Азбука веры Православная библиотека митрополит Евгений (Болховитинов) Слово надгробное преосвященному Иннокентию епископу Воронежскому

Слово надгробное преосвященному Иннокентию епископу Воронежскому

Источник

Память праведных с похвалами (Притч.10:7).

Содержание

Речь Разговор Краткий летописец Преосвященных Воронежских от начала основания Епископского престола в Воронеже до настоящего времени Речь. По случаю четыредесятидневного церковного поминовения преставльшегося в Боге Преосвященного Иннокентия Епископа Воронежского говоренная над гробницею его в Воронежском Благовещенском соборе. Разговор по тому же случаю четыре десятидневного поминовения говоренный над гробницею Дополнение к летописцу Преосвященных Воронежских  

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божье: их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр.13:7).

Непостижимый в советах своих Бог, располагающий жизнью и смертью человеков, представил ныне очам нашим, Слушатели, печальное и давно невиданное во граде нашем позорище. Тридесять два лета Бог сохранял нас от такого зрелища, какому ныне мы предстоим. Тридесять два лета храм сей не орошался погребальными слезами сиротства церкви. Тридесять два лета земля в храме сем не отверзала недр своих для сокрытия Пастырей наших. В настоящий год – Великий Боже! – в настоящий год ты сокрыл от нас лице долготерпения твоего; в настоящий год ты поразил сердце твоей церкви давно не чувствованною печалью – и печалью во дни самые великие Христианской радости. Церковь твоя, не окончив еще дней сих, возстенала – и унылый стон ее раздался во глубине сердец сынов ее. Смущенная паства стекается – и что ж зрит пред очами своими? . . . Бездыханного Иерарха, Пастыря, Отца своего; зрит сомкнувшаяся очи его, блиставшая священным огнем благочестия; зрит затворившиеся уста, источавши я нам потоки спасительного учения; зрит неподвижную десницу, приносившую о нас умилостивительные жертвы Богу. Плачевное и горестное зрелище! – Так нет уже с нами той великой души, которая озаряла нас отражавшимися в ней лучами святости? которая оживляла нас взорами охладевшего сего тела? которая в сем самом храме устами сими недавно поучало нас кротости и смирению – Приди убо осиротевшая, паства, облобызай в последыш раз сии видимые останки Пастыря твоего и – слезящимися взорами проводи в землю оные. –

Но предавая земли почтенное тело Пастыря нашего, да познаем, что Пастырь сей достоин всегдашнего жаления нашего, вечной памяти, и подражания его добродетелям. Апостоловы слова: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божье: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте впредь их, Апостоловы слова сии в самом полнейшем смысле приличествуют настоящим обстоятельствам нашим, и качества и сего представшего в Боже Пастыря нашего. Для сего-то самого рассмотрим все то в следующем слове.

Церковь, сея паствы всегда зрела на себе знаки особенного Божьего смотрения в предопределении ей Пастырей; и если бы не зрела оных, то за сего единого Пастыря долженствовала воссылать Богу искреннейшее благодарение. Ибо мы находили в нем все то, что составляет истинного и совершенного Пастыря. Первое качество стало его, благочестие и святости жизни, сияли в нем полным блеском. Вера его была просвещенная и не примешанная суеверию. В самых уединенных собеседованиях, в коих многие другими представляются, нежели пред собранием, уста его тоже повторяли, что каждый слыхал от него на местах проповедания. Часто открывал он тогда душевное соболезнование о неверующих и вольнодумных овцах своей паствы; часто в благочестивом его негодовании взоры его одушевлялись священным огнем, и растроганное сожалением о заблуждающихся сердце его изливалось в воздыхания; словом сказать, в уединении своем он еще больше помышлял о спасении стада своего, нежели сколько открывал то самому стаду. Таково было его Пастырское благочестие.

Жизнь его Пастырская не меньше была свята. Он всегда жертвовал обыкновениям не 6олее, как сколько совместно то было с качеством его звания: но при том строго умел отличать приличное от неприличного, доброе от злого, и праведное от неправедного. Скромность украшала все его поступки любовь к добру управляла движениями его души; праводушие всегда провещавало устами его и писало десницею. По сему – то никогда лесть не дерзала касаться слуха его; ибо он имел полное познание самого себя. Никогда неправда и пристрастие не приобретали одобрений его; ибо собственная душа его была чиста, непорочна, и питала в себе естественное отвращение от оных. Никогда пред судом его порок не оставался без наказания, и добродетели без награждения. Ибо сколько ненавидел он пороки, столько уважал добродетели. Часто, однако ж многие бывали свидетелями, с какою умеренностью наказывал он преступных, и с какою благостью паки щадил их; с какою чувствительностью с каким растроганным сердцем утешал он иногда несчастных, ободрял отчаянных, помогал подлинно бедным. Ничто ненужно было к приобретению его благоволения, как достоинства, а еще более доброе, чистое, чувствительное сердце. Милости его не покупались ценою, и бескорыстие его видимо было всеми. Он всегда изображал собою то Апостольское слово: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно. Ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. (1Пет.5:2:3). – В самом деле сколь часто, не скрывая сей своей должности, сам он посреди церкви всенародно изъяснял нам оную! сколь часто сам он ополчался противу злоупотреблений и пороков, бывающих в священном звании! – Вспомяните сие теперь, слушатели! вспомяните, и тогда теплая умилительная слеза упадет из очей ваших на печальный гроб Пастыря вашего.

Но не менее добродетелей и дарований его открывалось в других отношениях. Пастырь будучи в церкви, гражданин в обществе, человек сам с собою, он все сии виды умел смешивать так, что все они оказывались вместе. Пастырство его срастворяемо было с общежительною обходительностью и человечественным безпритворством. Общежительность его возвышаема была Пастырскою важностью и человеческою чувствительностью. Человечество его управляемо было святостью Пастырского сана и украшаемо общежительностью. Каждое из сих качеств преимущественно открывалось только тогда, когда требовали того случаи. Сколь часто многие благоговея к нему по Пастырству в церкви, пленялись и восхищались его обходительностью в обществе, а еще более в уединении его! Иной находил тогда в нем высокие и здравые размышления, другой благоразумные советы, иной отеческие наставленья. Душа его тогда на свободе раскрывалась во всей своей чистоте; взоры и откровенный вид его делали больше выражений, нежели уста его. – Он изливал все свое чистосердечье в душу всякого того, в ком чисто было собственное сердце и не растлены чувствования. Он не стыдился своих признаний, и в сии восхитительных минуты его чувствительности и чистосердечья, он как бы забывал важность лица своего и качества. Сам он лучшими часами в жизни своей почитал сии часы уединенных и откровенных собеседований.

Вот краткое изображение пятилетней с нами жизни того приснопамятного нашего Пастыря, которого достопочтенному телу мы отдаем ныне последит долг на земле. – Но великая душа, обитавшая в теле сем, не жизнью одною отличила себя. Ибо и смерть его не менее жизни его может быть для нас поучительна. – Известно, что воображение смерти почти вообще столь ужасно для человечества, что и одно оно многих приводит в трепет; и сколь ни бедственна жизнь сия, но сердце человеческое тайными некими и крепкими узами привязано к оной. Многие желают совсем не знать времени конца дней своих; многие и воображение об оном стараются отвращать и заглушать надеждами и суетами; многие при самых вратах смерти не хотят помышлять об оной; многие, наконец, умирают прежде, нежели помыслили когда-либо о возможности умереть. Все сии роды смертей недостойны не только совершенного Христианина, но ниже называющегося только Христианином. Истинный Христианин говоришь по Апостолову слову: по вся дни умираю (1Кор.15:31); он не только не страшится помышлять о смерти, но паче охотно помышляет об оной, ведая, что самый лучший способ избегать грехов есть те помышление: во всех делах твоих поминай последняя твоя (Сир.7:39), говорить Сирах, и во веки несгоревший (Флп.1:21). Все сие ведал преставльшийся в Боже Пастырь наш, и не видал только, но часто напоминал и пастве своей, и еще гораздо чаще напоминал самому себе. При каждой и слабой немощи тела он произносил достопамятные слова: я не бессмертен; при каждом предложении каких–либо суетных предприятий, он говаривал: нам должно умереть. Чаще всего, как бы предчувствуя, воспоминал он о сей судьбе в настоящей год, но воспоминал всегда без страха, яко истинный Апостол Христов, по слову Павлову: Мне еже жити, Христос: и еже умереть, приобретение есть (Флп.1:21). Никогда не предпочитал он жизни своей служению церкви; и мы недавно зрели его немоществующего уже, в сем храм приносившего о нас жертву Богу, и еще поучавшего нас смирению и кротости. В самом одре стягчивший его болезни, он сожалел не о здравии своем, но о бессилии совершать служение Богу. Впрочем, по напутствовании таинствами, исполненная Богом душа его в самой отчаяннейшей степени болезни сохраняла туже непоколебимость, как и при здравии. Сердце его не чувствовало никаких скорбей, кроме скорбей болезни. Нощь, предшествовавшую плачевному утру, сокрывшему его от нас на веки, нощь сию провождал он сам в чтении святого Евангелия; воссиявшую же солнцу телесные очи его ослабели, и вскоре святая душа его сокрылась в небесные селения.

Так провел и скончался четыре десяти трех – летнюю и блаженную жизнь свою Пастырь наш. Тако примером своим учит и паству свою совершать подвиг жизни сея. Образ дах вам, как бы говорит он нам теперь. Христовыми словами, образ дах вам, да, якоже аз сотворив, и вы творите такожде (Ин.13:15).

С другой стороны и Апостол сиеж самое заповедает нам: Поминайте наставники ваша, говорит он, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающее на окончание жительства, подражайте впредь их (Евр.13:7).

При последнем убо Пастырю нашему отдаваемом целовании, остается нам молить его, да вспомоществует он нам с Небеси благословением своим в подражании ему. – Мы ведаем, что он яко Апостол, по слову Писания: подвигом добрым подвизался; следовательно, и веруем по тому же слову, что теперь остается ему снец правда, его же уготова Бог любящим его (к Тим. Гл.4.). Умолим убо его, да, скончав Пастырское свое над нами правление на земли, пребудет он также нашим предстателем у Бога на небеси со Святыми. Аминь.

Речь

Так – так – Судьбы Творца для нас непостижимы;

Никто – един лишь Он располагает ими.

Восславить ли кого иль в гроб положить,

Живот ли дать кому, иль в небо переселить,

Подвластно искони Его единой воле –

Забыв все суеты, не льстятся жизнью 6олее,

Воззри, Христианин! на предстоящей гроб;

Приникни; тщательно, внемли, коль мудро Бог,

Как Бог судяй земли, жизнь нашу измеряет,

И настоящей век с грядущим сопрягает –

Как разны люди все, так разны в них сердца;

Как ум, так мысли их различны без конца.

Кто мыслит в простоте, как человек лишь мыслит,

И жизни долготу по летам только числит;

Сметется, содрогнется, как скоро вообразить,

Что бездыханен здесь наш Иерарх лежит.

От дня рождения он прейдет до кончины;

Столь кратких дней его не найдет тут причины.

Но кто представит в мысль великость даль его,

Духов жизнь, мира связь, и общий круг всего

Том скорбь души своей отчасти успокоит,

И тем утешится, что Бог все мудро строит. –

Великий человек расположен так жить,

Что бы Геройскою ногой во гроб ступить.

Он вверх возносится, и чем восходит выше;

Тем паче ясно зрит свою кончину ближе.

Он с дней младенчества чтит частью то своей,

Чтоб телом укрепляясь, и укрепляясь душой,

Подъяты подвиги, чтоб звание прославить,

Чтоб друга и Отца для всех в себе представить;

Чтоб жить в почтении, и с честью умереть,

Чтоб непостыдной дать Творцу во всем отчет.

Он мыслит сам в себе, что в старости седина

Есть образ слабости, дел тусклая картина,

Бессилья зеркало, конец бесплодный дней,

И умножение болезненных смертей.

Так и Герой Христов собой располагает.–

Так Иерарх наш жил, и тако жизнь кончает.

Что жизнь его была цепь долгая трудов,

Вещают то Рязань, Москва и град Петров.

Там подвигам своим он положил начало,

ВОЗВЫСИЛ все в себе, что Небо даровало.

Там связь существ, их действие, там Господа познал,

И юношам пути к Витейству показал.

Здесь чудеса вещал! естественного чина,

Долг человека, долг и честна гражданина.

При Невских берегах из уст его текли

Закон, с ним вера, в ней мир Неба и земли.

Тут благодать его языком обращала,

И милости Отца Небесного вещала.

Водим из града в град Господнею рукой,

Уже Апостола он представлял собой.

Познав, что люди, мир, что Бог, и коль он свят.

Знав святость звания, не мог он не познать,

Как церковь упасти, как править целым стадом

И как располагать Христовым вертоградом

Испытан был, и тверд, быв мудр, непобедим,

Быв честен, праведен, в трудах неутомим,

Достойно принял жезл, и стал к престолу в чин.–

О Боже! горестно воспоминать то ныне.–

Тут став перед лицом Верховного Царя,

Всем сердцем к Небеси и мыслью горя,

Он с первой жертвою простер к народу слово

Так начал звание свое в сем храме ново.–

Сколь крат свой в сфере путь Луна свершала в год;

Столь крат учением он напаял народ,

И сколько Солнце в град лучей в пять лет пускало;

Столь милостей его нам сердце открывало.

Питались оными бескровные сироты,

И все стенящие под игом нищеты;

От злобы и клевет терпящие наветы

В нем видели Отца дающего советы.

Быв прямо искренен, и человеков друг,

Ко ВСЕМ, везде, всегда являл он Отчий дух.

Таков был он. – Но ныне …О Боже, чудно дело!

Едино зрим и то лишь бездыханно тело.

Готовятся сердца оплакать сей урон!

Здесь будут праведны всех слезы, плачь и стон.

Померкли те глаза, что взором оживляли;

Замолкли те уста, что истину вещали. –

Рука, писавшая судьбу и счастье нам,

Мертва – и нашим впредь не коснется устам.

Все кончилось…Так все пойдет в земли утробу?

Нет – Подвиг, святость, честь суть лествица не к гробу.

Смерть только жизни край, но славе не предел. –

Велик он в жизни 6ыл, велик и в гроб пошел

Хоть тело подлежишь всеобщей смертных части;

Но имя и душа во веки не могут пасти.

Та идет в Небеса со всею лепотой,

Предстанет к Богу в ней великость с чистотой;

Сие нас осенять, как тихий Ангел, будет;

Как паства он, его так паства не забудет. –

Гряди, о Иерарх! куда судьба зовет;

И, чтоб нас озарил отрада ясной свет,

Став во царство пред лицом Верховного Владыки,

Простри мольбу к Нему, о Иерарх Великий,

Да в град не укоснит послать нам Отца,

Един довлеет он утешить в нас сердца. –

Разговор

1) Уже предчувствия печальны совершились,

Которых перед сим вседневно мы страшились:

Нет Иннокентия! – – – О гневны Небеса!

Какого дождались, о Боже мы часа!..

1) Но час настал – хотя его мы и не ждали.

2) Давно ль! мы Пастыря в сем храме созерцали? –

Давно ли Пастырь наш и сам на нас взирал–

Я – я досель почти в живых его считал.

1) Так перестань теперь мечтой сен обольщаться

Скончался Пастырь наш и – нам с ним не видаться…

Я был перед одром и зрел его в тот час,

В тот час – в которой он оставил свет и нас . . .

2) Когда ты был при том и видел его сам,

Прошу, смущенный друг, прошу, поведай нам,

Печальным, думаю, на смерть взирал он оком,

И был, узрев ее, в унынии глубоком,

1) Не мысли так о нем, он умер как Герой.

В десницу Божию дух предавая свой.

Со скорбью некоей сей только град оставил

Что в нем не все еще он подвиги исправил.

Ты знаешь сам, мой друг, что в нем был дух таков,

Что все б не кончил он, хотя б жил сто веков;

И можно так душе великой истощат,

Чтоб не для чего жизнь уж было провождать! –

2) Я знаю – Но почто ж так рано умер он? . . .

Бесценный – жалостный и горестный урон! …

Правдива Судию, Отца всего народа,

Немилосердный рок косою смерти сек;

И се – его уж нет. – Почто ты, о Природа!

Без жалости дала ему столь краткий век

По что цветущие лета увяли

Тогда как мы сего совсем не ожидали –

О Боже! если он сию часть заслужил

Себе тем, что тебя в душе своей носил;

Те мы несчастные за гнев твой почитаем,

Что Пастыря сего на свете сем теряем. –

1) Не сетуй, не ропщи, что он недолго жил,

И свято почитай, что Бог определил.

Не сетуй и на то, что мы осиротели,

Пусть он столько жил, как сколько мы хотели;

Коль Бог судил ему так рано умереть,

То льзя ли нам его, как мы хотели иметь?

Бог избранных своих жизнь числит не летами,

Но святостью их и добрыми делами.

Тот старости достиг, кто с пользой в свете жил,

Кто Богу, Церкви сын, друг человекам был,

Мы зрели в Пастыре закон и добродетель,

И есть ли зрели мы, не могли не зреть Создатель.

Честна пред им всегда смерть праведных людей,

И ты сам знаешь до, каков был Пастырь сей.

2) Я знаю, что о нем все искренно гласили,

Что свят и по делам, как именем он свят.

Все Пастыря сего хвалой превозносили,

И все хвалу Сию во веки сохранят.

Но всем по более мы все о нем вздыхаем,

Тем больше горькие ныне слезы проливаем.

Порочных лишь одних не жалко погребать:

По добродетельных как можно не рыдать? –

1) Рыдай, печальный друг, что мы осиротели

Но утешайся тем, что мы его имели,

И никогда его мы паки будем зреть.

Апостол не велит о усопших нам скорбеть;

Мы Христиане ведь, так можно ль сомневаться,

Что будто уж не льзя нам с ними увидаться?

Умерший о Христе лишь жизнь переменил,

Мы также будем с ним, как здесь он с нами был,

2) Так что ж осталось нам?

I) – На время с ним проститься;

И слезы хоть пролить, но паки укрепиться.

Прости, мы рцем ему, на время, Иерарх.

2) Отошел – но в наших ты останешься сердцах.

Краткий летописец Преосвященных Воронежских от начала основания Епископского престола в Воронеже до настоящего времени

Телеса их в мире погребена быша, а имена их живут в роды: премудрость их поведать людие, и похвалу их исловесть церковь (Прем. 44:13–14).

1682 года Апреля 2 повелением Государя Царя Феодора Алексеевича учреждена Воронежская Епархия, и Святейшим Патриархом Иоакимом поставлен на оную первым Епископом обители Преподобного Макария Унженского Игумен МИТРОФАН, которой быв на Епископстве в Воронеже 20 лет и 8 месяцев, скончался схимонахом 1703 года Ноября 23, будучи от рождения 8о лет с полумесяцем, и в присутствии Государя Петра Великого погребен того же года Декабря 4 в Воронежском Благовещенском Соборе в правом крыле оного близ южной стены, в вышнем месте.

1704 года 2 дня посвящен на Воронеж во Архиепископа Московского Чудова монастыря Архимандрит АРСЕНИЙ, который правив Воронежскою паствою 8 лет и полмесяца, скончался в Троицком Архиерейском загородном подворье 1712 года Июля 18, будучи от рождения 75 лет, 5 месяцев и 3 дней, и того ж года Августа 26 погребен в Воронежском Благовещенском Соборе за столпом на правой стороне близ стены ниже Преосвященного МИТРОФАНА.

1714 года Апреля 25 посвящен на Воронеж в Митрополиты, города Романова Волосской земли, Бесериканского Благовещенского монастыря Архимандрит ПАХОМИЙ, и правив Воронежскою паствою 9 лет и 5 месяцев без 2 дней, скончался в Троицком Архиерейском загородном подворье ее 1723 года Сентября 23 дня, будучи от роду 51 года, 2 месяцев и 3 недели. Погребен в Воронежском Благовещенском Соборе 1726 года февраля 17 в правом крыле близ стены ниже Преосвященного АРСЕНИЯ.

1725 года Октября 31 посвящен Епископом на Воронеж Переяславля Залесского Никитского монастыря Архимандрит ИОСИФ, На Воронеж прибыл 1726 года в неделю мясопустную, и того ж года в Москве, будучи на очередь в Санкт-Петербурге, скончался Декабря 27 и погребен в Московском Андронове монастыре. Был Епископом только 1 год, 3 месяца и 27 дней. Жития его было 54 года.

1727 года Марта 31 числа посвящен во Епископа на Воронеж Горецкого монастыря Архимандрит ЛЕВ. Прибыл на Воронеж того ж года Сентября 11, и был Епископом Воронежским по 1730 год Июля 4 число, то есть, два года 11 месяцев и 3 дня. После позван был из Воронежа и наконец будучи уже без Епархии в Москве на пенсии, скончался и погребен в Московском Знаменском монастыре.

1730 года Июня 8 переведен на Воронеж из Переяславля (что в Малой России) Епископ ИОАКИМ. На Воронеж прибыл он того ж года Сентября и быв 15 лет и 2 месяца, скончался в селе Карачуне, бывшей вотчине Воронежского Архиерейского дому, 1742 Сентября и погребен того ж года Сентября 26 в Воронежском Благовещенском Соборе на правой стороне в пазушине, возле входных южных дверей к образу Богоматери. Жития его было 67 лет, д месяцев и 27 дней.

1742 года Декабря 23 прибыл переведенный на Воронежскую Епархию из Вятки Епископ ВЕНИАМИН, и правив Воронежскою церковью только з месяца и 4 дня; скончался 1743 года Марта 27, и погребен в Мае месяце в Воронежском Благовещенском Соборе в правом крыле к западной стене оного.

1743 года посвящен во Епископа на Воронеж, Святейшего Правительствующего Синода Член, Ипатского монастыря Архимандрит ФЕОФИЛАКТ, и прибыл на Воронеж того ж года Декабря 30. Правив Воронежскою паствою 14 лет без одного месяца, он скончался на Воронеже 1757 года Ноября 30, и погребен в Воронежском Благовещенском Соборе в левом крыле на правой стороне к западной стене оного. Жил около 65 лет.

1758 года Августа 6 посвящен во Епископа на Воронеж Московского Новоспасского монастыря Архимандрит КИРИЛЛ, и того же года Сентября 8 прибыл в Воронеж. Правив Воронежскою паствою 3 года, в 1761 году переведен Чернигов. Из Воронежа отправился того ж года Декабря 10, и в Чернигове скончался.

1761 года Декабря о произведен на Воронеж во Епископа, Член Коллегии Економии и Московского Савинского Монастыря Архимандрит ИОАННИКИЙ, и прибыл на Воронеж 1762 Марта 17 дня. Правив Воронежскою паствою 9 месяцев и 17 дней, он скончался 1763 Января 1 в ночи под 2 число, и погребен того же месяца в Воронежском Благовещенском соборе в левом крыле близ стены к Северу, жития его было около 70 лет.

1763 гола переведен на Воронеж из Кексголмя ТИХОН Епископ (сего имени в Воронеже первый) и правив Воронежскою паствою 4 года, в 1767 году испросил увольнение от Епаршества за болезнью, и живши во смирении Воронежской Епархии прежде в Толшевском, а по том до смерти в Задонском Богородицком монастыре, скончался 1783 Августа под 13 число в ночи, и погребен того ж месяца 20 числа под алтарем церкви того ж Задонского монастыря. Жития его было 59 лет.

1768 года 8 Января переведен из Севска на Воронеж Епископ ТИХОН (сего имени в Воронеж второй) и прибыл на Воронеж того ж года февраля 8 числа. Правив Воронежскою паствою 7 лет и 5 месяцев в 1775 году переведен в Суздаль, куда и отправился

Того ж года Июля 20, и там скончался в 1786 году.

1775 июля посвящен на Воронеж во Епископа Тверского Калязинского монастыря Архимандрит и Тверская Семинары Ректор ТИХОН сего имени в Воронеже третий и прибыл в Воронеж того ж года Августа 15. Воронежскою паствою правил он без малого 13 лета, и в 1788 году переведен во Епископа в Тверь, и вместе пожалован в Святейший Правительствующий Синод Присутствующим Членом, куда и выехал он из Воронежа того ж года Июня 6 числа. Из Твери переведен Архиепископом в Астрахань, и там скончался 179З года Ноября 14. ЖИТИЯ его было 48 лет.

1788 года июля 29 посвящен во Епископа на Воронеж Александро–Невской Семинары Ректор и Сергиевской пустыни Архимандрит ИННОКЕНТИЙ, и прибыл на Сентября 10 дня того ж года. Правя в Воронежскою паствою 5 лет, 7 месяцев и 5 дней, он скончался 1794 года Апреля 15 дня а Воронеже, и того ж Апреля тело его вынесено в Воронежской Благовещенской Собор, а 19 числа погребено в левом крыле того же Собора недалеко от северной стены против образа трех Святителей повыше Преосвященного Иоанникия. Жития его было 43 года и 2 дни.

Речь. По случаю четыредесятидневного церковного поминовения преставльшегося в Боге Преосвященного Иннокентия Епископа Воронежского говоренная над гробницею его в Воронежском Благовещенском соборе.

Се протекло уже четыредесять дней сиротства Церкви, и скорбящая паства паки стекается ко гробу Пастыря своего – ко гробу, сокрытому уже от очей наших земными объятиями. Увы! умерло то самое время, когда зрели мы Пастыря сего взирающего на нас. Погребены со гробом и те минуты, когда слезящимися очами созерцали мы покрывшиеся смертным мраком очи его. Нет с нами души Пастыря нашего; нет ныне его и тела. Единый мысленный зрак его, составляемый из воспоминания его слов, его деянии, его подвигов и добродетелей, остается в воображении нашем.

Все прочее пришло и сокрылось. – Боже Великий! Что же есть человек? – Яко трава, вещаешь ты нам, дние его, яко цвете сеяний тако оцепенеть, яко дух пройдет, а нем и не будет, и не познает к тому места своего …(Псал.102.Ст.15) –

Вот изображение общей человеческой участи; а живой пример оной на Пастыре нашем! – И так будет некогда время – и кто весть, далече ли отстоит оно? – будет время, когда следами Пастыря нашего всяк из нас должен сокрыться в земные объятия. Придут над нас людей подобно нам ныне сошедшимся на гроб сей; взыщут взорами место погребения нашего; окружат ситцевым образом в безмолвном молчании и могилу нашу; преклонять унылые главы свои братия и друзья, сродницы и знаем, и также, может быть, воспоминательная жалостная слеза их смесится с прахом, покрывающим прах наш . . . –

О Пастырь наш! трогал ты и поучал нас в жизни проповеданным своим, самою своею жизнью, своими добродетелями. Смерть твоя, казалось, прервала поучение сие: но ныне самый гроб твой продолжает трогать и поучать нас Мы стеклись ко праху твоему, аки ко устам твоим, оглашавшим некогда храм сей. Мы во глубине сердец наших еще слышим глас твой; еще внемлем слова твои; и нравоучительное размышление, возбуждаемое жизнью, смертью и самым гробом твоим, глубоко ныне отпечатывается в душах наших. И так, когда суеты мира сего будут утомлять дух наш; когда унылому сердцу погребен будет утешитель и наставник, мы будем приходить на гроб твой, аки к некоему Боговещалицу. Вообразим слова твои: – они дадут нам отеческие советы. Вообразим жизнь твою: – она научит нас терпению, великодушию и обще добродетели и святости. Вообразим смерть твою: – она покажет нам Христианский образ кончины дней наших. Воззрим на место погребения твоего:– оно представит нам общую судьбу нашу, а твою вечную и праведную память. Никто не отступив от праха твоего без воспоминательного вздоха и с неомоченными очами. Слеза сыновняя, слеза почитания, слеза преданности и умиления, слеза благодарности будет всегда наполнять землю, покрывающую тело твое.

Разговор по тому же случаю четыре десятидневного поминовения говоренный над гробницею

* * *

1 Четыре десять крат путь солнце свой свершило,

Как скрылся под спуд здесь наших душ светило.

Ненастны мы –! Оно не озаряет нас –

Сокрылся блеск его – Свет наших дней погас

2) Как – как? – На небеси, ты видишь, свет сияет

И всю вселенную лучами оседает.

1) Сияет свет – Но душ светильник наших – –

2) – – – – – – Что?

1) Металл сей, кроющий свет мира, скажет то...,

2) Ах Боже! сколько мы в скорби истаиваем,

Что во слезах и слез причину забываем.

Теперь я вспомнил все – – – Но вспомнил!) нечто вновь . . .

1) Что новое? утешь – скажи?

2) – – – – – – Глагол Христов:

Светильник вжег, никто под спуд не поставляет;

Да всем на свещнице во храмине сияет.

И есть ли в Пастыре свет Богом был возжен;

То не под спудом он, но светит откровенья – (Мате. Гл 5.15).

I Высокий смысл Сокрыл Христос под притчей сею.

2) Я чувствую его, и будто разумею.

Все утро мыслил я, ходя во храм сем,

Чтоб в размышлении открыться мне своем.

Но не могу – печаль всю силу мыслей рушить–

1) Печаль в ненастии к отраде нам не служит.

Так если хочешь ты умерить скорбь, мой друг;

Внемли, чем можем мы успокоить свой дух.

Метал, земля и гроб, светильника не скроет;

Он светить и тогда, как Бог его покоят.

Здесь друг при гробе став, возмутится душей,

Представив в памяти, как в зеркале, своей,

Как сердце Пастыря в советах открывалось,

Как в нежных чувствах к несчастным изливалось.

Здесь чистый Церкви сын припомнить для себя

Те точны правила, тот образ жития,

Кой пастве Пастырь наш живописал собою,

Жезлом, рукой, душей и жизнью святою.

Кто удостоился щедроты получить;

Тот человеков сам научится щадить,

И скажешь, что вражда, гоненье, злоба, зверство,

Коварство, ненависть, месть, зависть, лицемерство,

Приличны извергам–не людям, и не нам. –

Вот чистым светит как светильник сей душам.: –

2) Так правду говорят, что мертвых глас живее,

И для внимательных чувствительней, яснее.

О Боже! Ты все свят – и святости людей

Сугубо воздаешь награды в жизни сей.

Муж свят не умолчит возлег в земной утробе;

Что в жизни он вещал, вещает то и в гробе. –

1) Поставил память в семь Бог праведных своих. –

1) И пользу нужную из смерти для живых.

Скончавшихся святых достойно поминает,

Кто правилом себе житие их поставляет.

Светильник! Пастырь наш! нам вечно так свети.

Мы – мы оставивши труды и суеты,

Почасту приходить в сей храм на гроб твой станем,

Как скоро на него с слезой умильной взглянем;

Так будем все себя и жизнь располагать,

Как Бог судил тебя в тебе нам созерцать.

Нам жизнь и смерть твоя есть чистое светило,

Которого ничто под спудом не сокрыло.

Пред нами светишь ты, как Бог сиял в тебе-,

О есть ли бы и нам твой свет возжечь в себе!

Дополнение к летописцу Преосвященных Воронежских

1) Преосвященные МИТРОФАН и АРСЕНИЙ погребены сперва в бывшем деревянном Воронежском соборе во имя Ап. Петра и Павла, стоявшем за нынешним зимним собором близь башня. Но как собор сей ветшал, что начато строение другого каменного собора, в которой намерены были перенести и тела сих Преосвященных. Однако ж и сей новопостроенный собор оказался склонным к падению. По чему гробы их и перенесены под бывшую тогда возле деревянного собора деревянную колокольню с церковью Неопалимых Купины. Наконец, когда при Преосвященном Митрополите ПАХОМИЙ построен был нынешний Благовещенский собор, то перенесены тела вышеупомянутых Преосвященных в сей собор, и погребены в вышесказанных по летописцу местах.

2) Преосвященный Митрополит ПАХОМИЙ имел несчастье подпасть суду по делам коллегии Економии. Сие следствие, которое поручено было производить Переяславскому Архимандриту Иосифу, бывшему по нем и Епископом на Воронеж кончилось уже после смерти его спустя два года. И потому-то тело его до окончания суда, стояло опущено только в землю и предельной трех святителей церкви бывшего Петропавловского деревянного собора. Чрез два же года и около 5-ти месяцев от кончины в 1726 году февраля 17 по Указу погребено ого в нынешнем Благовещенском соборе, как-то показано в летописце.

3) Преосвященный ЛЕВ также имел несчастие подпасть суду по случаю смутных Государственных обстоятельств в 1730 году. И потому лишен был Епарх. По вступлении же на престол Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, прощен и оставлен на пенсии.

4) Преосвященный ВЕНИАМИН скончался 53 лет от рождения.

5) Преосвященный ТИХОН 1. переведенный на Воронеж в 1763, прибыл на Воронеж в Мае 14 того же года.


Источник: Слово надгробное преосвященному Иннокентию епископу Воронежскому, преставльшемуся в Бозе сего 1794 года апреля 15 дня то есть: в субботу светлой недели, говоренное по совершении божественной литургии при начале погребательного молитвословия в Воронежском Благовещенском соборе, того же апреля 19 числа, с присовокуплением к тому Речи и Разговора стихами, говоренных также над гробом пред последним целованием тела, и с приложением Краткого летописца преосвященных воронежских от основания епископского престола в Воронеже до нынешнего времени / [Евгений (Болховитинов)]. - Москва: Тип. Пономарева, 1794. – 36 с.

Комментарии для сайта Cackle