Вопросы и ответы
Вопрос: Как хулится Бог? Чего требует Тот, Кому принадлежит всякая честь и держава? Кто есть податель всякой святыни?
Ответ: Бог говорит чрез пророка: «горе, вас ради имя Мое хулится во языцех» (Ис.52:5). Итак, угроза эта идет (относится) и к тем, которые бесчестят образ Божий. По образу и по подобию Божию создал нас Бог; всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми, чтобы мог он сказать: «Да святится во мне имя Твое, Господи! «Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех»« (Мф.5:16). Видите, как Бог прославляется добрыми делами? Но как Он прославляется добрыми делами, так, наоборот, деяниями лукавыми хулится и бесчестится. Неверные и язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно язычникам и неверным, проводят время в объядении и пьянстве, играя и скача с гуслями и тимпанами, и свирелями, и ликами, рассуждают тогда, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, а в хулу христианству говорят: «Что предал и заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут преступить слова и заповеди своего Учителя». То есть думают, что таково именно и есть учение и таинство Христово. Таким образом через это и хулится имя Божие из-за нас. И на нас уже исполняется написанное: «горе, вас ради имя Мое хулится во языцех». Но мы, братия мои, предоставив то желающим, будем добрыми делами святить имя Божие. Богу подобает всякая слава во веки веков! Аминь.
Вопрос: Что значит сказанное апостолом: «преступлением закона Бога безчествовуеши» (Рим.2:23)?
Ответ: Если взявший и читающий царское писание принял его со всей внимательностью, с честью, страхом и усердием и чествует его, и лобзает, словом сказать, делает, что ему предписано, – то тем воздается честь царю. А если отринет и уничижит он то писание, оскорбит и обесчестит принесшего его, то оскорбление делается самому царю. Так и преступающие предписания Великого Царя, то есть пречистое Евангелие Его, – преступлением своим бесчестят давшего заповедь Христа. Так должно разуметь об иудеях. Приняв Писания, начертанные перстом Божиим, приносивших их они оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли, таким образом преступив закон Божий, который говорит: «неповинна и праведна да неубиеши» (Исх.23:7). Самого Начальника жизни, Святого и Праведного, оскорбили и заушили, оплевали святое всепречистое и страшное лицо Его, Которого трепещут небо, земля и море, и все наполняющее их (почему и сказал им Спаситель: «Аз... чту Отца Моего, и вы не чтете Мене» (Ин.8:49), а, наконец, убили Его. Слышали, как преступлением закона бесчествуется Бог?
Так, дети, и именующиеся христианами, но живущие небрежно, преступлением Евангелия бесчестят Бога, делая то, что противно Владычней Тайне и заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, почитая их совсем не заслуживающими внимания, отвращают слух свой от истины, обращаются же к басням, как предвозвестил апостол, что придет время, «егда здраваго учения не послушают» (2Тим.4:3). И вот видим, что слово стало делом. Ибо кто слушается Божественных Писаний? Кто внемлет Христовым заповедям? Кто мудр и хранит сие? Кто докажет, что не преступники мы закона? Многие мудры по плоти; многие благородны; многие сведущи: и книжники, и законники, и цари и князи, и богатые и убогие, и рабы и свободные, и учители и монашествующие, и девственники, и живущие в девстве без обета. Кто из них может подтвердить или доказать, что христианину должно играть на гуслях, или плясать, или скакать, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать и носить так называемые хранилища (сумы для пожертвований), или вопрошать бесов, или упиваться и тому подобное? Кто докажет, что свойственно это христианам? Какое Евангелие, какая книга апостольская, какой пророк? Вот, до пределов вселенной читается в Церкви Божественное Писание, закон, пророки, апостолы и Владыка всяческих, но нигде не найдешь, чтобы христиане прилично (добросовестно) делали это. Напротив, каждый заблудился и уклонился в пути своем, и стал преступником закона, и бесчествует Бога преступлением закона и предписанного законом, пророками и апостолами. Вот, слышали вы, как бесчествуется Бог. Итак, христианин, перестань преступать закон и бесчествовать Бога. Перестань, наконец, подражать язычникам, чтобы, отойдя туда (в мир иной), не встретить тебе великой нужды, тесноты и бесчестия. Хочешь ли слышать, как Владыка повелел христианам «ликовать» и «скакать»? Слушай: «Блажени плачущии... блажени алчущии и жаждущии» (Мф.5:4, 6). Это – первый праздник у христианина. И еще: «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата» (Лк.13:24); и еще: «аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печални будете» (Ин.16:20). И еще говорит: «не возноситеся. Всех бо сих язы́цы мира сего ищут» (Лк.19:29–30). Итак, не уподобляйтесь им.
Хочешь ли слышать о «возлежаниях» и «скаканиях» пророка Давида? Слушай, что говорит: плача и сетуя хождах (Пс.34:14); покрых постом душу мою... и положих одеяние мое вретище (Пс.68:11–12); Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4); пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). И еще говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7). И еще: Очи мои выну ко Господу (Пс.24:15); и еще: От всякаго пути лукава возбраних ногам моим (Пс.118:101). Слышал ты, как «ликовал» Давид? Так ликуй и ты, христианин.
Хочешь ли слышать о «празднествах», «отдыхе», «забаве» и «скакаяних» блаженного Павла? Послушаем, братия, что советует блаженный Павел. Послушайте, как убеждает и умоляет, говоря: «Подражатели мне бывайте», братия (1Кор.11:1). Что же такое сделал Павел, в чем и мы должны подражать ему, чтобы сподобиться одной с ним части? Ибо многие, слышу, говорят: «Слушаюсь апостола, и как он научил, так и делаю». Смотри, что говоришь, – не лги, не изменяй своего слова! Если устоишь в истине, то будешь блажен и в нынешнем, и в будущем веке. Но подозреваю и боюсь, чтобы тебе не оказаться лжецом: «яко умалишася истины от сынов человеческих» (Пс.11:2). – «Вси уклонишася» (Пс.13:3). Однако же блаженный Павел убеждает, говоря: «Подражатели мне бывайте». Подражай Павлу, христианин. Кто говорит: «Принимаю и делаю все, что сказано апостолом», – кто хочет стать подражателем Павловым, тот не ликует, не веселится, не забавляется на земле. Подражатели мне бывайте, братия. Ужели ликовал Павел? Играл ли на гуслях? Пел ли бесовские песни? Да не будет сего!
Откуда же заняли (где же нашли) ликования утверждающие о себе, что соблюдают они учение апостола? Кто научил этому христиан? Не учили этому ни Павел, ни Петр, ни Иоанн, ни кто другой из богоносных. Но научил же древний змий, враг истинных христиан, учитель всякой нечистоты. Научивший любодействовать – научил и плясать, научивший служить идолам – научил и играть. Потому апостол играющих назвал идолослужителями, говоря: «Ни идолослужители бывайте, якоже нецыи от них, якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти» (1Кор.10:7). Слушайте, играющие, лучше же сказать, – служащие игралищем! Апостол поставил вас в один ряд с идолослужителями! Устыдитесь, наконец, и перестаньте предаваться этому языческому и безбожному беснованию. Не учил этому Павел, не учила и матерь наша, Церковь. И вы, которые хотите быть подражателями святых апостолов, оставьте это идолослужение. Не обманывайтесь, братия, не дело это учеников Христовых, не дело христиан, не дело людей богочестивых, не дело желающих спастись и наследовать жизнь вечную. Напротив, все это делают язычники, у которых нет никакой надежды на спасение, делают те, которые не имеют у себя пред очами будущей жизни и страха Божия. Взывает Павел: «Ни идолослужители бывайте, якоже нецыи от них». Кто же это? Очевидно, иудеи. Как же стали они идолослужителями, скажи нам, Павел? «Седоша людие ясти и пити, и восташа играти». Довольно ли этого или присовокупить и иное нечто? Но и этого довольно для желающих слышать. Подражатели Павловы поверят Павлу; подражатели Христовы, без сомнения, послушают Его, как говорит Богослов: «мы от Бога есмы; иже знает Бога, послушает нас, а иже несть от Бога, не послушает нас» (1Ин.4:6).
Приступите, наконец, подражатели Павловы и подражатели Христовы, послушаем, что взывает Павел. Умоляет он, говоря: «подражатели мне бывайте», братие, «якоже и аз Христу». Скажи же, блаженный Павел, каким образом может кто-либо стать твоим подражателем? Предложи на среду (для нас) святое свое учение, поведай нам свои деяния, опиши свою «забаву», свой отдых, свои сказания (проповедь), чтобы нам слышать и подражать тебе, ибо все знаем, что ты блажен и будешь царствовать со Христом бесконечные веки. Скажи нам, как подвизался ты и сподобился оной славы? Скажи нам, Павел, чтобы и мы стали подражать тебе, и сподобились с тобой вечных благ. Если ты ликовал, – и мы будем ликовать; если ты плакал, – и мы станем плакать; если ты постился, – и мы будем поститься. Скажи, что делал ты по вере, – и будем все это делать. Скажи нам, Павел, как должно жительствовать христианину, чтобы неслушающие тебя постыдились, а верующие сказанному тобой утвердились. Павел отвечает и говорит: «послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии язы́цы ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждени от жизни Божия» (Еф.4:17–18). «Отложше лжу, глаголите истину... солнце да не зайдет в гневе вашем. Ниже дадите место диаволу. Крадый, ктому да не крадет... Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф.4:25–29). Где же поющие бесовские песни и утверждающие о себе, что они подражают Павлу? Послушайте взывающего Павла: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию... Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою» (Еф.4:29, 31). Сказав важнейшее: «Подражатели мне бывайте», – скажи и другое: «Бывайте убо... якоже чада Божия возлюбленная» (Еф.5:1). Слышите и трепещите желающие быть христианами, и оставьте языческие дела, – «бывайте убо подражатели Богу». Еще взывает Павел: «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас... И сквернословие, и буесловие, или кощуну» (Еф.5:3–4). «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф.5:18). «Подражатели мне бывайте. Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем» (1Фес.5:14). «Подражатели мне бывайте. Блюдите, да никтоже зло за зло воздаст: но всегда доброе гоните» (1Фес.5:15). «Подражатели мне бывайте. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся» (1Фес.5:16). Отвергнемся «нечестия и мирских похотей» (Тит.2:12). «Подражатели мне бывайте, братия. Страннолюбия держащеся» (Рим.12:13). «Братолюбием друг ко другу любезни... Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» (Рим.12:10, 12). «Подражатели бывайте мне» – образцу. Подражатели бывайте блаженному Павлу, чтобы и вам царствовать со Христом бесконечные веки.
Где утверждающие о себе: «Мы делаем все, что ни говорит Павел»? И кто (тогда будет) блаженнее тебя, если устоишь во истине, брат? Но смотри, не окажись лжецом, говоря и не делая, ибо Павел тебя еще увещевает: Подражатели мне бывайте. Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в трудех... в бдениих... в пощениих... в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией (2Кор.6:4–7). Подражатели мне бывайте, братия. Кто столько мужественен, чтобы подражать Павлу и стать сосудом избрания? Итак, христианин, если хочешь подражать Петру, Павлу и Иоанну, соблюди слова их, охраняй учение их, подражай их подвигам, не люби мира и того, что в мире, не веселись в этом веке, не много спи, не проводи времени в смехе. Подражай Павлу, повторяю еще и еще. Изучай, христианин, как Павел «веселился», как он «забавлялся», как он «торжествовал» и «праздновал», и «ликовал» в сем мире.
Подражай не словом только, но и делом. Скажи нам, святой Павел (ибо не перестану умолять тебя, блаженный), поведай нам, как ты «веселился» и «забавлялся» в мире сем? – Павел отвечает: «три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас» (Деян.20:31), Вот мое торжество: «В трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От иудей пятькраты четыредесять разве единыя приях. Трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь и день в глубине сотворих. В путных шествиях множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды в пустыни ...в мори... В труде и подвизе, во бдениих множицею... в зиме и наготе» (2Кор.11:23–27). Таковы Павловы «скакания» и «шествия». «Подражатели мне бывайте», братия, «яко же и аз Христу. Сребра или злата или риз ни единого возжелах. Вся сказах вам» (Деян.20:33, 35). «Подражатели мне бывайте», а я готов не только быть связанным, но и умереть за имя Господа Иисуса. «К намеренному теку, к почести вышняго звания Божия» (Флп.3:14). «Тако теку, не яко безвестно: тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю» (Кор.9:26–27). «Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится» (1Кор.9: 25). «Тако тецыте», братия, «да постигните» (1Кор.9:24). Подражайте святым, «и тако тецыте», чтобы с ними принять вам венец и царствовать.
Итак, удержись, христианин, от дел языческих и эллинских, чтобы преступлением закона не бесчестить тебе Бога и не навести себе самому бесчестия, и не собрать себе «гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия», в который «судит Бог тайная человеком, по благовестию Моему» (Рим.2:5, 16), когда и Ангелы будут предстоять с трепетом, когда понесем наказание не только за дела, но и за слово праздное.
Приведем себе на мысль, братия, что «человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет» (Пс.102:15). Одно мгновение времени, – и все прекратилось. Для чего напрасно мятешься, человек? Один припадок горячки прекратит твои играния и скакания, один час разлучит тебя с ликующими, одна ночь – и увянут плоти твои, изнемогут ноги, померкнут очи, умолкнет язык, оскудеет у тебя бесчинный голос, умножатся твои стенания, потекут у тебя слезы, и никто не будет в состоянии помочь тебе, но все, оставив тебя, пойдут каждый по себе, и никто не будет стоять подле тебя, кроме невидимых бесов, которым ты услуживал. Грозный же Ангел, стоя вдали, будет выжидать Владычного мановения, чтобы исхитив жалкую душу твою, отнести ее в уготованное ей место, чтобы пожала она посеянное ей там, где возделываются в обилии и избыточествуют плач, и сетование, и рыдание, и воздыхание, и скорбь, и теснота, и скрежет зубов, и горе. Там померкнут очи упивавшихся, там иссохнут руки пляшущих, там будут мучиться и стенать пьющие вино с гуслями и свирелями. Там восплачут и поскрежещут зубами блудники и прелюбодеи, тати, прорицатели, отравители, волхвы, ворожеи, составители чародейных надписей и все, шедшие широким и пространным путем. Горе им! потому что невозможно скакать и ликовать и здесь, и там, как говорит Господь: «горе вам смеющимся ныне, яко восплачете» (Лк.6:25), – очевидно же, восплачут там. Невозможно, братия, быть то христианином, то язычником. Ибо «никтоже может двема господинома работати» (Мф.6:24).
Итак, по сказанному выше, нигде не дозволено христианину делать что-либо подобное, потому что Господь наш упразднил все это и, поправ научившего сему диавола, избавил нас из рук его, сказав: «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин.10:11). «Приидите ко Мне» (Мф.11:28). «Аз есмь путь» (Ин.14:6). «Приидите ко Мне вси» (Мф.11:28). «Аз есмь истина. Приидите ко Мне. Аз есмь живот: Приидите ко Мне вси. Аз есмь свет миру» (Ин.8:12). «Приидите ко Мне вси»; отрекитесь от сатаны, отвергните его учения. «Приидите ко Мне вси». «Совлекшеся ветхого человека с деянми его. И облекшеся в новаго» (Кол.3:9–10). «Приидите ко мне вси. Древняя мимоидоша, се Быша вся нова» (2Кор.5:17). «Закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин.1:17). Все, «иже законом оправдаетеся: от благодати отпадаете» (Гал.5:4). «Приидите ко Мне вси». Ибо «грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин.6:37).
О, безмерная благость Божия! Всех она призывает! Всем хочет спастись! Слава Божию человеколюбию! Итак, братия, не законом уже оправдывайтесь, потому что прешла сень (черта) законная. Которые под законом, те под клятвой, а нас искупил от клятвы законной Христос, Спаситель наш. Не законом уже оправдывайтесь. Не будем увенчивать преддверий, не будем составлять ликов, воспевая бесовские песни, не будем обольщаться свирелями и гуслями. Не законом будем уже оправдываться, чтобы не отпасть от благодати, чтобы не быть под клятвой. Христос искупил нас от клятвы законной. Ему слава во веки! Аминь.
Вопрос: Почему о еретиках написано: «не ненавидящыя ли Тя Господи возненавидех» (Пс.138:21). В другом месте сказано: «ненавидьте их, как врагов Божиих». И опять в другом месте говорится: «Да не возненавидиши брата твоего» (Лев.19:17)?
Ответ: Еретиков, как хульников и врагов Божиих, Писание называет не человеками, но псами, волками, свиньями и антихристами, как говорит Господь: «Не дадите святая псом» (Мф.7:6). И Иоанн говорит: «ныне антихристы мнози Быша» (1Ин.2:18). И их-то не надлежит любить и питать, ни молиться, ни есть вместе с ними, ни принимать их в дом к себе, ни приветствовать, чтобы не принять участия в лукавых делах их.
Вопрос: Какой грех непростителен?
Ответ: Грех против Духа Святого. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святого. Им не будет отпущения «ни в сей век, ни в будущий», по слову Господню (Мф.12:32), ибо воспротивились Самому Богу, от Которого избавление. И кто поможет им?
Вопрос: Какой грех, кроме ереси, наиболее тяжек?
Ответ: Как выше всех добродетелей любовь, так и тяжелее всех грехов – ненавидеть брата; ибо «ненавидяй брата своего, человекоубийца есть», как сказал апостол (1Ин.3:15). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога. «Ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи его» (1Ин.2:11). Вот сколь многих зол причиной является ненависть. А «любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). Зависть неудобоисцельна, да и вовсе неисцелима. Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти; сверх того, мужеложники, чародеи, отравители, провещатели и всякий, кто удерживает плату наемника, и кто ненавидит брата своего, – тяжко осуждается наравне с убийцами.