О вере
В Евангелии Господь, желая довести учеников до совершенной веры, сказал: верный в мале, и во мнозе верен есть, и неверный в мале, и во мнозе неверен есть (Лк.16:10). Что такое малое? и что такое многое? Малое – это обетование века сего, чем Господь обещал снабжать верующих в Него (таковы например: пища, одеяние и прочее служащее к успокоению тела, здравия и сему подобное), повелев совершенно не заботиться о сем прибегающим к Нему, но с полною доверенностью надеяться на Него. Многое же – это дары вечного и нетленного века, какие Господь обещал даровать верующим в Него, и непрерывно о них заботящимся и просящим их; потому что заповедал: вы же ищите токмо царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33), чтобы малым и временным испытан был каждый, верует ли он в Бога; потому что Бог обещал снабжать сим, хотя ни о чем таком не станем заботиться, будем же иметь попечение только о будущем и вечном. Ибо по слову, которое сказал Господь, каждый испытывается и познается, если он верует в рассуждении временного.
Как же это? Слушай. Называешь ты себя верующим, что сподобишься небесного царства, соделаешься сыном Божиим, родившись свыше, будешь наследником Божиим, и целые веки станешь царствовать со Христом, и как Бог блаженствовать в неизреченном свете беспредельные и бесчисленные веки? – Без сомнения, скажешь ты: «действительно так; ибо, по сей причине удалившись от мира, предал я себя Христу». – Итак, испытай сам себя, не обладают ли еще тобою житейские и земные попечения, не много ли у тебя заботы о пище и одежде для тела, о прочих потребностях и о спокойствии, не прибегаешь ли к силам своим, не промышляешь ли сам о себе, тогда как повелено тебе совершенно не иметь о сем попечения?
Если веруешь, что получишь вечное, бессмертное, непреходящее и нетленное; то не тем ли паче получишь это преходящее и земное, что Бог дал и зверям, и птицам, и злочестивым людям? Ужели не веришь, что Господь снабдит тебя тем, о чем заповедал не иметь тебе попечения, говоря: не пецытеся, что ясте, или во что облечетеся: всех бо сих язы́цы мира ищут; о вас же Отец небесный весть, яко требуете сих всех (Мф.6:25.32); и укоряя маловерных, присовокупляет: воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, и Отец ваш небесный питает их: кольми паче лучше вы есте птиц (26)? И еще более обеспечивая, говорит: не пецытеся убо на утрей (34). Если же имеешь еще о сем попечение и не вверил себя слову Господню; то знай, что не уверовал еще ты в получение тобою вечных благ, то есть, царства небесного; и почитаешь себя верующим, оказываясь неверующим в рассуждении малого и тленного.
И еще, как тело дороже одежды, так душа дороже тела. Итак веруешь ли, что душа твоя приемлет от Христа уврачевание вечных и неизлечимых человеческими средствами язв, страстей безчестия (Рим.1:2,6), так как Господь, единственный Целитель и Врач, для того и пришел сюда, чтобы уврачевать ныне души верующих от неисцелимых человеческими средствами страданий, и очистить от скверны греховной проказы? Ты скажешь: «конечно верую, потому что для сего я здесь, и это самое у меня в ожидании». – Итак, испытав себя, дознайся: не увлекают ли тебя плотские страдания к земным врачам, как будто Христос, Которому вверился ты, не может уврачевать тебя. Видишь как сам себя обманываешь. Смотри, почитаешь себя верующим, и не веруешь, как должно, по самой истине. А если ты уверовал, что Христос врачует вечные и неисцельные язвы бессмертной души и греховные немощи: то ужели невозможно уврачевать временных болезней и немощей тела, если прибегнешь к Нему единому, презрев врачебные пособия? Ибо Создавший душу сам сотворил и тело; и Врачующий бессмертную душу сам может уврачевать и тело от временных немощей и болезней.
Но без сомнения скажешь мне: «Бог дал сие на уврачевание телу, предустроив, что и травы, и земные врачества, и пособия врачей против телесных немощей, для тела, которое из земли, приуготовляются из различных видов земли». И я согласен, что это так. Но знай, кому сие дано, и для кого предустроено. Бог, по беспредельному Своему человеколюбию и по благости Своей, когда человек отпал от полученной им заповеди, подвергся гневному приговору, из рая сладости изгнан в мир сей, как бы в плен, в пустыню, и в какую-то рудокопню, стал под властью тьмы по неверию, вследствие заблуждения страстей, прежде не знавший ни страданий, ни болезней, впал в страдания и болезни плоти, и все от него родившиеся стали подвержены тем же страданиям; тогда по великой благости Своей, не хотя, чтобы конечно погиб грешный род человеческий, предустроил все сие для немощных и неверных. Но в подкрепление, обережение и служение телу, дал сие людям мира сего, всем внешним; ибо пользоваться сим дозволил им, неспособным еще всецело вверить себя Богу.
А ты, монах, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим, родиться свыше от Духа, стать выше первого и не знавшего страданий человека, приявший большие обетования – благоволительное пришествие Господа, соделавшийся странником мира сего, должен, преимущественно пред всеми мирскими людьми, приобрести себе и веру, и мысль, и житие, как бы новые и необычайные. Ибо если живешь так же, как и все, то ничем не отличаешься от людей мирских. Вот в мире и женятся, и едят, и пьют, употребляют в свою пользу и золото, и серебро, и торговлю, и искусства, и богатство, так как Бог все назначил для человека, подпадшего греху. Ибо не утверждаем, чтобы из определенного на пользу человеку было что-нибудь не от Бога. Но ты для совершенного благоугождения Христу стал вне этого; также должен поставить себя вне мирского врачевания немощей и вне врачебных пособий, как притекший ко Христу, Который обетовал всем наделять рабов Своих. Если же и рассуждаешь, и чувствуешь одинаково с миром; то подобен ты уже людям мирским, и также неверен, хотя почитаешь себя верным и своим Христу. Новых и необычайных для всего мира, и произволения, и веры, и занятий, и жития, домогаться и достигать должен ты, возжелавший совершенно благоугождать Христу, последовать стопам Его и иметь образ мыслей, противный людям века сего; потому что ты поверил новой и необычайной вести, обетованиям благ вечных, наследию небесного града, неразрушимого царства, непрестанных утех и вечного наслаждения, освящению сердца и совершенному очищению, произведенному в тебе Духом. Ибо возжелавший быть действительно Христовым человеком и надеющийся улучить вечные блага обязан с радостью труды и скорби почитать богатством, злострадание вменять себе в упокоение, суровую жизнь в наслаждение, укоризну в честь, оскорбления в славу; потому что это – слава рабов Божиих, последующих своему Господу и покорствующих словам Его.
Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризну, но если встретится и богатство, то ему прилично вменять оное в гной; а если слава и начальство, то не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей, почитать их незаслуженными; лучше же сказать, что почитается славным, о том скорбеть, а что бесчестно в мире, тому радоваться и тем увеселяться. Иногда возможно перенести укоризну и не перенести славы и почестей, а напротив того возгордиться и выйти из себя, и оставить смиренный путь правды. Посему-то говорит Павел: оружии правды десными и шуими, славою и безчестием (2Кор.6:7), чтобы, при всяком испытании тем и другим, быть себе самому равным, и неколебимым, и не выходить из себя. Ибо таков должен быть желающий истинно благоугождать Господу, и так совершать подвиг своего произволения. Как наковальня не уступает ударам и не напечатлевается на ней впадин, но всегда остается сама себе равною; так и желающий быть христианином в различных скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы), да будет сам себе равен, мужественно перенося все, что ни приключится. Твердынею, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает во время брани, если находится в какой либо вражеской стране, и да скажет: буди ми, Боже, в прибежище и в место крепко, спасти мя (Пс.70:3). Так возможет он преодолеть все встречающиеся искушения и скорби, имея всегда пред очами Господа, также веру в Него и упование, подобное твердой уверенности. Если же встретят его слава человеческая, похвалы, почести и начальство, то, как сказано, да не производят в душе его никаких впадин и напечатлений, так чтобы ему услаждаться и упокоеваться, превозноситься и выситься тем. Ибо ему, искушаемому десными и шуими, т. е. славою и безчестием, гаждением и благохвалением, надобно быть ровным и непреклонным ни на ту, ни на другую сторону, оставаясь всегда неколебимым.
Так, кто заранее построил основание свое на камне, тот при наводнениях и реках скорбей, при бурях искушений, хотя напирают и ударяют в него страшные ветры – духи злобы, не падет, потому что основан бе на камени (Мф.7:24). Кто первоначально, по Божию слову, упражнялся в приобретении такового навыка и в благом приобучении себя к мужеству, твердости, великодушию, терпению, вере, надежде и преданности, навык добрым нравам и праведной жизни, проводит время и в других упражнениях добродетели, последует слову Божию, и потом, по ожиданию веры, приял силу свыше; тот по благодати Божией истинно делается основанием, домом, столпом и утверждением, для многих душ служит виновником жизни, имея силы понести немощи многих.
Посему и мы, обучив себя всякой добродетели и по всякому доброму способу предав себя благоугодной жизни, когда ум наш не будет уступать никакому искушению, укрепляемые благодатью Божиею, да соделаемся наследниками вечных благ о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков! Аминь.