Источник

О крещении младенцев

§ I

Беседовать с штундистами мы собрались весной, в саду одного богатого православного христианина. День был праздничный. На дворе тепло. Слушателей сошлось много.

Стол, покрытый белою скатертью, мне поставили на возвышении, в тени большого, развесистого дерева. Кругом меня разместилась сельская «знать», а против – штундисты. Их было немного. «Отвечать» мне они уполномочили своего «брата» Михаила. Это был малограмотный, но лукавый и пронырливый штундист. Он, улыбаясь, посматривал на народ, видимо, желая показать людям, что «не сробел».

Пропели молитву. Народ притих. Тесным полукругом он придвинулся к столу. – Я объявил, что, по желанию батюшки и православных, беседовать будем о крещении младенцев. По тому же желанию, беседовать станем покороче, без взаимных перебивок и от Слова Божия. Штундисты согласились с этими условиями и выразили свое удовольствие «потолковать» именно о крещении младенцев.

Я начал говорить:

– Господь Иисус Христос явился Савлу, шедшему в Дамаск, и сказал ему: «встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы ко свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий со освященными» (Деян.26:16–18).

Из этих слов Господа ясно следует, что и после страданий Христовых в миpe осталось два царства: «власть сатаны» и «власть Божия», – «тьма» и «свет». Также об этом свидетельствует Ап. Павел. Он говорит, что Бог Отец избавил нас «от власти тьмы» и ввел «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1, 13).

«Царство возлюбленного Сына Божия» на земле другими словами называют истинною Церковью Христовой. Это вытекает из учения Самого Спасителя Который царство небесное уподобляет то полю, засеянному пшеницей и на котором выросли плевелы, то неводу, закинутому в море, то десяти девам – (Мф.13:37–38; Мф.13:47; Мф.25:1,5). Ясно, что плевелы могут расти и девы дремать лишь в Церкви земной, а не в небесном царстве, где не может быть никакой нечистоты (Откр. 21, 27). – Согласны вы с изложенным учением Господа и Его Апостолов? – спросил я Михаила.

– Да, веруем, что на земле существует только два царства – царство Божие или Церковь и царство сатаны. Третьего промежуточного царства нет.

– А веруете ли вы, что состоите членами благодатной Христовой Церкви?

– Веруем и радуемся этому, и укрепляемся своей верой в печалях и скорбях земной жизни.

– Прибавьте мне и еще одно разъяснение, продолжал я спрашивать: состоят ли и ваши младенцы в Церкви Христовой, или они еще во «власти тьмы»?

– Как во власти тьмы? – загорячились штундисты. – Младенцы у Христа, в Церкви Его...

Я успокоил собеседников; сказал им, что люблю всяких младенцев, чьи бы они ни были, и с нежностью говорю о них в настоящее время. А потом опять спросил:

– Каким же образом вошли вы в Церковь Христову?

– Чрез веру и крещение, – спокойно ответил мне Михаил.

– А ваши младенцы как попали в Церковь Христову?

Сектанты замешались между собой, ободрили друг друга и Михаил сказал:

– Младенцы наши находятся у Христа по вере нашей. Это понятно само собой...

– Представь, друг, мне совершенно не понятно, о чём ты говоришь; а потому я попрошу вас всех указать мне от Слова Божия, – где сказано, чтобы кто-нибудь мог приходить в Церковь Христову чрез одну только чужую веру?

И я опустил голову, собираясь долго ждать ответа.

Михаил не терял мужества. Голосом несколько крикливым он прочитал: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики жe не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть царство Божие» (Мк.10:13–14). Вот сказано, что «таковых есть царство Божие»; значит и так у Христа.

Я возразил:

– Действительно, в Евангелии сказано: таковых есть царство Божие. «Таковых», т. е. по невинности и простоте похожих на младенцев. Но ведь всем этим невинным и простым людям надобно войти в Церковь Христову. Иначе Церковь будет существовать сама по себе, а люди – сами по себе. Научись пониманию этой истины от жизни: посмотри, сколько кругом яблочных, грушевых и сливных деревьев. Все они принадлежат нашему любезному хозяину. Но если хозяин, по болезни или небрежности, во время не соберет плодов от своего сада, – эти плоды переспеют и пропадут, или их расхитят воры. Так ли я говорю?

Слушатели дружно согласились со мной. Сектанты молчали. И я еще раз поставил пред ними вопрос:

– Как же младенцы ваши попали в Церковь Христову?

Михаил молчал; безмолствовали и его «браты».

Я хотел привести сектантов в сильнейшее раздумье. И я сказал:

– Если, как вы говорите, младенцы ваши уже по одной вере вашей в Церкви Христовой, то зачем вы их после крестите?

Выражение глаз у Михаила прояснилось. Он ответил:

– Крестим взрослых людей для того, чтобы приложить их к Церкви.

– Значит, до крещения младенцы ваши – не в Церкви Христовой, если вы сознаете нужду в известное время «прилагать» их ко Христу? Иначе однажды приложенных к Церкви Христовой без крещения зачем опять «прилагать» через крещение? Это – ненужное повторение...

Туман вы на нас нагоняете! – мрачно заметил мне один старый штундист.

– Нет, друзья, не туман я на вас нагоняю, а свет Христов. Мне хочется разъяснить вам, что без водного крещения младенцы ваши не могут прийти в Церковь Христову. – Затем я открыл Евангелие и прочитал слова Христа Никодиму: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух (Ин.3:5–6).

Смотрите, как ясно учит Христос: без рождения «от воды и духа» никто не может войти в царство Божие. А что это за рождение от воды и Духа? О какой воде поучает нас Христос?

Об этой воде пишет Ев. Иоанн в той же 3-й гл., когда говорит: «Иоанн крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин.3:23). Очевидно, Господь убеждает всех нас, что без водного крещения никто из людей, живых и здоровых, не может войти в царство Божие. А вы говорите, что младенцы ваши, рожденные от плоти, без крещения в Церкви Христовой. Чем это вы можете доказать?..

– Да попал жe разбойник, уверовавший во Христа на кресте, без крещения в царство небесное? Так без крещения и наши младенцы будут со Христом, если умрут.

Замечание Михаила дружно поддержали все штундисты. Когда они успокоились, я ответил:

– Разбойник благоразумный спасся на кресте без крещения водного потому, что ему нельзя было таким родом креститься. За свою веру в Господа и терпеливое несение страданий он прямо вошел в царство небесное. А мы с вами ведь не о небесном царстве толкуем прежде всего, а – о земной Церкви Христовой. В нее-то кто без водного крещения входит? – Господь Иисус Христос сказал Апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет вероватъ, осужден будет» (Мк. 16, 16). – Тоже и в Евангелии от Иоанна говорит Он: никто без рождения от воды и Духа не войдет в Царствие Божие (Ин.3:5). Как же ваши-то младенцы и по какому Закону Божию входят в Церковь Христову без крещения?

Штундисты пошумели: пробовали говорить опять старое, а потом притихли. Они были печальны и задумчивы. Некоторые робко и тихо произносили: «без крещения водного никто в Церковь войти не может...» Но я видел, что штундисты еще не вполне понимают печальную участь своих некрещеных детей. Потому я продолжил вопросы:

– Если ваши некрещеные младенцы – не в Церкви Христовой, то где они?

– Когда вырастут, будут в Церкви, – уныло ответил мне Михаил.

– Когда вырастут... А прежде ты говорил, что младенцы ваши и так, без крещения, в Церкви Христовой. Явно, что ты уходишь от своих слов. Но до возраста-то, до совершенных лет, где ваши младенцы, в чьей власти? – Ведь мы уговорились, что на свете существует только два царства – Царство Божие и царство сатаны. Ясно отсюда, что если ваши младенцы – не в Церкви, то они, по необходимости, у сатаны. Так у сатаны ваши младенцы.

– Нет, нет, нет! Зашумели сектанты.

– А если нет, то как, без водного крещения, они ушли от него?

– Ну, прижимка! – махнув рукой, сердито и мрачно проворчал штундист–кузнец.

Другие сектанты безнадежно пожимали плечами. Наконец Михаил, собравшись с духом, сказал:

– Мы не знаем, где наши некрещенные дети – у Христа, или у сатаны...

– А... не знаете! – зашумели слушатели. – А нас путаете?

– Своим незнанием или невежеством в вере никто оправдываться не может, – ответил я. – Ап. Павел заповедует христианам: «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17). Стремитесь же исполнить эту заповедь Апостола и вы, а потому «рассудите» сами и нам дайте определенный ответ: в каком царстве находятся ваши некрещеные дети?

– Мы уже сказали вам, что не знаем, – ответил Михаил. – А насчет воли Божией вы не торопитесь говорить. Воля Божия, объявленная Самим Господом, требует, чтобы крестили только по вере. Господь завещал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Видите: сначала надо учить, потом крестить, а у вас наоборот делают. Это – не по Евангелию.

Я заставил Михаила еще раз прочитать Евангельские слова о крещении. Мы остановились на них. Скоро же все согласились, что Христос посылал Апостолов к взрослым людям, которые могли слушать проповедь. Этих взрослых людей, действительно, надо сначала учить, а потом крестить. Так и верует святая Церковь Православная. Но ведь у нас речь о младенцах: разве в Евангелии Матфея, в 28 гл. 19 ст., упоминается о них? Нет. Значит и сектанты бесцельно читают нам это место, которое мы, не искажая, принимаем от всего сердца. – Поэтому пусть нам покажут: каким образом некрещенные младенцы могут придти ко Христу, в Его Церковь?

Михаил рассеяно слушал мои доказательства и вопросы. Он рылся в Евангелии. Потом сказал:

– Крестить младенцев... Да их и крестить-то нельзя! Вон у Ап. Петра написано: «... нас ныне... крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести спасает» (1Петр. 3, 21). А какое у грудных младенцев может быть «обещание» Богу?

Я ответил:

– Ап. Петр не говорит, что крещение есть «обещаниe Богу доброй совести» каждым человеком за себя. Он учит только, что при крещении человека дается Богу обещание доброй совести. Этот порядок храним и мы: и в Православной Церкви, при крещении всяких младенцев, есть приносящие (Мк. 10, 13). Они дают за крещаемых обет Богу воспитать их в доброй совести. Поэтому усерднейше прошу вас еще – покажите нам путь, каким ваши младенцы, без крещения, приходят в Христову Церковь.

Сектаны молчали, обливаясь потом.

– Если некрещенные дети, – продолжал я, – не в Церкви, то они – у сатаны... И как вы ни обижайтесь на нас, но мы скажем вам, что вы поступаете с ними по-разбойнически... Вы возмущаетесь? Так покажите нам от Слова Божия, что ваши младенцы в Церкви Христовой без крещения?

Сектанты стояли, понурясь, и – видно было – безнадежно.

Мы все отдыхали, наслаждаясь теплой весенней погодой и благоуханием сада. Отдаленные слушатели усиленно старались заглянуть в лица сектантам. Наши собеседники чувствовали себя дурно. – Тогда Михаил, очевидно, решивший всеми мерами выпутаться из своего неловкого положения, громко сказал, что его «браты» «не умеют» мне показать от Слова Божия, в каком царстве находятся их некрещеные дети; не знают они и таких Евангельских изречений, в которых прямо запрещалось бы крещениe детей. Они недоумевают, «всё испытывают»; а потому искренно просят меня показать народу, где сказано в Евангелии, что крестить младенцев нужно?

§ II

Так прошла первая и самая трудная часть нашей беседы. Настроение у слушателей православных сложилось бодрое, радостное. Они весело перешептывались между собой. Иные громко выкрикивали:

– Вот, как потребовали к ответу, – штунды путаются и ничего путем не понимают... А нас они доводят. Кричат: «крестить младенцев не нужно». А почему?

Я успокоил слушателей и мы все умиленно запели: «под твою милость прибегаем, Богородице Дево».

Когда пение смолкло, Михаил довольно развязно повторил свой вопрос.

– Так укажите, где в Писании повелевается крестить младенцев?

Кругом установилась мертвая тишина.

Я заговорил:

– Ап. Павел учит нас, что по рождению мы все «чада гнева» (Еф. 2, 3), или «плоть», как сказал Христос Спаситель. А «чада гнева» или «плоть» не могут быть в царстве Божием; ибо в это царство «не войдет ничто нечистое» (Откр.21:27; ср.: Пс.50:7; Гал.5:19–21). Между тем дети не виноваты, что они по природе родятся только «от плоти» (Ин. 3, 6); жалость обязывает нас скорее родить их и от Духа. А родить кого-либо от Духа – значит крестить того человека, как мы говорили. Ибо, по обычному порядку, Дух Божий сходит на людей только после крещения (Деян. 8, 39). И вот главная наша опора, на которой мы утверждаемся, крестя детей. Господь сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Это значит, что без водного крещения никто, – ни мужчина, ни женщина, ни старик, ни младенец, – не будут со Христом в Церкви Его. Значит, крестить нужно всякого человека и, стало быть, грудных детей.

Но сам собою возникает вопрос: крестили ли младенцев при Апостолах?

Отвечаем, не обинуясь: крестили. Это видно из 1Кор.7:14. Здесь мы читаем: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».

Михаил хотел было что-то возразить, а народ дружно закричал:

– Молчите, штунды! дайте нам послушать!..

И я спокойно продолжал:

– У Апостола в приведенном месте одни дети называются нечистыми, а другие – святыми. Что это значит? – В Писании Нового Завета «святыми» называются только крещеные люди. Пересмотрите все Апостольские послания – и вы убедитесь в этом. – Если так, то ясно, что при Апостолах младенцев христанских крестили. Иначе Павел называл бы всех детей нечистыми, т. е. неосвященными после плотского рождения Божией духовно-возрождающей благодатью.

Решил и еще один недоуменный для наших сектантов вопрос: каким же родом можно крестить младенцев без их личной веры?

– Таким родом, каким можно было в древности их обрезывать. Апостол Павел, сказав, что во Христе пребывает всякая полнота Божества телесно, написал: в Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении (Кол. 2, 11–12).

В приведенных словах ап. Павел сравнивает «обрезание Христово» или крещение с древним обрезанием. Значит, между ними есть сходство: и обрезание было и крещение есть для верующих печать Божия (Еф.4:30; Быт. 17, 11). А как обрезывали и стариков и младенцев (Быт. 17, 13–14), – то и крестить нужно людей всяких возрастов – и младенцев. Поручителями за них бывают при этом, «приносящие» (Мк. 10, 13), по-русски – кумовья. Они дают «обещание» Богу воспитать своих духовных детей в «доброй совести», – и через то выводят их из «власти тьмы» в чудный свет Божий, где царствует Христос. – А если сектаны не согласны с изложенным здравым учением, – пусть скажут: каким образом без крещения можно перевести младенцев из власти сатаны ко Христу, в Его Церковь?...

Когда я оканчивал свою речь, меня поразили сдержанные всхлипыванья одной старухи. Она, стоя в кругу баб, крестилась и что-то приговаривала. Женщины в окно целовали своих грудных детей и благодарно смотрели в мою сторону. Я готов был сам расплакаться – и сосредоточенно замолчал...

Молчали и штунды. Михаил побледнел. Кажется, больше по обязанности перед своей братией он, наконец, заговорил:

– Все-таки прямо на строке, вы не указали нам, что надобно крестить младенцев...

– Да я и не собирался делать вам таких указаний!..

– А без строки, без прямого повеления, крестить младенцев, по нашему, нельзя, что хотите теперь говорите. Всё будут одни наведения и подобия, а не заповедь.

Слова Михаила дружно поддержали штундисты. Они уцепились за них, как за якорь своего спасения. С трудом удалось нам установить тишину. И я спросил:

– А вы, друзья, в своем обществе всё совершаете по одним только прямым и пространно-выраженным заповедям Божиим?

– Да, твердо ответил Михаил.

– Скажите же нам, по какой прямой заповеди Божьей вы причащаете женщин?

– Это совсем другой вопрос! ответил мне Михаил. О причащении мы не желаем беседовать ныне...

– Да и я не хочу; я только мимоходом думаю проверить справедливость вашего утверждения, будто вы делаете всё по прямым заповедям Божиим. Итак, скажите: вследствие чьего приказания вы причащаете женщин?

Вместо ответа Михаил в свою очередь спросил:

Да разве мужчины и женщины не всё равно пред Богом? И он прочитал при этом из посл. Ап. Павла к Галатам: во Христе «нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы – одно во Xpucте Иисусе» (Гал.3:28).

– Так, значит, – переспросил я, – мужчины и женщины по своим правам – одно и то же у Христа?

– Да, все равны.

– А женщин вы избираете в пресвитеры?

– Нет. Им Апостол запретил учить в Церквах.

И Михаил внятно прочитал из 1Кор.14:34.

– Если же, – продолжал я, – женщин нельзя избирать в пресвитеры, значит, они по правам не равны мужчинам. А если так, то можно ли их допускать и до причастия? Где на это – прямая заповедь Христова?

Михаил искренно удивился, когда понял, в какое положение я поставил его своим вопросом. Он тревожно обернулся к своей братии. Они только плечами пожали. – Наконец, старик кузнец спросил: – так, по-вашему, не надо что ли причащать женщин?

– Нет, надо, – ответил я.

– А где на то заповедь Господня? Спросили меня.

– Читайте Евангелие Иоанна гл. 6, ст. 53: «истинно, истинно говорю вам: если не будете естъ плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную...» (Ин.6:53–54). Здесь, видим, Господь говорит, что люди без вкушения Его Плоти и питья Его Крови, не будут иметь жизни вечной. А кто должен вкушать Плоть Господа и пить Кровь Его? – Все люди – и мужчины и женщины, потому что всех Господь призывает в свое благодатное царство. А на строке нигде не написано прямо, что женщины причащались. Это мы только правильное наведение делаем из разных мест Библии на счет их причащения.

Тоже должно сказать и о крещении младенцев. Написано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5), – и веруем, что это сказано для всех людей – и для мужчин, и для женщин, и для взрослых, и для младенцев. Потому что всех Господь прызывает в Свое царство (Деян. 2, 38–39).

Таким образом, друзья мои, вы сами видите, как ложно ваше требование, чтобы православные для всякого священного действия в своей Церкви подыскивали бы вам точные заповеди Божии: иное дано нам в заповеди, а иное вытекает необходимо из других истин. Таково учение христан о причащении женщин; таково же учение Евангельское и о крещении младенцев. Это последнее учение прямо следует из заповеди Христовой о рождении от воды и Духа, без какового рождения христиане не могут вступить в Его Церковь. – Что вы еще можете возразить против крещения младенцев?

Из толпы штундистов послышался один глухой голос:

– Вот вы крещение сравниваете с обрезанием, а у Апостола написано: «обрезание – ничто» (1Кор. 7, 19). Стало быть, нам христанам обрезанием нечего и прикрываться.

– Да я и не прикрываюсь Моисеевым обрезанием, – ответил я. Православная Церковь верует, что ныне для христиан древнее обрезаниe – ничто. Мы обрезываемся, по слову Апостола, «обрезанием Христовым». При этом, подражая Апостолу, мы лишь сравниваем, а не отождествляем крещение с обрезанием... И вы, братцы, не мучьте нас, а укажите: как без крещения можно приводить младенцев в Христову Церковь?

Наступило всеобщее молчание...

Я добавил:

– А без Церкви Христовой люди – во власти тьмы. Поэтому вы тяжко согрешаете, не крестя своих младенцев...

 

Вопрос для беседы был исчерпан. Пропели молитву. Люди стали расходиться. Впереди уходили сектанты. Вдруг из кустов послышался резкий звук, как бы от пощечины. Штунды закричали:

– Нас бьют, бьют, бьют!

Я испугался. «Все пропало», подумал я. Потом громко произнес:

– Остановитесь все!

Люди остановились. Стали разбирать, кто кого бил?

Оказалось, никто никого не трогал. Михаил, зайдя в кусты, ударил ладонью о ладонь и первый закричал: «бьют, бьют»! Это видели православные старики и батюшка, которые шли следом за сектантами.

В доказательство того, что штундистов, действительно, не били, говорило и то, что Михаил поспешно скрылся из сада. Мы не могли отловить его, при всём желании народа...

Я обличил штундистов в лукавстве. Православные сокрушенно и негодующе говорили:

– Ну, христиане! Ну, мошенники!

– Как в балагане! – заметил хозяин сада, и мы с грустью пошли с места беседы.


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle