О начале и Отце
И ветхозаветное, и новозаветное Писание учит, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерожденный, негиблющий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредельный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет, сила, никакою мерою непознаваемая, измеряемая же единым божественным изволением; потому что всё то может, что изволяет. И сему ясно научил нас Пророк; ибо говорит: «вся елика восхоте Господь, сотвори" (Пс. 113, 11).
Учителем же сказанного выше о единстве Божием – Божественное Писание. Ибо слышим, в начале законоположения сказует Бог: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския... Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2, 3); и еще: «слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Согласно с сим учит Бог и устами пророка Исаии, ибо говорит: "Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога» (Ис. 44, 6); «прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет,... и несть разве Мене» (Ис.43, 10, 11); и еще: «Аз... Бог, и несть еще» (Ис.45, 6); и: "Аз есмь «Бог, и несть инаго разве Мене: праведен и спаситель, несть кроме Мене» (Ис.45,21). А сим ясно обличает бредни Валентина, Марка, Василида и Маркиона. Ибо сказует, что ни прежде Него, ни после Него нет иного Бога, но Он есть и первый и последний. Согласно же с сим божественное учение священного Евангелия. Спаситель и Господь наш, исполняя за нас «всякую правду», ибо Сам изрек Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15), как человек, и потребность молитвы приял, и просил Отца научить ей Апостолов, в виде же молитвы изложил ученикам учение богословия. Ибо говорит: «се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога» (Ин. 17, 3), и еще: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Лк. 10, 21). И божественный Апостол так говорит: «Царю же веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков, аминь» (1Тим. 1, 17); и еще: «един Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим.2, 5); и также: «един Бог Отец, из Него же вся» (1Кор. 8, 6). Но можно найти весьма много и других мест, доказывающих согласие Ветхого и Нового Завета и проповедующих единого Бога.
Притом и Ветхого, и Нового Завета Писание учит, что Бог невидим. Ибо в Ветхом Завете говорит Бог Моисею: «не бо узрит человек лице Мое, и жив будет» (Исх. 33, 20); и в Священном Евангелии сказал Господь: «не яко Отца видел есть кто: токмо Сый от Бога, Сей виде Отца» (Ин. 6, 46). Сие взывает и богомудрый Евангелист: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1, 18); показывает же, и откуда дознал это: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда». Да и Апостол взывает: «нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу, слава, и честь во веки веков, аминь»; и еще: «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1Тим. 6, 16).
И бесконечность и неописуемость Божию дознали мы также и из Ветхого и из Нового Завета. И в Ветхом Завете говорит Бог: «еда небо и землю не Аз наполняю? глаголет Господь» (Иер. 23, 24); и еще: «небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего?» (Ис. 66, 1) Да и божественнейший Давид взывает: «яко в руце Его вси концы земли» (Пс. 94, 4); и как рукою назвал действенность Божией силы, так показал, что Сам Бог ничем не описуем, но все зависит от Его Промысла. А в другом песнопении Давид говорит Богу: «камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7–10). Сие же показывает неописуемость и сущности и силы Божией. И пророк Исаия взывает: «содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи» (Ис. 40, 22). И еще, обличая бессилие идолов, Пророк предложил нам следующее учение о Боге всяческих: "кто, говорит он, измери горстию своею воду, и небо пядию, и всю землю горстию? кто постави горы в мериле, и холмы в весе? кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его?... Или кто показа Ему суд? или путь разумения кто показа Ему?» (Ис.40, 12–14) Потом, сколько возможно для человеческого ума и для перстного языка, представляет бесконечность могущества; ибо говорит: «аще еси язы́цы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?» (Ис.40,15, 18) Если же небо, земля и воды заключают в себе всякое тварное естество и мерою всему этому мера руки Божией, то предприемлющие измерять Бога устами своими пусть сообразят в уме бесконечность оного Естества, разумея под «рукою» не часть тела, но самодеятельность, все устрояющую и всем управляющую. Итак, сему о Боге всяческих учит Писание ветхозаветное. А иной отыщет и другие подобные приведенным места, открывающие нам неописуемость и сущности, и премудрости, и силы Божией. В священном же Евангелии подобному представлению о Боге научил Господь самарянку. Поскольку предполагала она, что Божество описуемо местом, и потому сказала: «отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех... кланятися подобает» (Ин. 4, 20), то Господь преподал ей противоположное сему учение и научил неописуемости естества Божия. Ибо сказал ей: аминь глаголю тебе, «жено,... яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу» (Ин.4,21). А таким образом научив, что богослужение не ограничивается какими-либо местами, присовокупил: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4,24). Так показал вместе и бесплотность и беспредельность естества Божия.
А что Бог всяческих и вечен, сему учит блаженный Давид, то сказуя: «от века и до века Ты еси» (Пс. 89, 3), то взывая: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век» (Пс. 54, 20). Научает же и пророк Исаия, взывая: «Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его» (Ис. 40, 28). А божественный Апостол исповедует Его и Творцом веков (Евр. 1, 2). И Господь сказует, что не только само естество Божие существует прежде твари, но и Царство святым уготовано до «сложения мира» (Мф. 25, 34).
Сему о Начале всяческих научились мы и из ветхозаветного и новозаветного Писания. Не признаем ни сочетаний, смешений и изникновений эонов мужеского и женского пола, как баснословят Валентин и Василид, ни различных и сопротивных начал, как учат Кердон, Маркион и Манес; но знаем единое Начало, одно и то же благое и правдивое, как докажем впоследствии.