Порядок совершения Таинства Елеосвящения

Совершаемого семью священниками (и другим числом) в храме или в доме, над одним или над многими больными. (Иак. 5:14. Мк. 6:13; Нов. Скриж. 4 ч. гл. 13 § 3).

Для совершения таинства ставят столик и на нем: Св. Евангелие, Крест и блюдо с пшеницей, в пшеницу же – небольшой сосуд (лампаду) с елеем, соединенным с вином, а вокруг сосуда в пшеницу вставляют семь помазков (палочек, обвитых бумагою или ватою) и семь свечей. Священники облачившись, становятся вокруг столика; им и присутствующим раздаются свечи. Предстоятельствующий священник, окадив елей и все находящееся на столике, а также храм (или дом) и народ, возглашает: «Благословен Бог наш…». Читается Триевятое по «Отец наш.» «Господи, помилуй» (12 раз). Слава и ныне. «Приидите, поклонимся...».

142 Псалом. «Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня по правде Твоей. И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, – и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой; Дух Твой Всеблагой да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою; и по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою, ибо я Твой раб».

«Слава и ныне». «Аллилуйя» (трижды).

Народ: «Аллилуйя» 6 глас.

Стихи:

1. «Господи, не в ярости Твоей, обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» (Пс 37:2).

2. «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (Пс.6:3).

Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» (см. стр. 30).

50 псалом: «Помилуй меня, Боже…» (стр. 28).

Канон 4 гласа.

Песнь 1. Ирмос: «Моря Чермного пучину прошедши пешком, не замочив ног, древний Израиль победил в пустыне войско Амалика крестообразным поднятием рук Моисея».

Припев: «Господи, исцели страждущих рабов Твоих, с верою к Тебе прибегающих».

Тропари:

1. «Ты, Владыка, всегда утешающий елеем милосердия души, а вместе и тела человеческие, и елеем хранящий верующих, Сам и ныне через елей яви милость приступающим к Тебе».

2. «Вся земля полна Твоей милости, Владыка, поэтому мы с верою просим Тебя, даруй сегодня и нам Твою непостижимую милость через помазание Твоим святым Божественным елеем».

Слава: «Печатью Твоего помазания, помилуй всех, Человеколюбец, по молитвам Твоих Апостолов, которым Ты по Своей милости заповедал совершать священное помазание над Твоими немощными рабами».

И ныне: «Единая Чистая, родившая бездну мира – Христа Бога! Ты Своими непрестанными к Нему молитвами избавь от болезней и скорбей Твоих рабов, чтобы они непрестанно прославляли Тебя».

Песнь 3. Ирмос: «Веселится о Тебе Твоя Церковь, Христе, и восклицает: Ты Господи, – сила моя, прибежище и твердыня».

1. «Ты, Один Дивный в верных людях, Милостивый Христос, ниспошли свыше Твою благодать тяжело страдающему».

2. «В древности, по Своему Божественному устроению, Ты, Господи, через масличный лист показал прекращение потопа, ныне же, по Своей милости, спаси страдающего».

Слава: «Свечею Божественного Света, через помазание, по Своей милости просвети, Христе, с верою ныне обращающегося к Тебе, Милосердному».

И ныне: «Милостиво воззри с небес, Матерь Творца всего мира, и Своими молитвами исцели сильнострадающего больного».

Седален, 8 гл.: «Ты, Господи, Божественная река милости, Ты бездна великого милосердия! Яви же ныне, Щедрый, Божественные струи Твоей милости и всех исцели; излей обильные источники чудес и всех омой, ибо мы, всегда к Тебе обращаясь, усердно испрашиваем благодать».

4 гл: «Врач и Помощник больных, Избавитель и Спаситель немощных! Ты, Владыка всего мира и Господь, Сам исцели больных Твоих рабов. Сжалься, Христе, помилуй много согрешивших и избавь их от прегрешений, чтобы они прославляли Твою Божественную силу».

Песнь 4. Ирмос: «Церковь, увидев Тебя, Солнце правды, вознесенным на крест, смутившись, остановилась на месте своем, достойно восклицая: слава силе Твоей, Господи».

1. «Ты, Спаситель, как бессмертное миро снисшедшее по Своей благодати для очищения мира, сжалься и, как Бог, помилуй помазывающего с верою елеем свои телесные раны».

2. «Оградивши ныне, Владыка, печатью мира Твоей милости чувства Твоих рабов, сделай их непроницаемыми и недоступными для входа всякой диавольской силы».

Слава: «Заповедавший больным призывать священнослужителей Божественных Твоих таинств и по их молитвам, через помазание елеем, спасаться, Ты, Человеколюбец, по Своей милости спаси страдающего».

И ныне: «Пресвятая Вечнодева Богородица, сильный покров, хранительница, пристань, стена, лестница и защита! Сжалься и помилуй больного, ибо к Тебе Одной он обращается».

Песнь 5. Ирмос: «Ты, Господь мой, пришел в мир, как свет для него – Свет святой, извлекающий из мрака неведения с верою воспевающих Тебя».

1. «Ты, бездна милости, Всеблагой и Милосердный Господи, по Своей Божественной милости, как Любвеобильный, помилуй страдающих».

2. «Непостижимо освятивши свыше наши души и тела изображением Своей Божественной печати, Ты, Христе, Своею рукою всех исцели».

Слава: «Милосердный Господи, по неизъяснимой Твоей любви Ты принял от блудницы помазание миром, сжалься же и над этим Твоим рабом».

И ныне: «Всеми Прославляемая, Чистая, Милосердная Владычица! Помилуй и спаси Твоих рабов, помазывающихся святым елеем».

Песнь 6. Ирмос: «С хвалебными песнями принесу жертву Тебе, Господи, восклицает Тебе Церковь, очистившись от идольских кровавых жертв Кровию, по милосердию Твоему истекшею из ребр Твоих».

1. «Своим словом Ты, Человеколюбивый Господи, являл елеем помазание в цари и посвящение в архиереи, Ты Сам и ныне, как Милосердный, печатью Своего помазания спаси и страдающего».

2. «Покровом Твоей славы огради, Спаситель, Твоего раба, запечатывающего Божественным помазанием свои чувства, чтобы не коснулось его общение со злейшими бесами».

Слава: «Простри с небес Твою руку, Человеколюбец, и, освятив Твой елей, даруй его, Спаситель, Твоему рабу для здоровья и избавления от всех болезней».

И ныне: «Ты, Мать Творца, явилась в Твоем святом храме плодовитой маслиной, через Которую вселенная наполнилась милостью. Поэтому Своими действенными молитвами спасай страдающего».

Кондак, 2 гл.: «Преблагой и Милосердный Боже, источник милости! Избавь от всякого страдания припадающих с горячею верою к Твоему не изреченному милосердию и, взяв их болезни, подай свыше Божественную благодать».

Песнь 7. Ирмос: «В Персидской печи потомки Авраама, разжигаемые любовию к благочестию более, чем пламенем, восклицали: благословен Ты в храме славы Твоей, Господи».

1. «Ты, Спаситель, Один Бог, по Своей милости и щедротам всех исцеляющий, Сам исцели и уврачуй душевные страдания и телесное изнеможение и этого страдающего в болезнях».

2. «После помазания освященным елеем всех чувств ищущего у Тебя, Христе, исцеления, пошли ему. Господи, радость и веселие и, по обильной Твоей милости, даруй ему благодать».

Слава: «Твоя печать, Спаситель, есть меч для демонов, а молитвы священников – огонь, попаляющий душевные страсти. Поэтому мы, принимающие исцеление, искренно прославляем Тебя».

И ныне: «Просим Тебя, Матерь Божия, склони на милость к страдающему Содержащего все в Своей руке Господа, Которого Ты Божественно принявши в Себя, непостижимо воплотила».

Песнь 8. Ирмос: «Даниил, во рве распростерши молитвенно руки, заградил пасть львов, а ревнители благочестия юноши, вооружившись добродетелью, угасили сильный пламень, восклицая: все творения Господни, благословляйте Господа».

1. «По Своей великой и Божественной милости, помилуй всех нас, Спаситель, ибо для этого мы все и собрались, таинственно изображая явление Твоих милостей, чтобы, с верою помазать елеем Твоего раба, которого Ты посетив, исцели».

2. «Струями Твоей милости, Христе, через помазание елеем Твоими священниками, освободи, как Милосердный Господи, от скорби, страдания и постигших болезней, страдающего в невыносимых муках, чтобы исцелившись, он с благодарностью прославлял Тебя».

Слава: «Не удали от нас, Владыка, Твоей милости, как знамения Твоего небесного внимания и мира, сообщающих нам Божественную благодать и не отвергни всегда с верою восклицающего: благословляйте, все творения Господни, Господа».

И ныне: «Преславную природу, как венец, приняла Ты, Чистая, – рожденного Тобою Бога, сокрушающего силы врага и могущественно их побеждающего. Поэтому мы, увенчанные радостным светом Твоей благодати, воспеваем Тебя, Славная Владычица».

Песнь 9. Ирмос: «От Тебя, Дева, неприкосновенной горы, сам собою отсекся Краеугольный Камень – Христос, соединивший два различных естества, поэтому мы торжественно прославляем Тебя, Богородица».

1. «Воззри с небес, Щедрый Господи, яви всем Твою милость и через святое помазание елеем Твоими священниками, даруй, Человеколюбец, ныне Твою защиту и силу приходящему к Тебе».

2. «Мы видели, Милосердный Спаситель, что Ты Своим Божественным приклонением более Твоих соучастников принял от Отца помазание Божественным елеем радости, который Ты также и преподал нам, удостоившимся Божественного возрождения».

Слава: «Сжалься, Спаситель, помилуй, избавь от болезней и страданий, спаси от диавольских стрел души и тела Твоих рабов и, как Милостивый Господь, исцели их через святое помазание».

И ныне: «Приняв пение и молитвы Твоих рабов, Ты, Пречистая Дева, Своими молитвами избавь от тяжелых страданий и болезней прибегающего через нас под Твой Божественный покров».

«Достойно прославлять Тебя, как Истинную Богородицу, Вечноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувимов и несравненно Славнейшую Серафимов, девственно родившую Бога – Слово, Истинную Богородицу, Тебя мы прославляем».

Ексапостилларий: «Милостиво воззри Своим взором, Милосердный Господи, на моление нас, собравшихся сегодня в Твой святой храм для помазания святым елеем больного Твоего раба».

Стихиры 4 гл:

1. «Ты, все ко благу обращающий Человеколюбец, даровал через Своих Апостолов Свою благодать исцелять Твоим святым елеем болезни и раны всех. Поэтому, как Милосердный Господи, и ныне освяти, помилуй, освободи от всякой болезни и удостой Твоей бессмертной пищи с верою приступающего к Твоему елею».

2. «Воззри с небес, Непостижимый Господи, и, как Милосердный, осенив Своею невидимою рукою наши чувства, даруй, Человеколюбец, через Твой святой елей прощение грехов и исцеление души и тела с верою просящему и прибегающему к Тебе, чтобы он, величал Твое могущество, с любовью прославлял Тебя».

3. «Через помазание Твоим елеем и прикосновение священников, освяти свыше Твоего раба, Человеколюбивый Спаситель, освободи его от болезней, омой и очисти от нечистоты его душу, избавь от многоразличных соблазнов, исцели болезнь, удали опасность и уничтожь скорбь, как Щедрый и Милосердный».

Слава и ныне: «Молю Тебя, всеми воспеваемая, чистейшая Палата Владыки! Очисти мой ум, оскверненный всякими грехами и сделай меня светлым жилищем Пребожественной Троицы, чтобы я, спасаемый, недостойный Твой раб, прославлял Твою безмерную милость и силу».

Трисвятое по «Отец наш…» (стр. 3).

Тропарь, 4 гл.: «Ты Единственный скорый Заступник Христе! Яви же свыше скорую помощь Твоему страдающему рабу, избавь его от недугов и тяжких болезней, и, по молитвам Богородицы, исцели его, чтобы он непрестанно воспевал и прославлял Тебя, Единый Человеколюбец».

Диакон – ектению: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся». 3. «О мире всего мира, непоколебимом пребывании святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся». 4. «Об этом святом храме и входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся». 5. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа, освятился этот елей, Господу помолимся». 6. «О рабе Божием (имя), о ниспослании ему благодати Святого Духа и явлении Божией помощи, Господу помолимся». 7. «Об избавлении его и нас от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». 8. «Защити, спаси, помилуй...». 9. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…».

Предстоятельствующий священник, благословляя елей, произносит молитву: «Владыка Господи, по Своей милости и щедротам исцеляющий болезни душ и тел наших! Ты Сам освяти этот елей, чтобы он послужил помазывающимся им для исцеления и избавления от всяких страданий, духовной и плотской нечистоты и от всякого зла, чтобы и в этом прославилось Твое Пресвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Тропари 4 гл.: «Ты Единственный скорый Заступник, Христе…» (стр. 54), 4 гл.: «С ослепленными душевными очами, я прихожу к Тебе, Христе, как слепой от рождения, и в покаянии взываю к Тебе: будь милостив к нам, Один все ко благу Обращающий». 3 гл.: «Как некогда восстановил Ты, Господи, расслабленного, так Своей Божественной силой восстанови и мою душу, сильно расслабленную всякими грехами и непристойными делами, чтобы я, спасаемый, взывал к Тебе: Милосердный Христе, даруй мне исцеление», 2 гл.: «Ты, праведный Иаков, как ученик Господа, воспринял Евангелие; как мученик, получил неизобразимое; как брат Божий, имеешь дерзновение; как иерарх – право ходатайствовать; а поэтому и моли Христа Бога о спасении наших душ». 4 гл.: «Единородное, Отчее – Бог Слово, пришедшее к нам в последние дни, явило тебя, Святой Иаков, Иерусалиму первым пастырем, учителем и верным строителем духовных таинств. Поэтому все мы почитаем тебя, Апостол». 3 гл. «В Мирах ты, святой Николай, явился совершителем священнодействий; исполнив Христов Евангельский завет, ты преподобный, положил душу свою за паству свою и спас неповинных от смерти. Поэтому ты причислен к святым, как великий служитель тайн благодати Божией». 3 гл.: «В тебе, святой великомученик Димитрий, вселенная нашла во время бедствий сильного защитника, побеждающего язычников. И как ты сделал Нестора мужественным на подвиг, победив через него гордого Лия, так молись Христу Богу о даровании и нам великой милости». 3 гл.: «Святой великомученик и исцелитель Пантелеймон, моли Милостивого Бога о даровании прощения грехов душам нашим». 3 гл.: «Святые бессребренники и чудотворцы, исцелите наши немощи, ибо вы даром получили, даром и нам подавайте». 2 гл.: «Кто может рассказать о величии твоем, девственник, Апостол Иоанн, ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления и молишься о спасении наших душ, как Богослов и друг Христов». 2 гл.: «Усердная молитвенница, непоколебимая стена, источник милости, прибежище мира! Мы усердно взываем к Тебе: поспеши к нам, Владычица – Богородица, и избавь нас от бедствий, как единственная скорая предстательница».

Диакон: «Будем внимательны».

Предстоятель: «Мир всем».

Народ: «И в твоей душе да будет мир».

Диакон: «Премудрость. Будем внимательны».

Чтец: «Прокимен, гл. 1: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами так, как мы уповаем на Тебя».

Стих: «Радуйтесь, праведные о Господе, правым подобает славословить» (Пс. 32:22, 1).

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Чтение из соборного послания св. Апостола Иакова».

«Братья, в пример злострадания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец его от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Прежде же всего, братья мои, не клянитесь, ни небом, ни землею и никакою другою клятвою: но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», чтобы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:10–16).

Предстоятель: «Мир тебе».

Чтец: «И в твоей душе да будет мир».

Аллилуйя. Гл. 8:

Стих: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» (Пс. 100, 1).

Диакон: «Премудрость. Стойте благоговейно, чтобы услышать Святое Евангелие».

Священник-предстоятель: «Мир всем».

Народ: «И в твоей душе да будет мир».

Священник – предстоятель: «Чтение Святого Евангелия от Луки».

Народ: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Предстоятель читает Святое Евангелие. «Во время земной жизни Господа Иисуса Христа один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. и подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостинницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай также» (Лук. 10:25–37).

Ектения: 1. «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй».

Народ – после каждого прошения: «Господи, помилуй» (трижды).

2. «Еще молимся о явлении Божией помощи, милости, мира, жизни, здоровья, спасения, прощения и оставления грехов рабу Божию (имя). 3. «О прощении всех его вольных и невольных согрешений, Господутпомолимся».

Священний – молитву: «Безначальный, Вечный, Святейший святых, ниспославший Своего Единородного Сына, исцеляющего всякую болезнь и всякую нашу душевную и телесную язву! Ты Сам ниспошли Твоего Святого Духа и освяти этот елей, чтобы он послужил помазывающемуся Твоему рабу (имя) для совершенного прощения его грехов и для получения блаженства в Небесном Царстве. Ибо Ты Один Великий и Дивный Бог, исполняя Свое Божественное обещание и милость Свою к любящим Тебя, даровал нам через Святого Своего Сына Иисуса Христа очищение от грехов и возродил нас, рожденных в грехе; Ты просвещаешь слепых, восстановляешь падших, любишь праведников и милуешь грешников; Ты, сказав узникам: «выходите», и пребывавшим во тьме: «откройтесь», вновь вывел нас из тьмы и смертного мрака. Ибо в наших сердцах воссиял свет познания Христа с тех пор, как Он ради нас явился на земле и жил с людьми, и, принявшим Его, дал право быть Твоими детьми и усыновил нас в крещении, освободив от диавольской власти; Ты, Боже, благоволил не только Кровию нам очиститься, но очистил нас и водою, и освятил Твоим Святым Духом, и святым елеем запечатлел на нас изображение Креста Христова, чтобы быть нам Христовым стадом, царственным священством и народом святым. Ты Сам же, Владыка Господи, и теперь ниспошли нам благодать на это Твое служение так, как даровал Ты ее пророку Твоему Моисею, возлюбленному Твоему Самуилу, избранному Твоему Иоанну и всем, угодившим Тебе в каждом роде и народе; и удостой над этим елеем и нас быть служителями Твоего Нового Завета, который Ты усвоил Себе Драгоценною Кровию Твоего Христа, чтобы мы, облекшись в него через помазание освящения, сходящего через елей, сбросили с себя мирские похоти, умерли для греха и жили в святости. Да будет, Господи, этот елей – елеем радости, елеем освящения, царской одеждой, крепкой броней, для отгнания всякой диавольской силы, печатью, ограждающей от диавольских ухищрений, радостью сердца и вечным веселием, чтобы и помазываемые им для возрождения были страшны диаволу и, как очищенные от нечистоты и порока, воссияли бы во свете Твоих святых, были бы приняты в вечный покой и восприняли почесть небесного звания. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Боже наш, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Единородным Сыном и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Затем священник, взяв помазок и омочив его в святом елее, крестообразно помазывает у больного лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и с обоих сторон руки, произнося молитву:

«Небесный Святой Отец, Врач душ и тел, пославший Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, исцеляющего всякую болезнь и избавляющего от смерти! Исцели и Твоего раба (имя) от овладевшей им телесной и душевной болезни, и оживотвори его благодатью Христа Твоего, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству святых небесных бесплотных сил, святого славного пророка предтечи и крестителя Иоанна, святых славных и всеми восхваляемых апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших, святых бессребренников и исцелителей: Косьмы и Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеймона, Ермолая, Самсона, Диомида, Фотия, Аникиты, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых. Ибо Ты Один источник исцелений, Боже наш, и Тебе с Твоим Единородным Сыном и с Единосущным Твоим Духом, мы воссылаем славу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Прокимен 2-го Апостола гл.2: «Господь сила моя и песнь, Он сделался моим спасением».

Стих: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117:14, 18).

Аллилуйя 5 гл.

Стих: «Милости Твои, Господи, буду воспевать вечно» (Пс. 88:2).

«Чтение из послания Святого Апостола Павла к Римлянам»: »Братья, мы сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, чтобы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим.15:1–7).

Второй священник: «Чтение Святого Евангелия от Луки»: «Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы видеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел, и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение этому дому, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:1–10).

Диакон ектению (стр. 58).

Священник: «Боже Великий и Всевышний, принимающий поклонение от всего творения, источник премудрости, воистину неисследимая бездна милости и беспредельная глубина любви, Бог вечности и чудес, не постигаемый ни одним человеческим разумом! Сам, Человеколюбивый Владыка, милостиво воззри и услышь нас, недостойных Твоих рабов, и, по великой Твоей милости, ниспослав Твой дар исцеления и прощения грехов, исцели того, на которого во имя Твое величественное возливаем этот елей. О, Господи, все к благу обращающий, Один Милостивый и Человеколюбивый, сожалеющий о наших падениях, знающий, что с самой юности человека помышления его сердца есть зло; Ты, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив; Ты, будучи Богом, вочеловечившийся ради спасения грешников и для Своего создания Сам уподобившийся созданию: Ты, сказавший, что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Ты, спасший заблудившуюся овцу; Ты, тщательно искавший и нашедший потерянную драхму; Ты, сказавший: «Приходящего ко Мне, не изгоню вон»; Ты, не возгнушавшийся блудницы, омывшей слезами Твои святые ноги; Ты, сказавший, если падешь, каждый раз вставай и спасешься; Ты сказавший, что на небесах бывает радость и об одном кающемся грешнике! Ты, Сам Милосердны Владыка, воззри и в этот час с Твоей святой высоты и, осеняя нас, грешных и недостойных Твоих рабов, благодатью Святого Духа, всели ее в Твоего раба (имя), познавшего свои согрешения и с верою приступившего к Тебе; прими же его по Своему человеколюбию и, простив все, что согрешил он словом, делом, помышлением, очисти его, освободив от всякого греха, а чтобы не быть ему осмеянным диаволом, пребудь всегда с ним, сохраняя его и в остальное время его жизни исполняющим Твои заповеди, чтобы и через него прославилось Твое святейшее имя. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Христе Боже, и Тебе с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым и Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, мы воссылаем славу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Второй священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

Прокимен 3 Апостола, гл. 3. «Господь свет мой и спасение мое, кого мне бояться»?

Стих: «Господь крепость жизни моей, кого мне страшиться»? (Пс. 26:1).

Аллилуйя 2 гл.

Стих: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс. 30:2).

Чтение из послания святого Апостола Павла к Коринфянам: "Братья, вы – тело Христово, а порознь – члены и иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцеления? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших; и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею; то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.12:27–31, 13:1–8).

Третий священник: «Чтение Святого Евангелия от Матфея»: «Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос, призвав двенадцать учеников Своих, дал им власть над нечистыми духами, и чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Этих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; особенно же идите к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:1, 5–8).

Диакон – ектению (стр. 58).

Священник: «Владыка Вседержитель, Святой Царь, наказывающий и неумерщвляющий, поддерживающий падающих, восстановляющий низверженных и исцеляющий телесные человеческие болезни! Мы молимся Тебе, Боже наш, ниспошли Твою благодать на этот елей и на помазывающихся им во имя Твое, да послужит он им для исцеления души и тела, для очищения и освобождения от всякой страсти, всякой болезни, язвы и от всякой телесной и духовной нечистоты. О, Господи, будь врачем раба Твоего (имя), ниспошли с небес Твою исцеляющую силу, прикоснись к его телу, угаси в нем жар, прекрати страдания, и, исцелив всякую находящуюся в нем немощь, подними его с одра болезни, с ложа страдания, целым и совершенно здоровым; сделай его благоугождающим Церкви Твоей и исполняющим Твою волю. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Боже наш, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Третий священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…».(стр. 60).

Прокимен 4 Апостола, 4гл.: «В день, когда я воззову к Тебе, скоро услышь меня».

Стих: «Господи, услышь молитву мою и вопль мой». (Пс. 101:2–3).

Аллилуйя 2 гл. Стих: «Твердо уповал я на Господа и Он приклонился ко мне» (Пс. 39:2).

Чтение из послания Святого Апостола Павла к Коринфянам: "Братья, вы храм Бога Живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прийму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель. И так, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.6:16–7:1).

Четвертый священник: «Чтение Святого Евангелия от Матфея: «Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос, пришедши в дом Петра, увидел тещу его, лежащую в горячке. И коснулся руки ее, и горячка оставила ее. И она встала, и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом, и исцелил всех больных; да сбудется предсказанное через пророка Исайю, который говорит: Он взял на Себя наши немощи, и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подошедши, сказал Ему: Учитель, я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его» (Мф.8– 23).

Диакон – ектению (стр. 58).

Священник: «Всеблагой, Человеколюбивый, Милосердный и Многомилостивый Господи, щедрый милостью и обильный любовью, Отец щедрот и Бог всякого утешения, даровавший нам через святых Твоих Апостолов силу исцелять елеем и молитвою человеческие немощи! Ты Сам сделай и этот елей для исцеления, освобождения от всякой болезни и язвы и для избавления от зла всем, помазывающимся в ожидании от Тебя спасения. О, Владыка, Господи Боже наш, молимся Тебе, Всесильный, спаси и освяти всех нас, как Единственный Врач душ и тел наших. Ты, исцеляющий всякую болезнь, исцели, Милосердный, и Твоего раба (имя) и, по Своей милости, восстанови его с одра болезни, посети его Твоей благодатью и щедротами, удали от него всякую болезнь и немощь, чтобы он, восстановленный Твоей могущественной рукой, за все благодаря, служил Тебе, а мы, удостоившись познать теперь Твое неизъяснимое человеколюбие, воспевали и прославляли Тебя, совершающего великое и чудесное, славное и непостижимое. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Боже наш, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Четвертый священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец...» (стр. 60).

Прокимен 5 Апостола, 5 гл.: «Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь от этого рода и вовек».

Стих: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11:8, 2).

Аллилуйя 5 гл. Стих: «Милости Твои, Господи, буду воспевать вечно» (Пс. 88:2).

Чтение из послания Святого Апостола Павла к Коринфянам: «Братья, мы не хотим оставить вас в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии; потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет; и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, чтобы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:8–11).

Пятый священник: «Чтение Святого Евангелия от Матфея»: «Сказал Господь следующую притчу: Царство Небесное подобно будет десяти девам, которые взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все, и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи, Господи, отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф.25:1–13).

Диакон – ектению (стр. 58).

Священник: «Господи Боже наш, наказывающий н вновь исцеляющий, поднимающий из праха бедного и из брения возвышающий нищего, отец сирот, пристань обуреваемых, врач больных, взявший на Себя наши немощи и с любовью носящий наши болезни, кротко милующий, прощающий беззакония и освобождающий от неправды, скорый на помощь и медленный на гнев; Дунувший на Своих учеников и сказавший: «Приимите Духа Святого, кому простите грехи тому простятся». Ты, принимающий кающихся грешников, имеющий власть прощать многие и тяжкие грехи, подающий исцеление всем находящимся в болезни и продолжительной немощи, призвал меня, смиренного, грешного и недостойного Твоего раба, связанного многими грехами и погруженного в сластолюбивые наслаждения, к святой и величайшей степени священства, чтобы входить туда, где благоговейно склоняют взоры святые ангелы, внутрь храма, за завесу, во Святое Святых и слышать Евангельский голос Господа Бога, и, наслаждаясь священно-Божественной Литургией, непосредственно видеть Твое Святое Тело и Кровь. Ты удостоил, меня совершать Твои священные, вышенебесные таинства и приносить Тебе дары и жертвы о наших грехах и о грехах неведения народа и ходатайствовать о Твоих словесных овцах, чтобы Ты, по Твоему великому и неизъяснимому человеколюбию, очистил их от прегрешений. Ты Сам же, Милосердный Царь, услышь в этот святой день и час, и во всякое время, и на всяком месте мою молитву, и, вняв голосу моего моления, исцели духовно и телесно больного Твоего раба, подавая ему оставление грехов и прощение вольных и невольных согрешений; уврачуй его неизлечимые раны, всякую его болезнь и всякую язву и исцели его душу и, как Ты прикоснулся к Петровой теще и тотчас горячка оставила её и она встала и служила Тебе, так, Владыка, Сам исцели и Твоего раба (имя) и избавь от всякой смертоносной болезни. Вспомни Твои обильные щедроты и милость Твою; вспомни, что с самой юности человека помышления его сердца есть зло и нет ни одного безгрешного на земле, ибо безгрешен только Ты Один, пришедший и спасший человеческий род и освободивший нас от рабства врага; и, если Ты войдешь в суд с Твоими рабами, то никого не найдется чистым от скверны, но у всех заградятся уста, не зная что отвечать, так как подобна запачканной одежде вся наша праведность пред Тобою; поэтому, Господи, не вспоминай грехов нашей юности. Ибо Ты надежда отчаявшихся и покой трудящихся и обремененных беззакониями и Тебе с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом мы воссылаем славу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Пятый священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

Прокимен 6 Апостола, 6 гл. «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

Стих: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:3, 12).

Аллилуйя 6 гл. Стих: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1).

Чтение из послания Святого Апостола Павла к Галатам»: "Братья, плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братья, если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.5:22–6:2).

Шестой священник: «чтение Святого Евангелия от Матфея»: «Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему, и говорила: Господи, помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина, велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:21–26).

Диакон – ектению (стр. 58).

Священник: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, Милосердный Человеколюбец, Врач душ и тел наших, с любовию носящий наши болезни, и исцеливший всех нас Своими ранами! Ты, Добрый Пастырь, пришедший найти заблудившуюся овцу, ниспосылающий утешение малодушным и жизнь погибающим, исцелил страдавшую двенадцать лет кровотечением, освободил от злого демона дочь хананеянки, простил долг двум должникам и даровал прощение грешнице; Ты исцелил расслабленного, простив ему грехи; оправдал словом мытаря и принял в предсмертном исповедании разбойника; Ты взял грехи мира и пригвоздил их на кресте. Тебе молимся и Тебя просим: Сам по милости Твоей, Боже, отпусти, оставь, прости Твоему рабу (имя) совершенные им днем и ночью, сознательно и несознательно его беззакония и грехи, вольные и невольные согрешения, преслушания и преступления и навлеченные им на себя священнические и родительские проклятия; прости ему и вожделенные и грешные взгляды, склонность к прелюбодеянию, падение в блуд и всякие греховные плотские и духовные побуждения, отчуждающие его от Твоей воли и Твоей святости. Но хотя и он и мы согрешили, Ты, как Милосердный, Непамятозлобивый и Человеколюбивый Бог, прости и не допусти его и нас впасть в беззаконную жизнь и идти гибельным путем. О, Владыка Господи, услышь в этот час меня, грешного, просящего за Твоего раба, и, как Всепрощающий Бог, прости все его согрешения, освободи его от вечной муки, открой его уста для прославления Твоего имени, наполни их Твоею хвалою, простри его руки на исполнение Твоих заповедей, направь его ноги на путь Твоего благовествования и все его члены и мысль укрепи Твоею благодатью. Ибо Ты Бог наш, заповедавший нам чрез святых Своих Апостолов, сказавши: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах» и еще: «кому простите грехи, тому простятся, и на ком оставите, на том останутся». Ты, Господи, услышал Езекию, скорбевшего душою в смертный час, и не отверг его молитвы, так и в этот час услышь меня, смиренного, грешного, недостойного Твоего раба, ибо, Ты, Господи Иисусе Христе, по Твоей милости и человеколюбию, повелел до семижды семидесяти раз прощать согрешающих и, сожалея о наших падениях, Ты радуешься об обращении заблуждающихся, ибо как Ты правосуден, так и милостив и Тебе с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом мы воссылаем славу ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Шестой священник показывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

Прокимен 7 Апостола, 7 гл.. «Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня».

Стих: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (Пс. 6:2–3).

Аллилуйя 7 гл. Стих: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева» (Пс. 19:2).

Чтение из послания Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам. «Братья, умоляем вас: вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:14–23).

Седьмой священник: Чтение Святого Евангелия от Матфея: "Во время Своей земной жизни, Господь Иисус Христос, проходя, увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мной. И он встал, и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли, и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9– 13).

Диакон – ектению (стр. 58).

Священник: «Владыка Господи Боже наш, Врач душ и тел, освободивший всех от вечных страданий, исцеляющий в людях всякую болезнь и всякую язву, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, и не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив; ибо как Ты, Господи, в Ветхом Завете определил покаяние грешникам: Давиду, Ниневитянам и прежде их жившим, так и при Своем спасительном пришествии во плоти Ты призвал к покаянию не праведных, но грешников: как мытаря, как блудницу, разбойника. Ты принял покаяние и великого Павла, вначале хулившего и гнавшего Тебя, принял и покаяние трижды отрекшегося от Тебя Твоего Первоверховного Апостола Петра и обещал ему, сказав: «Ты Петр, и на этом камне Я создам Мою Церковь и врата ада не одолеют ее и дам тебе ключи Царства Небесного». Поэтому и мы, Милосердный и Человеколюбивый, надеясь на Твое истинное обещание, молимся Тебе и просим: услышь нашу молитву в этот час, прийми ее, как фимиам, приносимый Тебе, и посети Твоего раба (имя) и все, что согрешил он словом, делом, помыслом, ночью и днем, или подпал под священническое отлучение, или под свое проклятие, или, ожесточившись отлучением, проклял сам себя, то мы просим и молимся Тебе: отпусти, разреши, и прости ему, Боже, и не обращай внимания на его грехи и беззакония, совершенные им сознательно и несознательно, но все, что он, как в плоть облеченный и живущий в мире, или же по внушению диавола, из заповедей Твоих нарушил и согрешил, все это Ты Сам, как Милосердный и Человеколюбивый Бог, прости, ибо нет человека, который провел жизнь, не согрешив, так как только Ты Один безгрешен и Твое правосудие – правосудие вечное и слово Твое – истина. Ибо Ты создал человека не для гибели, но для исполнения Твоих заповедей и наследия вечной жизни и Тебе с Отцом и Святым Духом мы воссылаем славу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Седьмой священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

Затем предстоятель открывает Св. Евангелие и написанной стороной возлагает его, поддерживаемое всеми сослужащими священниками, на голову больного и провозглашает молитву: «Царь Святой, Любвеобильный и Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сын и Слово Живого Бога, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив! Вот я не возлагаю мою грешную руку на голову пришедшего к Тебе Твоего раба, обремененного грехами, и через нас просящего у Тебя прощения их, но возлагаю Твою могущественную и сильную руку, находящуюся в этом Святом Евангелии, возложенном на голову Твоего раба (имя) и поддерживаемом моими сослужителями, с которыми я молюсь и прошу Тебя: Милостивый, Непамятозлобивый, Человеколюбивый Бог, Спаситель наш! Ты даровал через Твоего пророка Нафана прощение Давиду, покаявшемуся в своих согрешениях, и принял покаянную молитву Манассии, Ты и теперь Сам, по свойственному Тебе человеколюбию, прийми Твоего раба (имя), кающегося в своих согрешениях, и прости все его беззакония. Ибо Ты Бог наш, заповедавший до семижды семидесяти раз прощать согрешающих, и Ты, как правосуден, так и милостив и Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Сняв с головы Св. Евангелие, дают его целовать больному. Поется самогласен 4 гласа.

Слава: «Вы, святые бессребренники, как удостоившиеся величайших дарований от Спасителя нашего – вечнотекущего Источника, имея источник исцелений, подаете исцеления всем нуждающимся. Ибо Господь говорит вам, как имеющим одну с Апостолами ревность: «Я дал вам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь». Поэтому и вы, как свято жившие по Его заповедям, даром получили, даром и подаете, исцеляя наши душевные и телесные болезни».

И ныне, тот же глас: «Внемли молитвам Твоих рабов, Всенепорочная, и, уничтожая сильные на нас восстания врагов, избавь нас от всякой скорби, чтобы мы, имея Тебя единственным, верным и непоколебимым утверждением и приобретя Твое предстательство, не постыдились призывая Тебя, Владычица. Поспеши же милостиво склониться к восклицающим Тебе с верою: «Радуйся, Владычица, всем помогающая, радость, покров и спасение наших душ».

«Слава и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству святого славного и всеми прославляемого первого Иерусалимского епископа, брата Господня Апостола Иакова и всех святых, помилует и спасет нас, как Милосердный и Человеколюбивый».

Принявший елеосвящение, кланяясь трижды, говорит: «Благословите, святые отцы, и простите меня, грешного». И, получив от них благословенней прощение, отходит, благодаря Бога.

Комментарии для сайта Cackle