как, как только, когда, так как, потому что.

Contr’, contra (лат.) – контр-, против.

Geschichte der Seele (нем.) – история души.

Iners (лат.) – бездеятельный, косный, инертный.

Suspension des faculties de l’ame (франц.) – буквально: прекращение способностей души.

Quod potui, feci, faciant meliora potentes (лат.) – Что мог, я сделал, кто может, пусть сделает лучше.

Список источников

1. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 1. М., 1994.

2. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 2. М., 1994.

3. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 3. М., 1994.

4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 4. М., 1994.

5. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 5. М., 1994.

6. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 6. М., 1994.

7. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 7. М., 1994.

8. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 8. М., 1994.

9. Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 6-е изд. Л., 1991.

10. Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Издание Московского Богородице-Рождественского монастыря и издательства «Правило веры». М., 1996.

11. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Т. 1. М., 1994.

Библиография

1. Крутиков И.А. Преосвященный Феофан Затворник, подвижник Вышенской пустыни. М., 1895.

2. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. М., 1898.

3. Рыбинский В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского // Труды Киевской духовной академии,

1894, т. 1, март. – С. 421–425.

4. Хитрое М.И, прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. 2-е изд. М., 1905.

5. Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам // Душеполезное чтение, 1895, ч. 3. – С. 417–429,566–580.

6. Епископ Феофан. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. 9-е изд. М., 1908.

7. Слова преосвященного Феофана к Тамбовской пастве в 1859–1860 годы, 1861.

8. Корсунский И.И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М.,

1895.

9. Клавдиан, архимандрит. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник // Журнал Московской Патриархии, 1959, январь. – С. 49–54.

10. Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского, от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского // Тамбовские епархиальные ведомости, 1863, №18. – С. 176.

11. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск пятый. М., 1899.

12. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск четвертый. М.,1899.

13. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск восьмой. М., 1902.

14. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск второй. М., 1898.

15. Дело «О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия». Российский Государственный Исторический Архив, ф. 796, оп. 171, ед. хр. 311. Л.1–12.

16. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1939.

17. Сергий, архимандрит (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси). Православное учение о спасении. М., 1895.

18. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаретовском вечере в Московской Духовной Академии // Журнал Московской Патриархии, 1964, №2. – С. 12–16.

19. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. 2-е изд. М., 1894.

20. Преосвященный Феофан как писатель-богослов // Церковный вестник, 1894, №4. – С. 51–53.

21. Сопроводительное слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы // Георгий (Тертышников), иеромонах. На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Лейпциг, 1978. – С. 3–4 (нем. яз.).

22. Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 г., М., 1988.

23. Религиозно-этическая энциклопедия, т. 6, Афины, 1965 (греч. яз.).

24. Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника, епископа Владимирского и Суздальского. К 100-летию со дня преставления святителя Феофана Затворника. Издательство «Православный Пчельник», Фессалоники, Греция, 1994. С. 182.

25. Прышмонт Ян, свят. Епископ Феофан, русский православный писатель по нравственному богословию // Богословские труды, Варшава, 1978. – С. 211–229 (нем. яз.).

26. Русские писатели 1800–1917. Библиографический словарь. Т. 1. Издательство « Энциклопедия », 1989. – С. 590–591.

27. Выступление митрополита Алексия // Журнал Московской Патриархии, 1989, №9. – С. 6.

28. Депутатская программа Святейшего Патриарха Пимена // Журнал Московской Патриархии, 1989, №7. – С. 5–6.

29. Предисловие митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне Киевского и всея Украины) // Из писем святителя Феофана. М., 1991. – С. 3–4.


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle