Источник

Амвросий Зертис-Каменский

Амвросий Зертис-Каменский, Архиепископ Московский, родился в городе Нежине 1708 года Октября 17 дня и наречен при крещении Андреем. Отец его был родом Волох, выехавший в Малороссию 1691 года и служивший при Малороссийских Гетманах переводчиком с Волошского, Греческого и Турецкого языков. По смерти отца своего он взят был в Киево-Печерскую Лавру родным по матери дядей своим Владимиром Каменским, который был тогда Лаврским Соборным Старцем, а после Архимандритом Нежинского Благовещенского Монастыря. Сей, записав племянника своего для обучения в Киевскую Академию, вместо отцовского, дал ему свое прозвание Каменского. Когда же он окончил Академические науки, то для усовершения в них отправлен был за границу в Польскую, славившуюся тогда Львовскую Академию, в которой и учился еще два года. По возвращении оттуда он поехал в Санкт-Петербург, и в 1735 году определен в новозаводившуюся при Александро-Невском Монастыре Семинарию, которая от нижних классов до высших постепенно им и Григорием Кременецким основана. Там в 1739 году они оба пострижены в Монахи и наречены Андрей – Амвросием, а Григорий – Гавриилом. В 1742 году Именным Указом пожалованы Гавриил Ректором, Амвросий Префектом той же Семинарии; а в 1748 году, по Именному же Указу, оба произведены в Архимандриты с титлом Св. Синода Членов (см. ст. Гавриил Митр. Киев.). Амвросий назначен был в Воскресенский Монастырь, Новый Иерусалим называемый, который особенно препоручено было ему достраивать и отделывать. В 1753 году Ноября 23 посвящен он во Епископа Переславской и Дмитровской Епархии, с предоставлением ему по прежнему титла Архимандрита Воскресенского Монастыря и Члена Синода; в 1761 году Марта 8 переведен на Епархию Сарскую и Подонскую, в 1764 году переименованную Крутицкою и Можайскою. В том же 1761 году Октября 7 пожалован Архиепископом сей Епархии, а в 1768 году Января 18 переведен на Московскую, в которой и находился до несчастной кончины своей, последовавшей, как известно, в 1771 году от возмутившейся Московской черни, которая, ожесточась на сего Пастыря своего за предохранительные его меры в прекращении суеверий, дерзнула поднять на него убийственные руки, и нашедши его в Церкви Донского Монастыря, извлекла с поруганием и бесчеловечно убила пред воротами того же Монастыря Сентября 16, на 63 году его от рождения. Ему сочинены два надгробные Слова, напечатанные тогда же, одно, над ним говоренное в Донском Монастыре Московской Академии Префектом Амвросием Подобедовым (после бывшим Митрополитом Новгородским) издано 1771 года в Москве, а другое, сочиненное Студентом Алексием Левшиным, братом Митрополита Платона, напечатано в С.-Петербурге.

Из сочинений сего Архиепископа, кроме Поучений, из коих некоторые и напечатаны были, известны только Служба, по правилам Греческих Канонотворцев написанная Св. Димитрию Митрополиту Ростовскому. Она и в печатных Минеях была помещена, но после выключена. Из переводов же его с Греческого напечатаны: 1) Послания Св. Игнатия Епископа Антиохийского, в Московской Синодальной Типографии 1772 г. в 4 долю листа, Славянскими буквами; 2) Святого Кирилла Епископа Иерусалимского огласительные Поучения, там же и того же 1772 г. в 4 долю листа, Славянскими буквами; 3) Святого Иоанна Дамаскина изложение Православныя веры, или Богословия, там же 1774 г. и вторично 1785 г. в 4 долю листа Славянскими буквами. Перевод сей несравненно исправнее и яснее древнего, слишком буквального перевода сей же книги, сделанного Епифанием Славяницким, и напечатанного в Москве 1665 г. под названием Небеса, при книге Святого Григория Назианзина; 4) С Латинского: Гроциево рассуждение против Атеистов и Натуралистов, напечатано в Москве гражданскими буквами 1765 г. и вторично 1781 г. в 4 долю листа; 5) Он вместе с Донским Архимандритом Варлаамом Лящевским трудился в переводе Давидовой Псалтири с Еврейского подлинника на Российской, которая и была окончена, переписана и уже приготовлена для поднесения Императрице; но по кончине его осталась доныне в рукописи; впрочем перевод сей не точен и более парафрастический. Он имел много записок и до Российской Церковной Истории касающихся; но все они, так как и многочисленная библиотека его, возмутившаяся, как выше сказано, чернью, ворвавшеюся в дом его, были изорваны и истреблены. Памятниками его трудов и тщания остались также многие здания в Воскресенском Монастыре и в бывших Переславском и Крутицком Архиерейских домах. Он начал обновлять по Именному Указу с 1769 года Московские три Большие Собора, конченные уже Крутицким Епископом Самуилом Миславским; также был в звании Опекуна Московского Воспитательного Дома, для коего употребил много как своего иждивения, так и подаяний, собираемых по Церквам.


Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Митрополит Евгений (Болховитинов); [Подгот. текста, сост. и предисл. П. В. Калитина]. - М. : АО "Рус. двор" ; Сергиев-Посад : Паломник, 2002. - 406, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle