Святейшаго патриарха Фотия, архиепископа Константинопольскаго «Слово тайноводственное о Святом Духе»
Знаменитый патриарх константинопольский Фотий, написав в 866-м году, в защиту свою против несправедливых действий римскаго папы Николая I-го, окружное послание к восточным епископам, между прочим, кратко обличил в нем неправое учение латинян об исхождении Святаго Духа и от Сына (Filioque) и прибавил, что частнейшее и пространнейшее изложение того же предмета он, при помощи Божией, намеревается сделать в особом сочинении.
Предлагаемое слово, или трактат патриарха Фотия о Святом Духе, озаглавленный в греческом подлиннике: Λόγος περὶ τῆς τοῦ ἀγίου Πνεύματος μυσταγωγίας (слово о таинственном учении касательно Святаго Духа), вероятно, и есть то самое сочинение, о котором он говорил в своем окружном послании; потому что 1) между сочинениями Фотия неизвестно ни одного, в котором бы столь подробно и обстоятельно излагалось учение об исхождении Святаго Духа от одного Бога Отца, как излагается оно в настоящем трактате; 2) известное прежде сочинение патриарха Фотия о том же предмете, изданное Евфимием Зигабеном1, оказывается только сухим и кратким извлечением из предлагаемаго сочинения и, в сравнении с ним, не имеет почти никакой важности.
Подлинность этого трактата, т. е. принадлежность его именно патриарху Фотию, не подлежит сомнению. Она доказывается как ясным означением в заглавии его имени: «Фотия патриарха» (Φωτίου πατριάρχου) во многих древних списках, так особенно тем, что последующие церковные писатели, с девятаго до пятнадцатаго века, разсуждая об исхождении Святаго Духа от одного Бога Отца, часто ссылались на Фотия и приводили умозаключения, иногда по мыслям сходныя, а иногда и по выражениям тожественныя с изложенными в этом трактате. Предлагаемое сочинение приснопамятнаго патриарха константинопольскаго, в состязаниях восточных с западными касательно догмата о Святом Духе, служило обильным источником глубоко-основательных мыслей и пользовалось у православных писателей и даже на церковных соборах весьма важным авторитетом2.
Однако, при всей подлинности и важности своей, это сочинение с пятнадцатаго века было мало известно между учеными. Первый упомянул об нем известный Лев Алляций, назвав его «tractatus sane luculentissimus»3, а за ним стали говорить об нем и многие другие, излагавшие церковную или литературную историю греков, впрочем говорить только как о сочинении, встречающемся в рукописях некоторых европейских библиотек, но неполучившем всеобщей известности. Первое же и пока – единственное издание самаго текста этого трактата принадлежит профессору вюрцбургскаго университета I. Гергенрöтеру4, который издал его по трем спискам, именно: ватиканскому (XIII века), палатинскому (около того же времени) и монакскому (XV или XVI века), присоединив варианты из четвертаго списка колюмнийскаго (XIII века), найденнаго в Риме кардиналом Майем, также подстрочныя выписки из многих восточных и западных писателей, пользовавшихся сочинениями Фотия, или разсуждавших подобно ему об исхождении Святаго Духа, и наконец историческия и богословския примечания, направленныя впрочем против православнаго догмата. С этого текста, тщательно пересмотреннаго издателем, хотя не во всех отношениях исправнаго5, и сделан настоящий перевод столь важнаго произведения знаменитаго патриарха.
* * *
Особенно известен извлечениями из этого сочинения Фотия Николай Мефонийский (Νικόλαος Μεθωνης), писатель XI или XII века.
Leo Allat. de Eccles. occid. et orient. perpetua cons. Lib. II. c. 6. n. 4. pag. 575. Edit. Colon. Agrrip. 1648 an.
Photii Constantin. liber. de Spiritus Sancti mystagogia. Edit. I Hergenroeter. Ratisbonae, 1857 an.
Некоторыя исправления этого текста предложены по пятому списку (XV века) издателем сочинения Фотия: Τὰ Ἀμϕιλόχια ὑπὸ Σοϕοκλέους κ. τοῦ ἐξ Οἰκονόμων, Αθην. 1858. предисл. стр. 50. Историческия и богословския примечания, приложенныя к изданию Гергенрöтера в опровержение мыслей Фотия, здесь справедливо называются «недостойными учености профессора».