Глава восемнадцатая
О Божественной литургии и Божественном Причащении
1
Что за величие – Божественная литургия! Когда Бог призирает на Своего смиренного служителя, как он чувствует великолепие литургии! Какую пользу получают поминаемые!686 Сколь Бог почитает человека, что на каждой литургии снисходит вместе с ангельскими чинами и питает его Своими Всесвятыми Телом и Кровью!
«Вся бо воздал еси нам»687. Какая существует вещь телесная или духовная, тленная или нетленная, которой бы Он лишил нас? Никакой. Если ежедневно Он дает нам Свое Святое Тело и Кровь, то что может быть выше этого? Конечно же, ничто. Каким Таинствам Бог сподобил служить перстного человека! О бесценная небесная любовь! Одна капля Божественной любви превосходит всякую любовь земную, телесную, мирскую.
2
В Малом Скиту Святой Анны жил один иеромонах Савва, тот самый, что был известен под именем «папа688 Савва"689. Он был духовником отца Иоакима Специериса690. Он был духовником и русской императрицы Екатерины691. Он литургисал каждый день и был богоносцем, прозорливым, учителем умной молитвы.
Однажды кто-то спросил его, что подвигает его к поминовению на проскомидии столь многих имен. Он ответил: «Когда я был помоложе, пригласили мы епископа на освящение храма, что над монастырем Святого Дионисия692 (там папа Савва раньше безмолвствовал со своим старцем отцом Иларионом693, который тоже был известным духовником). После освящения епископ говорит моему старцу: “Можно дать отцу Савве несколько имен, чтобы он поминал их каждый день: ведь он служит каждый день?”. Старец отвечает ему: “Дай столько имен, сколько хочешь”. И он дал мне шестьдесят девять имен. Когда я совершил тридцать девять литургий и должен был служить сороковую, со мной произошел такой случай. Я облокотился на аналой и ждал, когда придет старец и я прочту входные молитвы литургии. Незаметно я заснул и вижу себя во сне облаченным в святое облачение и стоящим перед святым престолом. На святом престоле был святой литургийный дискос и потир, полный Крови Христовой. Затем я вижу, как приходит отец Стефан, берет проскомидийную записку и лжицу, подходит к святому престолу и кладет на него записку рядом с дискосом. Потом он погружает лжицу в Святую Кровь Христову и стирает одно имя. Потом он погружает ее снова и стирает другое имя и так далее, пока не проделал это со всеми именами, и записка стала чистой.
Тогда я проснулся, и вскоре пришел мой старец. Я тут же рассказал ему о происшедшем. Старец говорит мне: “Разве не наказывал я тебе не верить в сны?”. После литургии он говорит мне снова: “Ты не достоин того, чтобы им простились грехи. По вере своей они получили прощение”. Вот это и является причиной того, что я поминаю имена всех».
3
Велика польза от Божественной литургии, от поминовения. И особенно несомненна эта польза для тех, кто покаялся, у кого была малая закваска добродетелей, но кто по причине нерадения, лени и откладывания на потом не успел замесить хлеб добрых дел. Таким людям этот недостаток по богатству милости Божией восполняют молитвы Церкви и частные молитвы, милостыня, дела человеколюбия и прочее. Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что во время литургии огромную пользу получают все поминаемые, о которых творится молитва.
Новая преподобная из Малой Азии – Фотиния – как-то в исступлении видела священнолепного мужа, наподобие иерея, и он говорил ей: «Дочь моя, подавай имена священнику, чтобы он потрудился в поминовении их, ибо великую пользу получают души умерших! Смотри, не забывай подавать священнику имена!».
4
Величайшая милостыня, величайшее добро, более всего приносящее облегчение каждой душе, находящейся в мире ином,– это заколание Божественного Агнца на святом жертвеннике во время святой литургии.
В Ветхом Завете сказано, что кровь козлов и тельцов и пепел телицы очищали грешников от преступления заповедей закона694. Не тем ли более Кровь Христова, говорит апостол Павел, очистит нас от всякого греха?695
Итак, огромна польза, ибо приносится в жертву беззлобный Агнец Божий, дабы очистить людей от грехов и разрешить от множества пленивших их страстей.
5
Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому696. И как укушенный змеями взирал на висевшего медного змея и исцелялся697, так и каждый христианин, верующий во Христа и притекающий к Его живоносным язвам, ядущий Его Плоть и пиющий Его Всесвятую Кровь, исцеляется от укусов мысленного греховного змия и оживотворяется сей святейшей пищей к обновлению, рождению в новую жизнь, согласную с Его живоподательными заповедями.
О, сколь необходимо нам при всяком случае приступать к этому небесному пиру, который устраивает нам это преестественное Таинство святого престола!
Ангелы невидимо предстоят. В величайшем благоговении священники, в момент этого Таинства почтенные паче Ангелов, приносят в жертву непорочного Агнца.
Ангелы служат, а верные приступают, чтобы вкусить Тела и испить Крови Христовых: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите»698, дабы таким образом жить во Христе и не умирать во грехе.
Итак, да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей699, согласно божественному апостолу, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа700.
Когда какой-либо человек желает предстать царю, то готовится к этому заблаговременно. Он приводит себя в порядок, готовит речь, продумывает свое поведение и манеры, чтобы привлечь царскую милость и быть услышанным в желанном прошении. Насколько Царь Небесный превосходнее земного, настолько же усерднее и христианин должен готовиться к Божественному Причащению, чтобы сподобиться милости и прощения.
Приходящий к земному царю зачастую вооружается лукавством, лестью, лицемерием и ложью, чтобы получить желаемое, в то время как верного христианина, приходящего к Царю царей, Который взирает на внутреннего человека, должны украшать святость, смиренное мудрование и простой нрав души, который драгоценнее гибнущего золота.
Приготовимся и мы, очистив помыслы и умертвив чувства, да совнидем в чистоте со святыми апостолами на Тайную Вечерю и да причастимся сладчайшего Иисуса, дабы Он пребывал с нами в нескончаемые веки веков. Аминь, буди!
6
Стой в церкви со страхом и благоговением, ибо здесь невидимо присутствует Христос со святыми Ангелами. Внимательных и благоговейных насыщает благодатью и благословениями. Невнимательных же осуждает, как недостойных.
Постарайся причащаться как можно чаще. У тебя есть на это благословение, потому что Божественное Причащение – наилучшая помощь подвизающимся против греха.
7
К Божественному Таинству приступай с великим умилением, сокрушением и чувством своей греховности. Велика милость Бога, Который соглашается войти в тебя, не гнушаясь множеством твоих грехов. По Своей безграничной любви, Он приходит освятить тебя, удостаивая тебя стать Его чадом и сонаследником Его Царства.
8
Недостойно я служу моему Богу. Служение это святое и страшное. Каждый день я приношу Богу жертву благоугодную, Агнца Божия, Непорочного – Непорочному Отцу и Богу, дабы милостив Он был к тому, чем мы огорчаем Его, благаго Бога, Который ради нас принес в жертву Своего Сына. О Боже мой, возлюбленного Твоего Сына – за нас! Кто мы такие, что стоило приносить ради нас такую высочайшую жертву! Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его701.
Образ блудного сына, расточившего богатство отца, явно указывает нам на то, ради чего умер Христос.
Грех прародителей – начало и корень всех скорбных событий, бывших доныне и тех, что будут до скончания века. Одно преслушание, подобно семени во утробе Евы, произрастило и передало телесную и душевную смерть происшедшему от нее человеческому роду. И могла ли представить себе бедная Ева, что малое вкушение плода приведет к такой катастрофе и муке, что принудит Святую Троицу к Совету702, чтобы одно из Лиц Живоначальной Троицы было послано в мир и претерпело от творения Своих рук – человека – заушения, пощечины, бичевание, оплевание и всякий позор, было повешено на Кресте как проклятое: проклят всяк, висящий на древе703.
На каждой Божественной литургии воспоминается крестное страдание Иисуса, нашего сладкого избавления, света наших помраченных душ, и Его живоносное воскресение, через что получает искупление каждая грешная душа. И если в ветхом законе, который был лишь тенью, кровь тельцов и козлов и пепел телицы очищали от грехов, то не тем ли более Всесвятая Кровь Христова, которой мы приобщаемся во святых жертвенниках святых Божиих Церквей, очистит нас от всякого греха и согреет наши души Божественной любовью нашего сладчайшего Иисуса!704
Любовь рождается от рассуждения, ибо если все мы, и в частности каждый из нас, не осознаем, чт!о даровал нам Бог, Который нам, со всеми нашими грехами, дал великую милость познать Его и самих себя, то не пригвоздим свои души Его страхом и не возрадуемся красоте Его любви.
Апостол Павел, чтобы пробудить бОльшую любовь и благодарение Богу, говорил христианам: Какой же плод вы имели тогда (в язычестве)? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь… Ибо возмездие за грех – смерть705.
Если бы Бог не призвал нас, чтобы мы последовали Его святому пути познания самих себя и осознали нашу прежнюю греховную жизнь, если бы не было Божественного просвещения, то мы никогда бы не увидели пути света и истины.
Он призвал нас всех: одних – с детства, других – в зрелом возрасте, третьих – в старости. Он принял нас всех, как птица под свои крылья706, чтобы сотворить причастниками Своего Божественного Царства. Он ничего не возгнушался: ни язв, ни ран, ни болезней, ни духовно безобразного облика наших душ. Но Он принял нас, как отец, вскормил, как мать, и, подобно безмездному врачу, исцелил и облачил в прежнюю одежду усыновления, благодати, презрев многие долги и грехи каждого из нас. Потому мы должны иметь безграничную любовь к Нему и почтение. Любовь да пребывает в сердце, подобно живому роднику, источающему потоки божественной любви. Не так, как древний Израиль, любивший только устами, а сердцем далеко отстоявший от Христа, но как пылающий огонь, говорящий: «Прииди ко Отцу».
Как спортсмен испытывается на беговой дорожке и на спортивной площадке, так испытывается и христианин на поприще борьбы, истинно ли Он любит Бога. Терпение в борьбе против разнообразного греха, мужество в стремлении исполнить Божественные заповеди отличают теплого служителя Иисусова.
Не будем огорчать преступлением заповедей, ропотом, непослушанием, разнообразными видами греха Того, Кто показал нам безграничную любовь, но, как благодарные рабы, постараемся упокоить Его утробы, дабы утешился Он, как говорит псалом: и о рабех Своих утешится707.
* * *
Имеются в виду те, кого поминает на литургии или при совершении проскомидии священник.
См.: Литургия святителя Василия Великого. Молитва по освящении Даров.
Слово «папас» (греч. παπάς) по значению близко к русскому «батюшка», и обычно в народе к имени священника прибавляют эту приставку, что звучит более тепло.– Перев.
«Папа Савва» – афонский иеромонах Савва (1821–1908 г.). Происходил родом из восточной Фракии (г. Афира), в молодом возрасте, вняв зову души, пришел на Святую Гору. Промысл Божий привел юного подвижника в келию Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где его духовным руководителем стал уже известный в те годы старец – иеросхимонах Иларион Грузин. Позже отец Савва подвизался со своим наставником (вплоть до самой его смерти) в пустыни Святого апостола Иакова, затем вынужден был перейти в обитель святого Дионисия, к которому и относилась эта пустынь. Старец Савва – великий аскет, душеведец, замечательный пастырь и духовник. Прославился также дарами исцеления и прозорливости. Уже при жизни почитался святым и удостоился именования «папа», свидетельствующего об особом уважении и любви к нему святогорцев. Последние годы жизни провел в каливе Воскресения Малого скита Святой Анны, где и похоронен. Подробнее о нем см.: Архимандрит Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 311–390.
Ахимандрит Иоаким (Специерис) – доктор богословия, государственный проповедник, автор духовных книг и жизнеописаний многих афонских подвижников. В бытность свою иеромонахом подвизался в афонском Новом Скиту, в каливе Святых бессребреников. Находился под духовным руководством старца Саввы. Оставил свое свидетельство о нем в написанной им книге «Воспоминания» (Т. 1. Святая Гора – Иерусалим. Афины, 1931). Будучи священником подворья Гроба Господня, жил в Иерусалиме.
Здесь автор допустил неточность: среди оставленного отцом Саввой сохранилось одно письмо, датированное 12 декабря 1907 года и адресованное «в Россию, Екатерине». Установить, кто была эта Екатерина, не представляется возможным.
Имеется в виду монастырь Рождества Святого Иоанна Предтечи, более известный как монастырь Дионисиат, названный так по имени своего основателя, святого Дионисия Афонского.
Иларион Грузин (Ивериец) – иеросхимонах Иларион (1776–1864). Происходил из древнего имеретинского дворянского рода. С 6 до 18 лет находился на воспитании у брата своей матери, иеродиакона Стефана, живущего строгой отшельнической жизнью в пустыне. Впоследствии два с половиной года служил при дворе имеретинского царя Соломона II писцом. В этот период был рукоположен в сан пресвитера, являлся духовником царя. В 1819 году прибыл на Афон, поселился в монастыре Дионисиат, затем в течение многих лет подвизался в скитах и пустынях Святой Горы (келия святого Иоанна Богослова, калива святого Апостола Иакова), ведя строгую отшельническую жизнь. Был известным духовником, обладал даром прозорливости (известно, что он предсказал итог русско-турецой войны). Имел учеников, ближайшим из которых был отец Савва, проведший возле своего старца двадцать один год. На Афоне имя иеросхимонаха Илариона окружено славой, стало почти легендой. Покоится он на кладбище монастыря Дионисиат.
См.: Лев.16:15–16; Чис.19:9,17–19.
См.: Евр.9:13–14.
См.: Чис.21:8–9.
Песнопение, которое поется во время причащения верующих за литургией.
Имеется в виду Предвечный Совет. Конечно, Бога никто ни к чему принудить не может, но Господь Сам пошел на эту жертву по любви к Своему творению. Только в этом смысле вкушение Евой запретного плода «принудило» Святую Троицу к посланию в мир Сына, чтобы снова дать человеку возможность стать таким, каким замышлял его Творец.– Перев.
См.: Евр.9:13–14.
Ср.: Пс.134:14. Согласно контексту, именно так понимает стих из этого псалма архимандрит Ефрем. Но русский синодальный перевод (с еврейского), так же как и перевод П. Юнгерова (с греческого текста) со ссылкой на Златоуста (см. также толкование Евфимия Зигабена) дают другое значение: «И к рабам Своим умилосердится». Однако сам глагол παρακληθήσεται от παρακαλέω включает в себя оба значения.– Перев.