Странничество
Странническая жизнь весьма тягостна. Это – путь трудный для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный для людей простосердечных.
Мудрым – это подвиг, бедным – мучение, знатным – бесславие, богатым – унижение.
Кто вступает в странническую жизнь, тому должно сложить с себя и оставить величие свое и избрать для себя одно унижение; так заповедано, так и прилично. Ложем его будет земля, в возглавие ему ляжет камень, в день холода и мороза будет ударять он во всякую дверь, ища себе убежища.
Когда всякий насыщается на земле, – у него постоянный голод. Когда у всякого много воды, – его томит жажда. Когда всякий доволен и покоится у себя в доме, – душа его томится, он терпит осмеяние, как человек ни к чему не годный, и хотя не делает худого, – все порицают его.
Один называет его татем, другой – лукавым рабом, один – нищим, другой – привыкшим скитаться. Один называет его обманщиком, другой – врагом своего отечества, один – любящим выведывать, другой – раскапывающим домы. Один называет его бесноватым, другой – бессмысленным, один – совершенно глупым, другой – неблагоразумным.
Такие и подобные им порицания ожидают всякого в страннической жизни. И кто хочет вступить в эту жизнь, тот должен быть готов ко всему худому, должен претерпеть всякую скорбь и напасть.
Но любезен, братия, странник рабам Христовым. Кто идет путем этим, тот, без сомнения, есть один из благоговейно чтущих Бога. Слава о нем предшествует ему, братия выходят ему во сретение и приветствуют его миром. Обнимают его на пути, все падают перед ним и кланяются, несут на раменах своих, вводят в жилища свои. Умащивают елеем и лобызают ноги его, приготовляют трапезу, предлагают все лучшее и утоляют голод, прохлаждают жажду, упокоивают душу его.
Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его. И он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его.
Кто желает совершенства, тот пусть изберет странническую жизнь; в ней найдет он совершенство, познает путь к совершенству, очистится от скверн, освободится от всякого лукавства, совлечется всего, облечется же в сокрушение и смирение.
Хотя он еще и на земле, но сердце его уже на небе. Кто хочет преуспеть, тот должен учиться этому вне своего отечества. Там приобретет он мудрость, в страннической жизни научится смирению, узнает добрые уставы.