11. О Домостроительстве Спасителя
У места будет показать, каких держимся мыслей о божественном вочеловечении. Ибо учение сие яснее провозвещает Промысл Бога всяческих. Валентин в сложенных им баснях утверждал, что иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, который внутри полноты, иной – Иисус и иной еще – Христос внешний. Утверждал также, что Иисус вочеловечился, облекшись во внешнего Христа и восприяв тело от душевной сущности. А также говорил и Василид, что иной есть Единородный, и иной – Слово и еще иное – Премудрость. А Кердон, Маркион и Манес утверждали, что Христос казался человеком, не имея ничего человеческого. Керинф же учил, что Иисус родился от Иосифа и Марии по общему для людей закону, а Христос снисшел на Иисуса свыше. Евионеи, феодотиане, артемониане, фотиниане говорили, что Христос родился от Девы простым человеком. Арий же и Евномий утверждали, что приял Он тело, а вместо души действовало Божество. Аполлинарий утверждал, что тело Спасителево было одушевлено, но не имело души разумной, потому что, говорит он, излишен разум, где Бог-Слово.
Представил же я мнения многих ересей с намерением показать истину учения Церкви, потому что Церковь одного и того же именует и Сыном, и Единородным, и Богом-Словом, и Господом Спасителем, и Иисусом Христом. Но Сыном, Единородным, Богом-Словом и Господом именовался до вочеловечения, а также нарицается и по вочеловечении; Иисусом же Христом наименован Он по вочеловечении, прияв наименование от совершенных Им дел. Ибо Иисус толкуется «Спаситель», и в сем свидетель – Гавриил, сказавший Деве: «наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). Христом же наименован ради помазания Духом. Ибо песнопевец Давид сказует: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Пс. 44, 8). Устами же пророка Исаии Сам Владыка изрек: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» Господь (Ис. 61, 1). А так разуметь пророчество научил нас Сам Владыка, ибо, вошедши в сонмище и взяв пророческую книгу, прочел сказанное место и сказал бывшим там: «днесь сбыстся Писание сие во ушию вашею» (Лк. 4, 21). Согласно с Пророками проповедал и великий Петр, ибо, возвещая таинство Корнилию, сказал так: «вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым и силою» (Деян. 10, 37, 38). А из сего явствует, что ради помазания Духом наименован Христом. Помазан же не как Бог, но как человек. Если же помазан по человечеству, то и Христос наименован по вочеловечении. Однако же не иной есть Бог-Слово и иной – Христос, потому что Бог-Слово, вочеловечившись, наименован Христом Иисусом.
А вочеловечился, чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить. Ибо не в покров Божеству восприял на Себя естество телесное, как суесловят Арий и Евномий. Возможно Ему было явиться и без тела, как являлся древле Аврааму, Иакову и другим святым. Напротив того, угодно Ему было, чтобы самое побежденное естество вступило в борьбу с сопротивником и одержало победу. Посему-то восприял на Себя и тело, и разумную душу. Ибо Божественное Писание не натрое делит человека, но говорит, что живое сие существо состоит из души и тела. Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал два, а не три, естества. Да и Сам Господь говорит в Евангелии: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10, 28). И в Божественном Писании можно найти много подобных указаний. А что не покров Божеству устрояя, как баснословят еретики, но в начатке уготовляя победу целому роду, приял на Себя вполне все естество человеческое, истинный в сем свидетель и точный наставник – божественный Апостол.
В Послании к Римлянам, открывая вселенское таинство, сказал он так: «сего ради якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5, 12). А сим показав начало греха, прозябший от него плод и приявшего оный в себя в начале, указует и конец греха; ибо говорит: «до закона бо грех бе в мире: грех же не вменяшеся, не сущу закону: но царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова, иже есть образ будущаго» (Рим. 5,13, 14). Моисеем Апостол называет закон, и жизнь, соображаемая с оным, преобладала до пришествия Спасителева. Поскольку же управляемые сим законом и живущие под законом естественным преступали закон, то справедливо царствовала смерть, потому что владычество ее усиливал грех. Так научив, откуда восприял начало грех и доколе царствовала смерть, Апостол показывает, как сокрушена держава их, и песнословит безмерное Божие человеколюбие, говоря: «но не якоже прегрешение, тако и дар; аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествова» (Рим. 5,15). Щедрота человеколюбия, говорит Апостол, превышает справедливость: потому что определение правды, когда согрешил один, весь род согрешившего предало смерти. А милость Божия, когда все люди были под клятвою, когда все уже были опутаны сетями греха, ради правды Единого всем дарует спасение. Человеком же нарек Апостол Спасителя, не отрицая Его Божества (ибо признавал Его Богом, и Богом, равночестным Родшему), но научая, что подобным исцелено подобное и начатком освящено целое. Ибо Спаситель, по человечеству быв под законом и исполнив закон, освободил от клятвы преступивших закон. Потом Апостол тому же слову дает снова иной оборот: «и не якоже единем согрешшим дарование, грехи бо из единаго во осуждение, дар же от многих прегрешений во оправдание» (Рим. 5,16). Когда согрешил один, осуждены были все; а теперь все согрешили, и всем согрешившим предлагается спасение посредством веры.
Так показав, что правда Единого соделалась врачевством от общего греха, показывает, что Им же совершено и сокрушение смерти. «Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом» (Рим. 5,17). Виновником смерти грех, а виною жизни во Царствии правда Единого. Спасаемся мы, улучая спасение, не по закону, но по милосердию Божию, потому что закон справедливости всех вел под наказание, так как все стали делателями греха. Ибо если, когда согрешил один, осужден род, то, без сомнения, справедливее потерпеть наказание жившим под грехом. Но Божия милость превзошла уставы справедливости, человеколюбие препобедило закон уравнивать возмездия; и когда Один исполнил закон, всем, восхотевшим уверовать в Него, возможно стало пользоваться спасением.
Показав этим неизмеряемость человеколюбия, Апостол снова переходит к основанию сказанного им: «темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни» (Рим. 5,18). Потом от действий переходит к лицам: «якоже ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози» (Рим. 5,19). Весьма необходимо было Апостолу в обоих случаях употребить слово: «мнози». Ибо, когда согрешил Адам и большая часть людей преступили Божии законы, некоторые пребыли верными уставам естества и соделались ревнителями добродетели, как-то: Авель, Енох, Ной, патриархи, пророки и другие многие, не у Иудеев только, но и у других народов, о которых божественный Апостол сказал: «егда бо язы́цы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2, 14). И по пришествии Спасителя спасение приемлют не все, но верующие и жительствующие по Его божественным законам. Посему-то Апостол, говоря о прообразе и первообразе, употребил слово: «мнози».
Но из сего видим, для чего вочеловечился Сын Божий и, прияв естество человеческое, наименовался человеком. Учение же сие преподал нам Апостол и в Послании к Коринфянам, и говорит так: «ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым. Понеже бо человеком смерть, человеком воскресение мертвых» (1Кор. 15, 20, 21). Потом от естества переходит к лицам и говорит: «якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1Кор. 15,22). Не сказал: спасутся, но: «оживут»; потому что воскресение для всех общее, и по воскресении будет различение. И сие Апостол дал видеть, присовокупляя: «кийждо же во своем чину» (1Кор. 15,23), ибо много чинов, и мучимых и спасаемых, так как по качеству и количеству правды назначены будут раздаяния даров; а также по различию грехов наложены наказания.