Послание 74(133). К Михаилу, самодержавному императору204
По справедливости, в настоящее время из уст всех гонимых с особенной силой должна возноситься хвала, во-первых, Царю всех Христу, а затем и Вашей богоизбранной державе, благодаря которой мы, связанные, получили разрешение, содержимые под стражей – отпущение, угнетенные – утешение, израненные – исцеление, осужденные – свободу, изгнанные – возвращение.
И, я думаю, справедливо полагать, что подвиг Вашего царствования будет подражанием Христу, чтобы, совершая подобное, могли и вы со Христом и за Христом сказать «узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь"" (Ис.49:9); и: «Благословен Господь Бог Израилев, что воздвиг рог спасения нам» (Лк.1:68–69), нового Давида, второго Иосию, царя мирного царства, который будет совершать угодное Богу, который восстановит падшее, соединит разделенное, «оживит нас», скажу словами пророка, и «в третий день восставит нас» (Ос.6:2).
Подлинно, христоподобный император, впавшие в ересь подверглись смертной погибели, отвергнув Христа через отвержение Его иконы, хотя и называются христианами. Ибо веровать во Христа есть не что иное, как признавать, что Сын Бога и Отца, сделавшись Совершенным Человеком, может изображаться на иконе по подобию нашему, чтобы иначе не быть Ему другим, нежели мы, в то же время оставаясь и неописанным с Отцом и Духом, поскольку Он же есть Истинный Бог.
Таким надобно представлять Посредника между Богом и людьми – имеющим от того и другого то и другое, и в обоих отношениях не имеющим никакого недостатка, как вещает весь сонм богоносных Отцов. Как принятие изображения Вашей державы есть признание Вашего царствования, и наоборот, так и в отношении ко Христу, Царю всей земли, надобно полагать то же самое, тем более, что «царству Его не будет конца» (Лк.1:33).
Поэтому, если со всей истиной доказано, что с отвержением иконы Христовой отвергается Сам Христос, то очевидно, что с осуждением поклонения ей осуждается поклонение Самому Христу. Поэтому во вселенной со времени апостольской проповеди, как свидетельствуют и зрение, видя исторические факты, и слух, слыша повествования, и в Божественных храмах, и на Священных сосудах всегда была и почиталась святая икона Христа, Богородицы, Ангелов, – ибо и они, по повелению Божьему, изображаются в телесном виде, хотя и бестелесны, – и живших в разные времена святых.
Отпав недавно от четырех патриархов, наша Церковь напрасно поступала беззаконно. Но «теперь время благоприятное», христолюбивейший владыка, «теперь – день спасения» (2Кор.6:2), время примириться нам со Христом при посредстве и по благоволению твоей мирной державы, соединиться с верховной из Церквей Божиих – Римской, а через нее – с прочими тремя патриархами, чтобы единодушно, одними устами прославлять Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, с Сыном и Святым Духом, величая и ваше благочестивейшее и превожделенное царствование.
* * *
Написано в 821 году, когда еще не было известно, что император Михаил примет сторону иконоборцев.