Источник

Псалом 107

Песнь, псалом Давиду.

О сей надписи мы сказали в предисловии и во многих других псалмах.(1)

(1) Слова Феодорита: Псалом сей имеет сродство с 56-м, и 59-м, как говорит несколько ниже и писатель Евфимий. Афанасия: В псалме семь возвещается дарованное народам богопознание.

Пс.107:2. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей (1)

(1) Григория Богослова: Итак, блажен тот, кто одарен толиким умом, чье сердце уготовилось к величанию славы Божией и вмещает в себе невместимого никем, у коего, без сомнения, и язык должен исполниться радости и сделаться бряцалом божественного песнопения, и который восстает для славы, восстает в самое утреннее время и трудится дотоле, пока язык его не прилипнет к гортани, чтобы говорить Богу с Давидом: готово сердце мое. Феодорита: Очистилось жилище души моей, готово к принятию Св. твоего Духа, итак, пусть придет твой дар, дабы, восприяв мою славу, пророческую благодать, я мог послужить Тебе песнью. Другого: Как краски пристают к чистой шерсти, а если какой-нибудь остаток нечистоты находится в ней, тотчас легко теряется принятое ею; так и причастие Христово в святые и чистые души входит, а в тех, которые не таковы, вовсе не может жить. Ибо Дух Святой бежит коварства, как написано, и не может обитать в теле, обремененном грехом.

Пс.107:3. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано

Пс.107:4. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех

Пс.107:5. Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя

Пс.107:6. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя

Все сие подобным образом написано и в 56-м псалме, что там и изъяснено нами. Одно и то же значат слова: увеличилась до небес милость Твоя, написанные там, с словами: велика на небесах милость Твоя, написанными здесь. А: востань, и востану, можно понимать и о воскресении Христовом, по разумению божественного Кирилла и Исихия; ибо Давид молится и говорит Христу: востань и воскресни, Господи, составляющий предмет псалмопения и песни моей; а Христос ответствует и говорит с обещанием, подлинно востану в раннее время, так как и, по словам Евангелиста Луки, Господь востал в глубокое утро. Христова же есть слава Давида, по словам Исихия, как родившийся от его потомства.(1)

(1) Слова Нисского: Пророк, почувствовав в себе духа, призывает живые свои орудия – сокровенного и видимого человека к служению в песнопении. A Eвсевий под псалтирью разумеет силы душевные, под гуслями – чувства телесные, которые Давид возбуждает по причине имеющего быть в нем вдохновения Святого Духа. Исихия: Блаженное дело приготовлять сердце свое Богу. Ибо кто уготовляет его, тот и примет Его в сожительство свое. А приготовление сие мы должны приносить Ему сугубое. И как те, которые, имея принять царя, приготовляют ему дом, во первых очищая его, во вторых поставляя в нем нужные вещи; так и мы должны делать для Бога двоякое приготовление, одно, состоящее в очищении храма сердца, а другое, во внесении в него добродетелей и полезных дел. И когда так будет, то Бог не только придет к нам, но и проведет время у нас. Афанасия: Слово пророка состоит в созерцательном и деятельном навыке, по которому он имеет расположенность к нравственной и умственной добродетели. Исихия: Восстань, откуда? Из мертвых, которых Христос посетил, сошедши во ад, откуда он желает восстания Его, чтоб Он и вознесся, так как мы будем участвовать в славе Его на небесах. Ибо Бог не только воздвиг нас, но и посадил с Ним по правую руку свою на небесных.

Пс.107:7. Яко да избавятся возлюбленнии Твои

Точь в точь это помещено и в 59-м псалме. Возлюбленные суть новые люди – христиане, почему и написано: возлюбя своих сущих в мире, Он возлюбил их до конца (Иоан. 13:1).

Спаси десницею Твоею и услыши мя

Пс.107:8. Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю Сикиму и удоль селений размерю

Пс.107:9. Мой есть Галаад и мой есть Манассий и Ефрем заступление главы моея

Пс.107:10. Иуда царь мой, Моав коноб (котел) упования Моего; на Идумею наложу сапог мой. Мне иноплеменницы покоришася.

Пс.107:11. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи?

Пс.107:12. Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших

Пс.107:13. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо

Пс.107:14. О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наши

Все сии слова также написаны в 59-м псалме. Посему изъяснение их можешь найти там. Хотя они несколько и различаются в словах, но мысли содержат одни и те же. Не удивляйся, читатель, тому, что Давид многократно пишет одни и те же слова в различных псалмах. Поскольку это свойственно еврейскому языку и особенно божественным пророкам – сказывать, или повторять одно и то же для большого вразумления слушателей.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle