Источник

Изъяснение псалма 110-го.

«Аллилуия». Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собрав, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды против колена Иудова; а царствовал тогда над ним Иоасафат, потомок Давидов, муж, котораго благочестие засвидетельствовано. Он, узнав о множестве врагов, со всем народом притек к Богу, прося неодолимой Его помощи, и получил просимое; потому что Бог всяческих повелел им смело идти на врагов, как бы под Его водительством. С наступлением дня, враги устремились друг против друга, и сами себя стали убивать как противников, так что ни один не избег этой гибели. Воинство Иудеев, усмотрев сие с одного подзорнаго места, устремилось как на готовую добычу; обобрали врагов, и возвратились с великими корыстями, и, как показывает история Паралипоменон, с мусикийскими орудиями вошли в божественный дом, песнословя Подателя победы (2Пар. 20, 28). Сие провидя, Пророк написал псалом сей, как бы некую песнь, возглашаемую благочестивым Иосафатом. И в надписании называется он песнию; потому что слово: «аллилуиа», как уже объяснили мы, переводится словами: «хвалите Господа»; так как «аллилу» значит: «хвалите», а «Иа» – Господа, или Сущего.

Пс.110:1.   Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.

«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим». От всего помышления приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь. «В совете правых и сонме». Не я один, но со мною и собрание благочестивых; потому что в это время народ освободился от идольской прелести, царь всех обучил благочестию. Посему «советом правых» Пророк называет собрание благочестивых.

Пс.110:2.   Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.

«Велия дела Господня». Подлинно чудно и достоудивительно совершаемое силою Господнею.

«Изыскана во всех волях Его». Все, что угодно Господу, творит Он; каждое из произведений Его исполнено премудрости, и привлекает от всех хвалу.

Пс.110:3.   Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

«Исповедание и великолепие дело Его». Все, производимое Им, и создание, и домостроительство, и величественно, и преестественно, и, достойно песнопения всех людей. «Исповеданием» Пророк называет здесь благодарение.

«И правда Его пребывает в век века». Нет ничего неправеднаго в совершаемом Им, но все украшается правдою; потому что всем управляет, вечно водясь правдою.

Пс.110:4.   Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.

Пс.110:5.   Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

«Память сотворил есть чудес Своих». поскольку явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках.

«Милостив и щедр Господь». «Пищу даде боящимся Его». Слово «пищу» другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу.

«Помянет в век завет Свой». Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага.

Пс.110:6.   Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.

«Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати имь достояние язык». Нам наипаче явною соделал силу Свою, даровав нам богатство посрамления ими, но и имущество их обратил в нашу собственность.

Пс.110:7.   Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны.

Пс.110:8.   Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.

«Дела рук Его истина и суд». Совершил же сие не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни в чем не имея права жаловаться на нас, покушались истребить нас совершенно. А поэтому произнес на них истинный и правдивый приговор.

«Верны вся заповеди Его», «Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте». Бог, законополагая, обещал благоволение Свое хранящим закон. Сие говорит Пророк и здесь, а именно, что не лживы обетования о хранении заповедей, и решившиеся исполнять их всегда пользуются промышлением Его. Ибо и мы, искренно умолявшие Его, оказались победителями неприязненых. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом.

Пс.110:9.   Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

«Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой». Обетования Божии не только не лживы, но и навсегда непреложны.

«Свято и страшно имя Его». Для верующих оно свято, превожделенно, и источает обилие благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и наказует.

Пс.110:10.   Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

«Начало премудрости страх Господень». Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это – первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове, но познание божественнаго. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви.

«Разум же благ всем творящим и́». Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения.

«Хвала Его пребывает в век века». Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, еслибы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle