14. О том, что Владыка восприял на Себя совершенное
человеческое естество
Посему-то Господь называет Себя и человеком, и Сыном человеческим. Апостолам неоднократно говорил Он: «Сын человеческий имать предатися в руце человечесте» (Лк. 9, 44), «и убиют Его,... и в третий день воскреснет» (Мк. 9, 31); и намеревавшемуся идти вослед Его сказал: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити» (Лк. 9, 58). Иудеям же открыто изрек: что «ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголет, юже слышах» от Отца Моего? (Ин. 8, 40) И божественный Апостол взывает: «един... Бог, и един ходатай Бога и человеков» (1Тим. 2, 5); и еще: «понеже человеком смерть, человеком воскресение мертвых» (1Кор. 15, 21). По сей, конечно, причине Господь наименован и семенем Авраамовым и сыном Давидовым. Поскольку Аврааму обетовал Бог всяческих в семени его благословить все народы и обетование сие дал Исааку и Иакову, то божественный Апостол в Послании к Галатам справедливо сказал: «Аврааму речени быша обеты, и семени его» (Гал. 3, 16), и показывая, кого наименовал семенем, присовокупил: «не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и семени твоему, иже есть Христос» (Гал. 3,16); и в Послании к Евреям сказал так: «не от Ангел бо... приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу» (Евр. 2, 16–17). А патриарх Иаков приятое от Бога всяческих благословение уделил и Иуде, сказав: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная Ему: и Той чаяние языков» (Быт. 49, 10). И пророк Михей возобновляет пророчество, говоря: «и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых:» «из тебе бо изыдет мне Старейшина, исходи же Его из начала от дний века» (Мих. 5, 2; Мф. 2, 6). И божественный также Апостол указал конец предречений и присовокупил: «яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш» (Евр. 7, 14). Сие же обетование от Бога всяческих приял царь и пророк Давид, ибо сказал ему Бог: «до века уготовлю семя твое, и созижду в род и род престол твой» (Пс. 88, 5); и еще: «и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба» (Пс. 88,30); и чрез несколько слов: «единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен» (Пс. 88,36–38). Сие же обетование паки обновил нелживый Владыка чрез пророка Исаию. Ибо говорит: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия» (Ис. 11, 1–3); и следующие за сим слова имеют тот же смысл. И еще: «и будет... корень Иессеов, и востаяй владети языки, на Того язы́цы уповати будут: и будет покой Его честь» (Ис.11,10). И в другом месте говорит: «и завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная» (Ис. 55, 3). Ибо исполню, что обетовал Давиду, и Семенем его спасу вселенную, потому что обетование Мое верно и не лживо. Показуя истинность сих обетований, евангелист Матфей в самом начале Писания благовествует вселенной, что процвело «чаяние языков», ибо сказал: «книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» (Мф. 1, 1), потому что обетования о семени были даны обоим. И божественный Апостол, пиша к римлянам, в начале послания показал исполнение обетования, данного Давиду, ибо говорит: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в Писаниих..., о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти» (Рим. 1, 1–3). Присовокупив же: «по плоти», дал видеть, что Господь наш Иисус Христос – и превечный Бог. А сыном Давидовым назвал Его по естеству человеческому. И яснее научая сему, Апостол присовокупил: о «нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 1,4), то есть, восстав от мертвых и духом благодати исполнив Апостолов, совершенными чрез них чудесами Господь явил Себя Богом, потому что Его именем совершали Апостолы великие чудотворения. В средине же послания, напомянув Иудеям о благах, дарованных древле, Апостол присовокупил: «ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» (Рим. 9, 5). И в едином Лице показал различие двух естеств, наименовав Господа и рожденным по плоти от Иудеев, и как Бога сущим над всеми и во веки благословенным Богом. Да и блаженному Тимофею повелевает, говоря: «поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему: в немже злостражду даже до уз, яко злодей» (2Тим. 2, 8–9). И в каждом писании можно найти весьма много свидетельств, проповедующих о родстве с нами Спасителя по плоти. Но и представленные нами достаточно показывают, что Господь восприял на Себя совершенное человеческое естество, а потому и наименован сыном Давидовым, сыном Авраамовым, сыном человеческим, человеком, Адамом, Иаковом и Израилем. Ибо Он, как совершенный Бог, так и совершенный человек, даровал людям совершенное спасение.