Источник

РОСА ПРОЗРЕНИЯ СЛЕПЫХ

«Был глазами слепому» (Иов. 29, 15).

Чудо 13

Отроковица Мария, дочь Леонтия Полуботка, болела оспой и от многих струпьев потеряла зрение. Скорбные родители привезли ее из города Батурина в Ильинский монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Во время субботнего Акафиста, при чтении «Нескверная, Неблазная...», та Мария благодатью Богородичною прозрела. На чудо это все люди взирали и радовались о всех славных чудесах, бываемых от Преблагословенной Девы Марии.

Беседа

Не так Иов, как Мария является глазами для слепых. Ибо не только ослепленных телесными очами, но и душевно слепотствующих руководствует. Внимай истинно: Дух Святой в Песнях утренней Звездой называет Ее: «Кто Эта, блистающая, как заря?» (Песн. 6, 10). И почему Пречистую Деву «зарей» наименовал? Для того чтобы показала Она слепым прозрение, тьмы отгнание, ночи просвещение. Ибо ночь темную, которая как бы ослепляет всех, заключая очи сном глубоким человеку и скоту, зверю и птице, кто отгоняет и просвещает? Звезда утренняя. Она, воссияв, день приводит, от сна будит, очи всякому открывает, чтобы выходил «на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс. 103, 23).

Ночь мысленную, говорю, незнание Бога, ослепившее едва ли не весь мир, кто отогнал, дабы воссиял день познания? Пречистая Дева, Которой Церковь читает: «Радуйся, заре таинственнаго дне!» (Акафист, икос 5). И еще: «Тобою Сына Божия познахом». Умеет Она и невежд к познанию истины наставлять. Она святого Григория Нисского научила Православию: когда распространилась ересь Павла Самосатского, был в недоумении святой Григорий и молился Богородице. Она явилась ему, научила и утвердила его в истинной православной кафолической вере.

Привела некогда звезда волхвов ко Христу, родившемуся в Вифлееме. » Видели, – говорили они, – звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).

Почему не Ангел, не иное какое творение привело их, но звезда? Еще и восточная, не западная? Думаю, то было о Госпоже моей предсказание, Она воистину Звезда лучезарная. Восточная же, ибо не знает запада, всегда живет во свете неприступном. «Утро светлейшее, радуйся, едина!» (Акафист, 3-я песнь канона).

Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1).

Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42, 6–7).

«О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9).

Нравоучение

Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9, 40–41). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» (Пс. 31, 10), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12, 47).

Видим – и слепы, ибо в разуме, по собственной воле согрешаем, а грех – это слепота души, как говорит пророк Софония: « Будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» (Соф. 1, 17).

Объяла Египет в древности тьма великая на три дня, так что никто не вставал с одра своего и никто брата своего не мог увидеть (Исх. 10, 23).

Так и нераскаянного грешника, как бы в три дня, в три времени слепота и потемнение души объемлют: во время его временной жизни, когда он не может видеть света заповедей Господних от умножившихся беззаконий: «Постигли меня, – говорит, – беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39, 13); во время смерти, когда темные духи его обступят и не обрести ему помощи, по сбывающемуся слову псалма: «Смерть грешников люта» (Пс.33, 22); и во время вечности бесконечной, когда даже до века не увидит он света Христова: «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе Боже» (Октоих, гл. 4, ирмос 5-й песни).

Отверзи ныне очи свои, грешник! Да познаешь окаянное устроение свое. И не претыкайся от одного греха к другому, как слепец. «Заповедь Господня светла: просвещает очи» (Пс. 18, 9), – ее соблюди и прозришь Бога! Его и моли, говоря: «Пошли свет Твой и истину Твою:: они наставят меня и введут меня в гору святую Твою и в селения Твои» (Пс. 42, 3).

Прилог

Хощешь ли душевными очами зрети ясно, Помрачения греховного блюдися опасно.

Святой Павел Препростой, в монастыре своем при церкви стоя, смотрел, кто с какой мыслью в церковь входит, ибо имел он духа прозорливого и видел помышления человеческие. Была же вечерня, и все входили в церковь со светлыми лицами, с душой просвещенной, и с каждым Ангел-хранитель, радуясь, входил.

Вдруг видит он одного брата, идущего в церковь, – лицом черного, душой помраченного, окружаемого бесами, влекущими его каждый к себе. Святой же Ангел-хранитель издалека следует за ним, унылый и плачущий.

Увидав это, святой заскорбел и зарыдал о погибшем брате, не вошел и в церковь от горькой печали, но снаружи сидел и плакал. Когда же окончилась служба, выходили братия такими же, как и входили, сияющие светом Божественным. Видит Павел и того, что сначала темен был, и вот лицо его – словно ангельское, и благодать Святого Духа окрест его осеняет, и Ангел-хранитель, радуясь, поддерживает руку его, бесы же вдалеке рыдают и никак приблизиться» не могут. Увидев столь скорую победу, блаженный обрадовался, удержал брата и, пред всеми виденное» поведав, спросил его о причине внезапной перемены. Тот же, будучи обличен Божиим откровением, исповедал о себе пред всеми:

– Я, – сказал , – очень грешен, в нечистоте провел многие годы, даже до этого дня. Войдя же ныне во святую церковь, слышу святого пророка Исайю читаемого, особенно же Бога, через него говорящего: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро. И если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис. 1, 16–18). Услышав это, умилился я душой, отверзлись очи духовные, познал я окаянство мое и пагубу и, очнувшись, воззвал в помысле моем к Богу: «Ты Бог, пришедший в мир грешников спасти, как и мне ныне пророком Своим провещал. Сие во мне, грешном, соверши делом, ибо вот отселе обещаю не творить никакого зла, отвергаюсь от всякого беззакония и служу Тебе чистой совестью, Владыка. Только Ты прими меня, кающегося, и не отринь припадающего». С этими обещаниями вышел я из церкви, положив в сердце моем не грешить пред Богом.

И все слышавшие прославили Бога, принимающего всякого, прибегающего к Нему с покаянием. Так тот брат избавился от душевной слепоты, положив твердое основание покаянию.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle