Источник

Сказание о создании церкви Св. Софии

Предисловие

Развитие поэтического элемента в легендах состояло в тесной связи с элементом художественным вообще. Даже самая проза в книгах чисто церковного содержания, у народов христианских, с точки зрения развития литературных идей, должна быть изучаема в связи с историей христианского искусства и преимущественно хромового зодчества, и иконописи. Так по мере сооружения древнейших христианских храмов по священному обычаю на мощах мучеников, полагаемых в основу храма под алтарем, приводились в известность самые жития тех мучеников и составлялись о них книги под именем мартирологиев. Сооружение и украшение каждого древнейшего храма окружено таинственным обаянием чудесного и сверхъестественного. Сооружение древних храмов во имя Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде говорит о том художественно-религиозном влиянии, как Византия своим знаменитым Софийским храмом оказала на новообращенную Русь в XI веке. Даже к X в. легенда относит это влияние на чувство и воображение Владимировых послов, которые, исследуя на месте различные вероисповедания, так рассказывали, возвратившись домой, о цареградском Софийском храме: «придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида, ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати; токмо то вемы, яко оведе Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя; всяк бо человек, аще укусит сладка, последи горести не приимает, тако и мы не имамы сде быти»153.

В этой легенде во всей наивности высказывается непритворный восторг, возбужденный в верующих сердцах великолепием цареградского храма. Чувство эстетическое так тесно связано тут с религиозным умилением, как это может быть в самую раннюю эпоху христианского просвещения. Не одно подражание, но и внутренняя художественно-религиозная потребность была причиною сооружения на Руси храмов во имя Софии Премудрости. Если отвлеченная высокая идея о Божественной Премудрости, которой посвящен византийский храм не вполне ясна была простодушной Руси XIвека, по крайней мере безотчетное эстетическое и религиозное чувство удовлетворялось подобием или подражанием тому высшему храмовому идеалу, который по легенде впервые возбудил, в некрещенной еще Руси, высокую мысль о пребывании самого Бога с людьми во время молитвы.

Как бы то ни было, но надобно полагать, что сказания и сооружении цареградской Софии уже в раннее время были внесены в нашу литературу в переводах с греческого, и в подробном, и в кратких извлечениях в хронографах.

Самое интересное для наших благочестивых предков в этом сказании154 было повествование о чудесах, при которых храм был созидаем. Особенное внимание заслуживали три чуда, внесенные и в хронограф: 1) о золоте, 2) о трех оконцах, 3) о именовании церкви от ангела Божия. Из них второе интересно для истории архитектуры алтарных окон, а третье свидетельствует нам о том, что в Византии был обычай употреблять в клятвах священное имя Софии, Премудрости Божией.

Для истории художественных преданий древней Руси особенно важно в сказании о цареградской Софии свидетельство, что в этом храме было 365 приделов, т. е. по приделу на каждый день в году и каждый придел во имя того святого, которого память празднуется в тот день. Таким образом, приделы Св. Софии все вместе взятые, составляли как бы архитектурный и живописный месяцеслов и вполне соответствовали любимому чтению, которое древнерусские христиане находили в прологах, расположенных по месяцам и по дням, и содержащих в себе жития святых, поучения и назидательные повести.

Таким образом, Св. София, как Слово Божие, т. е. как священное и церковное писание, обнимала в своих стенах всю церковную святыню и все христианские предания, приведенные в систему месяцеслова. Впоследствии, когда у нас в конце XVI и в началеXVII века, стали появляться иконописные руководства под именем подлинников, свидетельство о 365 приделах цареградской Софии было положено в основу подлинника, расположенного тоже по месяцеслову.

От сказания о Св. Софии перейдем к самому храму.

* * *

Церковь Св. Софии в Константинополе, в течении тысячелетия составлявшая гордость восточных христиан, есть величайшее из произведений византийского искусства. Первое основание ее приписывают императору Константину Великому: говорят, что в двадцатом году своего правления в 326 г. до Р. Х.) он в новоизбранной столице своей Империи основал базилику и посвятил ее Божественной Премудрости – τῇ άγίᾳ σοφίᾳ. Вследствие неизвестных причин (по одним – землетрясения, по другим, вследствие малой величины церкви, не соответствовавшей более возраставшему народонаселению Византии), сын Константина Великого, император Констанций, увеличил и частью снова выстроил ее и в 360 году с большой торжественностью освятил свою великолепную постройку. Но и в этом новом виде церковь Св. Софии вскоре подверглась новы бедствиям: в 404 году, в восстании, происшедшем по случаю ссылки патриарха Св. Иоанна Златоуста при императоре Аркадии, восточная часть церкви сильно потерпела от пожара, произведенного арианами. Во времена малолетства император Феодосия Младшего, она, по-видимому, снова горела, потому что в 415 году Феодосий реставрировал ее. В этом виде существовала она до губительного пожара, происшедшего в январе 532 года, во время борьбы партий цирка, в которой погибли тридцать пять тысяч человек, сгорело полгорода и вместе с ним и Константином основанный храм Св. Софии.

Это древнейшее здание, судя по известиям писателей, была базилика, имевшая продолговатый план, крытая деревянной крышей, что и объясняет частые пожары, постигавшие это здание. Поэтому, когда тотчас после последнего бедствия, император Юстиниан вознамерился в наискорейший срок на месте древней базилики создать новый «великолепнейший из всехпамятников, построенных со времен сотворения мира», он предложил архитекторам, чтобы новое здание, наивозможнейшим образом было обезопасено от огня. Консеквентно проведенная им система куполов предохранила их произведение до нынешнего дня от пожаров, столь еще частых и гибельных и ныне в Константинополе.

Юстиниан был человек, умевший не только задумать великое предприятие, но и найти средства для его осуществления. Еще до построения новой церкви Св. Софии, он призвал к себе на службу величайшего из современных архитекторов Антемия, уроженца города Траллес (в малой Азии); ему то поручил он сочинить план новой церкви и спустя 40 дней после пожара, 23 февраля, был заложен первый камень этого здания.

Что Антемий был не только гениальный, но и сведущий в математических науках, человек, это доказывает необыкновенная смелость его постройки. Ему приписывали различные изобретения, и византийские историки рассказывают разные анекдоты, доказывающие его глубокие, по тогдашнему времени, познания в механике и физике. Не менее славен был его сотрудник Исидор из Милета. Замечательно, что оба строителя Св. Софии были уроженцы Малой Азии, страны, издревле славившейся своими колоссальными постройками. Сам император принимал наидеятельнейшее участие в сооружении храма. Начальники провинций византийской империи получили повеление везде тщательно отыскивать драгоценные мраморы, колонны и различного рода скульптуру, которая могла бы быть пригодна для нового здания. Тогда были обобраны древние языческие храмы Малой Азии и Греции, и со всех сторон стекались материалы, украшавшие некогда античные портики и термы. Одна римская знатная дама, Марция, послала на плотах Юстиниану восемь колонн, украшавших храм Солнца в Баальбеке, построенный Аврелианом. Константин, претор города Эфеса, в Малой Азии, послал к нему восемь других колонн из зеленого мрамора, с черными пятнами, которые, вероятно, были взяты от знаменитого храма Дианы Эфесской. Доходы обширного государства, какими Юстиниан мог произвольно располагать, были обращены на построение Св. Софии: сверх того, наложены были новые подати для покрытия огромных издержек на построение. Юстиниан, для этой постройки, приказал расплавить даже свинцовые трубы городских фонтанов и заменить их глиняными. Со всех сторон стекались рабочие; впрочем, число их позднейшие византийские писатели сильно преувеличивают: они говорят, что под начальством каждого архитектора находилось сто мастеров каменщиков, и каждый из последних начальствовал над сотней рабочих. Таким образом, работали на правой стороне церкви пять тысяч человек и столько же на левой.

Но и лично принимал Юстиниан самое деятельное участие в построении Св. Софии. Чтобы придать рабочим энергию и похвалой или порицаниями споспешествовать успешному ходу работ, он почти ежедневно посещал постройку: так как церковь Св. Софии находилась недалеко от императорского дворца, то Юстиниан приказал соединить его со строящейся церковью посредством галереи, позволявшей ему во всякое, хотя бы ненастное время, появляться невидимо от народа на постройке и наблюдать за производством работ. Взирая на построение церкви Св. Софии, как на дело, предпринятое бренным человеком для прославления Всемогущего, он, исполненный смирения, являлся на постройках в худой и простой льняной тунике с покрытой головой и с посохом в руках. Лично награждал он самых ревностных. Позднейшие легенды приписывают ему даже часть славы в сооружении этой церкви: рассказывали, будто ангел, низлетавший с неба, открыл ему многие из архитектурных форм, употребленных при построении храма, будто во время сна нисходило на него решение проблемы, тщетно искомых строителями.

Юстиниан лично, с большой торжественностью, положил первый камень, и патриарх Константинопольский воссылал к небу молитвы, дабы Господь излил свое благословение на этот огромный труд. Здание заложено было необыкновенно прочно. Стены его были возведены из кирпича, а массивные столбы, на которых должен был покоиться гигантский купол, из огромных известковых блоков. Когда следовало приступить к построению купола, Юстиниан послал на Родос троих из преданных ему лиц – Троила, Василия и Колоквинта для наблюдения над изготовлением кирпичей, назначенных для купола.

Внутреннее изукрашение церкви Св. Софии отличалось необыкновенным великолепием: стены ее были покрыты драгоценными мраморами, живописью и мозаикой на золотом поле; капители и карнизы вызолочены; купол горел в золоте. Священные сосуды, канделябры, числом более шести тысяч, и кресты были большей частью все из массивного золота; двадцать четыре большие Евангелия блистали драгоценными украшениями; не меньшим же богатством материала отличались трапеза, амвон, весьма обширный и седалища для духовенства. Благодаря неутомимой энергии Юстиниана, по истечении 5 лет, 11 месяцев и 10 дней со времени большого пожара великолепное здание, со всем внутренним своим убранством, было приведено к окончанию. Торжественное освящение Св. Софии последовало 26 декабря 537 года: император на колеснице, запряженной четырьмя конями, отправился сперва на ипподром, где были убиты 1000 быков, 10000 овец, 600 оленей, 1000 свиней, 10000 кур 10000 цыплят; и все это вместе с 30000 мер хлеба было роздано народу. Потом, в сопровождении патриарха, Юстиниан направил стопы свои к храму Св. Софии. Когда двери отверзлись, он взошел на амвон и, исполненный удивления к собственному произведению, воскликнул: Слава Всемогущему, который счел меня достойным совершить это великое дело! Я победил тебя, Соломон!155 (νενίκηκα σε, Ζαλομῶν). Церковь была освящена и после церемонии освящения один из военачальников рассыпал на полу три центнера золота, которые подобраны были народом. Молитвы, общественные торжества и раздача денег продолжились две недели.

Но Юстиниан, желавший предупредить возможность разрушения церкви Св. Софии посредством огня, введением новой архитектурной формы в новых размерах, не предчувствовал, что другое бедствие, столь частое в южной Европе, еще при его жизни будет весьма гибельным для великолепного его создания. Двадцать два года после освящения церкви, вследствие сильного и продолжительного землетрясения, восточная часть купола рушилась и в падении своем раздробила трапезу с балдахином и амвон. Юстиниан тотчас приступил к реставрации церкви: некоторые части здания были укреплены, купол поднят на 25 ф. выше, возобновлено внутреннее великолепие храма и пять лет спустя после этого несчастного события, Св. София была снова освящена 24 декабря 563 года.

С тех пор, несмотря на частые землетрясения и другие бедствия, постигавшие Константинополь, церковь Св. Софии мало изменяла свой вид, данный ей в последний раз императором Юстинианом, хотя она и подвергалась разным реставрациям в IX, X и XIV столетиях. Большей части своего внутреннего великолепного убранства лишилась она в 1204 году, вследствие грабежа при взятии Константинополя латинскими крестоносцами. Но величайшее бедствие постигло церковь Св. Софии в 1453 году: 29 мая турки окончательно овладели столицей византийской империи. Магомет II (так рассказывает историк Оттоманской империи Гаммер) в полдень получив известие, что весь город находится во власти победителей, в сопровождении визирей и гвардии въехал в Константинополь и направился прямо к церкви Св. Софии. Он сошел с лошади и пешком вступил в церковь. С удивлением взирал он на ее великолепные колонны и чем выше к куполу подымались его взоры, тем более росло его удивление. Потом он повелел одному из муеззинов призвать правоверных к молитве и сам совершил ее близ святой трапезы. Этим поступком церковь Св. Софии была осквернена для христиан и освящена для последователей Магомета и с той поры раздается в ней монотонный призыв муеззина: Аллах инш Аллах!

Это трагическое событие было историками впоследствии украшеноразными прибавлениями. Они рассказывали, что Магомет в церковь Св. Софии въехал верхом на коне и даже с лошадью вскочил на трапезу. Гораздо трогательнее следующая легенда: когда Магомет въехал в Св. Софию, то искавшие здесь убежище христиане молились и священник, окруженный дьяконами и другими священнослужителями, служил обедню. Толпа, пораженная ужасом, с шумом разбежалась во все стороны: священник покинул алтарь и бежал из церкви в дверь, находившуюся в одной из галерей. Но едва вышел служитель Божий, как дверь вдруг скрылась под каменной стеной. Когда христиане снова овладеют Константинополем, говорит легенда, то эта дверь сама собой отворится, и священник выйдет из нее и окончит литургию.

Впрочем, турки сделали мало изменений в церкви Св. Софии и эти изменения касаются преимущественно ее внешности, которые пристройкой минаретов, уничтожением или переделкой разных побочных зданий и прибавлением неуклюжих и безобразно-массивных контрфорсов, получила совершенно иной вид, который не находится ни в каком отношении с красотой внутренности этого здания. Во внутренности были совершенно удалены бема, солея и амвон со всеми их богатыми украшениями; мозаики забелены и на месте их написаны изречения из Корана. Магометанский культ потребовал только устройства ниши, именуемой мираб, в которой сохраняется Коран, минбара (кафедры), макриля (невысокой террасы) и особой ложи для султана. В обширных пространствах Св. Софии не трудно было найти место для этих потребностей мусульманской мечети. Само собой разумеется, что церковь Св. Софии лишилась всех своих сокровищ и украшений: огромные ковры покрывают ее прекрасный мраморный пол и даже кусочки отпадающих мозаик продаются мусульманами любопытным европейским путешественникам.

Неудивительно, если этот храм, столь важный для византийской истории (потому что в нем происходили главнейшие акты государственной жизни византийской империи, как например, коронование, бракосочетание и другие торжества императоров), со времени основания своего обратил на себя внимание различных писателей, из которых многие передали нам весьма любопытные подробности об истории его построения, а другие описали его в малейших подробностях. Между византийскими писателями преимущественно трое, как современники построения Св. Софии при Юстиниане, заслуживают доверия: это – Прокопий, Павел Силентиарий и Агатиас (Agathias). Прокопий, посвятивший постройкам Юстиниана целое сочинение, в котором по обычной лести того времени он приписывает этому императору множество зданий, построенных только в его время, а не им самим, в описании Св. Софии краток и кроме того тяжел и напыщен. Вероятно, это древнейшее ее описание, изданное до 558 года, было уже известно второму описателю этого храма, Павлу Силентиарию, одному из важнейших сановников при дворе, знаменитому и родом, и богатством своим, который в то же время был один из ученейших и образованнейших людей, занимался древней греческой литературой и сам в стихах подражал древним писателям. Он оставил нам стихотворное описание Св. Софии и амвона, в ней находившегося, читанное им в присутствии самого Юстиниана и его двора в императорском дворце. Цель этого стихотворения есть прославление как самого здания, так и его строителя и вместе реставратора. В этой поэме есть много интересных подробностей, преимущественно о внутреннем изукрашении церкви, теперь уже не существующем.

Историк Агатиас сообщает только некоторые сведения о реставрации купола, произведенной Юстинианом и об удивительных познаниях архитектора Антемия. Позднейшие византийские писатели, и именно аноним, изданный Бандури, сообщает о событиях, происшедших до их времени, столько важных сведений, что фантастическим рассказам их в тех случаях, где они разнствуют с рассказами вышеназванных писателей, никак не следует доверять.

Весьма любопытное описание св. Софии в последние времена Византийской империи находится в дневнике путешествия исландца Рюи Гонзалеса де Клавихо, посланного Генрихом III, королем Кастилии и Леона с посольством к Тамерлану. Клавихо был в Константинополе в 1403 году. О состоянии церкви Св. Софии во времена турецкого владычества говорят два путешественника – Гиллиус и Грело, видевшие ее в XVII веке. Одно из важнейших вспомогательных пособий для изучения истории этой церкви есть отдел, посвященный ей в описании Константинополя, изданном в 1680 г. необыкновенно ученым и трудолюбивым французским писателем Дюканжем. Этот ученый, обладавший огромной начитанностью в византийской литературе, которую в настоящее время едва ли где бы то ни было встретишь в ученом мире, собрал в третьей книге Описания Константинополя из византийских писателей все места, относящиеся к этому храму и подверг их критической оценке.

В новейшее время церковь Св. Софии много пострадала от небрежного надсмотра лиц, которым был поручен этот храм. Софты до того мало заботились о сохранности драгоценнейшего памятника византийского искусства, что даже неопытные предвидели быстрое его разрушение, если не будут предприняты сильные меры для энергической реставрации. Вследствие повеления султана Абдул-Медшида эта реставрация поручена была в 1847 году итальянскому архитектору Фосатти, который исполнил возложенное на него поручение с большим знанием дела. Вместе с тем реставрация церкви Св. Софии представляла весьма удобный случай для всестороннего изучения этого памятника и этим то случаем решился воспользоваться нынешний прусский король, просвещенный любитель древнехристианского искусства. По его повелению это исследование было поручено архитектору В. Зальценбергу: помосты, наполнявшие и окружавшие все здание, дозволяли ему исследовать его во всех частях наиточнейшим образом и так как в это же самое время перестраивались в Константинополе две другие византийские церкви, превращенные в мечети, то Зальценберг воспользовался эти счастливым обстоятельством для изучения и других ныне уже существующих остатков древнехристианской архитектуры в бывшей столице Восточной империи. Результат его исследования появился в свете в великолепном издании, вышедшем под заглавием: Altchristische Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Von W. Salzenherg. Berlin. 1854 in. fol. Впервые в тексте этого издания, кроме исторических сведений, мы встречаем сделанное отличным и ученым специалистом подробное описание Св. Софии и художественную характеристику этого здания. Весьма любопытное приложение к тексту составляет перевод на немецкий язык стихотворного произведения Павла Силентиария, которое дает нам полное понятие о богатом внутреннем изукрашении этого храма. В великолепном атласе этого издания, состоящем из 39 рисунков, превосходно или гравированных, или литохромированных, рисунки 6–32посвящены церкви Св. Софии: все архитектурные чертежи сделаны по точным измерениям и изображают это здание как в плане, так во всех разрезах и деталях. Впервые получаем мы в них самое полное и достоверное представление об архитектурной композиции этого здания и отчасти и о системе его изукрашения. В особенности драгоценны весьма точные снимки с мозаичных картин, ныне, после реставрации их, вследствие мусульманских законов, снова скрытых от любопытных взоров христиан. Впрочем, должно заметить, что многие из важнейших картин, во время прибытия Зальценберга в Константинополь, были реставраторами уже снова забелены, так что ему не удалось их издать в своем сочинении. Тем не менее нам положительно известно, что все мозаики Св. Софии во времена реставрации, произведенной г. Фосатти, были фотографированы и срисованы другими художниками и ныне гравируются в Дармштадте, так что можно надеяться на скорое издание этих важнейших материалов для истории византийской живописи.

Сам реставратор церкви Св. Софии архитектор Фосатти издал в 1852 г. прекрасный альбом под заглавием: Aya Sophia Constantinople, as recently restored by order of H. M. The Sultan Abdul Medjid. From the original drawings by Chevalier Gaspard Fossati, lithographed by Lovis Haghe. London. Это есть собрание живописных видов внешности и внутренности Св. Софии, дающее весьма живую идею о живописном впечатлении, производимом этим храмом и в этом отношении оно составляет приятное дополнение к серьезному труду Зальценберга. Самобытного же научного достоинства оно не имеет.

Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверныѝ царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34

* * *

Есть создание в Константине граде, святой Божия великой церкви, зовимая св. София, правее воздвиже ю великий царь Константин похлоупом подобно1 святого Агафоника2, и скончав постави и иные многие церкви, до лета Феодосия велика. Был второй собор в Константине граде, в лето 5883, взоустивше бо ареане попалиша покров св. Софии Нектариж патриарх седяще во св. Иринии втусей3, юже сезда Константин царь миноустаж два лета стояще непокровенна; Царь же Феодосий повеле роумиану магистру да покроет мрамором; по 32 метех Феодосия царя, и по Константине цари за 200 лет, и по избиении на подрумии. 16084. Моуж. И вдохну в ум благочестивому царю Иустиану создати церковь святую, таковая же не бы соделана от Адама; Царь же Иустиан написал стратигом своим, начальником и судьям, на всех странах, дань собирати по уроком от всякой страны, восточные, и западные, и полудневные, и полуночные. Собравши дани послаша к цекрви от всех острок, и, вы дани богатство велие яко бы злата, 600 кентарии, сребра, 2000 кентарей. А едина5 имать 120 литр. Повеле царь испытати всюду, да како отвращоут церковные стопы, и подстолпия настолпияже6. и преграды дверные, и аспида и мраморы и прочая7 достоит церкви и вся повеленая от царя обретоша, от ветхих идольских церквей, и от ветхих бань т домов, и се некая жена имене мирские8. да дары и столп в зеленых досточудных, от рима созданных от аверкиана царя и писца Иустиана и лоутаж, и ноутаря, привезоша столпы у церкви иных же столпов чудных привезе зеленых от ефеса, Константин стратиг и сделаны вся равны9 и в меру прочая столпы овы от кизика овы от троады, и иных от остров окружных цари и князи прислаша тако и проча оугодия же подобна церкви, и прочие вещи вся си с браша в 7 лет. В 12 лет Иустинова царства предначертанную церковь от великого царя Константина зданную от основы разори и вещи10 ее присно положи, и и11 потребы имеяше, а зане многу и вешисленому вещь устроити ему, изряднее начать же искоуповати домы близ тоу соущая; Купление первое. Первое убо вдовица некая именем Анна, дом ее исценен был на 280 литр злата, и посылаше к ней царь вельможи своя, моля о дому ее, и ничто же успеваху, но и сам царь шед моли ю о цене дому ее, она же глаголя ко царю не хошоу цены прияти на домо своем, но и же хощеши здати церковь Божию до погребена буду близ дому моего, да имам и аз мзду в день судный и обещал царь ей погрести ю тоу и по совершении церкви поминати ю, есть же место дому ее сосудохранительница вся.

Купление второе. Некто астерии каженик, и тут же беаше дом его, и скорбяшоу астерию зело, не хотяше продати дому своего, царь беаше превдне не хотяше пробидети никого, и скорбяше царь печаля о дому, что створити, стратигже магистр царева имениа хранитель. Обещаясь церкви устроити се некоею кознью. Астерии же любим сын подрумию конному уристанию от сердца, магистр же затвори и, астериа в темнице. Бысть же день уристаниа конного. Нач астерии каженник звати в темницы гля, извете мя да кижоу уристание конное, и сотворю волю церковную и ищведоша астериа из темницы на место седалищу, идеже покланяхуся церкви и ту сотвори продание дому своему, на 80 литр злата, есть же место дому его алтарь весь и место амвонное до среды церкви, и в алтаре кладястый еже есть ерда. И написавшу ту, к естеру12, и всем соунклитом прежде искоушения конь, устав же в ветхий внегда исхожаще царь на седалище, абие течахоу сноузний коний, имиже тогда празноваху на проповедедание кажника и до сих дний, тихо исходят сноузнии колесницы конь.

Купление третие. Десная же страна женская до столпа святого Василия бых же некто Зенеднет, хитр человек, и хотят продать дом свой, просил у царя13 токмо цены на дому своем, но да14 бывающем коннем уристанием почтен будет т покланяем будет от четырех сноусных ездок15. Церкви же повелевшу на смех быти сему, и в день настоящего уристаниа конного сидети ему среде прегралы и поклонится задоу его на смех прежде восхождения им16 на колесницы, се бых до царя благочестивого багрянородного се бо в то место покланятись ту створи, честные иконы Владыки Христа Бога нашего, и рождшую его Честную Богоматере, и святого пророка и Предтечу Ивана, облачашеся доле, тако покояем бывал ко образ кажника, в ризу велоу истканну очербленоу, иже князь преисподних нарицаше и написаша дом его.

Купление четвертое. Левая же страна отбыше до столпа святого Василия беаше дом Харитона кажника, техоименита, гусей продающе, и же продаше дом свой с благодарением на 30 литр злата, и написаша дом его.

Купление пятое. Долняя же часть церкви четыре притвора и баян, окрест их, ту бияша дом Дамианов17 патрикиа селевкийского и продан был дом на девяносто литр злата, и приим цну его с многою радостью да церкви алтаря же и дольняя страны18 основу ту, около основания19 великого ветха от комар же и до гнес него притвора, и написаша дом его. Прежде основания церковного иноу церковь малоу сотвори прекрасну кроуглоу златом покровенноу воимя святого Иоанна Крестителя, нарицаше20 крещение юже постави близ внешнеяго21 часовника нарицаемое крещение яко пребывати ему22 с бояры своими многожды и оведати ту церкви. И обложении св. Софии. Царь же Иустиан размерив место и обрете во основе вечный камень, от алтаря да же и до дольные страны. О созданиие; Начеиже царь здание церковное23 основы творити, и призва Евтихия патриарха с севером своим, и вси быша в ризах, и сотвори патриарх молитву на основание церкви, по осокнчании же молитвы царь Иустиан, прия дела своими руками и конец24 скуделью, и известь возре на на (sic) ибо благодаря Бога глаголя, призри Господи на храм сей, и сотвори в нем обителище себе и услыши в нем молитву раб своих, и вложи во основание правее всех, а народ25 стояху окрест и по церкви начаша вси делатели делах тошда и восход сезда от полаты до св. Софии, яко преходити ему часто и невидиму быти ни о кого же бяше же хитрых мастеров. 100 имеющих наимитов, 100 яко бысть всех. 1000 бяще же первый зижитех Михайло26. Вторый Игнатий, и бых носящих камень. 1000 начашаж делати восточную сторону. 5000 моу же за немногим тщанием дело творяху. Ангел же Господен во сне показа церкви какова будет церковь, в котлах же варяху ячмень с водою и метаху полуношную страну. 5000 моу же известь и скуден в воды мето, не известь та клеевата, и от древа глема вербие, усекаху вметающе в котлы и варяху с ячменем и творяхут корыта, на четыре угла имуща по 8 локоть в ширину, а в долготу, 8 локоть. Бых основание стены28 8 локоть в толстоу, а в долготу стены 100 сажень, опроче алтаря и притворов29, а с четырьмя притворы, 101 премирение, а широта також и бых видети тогда аки железо држаща и воздеша30 стены на основанием 2 локти, издано31 бых злата 355 нектарей. Сеж ведаше здание и писаше магистр церкви имена хранитель сревреникыж приношаху от полаты., и полагаху в кошници32. И же кто вознесяше33 камень на стену, и от единого камени приимаху по сребренику. Царь же не веляше ни единого их приобидети, и се також бываше един же от носящих похоуди царя, и воздохнув и негодовав, и абие пад на земли и сокрушися и умре, стенам же превовышающимся и великим столпом римским ставшим зеленым, и мраморным и всем столпом во церкви: уже под верх и под комары34, столп 8 кроме зада, а дверей бых по всей церкви 365 имениты церквей. Царь же подвизався от сердца к Богу, в полдень бо не спаше но много тщание и прилежание имеяше о святой церкви. Яко приходити ему многожды и видети секущая камень и древодные и вся делающие строителем. И бых их 300 и сих зря царь многотщанием35. вся имети повелеваше, тем убо и опрочь мзды дааше36 им: в коюждо воплю единой, или дваж по златнику, или убрус темен имеяше на главе своей, и в руце своей имеяше жезл, воздвиже комары восточные и западные и северные и южные, и сия покры яко повальные37 комарами, возвожу стену38 , 15 лет суща стрещи зижительные сосуды, идеже зижадще на десней стране.

Чудо первое о явлении Господня Ангела. Седящу же отроку на стене, явись ему отрок кажник во светлой одежде одеян, красен взором, яко от церкви полаты поущен. И глаголет кажник. Исаи сну Игнатьевц, что рад не скончают дела Божия зиждущей, но оставляше дело отидоша обедать ко царю и глас ему отрок яко Господие мой скоро приидут, и глас кажник, ни но шед рци им, тщу бр ко исполнению дела отроку же глаголющу против яко не имам оставити сосуд, да не погибнет что от них, и рече ему кажник, иди скоро и рци им, да приидут скорее, и аз тако кленутися тако мы св. София, еже есть слово Божие, ине зижемыя церкви и не отиду отсюжу, дóндеже возвратишись семо, зде бо повелено ми есь пребывати и хранити от славы Божия. Сияже слышав отрок, иде ко отцу своему, и к прочим делателем39, оставив тоу ангела Господня храняща здания, и поведа отцу своему, и всем прочим, и вста отец и веде и ко царю Иустиану. И слышав се царь от отрока и созва вся книжницы40, и отроки свои, и показа ему вся по единому гласу, егда есть ли се или нет. И рече отрок, ни единже есть от сих кажников подобен есть оному кажнику, яко бы в белых ризах, и от обличения его яко огню исходити, и разоуме царь яко ангел Божий бе, и прослави Бога, и радоваше радостью неизреченною яко благоизволи Бог на дело его, и паче яко уведа церковное наречение, еж есть св. Софии слово Божие понеж бо не имел правее наречения церкви, и труду ему и печаль о церковным наречении. Царь бе41 Иустиан в себе помыслы42, яко к тому не врзвратити отрока на здание, яко да хранити церковь ангел Господен и до скончания всего мира по клятве его еже сотвори.

Чудо второе о недоставшем злате. Бысть же на десней стране, идех ине честная икона Великого Бога и Спасас нашего Иисуса Христа, утвердись постигшим зиждущим, на горней части стены и поставлешим им верхней столпы, и начнешим здати комары и покрывшим около, и был царь прискорбен за оскудением злата. Зане43 имети с врешения зданию, бысть в субботний день, стояшу царю горе на зданной стене44, и хотящим воздвигнути верх в 4 часа дня явись царю моему кажник в белых ризах, и глаголет ему что скорбиши владыко, и глаголет ему царь, яко неимения свершения зданию45. и рече кажник заутра скоро повели прийти ко мне вельможам своим, и дати злата елико хощеши, заутра пришед кажник рече царю.ю до кому46 повелиши восприяти злато. Царь послал к ним магистра, и Василий да строителя47, и Феодосия патрикиа, тезоименитна тыковника, и с ними прочих слуг и с 20, моски и Исаиа48 поим кажник. Отиде от златых врат и пришедшим им на место Триулие, явишася полаты новы зданные, и внидлша с кажником в полаты, кажник же отверзе им полату едину. и бысть полна злата и едва отверзоша двери и насыпаша кииждо по овлогом49, и приимше злато к привезоша ко царю кажник же остася в полатах, приим же царь здато испыта и, и бы злата 11150. И удивися и рече им на коем месте быть они же возвестиша ему бывшее и шед царь с привезшими злато, на лесто Трииулие и не обретоша ни единоа полатыни храмины, и разуме царь яко ангел Божий бе, и се дар его и прослави Бога.

Чудо третье о трех оконцах. Егда же хотяше сврешити св. алтарь, и помышляше царь, о просвещении оконец, овогда убо во едину комароу просвещению быти веляши. яко же и в прочих частяъ церкви, и да невозможна сотворить, обогда же двема повелеваше быти в един же от дней бысть в день субботний, в 5 час дний. Ангел Господень явися первое зиждетилю, в образи царя и глаголя ему, сотвори оконца три пресветлая, в имя Отца и Сына и Святого Духа, купно со словом, и сии главе отиде к полате, правый зижитель не мог беседовать к нему зане скоро отиде от него. Шед же в полату ко царю и рес, ты царю слова не имаши, овогда рече велиши оконце сотворити, овогда два ине же три велиши, во имя Отца и Сына и Святого Духа. и рееч царь и исходил есмь сего днии ис полаты, мастер же поведа царю являшееся ему видение яко виде Ангела во образи царя, и рече царь во истину, се Ангел Божий51 яко же ти заповеда, тако и сотвори делание же церковное сделано бысть. внутриудоу и внеудоу, и столпы и стены хелезными ключами стяжеми соут друг ко другу и соуть недвижими по всем странам52 мешают же известь с ячменем и скоуделью и з древяным маслием делаху. Послаже царь во острок цветный, Василида строителя своего и Феодора епарха и сделаша ту керемиды равный в меру и равный к долготу великий назнаеменны и, святого Бога посреде ее53 и неподвижется поможет ей б утро за утра, и чтоуших количеству посылаху же ко церкви ко увклисиа в долготу и в ширину, 3 локоть, и мерило же есть 12 керемидоу и сажень, и създаша теми керемидами и тою известью, 4 комары великиа, егда же начаша здати верх по 20 каремид здати54 творяху; Стали же о создании церковном в нем55 молитву творяху, и паки полагаху зижоушей другая, 12 ряду и паки бываше молитва и полагаху чистетили на все 12 рядах мощи святых тако же творяху и до скончания церкви, сотвориша юношескии предстояще, посем сотвориша предобрые, и дивные и простые мраморы, позлати же ссотавы мрамором и главы столпом и преклады марные56 двокровные и трикровные толща же позлащена в яко единого полупреста, покрыва же вся вторый и третий с первыми и сторонные и окрест 4 притворы57 вся позлати покровы мосты же покровные украси, различными многообразными мраморы, окружные украси белыми и великими многоценными мраморы. Святой же алтарь весь и столпы вся и преграды и дворы58 вся от сребра чиста соушиа в алтарь. 4 трапезы и 7 степеней чистительских купно стельскими и с многоценными престолами с 4=мя столпы термеческими, и теремцы иже на престолом и иные многие вещи сотвори от сребра чиста позлащена в толщу многу теремец и различным зижением украси верхоуже его постави облако все злато, имущу меру ис ксентарий и крих злат имущу меру 6 кентарий и верху его крест злат имуще меру 70 литр и украси и камением драгим.

О святой трапезе. Стою же трапезу пречистну сотвори и честнейшую от всего злата и сребра, и камени многоценного, помысли же таково помышление сотвори, совокупи всяку вещь земную, от злата же и сребра, и камения драгоценна, и бисера, медиже и проуда олова и железа, и от всех вещей земных и вложи в горнило разженно их смяте а59 и егда смесишась подобно обое, излиа трапезу во образ, егда же истыде60 ссече ю и постави ю недомысленноу и неподобну коего же зрак совершают61, немогут же бо ум человечь разумети или рассмотрити доброты ее, занеже обогда злата являшеся видящим ю, обогда ж сребряна или каменна, обогда же медная или железна62, ноги же на них же стоит святая трапеза, и степени их же есть около и сотвори же от злата честна и сребра яже дивитися доброты ее, всем видящим ю, и сотвори же двери, троа прежняя от сребра и от злата честна, и ины двери, овы убо медяные елктерь63, овы же сионовы64 позлащены же яко быти всему числу церковных дверей, 365 всеразличных. Помысли же царь все церковный испод65 сотворити сребрен, и утолен быс от Афинии, и от звездочтец, и от Срофея всесоветного66, известно тако бо ему67, яко в последние дни, приидет царства темные и возмут град сей. Царь же отступи от такового помыщления весяж68 на всяк день сребреники, и обретахут я, се износяще, и вся тщаху к возношению его. Церковь же создана быть 200000 моу же рекше тмою, яко же прежде реченно бысть бо 16 лет, и в месяцы О амвлне. Амвон же от камени сотвори ему же имя, сардоникый в надстолпий мест69. столпницы70 же вси златы и с аспиным каменем и с хрустали, и с сапфиром. тако же и верх амвонный сотвори злат с бисером и с светлыми имаргады, верху же его сотвори крест злат, имоущь 100 литр имеоуще71 бисеры великия, в надстолпиа место постави златы72. Устье же кладезя святого принесено бысть из самаоия ьлшл ради именутся так73. зане же Господь наш Иисус Христос с самаряныни беседова, и четыре трубы от Ерихона принесены быша, яже есть бо обрах труб, яже держаху тогда ангели, егда падоша стены Ерихону. Честный же крест, иже стоит ине в сосудохранительницы, е же есть мера возраста Господо нашего Иисуса Христа, яко же известно измерен быс от верных человек иже во Иерусалиме, и сего ради обложи сребром чистым и златом, и камением многоценным, то бо крест и до днешнего дня недоуги различных исцеляя м ьесу от человек прогоняет. Царь же Иустиниан во всяком столпе доле и горе честные мощи святых вложи, сотворих и сосусды. 2 празднику златый74, священными многоразличными образы, и паки от Евангелия священными руками, и горлицы75 комкалницы, блюдр вся злата, с камениями драгими и с жемчугом числом, 1000 индитиа76 злата с камением драгим, 300000 венец, 100 да будет в кииждо праздник различий, сотвориже платы комканные. 1000 вся златым жемчугом, и с камением многоценным. Евангелии 300 по двумя кентарима злата, и кадильницы 7 вся златы с камением, по единой кентарии и светильник 300 имуще, вся по 40 литр грезно, и паникадил амвоных и алтарных (sic) с двумя женскима, 6000 и с пртиворы же. Оустави же притяжение 365 от Египта же и от киндиа77, и от востока78, и запада и сиа себра потребу церкви таковыж праздник устави взимати масла деревяного, 1000 корчаг вина, 300 корчаг хлебов, 1000 постави клирик. 1000 едину от чистителей и до последний певец, 100, разделяющих на две недели, даст же клиросу окольные келия по чину их, и певцем храмины постоянные79. Сотвори же и кресты великие златы от всякого камения имущего цену. 20 кентарей и светили две велицы от стекла чистого, имуще златые ноги вся, кентарий единого и верху постави на них свещи две велице позлащенный с камением драгим, в цену единого кентарий, сотвориже и иных светил 50 превеликих, от сребра чиста, и иных же светил сотворил 200 в высоту мужеви единому достоин80 во алтарии. Амвон же токтоду81 всего злата, дóндеже82 взимаши от Египта 365 кентарий взимаше. Великий убо Константин от Савория царя перского, и от приходящих ту, но от всякие вещи церкви 2000 и 200 кентарии злата. Иустиан же царь един нача, един и сверши святую Софию. Чудо же обдержаше видящих таковую церковь, како же облещашеся84 светом, бысть во вся светла от злата же и сребра и жемчуга, от всякого прочего украшена подобно же не мало удивление бяше видящим мрамором различие аки море видомо бяше; аки реку приснотекущу 4 бо церковные, четыре рки нарече, исходящие из рая, и положи закон да кого же до85 по грехом своим, отлучаяся станет на них, сотвориже и во крестилище, около кладезя и притвор, львы каменные износящие воду от уст своих на умовение86 простых людей. На десней же стране сотвори море пяди единой возвышено яко восходити воде, лествицу же едину постави на восхождение чистетелем, прямо лицу приемлещему воду и сдела. 12 льва серн; орел и заяц, телец87, и вран 12 сотвори и вода им исхожаще из уст их, на омовение чистителем место же нарече львове, идеже воздвиже храмину позлащену да хотяще88 ему в церкви спати в ней, красоту же я преже рекохом, и превеличество доброты таковые церкви кто испове. Великий же царь Иустиан сотвори святую Софию, с всеми священыми сосуда ее месяца сем 26 день, исшед же ис полаты и прииде в двери августа и сед на четвероноусный колесницы, и закла волов. 1000 овец, 6000 оленей, 600, 1000089 пшеницы, (в) и 300 споудов, и да сия убогим в той день до третьего часа пришедшу же ему ко красным дверем с патриархом Евтихием и оторгнувся от патриархову руку и тече до амвона. И воздвижу руце на небо и рече слава сподобльшемуся мя таковое дело свершити. Одолех ти Соломоне яко не уготовал еси таковые красоты в дому Господни в Святая Святых, яко же аз устроих во входе же дасть людем злата. 3 кентарии стратигу магистру сия просыпавшу на землю. Заутра же сотвори отверзением больши правых, заклав жертвы до святых Богоявлений, до 15 дней пир творяше и роужаше их благодаря ба и таже скончах желание дела своего, и радовашем в сеье до скончания своего живота. Благоверных великий царь Иустнианин, поживе по создании святой Софии. 16 лет до преставления своего царь же великий благородный Иустиан, преда тропарь церкви, да поется ему же есть начаор, единочадный сын. Слово Божие при том Антиохии Божий град, нарицати начат попаитиа, рекше устроение прият начал праздновати, еже есть причтен ко Господьским праздником, и Божественный Златоуст глаголет в шестой день сотвори Бог дела свои вся, яко же есть писано, в седьмый же день почии. Тем же в последние дни Божие слово изволи, взыскати и спасти погибшая, в въплоше тем образом по числу дней, всего миротворения праздник предаст нам своего смотрения первый же есть день корень праздником, Христово воплощение по зачатии от Святой Девицы Марии, второе рожение просвещение. Третий о страсти освященны день четвертый, преславное воскресение, вне же во исподних быв Спас наш Воскресит с собою праведный и веровавших. Пяттый еже на небо вознесение яко в четверток недельного днии бых. Шестой90 чаемое всем мертвым воскресени, велии преимны день91. Тогда празднество истинно, с многою радостью и веселием, хотящим наследи их же ухо не слыша и око не виде, ни на сердце человеку не взыйде, юже уготова в любящим его о сих тако беседует честный Златоуст. По сих же при царствии, того Иустиана, изшед море о предел своих, за три поприща, в страны Фракийские, и веси многы и села погубив и человеки многые потопих, и паки возвратись и воста народ глемых зеленосиних немного92 неподобных восхищение и убийство и зажжение во граде сотворишим, начнет царя Ипатия на пороумии многим же стекшим людям, напольншюся подрумею людей, повеле Иустиан людем своим и воем обаже свыше инии же, ниже снизу седальницы, стреляюще93 избиша 1000 в них же Ипатия моу убии яко церковный венец на сч возложи.

Стих святой Софии премудрости Божия. Церковь Божия София, пречистая Дева Богородица. (т) Сиречь божественная душа, неизглаголанного девства чистота, смиренные мудрости истинна; сти. Имеет над главою Христа. (т). Слава бо94 мудрость95 Сын и слово Божие. Стих. Простерта же небеса превыспрь Господа (т). Преклони бо небеса, и сниде в Девоу чистоу. Елико бо их любят девство подобается Богородици. сиа бо роди Сын и Слово Божие, Господа Иисуса Христа любящей бо девство, ражат словеса детелная, рекше неразумные научают. Стих. Сию же возлюби Предтеча и Креститель Господа. (т). Оустав девства показав жестокое о Бозе житие. Стих. Имат же действо лице девиче огнено. (т) Огнь бо есть Божество, попаляя страсти тленные просвещая же душу чисту; стих. Имать же над ушима торици96, еже и ангелы имут (т). Житие бе чисто ангелы равно есть торици же суть покище святого Духа. Стих. На главе же ее венец царский. (т) Смиренна бо мудрость97 царствует страстем. Стих. Сан же препоясан о чреслех )т). Образ старейшины ства и стльства98. Стих. В руце же держаще скиптр. (т). Царский сан. Стих. Имат криле огнене орли. (т). Высокопариновое царство99. И разум скор являет. Зило бо зрачно сия птица, любящи бо мудрость. Егда бо видит ловца выше возлетает тако бо любящии девство. Неудобь уловлении бывают от ловца диавола. Стих. В шоуицах имать свиток написан. (т). В нем же соуть написаны недоведомые сокровенные твйны, рекше преданная писания видети, непостижна бо суть Божественная действа, ни ангелом, ни человеком. Стих. Одеяние же света престол, на нем же сидит (т). Оного100 будущего света покойще являет. Стих. Утверждена же седьмию столп. (т). Седьмию Духа дарований, что во Исаине пророчестве писано. Стих. Нозех имать на камени. (т) На сем бо рече камени созижду церковь мою, и паки рече на кмени мя веры утверди.

София премудрость Божия. толкование святой соборней и апостольской церкви. Девство образ Божий, от Девы бо родися Господь, девство почте, елико бо безсплотен, и безтелесен Господь, толико чистоте и безтлению плоти нашей радуется, девство наполняет горнюю тварь и место, и же истощиша отпадших ангелы. Елико бо ангелы выше человек смертных, толико дественичество, женившихся честнее, яко по образу Божию лепо ны есть жити Христосови, почести девство плоти тления и кала убегающе101, и дивно же нетленну быти человеку102 без-тля чистотою Христовым воплощением нетленно от девы. Приведутся рече царю девы по ней. Сиречь девственных душа, тем же скорбите103 сам бо ны обеша гля иде же аз буду ту и слуга мои будет.

София премудрость Божия. толкование святой Софии104 и апостольской церкви. Церковь есть небо земное, и храм Божий славоже бо Б ней ба яже105 на небеси. Верх есть церковный106 глава Господня. А алтарь есть престол Божий107. А трапеза перси Господня, Андитиа108 есть недры девы; Антиминс есть написанный тител на кресте, или плат им же закрыша очи ему биюще, пророцы Христос, кто естьударивый тя, А ветсем же, на темени, Иеревы109 лежаще плат злат, на нем же написан привет Божий являя имя Божие, аз есмь сый. Литон есть плащаница, ею же обби Иосиф , ли паки литон есть. Егда посла пилат мечника по Иса зват на суд ще сем ушев свой с главы простре по землю110. Господне сюду ступай и прииде на сосще, егда прииде к Пилату Иисус. Оба полы его бяху111 сбипетри, и поклонишася скипетр исви, недвижими никим же того ради вход с рипидами творят. Дискос есть и потир очи Господни. И паки потир есть язва копейная, им же да вкусят вси Божества. Сень есть ребра Господня. Асоударя112 в убруса место иже бу на главе его. И аер есть облак небесный иже на сению правого закона. А лжица есть святая Богородица, примшии небесный хлеб Христа в чреве. А дора Христос. А калиница есть человечество. А огнь Божество. А Фимим дух святый. А светильник Предтеча или стрегущее копие у породы. Алтаря же малая оба полы, разлучения рад преподобных и грешных. А толпцых113 алтарный суть колена Господня. Двери небесный чин, ангельский. Амвон есть гора равная по пророку, рече бо на горе равне вознести знамение. Знамение святое Евангелие. Светил оба полы суть ангела сидевша у главы, и у ногу бо гробе Господни. Или паки, амвон есть, овальнный камень от гроба, диакон же на амвоне ангел е сидевы на гробе и воскресение проповеда. Паникадила суть вини и стрегуще гроба. Прибежник е, по первому закону стояху бо вси вне до сажения иереева114, излазахоу. Главу же церковную держит Христос, а шею, апостоли а пазоуси115, Евангелисты, а поас празницы, а двери алтарю образ Спасов.

* * *

Приложения

I. Выписка из Хронографа по рукописи первой половины XVI века, в лист; принадл. профессору Ф. И. Буслаеву. (л. 290–291).

Глава 137. Сей созда церковь храм Бога моего, небо нижнее ему же мню и Серафими дивящеся чудятся. Аще бо изволит Бог жити в рукотворенных в сем всячески пребывает т где бо инде и егда помыслы таковая творити царь. Ангелом показа ему Бог во сне здание церковное и положено бы основание церковные стены толста 20 локоть, а вдоль сто сажень опричь притворов, а с четырьмя притворы, 170 сажень, а приделов рекше церквей у нее. 365 колико дней в году на всяк день церкви, в коегожде святого имя. Собравше же на таковое дело дань во всем присутствии на 50 островах 600 кентинарей злата а сребра 2000 кентинарей, и един кентинарь имать сто и 50 литр, а литра, полторы гривейки а золотников, 72 в литре. И толиуо убо царь тщание им на таковое божественное дело, не точию надо основанием, но егда создаваху дванадесять рядов. Тогда патриарх с епископы и с священники молитву творяху, и мощи святых (мученик) погаху по стенам, сице сотвори и до верху, о злате еже дасть ему злато ангел. Гедоставшу же злату но все уже царское имение истощи и скорбяше царь, явися ему ангел Божий в образе каженика, и глаголя ему посли и аз тебе дам злата елико требуеши царь же посла на двадесятое возех и приидоша на место кажеником глемое триугольное и обретошася полаты новозданы, отверзеж каженик едину и бе полна злата и насыпавше возы своя приидоша к царю, царь же превеси и бы 180 кентинарей потом же посла царь видети полаты на то же место и не обретоша ничтож и разумеша яко ангел бе Божий и прославиша Бога о трех оконцах. И помышляше царь сотворити в алтари два оконца обогда три и явися ангел во образе царя началоветрецю; и повеле три оконца сотворити в образ рече Отца и Сына и Святого Духа. О именовании церкви отангела. И паки в мнозе размышлений царь в ко имя нареши церковь и егде отоидоша хитрецы на обед к царю. Поставиша отроча стреши орудие и явися ангел Господен в образе каженики и посла отроча рек иди и рцы делателем, да не косня тамо отро же не хотяще оставити орудия и поити каженник же рече аз кленутися во имя София Премудрости Божия слова бо его же им церковь сия зиждется яко аз страж приставлен есмь церкви сеа. Отроча же шед сказа царю. Он же пришед никого обрете и разум яко ангел Божий бе и прослави Бога и воздравася зеа яко яви ему Бог како хоше нареши церковь. Толико же пощание положи царь, яко преже всех сам нача здание брение и каменем и потом боляре его вси хитрецы. Престол же церковны сице сотвори, собрав едино злато и сребро и бисерие и камение многоценно и медь и олово и железо и от всех вещей и вложи в горгиле и егда смесишася солиа трапе(sov) вместо ее и быс красота трапезы сиречь престола неизреченна и недомыслена уму человечю зане же убо овогда злата являшеся овогда среврена овогда же яко камень драгий и овогда инако амвон же златом и сребром и камением драгим украси тако же и двери его же не может ум человечь постигнути и покров церковны тако же златом украси восхотеже и мост церковны весь сребрен сотворити и возбранен быс от звездочет яко в последний дни куде глуху царство темное и возьму град. Егда же соверши здание и украси всяческими добротами со многою радостью моляшеся царь в церкви гля упремудровах тя соломоне и прочая сотвори пир всем гражаном и пришельцем на многи дни, иже превосходити всякого числа.

* * *

II.Варианты по рукописи Синодальной Библиотеки XVII века, № 818.

1) Подобну

2) и святого Акакия

3) ирине ветсей

4) на друме 1600 мужа

5) после этого слова прибавлено: кентарь.

6) и подстольныя надстолпияже

7) и прочая яже достоит церкви

8) макия

9) равны в широту и раны в долготу равны в меру

10) вещию

11) ни

12) естером

13) не

14) находятся пропущенные за этим слова: и на

15) яздов

16) этого слова нет

17) доменианов

18) комары

19) основания

20) нарицая

21) вечного

22) Прибавлено за этим тут

23) Этого слова нет.

24) и ковц

25) народ

26) миханик

27) мешаху

28) Этого слова нет

29) притвора

30) возделаша

31) издаянна

32) в часнице

33) вознесоша

34) и великим столпом римским ставшим зеленым и мрамором и всем поставленным во церкви уже под верех и по комары

35) много тщание имея

36) благодаряше

37) првальными

38) возвед ша же стену

39) зижд ителем

40) кажники

41) же

42) совет в сове помысли

43) После этого слова стоит пропущенное в напечатанном списке: не

44) горе зданию здании

45) гла царь здания рад яко не имам совершения зданию

46) да повелиши

47) стратига мгистра и Васида строителя

48) и сия

49) по облагом

50) 180

51) Находится пропущенное за этим в напечатанном списке слово: ве

52) и суть недвижиму всем стенам

53) велий назнамена ны тако Бог посреде ее

54) здания

55) о создании церковнем молитву творяху

56) комары

57) с первыми и сторонными окрест 4 притворы вся покровы позлати

58) двери

59) и смятеся

60) егда же отустуде

61) коегождо во их обоих зрак совершают

62) обогда же оловянна или прудяна или железна

63) и електор

64) слоновы

65) строи

66) всесветного

67) известиста во ему

68) месяже

69) в настолпи место

70) столпциже

71) и преимуще

72) постави Златоуст

73) После этого слова стоит пропущенное в напечатанном списке: занеже на нем

74) златосвященными и многоразличными

75) игольце

76) инде златы

77) притяжение ….. от индея

78) После этого слова прибавлено и асия

79) осовныя

80) до стоят

81) токмоуде

82) данже

83) Это испорченное место читается: Великих убо Константин от сарвам царя перского и от иных многих устави приимати сеже от единого египта имам увидение таковая церкви кроме священных сосуд

84) како клещашеся

85) кождо

86) омовение

87) Это слово пропущено

88) да ходяще ему в церкви и спати в нем

89) После этого вепрев 1000, котков и кокоше 10000

90) После этого пропущено: Святого духа пришествие 7 члемое всем мертвым воскресение

91) вельми непрепенным день

92) многих подобных

93) овы же свыше инииже снизу седалниц стреляюще

94) глава

95) мудрости

96) тороцы

97) смирения во мудрость

98) Этого слова нет

99) высокопаривое пророчество

100) иного

101) убеляюще

102) яко

103) не скорбити

104) Эта очевидная описка не повторяется в списке № 878: соборно

105) яко

106) вр же церковных есть

107) После этого прибавлено: или паки алтарь есть гроб Господень

108) индетея

109) еврееве

110) После этого слова прибавлено: и рече

111) бияху

112) и сударя

113) столпци

114) посажения и евреева

115) пазуху

* * *

153

Полн. собр. рус. летописей I, 46.

154

Мы печатаем его по списку Синодальной Библиотеки, XVI в., № 792.

155

Т. е. как строителя знаменитого Иерусалимского храма.


Источник: Сочинения по археологии и истории искусства / Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-. / Т. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1908. - [2], IV, 552, II, [1] c., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle