Источник

Беседа 3. Освящение души42

Несчастная душа, познай своё существо, то благородство, с каким Бог тебя сотворил! Пойми, что ты бессмертна, что не умрёшь никогда, что ты наделена даром бессмертия. Ты – не то что тело, которое умрёт и истлеет, будет пожираемо червями и станет источать зловоние. Да, и оно воскреснет во Втором Пришествии Христовом, но для тела, которое не восприняло Благодать Божию в этой жизни, воскресение будет в погибель.

Душа, ты небесна! Ты наделена исключительной красотой, благородством, тебя Бог сотворил по-особому. Ты оставишь этот мир и отойдёшь к Нему, как и Христос говорит о Себе: «Приидох в мир: и паки оставляю мир и иду ко Отцу»4344. Твоя родина не здесь, долу; душа, твоя родина на Небе, ведь ты нетленна. Небесное не подвержено действию времени, оно не изменяется, не теряет своего великолепия, красоты, благоухания, Божественной Благодати.

Небо – это родина Ангелов и святых, там обитает всё самое чистое и для Бога самое драгоценное. Там Бог всё разместил по порядку. Да и в этом, земном мире у Него во всём порядок и красота: солнце, луна, звёзды, времена года, животные морские и земные, птицы, человек и многое другое – у всего своя красота, и всему Богом премудро определено своё место. Во всём такая гармония и такой порядок, что человек, который смотрит на земную красоту, невольно приходит в восхищение. Особенно весной, когда кругом зелень и цветут цветы. Можно себе представить, как красиво будет на Небе, где всё нетленно, вечно, неизменно и бесконечно.

Гражданином и наследником этого Небесного отечества, Горнего Царствия будет человек, душой и телом наделённый от Бога благородством, если здесь, на земле, он станет близким Богу. Тогда у него будет полное право войти в вечную жизнь. «Емлися за вечную жизнь»4546, – призвал апостол Павел Тимофея47. Это значит: крепко держись вечной жизни, чтобы не потерять её.

Как держаться вечной жизни? Надо всё время поучаться в ней, держать её в уме, тогда и в сердце народится стремление к ней. А стремление к жизни вечной заставляет внимательнее относиться к жизни здесь, чтобы обеспечить жизнь там. Вот если человек заботится о своём здоровье, то он уж делает всё возможное, чтобы сохранить его. Или если человеку чего-то очень хочется, то он-то прилагает все усилия, чтобы это получить. Так и мы, если подлинно возжелаем вечной жизни и твёрдо в неё уверуем, то у нас обязательно возникнет желание бороться за то, чтобы получить её.

В одном тропаре говорится: «Смотри, дабы не увлекло тебя земное и тленное, чтобы не прилепиться к нему и не потерять вечной жизни»48. Меньшее (тело) не должно обладать более благородным и большим (душой), но большее меньшим. Как этого добиться? Если человек очищает внутреннее, то очищает и внешнее (тело), ибо через подвиг и оно очищается.

Если сердце человека чисто, то и речь этого человека, и жесты благообразны и сдержанны, и все телесные чувства чисты, именно потому, что сердце чисто и непорочно. Если же сердце лукаво, то и чувства всё воспринимают греховно, а это затрудняет наше спасение.

Поэтому Христос говорит: «Смотри, человек, очисти сначала внутреннее чаши, потому что, если очистишь внутреннее, то и внешнее будет чисто; но если внутреннее останется грязным, то грязным будет и внешнее»4950. Так и тело вместе с душой: если очистится, то воскреснет в нетлении во Второе Пришествие.

Когда глас Сына и Слова Божия подаст сигнал к воскресению мёртвых и вострубят трубы ангельские, тогда восстанут мёртвые в четырёх концах земли, и земля и море отдадут своих мертвецов, души вновь обретут свои тела, но уже не тленные и вещественные, но бессмертные – такие, каким стало тело Христа по Воскресении51.

Воскресение Христово – это предзнаменование и предвестник того, что и люди воскреснут во Второе Пришествие, но не так, как сеются во гробе, а «в нетлении и духовности»5253. Облака восхитят предназначенных ко спасению и поднимут их навстречу сходящему на землю Судии живых и мёртвых. «Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем»54.

В молитве будем просить у Господа, чтобы Он просветил нас истинным светом, да познаем себя, познаем своё «божественное благорождение»55, как пишет псалмопевец56. Будем размышлять так: «Выходит, я – небесное существо? Я настолько близок Богу?» И это на самом деле так, ведь мы сотворены «по образу и подобию» Божию57. «По образу» – означает разумное, а «по подобию» – уподобление по мере наших сил Богу посредством добродетели. Бог имеет добродетели по природе, мы же их приобретаем, подвизаясь с помощью Божией, освящаясь Его Благодатью. У нас добродетели возникают по Благодати, так как мы сотворены Богом во времени, а Сам Он обретается вне времени. Вспомним наше происхождение, украсим душу добродетелями, ведь она сотворена, украшена и благословлена Богом. Напитаем, напоим, оденем, украсим её; пусть она предстанет пред очами Божиими во всей своей настоящей красоте.

Молитва, песнопение, церковное богослужение, поклоны, а главное, священная исповедь и Божественное Причащение, а ещё любая помощь ближнему и, особенно, дела любви, которые делаются от чистого сердца, а не от гордости и эгоизма, – вот средства, которые помогают благоукрашению души.

Но, главное, нужно иметь во всём смиренное мудрование, способность осознавать, что мы можем что-то делать только потому, что это Бог дал нам. «Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?»5859 Всё, что у нас ни есть, – есть от Бога. Помысл сказал тебе, что ты помог рукой? А руку тебе не Бог ли дал? Сказал языком доброе слово, помог советом? Не гордись. И слово, и язык тебе дал Бог. Ногами поспешил, чтобы кому-то помочь? И это от Бога. Воспел Бога сердцем, внутренним голосом, внутренним словом, помыслил благое о Боге и ближнем? И сердце, и слово – всё от Бога. Может быть, ты родился, потому что сам этого захотел? Это Бог привёл тебя к бытию! А если всё твоё – это дары Божии, которыми нужно служить Богу, то сам-то что ты Ему принесёшь?60

Потому Христос и сказал Своим ученикам: «И если исполните все повеления закона, ведайте, что вы обычные, никчемные (неключимые) рабы6162... Я дал вам, и вы даёте. Если бы Я вам не давал, то вам бы нечего было давать. Вы не спрятали добро, но распространили и преумножили»63. Значит, вознаграждается благое произволение, как и в Притче о талантах64. Одному рабу господин дал один талант, другому два, третьему пять. От всех трёх он потребовал удвоить данные таланты: чтобы один принёс ему потом десять талантов, другой четыре, третий два. Первые двое удвоили свои таланты, а третий свой спрятал, говоря: «Господин мой – человек жестокий, лучше я спрячу свой талант и верну ему, когда он вернётся». Этот раб был осуждён как ленивый и нерадивый, потому что он закопал свой талант, а другие пустили свои в дело и получили благословение от Бога.

И мы талант, данный нам Богом, должны преумножать. Он дал нам дар слова? – скажем несколько слов утешения. Дал физическую силу? – послужим человеку слабому. Одному Он дал талант ухаживать за больными – пусть ухаживает. Другому дал склонность трудиться в браке: помогать мужу или жене, детям. Третьему – призвание к монашеству, чтобы служить Ему в подвиге. Кому-то Он дал финансовое благополучие с тем, чтобы и другим помогал, чтобы тратил своё богатство только на необходимое для себя и не прилеплялся к нему сердцем, обеспечивая себя, уделял от Благословения Божия и тому, кто слабее65.

Каждому Бог дал некий дар как призвание, и человек должен послужить Божественному о нём Промыслу, чтобы на деле показать Богу свою благодарность66. Через эту благодарность он спасается милостью Божией. Бог принимает эту благодарность как служение Себе, приходит и воздаёт за неё дарами, самый щедрый из которых – Его Царствие, Горнее Отечество. Главное для нас – это просвещать: чтобы нас не обманул мир, чтобы не увлекли земные вещи, чтобы не прилепиться к ним, не отяготиться заботами настоящего века, нуждами временной жизни, но прилепиться к Горнему, к Царствию Божию. Здесь на земле человек изменяется от болезней или от старости, от долгих лет жизни. Он рождается младенцем, потом становится ребёнком, юношей, растёт и в конце жизни отходит к Богу. С возрастом человек меняется, зреет и под конец падает на землю, как спелая смоква.

Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде – и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели – и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист – и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих.

Но если человек душевно впадёт во грех и будет валяться в грязи страстей, то его душа становится безобразной, грязной и начинает источать зловоние. Ангелы отходят от него, потому что не могут выносить смрада этой души. В «Житии» святого Андрея, Христа ради юродивого,67 говорится, что он был человеком святым и бесстрастным, но, изображая из себя умалишённого, ходил по разным непотребным местам. Как-то раз зашёл он в некий дом, где обитали грешные женщины, и почувствовал отвратительный запах. Святой не мог там находиться, потому что был чист и чувствовал сильное отвращение. Он по-своему открыл этим женщинам, какое от них исходит зловоние по причине душевной и телесной нечистоты. А тем более отходят от человека, когда он ведёт невнимательную жизнь, Ангелы Божии и даже его Ангел Хранитель.

Но если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек – просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет большее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека.

От человека грязного, одетого в рубище, Ангел отходит подальше, а рядом устраивается бес. Когда мы смотрим на свинью, как она валяется в грязи, роется мордой в отбросах и ест всякую гниль, то чувствуем к ней отвращение. Так и человек: когда он невнимателен к своей жизни, то в очах Божиих подобен свинье.

Ангелы имеют большую любовь к человеческой душе, потому что они – наши старшие братья и знают, что такое Рай и что такое ад. Они торжествуют, когда приходит время сопровождать спасённую душу Горе, а потому ещё загодя как бы рассуждают: «Почему душа, которую вручил мне Бог, должна идти в ад; почему она должна попасть в руки диавола, а не достаться Христу? Почему должен победить чёрный бес, а не я? Почему он должен похитить её? Я Благодатью Божией повергну искусителя, подниму эту душу на крыльях своих и воспарю с ней на Небо, ведь она – есть дыхание Божие и должна быть рядом с Отцом!» И прикладывает усилие Ангел, и просвещает нас, и внушает, чего нам избегать и к чему относиться внимательнее.

Но приходит эта ненавистная грязная похоть, грех, мирское и словно некая непреодолимая сила увлекает нас, соблазняя столькими манящими вещами. Есть внутри нас и ещё один мир – страстный, мир ветхого человека, который питает свои запросы. Эти желания соединяются с внешними искушениями, давят на душу, и та отступает.

И каждое такое отступление означает соответствующий грех, и грех этот записывается в обвинение. А когда приходит время и человек умирает, то уносит с собой своё же обвинение и проходит с ним по мытарствам. Если человек исповедовал грехи здесь, на земле, и Бог их изгладил посредством духовника, то когда на мытарствах демоны скажут душе: «Смотри, какой грех значится за тобой?» – Ангел опровергнет: «Вникните, что тут написано рядом – всё изглажено, со всем этим покончено на земле, вы никакой здесь доли не имеете, потому что всё исповедано, стёрто, омыто слезами. Пала слеза и смыла всё. В ваших бумагах этого ничего не записывается. Но Бог праведен и несправедливо ни с кем не поступает».

Потому Церковь непрестанно нас поучает: «Измыйтеся, чисти будите, отимите лукавства от душ ваших»68. «Омойтесь, – говорит пророк, – очиститесь, удалите из сердец ваших лукавство, породнитесь с Богом, восстановите разрушенную связь с Ним, потому что не знаете, что готовит завтрашний день»69.

Святой Антоний70, когда преставился и стал восходить на Небо, был на пути остановлен демонами; те спросили:

– Ты куда?

– Иду к Богу, – отвечает Святой.

Они опять взыскуют:

– У тебя есть грехи!

Тогда явились один из Архангелов и с ним Ангел Хранитель и обратились к бесам:

– То, о чём вы говорите, он совершил до или после пострига в ангельский чин?

Бесы ответили:

– До пострига.

Ангелы возгласили:

– Если это было до пострига, значит, потом было изглажено, потому что постриг – это второе крещение. Какие-нибудь грехи после пострига есть?

Бесы воззрились в свои пометы, но ничего не нашли – настолько был чист и непорочен преподобный Антоний. Так беспрепятственно душа Антония вознеслась на Небо, хотя бесы и задержали его на битый час.

Авва Павел Препростый71 был очень стар, но святой жизни, и захотел стать монахом уже в преклонном возрасте. Однажды, ещё живя в миру, он отправился работать в поле, а когда вернулся домой, то увидел свою жену с другим мужчиной и сказал:

-Вы оставайтесь здесь, живите вдвоём, а я пойду в монахи.

Он ушёл и добрался к святому Антонию Великому, постучал в дверь, святой Антоний отозвался и спросил:

– Что тебе нужно, старче?

– Я пришёл, чтобы стать монахом.

-В таком возрасте тебе вздумалось становиться монахом и ты пришёл ко мне? Шёл бы ты лучше в монастырь, где есть молодые, они будут за тобой ухаживать. А то ты старик и я старик: что нам делать вдвоём? Как мы будем друг о друге заботиться?

– Я никуда не пойду, останусь здесь.

– Лучше иди, я всё равно тебя не возьму.

– Нет, я отсюда не уйду.

Святой Антоний вошёл в келью и закрыл дверь. Он вышел только через три дня по какой-то нужде, открывает дверь и видит перед собой преподобного Павла.

– Старче, ты ещё здесь?

– Здесь. Вот умру и буду обличителем твоего жестокосердия, что ты не хочешь принять меня и сделать монахом, – сказал тогда Павел для вида.

– Но ты не можешь, – отвечает святой Антоний, – в таком возрасте стать монахом. -Могу, почему нет?

– Ладно, заходи, давай подвизаться вместе! Знаешь, ведь мы монахи читаем.

– Я тоже буду читать.

– Мы поём псалмы, молимся.

– Я тоже могу это делать.

Святой Антоний приступил к подвигам (трудам) – и Павел Препростый вместе с ним.

– Давай приготовим поесть, – сказал святой Антоний и размочил в воде два сухаря для Павла и один для себя.

– Давай помолимся.

Час они стояли на ногах и молились.

– Садись, старче, поешь.

– Почему мне два сухаря, а тебе один?

– Потому что я монах, а ты ещё нет.

– Я тоже буду монахом, поэтому и мне полагается один сухарь.

В конце концов святой Антоний оставил его у себя, потому что Павел так подвизался, что превосходил даже молодых. За свою великую простоту и святость он получил от Бога благодать изгонять главных бесов, то есть бесовских князей72.

Однажды несколько человек привели к святому Антонию бесноватого, чтобы старец изгнал из того бесов, но преподобный отправил их к авве Павлу. Преподобный Павел стал молиться, но бес не выходил. Тогда авва взобрался на скалу и воздел руки к небу в молитве. От солнца был жар, как из печи, – если положить тесто, то оно превратилось бы в хлеб, вот как было жарко! Но преподобный Павел стоял на скале, стоял несколько часов. «Христос свидетель, я не сойду отсюда, пока ты не выйдешь», – сказал он бесу. Едва он это произнёс, жар стал жечь не его самого, но беса, который сидел в человеке. «Выхожу, старик, выхожу, твоё смирение жжёт меня!» – закричал бес и вышел из бесноватого.

Но почему бес не вышел сразу? А потому, что Павел вмале воспрекословил святому Антонию, вопросив: «Почему, старче, ты сам его не изгонишь, а говоришь мне, чтобы я изгнал?» За это прекословие бес-то и не выходил. Но так как Павел был человеком праведным, простым и незлобивым, то благодаря своему великому смирению в конце концов изгнал беса.

Мы видим, насколько ему помогли добрые дела, которые он творил в миру и в монашестве. Он стал сосудом избранным, душа его приобрела такую красоту, что бесы от одного его вида теряли силу и выходили из людей. Так и мы должны стараться украсить свою душу добрыми делами, стараться не грешить, но пребывать в чистоте. Чистая обитель для чистых душой – это Царство Небесное, где обитают Ангелы и Пречистый Господь. Грязное жилище – это ад вместе с бесами.

Христос особенно любит чистые души и творит с ними брак духовный, девственный, непорочный, святой. И все души, которые уневещиваются Христу, Он собирает в Царствии Своём, украшает великолепием Небесного наследия. Там соберутся все души, уневестившиеся Ему, облечённые в светлое: юные, прекрасные, увенчанные каждая своими добродетелями, которые будут сиять на них, словно венцы, ожерельями. Все будут блистать великолепием, красотой, благоухать Божественным благоуханием. Каждая душа будет смотреть на другую и радоваться, потому что будет видеть не собственный блеск, но великолепие окружающих.

Будем же подвизаться, дабы и нам сподобиться участи избранных в Царствии Божием! Аминь.

* * *

42

Произнесено на встрече с соотечественниками в Америке.

44

Полный текст: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28).

46

Полный текст в русск. переводе: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1Тим.6:12).

47

Тимофей (Τιμουεος – почитающий Бога) (ок. 17 – ок. 8о гг.), апостол из 70-ти, ученик и спутник ап. Павла, еп. Эфесский. Родом из малоазийской провинции Ликаонии, прошёл с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол.1:1), Филиппийцам (Флп.1:1) и Филимону (Флм.1:1). В послании к евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр.13:23). Эфесской Церковью св. Тимофей управлял 15 лет, скончался мученической смертью в царствование Домициана. Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, куда были перенесены в царствование Констанция. Память совершается в день 70 апп. (4 янв.) и 22 января.

48

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?. .. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.25,31–33).

50

«Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:26–27).

51

См. Откровение Иоанна Богослова.

53

«Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:42–44). – Ср.: Дан.12:3; 3Езд.7:97.

54

Ср.: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:3); «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин.17:24).

55

«Приведший всё в бытие и собственною волею сформировавший всего человека по Своему образу... Он [Бог – Ред.] предвидел зрительною силою, что по своему произволению она (человеческая природа – Ред) не пойдёт прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадает от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшейся в грех, вместо ангельского благорождения насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» (Григорий Нисский «Об устроении человека», гл. 16,17). Однако Домостроительство Христа очищает человеческую природу от скверны грехопадения и даёт новый тропос рождения, преобразуясь в Таинстве Крещения в «благорождение» Божественное.

56

«Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс.99:3).

57

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26–27).

59

Полный текст: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). – Ср.: Ин.3:27.

60

«Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?» (Иов.35:7).

62

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говори те: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

63

Ср.: «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3:27); «И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин.6:65); «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16).

65

Ср.: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли] служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8).

66

Ср.: «По каждому дается проявление Душ на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7–11).

67

Блаженный Андрей (Ανδρέας Σάλος, †936 г.), Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский, Христа ради юродивый – известный святой, славянин, жил в X в. в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Память – 2 октября по ст. ст. «Житие» Андрея Юродивого – памятник византийской церковной литературы X в., автором которого считается константинопольский монах Никифор.

70

Преподобный Антоний Великий, Антоний Фивский (Αντώνιος ό Μέγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

71

Преподобный Павел Препростый (Άββας Πάυλος, †340) – ученик св. Антония Великого, отличавшийся безропотным послушанием. Препростым назван за своё простосердечие и незлобие. Память – 7 марта и 4 октября по ст. ст.

72

История приведена в «Лавсаике» (Палладий «Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев», гл. 25).


Источник: Искусство спасения / Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-. / Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., [8] л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle