Источник

XIII. Для биографии царского иконописца Симона Федоровича Ушакова

Житие Илариона, митрополита Суздальского († 1707 г.), составленное по устным рассказам и келейным запискам388 в первой четверти ХVIII в., в высокой степени интересно и важно для истории русского быта и нравов конца XVII столетия.

Приезжая в Москву, Иларион обыкновенно останавливался в доме у царского живописца Симона Федоровича Ушакова, который был ему в родстве. У него же останавливались и старцы, которых посылал в Москву Иларион из своей Флорищевой пустыни. Однажды трое старцев, гостившие у живописца Ушакова, поздно вечером отправляли заповеданное им монастырское правило, воссылая к Богу свои прилежные молитвы со слезами, и вдруг от богодуховных уст их начало исходить огненное пламя до самых небес, между тем как в храмине не было зажжено ни одной свечи. И увидели тот огонь, до небес восходящий, сторожа, стоящие у Спасских ворот города Кремля, очень смутились и пристально стали смотреть в ту сторону, полагая, что это пожар. Потом пришли в удивление от необычайного пламени, и между собою говорили: если бы что загорелось, то теперь было бы больше полымя и появился бы сильный дым; а этот пламень без дыма, и каков был сначала, таков и теперь. И посоветовавшись, пошли они на тот пламень, чтоб разведать истину, и дошли до дома, где пребывали в молитве ученики Илариона. Симон Ушаков ввел их в храмину, к молящимся старцам, но там не было никакого огня, ни света; а когда стражи от них вышли, огонь опять начал от той храмины восходить до небес. И познали тогда и пришедшие, и хозяин дома, что пламень тот не иное что, как молитвы, которые восходят к Богу от уст тех благочестивых старцев.

Известно, что митрополит Иларион прилагал большое старание о церковном благолепии и покровительствовал успехам церковного пения, зодчества и живописи. В последнем деле много способствовал ему его даровитый родственник, умевший соединить с благочестивыми преданиями старины все прекрасное, что только доходило в его мастерскую с Запада.

Каменная церковь во Флорищевой пустыни была украшена несколькими иконами, писанными самим Ушаковым. Согласно благочестивому настроению духа той эпохи, так повествуется об этом в житии Илариона.

Однажды ночью явилась Илариону в видении сама Пречистая Богородица, будто бы, в некоторой прекрасной палате. И видит он Небесную Царицу на одре, прекрасном и златовидном почивающую, и пречудным, златовидным же одеялом покрытую. По обеим сторонам стоят по светильнику, а перед нею лик апостолов. И сказала Богоматерь Илариону: «Чего недостает у тебя в обители, проси у меня, и я тебе дарую». – «Довольно у меня всего, Госпожа моя, Твоим милосердием» – отвечал преподобный, и вдруг пробудился от сна, и тотчас же рассудил, что образу Успения благословляет сама Богородица быть местным в новопостроенной каменной церкви, и именно тому образу, который написал живописец Симон Ушаков со своими учениками еще в деревянную церковь, и от которого с верою приходящие исцеление приемлют. Кроме этого образа Ушаков написал во Флорищеву пустыню и другие, а именно: образ Иисуса Христа, местный на правой стороне у самых царских врат, образ Богородицы Кипрской, налево у царских же врат, и образ Владимирской Богоматери, местный же, на правой стороне.

* * *

388

Так, по рукописи, принадлежащей автору, в этом житии постоянно встречаются ссылки на книгу Иеромонаха Мефодия, иногда на устныя повести, напр., схимонаха Марка.


Источник: Сочинения по археологии и истории искусства / Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-. / Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - [4], 455, [2] c. : ил.

Комментарии для сайта Cackle