Азбука веры Православная библиотека протоиерей Евфимий Малов Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в.
М.Р. Салахов

Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в.

Источник

Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был.

E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work.

Значительные преобразования в России во второй половине ХIХ и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств.

Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви)1.

Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам. Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

В это же время принимается ряд законов и правил о приобщении иноверцев к православию2. Руководство Казанской епархии, озабоченное проблемой борьбы с процессом возвращения крещеных татар в ислам, решило открыть новую миссионерскую организацию. 4 октября (день обретения мощей св. Гурия) 1867 г. под председательством архиепископа Антония было торжественно открыто «Церковное братство во имя святителя Гурия при казанском кафедральном соборе»3. Стоит отметить, что до сих пор остаются малоизученными роль и значение Е.А. Малова в становлении и развитии Братства.

Его учредителями выступили видные в губернии государственные и церковные деятели: чебоксарский епископ Гурий, ректор Казанской духовной академии (КазДА) архимандрит Иннокентий, казанский вице-губернатор Е.А. Розов, профессор Н.И. Ильминский и т. д.4 В состав учредительной комиссии вошел и профессор противомусульманского отделения КазДА известный миссионер и востоковед протоиерей Евфимий Александрович Малов.

Основным миссионерским направлением братства была борьба: 1) с исламом; 2) язычеством; 3) расколом в РПЦ; 4) с «отпадением» крещеных «инородцев» в ислам.

Для этого братство использовало целый комплекс миссионерских мер: собеседования и увещевания; распространение просветительской и преимущественно религиозной православной литературы; миссионерские «братские» школы.

Объединенный состав светской и духовной администрации должен был обеспечить консолидацию усилий в распространении христианства в регионе. В первые же годы существования братства выявились основные направления его деятельности. Под влиянием Н.И. Ильминского и Е.А. Малова главное внимание стало уделяться развитию православного, конфессионального образования среди местных народов. До конца 1867 г. братством были открыты 23 школы, из них семь татарских, в которые поступило более 300 крещеных татар5. В дальнейшем количество крещено-татарских школ неуклонно увеличивалось. Весь образовательный процесс был направлен на воспитание детей в православном духе. Упор делался на изучение церковных дисциплин и преподавание Закона Божьего.

Братство св. Гурия являлось ведущим миссионерским центром страны. Важнейшим направлением деятельности миссионерских учреждений стала организация переводов богослужебной литературы на местные языки6. Однако, со временем по инициативе Е.А. Малова начали публиковаться переводы миссионерской и религиозной литературы параллельно на двух языках – национальном и русском, возрождалась практика печати татарских переводов и арабской транскрипции на литературном книжном языке, что противоречило основополагающим принципам, заложенным Ильминским7. Данные работы стали прецедентом для перехода к «обрусительной» системе переводческой деятельности.

В рамках миссионерских отделений КазДА была выработана система изучения миссионерских и востоковедческих дисциплин. 6 ноября 1875 г. в Казани открылся «Частный миссионерский приют при Спасо-Преображенском монастыре». Руководство приютом было возложено на Е.А. Малова8, который стал противником обучения крещеных татар на родном языке. Из личных дневников видно его отношение к этому вопросу: «Зачем принуждать детей обучаться на татарском языке, когда родители желают, чтобы обучение производилось на русском? Надобно этому желанию родителей радоваться и поставить дело так, чтобы инородцы совершенно забыли свой язык, обрусели...»9. Для Малова христианизация являлась составной частью русификации и ассимиляции инородцев. Он, как полемист, выступал за ограничение родного языка в национальной школе и миссионерской деятельности. В национальном духовенстве он видел потенциальных противников политики унификации народов России. Он выступал за полемику, и активизацию противомусульманского движения. Малов настаивал на переходе деятельности с просветительской формы на полемику10.

Большинство слушателей приюта являлись учащимися высших классов Казанской духовной семинарии, готовящимися принять сан священников и должность миссионеров в смешанных национальных приходах. Курс занятий включал в себя изучение татарского, чувашского, марийского языков, наречия народов Восточной Сибири, методики православных богослужебных книг, основ мусульманского вероучения, истории миссионерства в России11.

Несмотря на организацию в Казани новых православных учреждений, которые зарекомендовали себя важными институтами противомусульманской миссии, КазДА продолжала быть ведущим научным и образовательным центром РПЦ. В 1860–1870-х гг. здесь была создана своя школа миссионерского исламоведения. Под влиянием Г.С. Саблукова и его ученика Е.А. Малова сформировалась учебно-методическая система изучения противомусульманской полемики и миссионерского исламоведения12. Е.А. Малов, знаток ислама, в совершенстве владевший татарским, арабским и еврейскими языками, с уходом Г.С. Саблукова продолжил дело своего учителя, расширил список полемических противомусульманских исследований13. По его инициативе лучшие работы студентов начали издаваться в «Миссионерском противомусульманском сборнике»14. Цензура поручалась ему же15.

17 марта 1889 г. на базе Казанской духовной академии открылись миссионерские курсы16. Татарский язык в них преподавал заслуженный ординарный профессор КазДА, протоиерей Е.А. Малов.

После смерти Ильминского развернулась ожесточенная борьба в миссионерских кругах и совете братства св. Гурия. Во главе противников системы встал Е.А. Малов. Евфимий Александрович Малов – старейший авторитетный деятель православной миссии Казани, убежденный монархист и националист выступал за христианизацию и ассимиляцию «инородцев». Он ратовал за ограничение их родного языка, был активным миссионером и проповедником и выступал не за просветительскую форму миссионерства, а за полемическую работу среди населения. Позицию Малова поддерживало большинство представителей духовенства, непосредственно служивших в национальных приходах, не знавших русский и церковные языки. В национальном духовенстве он видел угрозу зарождающегося «инородческого» национализма в унификации нерусских народов17.

Деятельность братства св. Гурия оказала большое влияние на миссионерскую деятельность в Волжско-Камском регионе. Е.А. Малов внес значительный вклад в работу братства. Конечно, ему не удалось остановить распространение ислама. Напротив, оно оказало влияние на татарское реформаторское движение, помогло стать ему более светским и политически ориентированным. Однако братство сыграло большую роль в распространении православия далеко за территорию Казанского края среди народов-язычников (мордвы, чуваш, черемис и вотяков).

* * *

1

Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования. 1867–1892 гг. – Казань, 1892. с. 5–7.

2

Высочайшее утверждение 14 июля 1864 г. Положение о начальных народных училищах // Изв. по Казанской епархии. – 1868. – № 1. с. 2.

3

НА РТ. – Ф. 10. – Оп. 5. – Д. 881. Л. 1–2

4

Открытие православного церковного братства во имя святителя Гурия при казанском кафедральном соборе и первое общее собрание братства. – Казань, 1867. с. 1.

5

Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Представительствующего Синода за 1868 год. – СПб., 1869. с. 93.

6

Отчет о деятельности Братства святителя Гурия от 4 октября 1875 года по 4 октября 1876 года. – Казань, 1876. с. 33.

7

Бобровников Н.А. Как следует переводить учебно-миссионерские книги на татарский язык? // Православный благовестник. – 1900. – № 17. с. 3–9.

8

Об открытии Казанского миссионерского приюта при Казанском Спасо-Пребраженском монастыре// Изв. по казанской епархии. – 1876. – № 6. с. 135.

9

Малов Е.А. Из дневника миссионера // Идель. – 1993. – № 6. с. 41

10

Чичерина С.В. О языке преподавания в школах для восточных инородцев. – СПб., 1910. с. 10–12.

11

Отчет Православного миссионерского общества за 1876 год. – М., 1878. с. 13.

12

Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.). Вып. 2. Состояние академии по учебной части. – Казань, 1891. с. 418.

13

Малов Е.А. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшиеся влиянию магометанства (миссионерский дневник). – Казань, 1872.

14

Хабибуллин Н.З. Из истории казанского исламоведения второй половины XIX – начала XX века: Михаил Александрович Машанов. – Казань, 2004. с. 176.

15

НА РТ. – Ф. 1207. – Оп. 1. – Д. 1.

16

Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870–1892. – Казань, 1892. с. 432.

17

Чичерина С.В. О языке преподавания в школах для восточных инородцев. – СПб., 1910. с. 11.


Источник: Салахов М.Р. Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Том. 4. № 4. С. 126-130.

Комментарии для сайта Cackle