Источник

Желание

Как не безбедно шествует слепой, так безумный не творит благого. Поэтому не повинуйся плотской похоти и желанию, но во всех вещах всегда следуй только разуму и рассуждению (3).

Не скорби, если что-либо в мире делается не по воле сердца твоего, ибо не может все делаться по мысли твоей, как ты хочешь, так как не все желания твои бывают благими, не все приобретения полезными. Совершилось ли что по твоему хотению и желанию – хорошо; не совершилось – предоставляй дело Господней воле. Если что-либо совершилось так, как ты хотел, – благодари, а если не так, – не скорби. Ибо не вечно все здесь пребывает, но каждая вещь в веке сем существует лишь малое время, тебе же об одном лишь нужно заботиться: чтобы не был ты чужд Господа и Его пресвятой благодати. Не стремись слишком к тому, чтобы желания твои всегда исполнялись, чтобы все хотения твои оставались неизменными, ибо это не в твоей власти, но в Божией. Воля Божия такова, твоя же иная, и не во всем согласны с твоими предположениями Его судьбы, которых ты не знаешь, ибо не можешь всего разуметь. Поэтому не скорби ни о чем, но на Господа все возлагай. "Возложи, – сказано, – на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает: не даст во век смятения праведнику» (Пс. 54:23) (3).

Не будь малодушен и нетерпелив, желая, чтобы все тотчас совершалось по твоей воле, но благодушно и терпеливо молись Богу, все предоставляй Его воле и долготерпеливо ожидай. Не слишком горячо желай, чтобы все желания твои исполнялись, ибо не всякое твое желание благо и не всякое приобретение полезно, но только то, которое согласно с волей Господней, испытать же это можешь долговременным ожиданием и продолжительной молитвой к Богу. Если твои желания будут согласны с волей Божией, то Он подаст тебе и придет к тебе на помощь, если же нет, то воспрепятствует и возбранит тебе для твоей же пользы теми путями, какие Сам ведает; но подаст ли или не подаст, – ты с благодарностью все прими в кротости сердца (3).

Господь, отвлекая и очищая наш ум от всякого неразумного земного пристрастия, как истинный врач, врачуя нашу душу, часто пресекает наши желания и хотения, много раз претворяет их в скорбь и горесть, чтобы мы в Господе Боге искали вечного утешения, которое не отнимется от нас вовеки. Ибо все земное существует лишь на малый час, на малое время, небесные же радости не имеют конца и во веки вечные пребывают. Какая тебе польза в том, если и все хотения твои исполняются, ты же на малое время прогневаешь Бога? Какое будет тебе приобретение, если и все хотения твои исполнятся, ты же на малое время прогневаешь Бога? Какое будет тебе приобретение, если и все желания твои сбудутся, ты же Господней благодати чужд останешься? Никакого.

Поэтому чем больше с благодарностью претерпишь от Господа скорби вопреки своим мыслям и желаниям, тем большее потом примешь от Него утешение. «При умножении, – сказано, – страданий моих в сердце моем, утешения твои веселили душу мою» (Пс. 93:19). Не скучай вследствие скорби и препинаний, попускаемых Божиим смотрением ради грехов твоих, но с благодарностью принимай их, как некое великое врачевание для души. Ибо лучше здесь претерпеть временную скорбь, нежели потом скорбеть вечно; лучше здесь, а не там. Ибо весьма несчастен тот, кто, много согрешив, не претерпевает здесь с благодарностью скорбей и препятствий, но всегда хочет, чтобы все делалось по воле его сердца. Знай, что таковой будет скорбеть в грядущей жизни (3).

Восклицай всегда и беспрестанно ко Господу Богу твоему всем сердцем твоим, да соединишься с Ним. Все желание свое и намерение свое к Нему имей, да будешь иметь Его всегда с собой. День и ночь к Нему воздыхай, да весь в любовь Его углубишься (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle