Источник

О рукотворенных храмах Божиих

§ I.

Крайне ветх храм в селе Наумовке. Колокольня его пошатнулась; фундамент осыпался и весь он близок к разрушению.

Начальство несколько раз напоминало наумовцам о необходимости исправить храм. Дело не двигалось; его задерживали штундисты. В селе Наумовке их много развелось в самых богатых крестьянских семьях. И сектанты, «взявшие силу», по выражению православных, – мутили сходы всякий раз, когда там поднималась речь о постройках нового храма.

Поехал я в Наумовку побеседовать с сектантами. Надобно было беседой воодушевить православных христиан и смирить штундистов. Трудная предстояла мне задача; но, надеясь на помощь Божию, я уверенно отправился в путь.

Штундистов заблаговременно оповестили, что беседы будут о рукотворенных храмах христианских. Они ликовали. – «В слове Божием ничего не сказано о храмах православных: мы это покажем народу», – хвастались они перед мужиками.

Приехал я. Известил о беседах народ. Храм полон набился слушателями. Штунды, казалось, со всего округа наехали, чтобы «дать отпор миссионеру». У них «начальствовал в слове» старший брат Никита. Остальные же сектанты с Евангелием в руках лишь ободряли и нравственно поддерживали его.

После начинательной молитвы я стал говорить о том, какою болью наполняется мое сердце, когда я смотрю на наумовский храм. И тесен он, и ветх и скоро разрушится. Как не стыдно народу в таком небрежении содержать святыню Божию!..

В толпе послышались скорбные возгласы: «штунды мешают нам довести дело до конца; а то бы мы давно оборудовали храм... Разве мы не видим его убогости?»...

Сектанты злорадно посматривали на народ. Я спросил:

– Почему же вы, друзья, не помогаете православным построить благолепный храм Богу Истинному?

Мне ответил Никита:

– Мы так думаем, что никакого рукотворенного храма у народа Божия быть не должно. Не нужны они нам при мужицкой бедности...

Я ответил:

– Воистину нет ничего нового под солнцем! Что было, то и будет... (Еккл.1:9; Еккл.3:15). Вы оправдываете свое пренебрежительное отношение к храму Божию мужицкой бедностью. Но так именно рассуждали древние неблагодарные евреи. И вот как Господь обличал их чрез Аггея пророка: «народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»... а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?.. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и я буду благоволить к нему... ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите – каждый к своему дому» (Агг.1:2–9).

Вот как Господь обличал чрез пророка древних расчетливых евреев. Эти евреи украшение своих домов считали выше украшения храма Божия; и Бог вразумляет их. Он говорит, что самая бедность посылается народу в наказание за небрежение о святом храме... Такие же слова, братья, прилагайте и к себе, как это ни тяжело для сердца...

В толпе штундистов произошло возмущение. Никита сказал:

– Это в Ветхом Завете Бог так неволил народ строить себе храм. В Новом Завете Господь не нуждается в рукотворенных храмах. Потому Он о них и не заботится...

Я ответил:

– Забываете вы, друзья, что Апостол Иаков написал о Боге: «у Отца Светов нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17).

Значит, если в Ветхом Завете Бог принуждал людей строить себе «дом», то не потому, что тогда Он не мог жить без рукотворенной святыни на земле, а ныне может. Бог, как чистейший Дух, всегда жил во свете неприступном и не мог поместиться в одном рукотворенном доме. Вот как исповедует свою веру в вездесущие Божие Царь Соломон: «поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил (имени Твоему)» (3Цар.8:27). Ясно, что в Ветхом Завете Бог жил везде. Древние праведники весьма это понимали. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? – восклицал царь Давид. – Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7–10).

Итак, ветхозаветные праведники знали, что Бог живет везде. Тем не менее они воздвигали Ему благолепный рукотворенный храм. И когда усердие их после плена Вавилонского ослабело, Бог усиленно заставляет их строить Ему «Дом». Значит, не для Бога, а для самих людей важно, чтобы на земле был храм Божий, где бы всё «возвещало о славе Его» (Пс. 28, 9; Пс.62, 2–3). Неужели – спрошу я вас, друзья, – в Новом Завете Бог стал другой, – и Апостол Иаков ошибся, сказав, так: «у Отца светов нет изменений – и тени перемены»?..

– Не ошибся Апостол Иаков, – ответил Никита, – а только в Новом Завете о Боге сказано, что Он не живет «в рукотворенных храмах» (Деян. 17, 24).

Я возразил:

– То, что сказано о Боге кратко в книге Деяний, надобно понять и уяснить. – В самом деле, поставим еще вопрос: где же живет Бог? За ответом обратимся не к нашему бедному и немощному разуму, а к словам Самого Бога истинного, который возвестит нам всю правду. У пророка Исаии сказано: «Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенным и смиренным духом...» (Ис.57:15).

Заметьте, друзья, Сам Бог объявляет, где Он живет: во-первых, на небе, во-вторых, во святилище рукотворенном и в-третьих, в людях. Коротко сказать: Бог наполняет Собою всю вселенную и истинные рукотворенные храмы...

Никита, помедлив немного, сказал:

– Мы веруем, что Бог пребывает в рукотворенных храмах только тогда, когда там были люди. Выходил народ, и Бог отступал от святилища, потому что Он «не живет в рукотворенных храмах»...

Православные «диву дались», услышав такое возражение Никиты. Как после того понять учение Священного Писания о вездесущии Божием: если Бог не живет в рукотворенных храмах, – значит он не вездесущ? А это ложь...

Но я, зная темноту наших сектантов, не удивился их ошибочным суждениям. А прямо отыскал по Библии ясное опровержение заблуждения штундистов.

– Слушайте, сказал я народу. В книге царств читаем: «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:10–11).

Видите, как ясно слово Божие свидетельствует, что Бог пребывает в храмах тогда, когда в них люди, но «слава Божия» наполняет Дом Господень и тогда, когда все люди выходят из него... Значит, сектанты, говоря, что Бог не живет в рукотворенных храмах без людей, – заблуждаются, не зная писаний...

– Нет, мы не заблуждаемся, – заметил Никита. – Вы нам всё доказываете, что в Ветхом Завете Бог жил в рукотворенном храме. Этому мы верим. А где написано в Новом Завете, что Бог живет в рукотворенных храмах?

Я обратил внимание слушателей на уступку сектантов. Сначала они говорили, что вообще Бог не живет в рукотворенных храмах; теперь соглашаются, что в Ветхом Завете Бог жил в храмах. Не сказано будто бы про это в Новом Завете. Но слушайте слова самого всезнающего Христа: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нём» (Мф. 23, 21).

Итак, Спаситель признает, что Бог живет в рукотворенном храме. Он Сам об этом говорил. Мало того, своим действием Он показал, что Бог истинно пребывает в рукотворенном храме. Припомните повествование евангелистов о том, как Господь выгнал торгующих из храма. Если бы Бога не было в рукотворенном храме, то Христос не погнал бы торгашей. Ведь не гнал Он их из лавок, базаров, а из храма выгнал, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13; ср.: Ин.2:13–16).

Несомненно, таким образом, что в Новом Завете есть удостоверение, что в истинных храмах Бог пребывает своею благодатью.

Как же после того понять слова Апостола Павла, что Бог «не живет в рукотворенных храмах?»

– Да, вы затерли эти слова! Затерли! – шумели сектанты.

– Нет, друзья, не затер я их, а, наоборот, со всею силою выясню...

Я уже читал вам, как ветхозаветные праведники признавали, что Бог живет везде. Если Бог наполняет Собою всю вселенную, – явно, что язычники верили неправо, думая, будто боги живут исключительно в их храмах, и там пьют и едят... Бога нельзя запереть нигде. Он всё видит, всё знает. Слышит наши молитвы из храма, но внимает нам и с поля. Эту истину только и раскрывал Апостол Павел язычникам. Он отнюдь не отвергал веры благочестивых людей, что Бог живет в храме. Не отвергал, – ибо иначе Сам не молился бы в храме (Деян. 22, 17).

Таким образом, и по Новому Завету видно, что Бог живет везде и в рукотворенных храмах...

Никита пожал плечами и, видимо, недоумевал. Он, наконец, спросил:

– Так по вашему учению выходит, что Бог пребывает и в языческих храмах? Это – новость...

– Никакой здесь новости нет, – ответил я. – Бог, действительно, видит всё, что делается даже в языческих храмах. Только Он благодатью своею не внимает молению заблуждающихся людей. Так объявляет нам Сам Бог Свою волю во святом Писании. Соломону Он говорит: «Я освятил сей храм, который ты построил... и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:3).

Пока евреи были верны Закону Божию – и Бог милостиво внимал молитвам их из храма. Когда же они развратились, Бог «отверг» построенный Ему храм и не слушал более молитв, из этого храма к нему возносимых (3Цар.9:7; Мф.23:37–38). Для ясности припомните также, как жрецы Ваала на горе Кармил приносили жертвы и молитвы Богу. Бог, с той же горы, приняв жертву пр. Илии, жертву жрецов Ваала отверг. Он видел эту жертву, знал про нее, но отверг ее. (3Цар.18:25–39).

Таким образом мы твердо можем заявить, что Бог всё знает, что делается в языческих храмах, только милостью своею Он пребывает со своими истинными служителями. А из всего доселе сказанного следует, что Павел Апостол про истинные храмы не мог учить, будто в них «не живет Бог». Поэтому православные христиане Наумовские хорошо поступают, собираясь построить Богу новый благолепный храм. Жалко, что вы не помогаете им в добром деле...

§ II.

После перерыва беседы, Никита собрался с силами. Он мужественно выступил против меня с возражением. Он сказал:

– Доселе мы толковали с вами про ветхозаветный храм. – Согласны, что его велел построить Сам Бог и в нём Он жил. Но какой храм вы нашли у христиан в Новом Завете?

Я ответил:

– Пока стоял на земле древний храм, – Христос и Апостолы ходили в него (Мф.21:12–14; Деян. 22, 17). Этот храм Они считали святыней. Это видно из того, что Господь изгнал с гневом торгующих из храма (Мф.21:12). Апостолы же посещали храм не для того только, чтобы учить в нём народ, но и чтобы в нём молиться. В этом убеждает нас пример Св. Павла. О нём мы читаем: «когда я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление» (Деян.22:17; ср.: Деян.24:11). Видите, значит, христиане почитали святыней рукотворенный храм Божий, пока он существовал. Со временем же, христиане выстроили свои храмы. Об этих храмах находим пророчество у Св. Апостола Павла. Он пишет: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4).

Вдумайтесь в прочитанные мною слова Св. Апостола. Он пишет, что антихрист «в храме Божием сядет, как Бог». Ясно, что даже в последние времена у христиан останутся храмы Богу. Эти храмы будут считаться святыней. С ними и поведет борьбу антихрист.

Никита едва дослушал мою речь.

Он возразил:

– Вы вон какой храм подводите в послании к Солунянам. Ловко!., что вам на руку, так вы разыщете... Но вы напрасно трудитесь. Апостол Павел храмом называет собрание верующих. – «Вы храм Бога живого» (2Кор.6:16), говорит Бог. В живом храме и антихрист сядет, когда придет последнее время.

Я возразил:

– Не спорю, что в послании к Коринфянам Апостол именует христиан храмом. Стало быть, Св. Павел в указанном месте говорит про духовный храм. Но надо ли везде предполагать речь о духовном храме? Припомните рассказ Св. Апостола про себя, как он возвратился в Иерусалим и молился в храме. В каком это храме молился Апостол? Несомненно, в видимом, рукотворенном. И в начале книги Деяний записано: «Петр и Иoaнн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян.3:1). Опять речь идет про видимый храм, рукотворенный. Стало быть, в Новом Завете слово храм прилагается и к людям и к зданию. В первом случае «храм» надо понимать духовно, во втором – чувственно, видимо. Но теперь рассудите сами: какой же «храм» надо разуметь в послании к Солунянам?.. Если духовный, тогда выйдет несообразность. Тогда надо будет толковать речь Апостола Павла так, что придет видимый антихрист человек и залезет в души людей. Это небывалая вещь и даже для антихриста невозможная... Вы смеетесь?..

Придайте и такой смысл словам Апостола Павла: придет антихрист, человек греха, и сядет среди людей под открытым небом... Опять получается толкование произвольное, дикое. Какая нужда будет антихристу сидеть на воздухе под солнцем и дождем? Вот почему согласно с правдою нужно разуметь, что в послании к Солунянам Апостол пишет про рукотворенный храм, который был и будет у христиан. В этот храм придет и сядет антихрист, выдавая себя выше святыни...

Никита от изумления открыл глаза. Он мог только сказать: так вы духовный храм выкидываете из Писания.

Я ответил:

– Сохрани меня Бог! Где Апостолы говорят о духовном храме, я признаю. Я только утверждаю с новой силой, что в послании к Солунянам Апостол Павел писал не про духовный храм, а про чувственный, видимый. Это явствует и из того, что сам антихрист, по словам Апостола, будет человек греха, а не дух какой только...

Никита возбужденно спросил:

– Где же Апостолы заповедали христианам строить видимые храмы?

Я сказал:

– Если Павел Ап. упоминает про рукотворенный храм, ясно, что такой храм христианам велено было построить, как только они найдут возможность. – И этому не удивляйтесь. Апостол про антихриста, конечно, пространно учил христиан. В Послании же к Солунянам он едва упомянул о нём. Он ссылается при этом на свою устную проповедь: «не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это» (2Фес. 2, 5). Подобно этому, в посл. к Колоссянам (Кол.3:16) Апостол приказывает христианам назидать друг друга «песнями духовными». Самих же песен Церкви он не передал. Апостол, без сомнения, надеялся, что христиане со временем, собственными силами составят себе «песни духовные», которые и будут распевать на своих собраниях.

Надобно думать, что также учил Апостол христиан про храмы – устно подробно. В Послании же лишь кратко упоминает о них. Но Слава Богу и за то.

– Так руками сделанные храмы вы и называете Церковью? – сказал Никита.

– Нет, Церковью в собственном смысле, за которую Господь пролил кровь свою, мы называем общество людей. В эту Церковь мы веруем и свою веру излагаем в Символе...

– А как же, – зашумели штунды, – ваши люди всегда говорят: «пойдем в Церковь»! – Где был? – «в Церкви»...

Я ответил:

– Наши люди говорят правильно, хотя очень сокращенно. Поймите это из житейских примеров... У вас почти в каждом селе есть здание с надписью: «волостное правление». Спрошу я вас: ужели вами управляют дома, здания, на которых висят подобные надписи? Нет. Вами правят люди. В домах они лишь заседают. Значит, правильно было бы на зданиях правлений вывешивать такие надписи: «дом, в котором заседает волостное правление». Эта речь длинная. В сокращении говорят иначе: «волостное правление» – и довольно...

Так надо рассуждать о Церкви. Церковь состоит из людей. Люди на молитву сходятся в особых зданиях. Благодаря тому, эти здания, в которых собирается живая Церковь, именуются тоже Церквами, наподобие «волостных правлений». В Славянской Библии слово храм потому и заменяется именем Церковь (напр.: Ин. 2, 19; ср.: 1Кор. 11, 22).

Итак, запомните, друзья! Храмы мы называем Церквами лишь потому, что в них собираются живые Церкви – люди. Это согласно с Писанием (см.: 1Кор. 11, 18, 22).

Никита стоял, потупясь. Он не мог придумать слов, которыми бы доказывалась ненужность или греховность православных храмов. На подмогу ему выступил совсем еще молодой юноша. Этот сказал:

– Ну, пусть свои храмы находите вы согласными с Писанием. Однако вы обращаетесь с ними не по-написанному. В Ев. от Марка мы читаем: Иисус «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» (Мк.11:16). А у вас через весь храм, даже в алтарь, носят просфоры, свечи, ладан. Это грешно...

Я ответил:

– Христос запрещал проносить через храм совсем посторонние богослужению предметы, напр., столы, на которых меняли римские деньги на еврейские (Мф. 21, 12). Священные же предметы Христос не мог запрещать иметь в храме. Такое запрещение было бы противно уставам Божиим. Мы знаем, что в храме горели светильники. Ясно, что для этого необходимо было пронести в храм как светильники, так и масло для них (Исх. 27, 20, 21; Лев. 24, 4).

Подобно этому и мы поступаем. Через храм в алтарь у нас проносят только те вещи, которые требуются для богослужения: просфоры, свечи, ладан. Просфоры нужны для причастия, которое велел совершать Сам Спаситель (Лк. 22, 17–19). Свечи и ладан служат знаком молитвы, возносимой нами к Богу. Их мы сожигаем, уподобляясь священнодействию ангелов, показанному в Откровении (Откр.4:5; Откр.8:3–4). Чего же, друг, зазорного нашел ты в проношении через храмы священных предметов?

Тот же юноша заметил:

– А если кто проносит через храмы несвященные вещи, напр., куличи, яблоки, виноград, – это не хорошо?

– Да, не хорошо. Св. Церковь учит приносить плоды земли для освящения лишь в ограды или притворы храмов.

Юноша, обратясь к народу, сказал:

– Смотрите же, православные, не проносите через свои храмы посторонних для богослужения вещей!..

Наступила заминка в беседе. Я ждал новых возражений. У штундистов их не оказывалось. Я готов был сам заговорить. Тогда Никита, подняв руку, сказал:

– Еще два слова. В Писании мы читаем: «и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф.21:12). Вот как строго поступал Христос с торговцами в храме, а у вас повсеместно продают свечи. Это тоже торговля. Это противно Писанию...

Я разъяснил, что никакой торговли в храмах у нас нет. Торговля предполагает запрос и уступку, споры, разговоры. У нас же всякий, молча, подходит к свечному ящику, кладет монету, за которую хочет купит свечу, берет ее и в молчании же уходит. Так делается повсеместно. Благочиние в храмах от этого нигде не нарушается.

С другой стороны, свечные ящики у нас полагается держать при самом входе в храмы, – в, так называемых, притворах или в неглавной части храма. Во многих местах церковные свечи продаются даже вне храмов. Таким образом, мы ревнуем о святости жилища Божия; не позволяем в храмах совершать житейской купли и продажи. Продажа же священных свеч и ладона не противна Писанию и не может быть поставляема в вину православным... Поэтому, друг Никита, ты напрасно приводишь против нас Евангельское сказание об изгнании Христом торговцев из храма. Никаких торговцев и барышников, совершающих куплю и продажу в наших храмах, у нас нет. Нет и этих столов меновщиков и продавцов голубей, о которых говорит Свящ. Писание (Мф.21:12)...

Возражения штундистов нами были оценены по достоинству. Мы нашли, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах Богу не противны рукотворенные храмы. Эти храмы для нас служат местом церковных благочестивых собраний. В храмах мы всецело отрешаемся от житейских забот и обращаемся с молитвой к Богу. В храмах все христиане равны: здесь нет ни знатного, ни уничиженного, ни богатого, ни бедного – Церковь Святая – всем родная любящая мать. Потому-то, в тяжелую годину жизни, каждый верующий спешит прежде всего в Божий храм. – Вследcтвие этого храмы Божии на Руси всегда были и будут «опорой силы» нашей, «утехой очей» наших и «отрадой» для души всех верных христиан (Иез.24:21). Грустно, что теперь появляются люди, которым приятнее молиться, сидя у себя чуть не на печке, нежели в благолепных храмах Божиих (Пс.26:4; Пс.28:9)...

Помолимся, братия, о таких несчастных христианах, чтобы Бог пожалел их и опять привел из страны далекой в Свой Отчий дом (Лк.15:13,18–20,24)...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle