Источник

О Святом Причащении

§ I.

Шла крестопоклонная неделя Великого Поста. В селе Приречном народ усиленно говел, готовясь к св. причащению.

Hacтpoeниe у всех было покаянное, молитвенное. Этим обстоятельством пользовались местные штундисты. Среди народа они распространяли кощунственные мысли о православном причащении. Говорили мужикам, что у православных «причастие» совершается не по Евангелию, а потому оно «без надобности»...

Народ возмущался, но поделать со штундистами ничего не умел.

Как раз в это время подъехал я в Приречное. Вопрос для нашей беседы определился сам собой: мы решили говорить о святом причащении тела и крови Христовых. Дали знать о том штундистам. Они согласились с нашим предложением. И вот мы сошлись на беседу в храм.

Между штундистами не было выдающегося начетчика. Они просили «дозволить» говорить тем из их братий, которые почувствуют желание. Я «уважил» просьбу сектантов. Предупредил их лишь о том, чтобы они вели себя в храме благоговейно и прилично христианам.

Пропели «Царю Небесный». С трудом вылез я из алтаря на амвон: так было много народа.

Я стал говорить:

– Братия, христиане! Св. Ап. Павел своему ученику Тимофею заповедал: «всё писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности...» (2Тим.3:16) Из этих слов Апостола убеждаемся, что всё писание составлено св. мужами по научению от Св. Духа; потому оно необходимо для христиан. Мы должны принимать не только все священные книги Библии (Деян. 24, 14), но обязаны верить что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф.5:18; ср.: Откр. 21, 1–27). Содержите ли вы, друзья, отпадшие от нас, такую веру в Слово Божие?

– Содержим, содержим! – Зашумели сектанты.

Один из них, портной Александр, более других грамотный и толковый сказал:

– Насчет слова Божия вы нас не пытайте. Мы все священные книги принимаем и точно их храним.

– Благодарю за это Господа, – ответил я. – Мне отрадно с вами побеседовать. Буду говорить о деле крайне нужном для всякого христианина. В Ев. Матфея читаем: «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все ибо сиe есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28). А в Ев. Луки к этой заповеди Господь добавил: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Итак, по Евангельской заповеди, едите ли вы Тело Христово и пьете ли Кровь Его, в воспоминание страданий нашего Господа? Сектанты переглянулись между собой; по общему согласию они выставили Александра отвечать. Тот сказал: – да, мы едим хлеб и пьем вино, в воспоминание страданий Христовых...

Я заметил:

– Хлеб и вино едят и пьют все люди на здоровье. Но мы не об этой еде говорим, а о ядении Тела и Крови Христовых. Ведь в Евангелии сказано: «Иисус взял хлеб и, благословив,... сказал, приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Смотрите: Христос в руки взял хлеб, а когда благословил его, то, подавая ученикам, сказал: cиe есть Тело Мое; значит ученики не хлеб ели, а Тело, и не вино пили, а Кровь Господню (Мф.26:27–28). Вы же, сектанты, едите ли Тело и Кровь Христовы?

Александр сказал:

– Иисус взял в руки не тело свое, а хлеб, и в чаше была не кровь, а вино. Потому и слова: «сиe есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» надобно понимать так: это есть как бы Тело Мое; это есть как бы Моя Кровь. А вы, православные, думаете, будто Христос дал Апостолам есть и пить Тело и Кровь свою...

Отвечая Александру, я сказал:

– В послании к Галатам мы читаем: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:9). Ты, Александр, не слова Христовы нам предлагаешь для назидания, а свое неправильное толкование их. Господь ведь не сказал Апостолам: «приимите, ядите, cиe есть как бы тело мое, сие есть как бы кровь моя. Он прямо сказал: cиe есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя. Значит, прибавляя частицу «как бы», ты говоришь «от своей головы», «мудрствуешь сверх написанного» (1Кор. 4, 6), а за это тебе угрожает Апостольская анафема.

Потом ты извращаешь самое событие, бывшее на вечери. Господь, правда, взял хлеб и вино в руки; но ученикам после благословения подавал уже не простой хлеб и не обыкновенное вино, а тело свое и кровь. Таким образом чудодейственным благословением, – в это надо верить, – простой хлеб и простое вино Господь пресуществил в свое Тело и свою Кровь...

– Странные вещи рассказываете вы нам, – воскликнул Александр. – Да на вечери-то Христос еще был жив: как же он мог тело свое раздать ученикам. Сам-то при чём он остался.

– Твое восклицание, Александр, напоминает мне подобный же поступок неверующих иудеев. Эти иудеи, прослушав пророчество Христа о ядении верующими Плоти Господней, – также восклицали: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:60) И ты, друг, принадлежишь еще к числу маловерных учеников Христовых; посему жалею тебя, но не удивляюсь словам твоим.

Перехожу к разбору их: ты спрашиваешь: как мог Христос давать ученикам тело свое, когда Он еще был жив?..

На это прежде всего скажу тебе: не забывай, что Христос был Бог (Ин.5:18–28; Ин.7:29; Фил.2:6). Он мог из камня создать детей Аврааму (Мф.3:9; Лк.3:8); мог без плотского отца родиться от Девы, вопреки законам природы (Мф.1:23–25). Значит, Христос имел силу из простого хлеба божественным своим благословением, совершить тело свое и это тело, еще при своей жизни раздать ученикам для причащения.

Веришь ли ты в божественное могущество Спасителя нашего?

– Верую, что Христос – Сын Бога Живого! – сказал Алекеандр.

– А если веришь в божество Христа, верь и в то, что Он мог превратить хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь Свою, как прежде, в Кане Галилейской, из простой воды чудесно сделал вино (Ин.2:1–11).

– Апостол Павел не по-православному понимал причащение, – возразил Александр. – В Послании к Коринфянам он пишет: «один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10, 17). Куда яснее, что мы не Тело Христово вкушаем в причащении, а хлеб. Также пишет Апостол в другом месте: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). На основании приведенных слов Апостола, в своем обществе мы содержим такую веру, – сказал Александр, – что в причащении христиане вкушают и пьют обыкновенный хлеб и вино.

– Ваша веpa, друг, ошибочная – возразил я. – Вы берете слова Апостола без связи с другими его словами и не сравниваете их с учением самого Спасителя, оттого и заблуждаетесь. В самом деле, Александр, почему ты не прочел 1Кор.10:16? А там говорится: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой, хлеб, который преломляем не есть ли приобщение Тела Христова?»

Если в причащении мы вкушали бы простой хлеб, то Апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8, 8). Вот как мало духовной пользы приносит человеку тленная пища! Она нас нисколько не приближает к Богу. А кто вкушает от хлеба Господня и пьет от чаши Его, тот приобщается тела и крови Христовых. Ясно, что на вечери христиане едят не простой хлеб...

Это с несомненностью вытекает из приведенных тобою слов Апостола Павла: «один хлеб, читал ты, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10, 17). О каком хлебе говорит Апостол? Если разуметь в его словах обыкновенный хлеб, – тогда нельзя будет сказать, что мы многие едим один хлеб. Вообрази, в день воскресный разом причащаются сто Церквей. Разве они, эти Церкви, один плотский хлеб съедят? Значит выходило бы, по твоему понятию: мы многие – одно духовное тело, но едим мы много плотских хлебов. А Павел Апостол учил об одном хлебе, который многие веруюищие вкушают.

Какой же это хлеб? Это тот хлеб животный, который сходит с небес и дает жизнь многим: «Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Ин.6:48,50). Отсюда ясно, что Сам Господь называет себя Хлебом животным; этот хлеб, действительно, один, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которыми надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

– И мы веруем, – сказал Александр, – что хлеб животный есть Христос и что этот хлеб принесен нам на землю для вкушения. Мы только думаем, что этот хлеб нельзя есть плотскими устами, а надо принимать духовно, как написано: «Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63).

Речь Александра подхватили прочие сектанты. Им особенно пришлось по сердцу выражение: «плоть не пользует ни мало»...

В храме начался видимый беспорядок. Кое-как успокоил я людей. Потом сказал:

Хорошо не просто читать слова Евангельские, но понимать их. Я боюсь, друзья, что вы не точно разумеете учение нашего Господа. В самом деле о какой плоти сказано, что она не пользует ни мало. Мы беседуем с вами о Плоти Христовой. Она, по учению Евангелия, имеет великую силу. О ней Сам Господь сказал: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь миpa» (Ин.6:51). Иудеи были грубы сердцем; они не понимали, как можно есть Плоть эту. И что же? Христос не сказал им, что речь его надо понимать в духовном смысле; нет, – излагая учение о ядении Плоти Своей, Господь ясно и раздельно подтвердил: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Отсюда уверяемся, что для духовной нашей жизни ядение плоти Христовой необходимо, – как для телесной – воздух. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нём» (Ин.6:56).

Следовательно, для духовной нашей жизни Плоть Христова имеет спасительное значение; а эта Плоть и есть то Тело Христово, которое было распято на кресте, во оставление наших грехов (Лк. 22, 19–20). Значит, у Иоанна в 6 главе, стихе 63, под словом «Плоть» нельзя разуметь Плоть Христову, которую верующие должны есть в причащении. Как же в таком случае понимать Ин.6:63?

«Дух животворит; плоть не пользует ни мало...» Если такую силу имеет Дух, то Его надо старательно приобретать. А Дух этот – есть Дух Божий. Он проявляется в душах верующих людей; обнаруживается видимо в плодах духа. Эти плоды духа описаны у Ап. Павла. О них он говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23). Следовательно, выражение, «Дух животворит» можно заменить однозначущими словами: «плоды духа животворят». А это значит: кто имеет любовь к Господу, – тот имеет в своем сердце восторженную радость о спасении людей.

В таком ангельском состоянии христиане детски покорно относятся ко всем испытаниям, посылаемым им Богом, ни на кого и ни на что греховно не ропщут, воздерживаются от всяких соблазнов и искушений; – не колеблются слабым умом своим, а отдают себя всецело в послушание Евангелию Христову. Такие послушные христиане с чистой верой, принимают слова Христовы о ядении Его Плоти. При этом они не стараются, на еврейский образец, плотскими зубами проверить истину своей веры. Они воспринимают Евангелие Христово сердцем, «ибо плоть не пользует ни мало»...

Какая это плоть? – Не Христова; ибо она (Плоть Христова) дает жизнь миpy (Ин.6:51). Слово «плоть» нельзя заменить и выражением: «духовный смысл». Почему же? Потому что в Свящ. Писании «Плоть» никогда не означает «буквальный смысл». В виду этого, приведенного выше Евангельского изречения нельзя изложить так: «духовный смысл животворит, а плотский, буквальный смысл, не пользует ни мало»...

– Один старик сектант с детской улыбкой сказал:

– А по нашему упованию так надо сказать: плотская буква нас не спасает; всё – от Духа...

– И мы веруем, что всё – от Духа, – ответил я. – Но этот Дух Божий научил Евангелиста Иоанна записать слова Христовы; «хлеб, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). Так, по твоему разуму, дед, настоящая Плоть Христова была распята на кресте или духовная?

– Знамо, настоящая, – зашумели сектанты.

Другие стали читать из послания Иоаннова: «всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4, 3).

– Итак, – заметил я, – Плоть, которую Господь распял на кресте за нас, была настоящая, видимая. Но эту Плоть (Ин.6:51) Он обещал дать для вкушения верным (Ин.6:54). Значит, ее и надо есть в причащении...

Как же после того понимать слова: «плоть не пользует ни мало?»

– Мы не знаем, – сказал старик сектант. – Вы нам протолкуйте...

– Протолкую, слушайте, – обратился я к народу.

В послании к Галатам мы читаем: «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребства, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси...» (Гал.5:19–20).

Кто имеет в сердце такие греховные пожелания, кто не соблюдает в чистоте своего тела, настроен враждебно к братьям своим, – кто заражен ересями или ложными верованиями, – тот проявляет дела плоти, плотские помышления. А помышления плотские суть смерть (Рим. 8, 6). Эти помышления не допустят верить словам Христа, который суть «дух и жизнь» (Ин.6:63) и таким образом губят душу человека. Вот против таких греховных помышлений, против ожесточенного неверия и предупреждал Господь своих слушателей в Евангелии Иoaнна (Ин.6:64). Неверием во Христа были заражены иудеи. Имея плотский ум, они не в состоянии были верою принять слов Господних: как Он может дать людям есть плоть свою? – и погибли за неверие свое (Ин.6:64–66).

Сектанты ничего не могли возразить против изложенного толкования 6 главы Иоанна. Александр лишь сказал:

– Все-таки мы думаем, что есть Плоть Христову надо духовно, а не чувственно...

– Думать вы можете, как угодно, но смотрите, согласна ли будет ваша дума со словом Божиим? На языке священных писателей «есть плоть» в духовном смысле – значит, делать вред какому-либо человеку. Прочти, Александр, что написано у псалмоцевца Давида: «если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтоб пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут» (Пс. 26, 2).

В этом псалме выражением «пожрать плоть», Св. Давид хотел обозначить, что враги его делали ему обиды, зло. А разве Господь призывает нас «есть плоть», то есть делать Ему зло? Это невозможно.

Посмотри, Александр, что написано у Михея пророка: «слушайте, главы Иакова и князья дома Израилевы... – вы едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их...» (Мих. 3, 1–3).

Опять словами: «едите плоть народа» – пророк указывает, что князья Изральские жестоко, греховно обходились с простым народом, за что Господ обличает бессердечных начальников.

Следовательно, – заключу свои рассуждения, – Господь не мог людям давать заповеди: «есть плоть» Его в духовном смысле. Такая заповедь была бы призывом для нас причинять нашему Искупителю всякие неприятности. А разве это согласно с волей Господа? Поэтому и ты, Александр, ошибочно толкуешь 6-ю главу Иоанна в каком-то духовном смысле.

§ II.

После перерыва беседы и пения церковных песнопений, я напомнил слушателям учение слова Божия о святом причащении. По заповеди Господа и по толковании Апостолов, христиане, для своего спасения вкушают Тело и Кровь Христовы. Кто не вкушает Христовой Плоти и не пьет Его Крови, тот отрывается от святого корня – Господа (Рим. 11, 16), – тот духовно погибает, – как наши сектанты.

– Ну, да и вы обставили свое причастие так, что оно не похоже на Евангельское, – перебив меня, сказал Александр. – Из Писания мы видим, что сначала надо есть хлеб, а потом пить вино, – а вы вместе то и другое принимаете.

– Да, из Евангелия мы усматриваем, что на вечери Апостолам Своим Христос, действительно, дал прежде Тело Свое, а потом Кровь: именно – Тело и Кровь, а не хлеб и вино, как ты, Александр, говоришь, – заметил я. – Но и у нас в Православной Церкви преемники Апостолов – Епископы и пресвитеры причащаются по-Апостольски: они сначала едят Тело Христово, а потом пьют Его Кровь. В книге Деяний Апостольских мы читаем: «каждый день они единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и пpocтоте сердца» (Деян.2, 46). Из этого свидетельства даже не видно, принимали ли христиане Кровь Господню. Тоже находим мы в другом месте Деяний Апостольских: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними» (Деян.20, 7). Итак, что же, – христиане, при Апостолах вовсе не принимали Крови Господней? Нет принимали; об этом мы заключаем из других мест Св. Писания. (1Кор.11:26–27). Точно же и доподлинно об этом известно из священного Апостольского предания. Оттуда явствует, что для освящения нашего не важно, сколько Тела и Крови должны принимать христиане: только были бы это Тело и Кровь. Потому в Православной Церкви, в виду многих причащающихся дают всем христианам по малой частице Тела и Крови Христовых.

С другой стороны, обычай причащать верующих одновременно Телом и Кровью Христовым, вызван необходимостью. Уже из писаний Апостольких мы знаем (1Кор. 11 гл.), что в древние времена были беспорядки при причащении. Эти беспорядки со временем усилились. Объявились люди, которые стали волхвовать над причастным хлебом животным. Вот, чтобы положить конец всяким злоупотреблениям, Святая Церковь стала верующим давать сразу хлеб и вино. И это не противно воле Христовой. Если бы мы вовсе не давали мирянам Крови Спасителя – мы грешили бы. А теперь мы стоим в истине. Ибо, после причащения, Тело и Кровь Христовы соединяются... Значит, в соединенном же виде, эти тайны Господни можно принимать.

– В Писании сказано, что Христос преломил хлеб, а потом взял чашу и подал ученикам, – возразил Александр. – У вас же хлеб не преломляют...

– Неправду ты говоришь, – ответил я. – И у нас священник берет Агнца, преломляет его и потом уже опускает в Кровь. Значит, преломление при причащении и у нас бывает...

– А откуда у вас нож при причащении, ложечка и копье? – горячо спросил Александр.

Его шумно поддержали остальные штундисты.

В свою очередь я переспросил Александра:

– А вы откуда при печении хлеба для причастия берете дрожжи? Разве Христос дал заповедь непременно на дрожжах готовить хлебы?

– Ну, вы уж до смешного догоняете свои вопросы, – обиженно заметил Александр. – У нас речь не про дрожжи. Без них хлеба не испечешь...

– Без дрожжей хлеба не испечешь, – говоришь ты, – обратился я к Александру. – А без ножа, – доложу я тебе, – не разломишь хлеба так, чтобы не посорить его на стол или на пол. Значит, если Богу не противны дрожжи, – то не разрушаем мы заповеди Христовой о причастии, когда при этом употребляем в дело ножи... И заметь: ножом мы лишь надрезываем хлеб, чтобы лучше было после его преломить. А преломление Агнца у нас все-таки бывает...

Кроме требования нужды, ножи при причащении у нас употребляются по другим основаниям. По Словам Апостола: «мы имеем жертвенник» (Евр. 13, 10), следовательно и жертву. Эта жертва у христиан есть Агнец, приносимый во Святом Причастии. Нашу христианскую жертву прообразовали древние еврейские жертвы. Евреи же свои жертвы разрезали ножом (Чит. книгу Левит). Вот, чтобы показать замену Ветхого Завета Новым, и мы разрезываем своего Агнца крестообразно, в память страданий Господних на Кресте.

Чем же после того противны Богу ножи, которые мы употребляем и при приготовлении Агнца для причащения верующих?

– Ножи Богу не противны, да не написано про то в Евангелии, – сказал Александр.

– В Евангелии, – заметил я, – нет ничего и про дрожжи, а ваши бабы, наверное, не без дрожжей пекут хлебы для преломления!

Алекеандр недовольно махнул рукой. Сектанты возмутились, что про ножи дело прошло не гладко. Наконец, один из сектантов торопливо спросил: – ну, а ложечку для чего вы придумали?

Я ответил:

– Ты недавно был православным. Ужели забыл для чего у нас сужит священная лжица. Для того, чтобы из чаши доставать причастникам Тело и Кровь Христовы.

– Откуда вы ее взяли? – нетерпеливо продолжал допрашивать меня всё тот же сектант.

Я сказал:

– Ложечку при причастии мы употребляем по требованию необходимости: не копаться же, в самом деле, священнику рукою в чаше, чтобы достать христианам причастие! Это не прилично и многим не понравилось бы... С другой стороны, я уже сказал, что на причастие мы смотрим, как на жертву, приносимую за наши грехи Богу. Принятием части этой жертвы, мы веруем, освящаем свое грешное тело. И вот, чтобы достать такую священную часть, пресвитер опускает в чашу ложечку. Этому действию мы находим подобие в книге Пророка Иcaии. – Там читаем: «прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот... беззаконие твое удалено от тебя» (Ис. 6, 6–7). Как Серафим некогда достал с жертвенника очистительный уголь, так и священники наши ложечками, заменяющими те клещи, достают из чаши Тело и Кровь Христовы, и ими, как священным углем, очищают души и тела христиан. Чего же худого нашел ты, друг, в наших священных ложечках.

– Ну, а копье зачем у вас, – уже без уверенности в голосе спросил Александр.

Рядом стоявший со мной батюшка не выдержал и сказал:

– Друг, еще в школе я твердил вам, что копье при причастии употребляется в воспоминание того, как один из воинов копьем пронзил ребра Христу, висевшему на кресте (Ин. 19, 34).

Александр обратился к народу и голосом, полным грусти, произнес:

– Боже мой, разве разбойники хорошо сделали, что пронзили ребра Христу, а вы вспомнили про разбойника? Нашли кому подражать!.. Ошиблись вы...

– Ошиблись, ошиблись! – зашумели сектанты.

Православные, видимо, приуныли и с надеждой смотрели на меня.

Я спокойно сказал:

– Из Евангелия мы видим, что разбойник не для надругательства пронзил ребро умершему Христу (Ин.19:33–34). Он желал убедиться: умер ли Спаситель наш, – и только. Мы же не в Тело Христово вонзаем копье, а еще в простой хлеб. Вы, должно быть, не знаете, когда именно употребляется за обедней у нас копье. Оно употребляется еще на проскомидии, когда просфора бывает простым хлебом. Священник, чтобы приготовиться для причастия Агнца, прободает просфору. Этот хлеб позже при пении: «Тебе поем» пресуществляется в Тело Христово. И как хлеб заранее уже прободен, то и Тело Христово получается прободенным, – таким, каким оно было по Евангелию.

Вот и смотрите, друзья, правильно ли вы на нас ропщете!

Слушатели просияли.

Батюшка принялся еще разъяснять, что копьем мы не Тело Христово прободаем, а простой хлеб. Когда же хлеб прелагается в Тело Господне, – Его копьем и ножом не трогают: только преломляют, по заповеди Христовой...

 

Сектанты молчали. Им нечего было возражать больше. Я воспроизвел пред слушателями ход нашей беседы. Господь велел христианам для спасения есть Плоть и пить Кровь Его. Сектанты этой заповеди не исполняют. Они едят простой хлеб и пьют простое вино. Но какая духовная польза человеку от простого хлеба?

Поэтому помните все, друзья: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Побеждайте в себе небрежность и лень. По крайней мере каждогодно без пропусков, приступайте со страхом Божиим и верою к чаше Христовой. Тогда Господь укрепит вас твердо стоят в Его Святой Церкви...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle