Источник

О почитании святых икон

§ I.

В селе Подлипном издавна проживали молокане. Они были люди мирные. Совращением православных в свою секту не занимались. «Веруй всяк по своему», – вот было их правилом.

В последние годы Подлипновские молокане однако резко изменились. Они перешли в штунду. Стали грубы и дерзки с миром; повели настоящую войну и против православной Церкви. – С особой ненавистью относились они к святым иконам. Случалось, что они глумились над православными образами; называли их «идолами» и «истуканами».

Дело зашло далеко. В Подлипном завелись колеблющиеся в самых благонадежных православных семьях. Это обстоятельство заставило меня ехать на беседы с Подлипновским народом.

Оповестили о моем приезде. Люди охотно устремились в церковно-приходскую школу. В полном составе явились штундисты. Ими «правил» старший брат Петр Данилович. Заранее было известно, что штунды желают беседовать со мною о почитании святых икон. Я радовался поговорить именно об этом предмете, который для Подлипновцев служил настоящим «камнем претыкания».

И вот мы приступили к беседе. Народ битком набил церковную школу. Я сказал:

– Волнует меня, братья, весть о ваших церковных разделениях. Слышу, что среди вас народилась новая вера. Появились люди, которые хулят нашу родную Православную Церковь. – Боже милосердный! разве святая Церковь наша учит людей чему-либо дурному, разве она проповедует нам не Евангелие Христово?

Но что я слышу? Вот, говорят, к вам, в Подлипное, приезжали какие-то проповедники, которые Церковь нашу обзывали «язычествующей», а нас бранили «идолопоклонниками»...

– Правда, родной, правда! Было это... – завопила в толпе старая и дряхлая женщина.

– Какие же мы язычники? Каким идолам кланяемся? Всякий знает из нашего Символа, что мы веруем в Единого Бога троичного в лицах. Никаких других Богов мы не принимаем...

Правда, в Православной Церкви есть святые иконы...

– Вот в том-то и дело! – заметил впереди стоявший штундист.

– Да, в Православной Церкви есть иконы, – твердо повторил я. – Но разве иконы – боги? На иконах мы лишь красками изображаем то, что словами повествуется в Библии и Священной Истоpии о Боге и угодниках Его. Иконы, таким образом, отличаются от истинного Бога еще больше, чем небо от земли...

Зачем же в таком случае имеем мы иконы?

– Затем, чтобы посредством их наглядно, красками изобразить учение о Божиих делах и о нашем спасении Иисусом Христом – в частности. Иконами учение это понятно излагается для всякого зрящего человека, даже для неграмотного. И наш обычай освящен примером самого Иисуса Христа. – Припомните евангельский рассказ: ко Христу фарисеи подослали учеников своих с вопросом: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22:17) – Господь не стал подробно говорить искусителям об обязанности нашей повиноваться царской власти. Он, «видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему динаpий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, a Божие Богу» (Мф.22:18–21).

Отсюда научаемся, что для воспоминания об истинах веры и жизни изображения весьма полезны. – И у вас в селе учитель, когда читает по воскресеньям из книг, показывает при этом туманные картины. Он хочет картинами лучше закрепить в вашей памяти то, о чём читает по книгам. Так и Господь научил нас поступать, когда обличил фарисеев от портрета Касаря на динарии...

Штундисты возроптали. Они усиленно твердили, что в евангельском рассказе про портрет Кесаря на динарии нет речи про иконы: «зачем же православные поминают это неподходящее дело»?..

Я разъяснил народу, что евангельское событие для нас важно не как прямое доказательство за наши иконы. Для нас в данном случае достойно внимания то, что Христос именно чрез изображение пристыдил своих искусителей. Значит, изображения в жизни, а отсюда – в делах веры полезны. Памятуя это, и Церковь наша чрез иконы наглядно говорит людям о том, о чём написано в евангелиях и что после происходило в церкви Божией. – Поэтому сектанты пусть покажут нам, где в слове Божием запрещено об истинах правой веры вспоминать чрез изображения?

Выступил Петр Данилович. Он резко сказал: что я «не туда притянул» Евангельское событие. От динария Христос учил людей не о Боге, а о земном царе. Православные же на иконах изображают ведь Бога истинного. Разве это возможно?.. Послушайте, христиане, – обратясь к народу, сказал Петр Данилович. Вот что пророк Моисей объявил во Второзаконии: «твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли...» (Втор.4:15–18).

Тут Петр Данилович остановился. Он сказал:

– Вот как про иконы говорит Святое Писание. А вы за динарий... То дело другое...

Я еще повторил, что от динария мы научаемся лишь одной истине, что воспоминать о разных событиях и лицах чрез изображения полезно. Если же без изображений совершенно можно было бы обойтись, то Христос, без сомнения, не взял бы в руки динария с портретами царя и не употреблял бы в своих речах разных сравнений и подобий. А то Господь наш, говоря о царстве Божием, уподобляет его то полю засеянному, то неводу, то десяти девам (Мф. 13 гл. и Мф. 25 гл.). Это тоже картины, взятые из жизни. – Таким образом ясно, что для человека полезно сопровождать речь о предметах веры показыванием изображений. Этой истине и учит нас Евагельский случай с динарием. Вы же, Петр Данилович, не показали, что об истинах веры нельзя вспоминать чрез изображения. Ваша ссылка на 4-ю гл. Второзакония для вас бесполезна.

В самом деле, о чём говорит Бог чрез Моисея пророка? Коротко сказать: Бог заботливо оберегал народ от служения идолам, «сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют» (Втор.4:28). Потому, при заключении древнего завета, Господь не показал евреям лица или «образа Своего» (Втор.4:12), «дабы они не развратились» (Втор.4:16). Но значит ли отсюда, что всякое изображение, для прославления Бога Истинного сделанное, есть идол?

Для ответа на поставленный вопрос разберем прежде всего 16 ст. 4 гл. Второзакония. Там сказано, что Господу противны «изваяния, изображения какого-либо кумира, представляющего мужчину или женщину» (Втор.4:16). Значит ли это, что Бог возбраняет делать всякие изображения существа своего с лицами человеческими?

В 25 гл. Исхода читаем: «и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх.25:18). Херувимы же были не простым укашением скинии и храма, а на них почивала «слава Бога израилева» (Иез. 9, 3; ср.: Евр. 9, 5).

Сносим слова Божии с речью пр. Иезекиля: «от верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене... были резные изображения, сделаны были херувимы..., и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой к пальме лицо львиное» (Иез.41:17–19).

Из снесения заповеди Божией с описанием пророка следует, что Сам Господь, запретивший людям строить кумиров, – повелел сделать херувимов с лицом человеческим и животным. Значит, не всякое человеческое изображение или изображение животного есть кумир.

Запретил Бог, как мы слышали из Второзакония, делать людям «изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами...»

Опять спрошу вас: что же Господь никаких животных и птиц для славы Своего Имени не велел изображать?

Я уже читал вам из пр. Иезекиля, что у херувимов были львиные лица (Иез.41:19). А лев – животное. Таким образом, священные изображения с лицами животных верующим можно было делать. Следовательно, не всякое изображение животного есть идол.

В кн. Исход про херувимов сказано: «и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку...» (Исх.25:20).

Видим отсюда, что священные херувимы были крылатые. Крылья же составляют принадлежность птиц. Таким образом, Бог не возбранял народу своему иметь священные изображения в виде птиц.

Мои доказательства из Библии производили сильное воздействие на народ. Штундисты стояли угнетенные. – Я продолжал речь:

– Ничего укорительного для православной Церкви не находим мы и в последнем прочитанном стихе из 4 гл. Второзакония. В этом стихе поражаются идольские «изображения какого-либо гада, ползающего по земле» – (Втор.4:18). – Всякое ли изображение гада греховно и противно Богу? Нет. В кн. Числ говорится: «и сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея...» (Числ.21:8–9).

Убеждаемся отсюда, что изображение змея, выставленное для славы Истинного Бога, священно и Господу не противно. Противно Богу только идольское изображение гада...

Мне грустно, что сектанты не понимают этих простых истин. Могу к ним обратиться лишь со словами Господа: научайтесь «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 10; ср.: Иез. 22, 26). Что Бог очистил, того не почитайте нечистым (Деян. 10, 15). Не думайте, что всякое рукотворенное изображение есть идол. – Что такое идол? Разумеете ли вы это, друзья!

Апостол Павел пишет: «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8, 4; ср.: Пс. 95, 5–8). Язычники, осуетившись в помышлениях своих, забыли эту истину. Вместо Бога Живого, они стали обожать тварь – животных и человека, или изделия рук человеческих. Такие изделия рук в Слове Божием именуются идолами. Нечестие людей было так велико, что, обращаясь к идолам, язычники «говорили дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2, 27). Вот такие изображения вымышленных богов, – причём люди почитали подобные изображения живыми, – Бог запрещает делать своему народу. Именно эти только изображения в священном Писании именуются идолами или кумирами.

Петр Данилович возразил:

– Вы слишком глупыми представляете язычников. Разве они своих идолов почитали живыми? Тоже и для них деревяшки были деревяшками и больше ничего...

В ответ я сказал:

– Для опровержения неправильного понятия Петра Даниловича об идолах я прочитаю из 14 гл. кн. пр. Даниила. Тогда сами, братья, судите, верно ли утверждают сектанты, будто язычники своих идолов не почитали живыми.

Я стал читать из книги пр. Даниила: «был у Вавилонян идол, по имени Вил...» (Дан.14:3). Стих 6-й я прочел медленно и с особым выражением в голосе: «царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» (Дан.14:6)

Итак, даже царь верил, что вавилонский идол Вил – «живой бог». Значит, сектанты ложно говорят, будто язычники своих идолов не почитали живыми.

Стали читать мы далее рассказ про Вила. Слушатели смеялись над тем, как жрецы обманывали царя. Все были довольны, когда узнали, что рассерженный царь за обман велел казнить жрецов. Прочли стихи 23–24: «был на том месте большой дракон... И сказал царь Даниилу: «не скажешь ли и об этом, что он – медь? вот он – живой, и ест и пьет...» (Дан.14:23–24)

После такого заявления царя не могло быть ни у кого сомнения, что язычники, действительно, своих идолов или кумиров почитали живыми. Потому то Бог во всей Библии грозно обличал беззаконников и свидетельствовал им о себе что Он – Единый Творец Промыслитель миpa. Потому же, спасая грубый народ от идолопоклонства, Бог, при заключении древнего Завета с Собой, не показал людям Лица Своего (Втор.4:12). Но священные изображения херувимов и медного змея велел сделать. Ясно, что не всякие рукотворенные изображения – идолы. Почему же сектанты удаляются от священных рукотворенных изображений, свидетельствующих нам об Истинном Боге и святых Его?..

§ II.

Петр Данилович сказал:

– Мы чтим одного Бога, а рукотворенных изображений не имеем и не почитаем их. Это – языческий обычай. Такой обычай находим мы у православных. Как посмотришь на вас, ну, право, в глазах вертится то, о чём писал пророк Иеремия!.. Хотите, мы почитаем народу послание Иеремии, или оно противно вам?..

Петр Данилович с усмешкой повернулся к своим братьям. Те дружно его поддержали:

– Не любят послания Иеремии православные... Огнем оно жжет их...

Я заметил, что сектанты клевещут на нас. Мы все священные книги любим и с наслаждением читаем. В доказательство своих слов я с готовностью согласился выслушать послание Иеремии. Я просил лишь, чтобы сектанты потом разъяснили нам, как этим посланием обличается Православная Церковь?

Петр Данилович откашлялся и зачитал. Я внимательно следил за его голосом. Где он выкрикивал слова, – я подчеркивал. Таким образом для меня очевидными стали те стихи, на которых сектанты строили свои нападки на Православную Церковь.

Кончилось чтение. Оно сопровождалось грубыми ошибками и заиканьем. Это утомило слушателей. Все были рады, когда Петр Данилович положил Библию на стол. Он уже не толковал Послания, а сказал лишь в заключение:

– Вот как язычники служили своим богам, так вы – иконам. Разницы никакой нет. Потому мы думаем, что послание Иеремии обличает вас за языческие обычаи...

Я ответил:

– Уже из 1 стиха послания Иеремии ясно, что пророк писал его Иудеям, уходившим в Вавилон (ПослИер.1:1). В Послании он изображает те обычаи, которых держались язычники-вавилоняне. Эти обычаи нисколько не похожи на православное служение Богу истинному. В самом деле: в 4 стихе пророк пишет: «теперь вы увидите в Вавилоне богов серебрянных и золотых и деревянных, носимых на плечах...» (ПослИер.1:4). Пророк, таким образом, ясно обозначает, где иудеи увидят богов ложных – в Вавилоне, а не в какой-либо другой стороне. Значит, послание Иеремии не к православным христианам писано; во дни пророка их еще не было на свете...

Не к нам оно относится и потому, что у нас совершенно нет никаких богов золотых, серебряных и деревянных. У нас есть Один Бог, из Которого все и мы у Него (ср.: Еф. 4, 6). Иконы же православные, как я уже говорил, не боги, а лишь изображения красками Истинного Бога и Святых Его. Иконам никто не служит, как живым богам.

Правда, мы носим иконы на плечах, как вавилоняне носили своих богов (ПослИер.1:4). Но разве то, что носят на плечах, – уже идол? В 1 кн. Царств мы читаем: «пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли Его в дом Аминадава...» (1Цар.7:1). Вот видим, что народ Божий носил Ковчег Завета, на котором были херувимы. А разве кто сочтет ковчег и херувимов идолами? (ср.: 1Цар. 4, 3; Нав. 6, 5, 7).

Итак, за то, что мы носим свои иконы на плечах, как евреи Ковчег Божий, нас нельзя называть идолопоклонниками.

Нельзя также уподоблять иконы Спасителя идолу за то, что Христа мы рисуем со скипетром в руках (ср.: ПослИер.1:13). Ведь скипетр в руках Христа для того изображается, чтобы показать, что мы веруем в царское достоинство Сына Божия (Евр. 1, 3; Откр. 11, 15). Но мы не говорим, что икона – живой бог, – что икона сама собой, без Божией воли, может кого-либо убить или помиловать. Таким образом, мы веруем совсем не по-язычески.

В ст. 18 пророк осуждает язычников за то, что они «зажигают» для идолов «светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть» (ПослИер.1:18). Пророческие слова были великим укором для язычников: те зажигали светильники пред своими истуканами, как пред живыми богами. Они думали, что этим истуканам приятно видеть свет светильников; между тем языческие идолы ничего замечать не могли...

Мы же зажигаем лампады и свечи не для дерева или золота, или камня, а для Бога Всевидящего. В этом случае мы подражаем не вавилонянам, а древним евреям. Им велено было Самим Господом зажигать «елей чистый» пред Ковчегом (Исх. 27, 20–21). Стараемся мы свое земное служение уподоблять небесному. На небе же Иоанну Богослову показаны были семь горящих светильников пред престолом Божиим (Откр. 4, 5). Значит, в своем служении пред иконами мы ни в каком случае не уподобляемся язычникам.

– Не уподобляетесь! – перебил меня Петр Данилович. – А всё похоже...

Я возразил:

– Что же всё? Если мы носим иконы на плечах, зажигаем пред ними светильники – неужели за это надо нас бранить язычниками? Если так поступать, то мы можем обозвать вас животными. В самом деле: животные едят – и вы едите; животные ходят на ногах – и вы также; животные могут кричать – и вы еще громче их. Стало быть, вы животные...

– Эка, хватил! – воскликнули сектанты.

– Да, хватил и, конечно, неправильно. Но также неправильно вы поступаете, когда по немногим внешним сходным действиям уподобляете наше богослужение служению язычников. Побойтесь Бога!..

Сектанты молчали. Я продолжал речь:

Остановимся еще на одном стихе послания Иеремии: «как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебрянным и золотым и деревянным богам» (ПослИер.1:29).

Пророк уже показал бесчувственность и неподвижность идолов вавилонских. Эти идолы – не боги; нечего и жертвы им приносить.

– А что, – спросил меня Петр Данилович, – икон своих вы не зовете богами?

– Как не зовут, – закричали штундисты. – Постоянно говорят: «вон идут богоносцы»! Кто, подслеповатый, входя в избу, спрашивает: «а где у вас бог»? Темные люди!..

Я ответил:

– Действительно, друзья, вы – темные люди. Вы не понимаете силы слов. Вас, как детей, надо питать еще молоком духовным. В самом деле, ужели вы не догадываетесь, что ни один православный икону считать за бога не может? Ведь в Символе веры мы исповедуем Единого Бога во Святой Троице. Значит, если «простолюдины» называют икону богом, то лишь переносно: иконы – не боги, а, по словам Апостола, лишь «называемый богом» (2Фес.2:4). И тут нет ничего языческого. Во Святом Писании мы находим подходящие случаи. Так, в кн. Чисел читаем: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи... А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Числ.10:35–36; ср. 2Цар. 6, 5).

Рассудите сами: Бог Живой ни поднимается, ни опускается. Он наполняет Собою всю вселенную (3Цар. 8, 27; Иов. 28, 24, Деян. 17, 27). Между тем, Моисей говорил: «опустись, Господи, восстань, Господи. Явно, он обращался к Ковчегу Завета, на котором нарицалось Имя Божие. (Исх. 25, 22). Этот Ковчег в переносном смысле он называл Господом. – Так и у нас бывает. Войдите в волостное правление. На стене вы увидите царский портрет, а под ним подпись: «Император Николай II». Спрошу я вас: разве живой царь висит на стене? Нет, – его изображение, портрет. Подробнее бы поэтому надо написать: «портрет Его Величества Николая II-го»; в сокращении же просто пишется: «Император Николай II».

Так надобно рассуждать и об иконах. Собственно, войдя в избу и не заметив образов, следовало бы спросить: «где у вас висят изображения Господа, являвшегося во плоти и святых Его»? но в сокращении говорят иначе. И за это людей осуждать нечего. Никто не думает, что бумага, дерево, камень – бог, как то, думали, язычники (Иер. 2, 27). Значит, и применять к нам 29 ст. послания Иеремии не для чего.

Довольно, однако. Надеюсь, теперь для всех очевидно, что послание Иеремии не может быть прилагаемо к обычаям Православной Церкви. В этом послании обличаются многобожники, – служители идолов. У нас Бог один и никаких идолов нет. – Поэтому опять спрошу я вас: где же в Слове Божием вы нашли запрещение изображать Бога Истинного, являвшегося людям во плоти?

Петр Данилович сказал:

– Где нашли? А вот почитайте 13 гл. Премудрости Соломоновой и 10 гл. пр. Иеремии. Тогда узнаете, как Бог осуждает рукотворенные изображения...

Один молодой, хорошо грамотный, штундист стал читать указанные Петром Даниловичем главы. Мы выслушали чтение спокойно и внимательно. Народ не волновался. Православные уже с улыбкой повторяли: «опять про идолов. Дались они им».

Я ответил кратко. Я сказал:

– Прем. Соломон считает «жалкими» тех, «которые называют богами дела рук человеческих» и «о жизни просят мертвое» (Прем.13:10,18). Таким образом, Соломон осуждает идолопоклонников, обожавших тварь и изделия рук человеческих. Но про священные изображения «Истинного» Бога и святых Его ни Соломон, ни пр. Иеремия ничего не говорят. У нас же речь не об идолах, а о священных изображениях. Где они-то в Писании запрещены?

§ III.

Штундисты, посоветовавшись между собой, решили «оставить» Ветхий Завет. «Всё равно, – говорили они, – по нему никуда не придешь»... Но я попросил их запомнить, что в книгах Ветхого Завета везде осуждаются идолы, ложные боги. Священные же изображения кивота, херувимов, медного змея Сам Бог велел людям сделать и почитать...

– Ну, про медного змея вы не поминайте! – заметил Петр Данилович. – Его еще в Ветхом Завете «истребил» благочестивый царь Езекия (4Цар. 18, 1–4).

Я согласился, что, действительно, Езекия «истребил медного змия, которого сделал Моисей» (4Цар.18:4). Но за что истребил? За то, что сыны Израилевы звали его «Нехуштан» (– 4 ст.). По русски это слово означает «медный бог». Значит, как скоро святую вещь люди обожали, так ревность по вере требовала «истребить» ее. – И если бы мы свои иконы почитали «живыми богами», – эти иконы были бы для нас также сетью и петлей. Но икон мы не обожаем. И вы ясно укажите, где в Новом Завете Христос запретил иметь иконы для воспоминания о Его Святом Законе?..

– Ну, родной, по Новому-то Завету вам трудней будет распространяться! – шутливо заметил Петр Данилович.

– Ничего.., Бог поможет, и по Новому Завету покажем, что вы ошибаетесь, – ответил я.

– Тогда слушайте от Нового Завета, – твердо произнес Петр Данилович. – В Евангелии Иоанна Христос говорит самарянке: «Бог есть Дух и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24). А православные понаделали икон. Разве это духовное поклонение Богу?

Я ответил:

– В 4 гл. Иоанна Христос ни одним словом не осудил поклонения пред иконами, когда это поклонение совершается от чистой любви к Богу и его угодникам. – В самом деле, что означает «служить Богу духом», по учению Свящ. Писания? Вот Апостол Павел пишет о себе: «свидетель мне Бог, Которому служу духом моим» (Рим. 1, 9). Надобно рассмотреть, как Апостол служил Богу. Он всей душой верил в Него, любил заповеди Христовы и душу полагал для распространения Евангелия на земле (2Кор. 11, 23–32). Но тот же Апостол, по влечению своего сердца, ходил в Иерусалим «и молился в храме» (Деян. 22, 17). В храме по всем стенам были резные изображения херувимов (Иез. 41, 17–18). Молясь Богу, плотскими глазами Апостол невольно смотрел на эти изображения. Что же, – выходит, – он не духовно служил Богу? Нет, духовно. В своей молитве он с силою проявлял «плоды духа» (Гал. 5, 22–23). Он искренно любил Бога – и для него жертвовал всем существом своим – и душой и телом (2Кор. 11, 23–32). Он верил в Евангелие – и свою веру являл в жизни своей не только по духу, но и по плоти. – Таким образом, своим примером Апостол указал нам, что значит «служить Богу духом». Это значит – не держать веры и любви к Богу в душе только и ничем не обнаруживать их. Духовное служение Богу требует от нас наружной веры, – внешних проявлений нашей молитвы и нашей беседы с Богом. Тот, кто «служит Богу духом», подражая Христу (Мф. 26, 39), во время молитвы, станет преклонять колена (ср.: Деян. 21, 5; Еф. 3, 14), воздевать руки к небу (1Тим.2:8), – будет, следуя примеру Апостолов, ходить в храм Божий (Деян. 22, 17; ср.: Деян.3:1 и др.). Значит, Слова Христа к Самарянке (Ин.4:23–24) не возбраняют нам служения Богу телом, плотию. Эти слова обличают лишь фарисейский дух в иудеях. Многие иудеи гордились тем, что у них есть храм Божий, – есть святыня в храме, а дел милосердия и любви не делали (Мф.23:23). За это таких людей Господь осуждает, называя их лицемерами (Мф.23:13–15,23). – И нам в 4 гл. Иоанна Господь заповедует не довольствоваться на молитве одной внешностью, делами телесными только, а велит еще проявлять в жизни «плоды духа». Об этом Церковь Православная и старается. За литургией она возглашает: «Горе имеем сердца». Это значит: будем держать сердца наши высоко, у престола Божия, – будем не плотския только колена преклонять пред величием Божиим, но колена сердца (ср.: Еф. 3, 14). – Таким образом, Православная Церковь строго исполняет закон Христов. Самые иконы – то она имеет для того, чтобы через них лучше возвести наши умы к Богу, к размышлению о делах Его для спасения миpa. А вы, сектанты, от икон бежите. Почему?

– Почему бежим? – переспросил меня Петр Данилович.

А вот почему: «мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17, 29). А у православных все иконы не серебрянные, так золотые – и сделанны с великим искусством.

Я сказал:

– Да, наша Церковь требует, чтобы иконы везде писались и устроялись с великим искусством. В этом случае она подражает самому Богу. Господь для устройства и украшения скинии избрал Веселиила и Аголиава – мужей, которых Он исполнил «всяким искусством» (Исх.31:3,6). Почему это? Да потому, что украшение дома Божия – великое и трудное дело. Чтобы выполнить всё в согласии с величием Божиим, потребно большое искусство человеку (ср.: 1Пар.9:33). О нём наша Церковь старается и, как видим, соответственно намерениями Самого Бога.

Если же в прочитанных вами словах Апостол говорит, что «Божество не подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого», – то и Православная Церковь так думает. Она верует, что Бог есть Дух, Величайший и Непостижимый (Быт. 1, 2; Пс. 138, 7; Ин. 4, 24; 3Цар. 8, 27; Пс. 85, 10 и др.). На иконах она рисует Его не таким, как Он живет «в свете неприступном» (1Тим. 6, 16). Таким Бога никто никогда не видел (Ин. 1, 18). Святая Церковь изображает Бога, как Он являл Себя миpу. Наши иконы составляются вследствие того не по вымыслу человеческому, а по указаниям Библии.

– Правда? – удивленно перебил меня Петр Данилович. – Покажите, где в Писании сказано изображать Бога стариком!..

Я открыл кн. пр. Даниила и прочитал: «видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями...» (Дан.7:9). Вот Библия указывает нам ясно образ для нарисования Бога Отца. Это – муж «Ветхий днями», попросту старец. К Нему, по пророчеству Даниила, подводится «Сын человеческий» (Дан.7:13), Иисус Христос, моложе видом. А затем у нас изображается третье Лицо Св. Троицы в виде голубя, – как Дух Св. явил себя при крещении Христовом (Мф. 3, 16), – или в виде огненных языков, как было в день первый христианской пятидесятницы (Деян.2:3). Так мы изображаем Святую Троицу – не от вымысла человеческого, а по руководству Священного Писания.

– Но ведь в Евангелии Иoaннa написано: «Бога не видел никто никогда» (Ин.1:18), а вы Его рисуете? – воскликнул Петр Данилович.

– Да, в Евангелии Иоанна сказано: «Бога не видел никто никогда»; но вы плохо делаете, что не дочитываете стиха до конца: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Все эти слова, вместе взятые, объясняют нам дело. Бога, живущего в свете неприступном, действительно, не видел никто, никогда и никак (1Тим. 6, 16). Бог – Дух не подлежит рассматриванию плотскими очами. – Но, в определенное время (Гал. 3, 23), умилосердившись над людьми, Бог сошел на землю, воплотился во Христе «и от полноты Его все мы приняли благодать на благодать» (Ин.1:16). Теперь люди уже не могут жаловаться, что они не видели отца. Об этом в Евангелии Иоанна читаем: «Филипп сказал Ему: Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:8–9).

Итак, Христос истинно «явил» людям Лице Отца Своего. Мы не можем поэтому говорить, что не видели Бога, являвшегося во плоти. Мы не видели лишь Бога-Духа (1Тим. 6, 16); но о том узнаем, если будем достойны, после своей смерти. Пока же мы во плоти, – будем довольны тем откровением Существа Божия, какое нам явлено. Но по этому откровению Сам Господь, для напоминания о Себе, повелел людям сделать священные изображения кивота, херувимов и медного змея. Почему же у сектантов нет никаких изображений священных?

Петр Данилович возбудился и гневно заговорил:

– Что вы всё цепляетесь за кивот и херувимов? Они были до своего времени. Теперь их Господь уничтожил!..

Я ласково сказал:

– Успокойтесь, Петр Данилович. Покажите от Слова Божия, где «уничтожены» кивот и херувимы.

Какой-то сектант кричал: Господь «отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр.10:9), – вот вам херувимы!..

Я заметил, что не будем торопиться, а всё разберем по порядку. Для отдыха же и взаимного назидания пропоем известные нам церковные песнопения...

И люди запели. Могучее воодушевление двигало их голосами. Народ как бы хотел показать штундистам, что не продаст им своей православной веры и не послушает вражиих наветов на нашу Церковь...

§ IV.

Петр Данилович между тем усердно собирался доказывать, что в Новом Завете Христос «истребил» все «рукотворенные вещи». Он нашел 9 гл. посл, к Евреям и нетерпеливо ждал очереди читать. Потом он начал выкрикивать ее до последнего стиха. – Когда чтение кончилось, я спросил: – где же Апостол написал, что у христиан не должно быть никаких рукотворенных святынь?

Общими силами сектанты указали на 5 и 10 ст. 9 главы, также на 9 ст. 10 гл. послания к Евреям. В этих стихах православные святыни, по словам сектантов, «подсекаются» будто бы «под корень».

Я остановился прямо на указанных стихах. В посл. к Евреям сказано: «над ним (ковчегом) херувимы славы, осеняющие очистилища; о чём не нужно теперь говорить подробно» (Евр.9:5). Сектанты этот стих читают особым образом. Слово «подробно» они произносят тихо. Выходит будто бы, что Апостол вовсе не хочет говорить про херувимов. Между тем в послании к Евреям Апостол отказывается лишь «подробно» говорить о древней святыне. Отказывается Апостол, без сомнения, потому, что устройство скинии и всего древнего богослужения евреям известно было хорошо. Кто из них захотел бы подробно ознакомиться с этим устройством, – тот мог бы это сделать без Апостола, прочитав с 25 главы Исхода до конца книги.

Таким образом, в 5 ст. 9 гл. посл. к Евреям рукотворенные святыни не «истребляются» совершенно, а лишь подробно не описываются.

Нисколько не говорит в пользу сектантов и 10 ст. той же главы. В этом стихе удостоверяется, что ветхозаветная скиния со всеми «обрядами, относящимися до плоти, установлены была только до времени исправления» (Евр.9:10). – Я очень жалею, что мои собеседники не обратили внимания на слово «исправления». Этим словом Апостол ясно обозначил, что древняя святыня у христиан должна быть не истреблена, а исправлена. Какое же различие в этих словах?

Разница огромная. Истребить что-нибудь, значит совсем это разрушить и выкинуть, как сор или пепел. Исправить вещь – значит оставить ее существовать только в поновленном виде. – Возьмите пример с житейского быта. Положим, кто-нибудь из вас захотел исправить избу. Для этого он разберет ее по бревнам; пересмотрит их. Какие бревна годятся, – оставит для исправленной избы; какие сгнили – выкинет.

Так и Христос поступил с древними святынями. Устаревшие из них, как жертвы волов, овец, козлов, Он уничтожил или «отменил», по выражению Апостола. «Отменяет первое...» (Евр.10:9) читаем мы в послании к Евреям. Что же Господь отменяет? Это указано в стихе 5 и ниже: «Христос... говорит: всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе...» (Евр.10:5–6). Потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:9).

Итак, древние жертвоприношения животных Христос заменил в Новом Завете Своею Жертвою. Потому у христиан нет никаких жертвоприношений животных. Но в 9 ст. 10 гл. посл. к Евреям совершенно нет речи о рукотворенной святыне. А в 9 гл. 10 ст. сказал Апостол, что эта святыня существовала «до времени исправления». Значит, в исправленном виде рукотворенные святыни у христиан должны существовать. Где их нет, как у сектантов, там не соблюдается Слово Божие.

Сектанты негодовали. Они находили, что я «переворотил» всё послание к Евреям. «Разве можно так поступать с Словом Божиим», – шумели они. Однако показать, что же именно я «переворотил», они не могли.

Тогда Петр Данилович сказал:

– Вы всё свое богослужение основываете на одном слове «исправления». Покажите же, что и как вы исправили; мы посмотрим, какие вы мастера.

Я ответил.

– Послушайте, друзья мои, ради Бога проверьте слова мои Писанием. Тогда мы, может быть, сговоримся с вами...

Известно, что, при заключении древнего Завета с евреями, Бог не показал им Лица своего, чтобы «они не развратились» (Втор.4:16). О Боге людям напоминали кивот и херувимы. Потому Моисей, смотря на кивот, говорил: «восстань, Господи! возвратись, Господи» (Числ. 10, 35. 36). Потому же у пр. Иезекиля написано: «и слава Бога Израилева сошла с Херувима на котором была» (Иез.9:3). В согласии с пророком, Ап. Павел называет херувимов «херувимами славы» Божией (Евр. 9, 5). Несомненно отсюда, что для евреев кивот с херувимами служил как бы местом покоя Божия. Они были для евреев, стало быть, прообразом наших икон.

Когда пришел Христос, то Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7). Христос, таким образом, не только не скрыл от людей Лица своего, но в Себе Самом явил верующим Бога. Поэтому Он сказал Филиппу: «видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). После Христова явления уже нет надобности посредством кивота и херувимов напоминать людям о Боге. Да и Сам Спаситель, по вознесении Своем на небо, является Иоанну прямо, как Сын Человеческий (Откр. 1, 13). На этом основании Церковь Православная изображает Лицо Бога так, как Он являлся людям, то есть – с человеческим видом. В этом пункте мы, во-первых, исправляем ветхозаветное богослужение. Вы видите, что наше исправление произведено по указанию Слова Божия.

Во-вторых, образом Сына Божия в Ветхом Завете служил медный змей, повешенный на шест. Этого змея евреи обоготворили и назвали его «Нехуштан». Потому царь Езекия «истребил» его (4Цар. 18, 1–4). В Новом Завете Спаситель наш явился, как Сын Человеческий, приняв образ раба (Флп.2:6–7). Потому древнее таинственное изображение его через змея должно быть заменено более ясным и совершенным изображением человека, страдающего на кресте.

Эту замену мы производим опять по указанию Слова Божия. В Евангелии Иоанна Сам Христос сказал: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14; ср.: Прем.16:7). Отсюда ясно, что медный змей, повешенный на шест, знаменовал именно Христа, распятого на кресте. А как Христос вспомнил про медного змея, то и мы, размышляя о Спасителе нашем (Евр. 12, 2), делаем образ Его, повешенного на кресте...

Послушайте и еще: Апостол Павел пишет: «о горнем помышляйте...» (Кол. 3, 2). Исполняя заповедь Апостола, мы смотрим на горнее Служение Богу. Это служение показано нам в Откровении. Там является не только Христос Господь, но Старцы – праведники и множество угодивших Богу (Откр. 4, 2–4; Откр.14:1–5). Размышляя о кончине их жизни (Евр. 13, 7), для приближения имен их к нашей душе, мы делаем изображения святых угодников (ср.: Исх. 28, 9–12). В этом случае мы опять исправляем древнее богослужение, умножая святыни Божии, как о том предсказал пророк захария (Зах.14:20).

Вот таким образом исправлено у нас православных древнее Богоустановленное богослужение. Разберитесь сами: наше исправление ни в одной части не идет против Слова Божия. А потому, как не боитесь вы восставать против святых икон?

Петр Данилович махнул рукой. Он сказал:

– Наговорили вы много, да всё от своей головы. В Евангелиях нигде не указано, что христианам нужны иконы.

И возразил:

– Неправду вы говорите. Если бы священные изображения не нужны были людям, – Апостол Павел не ходил бы в Иерусалим – молиться в храме, где по всем стенам были резные изображения херувимов (Деян. 22, 17; ср.: Иез. 41, 17–19).

– То всё древние изображения, а чтобы у христиан была рукотворенная святыня, – этого ниоткуда не видно, – заметил Петр Данилович.

§ V.

По глазам людей было заметно, что они утомились беседой. Мы объявили перерыв. Народ вышел освежиться. Оставшиеся запели церковные песнопения. Потом, когда люди собрались и отдохнули, я сказал:

– Рассмотрим же, братия, правда ли, что в Новом Завете совсем нет указания, что у христиан будет рукотворенная святыня?

Ап. Павел в послании к Солунянам говорит: когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 3–4). – Из этого пророчества Апостола явствует, что до конца мира у верующих людей будет «называемый Богом». Не Бог в собственном смысле: Он живет везде; а, называемый Богом, – видимый предмет, как ковчег к Ветхом Завете (1Цар.4:5–7; ср.: Числ.10:35–36). Этот предмет, «называемый Богом», Апостол именует «святынею», с которой поведет борьбу антихрист. – Ясно отсюда, что во все времена, даже до пришествия Христова, у христиан будет рукотворенная святыня, – святыня видимая, которую и пренебрежет антихрист.

Какие же именно святыни будут у верующих?

Ответ на этот вопрос намечается в Слове Божием. В Откровении Иоанна Богослова написано, что явившийся в конце веков антихрист повелел людям сделать «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:14–15).

Из этих слов Тайновидца следует, что антихрист устроит на земле свою святыню. Эта святыня будет видимым образом зверя. Такую святыню антихрист поставит на виду, заставляя людей поклоняться ей. Теперь сообразите: если бы у христиан никогда не было никакой рукотворенной святыни, мог ли бы антихрист сделать что-нибудь подобное? Тогда бы люди сразу признали его обманщиком, лжецом, – и отвернулись бы от него все. А то антихрист успешно соблазняет людей выдуманным изображением зверя. Значит, на место бывших чудотворных икон, он поставляет свою волшебную «икону зверя». Отсюда убеждаемся, что священные рукотворенные изображения у христиан были и будут всегда.

– Вон он куда гонит! – шумели сектанты. – К иконе зверя... Как бы нам не ошибиться: лучше уже никаких икон не принимать!..

Я ответил:

– Если поступать по вашему, так не нужно брать никаких денег в руки. Почему? Потому что, рядом с настоящими монетами, ходят по рукам поддельные... Но подделывателей судит закон, а мы деньгами настоящими себе на здоровье пользуемся.

Так будет при кончине миpa. Если на иконах изображен будет Господь, как о Нём проповедано в Евангелиях, – не бойтесь таких икон. Они – от Бога. Если же через какие иконы станут заставлять вас отречься от Христа и Его Евангелия, – бегите от таких рукотворенных изображений.

– Вот мы и боимся, как бы изображениями-то вы не завлекли нас в какую-нибудь ересь! – сказал Петр Данилович.

Я успокоил возбужденных сектантов и мирно заметил им:

– Еще раз подумайте, друзья, что на православных иконах не пишется ничего против Евангелия Христова. Поэтому и не бойтесь их. У нас в точности соответствует всё Священному Писанию. Прежде люди не видели Лица Божия и потому вспоминали о Нём через кивот (Втор.4:15; Числ.10:35–36), – ныне Христос явил нам Отца Своего (Ин.14:9) и потому о Боге мы воспоминаем иначе, – представляем Его себе, в виде человека (Флп.2:6–8). Прежде образом медного зверя люди напоминали себе о Христе (Ин.3:14); ныне мы яснее изображаем Его, как Страдальца на кресте за наши грехи (Евр. 12, 2). Прежде святые угодники не были прославлены Богом (3Ездр. 4, 35) и имена их лишь буквами писались на груди у первосвященников (Исх. 28, 9–12), ныне души праведных предстоят Господу и уже наслаждаются отчасти блаженством (Откр. 4, 4; ср.: Откр.7:9–11). Вследствие того и Церковь Православная, в память их (Евр. 13, 7), сооружает честные и святые иконы... Ясно, таким образом, что через иконы ни в какую ересь Церковь вас не влечет...

– Эх, горе наше! – воскликнул Петр Данилович. – Кабы прямо в Новом Завете сказано было про иконы. А то вы их только находите. В Писании же их нет.

Я ответил:

– Неправду вы говорите, Петр Данилович. В первый раз Сам Бог повелел сделать священные изображения херувимов и медного змея (Исх. 25, 18; Числ. 21, 8. 9) Пред этими изображениями молились Апостолы (Деян. 22, 17). Потом было предсказано, что они будут «исправлены» (Евр. 9, 10) и, как святыня, будут существовать до пришествия Христова (2Фес.2:4). А вы восстаете против икон и думаете, что они Богу противны...

Петр Данилович помолчал немного, потом сказал:

– Вы зацепились за одно слово «святыня».... Кабы пространнее было сказано об иконах, – мы бы поверили. А то вы приводите одни таинственные заповедания...

Я ответил:

– Для неверующих сколько не приводи доказательств, – они ничему не поверят. Мы же благодарим Бога и за краткие указания об иконах. Пусть в самом деле мы и нашли одно слово в пользу святых икон. Это слово, как драгоценность, должно быть хранимо. Вы вот из одного слова Апостола о «духовных песнях» (Кол. 3, 16) разработали себе целый сборник стихотворений и поете их на собраниях. Так и мы, православные, по крупицам собирали свое духовное богатство и нашли в Слове Божием твердое основание для почитания Святых икон...

Вопрос о том, что Богу не противны священные изображения, был нами пространно рассмотрен. Мне оставалось еще показать: можно ли кланяться пред иконами.

Сектанты отвечали:

– Нельзя. В Писании сказано: «Господу Богу Твоему покланяйся и Ему Одному служи» (Втор.6:13; Мф.4:10).

Я возразил:

– Да, надо служить Одному Богу. И если православные чтут иконы, то исключительно потому, что он проповедует нам о Боге. Это похоже на то, как мы, любя царя земного, чтим его портреты и знамя. – И в Слове Божием мы находим ясные свидетельства за то, что кланяться и молиться пред рукотворенными святынями можно. Вот в кн. Иисуса Навина читаем: «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины израилевы...» (Нав. 7, 6).

Смотрите: Иисус Навин, молясь Богу, наружно, телом, упал пред рукотворенным ковчегом. Значит, кланяться рукотворенной святыне можно, вознося в то же время дух свой к Престолу Божию.

И Св. Царь Давид говорит: «поклоняюсь пред святым храмом твоим» (Пс.137:2; ср.: 3Цар.8:38). А в другом месте он же призывает верующих: «пойдем к жилищу Божию, поклонимся подножию ног Его» (Пс.131:7; ср.: 1Пар. 28, 2). – Ясно, таким образом, что в Ветхом Завете люди поклонялись пред рукотворенной святыней Божией.

В Новом Завете Христос почитал храм. Он выгнал из него торгующих (Ин. 2, 15). Апостолы же прямо молились в храме, где были разные изображения херувимов (Деян.3:1; Деян.22:17). Следовательно, мои слова о том, что поклоняться пред рукотворенной святыней не грешно, – подтверждаются Священным Писанием. Вам, друзья, трудно идти против этой Святыни, как Савлу против рожна (Деян. 9, 5)...

 

Беседа была длинная. Она утомила слушателей и меня. Но, с помощью Божией, мы твердо установили согласие почитания честных икон со Священным Писанием.

Мы дружелюбно простились с сектантами. На другой день мы уговорились еще сойтись и побеседовать о предметах веры...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle