Источник

О святом покаянии и помазании елеем

§ I.

Я шел из Церкви после беседы со штундистами. На душе у меня было тяжело, тоскливо. Сектанты сильно упорствовали в своих заблуждениях. Они, очевидно, старались лишь «постоять за себя», – покричать и поспорить.

Меня догнал Иван Петрович, – богатый и уважаемый штундист. Он раскланялся и приветливо заговорил со мной. Убедительно он приглашал меня «пожаловать» к нему вечером «в гости». У него на дому будут «друзья» да «кое-кто» из православных. Споров «резких» не будет. Всё обойдется «чинно».

Я охотно согласился; мне стало легче на душе.

Едва стемнело, Иван Петрович на хорошей лошади приехал за мной. Я быстро собрал книги и мы крупной рысью пустились по селу. В темноте нас едва-ли кто рассмотрел...

В доме Ивана Петровича собралось человек десять «гостей». На столе стоял большой блестящий самовар. Гости сидели за чаем. Посадил и меня «чаевничать». Стали «знакомиться». Припоминали бывшую беседу в храме. Хозяин и его «гости» осуждали «братьев» за грубость и крикливость. Они хотели теперь «от души» побеседовать о «новой вере», которую люди зовут «штундой».

Я порадовался высказанному намерению. Мы начали прямо говорить о лицемерии и наружной святости сектантов. Мои собеседники не спорили, что среди них много «пустосвятов», гордецов, фарисеев. Но и в православии, говорили они, много грешников. Что с ними делать?

Я сказал:

– К грешникам прежде всего надо обращаться со словами Спасителя: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). С этого призыва людей к покаянию Сам Господь начал Свою проповедь. Таким же образом поступали Апостолы. Они увещевали грешных иудеев: «покайтесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19)...

– С проповеди о покаянии пред Богом и мы начинаем, – сказал Иван Петрович.

– Значит, – ответил я, – о покаянии Евангельском мы и должны начать с вами беседу. – Скажите: как вы раскаиваетесь во грехах пред Богом?

Наступило минутное молчание. Все углубились в данный мною вопрос. Потом Иван Петрович поднял голову и сказал:

– Мы рассматриваем грехи наши; сокрушаемся о них; даем обет Богу вперед не грешить и умиленно взываем ко Иисусу: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12). В этом состоит всё наше покаяние...

Я ответил:

«Бог, действительно, повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17, 30). И мы должны непрестанно сокрушаться о грехах своих, потому что «все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Но довольно ли для нас одного этого тайного покаяния?

– Понятно, довольно – сказал Иван Петрович. – Раз Господь повелел нам просить оставления грехов наших только у Бога, – значит, никакого другого покаяния быть не может...

Я возразил:

– Разумеется, один Бог может прощать грехи. Это исповедали даже иудеи. Они говорили: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7). И Апостолы в Кн. Деяний засвидетельствовали: «Бог десницею Своею возвысил Христа в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян.5:31). Несомненно, таким образом, что грехи прощает людям Один Бог. Но может ли эти грехи отпускать Христос?

Иван Петрович, не задумываясь, сказал:

– Конечно, и Христос Силен прощать нам грехи наши, потому что Он такой же Бог, как Отец Его. Вон у Ев. Марка написано: «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному... встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2:10–11).

– Таким образом, – заключил я речь Ивана Петровича, – мы согласны с вами, что власть прощать грехи принадлежит Богу в Святой Троице (ср.: Ин. 16, 7–11). Но от имени Божия могут ли прощать грехи нам люди?

Иван Петрович и остальные собеседники штундисты в один голос заявили, что они «не признают» за людьми права «прощать грехи братьям»...

Я возразил:

– В Слове Божием Спаситель заповедует нам: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, его и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:25–26).

Рассудите теперь сами, друзья мои, справедливо ли вы говорите. По-вашему – «люди не имеют права прощать грешников», – а Христос нас обязывает к тому. Значит, вы идете против Христа...

Иван Петрович виновато заметил, что его «браты» ошиблись, когда сказали, что люди «не имеют права прощать грешников». «Мы все» обязаны не помнить зла, какое нам делают ближние наши...

Я сказал:

– Таким образом, мы видим, что грехи прощает не только триединый Бог, но и люди – друг другу. А могут ли люди удерживать грехи на своих братьях пред Богом?

Собеседники мои безмолвно размышляли. На выручку штундистов пришел Иван Петрович, он сказал:

– Если за людьми признать власть удерживать на нас грехи, – это будет слишком много. Ведь Христос учил: «если не прощаете, то и Отец наш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:26). По этим Словам Господа мы так веруем, что нет на земле власти, которая нас могла бы связывать пред Господом.

Я ответил:

– Действительно, ты много правды сказал, Иван Петрович. Все мы, – «простолюдины», рядовые христиане, обязаны прощать грешников и молиться за них. Кто этого не делает, – тот Христа не слушается... Но кто будет рассуждать о покаянии только так, – кто остановится на одних словах твоих, – тот тоже погрешит пред Богом. – В самом деле, в Церкви Христовой, помимо Бога, имеет ли кто власть удерживать грехи на людях? В Ев. от Иоанна мы читаем: «Иисуc... дунул и говорит Апостолам: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22–23).

– Из этих слов Господа вытекает, что не только Бог в Святой Троице, но и Апостолы от Духа Божия имели право удерживать на людях грехи их... Этого права Христос не передал всем нам, но Пастырям Церкви, в лице Апостолов, Господь оставил великую судную власть на земле...

Штундисты сосредоточенно обдумывали мои слова. Потом Иван Петрович заметил:

– Верно, надо сознаться, что, кроме Христа, в Его Церкви имели власть удерживать грехи людские Апостолы. Но мы не можем допустить, чтобы и простые люди, ваши пастыри, могли также удерживать на нас грехи пред Богом. Это уж чересчур!..

Я ответил:

– Из Евангелия Иоанна мы видели, что Христос право удерживать грехи на людях передал Апостолам. Также свидетельствует Ев. Матфей (Мф.18:18). Но Матфей Ев. Добавляет, что власть судить грешников Христос отдал Церкви Своей (Мф.18:17). А мы уже сказали «что в Церкви» простолюдины «не имеют власти» вязать нам грехи наши. Значит право «вязать и решать» грехи в Церкви Христовой, после Апостолов, перешло к их преемникам – нашим пастырям. – Не перешло ли?

Без сомнения, перешло. В Ев. Матфея Господь сказал ученикам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Апостолы, пожив на земле определенное время, умерли; а Господь сказал, что Он пребудет с ними вечно (Мф.28:20). Ясно, что в Церкви своей Господь пребывает благодатью с преемниками Апостолов – пастырями и учителями. К ним перешли все Апостольские права по управлению Церковью Христовой (Деян. 20, 28). В частности, преемники Апостолов усвоили себе право прощать и удерживать грехи на людях. Это видно из 19, 18 ст. Деяний; там говорится, что Св. Павел, не бывший в числе 12 Апостолов, прощал от Имени Божия грехи людям. Тоже следует из 1Тим. 5, 19. Апостол пишет ученику своему: «обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях». Из этой заповеди Апостола ясно, что преемник Ап. Павла мог «принимать» обвинения даже на пресвитеров. Мог, следовательно, оправдывать их и осуждать. А Тимофей и другие ему подобные слушатели Церкви были лишь «сотрудниками» Апостолов (2Кор. 8, 23). Таким образом, несомненно, что в вечной Церкви Христовой должны быть вечно полноправные преемники Апостолов (Мф.28:20). Значит, не подлежит сомнению, что в наше время власть удерживать грехи на людях принадлежит правильно поставленным пастырям Христовой Церкви.

Иван Петрович и его «друзья» молчали. Ждал и я определенного ответа на мой первый вопрос: имеет ли в Церкви кто, помимо Апостолов, власть удерживать грехи на людях?

Наше молчание прервал Иван Петрович. Тихо, без озлобления он произнес:

– Да, друзья, надо признаться, что преемники Апостолов наследовали от них все права в Церкви. Потому пастыри могут удерживать грехи на людях. Но только скажите нам ясно: своею властью или Христовою развязывают грехи теперешние пастыри?

Я ответил:

– Конечно, ни один человек, – будь он патриарх, Апостол, – своею властью никого простить не может. Всё от Духа Святаго, как говорится в Евангелии Иоанна (Ин.20:22).

– В таком случае мы можем согласиться с вашими речами, – заметил Иван Петрович.

Слова его подтвердили другие собеседники.

На время мы стихли и все принялись за чай, которым продолжала угощать нас гостеприимная хозяйка.

Православный собрат наш уже напился чаю и теперь охотно говорил. Он сказал:

– Да, пастыри великую силу имеют в Церкви. Они могут прощать, могут и удерживать грехи на людях. Это доказано. Спасибо вам, – обратился он ко мне. – Нам надо почитать своих батюшек. А то мы наслушались штундовых речей, – и головы перед ними не сгибаем. Грешно это...

§ II.

Чаепитие кончилось. Гости опять готовы были слушать беседу. Я сказал:

– Ты, Иван Петрович, заявил, что ваше покаяние пред Богом состоит в том, что вы Ему одному каетесь во грехах своих и обещаетесь перед Ним одним впредь не грешить. Я спросил тебя: довольно ли одного тайного покаяния перед Богом? Ты на вопрос не дал мне никакого ответа.

– Да тут и отвечать нечего, – заметил Иван Петрович. – Вы уж нас извините. Мы даже допустить не можем, чтобы было другое какое покаяние во грехах.

Обсудим дело хорошенько. Авось сами вы усмотрите другое покаяние, – ответил я. – Ты уже перед всеми сознался, что властью Господней грехи людям могут прощать преемники Апостолов – пастыри. Теперь сообрази: если этим преемникам Апостольским люди не станут открывать грехов своих, – как узнают тогда пастыри, в чём именно люди грешны и какие проступки против Закона Божия им прощать...

Сектанты молчали.

Я сказал:

– Ваше безмолвие обличает вас. Вы, значит, чувствуете, что сами же разрушили своими словами всякое отступление для себя. Не так ли?

Сектанты продолжали молчать. Я еще прочел им из 20 гл. Иоанна: «Кому простите грехи, тому простятся...» (Ин.20:23) Потом спросил: скажите мне, как можно прощать кому-либо грехи?

Иван Петрович ободрился. Он сказал:

– Простить грехи человеку – дело простое. Возьми да и не помни того, что тебе брат сделал дурного?..

Я заметил:

– А чтобы не помнить зла, простить обиду, – надо нам знать об этой обиде?

– Знамо так! – Хором сказали сектанты.

– Значит, – продолжал я, – пастыри должны знать, кто и в каких грехах кается пред Богом. Иначе они не будут в состоянии прощать и удерживать на нас грехи наши. – Отсюда же вытекает заключение, что в Церкви Христовой, помимо сердечной, безмолвной исповеди пред Богом, – должно быть другое покаяние, которого ты, Иван Петрович, по ошибке, не хочешь допустить.

– Какое же это другое покаяние? Расскажите нам, – с любопытством спросили сектанты.

Я ответил:

– Прочтите, друзья, из Ев. Мф. 3:6. Там сказано, что иудеи приходили к Иоанну Крестителю, «исповедуя грехи свои». Видим отсюда, что, во дни Иоанновой проповеди, была гласная, открытая исповедь грешников пред Богом. Эта исповедь состояла в том, что люди, сокрушаясь в сердце пред Богом, «открывали» дела свои Его посланникам.

– То было в Ветхом Завете, – сказал мой сосед сектант. – Кабы из Нового что указали, – это было бы к делу...

– Я уже читал вам из Нового Завета, как Христос дал Апостолам власть «вязать» нам грехи наши (Ин.20:23). Эта власть предполагает, что люди будут «открывать» Апостолам грехи свои. И мы видим, что, во дни Апостольские, такая открытая исповедь грешников, действительно, производилась. Посмотрите, что написано в кн. Деяний: «многие из уверовавших приходили к Павлу, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ясно отсюда, что «исповедовать» и «открывать» перед пастырем «дела свои», – одно и тоже. Стало быть, Св. Церковь Православная поступает богомудро, когда требует, чтобы грешники – ее дети, – сокрушаясь пред Богом, – в то же время священникам рассказывали о грехах своих. Это и есть та другая заповедь, которой требует Слово Божие и которой нет у вас, сектантов...

Иван Петрович сказал:

– Что же, по-вашему, выходит: то Бог прощает людей, то священники? Это путаница...

– Никакой путаницы нет, – ответил я. – Грехи прощает людям один Бог; но это прощение Он дарует нам, по уверению Евангелия, через своих служителей – Апостольских преемников. Пастыри Церкви или священники на исповеди христиан являются лишь свидетелями наших обещаний впредь не грешить и исправить свою жизнь, сообразно с требованиями Евангелия... Вы напрасно, друзья, идете против Слова Божия, отвергаете исповедь перед священниками и вводите в жизнь свои новоизмышленные порядки. Ваши порядки, по слову Писания, ни чем другим нельзя назвать, как бесчинием (1Кор. 14, 40)... В избе наступило долгое молчание. Я думал уже кончать вопросы. Но Иван Петрович неожиданно спросил меня:

– А вы признаете, что надо и прямо исповедывать Богу грехи свои?

– Признаю. Каждый ежеминутно кайся и плачь пред Господом. Но только помни, что одного такого покаяния мало. Господь велел Апостолам прощать грехи людям; стало быть, велел нам открыть тайны своего сердца, пред кем следует (ср.: Деян. 19, 18).

Наступило опять молчание. Его прервал один почтенный старец сектант. Он сказал:

– Каяться не трудно перед пастырями, да будет ли в том толк? Сами-то пастыри – люди грешные. Как они станут прощать чужие грехи?

Я ответил:

– Этот вопрос стороной мы уже рассмотрели. Мы сказали, что власть прощать грехи принадлежит Одному Богу. Пастыри на исповеди – это свидетели нашего раскаяния, посланники Божии. Они, конечно, не без грехов (Иак. 3, 2). Но для нас это не важно: священник не своею властью и святостью прощает нам грехи, а властью, данною ему от Бога (2Кор. 10, 8). Эту власть пастыри получали от Апостолов и хранят ее в своих глиняных сосудах (2Кор. 4, 7). – Кто правильно поставлен на дело Божие, – кто дверью вошел, вошел во двор овчий (Ин. 10, 1–2), – тот имеет власть от Бога прощать нам грехи (ср.: 2Кор.5:18–20).

– Так! – рассеянно протянул сектант, сидевший против меня. – А вот деньги можно ли принимать за исповедь?

– За благодать Божию, прощающую нам грехи, – ответил я, – денег не берут (Деян. 8, 20). Но за труд пастырей надобно награждать деньгами. Так учили нас Христос и Апостолы (Лк. 9, 3, 4; 1Кор. 9, 13, 14). Неужели жаль вам нескольких копеек, чтобы отдать их человеку, который низводит на вас благодать Божию?..

– Нет, – заметил Иван Петрович, – это брат наш напрасно приплел к разговору деньги. Знамо, «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1Кор. 9, 13)...

Мы опять замолчали. Чувствовалось, что вопрос о покаянии был исчерпан до конца. По крайней мере главнейшие наши разногласия со штундистами были рассмотрены.

§ III.

Гости Ивана Петровича подумывали о покое. Время было и мне отправляться на ночлеги. Но на прощанье я хотел дать сектантам еще одну «задачу». Я спросил: – все Евангельские заповеди вы стараетесь соблюдать?

Сектанты оживились. Они стали в несколько голосов заверять меня, что Евангелие они берегут «пуще глаза».

Я опять спросил:

– А исполняете вы, что написано у Ап. Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего» (Иак.5:14–15).

Сектанты молчали, уставив глаза на стол.

Я еще раздельнее повторил свой вопрос: – Ап. Иаков велит болящих христиан мазать елеем и это помазание сопровождать «молитвой веры». Молитесь ли вы над болящими и мажете ли их елеем, во Имя Господне?

Иван Петрович сказал:

– Когда наши братья заболевают, мы творим над ними усиленные молитвы...

– Апостол не одни молитвы приказывает совершать над болящими, – заметил я. – Он велит больных еще мазать маслом или елеем. Исполняете ли вы как-нибудь эту заповедь Апостола?

Сектанты безмолствовали. Иван Петрович задумчиво барабанил пальцами по столу. Молчал и я. Наконец, Иван Петрович нарушил общую тишину. Он сказал:

– Нет, больных елеем мы не мажем. По крайней мере в нашей местности я не слыхал, чтобы какого болящего брата мазали елеем...

– Если больных своих вы не мажете елеем, – заметил я, – вы тем самым преступаете заповедь Апостола. А кто учит иначе, чем Апостолы, тому анафема (Гал. 1, 9). Какие же вы христиане! А еще называете себя «Евангеликами», почивающими на законе Божием...

Сектанты очутились в неловком положении. Православные с состраданием смотрели на Ивана Петровича. Тот сказал:

– Если судить по букве Писания, мы неправы. Но мы утешаемся тем, что Ап. Иаков про духовный елей писал, – про наши молитвы к Богу...

Я ответил:

– О молитвах Ап. Иаков говорит отдельно. Он заповедует молиться и при этом мазать больных елеем. А вы всё под один отдел подводите, – это ошибка... Кроме того: если елей понимать духовно, отчего и самых пресвитеров не брать в духовном смысле? Тогда уж всю заповедь Ап. Иакова надо изъяснять в духовном смысле, а это – явное заблуждение...

Итак, Апостол велит настоящим, а не духовным елеем мазать больных. Вы этой заповеди не храните. За это на вас лежит анафема Апостольская (Гал. 1, 9)...

– Да ведь Иаков Апостол не говорит, что больной выздоравливает от масла. Чудесную силу он приписывает «молитве веры», – возбуждено заговорил Иван Петрович.

– Точно, – ответил я, – Апостол пишет, что «молитва веры исцелит болящего» (Иак.5:14). Но если бы при этом не нужен был елей, он бы про него не говорил в ст. 14. А то молиться Апостол заповедует само собой, а мазать больных елеем – своим чередом...

Не усматриваем из Писания, чтобы для христиан вещественный елей имел какую-либо силу, – в раздумьи произнес Иван Петрович.

– Вы не усматриваете из Писания, значения видимого, вещественного елея, – возразил я, – потому, что не хотите этого видеть. А если в самом деле обратитесь к Евангелию, – там вы прочитаете: Апостолы «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мк.6:12–13).

Задумайтесь над прочитанными Словами Евангелия. Апостолы, конечно, без елея могли исцелять больных. Но сказано, что, врачуя недугующих, они мазали их елеем. Почему? Потому что люди не из одной души состоят, а, вместе с душою, обложены еще телами. Так вот: для души лекарство – молитва веры, а для тела – та же молитва, сопровождаемая мазанием елея.

Нечто сходное с этим заимствуем из жизни Самого Спасителя. Христос – Бог Всемогущий (Ин. 17, 3; 1Ин. 5, 20). Одним словом он мог сотворить всё (Ин. 1, 3). Однако послушайте, что пишет Ев. Иоанн: Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9:6–7). – Спрошу я тебя, Иван Петрович: «для чего Христу понадобилось брение из плюновения». Зачем исцеленного Он послал в купальню Силоамскую?

– На то была воля Его, – заметил Иван Петрович.

– Без сомнения, – ответил я. – Но Христос лишнего ничего не делал.

Значит, нужны были и брение и купальня для исцеления слепорожденного А для чего? Да для того, чтобы этот слепец тверже запомнил сотворенное над ним чудо, – чтобы весть об этом чуде сильнее запечатлелась в памяти верующих. – Вообще же заметьте: Господь и Апостолы, при своих чудотворениях, употребляли внешние средства и действия, – напр., возложение рук, опоясаний (Деян. 19, 12; Деян.8:17; Ин. 9, 6), брение. Это потому, что такие действия полезны для нашей духовно-телесной природы. Человеческую природу Христос и Апостолы всегда имели в виду. Потому, в частности, и заповедали христианами мазать больных видимым елеем...

– Ну, пусть мы согрешаем, что не мажем больных елеем. Может быть, со временем, еще станем мазать их. Но и вы, православные, не по Слову поступаете. Сказано: пусть больной «призовет пресвитеров», – а у вас один священник мажет маслом. Это неправильно...

Я ответил:

– Если бы Православная Церковь учила, что помазание елеем должен совершать обязательно один священник, – она бы согрешала против Апостола. А то она учит, что елеопомазание обязаны совершать собственно семь священников. Только по нужде, за недостатком освященных лиц, она позволяет таинство над больными совершать одному пресвитеру. При этом, чтобы не было даже наружного отступления от Апостольской заповеди, – Православная Церковь велит священнику мазать болящего христианина семь раз, как бы от лица семи пресвитеров.

Таким образом, мы не разрушаем Апостольского учения. По правам ведь священники все равны пред Господом: что может совершать один, то дано и другому. Потому, когда один священник мажет больного семь раз, – сила таинства остается такою же, как если бы его совершали семь священников...

– Еще бы один вопросец предложил я вам. Можно? – Спросил меня сидевший рядом со мною сектант.

– Конечно, можно, – ответил я. – Говорите ради Бога...

– Почему у вас не над всеми больными совершается маслопомазание. Значит, над кем не совершили, – тот погиб?

– Совсем не значит. О Елеопомазании Христос не дал такой заповеди, как о крещении. Про крещение сказано, что без него нельзя войти в Царство Божие (Ин.3:5). Про елеопомазание такой решительной заповеди нет. Это таинство надо приравнивать, напр., к браку. Кто не захочет жениться, над тем священнодействие брака никогда не совершится. Однако, такой холостяк может спастись, если соблюдет Евангельские Заповеди.

Подобное этому надобно сказать про елеопомазание. Оно необходимо должно совершаться в целой Церкви Христовой. Частные же христиане, к своему сожалению, могут не принимать его. Это – их лишение и скорбь. Однако через то они не потеряют Царства Божия, в случае своей праведной кончины.

Дело было сделано. С несомненностью вытекало из нашей беседы, что сектанты, хвалясь своею верностью Слову Божию, на самом деле во многом его разрушили и ложно истолковали. – Это я поставил на вид своим собеседникам и мы дружелюбно расстались...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle