Источник

III. Страстная седмица

Взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест, осрамот нерадив, – помыслите таковое пострадавшего от грешника на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. He у до крове стасте, противу греха подвизающеся. (Евр. 12:2–4).

26. Cуббота Лазарева. Сказание о воскресении Лазаря

Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый. (Ин. 2:43,44).

Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всей подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса Своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти Своей ключи ада и смерти (Апок. 1:18). Почему всенощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дни тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и св. Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения.

Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим.

В ознаменование предпразднственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим.

Друг Христов Лазарь, родом Еврей, по образу учения и жизни фарисей, был из числа тех немногих Израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь (Деян. 26:7), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы (Лук. 2:25). Вифания, место рождения и жительства Лазаря, была в предместии Иерусалима в расстоянии пятнадесяти стадий (около трех верст), от чего Христос, часто приходя во Иерусалим, не проходил и Вифании, где имел Он истинных друзей. Подробности жизни Лазаря священными повествователями умолчены. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, как Лазарь удостоился толь великой чести, что со делался другом Самого Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Не трудно, по-видимому, было в духе веры и любви сделаться другом Друга всех человеков, другом Того, Который сам искал ищущих Его и предварял приближением приближающихся к Нему. Но здесь, разумеется, не дружество благости, приемлющее мытарей и грешников (Мф. 11:19). Лазарь был в собственном смысле другом Христовым – так, что в Евангелии исключительно Лазарю усвояется название другa Христова. Лазарь друг наш успе (2, 11), так называет Лазаря Сам Спаситель, – называет Своим и общим всех учеников своих другом: Лазарь друг наш успе.

Последуя преданию и отчасти евангельскому сказанию (Мф. 26:6), нет ничего противного думать, что Лазарь был сын Симона прокаженного, того самого, который у Евангелиста Луки (7, 36) называется Симоном фарисеем и который принимал в дом свой для угощения Иисуса. Можно полагать, что этот Симон прокаженный – фарисей был исцелен Иисусом и от проказы телесной (ст. 22) и от проказы душевной, от гордости и самомнения (39) и, сделавшись учеником Иисусовым, частовременно принимал Иисуса в дом свой, слушал Его учение как о других предметах спасения, так особенно о воскресении мертвых. Отчего все семейство Симоново могло расположиться благоговением и любовью ко Иисусу, Божественному Учителю; a по смерти Симона Марфа, старшая дочь из детей его, по примеру отца, могла принимать в дом свой Иисуса (Лук. 10:38), как Сына Божия; за тем и Мария, по примеру кающейся жены, бывшему при отце ее (37), помазала Иисуса миром, а Господь в подтверждение учения Своего о воскресении мертвых, которое преподавал Симону, воскресил Лазаря.

Как бы ни было, но основанием дружества обыкновенно бывает сходство нравов. Тоже сходство нравов соединило друзей, Богочеловека и праведного человека. Началом дружества было то, что Лазарь с своими сестрами, которые подобно ему в вере и благочестии чаяли утехи Израилевы и обрели оную в Господе Иисусе, – благоговея к Нему, как к Сыну Божию и Спасителю мира, часто с своими сестрами принимал Иисуса в дом свой, как Божественного Учителя, и угощал, как небесного Гостя. Сие явствует из повествования Евангелиста Луки, который говорит: вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. Это Mapфа сестра Лазаря. Из самой жалобы, принесенной при сем посещении Спасителю Марфой на Марию в том, что она оставила еe служить в приготовлении угощения для такого вожделенного посетителя, видно, что это не первый быль прием сестрами в дом свой Иисуса. Отселе-то Марфа, по любви и преданности к Господу, не усомнилась жаловаться Ему на сестру; а Господь, по той же любви и доверенности к Марфе, сделав ей самое тонкое и вместе исполненное любви вразумление, что она заботится и молвит о многом, одобрил Марию, которая также без сомнения не в первый раз показывала такую ревность и усердие к слушанию учения Христова. И так благочестивое семейство, с благоговением приемля в дом свой небесного Гостя, угощало Его и брашном телесным, паче же угощало любовью духа; – а Божественный Посетитель, воздая им за любовь Божественной любовью, питал иx в духе и силе хлебом небесным, глаголами живота вечного. Слушая учение Божественного Учителя, и слушая со всем усердием и расположением, как показывает пример Марии, которая, сидя при ногу Иисусову, слушала учение Его, – они совершенно познали во Христе утеху Израилеву, Мессию, Сына Божия, Богочеловека. Что самое Марфа ясно исповедала при многочисленном собрании Иудеев, присутствовавших при воскресении Лазаря: eй, Господи! аз веровал, яко Ты ecи Христос Сын Божий, иже в мир грядый (27). Спаситель, обретши весь дом верным, возлюбил Божественной любовью не только Лазаря, но и сестр его Марфу и Марию; как о том свидетельствует возлюбленный ученик Христов, любляше же Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря (4). Не нужно говорить о том, что они все достойны были любви Его. Сердцеведец знал, каковы были эти верные человеки, знал внутреннее расположение их, видел их твердую веру, горячую любовь и преданность к Нему, которые достойны были их, как истинных Израильтян, и не требовал, чтобы кто свидетельствовал Ему о сих верных человеках.

Оставляя сладостные подробности Божественного дружества; – коснемся кратко того, как был воскрешен Лазарь Божественным Другом его – Христом. Лазарь сделался тяжко болен; сестры посылают к Господу с извещением о болезни друга Его. Господи! ce, его же любиши, болит. Господь, удаляясь от ненависти книжников и фарисеев, которые уже составили совет против Heгo и обнародовали определение на последователей Его, что если кто исповест Его Христом, т.е. Мессией, Сыном Божиим, отлучен будет от сонмища (Ин. 9, 22), находился в то время по другую сторону Иордана в расстоянии от Вифaнии не менее двух дней пути. Получив известие, Он еще два дни промедлил в том же месте, где был, и в сие время друг Его умер. Господь узнает о смерти друга Своего но Божественному всеведению; говорит ученикам: Лазарь, друг наш, успе, и не спешил идти туда, дабы тем открытее в последний раз показать Божественную Свою силу и могущество ожесточенным в неверии фарисеям чрез воскрешение четверодневно умершего, и явить истину небесного Своего посланничества. Возвещая ученикам Своим о смерти Лазаря, Он смерть друга Своего назвал сном; а они, приняв это за естественный сон, приняли и за добрый знак к выздоровлению. Господи! аще успе, спасен будет (12). После сего Он им прямо сказал, что Лазарь, друг наш, умер, и радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо: но идем к нему (14. 15). И пошел совершить последнее на земли славнейшее чудо, чудо воскрешения четверодневного мертвеца, за которым вскоре последовало пребожественное чудо собственного Его тридневного воскресения из мертвых. Когда подходил к месту жительства, плачущие сестры, одна после другой встречая Его, говорили Ему: Господи! аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер (21. 32). Господи! Мы знаем, что во вселенной все послушно, все покорно Тебе. Ты могуществом своим утишаешь ветры, укрощаешь волны морские, восставляешь больных и воскрешаешь мертвых, аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер. Но и ныне вемы, яко елика аще просиши от Бога, даст Тебе Бог (22). Спаситель, тронутый слезами и молениями сестр о брате, Сам возмутился духом, прослезился о нем, и имея Божественное намерение воскресить друга Своего, но сокрывая оное, по видимому токмо в чувстве соболезнования говорит к сестрам: где положисте его (54). Пришедши на место погребения Лазаря, прежде совершения чуда, воссылает молитву к Отцу Своему; пo молитве обращается к бездыханному, и уже воню тления и разрушения издававшему телу, и могущественным гласом: Лазаре гряди вон, воззвав душу из недр преисподней, возвращает в бездыханное тело Лазаря. Услышав глас Сына Божия, умерший, четыре уже дни бывший в недрах земли, исшел из гроба обязан рукама и ногата укроем, и лице его убрусом обязано (44).

Народ, пораженный удивлением, воздал славу сотворившему дивное чудо, и тогда же многие из присутствовавших Иудеев уверовали во Христа, яко Сына Божия и Спасителя мира. Напротив того фарисеи, давно искавшие смерти Божественного Праведника, не терпя слышать славы о чудесах Христовых, большей воспылали яростью на Иисуса, и, как нередко в ожесточенных великое добро усиливает только действие зла, то и сие чудо решительно подвигнуло их составить богоубийственный совет на Иисуса, что самое Святой Евангелист замечая, как действие исступленной злобы, говорит: от того же дне совещаша, да убиют Его (Ин. 11:53). Но как еще не пришел час смерти Его: то Он удаляется в город Ефрем. И там, как всемирный жертвенный Агнец, Сам вольным хотением уготовлял Себя на заколение для спасения человеческого.

Заключим повествование о чудесном воскресении друга Христова Лазаря утешительной для всех друзей Христовых истиной. Все верные, все друзья Христовы да удостоверятся к утешению своему, что друзья Христовы, подобно Лазарю, не умрут, но уснут мирным сном; или, если подобно Лазарю умрут, то как сей, так и они, по гласу Божественного Друга своего, в последний день во гласе Архангелове и в трубе Божии оживут. Аминь.

27. Беседа о помазании Иисуса Марией, сестрой Лазаря, на вечери в Вифании

Не дейте, ея: да в день погребения моего соблюдет е

(Ин. 12:17).

Все возвещало, что с великим Учителем, Пророком и Царем Израилевым, Христом Иисусом долженствовало последовать необыкновенное и при том страшное происшествие. Чем более возрастала любовь и уважение в народе к Иисусу, тем более ожесточалась зависть и злоба в фарисеях против Иисуса. По воскрешении Спасителем Лазаря, совершившемся при множестве народа, сами фарисеи, признавая важность и великость чуда, встревожены были мыслью, что, если они не предпримут решительных мер против Иисуса, то народ весь уверует в Него, как в обетованного Мессию, от чего, по их мнению, могло произойти общенародное смятение и возмущение против Римлян. Хотя выставляемое начальниками иудейскими народное смятение был только предлог: но они с дня воскресения Лазаря положили: непременно общественным судом предать смерти Иисуса, и потому дали повеление, что как скоро кто узнает, где Он находится, тотчас объявил бы о том, дабы взять Его. Ученики давно видели угрожающую Учителю их опасность, от которой и себя не считали свободными (11, 16). Сам Иисус не ходил в это время между Иудеями открыто, но обращался с учениками в пустынном месте близь города Ефрема. Из сего-то пустынного места Он посетил еще Вифанию и своих друзей, Лазаря и сестр его, без сомнения в навечерии дня торжественного вшествия во Иерусалим, и посетил не просто, но по предварению, отчего и приготовлена была для Него вечеря. Друг всех человеков, а особенно Друг любящих Его, хотел проститься с Своими друзьями неприметно для них самих, и в последние дни пребывания на земли провести несколько часов в мирном кругу любящих Его, дабы они, не зная сами, проводили Его на предлежащий Ему подвиг страдания.

Это провождение составляла вечеря, может быть, не великолепная, но исполненная любви и сердечного наслаждения. Вот как ученик любви описывает нам сию вечерю: прежде шести дней пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже б Лазар умерый, его же воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту. Кто сотворил Ему вечерю? Сотворили те, которые любили Иисуса, – как Учителя и Господа своего, и которых любил Иисус, как друзей Своих, сотворили вечерю Лазарь и сестры его Марфа и Мария. Разумели ли друзья Иисусовы, когда в совокупной любви творили учреждение Божественному другу своему, разумели ли, что провождают Его на смертный подвиг? Не довольно разумели, но в любви все так устрояли, чего требовало последнее время исхода Иисусова. И посмотрим, как друзья Иисусовы угощают Божественного друга своего. Марфа, по обыкновению своему, занимается приуготовлением и служением при вечере; и Марфа служаше. Лазарь, воскресением своим из мертвых представлявший и для себя, и для других чудо любви к нему Иисусовой, в чувстве новой, беспредельной любви и благодарности разделял вечерю с Божественным Другом своим, – Лазар един бы от возлежащих с Ним. Что же Мария? Пламенная в любви к Иисусу Мария, и теперь, как и прежде при угощении же Иисуса, оставив все попечение о угощении сестре, сама седши при ноге Иисусову, слушала слово Его; Мария и теперь являет чудо любви ко Иисусу. Она берет алебастровый сосуд самого чистого, самого драгоценного нардового мира, сокрушает сосуд, возливает миро на ноги Иисусовы, отирает ноги власами своими; и после возлила на ноги целый сосуд: то от множества излиянного мира весь дом исполнился крепким благовонным запахом. Мария же приемши литру мира нарда листика многоценна, помаза нози Иисусовы, и отре власы своими нози Его: храмина же исполнися от вони масти благовонной.

Что же? Как оценили сие действие любви Марииной к Иисусу видевшие? Видевшие даже и не похвалили, а еще похулили за это Марию. И вот от чего. Первый стал ценить сие неоцененное действие человеческого ценою злата и сребра сребролюбивый Иуда: чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим? К нему по простодушно пристали некоторые ученики: видевше же ученицы его, негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия мирная бысть (Мф. 26:8)? Можа ше бо сие миро продано быти вящше трех сот пенязь и датися нищим: и прещаху ей (Mк. 14:5), роптали на нее. Что же на сие Тот, Который действие любви, унижаемое ложным нищелюбием Иуды, понимал и принимал в полной любви, Который читал внутренние помыслы смущавших и смущавшихся, притом зрел и отдаленное будущее, что на сие Иисус? Недейте ее, оставьте еe: упрекает Он сокровенно сребролюбца, удерживает от ропота простодушных, успокаивает самую изливающуюся с миром в любви Марию, недейте ее, дело бо добро содела о Мне: нищие бо всегда имате с собою, Мене же нe всегда имате. Она это соблюла на день погребения Моего. Спаситель и не говорит о том, какую любовь, какое благоговение, какую преданность явила к Нему Мария! Они очевидны были сами по себе, если бы Иуда не помешал видеть их. Он применяет только действие Марии к последующему своему состоянию, что оно служит Его погребальным приуготовлением, которое, Мария не ведая, в усердии своем так благовременно устроила Ему: оставьте еe: добро дело содела о Мне: возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори (Мф. 26:12). За сим уже показывает и то, какого достоинства дело соделала Мария: Амин глаголю вам; идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ее.

Так Иисус благоволительным присутствием Своим с учениками на вечери, приготовленной Лазарем и сестрами его, показал вообще любовь Свою к ним, как друзьям Своим, пред самою кончиною Своею, а особенным свидетельством о пламенном усердии и любви Марии, помазавшей Его на погребение, показал то Божественное благоволение, что Он любящих и прославляющих Его прославляет для славы Божией и для подражания в благочестии и на земли. Аминь.


Источник: Святая четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы / Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского. - Москва : Тип. В. Готье, 1858. - 519, IV с.

Комментарии для сайта Cackle