Источник

Плач

Плачь и рыдай, ибо ничего более верного не имеешь в веке сем, нежели плач, ничего благопотребнейшего не найдешь, нежели рыдание. Не плача ли достойна жизнь твоя? Не рыдания ли достойно твое пребывание в мире? Ибо каждый день перед Богом тьмами тем согрешаешь, каждый день беззаконничаешь. Отовсюду сети, отовсюду силки, ибо кто из нас греху не причастен? Кто неповинен? Кто чист перед Богом, если и один день будет жизни его? Не все ли, как пекло, очернились, как сарацины стали? Не всякой ли скверны и лукавства исполнены? Грехи многие, плоть немощная, страсти бесчисленные, ратники сильные, смерть безвестная, перед очами гроб, после смерти суд, после суда же падение жребия неизвестное (3).

Все святые плакали и рыдали во всей жизни своей. «Слезы были им хлебом день и ночь, и питье свое растворяли слезами», – говорит пророк (Пс. 41:4, 101:10). Плакали пророки, плакали апостолы, плакали святители, мученики, черноризцы, пустынножители, даже и Сам Христос, в том не нуждаясь, но оплакивая наше окаянство, слезы испускал. Ибо увидел город Иерусалим, заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:41–42). Никто не видел Господа на земле смеющимся, но плачущим Его видели. Поэтому и ты всегда плачь и рыдай в юдоли сей (3).

Плачь о том, что ты в грехах родился в мир и непрестанно всякий день перед Господом тьмами тем согрешаешь. Плачь о том, что многих имеешь ратников и супостатов, гонителей невидимых, не знающих сна, невещественных, держащих в руках огонь и хотящих пожечь Церковь Божию, как некто сказал. Плачь, поминай смерть, ибо умереть предстоит тебе, в тление и пепел обратиться. Плачь о том, что должен будешь пройти страшные мытарства духов воздушных и испытанным быть во всем даже до праздного слова, даже до тонкого помысла (3).

Кто не воздыхает горько, будучи в долгах? Кто не плачет, сидя в темнице? Кто не рыдает, ожидая смерти? Ты же во всем таком обретаясь, как можешь не плакать и не рыдать в юдоли сей плачевной, в темноте и сени смертной пребывая, будучи отягчен различными долгами и бесчисленными беззакониями и грехами, ничего иного не ожидая, кроме смерти, кроме разлучения с миром сим?

Как можешь когда-либо быть беспечным и безбоязненным в жизни твоей? Как можешь не всегда плакать и рыдать, видя столькие беды предлежащие? Поэтому «пусть из глаз наших льются слезы, и с ресниц наших течет вода, ибо голос плача слышен с Сиона», – говорит пророк (Иер. 9:18–19) (3).

Образовал для тебя изначала Адам плачевное это житие, ибо тотчас по изгнании из рая, сев прямо к востоку, не смеялся, но горько плакал. Не чем иным было его упражнение, как только рыданием. Он, такую песнь всегда на устах своих нося, говорил: «увы, жизни моей отпадение! увы мне, что пострадал! скольких благ лишился! Вместо рая – сей тленный мир, вместо Бога и Ангелов Его – пребывание с бесами, вместо покоя – труд, вместо жизни – смерть, вместо радости и веселья – плач и рыдание». Как и пророк Иеремия, согласуясь с этим, говорил: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. Пути, – сказал он, – Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя. Рассыпалась на земле слава моя, рассыпалась на земле радость сердец наших; избранные умолкли, перестав петь свои песни, обратилось в плач лицо наше» (Иер. 9:1; Плач 1:4, 2:11). Как же не должен ты плакать и рыдать в этой жизни, имея перед глазами столько причин? Ибо куда ни обратишь свои очи, не что иное, как только плач увидишь, куда ни направишь уши свои, только рыдание услышишь. Отовсюду беды, отовсюду вопли и воздыхания: «опасности в городе, опасности в пустыне, опасности в реках, опасности на море, опасности от разбойников, опасности от единоплеменников», – как говорит апостол (см. 2Кор. 11:26). Еще раз скажу: отовсюду плач и рыдание (3).

«Плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас», – говорит пророк (Иер. 4:8). Как можешь не плакать во всей жизни твоей? Как можешь не рыдать, видя столькие беды и неудобства, скорби и печали? Ибо отовсюду враги, отовсюду клеветники, отовсюду боязнь и страх, отовсюду трепет и недоумение.

Придет смерть, придет разлучение и страшное на воздухе от духов истязание и получение части неведомой. Ибо кто может знать, что там получит? Кто о том извещение имеет? Ибо придет туда душа, где еще никогда не была, увидит там, чего еще никогда не видела, услышит там, чего еще никогда не слышала (3).

Плачь и рыдай, ничего предпочтеннейшим в веке сем не имей более плача и теплых слез, ибо плач омывает душу, убеляет всякое потемнение, очищает совесть, просвещает ум, разрушает греховные узы, заглаживает рукописание всяких беззаконий. Итак, плачь и теплые слезы проливай, да омоешься от многих беззаконий, да очистишься от всякого греха, да сделаешься белее снега (Пс. 50:9). И, от душевной слепоты избавившись, умными очами светлее прозришь, и потопишь в море слезном мысленного гонителя фараона, и угасишь геенский пламень, и вечную свободу получишь и присносущной жизни сподобишься во Христе Иисусе Господе нашем, – Ему же слава, честь и держава со Отцом и Святым Его Духом во веки веков да будет (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle