Источник

РОСА ВОСКРЕСЕНИЯ

Радуйся, воскресения образ облистающая (Акафист, икос 7).

Чудо 24 в 1679 году, 21 апреля

В селе Яриловичи человек по имени Ермола имел сына Тимофея. В понедельник Светлой седмицы Воскресения Христова этот Тимофей, малый отрок двенадцати лет, внезапно умер, не имея никакой причины к смерти, ибо был здоров, ни на что не жаловался, но с прочими сверстниками вечером играл, а с утра до полудня лежал уже мертв... Безутешно плакали о нем родители.

Случилось в то время быть там отцу Варфоломею, иеромонаху Ильинской обители, и он посоветовал: о мертвом своем сыне пусть с верою умоляют Пресвятую Богородицу, чтобы воскресила его, и пускай сотворят обет воздать поклонение Ее чудотворной иконе в Ильинском монастыре.

И родители, приняв благой совет, возрыдали к Богородице, с добрыми обетами вручая Ей сына своего и о возвращении духа его молясь.

Слава дивной и скорой помощи Богородичной: внезапно воскрес отрок и заговорил, и встал здоровым перед всеми видевшими и ужасавшимися этим преславным чудом, и скоро отец повел сына в Ильинский монастырь поклониться великой Благодетельнице своей пред чудотворной Ее иконой.

Беседа

Всякие болезни исцеляются, но смерть – никогда. Нет врача, ни врачевания, которое бы могло воскресить умершего:

«Врачевания против смерти яда

Не обрящешь и средь вертограда».

Но послушайте меня, я вам покажу Врачебницу, могущую и мертвых целить и воскрешать. Пресвятая Дева, Жизни Матерь, Которую гроб и смерть не удержали, Та от гроба и смерти умеет восставлять.

Некогда внезапно смерть похитила отрока, сына сумантянки, и она тотчас отправилась к человеку Божию на гору Кармил, ибо тогда пророк Елисей в Кармиле был.

Смотри, какие судьбы дивные: почему пророк, будучи воскресителем умершего отрока, медлил? Тайна, думаю, такова: чтобы мать, ради воскресения своего сына идущая к пророку, пришла к горе Кармил, прознаменовавшей Деву Богородицу. О Ней и говорит Дух Святой: «Голова твоя на тебе, как Кармил» (Песн. 7, 6). Кто к Ней притечет, тот «получит умерших своих воскресшими» (Евр. 11, 35). К тому же, чтобы и пророк, грядущий воскресить умершего, воспринял на это чудесную силу от Богородичного прознаменования в Кармиле.

Воскрешая сына вдовицы в городе Наин, Господь «прикоснулся к одру», и прикосновением Его смерть была изгнана (Лк. 7, 14). Также и различные болезни прикосновением Его целятся: «Потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19).

Удивляюсь я животворной силе в Пречистой Плоти Христовой: где прикасается, там не только больных исцеляет, но и мертвых воскрешает. Однако спрашиваю: откуда эта Плоть Христова? Не от Девической ли утробы произошла? Да, от нее Плоть Христова исткалась, и потому уже ясно видна в Деве Марии животворная сила, оживляющая мертвых. От Нее взятою плотью Христос к кому прикасался, того воскрешал и целил. Не всуе «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему (Христу): Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11,27).

Воскреси же и меня, умершего грехами, о Матерь Жизни!

Нравоучение

Я, грешный, будучи жив телом, мертв душой. Подобных мне грешников с собой зову: грядем к мысленному Кармилу, к горе Божией, горе тучной, горе усыренной, на которой благоволил Бог жить (Пс. 67, 16–17), – к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, чтобы воскресение спасенное получить, чтобы «отложить образ жизни ветхого человека», в страстном греховном обычае лежащего, «и облечься в нового», покаянием восстающего (Еф. 4, 22). Сия Подательница жизни, лишь только узрит нас, к Ней притекающих, тотчас оживит, возводя на путь покаяния, ибо сами очи Ее образом воскресения блистают, – призрит на нас и помилует нас.

Есть одна птица, странным образом, не как все птицы, птенцов выводящая: очами, прилежным на них смотрением. Некая естественная сила в очах той птицы плод и зачинает, и оживляет, и изводит.

А что разумеешь об очах Пренебесной Мысленной Птицы, Девы Марии? Не имеют ли силы животворной? Да, имеют! Ибо на кого из грешных взглянет, того сотворит исправлением зачаться, ожить покаянием, выйти на путь добродетелей. Не всуе в Песнях некто к Ней взывает: «Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня» (Песн. 6,5). Как бы говорит: очи Твои, призрев на меня, сотворили меня птенцом, ибо дали мне крылья к полету Богомысленному.

На кого призрит Мария, тот, хотя бы и по земле ползал, только о земном помышляя, – исправится, окрылится и взлетит высоко Богомыслием.

Многих учителей читал я размышления, что, когда Господь и Матерь Его телесно пребывали на земле, Оба немало грешников обратили к покаянию одним лишь взиранием на них. Так и когда Господь воззрел на Петра, тотчас помянул Петр слово Господне, «и вышел вон, плача горько» (Лк. 22, 61).

Господу нашему единый покой – воскрешать души умерших грехами, то есть обращать грешников от их заблуждений на стезю спасения. Знаем это от святого Амвросия, который, рассуждая о словах в Бытии: "Почил Бог в день седьмый» (Быт. 2, 2), говорит так: «Сотворил Бог небо, но не написано, что почил по сотворении неба. Сотворил землю – и тогда не почил. Сотворил солнце, луну и звезды – и не тогда, читаю, почил Бог. Но когда сотворил человека, тогда почил, имея кому отпускать грехи».

Внимай словам святого: «Тогда почил, когда имел кому отпускать грехи». Видишь покой Господень? Видишь благоутробие Его? Видишь неизреченную и всего мира грехами не одоленную благость и незлобие Его? Покой имеет, свободу и веселие – прощать прегрешения наши. И для Матери Божией в том же есть покой: видеть прощение прегрешений наших, молиться о нас, воскрешать нас от грехов смертных подаянием нам Своей благодати к исправлению жизни. Известно нам об этом Ее покое из слов, что Премудрость Божия в лицо Ее говорит: «Между всеми я искала успокоения» (Сир. 24, 7), как бы говоря: «Всем желала бы быть спасенными, ни единому – мертвым душой, но всем жить добродетельно. В покаянии всех радости ищу, во всех сердцах находиться хочу». 5 О, благость милосердия и человеколюбия Богородичного! И мы да не отступим от Нее, но при Ней почивать будем с усердием всегда – да и наша душа, умершая грехами, воскреснет, и Ее дух в нас находится, когда мы, уклонившись от зла, начнем творить благо.

Прилог

Кающегося Бог готов прощати, Но на се Его умоляет Мати.

Некий многогрешный человек имел повседневный обычай – к Пресвятой Богородице молиться, повторяя часто слова ангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная!» Однажды, собираясь на скверное беззаконие, он обратился к образу, чтобы сначала совершить обычное к Ней моление, а потом идти на замышленное злое дело. Когда же стал он молиться, напал на него страх и ужас: видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте.

При виде этого он упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Тогда грешник зарыдал, говоря: «Помилуй меня, о Матерь Милосердия!» Она же отвечала ему: «Матерью Милосердия Меня называете, а сами скорбью наполняете Меня делами своими».

И сказал грешник: «Нет, Владычица, да не преодолеет злоба моя неизреченной благости и милосердия Твоего, Ты одна всем грешникам надежда и прибежище. Приклонись на милость, благая Матерь! Умоли о мне Сына Твоего и Творца моего!»

Тогда Преблагословенная Матерь начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, – и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня» (см. Мф. 26, 39, 42).

Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же – под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою» (см. Лк. 2, 35). Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать».

Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» – «Буду, – говорит, – лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».

Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».

Встав, грешник с благоговением коснулся устами Пречистых язв Его и пришел в себя. Когда исчезло видение, почувствовал он сердце свое исполненным трепетом и радостью, начал еще сильнее плакать и рыдать, припадая к образу Владычицы, благодаря и моля, чтобы всегда ему быть помилованным, как видел в ужасном видении благость Господню, грехи прощающую. И с тех пор исправил он свою жизнь.

Смотри, каково прилежание Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших!

Слава милосердию Ее, слава неизреченному благоутробию Ее, слава богатству щедрот Ее, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА

Слава Тебе, Мати Божия, верных прибежище и Избавление в лютых содержимым, душе моей божественное Утешение. Всеокаянную душу мою, Богоблагодатная, и уязвленную стрелянии ратника поручаю всесильному предстательству Твоему, юже соблюдай, и покрывай, и спасай от бесовских козней невредиму, да зову Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто их сосчитать может? Их множество. Здесь же только двадцать четыре, по числу часов дня с ночью, положил я не без причины. Случилось мне читать в книге Петра Дамиана такую вещь. Некий клирик Нивирнинской Церкви тяжко болел смертной болезнью. И был у него обычай каждый час, когда били часы, воздавать хвалу Пресвятой Богородице ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная!» – прилагая к тому некую к Ней молитву и творя это днем и ночью. Если же засыпал когда, то с боем часов пробуждался и совершал обычное моление. И столько Владычицу нашу почитал таким правильцем, сколько часов во дни и в ночи миновало.

И вот когда лежал он на одре болезни и готовился к смерти, является ему вдруг Пресвятая Владычица наша Богородица и, чуть приоткрыв девический Свой сосок и стиснув его, окропляет млеком уста болящего и становится невидима. От сего случившегося вскочил больной, быстро облекся в клирические свои ризы и побежал в церковь. Войдя в хор, он стал на своем месте посреди поющих клириков, изумляющихся и трепещущих от внезапной перемены в нем и негаданного выздоровления – ведь никто уже не чаял видеть его живым. Когда же спросили о причине его здравия, тогда открыл он пред всеми, прославляя Целебницу свою Премилостивую, как покропила Она уста его – следы того млека еще оставались на его устах... О, преславное чудо!

Ведь могла Премилосердная Целебница иным каким образом исцелить раба Своего, словом или прикосновением, однако этот странный способ врачевания явила: те уста Девическим покропила млеком, что каждый час Девицу Пречистую восхваляли, здесь еще, на земле, мзду воздавая им. Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу. Это прочтя, дивился я такой благости Богородичной и подвигу усердному оного клирика, но, будучи ленив и уныл, не смог последовать его добродетели. Приняв же повеление от преосвященного пастыря моего постараться с помощью Божией и Богородичной, описать чудеса, бывшие от чудотворного образа в Ильинском монастыре, замыслил я, хотя бы немного подражая тому блаженному клирику, описать двадцать четыре чуда с беседами и нравоучениями на похвалу и славу Деве Богородице, по числу часов, которые день с ночью в себе заключают. Пусть не только молитвами, но и чтением каждый час прославляется преблагословенное имя Девы Марии отныне и до века.

КРАТКОЕ СЧИСЛЕНИЕ ИСЦЕЛИВШИХСЯ от различных болезней у чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Ильинском монастыре

От слепоты и болезней глаз исцелившиеся:

Андрея Рачкевича, в замке Черниговском капитана, дочка младшая, с пелен слепая на оба глаза, прозрела.

Леонтия Полуботка дочка Мария от болезни слепа была, прозрела.

Павла Клевца, черниговского мещанина, дочка Татьяна, на правый глаз слепая, прозрела.

Тарасий Петрович Забеленко, больной глазами, выздоровел.

Петр Макарович из Стародуба, слепой, прозрел одним глазом.

От хромоты исцелившиеся:

Анна Пенская с Брагинщины.

Стефан Бондарь из Коропа. Вас иль Ларченко из села Бобровицы.

От радикулита исцелившиеся:

Екатерина, жена Петра Ворошилы.

Анна Розсудовская с Брагинщины.

Татьяна, дочка Андрея, священника Борзенского.

От паралича:

Жена Вера из мозырского повета.

От бесовского мучения избавленные:

Ермола из села Холявина.

Девица одна из села Мокишина.

Другая – из села Жоввинки.

Михайло с Полесья.

Демьян из Минска.

Клим, челядник Василия Болдаковского.

Пархом из Чернигова.

Стефан из села Смолина.

Стефан Скрипка, черниговский.

Татьяна, сирота из Седнева, служанка Кирилла Давидовича.

Детина малый, Ивана Любартовского, мужского пола, именем Прокопий.

Ермола Кириллович из села Сядич.

Симон Карпович из Чернигова.

Стефан Сердюк, полку Герасимова.

Иван Павлович, москаль, барабанщик сотни Гавриловой, Башов.

От заворота головы, от мечтаний, страхов бесовских избавление получившие:

Кондрат, швец черниговский.

Александра, черница монастыря святой Пятницы.

Анна, послушница того же монастыря.

Лаврен Опанасенко, швец черниговский.

Петро Дробязка, швец черниговский.

Антоний, иеромонах Ильинского монастыря.

Данило из села Чорторыйски.

Василь Онищенко, мещанин черниговский.

Фома Иванович из Чернигова.

Никифор Дуброза, мещанин черниговский.

Иов Копачик из Чернигова.

Станислав Можутевич, слуга его милости пана полковника черниговского.

Адам, атаман гармаский, полку черниговского.

Александр, цилюрик черниговский.

От различных обложных хвороб и болезней исцелившиеся:

Марина, жена Павла Клевца, мещанина черниговского. Павел Домонтович.

Иеромонах Иоасаф, казначей того же монастыря.

Лукаш Заборовский.

Костантия, обывателя черниговского сынок, именем Феодор. Р

анна, жена Станислава, обывателя черниговского.

Агафья Уласовая из Сосницы.

Марина, жена Андрея, подданного монастырского.

Анастасия, попадья в селе Коровницах под Ромном.

Анастасия, жена Андрея Скозелца.

Филип Облайкевич, мещанин Слуцкий.

Лаврентий Гавловский, иеромонах монастыря Братского Киевского.

Феодор Иванович Головленков, стольник Царского Величества, бывший воевода черниговский, от хворобы желтой исцелился.

Иван Иванович Касперов, поручик полку Сладацкого, от такой же хворобы получил исцеление.

Иоанн Андреевич от града Сосницы. Наконец, в селе Яриловичах мертвый отрок воскрес.

О всех же них слава Богу и Богородице!


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle