Порядок совершения Таинства Брака (венчания)

Обручившиеся идут с зажженными свечами на середину храма, а священник, идя впереди их, совершает каждение и поет 127 псалом, народ же после каждого стиха псалма поет припев:,, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

127 псалом: «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов твоих рук; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля».

Затем священник произносит поучительное слово о таинстве брака и о жизни и обязанностях вступивших в брак, а по окончании спрашивает жениха:

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую видишь здесь перед собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» Ответ: «Нет, не связан, святой отец».

Затем священник обращается к невесте: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя), которого видишь здесь пред собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связана ли ты обещанием другому жениху?» Ответ: «Нет, не связана, святой отец».

Диакон: «Благослови, владыка».

Священник: «Благословенно Царство...» (стр. 16).

Народ:"Аминь».

Диакон – ектению: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…». 3. «О мире всего мира». 4. «Об этом святом храме…». 5. «О святейших вселенских православных патриархах…». 6. «О богохранимой Российской стране и правительстве ее…». 7. «О рабах Божиих (имена), сочетающихся сегодня друг с другом для брачного общения и о спасении их, Господу помолимся». 8. «Чтобы Господь, как в Кане Галилейской, благословил этот брак, помолимся». 9. «О даровании вступающим в брак целомудрия и чадородия на пользу, Господу помолимся». 10. «Чтобы радоваться им при виде своих сыновей и дочерей, Господу помолимся». 11.»0 даровании им обильного чадородия и безукоризненной жизни, Господу помолимся». 12. «О даровании им и нам всего просимого для спасения, Господу помолимся». 13. «Чтобы избавится им и нам…». 14. «Защити, спаси, помилуй…». 15. «Пресвятую, Пречистую…».

Священник: «Боже Пречистый и Создатель всего существующего! Ты, по Своему человеколюбию, преобразовавший ребро праотца Адама в жену, и благословивший ее и Адама, и сказавший им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею», и Ты, супружеством явивший их двух одним телом; поэтому, оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть и что Бог соединит, того человек да не разлучает. Ты, Господи, благословил раба Своего Авраама и, разрешив неплодство Сарры, сделал его отцом множества народов; Ты даровал Исааку Ревекку и благословил рожденного ею; Ты сочетал Иакова с Рахилью и явил от него двенадцать патриархов; Ты соединил Иосифа с Асенефой и даровал им Ефрема и Манассию, плод чадородия; Ты принял Захария и Елисавету и явил через них рождение Предтечи; Ты произрастил из рода корня Иессеева Вечнодеву Марию и от Нее воплотился и родился для спасения человеческого рода; Ты, по неизреченному Твоему дару и великому милосердию, пришедши в Кану Галилейскую, благословил там брак, и всем этим Ты показал, что на законное супружество и его чадородие, есть Твое соизволение. Поэтому Ты Сам, Пресвятой Владыка, прийми моление нас, Твоих рабов, и, как в Кане, благослови и этот брак, явившись здесь невидимым Своим присутствием, и даруй этим Твоим рабам (имена) мирную жизнь, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, долгожизненное потомство, благодать на детей, неувядаемый венец славы; удостой их видеть детей у детей, сохрани неопороченным их ложе и даруй им свыше от небесной росы и от земного богатства, наполняя их дома пшеницей, вином, елеем и всяким добром, чтобы они могли подавать нуждающимся, а также даруй и находящимся с ними все просимое для спасения. Ибо Ты – Бог милости, щедрот и человеколюбия и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Диакон: «Господу помолимся».

Народ: «Господи, помилуй».

Священник: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Священнодействователь таинственного и непорочного брака и Законоположитель брачного единения, Покровитель целомудрия и Благоустроитель всего земного! Ты, Владыка, создавши вначале человека, поставил его царем над всеми творениями и сказал: «Не хорошо быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника, соответственного ему» и, взявши одно из ребр его, Ты создал ему жену, увидев которую, Адам сказал: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женою, ибо взята от мужа своего», поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть, и что Бог соединил, того человек да не разлучает. и теперь Ты Сам, Владыка Господи Боже наш, ниспошли Твою небесную благодать на этлх Твоих рабов (имена), и даруй этой Твоей рабе во всем повиноваться мужу, а этому рабу Твоему быть главою жены, чтобы они жили по Твоей воле. Благослови их, Господи Боже наш, так, как благословил Ты Авраама и Сарру; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Захария и Елисавету. Сохрани их Господи Боже наш, так, как сохранил Ты Ноя в ковчеге; сохрани их, Господи Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита; сохрани их, Господи Боже наш, как сохранил Ты от огня трех святых юношей: Анания, Азария и Мисаила, ниспослав им с неба росу. Да снизойдет на сочетающихся Твоих рабов радость, какую имела блаженная Елена, когда нашла Твой святой Крест. Вспомни их, Господи Боже наш, так, как вспомнил Ты Еноха, Сима и Илию; вспомни их, Господи Боже наш, как вспомнил Ты святых Твоих сорок мучеников, ниспослав им с неба венцы; вспомни, Боже, и родителей, воспитавших этих обручившихся, так как молитвы родителей утверждают основания домов; вспомни, Господи Боже наш, и Твоих рабов, обручившихся и соединившихся для этой радости; вспомни, Господи Боже наш, Твоего раба (имя) и рабу Твою (имя и благослови их. Даруй им плод чрева, благочестивых детей, телесное и духовное единомыслие; возвысь их, подобно кедрам ливанским и ветвистой виноградной лозе. Даруй им хлебное семя, чтобы, имея всякий достаток они были щедры на всякое доброе и угодное Тебе дело, и да увидят они вокруг своей трапезы сыновей у сыновей своих, как масличные ветви, и, чтобы угодивши Тебе, они как светила воссияли на небе у Тебя, Господа нашего, Тебе же, с Безначальным Твоим Отцом и Животворящим Твоим Духом, да будет слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Диакон: «Господу помолимся».

Народ: «Господи, помилуй».

Священник – благоговейно молитву: «Боже Святой! Ты создал из праха человека и воссоздал из его ребра жену и соединил его с ней, подобной ему, помощницей, ибо так угодно было Тебе, Величественному, чтобы человек не один был на земле. Ты Сам, Владыка, и теперь простри Твою руку из Твоего Святого жилища и соедини этого Твоего раба (имя) с этой Твоей рабой (имя), ибо только Одним Тобою сочетается жена с мужем; соедини их в единомыслии, венчай их в единство плоти и, даровавши им деторождение, умножь их потомство, ибо Твоя власть и Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Затем священник, взяв венцы, трижды венчает сначала жениха, произнося: «Венчается раб Божий (имя) с рабой Божией (имя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Потом невесту: «Венчается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя) во им Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Затем священник трижды благословляет венчаемых, простирая над их головами руки и каждый раз возглашая: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их».

Потом прокимен перед Апостолом, 8 гл.: «Ты, Господи, украсил их головы венцами из драгоценных камней; они просили у Тебя жизни и Ты дал им ее».

Стих: «Ты положил на него благословение на веки, возвеселил его радостью лица Твоего» (Пс. 20:4–5, 7).

Чтение из послания святого Апостола Павла Ефесянам: "Братья, благодарите всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Поэтому, оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть. Тайна это велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да благоговеет перед своим мужем» (Еф. 5:20–33).

«Аллилуйя».

Стих: «Ты, Господи, сохранишь их и соблюдешь их от этого рода и вовек» (Пс. 11:8).

Диакон: «Премудрость. Стойте благоговейно, чтобы услышать Святое Евангелие».

Священник: «Чтение святого Евангелия от Иоанна: «Во время земной жизни Господа Иисуса Христа был брак в Кане Галилейской и мать Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Мать Иисуса говорит Ему: «вина нет у них». Иисус говорит: «Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой». Мать Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «Наполните сосуды водою». И наполни ли их до верха. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:1–11).

Диакон: 1. «Воззовем все от всей души и от всего помышления нашего воззовем». 2. «Господи Вседержитель…». 3. «Помилуй нас, Боже…». 4. «Еще молимся о явлении Божией помощи, милости, мира, жизни, здоровья, спасения, прощения и оставления грехов рабам Божиим: (имена брачных и других, по желанию).

Священник: «Господи Боже наш! Ты в Своем спасительном домостроительстве удостоивший Своим присутствием в Кане Галилейской явить брак святым, Ты Сам и ныне сохрани в мире и единомыслии Твоих рабов (имена), которым благоволил Ты соединиться друг с другом и сделай брак их честным, ложе их сохрани неоскверненным, благоволи пребывать им в непорочном сожительстве и удостой их с чистым сердцем исполнять Твои заповеди и дожить до глубокой бодрой старости. Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и Всесвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Диакон – просительную ектению: 1. «Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Народ: «Господи, помилуй».

2. «Дня всего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим».

Народ: «Подай, Господи».

3. «Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим».

4. «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим».

5. «Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим».

6. «Остальное время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим».

7. «Христианской, безболезненной, непостыдной, мирной кончины жизни нашей и доброго ответа на страшном Христовом суде просим».

8. «Единение веры и общение Святого Духа испросивши, сами себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предадим».

Народ: «Тебе, Господи».

Священник: «Тебе, Человеколюбивый Бог, вручаем всю нашу жизнь и все свои надежды и просим Тебя: удостой нас, Владыка, с дерзновением, не подвергаясь осуждению, иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и взывать к Тебе».

Народ: «Отец наш Небесный! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не допусти нас впасть в искушение, но избавь нас от лукавого».

Священник: «Ибо Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Священник: «Мир всем».

Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».

Народ: «Тебе Господи».

Затем священник благословляет принесенную общую чашу, возглашая: «Боже, Своею силою все сотворивший, утвердивший вселенную и украсивший венец всего сотворенного Тобою! Благослови Своим духовным благословением эту общую чашу и даруй ее сочетающимся для брачного общения, ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Затем священник, взяв общую чашу, по три раза преподает ее венчавшимся: сначала мужу, а потом жене: после этого, связав платном их правые руки и наложив на них епитрахиль и свою руку, трижды, в предшествии диакона со светильником, обводит их вокруг аналоя при пении следующих тропарей:

Гл. 5. «Торжествуй, Исайя! Дева зачала во чреве и родила Сына Еммануила, Бога и Человека, Восток имя Его, прославляя его, мы восхваляем Деву».

Гл. 7. «Святые мученики, много пострадавшие за Христа и увенчавшиеся мученическими венцами, молитесь Господу о помиловании душ наших».

«Слава Тебе, Христе Боже, похвала Апостолов, радость мучеников, их проповедь о Троице Единосущной».

Священник – молитву при снятии венцов: «Господи Боже наш! Ты увенчал круг года и установил при Таинстве брака возложение этих венцов на соединяющихся друг с другом, этим воздавая им награду за целомудрие, так как они чистыми сочетались для узаконенного Тобою брака, Ты Сам, при снятии этих венцов, благослови соединяющихся друг с другом и сохрани нерасторжимым их брачное единение, чтобы они непрестанно с благодарностью прославляли Твое Всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Священник берет венец жениха, произнося: «Возвеличься, жених, как Авраам, будь благословлен, как Исаак, размножайся, как Иаков, и, живя в мире, исполняй заповеди Божии».

Затем берет венец невесты: «И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, возвеселись, как Ревекка, размножайся, как Рахиль, и радуйся о своем муже, храня определения закона, ибо так благоволил Бог».

Диакон: «Господу помолимся».

Народ: «Господи, помилуй».

Священник: «Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и там благословивший брак! Благослови и этих Твоих рабов, по Твоему промыслу соединившихся для брачного общения; благослови их вхождения и выхождения, продли для блага их жизнь; прийми неоскверненными и неопороченными их венцы в Царстве Твоем и сохрани, Господи, Твоих рабов, чтобы они, как в Кане Галилейской, совершивши чин брака, исполнивши все заключающиеся в нем символы и достигнув единения, воссылали славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».

Народ: "Аминь».

Священник: «Мир всем».

Диакон: Головы ваши пред Господом преклоните»

Священник благословляя: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая Единосущная и Живоначальная Троица, Одно Божество и Царство, да благословит вас, да подаст вам долгоденствие, чадородие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами и да удостоит вас получить обещанные небесные блага, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь».

Священник поздравляет новобрачных, которые трижды целуются друг с другом и принимают поздравления от присутствующих.

Диакон: «Премудрость».

Народ: «Честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно родившую Бога – Слово, Истинную Богородицу Тебя мы прославляем».

Священник (отпуст): «Своим присутствием в Кане Галилейской явивший брак святым, Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святых боговенчанных равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, как Милосердный и Человеколюбивый».

Народ: "Аминь».

Комментарии для сайта Cackle