Азбука веры Православная библиотека протоиерей Евгений Попов Пермский богослов и духовный пастырь - протоиерей Евгений Алексеевич Попов
протоиерей Алексий Марченко

Пермский богослов и духовный пастырь – протоиерей Евгений Алексеевич Попов

Источник

Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося церковного деятеля Пермской епархии ХIХ столетия протоиерея Евгения Алексеевича Попова (1824–1888 гг.). Его разносторонний талант духовного пастыря, просветителя, миссионера, церковного историка и богослова оставил глубокий след в религиозной жизни Прикамья. Отец Евгений являет собой яркий пример православного подвижника веры, достойный подражания в наше непростое время.

Среди подвижников веры, духовных руководителей православного народа Прикамья ХIХ века выделяется незаурядная личность протоиерея Евгения Алексеевича Попова – священника, просветителя, церковно-общественного деятеля, миссионера, богослова. Имя этого церковного ученого хорошо известно современным православным читателям благодаря неоднократному переизданию его замечательного труда «Нравственное богословие для мирян»1.

Отец Евгений Попов – уроженец Пермской епархии. Он родился в 1824 году в семье дьякона г. Красноуфимска, входившего тогда в Пермскую губернию. Как и большинство детей из семей духовного сословия, он в восьмилетнем возрасте был отдан для обучения на низшем отделении Пермского духовного училища. После его окончания продолжил свое образование в Пермской духовной семинарии, где считался одним из самых способных и высоконравственных воспитанников. В 1844 году, в двадцатилетнем возрасте, выпускник духовной семинарии Евгений Попов был рукоположен Преосвященным Аркадием (Федоровым), епископом Пермским и Верхотурским в сан священника к церкви с.Тохтарево Красноуфимского уезда.

Владыка Аркадий, лично знавший учеников старших классов семинарии по их сочинениям, не дал долго засидеться в глуши талантливому молодому пастырю. В том же году отец Евгений был переведен в Спасо-Преображенский храм г. Кунгура, получив послушание духовно увещевать арестантов, следовавших на каторгу в Сибирь. Эту обязанность отец Евгений добросовестно исполнял в течение 8 лет.

Незаурядные проповеднические способности отца Евгения и рано раскрывшийся талант литератора были по достоинству оценены епархиальным начальством. В 1853 году он был переведен в губернский город Пермь к Петропавловскому собору с возложением на него должности катехизатора г. Перми и законоучителя военных кантонистов. По ходатайству губернатора он был так же назначен законоучителем двух учебных заведений: училища детей канцелярских служителей и детского приюта, где преподавал Закон Божий без жалования.

В январе 1854 года отец Евгений был переведен к Рождество-Богородицкой церкви г. Перми. Служа в этом храме, он получил свои первые церковные награды. В 1858 году ему был дан наперсный крест в память Русско-Турецкой войны 1853 – 1856 гг. В 1862 году пастырь был награжден бархатною фиолетовою скуфией и назначен на должность благочинного 2-го округа Оханского уезда с местопребыванием в Нытвенском заводе князя Голицына.

28 января 1865 года отец Евгений был назначен настоятелем Всехсвятской Новокладбищенской церкви г. Перми. 12 апреля 1869 года – был возведен в сан протоиерея. В 1860 году протоиерей Евгений Попов вновь определен благочинным 1-го округа Пермского уезда с местопребыванием в казенном Юговском заводе. С 1871 года – получил назначение в градо-пермскую Воскресенскую церковь, в которой прослужил почти всю оставшуюся жизнь.

Послужной список отца Евгения необходимо дополнить вехами его выдающейся общественной деятельности. В 1856 году он был определен членом ревизионной комиссии при Пермской духовной консистории. В 1867 году – утвержден директором Пермского губернского попечительского комитета о тюрьмах, а в 1871 году – членом Пермского училищного совета. В 1880 году он был избран членом особого комитета по собиранию и призрению нищих в г. Перми, в 1881 году – председателем комитета по постройке часовни в г. Перми в память 500-летия свт. Стефана Великопермского, а в 1882 году – председателем общества свт. Стефана.

Отец Евгений обладал выдающимся даром сострадания и утешения страждущих. Сам вышедший из бедной сельской среды, он повсюду видел нищету, бедность и сиротство. Для этих людей он был неизменным защитником, покровителем и советником. Бедные люди различных сословий стремились к нему за духовной и материальной помощью. Просьбами, рекомендациями, иногда ходатайством перед высокими лицами – отец Евгений всегда стремился помочь бедным. Он часто объезжал те улицы и закоулки города, где ютилась беднота. «Беднота и горемыки сделались семьей, о которой он болел и скорбел, как родной отец или мать. В делах любви отец Евгений, как евангельский самарянин, не отказывал никому»2. Для бедняков было праздником видеть отца Евгения, его худую фигуру, с улыбающимся лицом. Любовь к бедным побудила его написать целый ряд душеспасительных книг3. Многие сочинения были допущены Министерством народного просвещения в учительские и ученические библиотеки всех средних и низших учебных заведений. По воспоминаниям современников, «помочь бедному человеку – было каким-то культом в жизни отца протоиерея». Известен факт, что в своем предсмертном духовном завещании он благодарил Бога за проведенное в бедности детство. Вершиной благотворительных занятий отца Евгения стало учреждение в 1883 году в Перми комитета по призрению нищих, председателем которого он был единодушно избран4.

С первых лет своей пастырской деятельности отец Евгений стал энтузиастом пробуждения приходской жизни. Он стремился бывать везде, где требовалось энергичное, веское слово пастыря Церкви. В своих проповедях он не обходил вниманием ни одного общественного явления5. Каждая служба в храме или на дому у верующих сопровождалась живым сердечным словом, которое всегда ценилось обществом и являлось связующей нитью между паствой и пастырем. Проповедническая деятельность «Пермского Златоуста», как часто называли отца Евгения, привлекала к нему внимание общества и сделала его чрезвычайно популярным.

Расцвет пастырской деятельности отца Евгения Попова пришелся на 60-е годы ХIХ века, которые стали временем многих церковных и общественных начинаний, благородных порывов в среде духовенства и верующих. В это время отец Евгений служил в Воскресенской церкви г. Перми, построенной в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Будучи чуток к вопросам общественной жизни, отец Евгений Попов через всю свою карьеру пронес дух деятельного энтузиазма на ниве духовного просвещения народа. Он первым из пермского духовенства ввел внебогослужебные беседы, на которые собиралась самая разнообразная публика из всех сфер пермского общества. Его горячими почитателями и помощниками в этом деле были Павел Дмитриевич Дягилев, известный меценат и благотворитель, дед С.П. Дягилева и командир местного пехотного полка полковник Соловьев. Можно сказать, отец Евгений Попов открыл в Перми целую эпоху живого духовного воздействия пастырей на народ6.

Яркой чертой в жизни протоиерея Евгения Попова стала его литературная деятельность, которая явилась прямым продолжением его проповеднической работы. Считая, что мало нести живое слово с церковного амвона, он написал и издал тысячными тиражами целый ряд книг, брошюр и листков, которые печатались не только в местных, но и столичных церковных и светских изданиях7.

Литературные труды пермского пастыря выписывались для своей паствы многими епархиальными архиереями. Его труды по пастырскому богословию получили высокую оценку крупнейших церковных ученых – архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова), архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева)8. Отец Евгений активно переписывался с целым рядом выдающихся деятелей русского Православия: епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым), епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым), архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым) и другими иерархами. Научно-богословская и литературная деятельность, признанная учеными авторитетами того времени, сделала протоиерея Евгения Попова известным далеко за пределами Пермского края. Его сочинения по догматическому и нравственному богословию были рекомендованы учебным комитетом при Святейшем Синоде для духовных семинарий9.

Заслуги пермского пастыря-богослова были отмечены государственными и церковными наградами. 30 июля 1867 года Государь Император Александр II, после прочтения сочинений священника Евгения Алексеевича Попова, одобренных Св. Синодом, наградил его кабинетным золотым наперсным крестом. Однако лучшим свидетельством достоинства литературных трудов пермского богослова стало избрание его в 1876 году почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии «во внимание долголетней, обширной плодотворной богословско-литературной деятельности». Избрание скромного провинциального священника в члены Академии стало большой сенсацией в среде столичного духовенства.

Среди духовного наследия протоиерея Евгения Попова выделяются его научные труды, посвященные деятельности свт. Стефана Пермского и истории Пермской епархии10. Повествование о жизни и деятельности свт. Стефана основано на его житии, написанном агиографом Епифанием Премудрым. Подробно описывая подвиг пермского просветителя, отец Евгений заостряет внимание читателя на проблемах миссионерства, призывает проповедников христианства преломлять к современности и использовать опыт свт. Стефана. Жизнеописание святого в интерпретации отца Евгения Попова звучит необычно. Оно наполнено множеством подробностей, комментариев знатока жизни и быта языческих народов и очевидца мест, связанных с деятельностью Стефана Пермского11.

Эти произведения выстраивают пятивековую цепочку событий со времен великого просветителя пермяков Стефана Пермского к современной отцу Евгению Пермской епархии. Труды отца Евгения наполнены живым восприятием славного прошлого Пермской епархии, имеющей духовное преемство со свт. Стефаном и его последователями – епископами Великопермскими. Повествование об исторических событиях ХIХ столетия содержит личные наблюдения, воспоминания современников, архивные находки. Описания церковной жизни отец Евгений сопровождает подробностями гражданской истории страны и Пермской губернии, характеризует особенности личностей правящих архиереев Пермской епархии, их вклад в развитие церковной жизни Прикамья.

Тяга отца Евгения к истории, к далекому прошлому Пермской епархии, личности свт. Стефана не случайна. Отдельную, еще неизученную страницу биографии пермского богослова представляет его практическая миссионерская деятельность. После открытия в Перми в 1873 году отделения православного миссионерского общества отец Евгений становится его главным деятелем. Одной из важных задач своей жизни он поставил перед собой просвещение светом христианства язычников – черемисов Красноуфимского уезда, своей малой родины. Его помощником и наставником в этом деле стал знаменитый просветитель поволжских инородцев, профессор Казанской духовной академии Н.И. Ильминский, с которым отец Евгений имел длительную переписку. Письма Николая Ивановича к пермскому миссионеру наполнены самыми добрыми пожеланиями успехов на трудном поприще духовного просвещения язычников-черемисов и дружеским ободрением в переносимых скорбях и неудачах. «Пусть Вас не ценят, не понимают и даже гонят, но Вы, не покладая рук, работайте на общее благо человечества. Сами дела Ваши будут говорить за Вас, ибо человек познается от дел своих. Нам ли с Вами пенять на человечество, когда народную учительницу, душу свою положившую за други своя, никто не провожает на кладбище; доблестного врача в холерные беспорядки та же толпа, которой он беззаветно служил, убивает его, гениального Пушкина подлое общество в 37 лет свело в могилу», – так писал профессор Н.И. Ильминский отцу Евгению12.

Протоиерей Евгений Попов связан с именем великого просветителя Пермского края – свт. Стефаном не только своими литературными трудами. Чтобы достойно увековечить память святого, он организовал в его честь православное братство, имеющее благородные просветительские цели. По инициативе отца Евгения Попова и членов братства в Перми на углу улиц Петропавловской (Коммунистической) и Кунгурского проспекта (Комсомольского) была построена часовня во имя святителя Стефана Великопермского, сохранившаяся до наших дней. (В 1996 году, в дни празднования 600-летия кончины свт. Стефана, здание часовни было возвращено Пермской епархии – прот. А.М.).

Организация братства и постройка часовни стали вершиной пастырского и миссионерского подвига отца Евгения. Строительство было начато без необходимых средств и причинило его инициатору множество неприятностей. Епархиальное начальство мало сочувствовало этому доброму делу, а Преосвященный Ефрем (Рязанов), не понимавший истинных устремлений пермского миссионера, презрительно называл часовню «контрабандой».

Часовня строилась на народные пожертвования. Инженер путей сообщения Завадский бесплатно составил проект здания, поэтому часовня напоминает железнодорожные постройки. Он же содействовал отцу Евгению в установке кружек на станциях Пермской железной дороги для сбора подаяний на ведение строительства и содержание братства свт. Стефана13. Сбор этих небольших средств послужил поводом для недоброжелателей отца Евгения из числа священнослужителей организовать против него настоящую травлю. С казуистическим консисторским искусством они возбудили против него судебное следствие, в ходе которого пермского миссионера клеветнически обвиняли в несуществующих финансовых преступлениях. К счастью, обвинения не подтвердились, и следственное дело было закрыто14.

1 августа 1882 года отец Евгений был избран председателем общества свт. Стефана. Когда дело строительства шло полным ходом, отец Евгений предпринял поездку в Москву, где заказал земляку – профессору живописи В.П. Верещагину большую икону для часовни свт. Стефана. Написание образа обошлось братству в 500 рублей, по тем временам большие деньги, которые были выплачены спустя продолжительное время. Постройка часовни и зала при ней – в 19.000 рублей.

После освящения часовня стала крупнейшим просветительским центром Пермского края. Образ свт. Стефана – покровителя Земли Пермской был торжественно встречен пермяками. Отец Евгений перенес в часовню свои народные беседы с гражданами г. Перми. Однако его враги не давали ему покоя.

Причиной жизненных невзгод протоиерея Евгения Попова была его активная пастырская работа и несомненные успехи в этом служении. Отец Евгений всегда строго относился к духовенству, не стоящему на высоте своего призвания. Духовенство, пристрастное к земным благам, не любило его. Его выдающаяся деятельность была для многих укором. Отец Евгений глубоко страдал за свои убеждения, высоконравственные идеи и откровенность, обличая в глаза тех, кто проявлял эгоизм, бездушие, корысть, стремление к наживе.

Вскоре недоброжелатели окончательно поссорили его с Пермским епископом Ефремом (Рязановым). Однажды, во время одной из пастырских бесед, миссионеру было объявлено, что он лишается права использовать зал построенной им часовни для просветительских целей. Отец протоиерей был вынужден прекратить свои собеседования. Однако его скорби на этом не закончились. Вскоре он был отлучен от своей паствы и выведен из штата прихода Воскресенского храма, где прослужил большую часть своей жизни. В то время как крупные богословские журналы восхищались произведениями отца Евгения, его бездарные оппоненты обливали его грязью со страниц епархиальной прессы. Его духовные книги и богословские сочинения, читаемые всей православной Россией, было запрещено продавать на прилавках храмов Пермской епархии.

От постоянных, свалившихся на него невзгод и унижений, отец Евгений тяжело заболел и в конце жизни страдал невыносимой головной болью. Он постепенно угасал, но имел великое мужество противостоять наветам и всегда выходить с достоинством из трудных жизненных обстоятельств. Его друзья вспоминали, что до конца дней своих отец Евгений сохранил «добродушную простоту, кротость, юную неутомимую энергию, высокую нравственность, жизнерадостное настроение, беззаветную любовь к печатному делу, богословской литературе и вообще ко всему истинно русскому»15. Это был настоящий образец ревностно-доброго пастыря, аскета и духовного человека.

Исход из временной жизни отца Евгения был истинно христианский. После тяжелой болезни во вторник, 17 мая 1888 года он скончался. 20 мая было совершено погребение протоиерея Евгения Алексеевича Попова за алтарем Всехсвятского Новокладбищенского храма г. Перми. Но злоба людская не знает предела. Даже после смерти его враги продолжали мстить ему. Под влиянием своего окружения Преосвященный Ефрем отказался возглавить отпевание почившего16. Некролог появился на страницах только гражданской газеты – «Губернских Ведомостей». Надгробное слово на погребение отца Евгения, произнесенное протоиереем Евграфом Кудрявцевым, было опубликовано лишь 19 лет спустя после смерти пастыря17.

Проводить в последний путь выдающегося пермского пастыря пришло множество народа. Заупокойную литургию и панихиду совершили 15 священников. На крышку гроба были возложены венки от братства свт. Стефана и от комитета по призрению нищих. Его память почтили те, кому отец Евгений преданно служил 43 года своей пастырской деятельности.

Эпилогом славных духовных подвигов протоиерея Евгения Алексеевича Попова могут стать посвященные ему надгробные слова: «Выносливость твоя против бурь и невзгод да будет уроком оставшимся в живых. Неустанное исполнение долга службы и заботливость о благонравии людей да будет свидетельством чистоты твоего сердца. Уста злословия над тобой да замолкнут и отверзется сердце соболезнования»18.

* * *

1

Попов Е., прот. Нравственное богословие для мирян. М., 1996.

2

Шестаков И. Трудник Христов. М.,1908. С. 1–18.

3

Попов Е.А., прот. Гибель от пьянства. Пермь, 1885; Он же: За целомудрие и против разврата. Пермь, 1888; Он же: Брань именем дьявола. Пермь, 1887; Он же: Начните борьбу со страстью курения табаку. Пермь, 1887.

4

Протоиерей Евгений Алексеевич Попов. По случаю 20-летия со дня кончины// Пермские епархиальные ведомости – далее ПЕВ.1905. №24. С.292– 295.

5

Попов Е.А., прот. Всенародная скорбь и молитва по убиенном Государе. Пермь, 1881.

6

Шестаков Я., свящ. Трудник Христов. Ук. соч. С.12.

7

Попов Е.А., прот. Вечная мука грешников. Пермь, 1885; Он же: Исповедь отроков вообще. Пермь, 1877; Он же: Об исходе души, учение Православной Церкви. Пермь, 1877; Он же: О святом причащении. Домашние наставления пастыря готовящимся ко святому причастию. СПб.,1893; Он же: Об усердии к миссионерскому делу и успехам православия. Пермь, 1873.

8

Попов Е.А., прот. Письма по православно-пастырскому Богословию в 4-х частях. Пермь, 1877.

9

Попов Е.А., прот. Десять бесед с прихожанами, с приложением нравоучений, о житии Иоанна Златоустаго. М., 1852; Он же: Поучительные беседы приходского священника. Пермь, 1877; Он же: Православно-пастырское богословие» в 4 частях. Пермь, 1877; Он же: Беседы о разных предметах веры. Пермь, 1871; Он же: По православно-догматическому богословию. Общенародные беседы. Пермь, 1884; Он же: Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Общенародные беседы в 2-х частях. СПб., 1893.

10

Попов Е.А., прот. Святитель Стефан Великопермский. Пермь, 1888; Он же: Великопермская и Пермская епархия (1379 – 1879). Пятисотлетие проповеди Свт. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трёхсотлетие покорения Сибири. Пермь, 1879.

11

Перескоков Л.В. Протоиерей Евгений Попов как историк христианизации Урала //Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти святителя Стефана Великопермского). Материалы Международной научно-практической конференции. Пермь, 1997. Т.1. С.147–148.

12

Протоиерей Евгений Алексеевич Попов. По случаю 20-летия со дня кончины // ПЕВ.1905. № 24. С. 292.

13

Там же. С. 295.

14

Шестаков Я., свящ. Трудник Христов. Ук. соч. С. 53–54.

15

Шестаков Я., свящ. Трудник Христов. Ук. соч. С. 59.

16

Шестаков Я., свящ. Трудник Христов. Ук. соч. С.57–58.

17

Слово на погребение протоиерея Евгения Алексеевича Попова // ПЕВ.1907. №23. С.423–429.

18

Протоиерей Евгений Алексеевич Попов. Почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. Извлечено из Пермских Губернских Ведомостей. Пермь, 1889. С.13.


Источник: Марченко Алексий, прот. Пермский богослов и духовный пастырь – протоиерей Евгений Алексеевич Попов. [Электронный ресурс] // Богослов.RU

Комментарии для сайта Cackle