Анализ «Чикагского заявления о приложении Библии»

Источник

Содержание

Анализ вероучительных принципов Анализ раздела о человеке Раздел о государстве Раздел об экономике Раздел об экологии Источники и литература  

 

Дмитрий Георгиевич Добыкин – кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии (sravnika@yandex.ru)

Статья посвящена «Чикагскому заявлению о приложении Библии», которое является социальной концепцией для многих консервативных протестантских мыслителей настоящего времени.

Ключевые слова: протестантизм, Чикагское заявление о непогрешимости Библии, Чикагские заявления, Чикагское заявление о библейской герменевтике, Международный совет по непогрешимости Библии, Чикагское заявление о приложении Библии, International Council on Biblical Inerrancy, ICBI.

В современном христианском мире существуют разные мнения о природе и роли Священного Писания. Католический взгляд на Библию изложен в Догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum». В протестантском мире похожим документом являются «Чикагские заявления».

Конечно, они не имеют такого же авторитета как «Dei Verbum», однако данные тексты стали своего рода «символом веры» для многих консервативно настроенных протестантских мыслителей настоящего времени1.

Чикагские заявления были составлены Международным советом по непогрешимости Библии (International Council on Biblical Inerrancy – ICBI). Он был создан 26–28 февраля 1977 года. На конференции, организованной в октябре 1978 года в Чикаго, совместными усилиями более чем трехсот человек – ученых-библеистов, теологов, пасторов, лидеров различных деноминаций евангельских христиан – был разработан документ, получивший название «Чикагское заявление о непогрешимости Библии» (Chicago Statement on Biblical Inerrancy)2. По словам одного из организаторов ICBI, «это, возможно, первое планомерное всестороннее широкомасштабное научное вероучебное заявление о вдохновении и авторитете Писания в истории Церкви»3. Из подписавших его в России известны Вальтер Кристиан Кайзер-млад- ший, Джеймс Пакер, Джон Самуэль Файнберг, Джон Фуллертон Макартур-младший, Джослин «Джош» Макдауэлл, Дональд Артур Карсон, Дуэйн Толберт Гиш, Норман Лео Гайслер, Роберт Чарльз Спраул, Уэйн Грудем, Фрэнсис Август Шеффер, Ховард Джордж Хендрикс, Чарльз Колдуэлл Райри.

Второе заседание прошло 10–13 ноября 1982 года. Результатом его стало «Чикагское заявление о библейской герменевтике»4.

10–13 декабря 1986 года на третьем заседании совета ICBI было составлено «Чикагское заявление о приложении Библии» (Chicago Statement on Biblical application)5. Оно содержит своего рода социальную концепцию протестантизма, выработанную в процессе работы ICBI6. «Этим заявлением, представленная научная работа ICBI была завершена, ибо учение о непогрешимости, таким образом, было определено, истолковано, и принято многими ведущими учеными-евангелистами нашего времени»7.

«Чикагские заявления» авторитетны и в российских протестантских Церквях.

В третьем номере альманаха Одесской богословской семинарии «Богомыслие» были опубликованы заявления Международного Совета по непогрешимости Библии8. Цель публикации – «дать возможность членам наших церквей получить ясное богословское понимание доктрины о непогрешимости Библии», противостоять либеральной теологии, в разнообразных формах отрицающей непогрешимость Библии и активно проникающей в Церкви на постсоветском пространстве9.

В качестве предисловия к «Заявлениям» Международного совета по непогрешимости Библии помещена редакционная статья, написанная, по всей вероятности, самим С. В. Санниковым, поскольку он являлся главным редактором этого издания10. В ней заблуждения либеральной теологии проиллюстрированы следующим образом: «Некоторые из них утверждают, что не все части Библии равнобогодухновенны, то есть слова Христа более авторитетны, чем слова Апостола Павла или повествовательный текст Библии; другие считают, что Библия богодухновенна только в изложении духовных истин, а говоря об истории, географии и т. д., она может ошибаться; третьи считают, что Библия не есть Слово Божие, а в ней только содержится Слово Божие, как ядро ореха содержится в скорлупе, и задача человеческого разума очистить божественную истину от человеческих наслоений. В результате такой точки зрения отвергаются все чудеса и сверхъестественные проявления как, якобы, неверное человеческое восприятие божественных действий. Некоторые утверждают, что Библия не объективно является Словом Божиим, а лишь становится им, если человек начинает верить в нее и принимает это Слово в свое сердце»11.

Редакторы альманаха «Богомыслие» отмечают, что позиция русскоязычных протестантов в вопросах применения принципов Писания еще более строга и консервативна, чем позиция авторов «Заявления». В «Чикагском заявлении о природе непогрешимости» сказано: «Хотя Священное Писание не связано рамками определенной культуры, так как его учение достаточно универсально, оно иногда культурно обусловлено обычаями и взглядами определенного периода, так что применение его принципов в наши дни требует других действий»12. В примечании редакторов к «Чикагским заявлениям» указывается, что, по мнению русских протестантов, применяя принципы Писания, современную культуру следует учитывать лишь в тех сферах и вопросах, которые четко не определены в самом Писании13.

14 октября 1997 года была сформирована Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация (ЕААА), в настоящее время в составе которой находятся 55 учебных заведений, из них 24 учебных заведения ЕХБ, 21 учебное заведение ХВЕ, и 10 учебных заведений других евангельских деноминаций. Что касается вероучения ЕААА, то в первоначальном варианте ее документов указывалось, что «школы, входящие в ЕААА должны исповедовать евангельско-баптистские принципы и подписать (в лице их первого руководителя) Чикагское исповедание веры, утверждающее непогрешимость Библии, как Слова Божьего»14.

Несмотря на то, что с момента завершения работы ICBI прошло более тридцати лет, в России, за исключением одной статьи15, не никаких отзывов или комментариев на данный документ с точки зрения православия.

Ниже будет рассмотрен третий документ Международного Совета по непогрешимости Библии – «Чикагское заявление о приложении Библии».

Оно состоит из двух частей. Первая часть содержит шестнадцать статей. Все они построены по одинаковому принципу. Вначале идут пункты, утверждающие определенное учение, затем – отрицающие16.

Вторая часть состоит из трех глав: «Предисловие», «Подход к современным проблемам» и «Новые перспективы старых дорог».

Так случилось, что на русском языке была издана только вторая часть, причем не полностью17. Перевод первой части был сделан студентом Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрием Колесниковым.

Анализ «Чикагское заявление о приложении Библии» лучше начать со второй, методологической, части.

В «Предисловие» рассказывается об истории ICBI и целях третьего заседания. Оно должно было показать актуальность применения правильно истолкованной Библии в некоторых реалиях североамериканской культуры конца XX века.

В главе «Подход к современным проблемам» рассказывается о принципах приложения Священного Писания к «измененной и меняющейся среде наших дней»18. На этом пути понимания и применения текста существует множеством исторических, культурных и литературных препятствий. Чтобы их преодолеть, предлагается очистить божественные истины от временного изложения и «заново приложить к культурному контексту и историческому течению, существенно отличающемуся от всего, что показано в библейском тексте»19. Было предложено восемь принципов, следование которым привело бы к установлению тесной связи между Писанием и окружающим миром.

Первый принцип – это авторитет Писания, который одинаков с авторитетом Христа. Принятие этого принципа ведет к признанию всего того, чему учит Писание – будь то повествование или повеление, – тому учит и Бог. Верность Христу невозможно сочетать со скептическими или избирательными подходами к Писанию.

Второй принцип – непротиворечивость Писания как творения Духа Божия, Который не может противоречить Самому Себе. Здесь говорится о «гармонии Писания» или «аналогии Писания» (analogia scripturae), то есть о единстве между разными частями Писания. Поэтому любые противоречия считаются иллюзорными, и экзегет должен искать способ объяснить их.

Первый и второй принцип говорят о двух учениях – непогрешимости и безошибочности Библии. «Безошибочность» означает, что Священное Писание полностью правдиво и заслуживает доверия во всех своих утверждениях, как в вопросах богословских, так и в вопросах этики, социальных наук, естествознания, истории и т. д. «Непогрешимость» означает, что Священное Писание является точным, достоверным и надежным правилом и руководством во всех вопросах. Исполнение библейских предписаний соответствует Божией воле и никогда не введет во грех.

Третий принцип говорит о поиске неизменных моральных и духовных предписаний во временных божественных повелениях. Авторы хотят сказать, что, когда Бог создавал этот мир, Он создал его не только с физическими законами, но и духовными. Эти духовные законы Господь постепенно открывал людям. Их словесное выражение – это заповеди, которые формулировались Богом в зависимости от духовного и интеллектуального уровня человечества. Часть заповедей отменена со смертью Христа. Вместе с тем даже за отменёнными заповедями всё равно стоят вечные божественные принципы. Экзегету нужно увидеть за буквой заповедей духовные законы и приложить их к христианской жизни.

Четвертый принцип – Писание является единственным источником знаний о Боге и Его воле. Библию необходимо толковать с помощью самой Библии, без обращения к Преданию или авторитету Церкви. Пожалуй, это самый спорный принцип. Каждый человек понимает всё, в том числе и Священное Писание, на основании своего мировоззрения, которое определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим уровнем культуры. Даже сама необходимость «Заявлений» указывает на то, что «самодостаточность» Писания, выраженная во фразе Sola Scriptura, не работает20.

Пятый принцип – Писание должно исправлять человека, а не человек Писание. Этот принцип направлен против либеральных богословских концепций, которые считают, что часть заповедей (в том числе и новозаветных) устарели в современном обществе.

Шестой принцип объясняет разные варианты применения библейских принципов неполнотой знания о конкретной ситуации.

Седьмой принцип – применение библейских принципов накладывает ответственность за выбор вариантов благочестивых поступков.

Восьмой принцип – применение Писания к жизни требует благодати Святого Духа. Без его помощи духовные реалии, о которых говорится в Писании, не будут поняты и применены, так как человек является падшим существом и не может понять своим умом полноту библейского учения.

В главе «Новые перспективы старых дорог» говорится о том, как совместить принципы применения Библии с некоторыми запутанными реалиям современной жизни. Эта задача не может быть решена светским обществом из-за отрицания библейского учения.

Эту задачу не может решить и любая форма либерального или модернистского богословия, потому что ставит под сомнение божественность и обязательность некоторых разделов библейского учения и перестраивает их в свете современных мирских предрассудков.

Международный совет предлагает не изобретать ничего нового, а обновить те принципы приложения библейского учения, которых придерживалось христианство в прошлом.

Если обратиться к первой части, то можно условно выделить пять основных тем:

1. Вероучительные принципы (статьи I–IV)

2. О человеке (статьи V–VIII)

3. О государстве (статьи IX–XII)

4. Об экономике (статьи XII–XV)

5. Об экологии (статья XVI)

Если провести сравнение позиций протестантской Церкви, изложенных ICBI в Чикагском заявлении, то оно во многом подобно Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Единство двух документов видно уже по самой их структуре и затрагиваемым темам, «которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем»21.

Анализ вероучительных принципов

Вероучительные принципы более подробно рассмотрены в предыдущих «Заявлениях» и затем повторены в методологической части. В основном, по большинству пунктов явных противоречий нет. Это отсутствие противоречий возникает, вероятнее всего, от того, что протестантское учение гораздо уже православного и вполне вмещается последним. Например, в вопросе богопознания (ст. I, п. 2) протестантская Церковь, отвергнув Предание, может опереться только на Священное Писание, а святоотеческая литература говорит также о возможности непосредственного мистического познания Бога22. Позиции не противоречат друг другу, просто одна не полна. Более интересно рассмотреть разделы, которые встречаются только в этом «Заявлении».

Анализ раздела о человеке

Позиция, выраженная ICBI, отличается трезвым и умеренным взглядом без крайнего ригоризма. Раздел о человеке затрагивает спектр общехристианских, или лучше сказать общечеловеческих проблем. Позиция протестантской Церкви, выраженная в Чикагском заявлении, приемлема и для православного христианина, что подтверждается и Социальной концепцией Русской Православной Церкви, и мнением современных православных богословов23, которые во многом созвучны Чикагскому заявлению. В данном разделе нет пунктов, которые бы прямо противоречили православному учению.

Есть отдельные пункты, которые не освещены или упоминаются вскользь в православной Социальной концепции: забота о престарелых (ст. VI, п. 6), социальное служение семьи (ст. VI, п. 7), ювенальная юстиция (ст. VI, п. 12), сексуальная девиантность (ст. VII). Эти вопросы обсуждаются в православной среде, и выводы, к которым приходят богословы, во многом совпадают с позицией ICBI. Например, о социальной роли семьи говорится, что в первую очередь она должна «жить по закону Божию и свидетельствовать о Боге образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта»24. Это подразумевает, что семья должна, если возможно, брать на себя и некоторые заботы государства, например, о детях-сиротах и беспризорниках, нищих, узниках, странниках, то есть все то, что Евангелие учит делать всех считающих себя христианами. Нужно отметить, что ICBI придерживается согласного с православием мнения, что «первый союз [Адама и Евы] становится образцом, «иконой» всех последующих семейных союзов в истории человечества»25, и отстаивает в Чикагском заявлении традиционные христианские семейные ценности.

Чикагское заявление ничего не говорит о цели жизни, а отражает лишь отношение к человеку и обществу.

Если принять раздел «О человеке» только как социальную концепцию, выраженную представителями ICBI, то он не противоречит православной социальной концепции. Такое единство мнений говорит о возможности плодотворного внебогослужебного сотрудничества Церквей, без стирания богословских отличий26 (ст. IV, п. 6), в деле сохранения традиционных христианских семейных и общечеловеческих ценностей, защиты человеческой жизни от чрезмерного и необоснованного вмешательства в нее медицинских технологий.

Раздел о государстве

В данном разделе взгляды Чикагского заявления и православной социальной концепции практически полностью совпадают.

Чикагское заявление указывает на то, что «Бог основал гражданское правительство как инструмент Его общей благодати, чтобы сдерживать грех, поддерживать порядок и содействовать гражданской справедливости и общему благополучию» (ст. XI, п. 1). Правительства «несут ответственность» (ст. IX, п. 5), «имеют право и обязанность» (ст. XI, п. 2), «должны» (ст. XI, п. 2). В тоже время никакое государство и никакое правительство не построит рая на земле, и не приведёт людей в Царство Небесное.

Христиане должны молиться за власть, и подчиняться ей (ст. IX, п. 4), а также участвовать в политической жизни (ст. IX, п. 3). В то же время государство не должно вмешиваться в дела Церкви (ст. IX, п. 8) и вообще предписывать «определённые молитвы или формы религиозной практики своим гражданам» (ст. IX, п. 13).

В случае, если позиция государства пойдёт вразрез с учением Церкви, то христианин в данном случае «не обязан» подчиняться (ст. IX, п. 4).

Отличие видно в отношении к защите христианства с оружием в руках (ст. XI, п. 5). Социальная концепция не только не отрицает, но, напротив, утверждает, что, когда все другие средства исчерпаны, защита отечества и христианства с оружием в руках – это долг христианина. «Не всякая война является злом с христианской точки зрения. Может быть такая война, благословить которую не только не есть «компромисс», а прямой долг Христианской Церкви»27. Чикагское заявление не отрицает насилие совершенно (ст. IX, п. 6; ст. V, п. 4, 9), но о необходимости его применения прямо не говорит нигде, в отличие от Социальной концепции Русской Православной Церкви, в которой помимо главы «Война и мир» присутствует глава «Преступление, наказание, исправление».

Чикагское заявление призывает христиан к защите попираемых прав человека, в том числе и от дискриминации со стороны властей, даже в ущерб собственным правам.

Раздел об экономике

Статья об экономике в Чикагском заявлении содержит наибольшее количество пунктов. Уже одно это наблюдение позволяет сделать предположение, что экономическая позиция занимает важное место и требует объяснения.

Из «Заявления» видно, что богатство и успех не являются показателем праведности (ст. XV, п. 6, ст. XIV, п. 6, ст. XIII, п. 15), хотя и представляют собой «благословение от Бога и ими следует пользоваться с благодарностью» (ст. XIII, п. 2) и ответственностью (ст. XIII, п. 6). Бедность также не является показателем праведности (XIV, п. 1), и бедные призываются не быть алчными (XIV, п. 1).

Особый упор в экономической теории делается на то, что богатые должны делиться с бедными и помогать Церкви, так как именно для этого Бог и дает человеку богатство (ст. XIII, п. 3, 5).

Причинами экономических кризисов является человеческая испорченность, жадность и стремление к власти (ст. XIII, п. 7, 8).

Интересная особенность обнаружилась при анализе статьи «Работа и отдых». О них говорится как о равных заповедях Божьих (ст. XIV, п. 1, 8, 11, 13) и напоминается, что отдых – в правильном балансе с трудом – должен присутствовать в жизни христианина. Устремляясь к Царству Божию (ст. XIV, п. 6), христианин может не забывать и о преходящих радостях.

Именно в этой статье и говориться о том, что труд есть способ служение Богу (ст. XIV, п. 2–5, 9, 11–12).

Раздел об экологии

Вопросы экологии не являются первостепенными, о чем можно судить по тому, что и в Чикагском заявлении, и в Социальной концепции Русской Православной Церкви статья об экологии расположена последней.

В начале статьи указывается на то, что «Бог создал физический мир во славу Свою» (ст. XVI, п. 1) и человек поставлен на земле домоправителем и несет ответственность перед Богом (ст. XVI, п. 2, 4, 7).

По мнению ICBI, согласному с православным, «человечество имеет большую ценность, чем все остальное творение» (ст. XVI, п. 3)28, но в то же время Вселенная и без человека представляет некую ценность (ст. XVI, п. 8). Хотя с православной точки зрения Вселенная была создана именно для человека и без него теряет всякий смысл, тем не менее, это не отменяет ответственности за сохранение вверенного ему царства природы (ст. XVI, п. 9)29.

Чикагское заявление призывает использовать научные достижения в жизни, только не полагать на них упование спасения (ст. XVI, п. 5, 10).

Источники и литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

2. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Портал «Азбука. ру». URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#0_4 (дата обращения: 06.08.2019).

3. Богопознание // Православная Энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/149523.html (дата обращения 13.09.2018).

4. Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже ХХ и ХХІ веков. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2011.

5. Брек И., протопр. Священный дар жизни: Православное христианство и биоэтика // Портал «Азбука. ру». URL: https://azbyka.org/zdorovie/svyashhennyj-dar-zhizni- pravoslavnoe-xristianstvo-i-bioetika (дата обращения: 13.09.2018).

6. Ворохобов А. В. Спиритуальная герменевтическая концепция библейских текстов в западном протестантизме // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2015. Вып. 13.

7. Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания. Лекции по библейской герменевтике. СПб: Изд-во СПбПДА, 2016.

8. Кирилл (Гундяев), патр. О сотрудничестве Православной Церкви с другими конфессиями // Телеканал «Союз». URL: http://tv-soyuz.ru/qna/o-sotrudnichestve-pravoslavnoy-tserkvi- s-drugimi-konfessiyami (дата обращения: 13.09.2018).

9. Непогрешимость Библии // Богомыслие. 1992. Вып. 3.

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 1-я Образцовая Московская типография, 2001.

11. Роуч У. Непогрешимость Священного Писания // Сайт Ирпенской библейской семинарии. URL: http://ibs.org.ua/ru/article/nepogreshimost-svyashchennogo-pisaniya-d-r-uilyam-s- rouch (дата обращения: 06.08.2019).

12. Свенцицкий В., прот. Война и Церковь // Българският православен каталог в Интернет. URL: http://www.pravoslavieto.com/history/19/1881_prot_Svencicki/vojna_cerkov.htm (дата обращения: 06.08.2019).

13. Филарет (Вахромеев), митр. Семья как малая церковь в служении Богу и людям // Официальный портал Белорусской Православной Церкви. URL: http://exarchate.by/resource/ Dir0301/Dir0302/Page2300.html (дата обращения: 06.08.2019).

14. Хулап В., прот. Венцы любви: книга о таинстве Венчания. М.: Никея, 2017.

15. Geisler N, ed. Inerrancy. Grand Rapids: Zondervan, 1980.

16. Grimstead J. How the International Council on Biblical Inerrancy began // URL: http:// www.reformation.net/Pages/COR_History_grimstead_boone_audio.htm (дата обращения: 13.09.18).

17. Kantzer K, ed. Applying the Scriptures. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

18. Radmacher E., Preus R, ed. Hermeneutics Inerrancy and the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1984.

19. The Chicago Statement on Biblical // The Alliance of Confessing Evangelicals. URL: http:// info.alliancenet.org/the-chicago-statement-on-biblical-application (дата обращения: 06.08.2019).

Dmitry Dobykin. Analysis of the «Chicago Bible Application».

Abstract: The article is dedicated to the Chicago Declaration on the Application of the Bible, which is a social concept for many conservative Protestant thinkers of the present.

Keywords: Protestantism, Chicago Bible Bible Infallibility Statement, Chicago Statements, Chicago Bible Bible Hermeneutics Statement, International Bible Council Infallibility Council, Chicago Bible Application Statement, International Council on Biblical Inerrancy, ICBI.

Dmitry Georgievich Dobykin – candidate of theology, assistant professor of biblical studies at the St. Petersburg Theological Academy (sravnika@yandex.ru).

* * *

1

      См.: Роуч У. Непогрешимость Священного Писания // Сайт Ирпенской библейской семи­нарии. URL: http://ibs.org.ua/ru/article/nepogreshimost-svyashchennogo-pisaniya-d-r-uilyam-s-rouch (дата обращения: 06.08.2019).

2

      Протоколы первого заседания опубликованы в: Geisler N. ed. Inerrancy. Grand Rapids: Zondervan, 1980.

3

      Grimstead J. How the International Council on Biblical Inerrancy began // URL: http://www. reformation.net/Pages/COR_History_grimstead_boone_audio.htm (дата обращения: 13.09.2018).

4

      Протоколы второго заседания опубликованы в: Radmacher E, Preus R, ed. Hermeneutics Inerrancy and the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1984.

5

      Правильнее было бы перевести «применение». Именно этим термином пользуются русскоязычные протестанты, когда говорят об использовании Библии в современном обществе.

6

      Протоколы третьего заседания ICBI были опубликованы в: Kantzer K., ed. Applying the Scriptures. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

7

      The Chicago Statement on Biblical // The Alliance of Confessing Evangelicals. URL: http://info. alliancenet.org/the-chicago-statement-on-biblical-application (дата обращения: 06.08.2019).

8

      Непогрешимость Библии // Богомыслие. 1992. Вып. 3. С. 150–169.

9

      Там же. С. 150.

10

      Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже ХХ и ХХІ веков. Дисс. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2011. С. 62.

11

      Непогрешимость Библии. С. 150.

12

      Там же. С. 158.

13

      Там же.

14

      Там же. С. 272, 273.

15

      Ворохобов А. В. Спиритуальная герменевтическая концепция библейских текстов в запад­ном протестантизме // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2015. Вып. 13. С. 7–30.

16

      «Мы утверждаем, что...»: «Мы отрицаем, что...».

17

      Непогрешимость Библии. С. 165–169.

18

      Там же. С. 166.

19

      Там же.

20

      Подробнее см.: Добыкин Д.Г. Православное учение о толковании Священного Писания. Лекции по библейской герменевтике. СПб: Изд-во СПбПДА, 2016. С. 56–66.

21

      Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 1-я Образцовая Москов­ская типография, 2001. С. 5.

22

      См.: Богопознание // Православная Энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/149523. html (дата обращения: 13.09.2018).

23

      Брек И., протопр. Священный дар жизни: Православное христианство и биоэтика // Портал «Азбука. ру». URL: https://azbyka.org/zdorovie/svyashhennyj-dar-zhizni-pravoslavnoe-xristianstvo-i- bioetika (дата обращения: 13.08.2019).

24

      Филарет (Вахромеев), митр. Семья как малая церковь в служении Богу и людям // Офи­циальный портал Белорусской Православной Церкви. URL: http://exarchate.by/resource/Dir0301/ Dir0302/Page2300.html (дата обращения: 06.08.2019).

25

      Хулап В., прот. Венцы любви: книга о таинстве Венчания. М.: Никея, 2017. С. 17.

26

      Кирилл (Гундяев), патр. О сотрудничестве Православной Церкви с другими конфесси­ями // Телеканал «Союз». URL: http://tv-soyuz.ru/qna/o-sotrudnichestve-pravoslavnoy-tserkvi-s- drugimi-konfessiyami (дата обращения: 13.09.2018).

27

      Свенцицкий В., прот. Война и Церковь // Българският православен каталог в Интернет. URL: http://www.pravoslavieto.com/history/19/1881_prot_Svencicki/vojna_cerkov.htm (дата обращения: 06.08.2019).

28

      Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Протал «Азбука. ру». URL: https://azbyka.org/ otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#0_4 (дата обращения: 06.08.2019).

29

      См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 105.


Источник: Добыкин Д.Г. Анализ «Чикагского заявления о приложении Библии» // Актуальные вопросы церковной науки. 2019. № 2. С. 151-158.

Комментарии для сайта Cackle