Источник

О почитании Честного Креста Христова

§ I.

Мы сошлись на беседу с сектантами в церковной школе. Встретились, как добрые друзья: поприветствовали друг друга миром и полюбовно договорились вести речь о почитании Креста Христова. Эта беседа должна была служить продолжением нашей беседы о почитании святых икон. Петр Данилович, штундистский «старший брат», особенно настаивал, чтобы мы беседовали «именно о кресте. «Оправдайте, – говорил он, – от Слова Божия все рукотворенные вещи, какие существуют в Православной Церкви»...

И вот, с Божией помощью, при довольном числе слушателей, мы открыли беседу.

Я сказал:

Св. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59. 6). Видим отсюда, что душа Псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле. В доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам Царя Давида, должны были «поднять знамя ради истины». – И пр. Иcaия говорит про Спасителя людей: Он «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис.11:12; ср.: Ис.62:10). Таким образом, то, о чём молил Бога Царь Давид, – должно исполниться с пришествием в мир Спасителя. Значит, у «боящихся Бога» – христиан должно быть видимое знамя, поднятое «ради истины». – Считают ли сектанты себя «боящимися Бога» и есть ли у них такое знамя Божие?

Петр Данилович и сектанты молчали, соображая силу моего вопроса. Потом они оправились. Петр Данилович ответил:

В Евангелии Марка написано: «уверовавших будут сопровождать cии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17–18). Вот какие знамения будут у верующих, а не видимое какое-либо «знамя»...

Сектанты дружно поддержали своего «старшего брата». Произошел шум в училище...

Когда все утихли, я ответил:

– Значит, друзья мои, вы признаете, что жизнь верующих христиан должна сопровождаться разными чудесами. Спрошу я вас: какие же чудеса совершаются в вашем обществе? Кто из вас брал во руки змия – и не был ужален им; кто «изгонял бесов», «говорил» чужими языками?..

В училище стояло молчание.

– Если так, – сказал я, – ясно, что Слова Евангелиста Марка не относятся к вам: в вашем обществе не совершается для всех очевидных чудес.

Да вы, Петр Данилович, напрасно и прочитали мне из Евангелия Марка. Я ведь говорил вам, по руководству Псалмопевца Давида и Исаии пророка, о том, что «боящимся Бога» Господь воздвигнет «Знамя». Заметьте: не «знамения», а «знамя». Это – два разных слова. Вы их смешали; потому прочли нам из Евангелия о знамениях, которых у вас нет. – Ввиду этого, еще раз прошу вас указать нам, какое же «знамя» подняли вы «ради истины» Божией?

Сектанты на этот раз даже не пытались искать подходящих себе свидетельств из Слова Божия. Петр Данилович прямо заявил:

Видимого знамени у нас нет, да оно и не нужно христианам...

Я ответил:

– Это ваше голословное утверждение. Исаия пророк от Духа Божия предсказал, что Христос «поднимет знамя» язычникам. Значит, такое знамя должно быть у нас. Если же вы его не имеете, то вы не «боящиеся Бога», по словам псалмопевца Давида (Пс. 59, 6).

Один молодой штундист торопливо прочитывал 11-ю гл. Исаии. Потом он сказал:

– Знаменем для народов у пророка называется Сам Христос (ст. 10). Это знамя мы имеем и поднимаем его «для язычников»...

Я возразил:

– Правда, у пр. Исаии говорится: «к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов» (Ис.11:10). Христос, таким образом, не называется знаменем, а лишь сравнивается с «знаменем для народов». В 12-м ст. той же главы пророк говорит о Боге, что Он «поднимет знамя язычникам». Обратите внимание: не сказано – Господь в Себе Самом поднимет знамя для язычников, а написано просто: «и поднимет знамя язычникам». В приведенных словах Господь отличается от поднятого знамени. Почему в другом месте пророк призывает уже людей: «проходите, проходите в ворота.... поднимите знамя для народов» (Ис. 62, 10). Буквально Бога поднять нельзя. Значит, под знаменем в Ис. 11, 12 ст. нельзя разуметь Господа.

Невозможно слов: «поднять знамя» – заменить выражением: «проповедовать Евангелие». Где в свящ. Писании говорится о проповеди учения Христа, там прямо заповедуется от Имени Господа: «идите, проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Несомненно, таким образом, проповедовать Евангелие и поднять знамя ради истины – не одно и тоже.

Далее, Христос в Евангелии именуется Истиной (Ин.14:6). Пророк молит Бога «поднять знамя ради истины», ради Христа. Очевидно, Христос отличается от Своего знамени, как наш земной царь отличается от двухглавого орла. Поэтому-то у боящихся Бога и должно быть видимое знамя ради истины Божией – Христа.

Правда, имя Спасителя не может быть отделяемо от Его знамени (Ис.11:10). Без имени Божия самое знамя у «боящихся Бога» потеряло бы силу. Но в то же время нельзя сказать, что Господь и Его знамя в миpe – одно и то же (ср.: Пс. 59, 6).

Теперь с новой силой мы должны ответить на вопрос: что же в Священном Писании именуется «знаменем», которое люди поднимали и поднимут ради истины – Христа?

В кн. Чисел читаем: «и сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя...» (Числ.21:8–9). Из приведенного свидетельства священной книги ясно, что знаменем называется тот шест, на котором висел медный змей.

В Евангелии Иоанна Господь, вспоминая об этом событии, сказал: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14). Таким образом, Господь показал нам, что «знамя», поднятое Моисеем в пустыне, прообразовало его честной крест, а змей, повешенный на шест, – Христа, распятого на кресте. Знаменем в Слове Божием именуется, следовательно, Крест Христов, на котором Господь был распят. – Отсюда и молитва Царя Давида означает, чтобы Господь даровал людям Честной Крест, который они подняли бы «ради истины». Поднимаете ли вы Крест Христов для торжества истины Божией на земле?

Петр Данилович ответил:

– Рукотворенного креста мы не поднимаем и Святости ему не приписываем. Нас спас Христос, а не деревянный крест; да и евреи древние с верою взирали на медного змея, а не на шест. Почему Крест для нас без надобности...

Я сказал:

– Эта правда, что спасены мы Христом, Его кровию, а не деревом (Откр. 1, 5). Но ведь в Слове Божием проповедуется, что Христос примирил нас с Богом именно «посредством креста, убив вражду на нём» (Еф. 2, 16). Значит, крест деревянный в деле нашего спасения имел великую силу, как opудиe нашего спасения. Потому его надобно почитать с любовию...

Для разъяснения дела я напомню один подходящий случай из истории народа Божия. Вот Давид поразил силача Голиафа мечом (1Цар.17:51). Тот меч, как спасительное орудие, Давид после взял и «положил в шатре своем» (1Цар.17:54). Из 21 гл. 1 кн. Царств видим, что этот меч Голиафа благодарные евреи держали уже, как святыню, при скинии (1Цар.21:8–9). Евреи верили, что помог им спастись от филистимлян Бог. Но Господь спас людей мечом Голиафа. Поэтому и самый меч этот хранился при скинии, как святыня.

Также надобно рассуждать о кресте. Крест сам по себе служил орудием казни у евреев – и больше ничего (Втор. 21, 22–23). Но «посредством креста» Господь убил вражду диавола и мы храним его, как знамя нашего спасения. Почему же вы не почитаете креста, вопреки Писанию, знаменем Своего Спасения во Христе?

Петр Данилович ответил:

– Да ведь нас спас Христос. При чём же тут дерево креста?..

Я возразил:

– И древние евреи исцелялись от язв змеиных верующим взглядом на медного змея, как образ Христа (Чис.21:8–9; ср.: Прем.16:6–7). Однако они хранили при скинии не одного медного змея, а и шест, как знамя своего спасения. Так и мы поступаем: ублажаем нашего Спасителя, но и чтим Крест – знамя нашего спасения от диавола.

Штундистам не понравилось доказательство о почитании Креста от медного змея. Они в несколько голосов закричали:

– Ну ка, Данилыч, прочитай из 4-кн. Царств гл. 18. Увидим, какую силу имел медный змей!..

Петр Данилович громко прочитал первые пять стихов 18 гл. 4 Цар. Особенно он оттенил 4 ст.: Езекия царь «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней Сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18:4).

– Вот смотрите, – кричали сектанты – Езекия истребил медного змея, а вы всё его вспоминаете!..

Я сказал:

– Благочестивый царь Езекия, действительно «истребил» медного змея, потому что развращенные евреи стали почитать его за бога. Это видно из того, что об уничтожении медного змея говорится рядом с истреблением идольских высот и статуй, и самое название «Нехуштан» на русском языке означает «медный бог». А разве крест Христов мы почитаем за бога? Разве мы кадим ему, как Нехуштану?..

– А все-таки кадите? – спросил Петр Данилович.

– Да, кадим фимиамом; но каждение относим к славе Божией; поступаем так в согласии с заповедью Божией. Бог говорил (Моисею: «и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения...» (Исх. 40, 5). Значит, не всякое курениe Богу противно. Бог запрещает лишь каждение пред идолами, как Нехуштаном.

– Но ведь Езекия «истребил медного змия», а вы опять о нём вспоминаете? – спросил Петр Данилович.

– Точно, мы вспоминаем о медном змее, – ответил я, – но подражая Христу. Сам Господь, в беседе с Никодимом, вспомнил про медного змея (Ин.3:14) и научил нас тем с благоговением относиться к нему (Евр. 12, 2). Поэтому к доказательству «от медного змея» вы, друзья, относитесь с уважением. А в силу этого доказательства веруйте, что у христиан должно быть знамя нашего спасения, которое им необходимо поднять «ради истины». – Только вопрос: где же у вас это знамя?

§ II.

Сектанты признались, что никакого видимого знамени у них нет; Крест же Христов они не почитают знаменем Христовым. Почему не почитают, когда Писание приводит нас к тому (ср.: Мф.24:30; Ис.19:20)? Они не указали. Тогда я сказал:

– Прочтем еще, что пишет Апостол Павел: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр. 13, 10). Спрошу я вас, друзья: какой жертвенник вы имеете?

Без особого размышления Петр Данилович отвечал:

– У нас жертвенник – Христос.

Я спросил:

– В каком же Писании Христос называется жертвенником?

– В послании к Евреям, – ответил Петр Данилович.

Мы открыли 9 гл. к Евреям и я прочел: Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Христос, однажды принесши Себя в жертву.., во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:26,28). Видим из послания к Евреям, что Апостол Павел именует Христа жертвою, а не жертвенником. Я же спрашиваю вас: какой жертвенник вы имеете, в согласии с словами Апостола Павла?

Штундисты молчали. Потом один из них заговорил:

– Наш жертвенник на небе, – вот тот, который видел Исаия пророк (Ис.6:6)...

Я ответил:

– Из слов Апостола, во-первых, нельзя заключать, что он говорит про небесный жертвенник; во-вторых, в послании к Евреям нельзя разуметь того жертвенника на основании следующих слов: «от которого не имеют права питаться служащие скинии». Сообразите сами: Исаия был ветхозаветный человек, «служащий скинии»; а по Писанию: «прилетел один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис.6:6). Этим углем он коснулся уст пророка (Ис.7:7). Следовательно, по свидетельству Слова Божия, Исаия был «напитан» серафимом от небесного жертвенника (Ис.7:7). Таким образом, про небесный жертвенник Апостол не мог сказать, что от него «не имеют права питаться служащие скинии» (ср.: Деян. 17, 25). От жертвенника же, о котором речь у Апостола, «служащие скинии» не питаются. Ясно, это – земной, а не небесный жертвенник. Какой же?

Ответа не было.

Я сказал:

– Христа Апостол называет жертвою. Жертву свою Господь принес на кресте. Следовательно, Крест и есть первый христианский жертвенник...

Штундисты перебили меня:

– Крест не жертвенник...

– А что же такое жертвенник у Христа?

Молчание.

Я еще потдвердил, что Крест Христов – именно жертвенник. Иначе, на чём Спаситель принес свою кровную жертву? – А если Крест есть христианский жертвенник, то мы должны почитать его за святыню. Об этом вот как говорит Библия: «семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: всё, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх.29:37). – Почитаете ли вы крест, как знамя нашего спасения и как жертвенник Христов?

– Нет, не почитаем креста! – ответил Петр Данилович. – Апостол вот что пишет про крест: Христос «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2, 14). Отсюда видим, что ко кресту грехи наши прибиты. Как же мы будем почитать его?

Я возразил:

– Нельзя думать, братья, будто грехи наши прибиты ко кресту на каком-либо куске бумаги или кожи. Грехи наши Христос взял на себя, как пишет Апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1Петр.2:24).

Итак, – Телом, а не бумагой вознес Христос грехи наши на крест. Если же вы думаете, что через то крест осквернен, то вы впадаете в тягчайшее нечестие. Тогда вам придется допустить, что и Тело Свое грехами нашими Господь осквернил. Но кто не возмутится от такой ереси?..

Стало быть, Тело Господа осталось всё святым, хотя оно понесло наши грехи. А так как ко кресту пригвождено было святое Тело Христово, – то, значит, и крест не осквернился через распятие на нём Господа, напротив, освятился. Это только иудеи почитали крест орудием казни и позора, как написано во Второзаконии «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23; ср.: Гал.3:13). Для христиан же Крест – не opyжиe позора, а знамя победы над диаволом, жертвенник святой. Через крест, как «ядовитое дерево», диавол думал «отторгнуть» Христа «от земли живых» (Иер. 11, 19). Вместо того, крестом была убита вражда демонская против людей (Евр. 2, 14). Потому мы и почитаем Крест, наподобие меча Голиафова, святыней или христианским победным знаменем в борьбе с врагом нашего спасения.

Православные грамотеи с наслаждением слушали доводы из Священного Писания в защиту почитания Креста Христова. Один из них сосредоточенно произнес:

– Глубоко! Тут мудрость Бог положил...

Я продолжал речь:

– Рассмотрим еще, к чему приводит нас Свящ. Писание в учении о Кресте Христовом. В послании к Римлянам написано: «явилась правда Божия чрез веру в Иисуca Христа.., которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его...» (Рим.3:21–22,25). Правда Божия была оскорблена преступлением Адама. После прародительского преступления между Богом и людьми возникла как бы вражда (Еф. 2, 15). Эту «вражду» и «упразднил» Христос, примирив нас с Богом «посредством Креста» (Еф. 2, 16). Отсюда ясно следует, что Крест был тем деревом, посредством которого явилась в мир правда Божия. А о таком дереве во Святом Писании говорится: «благословенно дерево, чрез которое бывает правда» (Прем.14:7). – Вот поэтому мы, христиане, и благословляем Крест, как орудие явления в мир правды Божией, как знамя нашего спасения от диавола и как святой жертвенник. – Благословляете ли Крест вы, сектанты, каким-нибудь образом?

Петр Данилович возразил:

– Крест Христов мы не благословляем, да не о нём говорится у Премудрого. Там в 14 гл. идет речь про Ковчег Ноев. Его благословляет Царь Соломон, а рукотворенные вещи он проклинает, как написано: «а это рукотворенное проклято... – за то, что... тленное названо богом» (Прем.14:8).

Я ответил:

– В 14 гл. Премудрый, правда, начинает речь про Ковчег Ноев. Но не к одному Ковчегу относится восклицание: «благословенно дерево, чрез которое бывает правда». Если бы Соломон хотел ублажить только один Ковчег Ноев, – он бы сказал: «благословенно дерево, через которое была правда». А то он употребил слово «бывает». Значит, свое восклицание относит ко всякому дереву, через которое является в мире правда Божия, как, напр., ковчег завета, медный змей.

Бесцельно вы прочитали также стих 8. В этом стихе Соломон объявляет «проклятым» только такое дерево рукотворенное, которое «названо богом». Следовательно, Соломон проклинает рукотворенных языческих богов, а не всякие рукотворенные вещи. Ведь и Ковчег Ноев был сделан руками, и ковчег Завета и херувимы, – а разве благочестивый царь Соломон мог их проклинать?..

Итак, вы не умеете различать «священное от несвященного» (Лев. 10, 10); потому читаете из Писания – что придется. Помните: царь Соломон благословляет «дерево, через которое бывает правда». Благословляйте и вы крест, через который в мир явилась правда Божия! – Почему же вы его не благословляете?..

В ответ сектанты шумели, что Апостолы «не указали благословлять крест». Это «только православные выдумывают»...

Я заметил:

– Вам, друзья, уже показано место в Библии, где «благословляется» всякое дерево, через которое бывает правда (Прем. 14, 7). Благословен, значит, и крест Христов. А если вы хотите слышать учение об этом Апостолов, – так слушайте. В Писании к Галатам читаем: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуca Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:12,14).

Что значит хвалиться Крестом Христовым! Это значит держать его высоко, на виду, как святыню. Православные так и поступают. Они ставят кресты на храмах, в домах, вешают себе на грудь распятие Христово. Таким образом, то, что служило знаком позора для иудеев, – мы почитаем за самый дорогой предмет и не стыдимся выставлять его напоказ.

Среди сектантов ответ мой произвел настоящее возмущение. Они кричали, что я «исказил» Писание...

Петр Данилович сказал:

– Вы неправильно истолковали учение Апостола. В послании к Галатам говорится о духовном кресте, а не о рукотворенном.

Я спросил:

– Где же Христов Крест Апостолы называют духовным?

Петр Данилович прочитал: «кто не берет Креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). Скажите нам на милость: какой крест должны понести христиане?

Я ответил:

– Покорность воле Божией, терпение в страданиях, – крест духовный.

Сектанты радостно зашумели:

– Вот и нашли крест духовный, а вы нас утесняете!

Я попросил слушателей и собеседников успокоиться и сказал:

– Евангелист Матфей в 10 гл. ст. 38 говорит, правда, о духовном кресте. Но ведь там не сказано о Кресте Христовом, а говорится про наш крест: «мой, свой, твой». Этот крест духовный отличается от Креста Христова. Про Крест же Христов написано: «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его» (Мф.27:32; Лк.23:26). Спрошу я вас, какой Крест понес Симон?

Сектанты ответили:

– Деревянный, видимый.

– А вот посмотрите, какой Крест нес Спаситель наш: «и взяли Иисуca и повели. И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (Ин.19:16–17). Духовный Крест был на плечах у Христа, или деревянный, видимый?

Сектанты упавшим голосом ответили:

– Деревянный, видимый...

– Слушайте же и еще чтение из Евангелия: «при кресте Иисуca стояли Матерь Его и сестра Матери Его...» (Ин.19:25). Опять скажите: при каком кресте стояли Святые жены?

Петр Данилович ответил:

– При видимом, деревянном.

– Итак, заключил я, – где в Писании говорится про духовный крест, – там этот крест называется нашим: «моим, своим, твоим». Где речь идет про Крест Христов, – там надобно разуметь видимый, вещественный крест, на котором Господь был распят. А значит, Апостол в послании к Галатам хвалится не духовным, а видимым крестом – как мы православные...

Петр Данилович отыскал послание к Евреям и прочитал: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуca, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление...» (Евр.12:2). Вот смотрите, Апостол Крест Христов называет посрамлением, – значит, духовным...

Я ответил:

– Вы искажаете Слово Божие. Ап. Павел отдельно говорит о кресте и отдельно о посрамлении. Конечно, по-иудейски судя, Господь на кресте претерпел посрамление. Но самый-то крест, на котором висел Господь, был видимый или духовный?

– Видимый, – тихо сказал Петр Данилович.

– Следовательно, и в послании к Евреям Апостол пишет про рукотворенный крест Христов, а не духовный. Поэтому, укажите нам другое место, где бы крестом Христовым прямо называлось терпение или несение страданий?

Петр Данилович сказал:

– Выходит по вашему, у Христа не было духовного креста?

Я ответил:

– Когда не было! Без духовного креста наружный, видимый крест для Господа был бы не тяжел. Страдания, мучения безмерные у Христа были; но только крайней силы своей они достигли на кресте видимом (Ин.19:28; Мф.27:46). Поэтому мы почитаем, вместе с духовным, крест видимый, поем: «величаем страсти твоя» и «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Почему же вы не почитаете видимого креста Христова?

– Не показано его почитать, – ответил Петр Данилович.

Я возразил:

– Ап. Павел «хвалится» крестом Христовым. Значит, почитает, его. А что мы видим в Апостолах, – тому должны подражать (Флп.3:17).

Штундисты молчали.

В заключение я сказал:

– Итак, видимый Крест Христов есть наше Спасительное знамя, есть христианский жертвенник и «благословенное дерево», через которое явилась в мир правда Божия. Поэтому Крест Христов мы должны «благословлять» и «хвалиться» им, по слову Апостола.

Петр Данилович заметил:

– Православные не только хвалятся крестом, но и поклоняются ему и вешают его на шею. Это сверх Писания.

Я ответил:

– В Свящ. Писании запрещается рукотворенные вещи почитать за богов (Исх.20:4–5,23) Но Святыням Божиим кланяться не возбраняется. Псалмопевец Давид говорит: «превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно» (Пс.98:5; ср.: Пс.131:7)

Петр Данилович сказал:

– Подножием Божиим у Пророка называется вся земля, а не рукотворенная вещь.

Я возразил:

Отчасти вы верно говорите. Землю Пророк Исаия именует «подножием Божиим» (Ис.66:1). Но разве псалмопевец приглашает верующих земле поклоняться? Земле никогда никто не кланялся. – Не об этом подножии говорит Псалмопевец. Если бы подножием ног Божиих он называл землю, – тогда бы не за чем было говорить: «пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131, 7). Земля – везде. Где верующие стояли, – там бы могли они и кланяться. А пророк зовет людей поклоняться «подножию ног» Божиих. Таким образом несомненно, что этим подножием он называет «Ковчег Завета», как ясно следует из 1Пар. 28, 2 ст. – В Новом Завете «подножием» ног Божиих был Крест. Ему мы и кланяемся, «прославляя» тем «знамя» нашего спасения и «жертвенник» Христов (ср.: Ис. 60, 13 ст.). За Бога же Крест Христов мы не почитаем.

Если же вешаем кресты себе на шею, то в исполнение Писания. В Ветхом Завете было сказано: «сын мой, не отвергай наставления матери твоей; обвяжи ими шею твою» (Притч.6:20–21). Как «обвязывали» евреи свою шею, – нам теперь не нужно говорить об этом «подробно» (Евр. 9, 5). «Исправляя» их обряд (Евр. 9, 10), мы «обвязываем» свою шею Крестом Христовым, в видимое воспоминание о Заповеди Христовой (Мф.10:38). Ибо нести Крест Христов – наше главное и самое первое призвание в жизни (Мф.10:37–42).

 

Беседа была кончена. Все возражения сектантов против почитания Креста Христова разобраны. С радостным чувством уходили мы из училища. По дороге православные грамотеи усердно просили меня еще однажды побеседовать в Подлипном...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle