Послание о исправлении церковного пения*

Источник

Послание наказательне Гермогена, патриарха Московского и всея Русии ко всем людям, паче же к священникам и диаконам. О исправлении церковного пения.1

Поведают нам христолюбивые люди со слезами, а инии писание приносят, а сказывают, что де в мирских людех, паче во священниках и иноческом чине вселися великая слабость и небрежение, о душевном спасении нерадение, и в церковном пении великое неисправление. По преданию св. апостол и по уставу св. отец церковного пения не исправляют, и говорят де голоса в два и в три, и в четыре, а инде и в пять и в шесть. И то нашего христианскаго закона чуже. Иное де говорят переднее опосле, а последнее напредь, и не договоря де кафисму на полунощнице священники полунощницу и отпущают, и заутреню начинают в то же время. В екзапсалмы и псалтырь говорят, отнюдь не по уставу, забыв страх Божий; священным бо мужем церковная правила твердо и непоколебимо повеленно соблюдати; аще ли не брегут о порученном им деле, в конечную пагубу себе влагают. И не отпев де и не отпустя заутрени, первый час начинают говорити. А иногда де, первый час, и до заутреннего отпуста проговорят. А на молебнах де вдруг в одной статье многие каноны говорят, а часы де такожде безчинно говорят голосов в пять и в шесть. Иной де третий час говорит псалмы и славу. а иной шестый; иной де девятый час говорит, а иной де и «Буди имя Господне» проговорит наперед иных псалмов.

Да в тоже время и вы, священники, правильные свои каноны и причасной канон и молитвы говорите, а священнику только указано одне заутренние молитвы в заутреню проговаривати, а вечерние в вечерню, а седмичные каноны и псалтырь, и прочее правила исправляти священником в домех своих или в церкви особно говорити, а не в пение. И како убо сия гласы соединятся и согласны будут. И како Бога умолят, многое растояние имут от божественных отец предания. Не добро убо и доброе есть, егда не добре бывает. И только убо будет тако делается небрежением вашим во святых Божиих церквах, страшен ответ за сие вам дати в день суда Христова. А зде которую милость или мзду чаете от Бога восприяти, и како чаете Бога молити о царе и о людех. А вы и сами что во тме шатаетеся и о себе не смыслите принести словесные жертвы чисты Богу; церковь бо тихое и спасеное отишие и не бурное пристанище волнуете и возмущаете и бурю сами на ся воздвизаете, и вместо спасения грех себе приобретаете, что Божие дело по преданному уставу святыми отцы не исправляете.

Не без истязания же и тии будут, которые прихожане, знающии божественные писания, попущают вам такое неисправление творити и Бога гневити, а которые на то поощряют вас, тии месть равну с вами приимут. И вы, господие и братие, освященнии мужие, иноцы и мирстии, о сих всех порадейте от всея души и с прилежанием, говорите согласно со святыми отцы всякое пение во един глас, а в два и три никакого не говорите, прочее пойте по уставу, за что бы чаяти милости от Бога получити, и от нынешних великих бед свободитися2.

* * *

1

Печатается по рукописям: Москов. Синод. Библиотеки № 811815, л. 267–283; и Библиотеки Моск. Дух. Академии № 100 (по врем. каталогу), л. 321–341 (стр. 11–12 и примеч.).

2

В других текстах послания находится следующая прибавка: «Вем многих, собирающихся (мирян) не ради Бога, ниже послушания ради глагол; овех убо зрю дремлющих, овех сюду и обоюду озирающих, иных друг ко другу глаголющих (Сахаров И. П. «Исследования о русском церковном песнопении». Спб. 1849 г. стр. 11–12).

*

Текст приводится в оригинальной орфографии. – Редакция «Азбуки веры»


Источник: Творения святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России : С прил. чина поставления в патриарха / Изд. Церк. комис. по чествованию юбил. событий 1612, 1613 и 1812 г. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 110 с., 2 л. ил. / Из послание наказательного Гермогена, патриарха Московского и всея Русии ко всем людям, паче же к священникам и диаконам о исправлении церковного пения. 56-57 с.

Комментарии для сайта Cackle