События в десятом столетии второго тысячелетия
Иаред, сын Малелеилов, отец Енохов, умер – по русским Библиям в 1822 году от начала миробытия, а по хронографам в 1922 году. Всех же лет его жизни было 962 года.
И в сии лета, как и в предыдущие, не что иное творилось в поднебесной, как только прогневание Господа Бога людьми грешными, без боязни жившими по своей воле, которые не имели пред очами своими Бога, не памятовали о смерти своей, не ожидали будущей жизни и не страшились вечного наказания и суда Божия, о котором проповедовал Енох.
Эта самая жизнь без страха Божия бывает причиною всех зол, ибо не имеющий страха Божия на всякое злое дело решается. Хорошо говорит Давид о небоящемся Бога грешнике: «Рече законопреступный, еже согрешати в себе (в московской печати так: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе»): несть страха Божия пред очима его» (Пс. 35, 2). Он как бы говорит так: почему пребеззаконный грешник помыслил в себе преступать законы Божий добрые, святые и душеспасительные и делать неугодное Богу? – потому, что нет страха Божия пред его очами.
Почему сильный немощного насилует, отнимает, похищает, плату наемника удерживает? Почему клятвопреступник ложно клянется досадитель досаждает, бесстыдник сквернословит? Почему человек, будучи сам весь во грехах, осуждает других? Потому, что нет страха Божия пред их очами. Почему мздоимный владетель неправедно судит, виновных оправдывает, а невинных мучит? Почему кто-либо в лености и небрежно жизнь свою проводит, валяясь в сквернах греховных и не помышляя о покаянии? Все потому же, что нет страха Божия пред очами его.
Когда нет страха, тогда не может быть воздержания от грехов и исправления жизни, как опять вещает Давид: «Несть им изменения, яко не убояшася Бога» (Пс. 54, 20), то есть не переменяются грешники в своем беззаконном житии, не уклоняются от зла к благотворению, потому что не боятся Бога. О, если бы боялись Бога! Они не дерзали бы тогда творить столь великие злые дела и прогневлять Господа, своего Судию и Мстителя! Ибо страх Божий есть как бы бразды и узда, отводящая грешника с пути его беззаконного, по писанному в Притчах: «Боязнию Господнею уклоняется всяк от зла» (Притч. 15, 27).
Поэтому-то и Моисей, желая убедить людей израилевых отвратиться от грехопадений, велит им прежде всего иметь страх Божий: «Да будет, – говорит, – страх Его на вас, да не согрешаете» (Исх. 20, 20). Страх Господень есть путеводитель ко спасению и начало любви Божи-ей, по словам того же Моисея: «Ныне, Израилю, что просит Господь Бог твой у тебе, точию да боишися Господа Бога твоего и ходиши во вся пути Его, и любиши Его, и служиши Господу Богу твоему от всего сердца твоего» (Втор. 10,12). Так от страха Божия начинается спасение человеческое, ибо боящийся Господа Бога ходит по путям Его, то есть хранит все заповеди Его и любит Его, и работает Ему усердно.
О том, как кто может приобресть страх Господень, учит святой Златоуст, говоря: «Если помыслим, что Он все видит, не только, что нами делается и говорится, но и то, что находится в сердцах наших и в глубине помышлений наших, ибо Он «судителен есть помышлений и мыслей сердечных» (Евр. 4,12); если так устроим себя, то убоимся Его и не решимся ничего сделать лукавого, ни сказать и ни помыслить что-либо злое. Ибо скажи мне: если бы ты стоял постоянно близ царя, то не со страхом ли бы ты стоял? И как ты, Богу предстоя, смеешься, возлежишь, не боишься и не трепещешь? Не пренебрегай Его долготерпением, ибо Он долготерпя ведет тебя к покаянию, и не начинай ничего делать, не подумав прежде, что Бог присутствует при всех твоих делах; присутствует, если ты ешь и пьешь, если спать желаешь, если гневаешься на кого, если похищаешь, пресыщаешься или иное что творишь. Думай, что Бог всегда предстоит, и ты никогда не впадешь в смех, никогда не будешь раздражаться гневом. Если постоянно будешь иметь такое помышление, то всегда будешь пребывать в страхе и трепете, как бы предстоя близ Царя» (Толкование на Послание к Филиппийцам, гл. 2). Вот сколь прекрасно наставление сего великого учителя о страхе Божием.
Да узнаем также, что страх Божий есть начало и основание богоугодного жития: «Начало, – говорится, – премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10; Притч. 1, 7; 9, 10), премудрости же не мирской, но духовной, постоянно поучающейся в законе Господнем и старающейся угодить Господу. Начало такой премудрости страх Божий, на котором как на твердом основании, созидается наше спасение. Бесстрашие же все разоряет, как говорит Сирах: «Аще кто не держится страха Господня со тщанием, вскоре развратится дом его» (Сир. 27, 3). Так, люди первого мира, проводившие свою жизнь в беззакониях без страха Божия, разорились вконец и достигли крайней погибели.