Источник

Об источниках христианского вероучения – Священном Писании и Священном Апостольском Предании

§ I.

Три дня беседовали мы со штундистами села Петровского. Три дня люди были свидетелями непримиримого разногласия, существующего между православной церковью и штундой. В основе этого разногласия лежало неправильное учение штундистов о Священном Писании. Они думали, что в Слове Божием, всё записано, что нужно христианам. – На четвертый день нам предстояло показать народу, что штунды ошибаются. Мы должны были разъяснить, что в Свящ. Писании не всё записано подробно, понятно и полно, что потребно нам для спасения.

Беседу, по обоюдному согласию, устроили мы в храме. С самого начала я сказал народу, что говорить будем об источниках христианского вероучения – Свящ. Писании и Свящ. Предании. Эта беседа крайне необходима для всех. – Нас отделяет от штунды непроходимая пропасть. Штундисты с чужого голоса, требуют, чтобы мы указали ясные свидетельства Слова Божия, на которых основаны все мельчайшие подробности устройства православной церкви. Справедливо ли такое требование штундистов? – Об этом в настоящий раз мы и побеседуем.

«Отвечать» мне заявили желание пресвитер штундистский, Андрей Алексеев, и еще два старика. Эти люди считались в своем обществе «книжными» и «головами».

Андрей Алексеев, после моей вступительной речи, сказал:

– Мои братья наперед вас уведомляют, что, кроме Священного Писания, никаких свидетельств предания об истинах веры они не принимают.

– Почему это? спросил я.

– Потому что в Слове Божием есть всё, что требуется для нашего спасения. Господь затем и велел составить Святое Писание, чтобы мы ни к каким руководствам более в своей жизни не обращались...

– Подожди, сказал я Андрею Алексееву. Мы разберем прежде сейчас произнесенные тобою слова: правда ли Господь велел Апостолам записать свое учение?

Штундисты дружно заговорили:

– Знамо, велел... А то как же!..

Я сказал:

– Из Священного Писания мы знаем, что Христос Сам ничего не писал, кроме неизвестных слов на песке (Ин. 8:6). Не приказывал Он и Апостолам записывать Своего учения. Посылая их в мир, Он сказал: «...идите, научите все народы ... уча их соблюдать всё, что я повелел вам...» (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15). «Идите, научите, проповедуйте, а не пишите книги... И Апостолы, действительно, прежде всего устно учили народ. Так поступили они в день первой христианской пятидесятницы (Деян. 2, 14); также делали после. Вот Апостол Павел в Ефесе три года «день и ночь» ... учил народ (Деян. 20:31,27), а записал ли он сам всё свое учение? Нет. К Ефесянам он отправил одно краткое послание, в котором о многих христианских истинах, напр., о причащении, ничего не говорится. Можно ли после того утверждать, будто Христос заповедал записать Свое Евангелие. – Этот вопрос имеет для нас тем большее значение, что Апостолы в большинстве ничего не писали, – таковы Ап. Андрей, Фома, Варфоломей и другие. Неужели потому кто скажет, что названные Апостолы не исполнили воли Христовой? Нет: Апостолы в большинстве потому не писали, что на то не было заповеди Спасителя; еще и потому, что устную проповедь они предпочитали письменной. Это видно из свидетельства Ап. Иоанна. «Не хочу, – говорит он, – писать на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 1:12; ср.: 3Ин. 1:13–14).

После сказанного спрошу я вас, друзья: правда ли Христос велел записать Его учение? А если велел, где об этом упомянуто в Евангелиях?..

Штундисты молчали. Никакой подходящей заповеди Христовой они не нашли.

Я сказал:

– Итак, Христос послал Апостолов в Mиp учить, проповедовать словом, а не писать книги. И Апостолы, в большинстве, ничего не писали. Поэтому, как нам смотреть на Писанное Слово Божие?

Андрей Алексеев ответил:

– Хоть и нет заповеди Господней записывать Его учение, но это учение, какое уже есть в святых книгах, содержит в себе всё, что нужно для спасения...

Я сказал:

– В Слове Божием читаем: «всё Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3, 16).

Из этого свидетельства Апостола видим, что всё Писание непогрешимо и нужно нам для спасения. Все Святые Писания – от Духа Божия. Но сказал ли Апостол Павел, что в Священ. Писании всё писано, что требуется для нашего спасения? Нет, не сказал. Поэтому, друзья, подыщите место в Библии, где бы проповедовалось то, что вам хочется утвердить.

Андрей Алексеев прочитал из посл. к Коринфянам: Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано...» (1Кор. 4, 6). Вот ясно, ничего, кроме написанного, христианами принимать не должно...

Я попросил слушателей точнее вдуматься в смысл слов Апостола Павла. Что «это» Апостол «приложил» к себе, выше чего он запрещает христианам мудрствовать?

Чтобы дать верный ответ на поставленный вопрос, необходимо прочитать Послание к Коринфянам выше. Там мы находим рассуждение Апостола о сравнительном достоинстве проповедников Христовых. Из этих рассуждений явствует, что пред Господом все деятели Евангельские дороги: Павел ли, Аполлос ли, Кифа (1Кор. 3, 22). Потому эти деятели не должны похваляться своими заслугами пред Ним (1Кор.4:5). Христианам необходимо усвоить такой взгляд Апостола. Им не следует рассуждать о том, кто из Апостолов выше в Царствии Божием (1Кор. 4, 6). – Это и означает повеление Апостола «не мудрствовать» о проповедниках Христовых «сверх того, что написано».

Но нельзя ли запрещения Апостольского изъяснить по сектантски, – так, будто Св. Павел возбраняет нам держаться всего, что не написано в посланиях?

Нельзя. Запрещение, нами прочитанное, находится в одном первом послании к Коринфянам. Если рассуждать по сектантски, тогда мы не должны почитать всего, чего нет в этом послании Апостола; нам придется тогда бросить и посл. к Галатам, Ефесянам и даже второе послание к Коринфянам. Но кто не возмутится подобною дерзостью людей? Толкуя так слова Апостола, мы отступим от его другой заповеди, где он завещает нам «удаляться от всякого брата, поступающего... не по преданию2, которое мы приняли от Апостолов (2Сол. 3, 6).

Итак, Апостольское предание надобно хранить: иначе мы разрушим всю веру Христову...

– Никаких преданий, кроме Писания, мы не содержим, а веру Христову сохранили, – сказал Андрей Алексеев.

– Рассмотрим, как в своей жизни обходитесь вы без Апостольского предания, – заметил я. Скажите: каким порядком совершаете вы крещение?

Андрей Алексеев ответил:

– Крестим людей так, как написано.

– Как же именно написано? спросил я.

– Прежде надо учить людей, потом крестить, – ответил Андрей Алексеев.

– Допустим, сказал я. Но как наученых-то крестить?

– Вот вопрос! заметил Андрей Алексеев. Крестите и вы и мы погружением в воду... Я спросил:

– Где же на строке сказано, что крещаемых надо погружать в воду, а не заводить их туда по колена?

Андрей Алексеев нашел в Кн. Деяний рассказ о том, как диакон Филипп и евнух «сошли оба в воду», и евнух крестился в воде (Деян. 8, 34–40).

Я от недоумения развел руками и сказал:

– О чём же говорится в Кн. Деяний? Сказано что диакон Филипп и евнух «сошли оба в воду». Но как они сошли: По колена, или по грудь?..

– Ну, вы хитрите! воскликнули Андрей Алексеев.

– Нет, не хитрю, ответил я. А найдите на строке, где было бы сказано, что креститься надо погружением с головой в воду...

Андрей Алексеев безнадежно ворочал листами Евангелия. Один из его братьев – старик сказал:

Вон Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Hим крещением в смерть» (Рим. 6, 4). Погреблись – значит всё равно, что зарылись в землю, погрузились в воду.

Я ответил:

– Не буду оспаривать вашего толкования Апостольского изречения. Но сознайтесь, что на строке в Послании к Римлянам Апостол не указал, как надо крестить. Это вы только думаете, что крестить людей надо через погружение в воду...

Штундисты признались, что в Слове Божием не указано, «по коих пор» крещаемым надо заходить в воду.

– Да это и не важно! сказал Андрей Алексеев.

– Если не важно, каким родом совершать крещение, заметил я, то почему вы не сходите в воду по колена, а все погружаетесь? Значит, на деле вы исповедуете другое, чем говорите. – Кроме того в делах веры надобно поступать всем «благообразно и по чину» (1Кор. 14, 40). А вы говорите: «всё равно, как ни совершать крещение». Это ошибка...

Андрей Алексеев признался, что крещение надо совершать только погружением в воду, а «не как-нибудь». Он же сознался, что в Слове Божием нигде не показана форма крещения.

– Почему же вы крестите погружением в воду? спросил я.

– Так у нас заправлено, – ответил Андрей Алексеев.

– Так заправлено без Писания, заметил я. Значит, вы неправду сказали, будто в своей жизни сектанты обходятся совершенно без предания. Вот у вас мы нашли предание. – Поищем еще. – Скажите: почему вы однажды погружаете крещаемых в воду?

Андрей Алексеев ответил:

– Крещение Ап. Павел сравнивает с погребением Христу (Рим. 6, 4–6). Христос же умер однажды. Вот, в память этого, один раз мы и крещаемых погружаем в воду...

Я сказал:

– Так, Христос умер однажды. Но ведь он три дня находился в гробу. Почему же ради этого вы три раза не погружаете крещаемых в воду?

Штундисты молчали. Я сказал:

Вот второе предание нашли мы в вашем обществе. А на словах вы бежите от Апостольского предания и укоряете нас за верность Ему...

Но, с помощью Божией, пойдемте дальше.

– Ответьте мне: причащаете ли вы женщин?

– Причащаем, причащаем! зашумели сектанты.

– Где же вы нашли ясную заповедь для своего действия?

Андрей Алексеев ответил:

– Ясной заповеди нет, а так... можно сказать, что женщин нужно причащать. Жены во Христе равны мужчинами (Гал. 3, 28).

– Жены равны мужчинами, – ответил я. Но в пресвитеры их можно выбирать?

– Нельзя сказали штундисты.

– А причащать жен можно? Где на это заповедь Божия? спросил я.

– Ясной заповеди такой нет, сказал Андрей Алексеев.

– Значит, заключил я, причащая жен, вы руководитесь преданием.

Вот третий случай, который убеждает нас, что без предания Апостольского обойтись нельзя.

Теперь пойдемте еще дальше. Объясните нам: празднуете ли вы великие Христовы праздники – Пасху, Рождество, Крещение, Вознесение Господни?

– Празднуем, отвечали штундисты. Вместе с этим они начали кричать, что я «увожу» их от предмета беседы. Я заявил, что поступаю так по необходимости. Как минет надобность, я сейчас же вернусь к речи о священном предании. – Потом я спросил:

– Где же в Новом Завете нашли вы заповедь о христианских праздниках?

Андрей Алексеев обиженно сказал:

– Разве малые блага принесли нам Рождество и Пасха Христовы. Как же не праздновать их?..

Я сказал:

– Истину говоришь ты, друг. Я согласен, что Рождество Христово и Пасха принесли миpy неисчислимые блага. Однако, где в Новом Завете написано, чтобы мы праздновали Рождество, Крещение и Пасху Господню?

– Заповеди, положим, нет, – сказали штундисты.

– Стало быть – сделал я вывод – мы нашли четвертое подтверждение, что вы, сектанты, не одно писаниe принимаете, а содержите много преданий. Таким образом, вы признаете, что в жизни одним писанием обойтись нельзя.

– Нет можно, шумели штундисты.

– Если можно, сказал я, то как без предания вы будете совершать крещение, причащение, браки и другие христианские священнодействия?

– Собеседники мои молчали. Я продолжал речь:

– Ясно, что без Апостольского предания христианская церковь стоять не может. Почему это? Потому прежде всего, что в Слове Божием не всё записано, что нужно христианам для спасения.

Штундисты опять пробовали не соглашаться со мной: но я повторили прежние вопросы – и они замолкли. Потом я сказал:

– В Евангелии от Иоанна читаем: «много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30).

Несомненно отсюда, что в Евангелиях не всё записано, что сотворил Христос. А Господь наш лишних, ненужных дел не творил: значит, из нужных миpy сказаний в Евангелиях не всё записано.

– Что не записано, то нам без надобности! сказал Андрей Алексеев.

– Мы уже убедились, что вы говорите неправду, – ответил я. Вот вы крестите погружением в воду, причащаете женщин, празднуете христианские праздники, – а на каком основании? Только на основании предания, которое не записано в новом завете.

Да и почему вы одним книгам Писания верите, а другим нет? Ведь под именем Апостольских известны многие сочинения, которые Церковью признаны подложными. Почему же вы одни писания принимаете за Апостольские, а другие, напр., Евангелие Фомы... нет?..

Штундисты молчали. Я сказал:

– Верно, что в Священном Писании не про всё сказано, что нужно нам христианам...

Этот вывод был настолько понятен православным, что они громко и много раз его повторяли. Штундисты чувствовали, что упускают почву из-под ног, но опровергнуть моего вывода не могли. Один старый сектант с горечью заметил:

Нам бы хоть написанное-то сохранить, и то Слава Богу. А то еще предание... Это – бремена тяжелые!..

Я ответил:

– Если, правда, вы ревнуете о сохранении написанного, так знайте, что Апостол Павел прямо и ясно велит держаться предания. В послании к Солунянам он пишет: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2Фес. 2. 15).

В приведенных словах Апостольских различается двоякое предание: одно то, которое передано ученикам посланиями – писанное предание; другое – устное предание, лишь после Апостолов записанное их святыми сотрудниками. То и другое предание Св. Павел велит хранить нерушимо и равночестно. А вы говорите – устно переданное нам от Апостолов бросили. Значит, вы не стараетесь исполнять писанных заповедей Апостольских. Поэтому не можете свидетельствовать о себе, как о верных учениках и последователях Апостольской Церкви.

§ II.

Во время перерыва беседы народ вышел в ограду храма. Там поднялся оживленный говор. Люди находили, что без предания христианам «податься некуда». Особенно разумно при этом говорил книжный дедушка Павел. Он указал народу на хитрость и неискренность штундистов. Он говорил: «вы беседовали с штундистами? Слышали, небось, как они смеются над нами за то, что мы держим предания Церкви. А вот поди-кось: что ни спросят их, – всё поступают по преданию. Спрашивают: почему крестите погружением в воду? молчок. Почему женщин причащаете? Тоже тишина. Почему праздники празднуете, почему наши священные книги принимаете, когда есть другие подложные? молчат... Трудно им идти против рожна!...»

Штундисты в свою защиту повторяли уже известные рассуждения и обещались еще «кое-что» сказать, что «объяснит дело». Это заинтересовало народ, и храм, без нашего зова, наполнился слушателями.

Я сказал:

– Братия христиане, с помощью Божией мы нашли, что в Священном Писании не все истины, нужные верующим, записаны. А потому само Слово Божие велит держать устные предания Апостолов (2Фес. 2, 15). Эти предания необходимы нам еще потому, что в Свящ. Писании записано всё кратко. «Cиe кратко написал я вам (1Пет. 5, 12), говорит Св. Ап. Петр. И Павел Апостол свидетельствует: «мне через откровение возвещена тайна (о чём я и выше писал кратко)» (Еф. 3, 3). Писанное Слово Божие есть, таким образом, краткое напоминание устной апостольской проповеди, как признают это сами священные писатели. Ап. Петр говорит: «это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминаем возбуждаю ваш чистый смысл». (2Петр. 3, 1).

Из сказанного следует: если Писание есть напоминание устной апостольской проповеди, – то это Писание понятно лишь тем, кто, оставаясь в Церкви Христовой, со страхом Божиим и смирением его читает. Для всех же непосвященных в тайны Царствия Божия и неслушающихся голоса пастырей в Писании много непонятного. Об этом свидетельствует Ап. Петр: долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, как и прочие Писания» (2Петр. 3:15–16).

Итак, Сами Апостолы признают, что в Священном Писании есть много неудобовразумительного, что «невежды» извращают.

Вот вам примеры. В Ев. Матф. сказано: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). – Во все времена находились люди, которые слова Христовы об оскоплении понимали в смысле заповеди для себя. И «искажали» люди Писание и свое тело. И думали, что они служат тем «царству небесному»...

Припомните также, что пишет Ап. Павел в послании к Коринфянам: у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. 3, 15). Над этими словами Апостола трудились умные люди, стараясь изъяснить их. Католики дошли даже до изображения чистилища, в котором грешники будто бы находятся до времени страшного суда. – Кто сам собой после этого разберется в Писании и заверит нас, что он, без помощи Церкви, понял дело правильно?..

Но довольно. Больше я не буду утруждать вашего внимания. Теперь, надеюсь, вы поверите, что в Священном Писании, действительно, есть много непонятного, «неудобовразумительного».

Дедушка Павел, махнув рукой, сказал:

– Э, кто не знает этого! Бывает постоянно, читаешь Откровение Иоанна Богослова, – и ни на волос не разумеешь... Так ли я говорю, православные?

Народ с готовностью поддержал признание дедушки Павла.

Тогда я спросил сектантов:

– Соглашаетесь ли вы с тем, что в Слове Божием много «неудобовразумительного?»

– Соглашаемся, – ответили они.

– А верите тому, что без руководства Церкви нам трудно самим изъяснять Слово Божие?

– Верим, верим.

– Вот вам и еще основание, почему необходимо признавать Свящ. Апостольское предание, живущее в Церкви. Это преданиe неизменно и истинно помогает нам разуметь Слово Божие и предохраняет нас от уклонения с пути правого...

Сектанты стояли в глубоком раздумии. Им было ясно, что Священное Предание необходимо признать; но как сказать об этом народу? Тогда нечем будет объяснить ухода из православной Церкви. Тогда стыдно станет перед людьми...

И вот Андрей Алексеев сказал:

– Апостольским преданием мы считаем то, какое записано в книгах Библии. Всё «другое мы называем» вымыслами «человеческими».

Я возразил:

– Ошибаешься ты, друг! Ап. Павел преданием называет и устно передаваемое Церковью учение. Он говорит Тимофею: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые способны были бы и других научить» (2Тим.2:2).

Сравните эти слова Апостола с теми, какие я читал вам из Послания к Солунянам. Выйдет: Св. Павел повелевает «держать предания», полученные христианами путем устного научения Апостолами. В Послании к Тим. Ап. Павел не только не умаляет достоинства устного предания, но единственно о нём говорит: «что слышал от меня.... то передай...» Не говорит: «что прочитал в моих посланиях, то напиши», а приказывает «передать» то, что Тимофей «слышал» из уст Апостола. – Ясно, Павел Апостол различает писание от предания; то и другое велит хранить нерушимо; а вы, сектанты, на словах бросили устное Апостольское предание, хотя в жизни искаженно держитесь его. Почему это?

Андрей Алексеев сказал:

– Мы боимся впасть в грех. В Евангелиях и посланиях резко осуждается преданиe. К Колоссянам Апостол пишет: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям миpa, а не по Христу» (Кол.2:8).

Я ответил:

– Слово Божие научает нас различать чистое от нечистого (Лев. 10, 10). Также надобно поступать по отношению к преданию. Смотрите, какое предание: если «человеческое», противное Евангелию, – не держитесь его; если божеское, апостольское, – храните его, как свои глаза, по слову псалмопевца: «вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс. 118:113).

Вот и рассудите теперь, о каком предании говорит Апостол в Послании к Колоссянам. Он пишет христианам: «смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею, преданием человеческим...» Сам Апостол ясно показывает, что он говорит о предании человеческом, «по стихиям миpa», а не о предании Божеском, – «по Христу». Предание человеческое, ошибочное, он осуждает, а предания апостольские велит строго держать (2Фес. 2, 15, ср. 2Тим. 2, 2).

Чего же вы-то мешаете в одно предания Божии и предание человеческое? Мы умоляем вас принять предание Апостольское, а не «вымыслы человеческие». Вы же бежите от нас, сами не зная, куда и почему...

Андрей Алексеев, хитро прищурив глаза, спросил:

– А вы предание получаете от самих Апостолов, или от своих епископов старцев?

Я ответил:

– От Апостолов лично нам нельзя получать предания. Апостолы умерли. Нам передают их учение преемники апостольские – епископы...

– Все-таки ваши епископы – старцы? допрашивал меня Андрей Алексеев.

Я сказал:

– Да, большинство наших епископов, действительно, старцы...

– Ну, так послушайте, воскликнул Андрей Алексеев, что про предание старцев читаем мы в Евангелии: «тогда приходят к Ииcуcу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики твои преступают предание старцев?... Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» (Мф.15:1–3); ср.: Мк.7:1–9)) – Вот как Христос отозвался о старческом предании. Потому мы не желаем его слушать...

Я возразил:

– Огрубело сердце ваше (ср. Деян. 28, 27). Читаете вы Слово Божие и не понимаете его... О каких старцах говорит Спаситель наш? Из Мф.15:1 явствует, что Он имеет в виду фарисейских старцев, – не христиан. Предание этих старцев, «предание человеческое», он сравнивает с «Заповедью Божией». Человеческое предание оказалось противным заповедям Божиим: потому Христос его отвергает. – И мы его выше отвергли и не про него теперь толкуем, а про предание Апостольское. Вы с чем его сравнили? Как не грешно вам!..

Если же вы восстаете против Апостольского предания, живущего в Церкви потому, что его «передают» нам старцы-епископы, – то это неразумное дело с вашей стороны. Известно, что Евангелист Иоанн дожил до глубокой старости (3Ин.1:1)). Неужели потому не надо верить Его Евангелию и Посланиям?..

Старцы старцам рознь. Есть старцы фарисейские, от которых надо беречься, и есть старцы Христовы, которых надо любить и почитать, – пред сединами которых надо благоговеть (ср. 1Тим. 5, 1). Апостол Павел приказывает своим преемникам, из которых было много старцев, передавать Евангелие всем ученикам Христовым. И до нас дошло это Апостольское предание. Его мы и держим. Почему же вы не любите его и не следуете ему?

Андрей Алексеев разгорячился и прямо уже выкрикнул:

– Как увериться, где предание Апостольское, а где человеческое, вымышленное?

– Очень просто, ответил я. Апостольское предание идет непрерывно от времен Апостольских. О нём свидетельствует нам истоpия Церкви Христовой на земле. Кроме того, Апостольское преданиe строго согласно не по букве, а по духу с Писанным Словом Божиим. Если же в каком предании такого согласия с Писанием нет, – то это предание мы называем вымышленным, человеческим. – Напр., в Слове Божием мы читаем, что Бог один в трех лицах. Представьте себе предание, которое бы говорило, что Бог – не один, а три Бога. Это преданиe мы объявили бы ложным, «человеческим», по выражению Ап. Павла. – Теперь же в Православной Церкви есть предания, во всем согласные с Писанием. Мы празднуем по преданию Рождество, Пасху и Вознесение Христовы. Празднуем потому, что находим для того твердые указания в Слове Божием. – Так Святая Церковь всегда бережливо хранила Апостольские установления и удалялась от всяких противных Слову Божию обычаев и порядков...

Андрей Алексеев внимательно обдумывал мои доказательства. Он молчал больше, чем требовало приличие. Старики-сектанты стали побуждать его к ответу. – Андрей Алексеев, наконец, сказал:

– Ужели вы решитесь всё православное церковное предание назвать апостольским? Сколько у вас песнопений, обрядов, обычаев. Мы уверены, что ваших тропарей и кондаков не было при Апостолах...

Я ответил:

– Святая Церковь Православная всего своего богатства, веками нажитого, не приписывает Апостолам. Во дни апостольские Церковь лишь устраивалась и довольствовалась немногими. Она в полном смысле была подобна зерну горчичному, о котором в притче говорит Господь (Мф.13:31–32). Как из зерна, по притче, выросло ветвистое дерево, собравшее под свою тень много птиц небесных, – так и святая Церковь: в начале бедная числом верующих и своим убранством, – после обняла почти всю вселенную и обогатилась великим богатством песнопений, обрядов, обычаев. Эти песнопения и священнодействия церковные, хотя сложились в большинстве после Апостолов, надобно считать апостольскими. В них выразился святой дух апостольский, – отразилось чистое Евангельское учение. – И как мы радуемся, когда из зерна вырастают огромные ветви древесные, – так должно веселиться по поводу того, что Церковь Православная возрастила, расширила и укрепила во вселенной корни Евангельского учения. Во всём она проповедует славу Божию; всё направляет к спасению людей – и свои обряды и песнопения.

Но так как Апостол заповедует, чтобы в Церкви «всё было благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40), то и наша Церковь Православная завела эти чины у себя. При этом она неуклонно стремится к тому, чтобы всё назидало братию и проповедывало бы о славе Божией. И на то Церковь имеет благословение Апостола Павла (1Кор. 10, 31; ср.: 1Кор.10:23; 1Фес. 5, 21; Кол. 3, 17). А потому всё ее устройство надобно считать апостольским.

Андрей Алексеевич сказал:

– Кабы сами Апостолы сочинили вам обряды, а то вы их после придумали. Это – грех...

Я возразил:

– Ошибаешься ты, друг мой! Святые Апостолы приказывают, напр., христианам назидать друг друга, «песнями духовными» (Кол. 3, 16). Этих песен в Новом Завете, однако, нет. Стало быть, Апостолы считали делом безгрешным, когда христиане, руководясь истинами Евангелия, сами будут составлять различные церковные песнопения.

Не правду ли я говорю?

Андрей Алексеев молчал.

Тогда я напомнил ему, что сектанты в недавнее время составили «Сборник духовных стихотворений», по которому и распевают на своих собраниях. За одно это, – за то, что сборник появился в последнее время, – можно ли его считать греховным?..

Андрей Алексеевич сказал:

– В нашем Сборнике нет никакой лжи. Это же не беда, что его составили недавно...

– Так же «не беда», заметил я, если в нашей Церкви есть песнопения и священнодействия, составленные после Апостолов. Все они согласны с учением Евангелия. Это – самое главное.

 

Итак, закончил я беседу, обращаясь к сектантам: покажите, что Слово Божие запрещает держать Апостольские предания? – Разъясните нам, можно ли христианам без Священного предания обходиться в жизни? Довольствуются ли сектанты одним Писанным Словом Божиим? – А если нет, значит, на деле все признают, что не грешно исполнять те предания Церкви, которые идут от времени апостольских или строго согласны с духом Евангельского учения.

Благочестивые христиане! Помните завет Св. Павла: «удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от Апостолов (2Фес. 3:6).


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle