Источник

Страшный суд

Второе пришествие Господне обычно называется Страшным Судом, и по справедливости, ибо на нем будут судиться живые и мертвые. Страшен тот Суд, ибо он устрашит всякое создание: горнее и дольнее, невидимое и видимое. Страшен будет для горних, ибо Силы Небесные подвигнутся. Страшен и дольним, ибо земля поколеблется в основании своем. Страшен будет для Ангелов, ибо восклицает святой апостол Павел: «Мы будем судить Ангелов» (1Кор. 6:3). Страшен будет святым и праведным, ибо тогда и «праведник едва спасется» (1Пет. 4:18), а тем более страшен для грешников, ибо где тогда станет нечестивый и грешный (1)?

Настанет особый страх [в день Судный] от обличения всех бесстыдных, гнусных и греховных дел и от великого стыда, ибо как только станет грешник из гроба, тотчас обличатся все грехи его, и явно станут пред всей вселенной все его гнусные дела, которые он творил втайне, в сокровенном месте, во тьме ночной и никому неведомо. Так сказал Бог согрешившему тайным прелюбодеянием Давиду: «Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» (2Цар. 12:12). Вы знаете, как человеческая природа не любит обличения своих злых дел, как боится и стыдится его. Вор боится, чтобы не открылось его воровство и не принял бы он казнь за свое дело, поэтому он всячески старается утаить свои воровские дела, а когда выпытывают у него, таится и даже мучимый не скоро говорит правду. Стыдится блудник, чтобы людям не стало известно его блудное дело, и поэтому для своего беззакония ищет тайного и темного места, чтобы человеческое око не увидело его согрешающим. Он даже на святой исповеди перед своим духовным отцом не хочет сказать правды и утаивает из-за стыда. Не любит злодей, когда кто-либо обличает его злодеяние, поэтому Писание и говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притч. 9:8). Если кто действительно вор и ты перед людьми назовешь его вором – полюбится ли ему это? Если кто действительно убийца, назови его убийцей перед людьми – будет ли ему это приятно? Если кто действительно грабитель, хищник и насильник, назови его таким перед людьми – будет ли он любить тебя за это? Если кто действительно в скверных, блудных делах валяется, как свинья в кале, и творит многие прелюбодейства, назови его перед людьми блудником, прелюбодеем – не исполнится ли он стыдом и не возненавидит ли тебя? Когда книжники и фарисеи представили Господу нашему Христу женщину, застигнутую в прелюбодеянии, Он, склонившись долу, писал на земле перстом. Что же Он писал? Писал, как говорят толкователи Евангелия, обличение книжников и фарисеев в таких же прелюбодействах и блудничествах, которые они совершали втайне. Они же, увидев это, устыдились, обличаемые совестью, и испугались, как бы не быть поносимыми Им словесно, стали уходить один за другим и потом крайне возненавидели Господа нашего и покушались на Его смерть. Вот как человеческая природа боится обличения своих злых дел. Вот как стыдится и не любит его. Подумаем, какой страх, какой стыд будет в тот день, когда обличатся перед всей вселенной все наши злые и гнусные дела: воровство, убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, коварство, лукавство и все проступки, совершенные не только делом, но и словом сказанные, и в мыслях являвшиеся. Пред вселенной, сказал я, ибо смотреть на это будут не только братья наши грешники, но и лики всех святых: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные, – все увидят наши злые дела, все удивятся нашему бесстыдству, все ужаснутся, что мы дерзнули совершить такие дела. Подумаем еще вот о чем. Если кто исполняется великим стыдом, когда обличается в одном каком-либо грехе перед равными и немногими, то не больший ли стыд будет тогда, когда обличение совершится перед высшими, достойнейшими и перед очень многими, и притом не в одном грехе, а во многих? Что же нам думать? Какой стыд будет в тот день и час, когда обличатся и станут явными не один какой-либо наш грех, но все наши грехи, сделанные словом, делом и помышлением, обличатся не только перед равными нам грешниками, но перед всеми святыми и перед чинами ангельскими? Тогда, поистине, исполнятся слова Евангелия: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы: что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк. 8:17, 12:3). Говорил на ухо вор вору, блудник блуднику, совещаясь о грехе, а тогда та скверная речь возвестится, как громогласная труба, перед всей вселенной. О какой стыд будет тогда нам, грешным! Особенно устыдят нас те, которые в этой жизни были, подобно нам, грешными, но которые исправились истинным покаянием и сподобились части святых, тогда как мы остались без покаяния. Не будет ли стыдно прелюбодеям и скверным любодейцам, когда они тех лиц, с которыми они творили скверный грех, увидят среди святых ради их покаяния, а сами будут прогоняемы, поругаемы и предаваемы осуждению? Не стыдно ли будет вору, грабителю, когда он увидит своего друга, грабителя и вора, среди праведных, а себя среди осужденных грешников? Не стыдно ли будет разбойнику, когда он увидит друга своего разбойника ведомого в рай, а себя посылаемого в ад? Не стыдно ли будет блуднику, когда он увидит очищенной и прощенной блудницу, с которой сквернил себя, а себя увидит осужденным и предаваемым вечному огню? О, поистине великим стыдом исполнимся мы в то время! Но что же думать о тех, которые в настоящей жизни считают себя добрыми, праведными и святыми, а других осуждают? Не исполнятся ли и они стыдом, когда увидят прославленными Богом подобно праведникам тех, которых осуждали, над которыми смеялись и которых считали грешниками, а сами будут постыжены как беззаконники и низвергнуты в бездну как антихристы? «Ибо всякий, осуждающий брата своего», антихрист (Рим. 2:3). О какой великий и нестерпимый стыд! Многие люди готовы скорее умереть, чем, будучи обличенными, понести стыд и позор перед народом. О египетской царице Kлеопатре мы читаем в истории, что она любодействовала с Антонием, зятем цезаря Августа. Когда Антоний был послан цезарем Августом в Египет, он возлюбил Kлеопатру, бросив свою жену, дочь Августа, соединился с ней прелюбодейственно и отложился от власти своего тестя Августа. Сделавшись же царем в Египте и на всем Востоке, он начал воевать против цезаря Августа. Тогда Август, выступив против него с войском, победил его, убил, а Kлеопатру взял живой в плен. Kлеопатра же, зная, что Август хочет вести ее в Рим для триумфа связанной, как пленницу, и, чувствуя, какой великий стыд ей придется вынести перед лицом всего римского народа, когда ее, такую славную царицу, позорно будут вести, как пленницу, решила скорее убить себя, чем терпеть такой позор. Сначала она ударила себя ножом в грудь, а когда не закололась до смерти, то закрыла рану не врачебным пластырем, но смоченным в яде, чтобы отечь кровавым гноем. Когда же все-таки жизнь не покидала ее, она повелела принести себе гадину, называемую аспидом. Ее, принесенную в небольшой корзинке, она приложила к своему телу и умерла. Видите, как эта царица скорее готова была умереть, как изобретала всякие способы смерти, лишь бы только не терпеть всенародный стыд.

Поистине, в день Судный, когда Господь будет торжествовать над Своими врагами, лучше грешникам умереть, чем быть живыми связанными по рукам и ногам огненными веригами и вестись с поруганием на триумф и суд Христов, вестись перед всеми народами с великим стыдом и позором. Они и захотят тогда умереть, но не в состоянии будут сделать этого. Они будут искать смерти, но не найдут ее и останутся в своем вечном стыде (1).

[В день Судный] грешники увидят тех, которых в этой жизни они ненавидели, опечаливали, озлобляли, ранили, мучили и убили. Каин увидит Авеля, убитого им неповинно. Ирод увидит святого Иоанна Предтечу, которого несправедливо обезглавил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников имени Христова, которых они замучили. Господа увидят своих рабов, бояре – своих крестьян, которым немилосердно причиняли зло. Увидят судьи неправедные тех, которых неповинно осуждали, которых несправедливо подвергли смерти. Увидят мучители всех, которых немилосердно мучили.

Тех, которых они умертвили, увидят прославляемыми славой Христовой и венчаемыми, как мучеников. Увидят их и услышат, как они вопиют к Богу: «Суди, Господи, обидевших нас, отомсти, Господи, озлобившим нас! (см. Пс. 34:1). Судия Праведный, воздай им за зло, которое они сделали нам!» Какой страх в то время будет причинявшим зло, обидчикам, господам и неправедным судьям?! Ибо станет тогда праведник с великим дерзновением перед лицом обидевших и сделавших ему зло. Всякий праведник скажет тому, кто делал ему зло: «За что ты делал мне зло? За что обидел меня? За что гнал? За что мучил и убил меня без милосердия?» А что те им ответят? Ничего. Не найдут они, что сказать в ответ. Они только смутятся великим страхом и скажут про себя, каясь и стеня: «Вот те, которых некогда мы поносили и над которыми смеялись. Они сделались сынами Божиими и жребий их – среди святых». Сделали зло некогда сыновья Иакова своему брату Иосифу: совлекли с него ризу, бросили в ров, продали в рабство египтянам. Когда же Иосиф возвысился в Египте, пришли к нему братья его, не зная, что он властвует. Они предстали перед ним, не узнавая его, и Иосиф сказал им: «Я брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет». Не могли ничего тогда ответить Иосифу его братья, ибо очень испугались (см. Быт. 50). Так будет и в тот день Судный. Каждый властелин, судья, хищник, грабитель, обидчик, причиняющий зло, увидев наследующим Царство Небесное того, кому он делал зло, крайне устрашится и ничего не в состоянии будет ответить ему (1).

Самый большой страх [в день Судный] будет от лица Христа, Господа нашего, Праведного Судии и Страшного Мстителя, от лица прогневанного Бога, о Kотором пророк Наум говорит: «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его» (Наум. 1:6)? То самое лицо Христово, которое в этой жизни было кротко, смиренно, любезно, а для кающихся и ныне милосердно, в тот час это лицо будет столь грозно, гневно и яростно, что небо и земля начнут бежать от лица Его. Недаром ведь пророк предсказал: «Если отверзешь небо, вострепещут горы; и если горы вострепещут, то что делать человеку грешному?» (Ис. 64:1).

Страх, который будет от лица прогневанного Бога, святой Иоанн Богослов описывает в Апокалипсисе так: «Небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:14–17). Невелика отрада в том, чтобы быть убитым камнем и задавленным упавшей стеной. Однако же грешнику в то время приятнее будет терпеть и камни, и горы, упавшие на него, нежели видеть лицо прогневанного Бога. От такого прогневанного и ужасного лица, что ожидаем услышать мы, грешные? Не что иное, как только глас, который ужаснее всех громов и молний: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). О как устрашит сей глас всех грешных! О как затрепещут все неправедные, беззаконные, прелюбодеи, любодеи, воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, прогневляющие ныне Бога. Поистине, они пожелали бы быть задавленными камнями и горами, нежели услышать сей яростный Божий глас. После всего этого приступят и похитят грешников немилостивые руки темнообразных бесов, один вид которых страшнее всех мук. Они приступят и повлекут грешников в адскую бездну, в огонь вечный, в тартар, где червь неусыпающий вечной и бесконечной муки, ужаса чего никакой язык передать не сможет и никакой ум постигнуть не сумеет (1).

О грешные люди! Будем всегда иметь в уме нашем тот страх и ужас, который ожидает нас в день Судный, и убоимся Бога. Убоимся Его Страшного Суда! Убоимся и отстанем от грехов наших! Умилостивим Страшного Судью слезами, покаянием и милостынями прежде исхода нашего, да избавимся участи осужденных и будем причтены к числу оправданных (1).

Не велико ли быть овцой Христовой? Не им ли приготовлена на Суде Христовом правая сторона?

"Поставит, – сказано, – овец по правую сторону». Не им ли сказано: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»? (Мф. 25:33–34). Однако же и овцы не все попадут за небесную ограду, ибо святой Давид говорит, что и в аду будут некоторые овцы: «Как овцы, в аду они положены, смерть будет пасти их» (Пс. 48:15). Неудивительно, что в аду будут козлы, которым там и место приготовлено, но то удивительно и страшно, что в аду будут и овцы: «Овцы, в аду они положены, смерть будет пасти их». Недаром Господь говорит в пророчествах: «Если поставишь престол твой посреди звезд небесных, и оттуда свергну тебя» (Ис. 14:13), – то есть если ты будешь жить так свято, что будешь думать, что уже сидишь на небесах и там уже имеешь готовое место, то и оттуда свергну тебя, и свергну при этом в ад (1).

Помни о страшном и трепетном предстании суду Христову, где царь и князь, воин и гражданин, богатый и убогий, все равно и нелицеприятно будут испытаны, все в страхе и трепете обретутся, все даже до праздного слова, даже до тонкого помысла дадут ответ: «Помысл человека прославит Тебя», – говорит пророк (Пс. 75:11). Ничего там не оставят без испытания и казни: «И не войдет в Царство Небесное ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи», – говорит Господь (Откр. 21:27) (3).

До дня Страшного Суда нет полного воздаяния для полного человека, т.е. состоящего из души и тела, следовательно, нет и полного мучения осужденных в аду, но есть воздаяние частное. После же Суда будет полное воздаяние и по телу, и по душе (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle