Н.Д. Струков

Слава святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на Москве1

Источник

В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы.

В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе.

В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому.

В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия

1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его.

В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца ХVIII века.

В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века.

В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитѳля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение.

В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

В храме во имя св. Иоанна Воина, что на Якиманке, левый придел в честь святителя Димитрия. Образов святителя Димитрия два: – один перед иконостасом, украшенный алмазом в митре святителя, другой в самом иконостасе.

В храме во имя св. Симеона Столпника, что на Поварской, образ святителя на полотне, особо чтимый, размер 1 арш. 9 верш. Х 1 арш. 3 верш. Риза весом 21 фун. 20 зол., вклад Базилевича. На ризе две панагии, одна меньшего размера, вклад княжны Хованской, другая поступила после смерти Симеона, епископа Минского.

Это изображение святителя – одно из наилучших, какие мы только имеем. Оно –несомненно портрет святителя, писанный еще при его жизни.

Что это изображение считается наилучшим из всех существующих, подтверждается, напр., тем, что для издания сочинений святителя Московской Синодальной типографией был сделан с него специальный снимок. Происхождение этого изображения несколько неясно. По поводу его имеется несколько вариаций.

По словам известного археолога А. Титова («Моск. Вед.» 1888 г. № 250), некто Ф. Д. Рудаков, храмоздатель села Ивановского-Рудакова, находящегося в Ростовском уезде, сообщил ему следующее. В начале XVIII столетия, в Москве, в приходе святого Симеона Столпника, был прихожанином богатый купец, который весьма уважал святителя и был с ним дружен. Святитель бывал у этого купца, и вот в одно из таких посещений хозяин просил позволения святителя написать с него портрет. Святитель Димитрий долго не соглашался, и только после усиленных просьб дозволил это сделать, но с тем, чтобы портрет после смерти купца был непременно передан в приходскую церковь, объясняя свое желание тем, что после смерти купца, бывшего бездетным, останутся одни женщины и что не подобает портрету монаха быть в женских комнатах. Купец пригласил живописца, который и написал очень удачный портрет святителя, поступивший после смерти купца в вышеозначенную церковь».

В известном своем сочинении «История Московского Епархиального Управления» (ч. 2-я, книга 11-я, примеч. 395 к § 123 «Об осмотре икон в церквях») г. Розанов говорит, что означенное изображение святителя Димитрия дано в церковь св. Симеона Столпника, что на Поварской, из дома генерала Ивана Онуфриевича Брылкина (См. «Журнал Москов. Духов. Консистории 1768 г. 8 января»).

Наконец, есть предположение, что означенное изображение святителя пожертвовано из рода дворян Голохвастовых.

Все эти разноречивые данные сходятся, однако, в самом существенном, в том, что изображение это – действительно портрет, писанный со святителя при его жизни.

На это указывает еще и то обстоятельство, что оно писано на полотне, тогда как иконы обыкновенно пишутся на досках.

Изображение это далеко не похоже на изображение, находящееся в Спасо-Яковлевской обители в Ростове, перед ракой святителя. Там, он изображен худощавым, длиннолицым и довольно высокого роста. На иконе же Симеоно-столпнической церкви, святитель изображен полным, несколько сутуловатым, с прищуренным левым глазом. Верность этого изображения подтверждается еще и другим подобным же портретом, поныне находящимся в Ростовском музее церковных древностей, куда он был пожертвован Спасо-Яковлевским монастырем около 1884 г. Под портретом надпись: «Персона преосвященного Димитрия».

Изображение святителя, находящееся в Симеоновской церкви, наклеено на доску, обложено ценной серебряно-вызолоченной ризой и заключено в особый киот, со скобками по бокам для ношения. Образ этот издавна почитается чудотворным, на что есть прямое указание. На посохе святителя привешена вызолоченная рука с надписью на ней: «Дважды исцеленная святителем Дмитрием многогрешная». О том же, свидетельствовал священник означенной церкви, сообщавший в 1760 г., в числе других сведений, митрополиту Тимофею, что «оный образ бывает требован в дома обывательские». Несомненно, вышеупомянутые скобки служили именно для ношения образа по обывательским домам.

Что же касается изображения Божией Матери с Младенцем Иисусом, помещенного в левом верхнем углу иконы, то оно, несомненно, приписано гораздо позднее, на что указывает ясно сама манера письма.

В храме в честь святителя Николая, что в Хамовниках, придел в честь святителя Димитрия, построенный в 1757 году; уничтожен, на северной стене, в приделе Споручницы грешных, сохранилась икона святителя с надписью, в коей он назван «новоявленным чудотворцем».

Еще имеются приделы в честь святителя Димитрия в Златоустовском (освящен 29 мая 1761 г. – Рус. Достоп. III, ст. IV, 35) и Рождественском монастырях, в храме в честь св. Симеона Столпника, сто за Яузой, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине, устроен в 1758 году, – в храме во имя святителя Николая, что на Новом Ваганькове и в храме в честь иконы «Неопалимая Купина» (по правую сторону в трапезе в 1759 г.).

При храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Стрелке, на Солянке, придел этот несколько лет тому назад переименован во имя св. Великомученика Димитрия Солунского.

Части мощей св. Димитрия Ростовского находятся в особых ковчегах: в Зачатьевском монастыре, в Благовещенском соборе, в Страстном монастыре и в храмах: св. Пимена, что в Воротниковском переулке, св. Иоанна воина, что на Якиманке и Казанской Божией Матери, что у Калужских ворот; в напрестольных крестах части мощей этого святителя сохраняются: в Вознесенском монастыре и в храмах: Гребневской Божией Матери, что на Лубянке, св. Николая чудотворца, что на Молчановке, св. Николая чудотворца, именуемого Заяицким, св. князя Владимира, что у Ивановского монастыря и св. Николая чудотворца, именуемого Красный Звон, что в Юшковом переулке.

Архитектор Н. Д. Струков

Отдельный оттиск из № 1-го журнала «Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1910 г.

* * *

1

Читано в торжественном собрании Общества Любителей Духовного Просвещения, 28 октября 1909 г.


Источник: Слава святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на Москве / [архитектор Н. Д. Струков]. - Москва : Русская печатня, 1910. - 7 с., [1] л. портр. (Отд. Оттиск из № 1 журн. «Чтение в Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1910 г. Автор указан в конце текста.).

Комментарии для сайта Cackle