Источник

Старец Ефрем, настоятель афонского монастыря Филофей. Об исповеди и духовном сокровище

Эта исповедь подала радость моей душе, потому что Бог и Ангелы, которые ожидали ее каждую минуту, возрадовались. Ты постыдил диавола, который так радуется, когда кто-либо скрывает свои помыслы от духовного отца.

Змея, выбравшись из своего убежища, спешит спрятаться, ибо чувствует, что ее ударят. Так бывает и с диавольским помыслом, который подобен ядовитой змее. Когда он выйдет из уст человека, то исчезает, ибо исповедь – это смирение. Сатана же не выносит и одного только благоухания смирения, поэтому как он может остаться после смиренной и чистосердечной исповеди?

Тебе же, чадо мое, я желаю доброго начала и внимания. He стыдись меня нисколько. Воспринимай меня не как человека, но как представителя Бога. Говори мне обо всем, даже если помысел тебе и нашептывает что-то обо мне самом. Ведь у меня есть опыт отражения диавольских нападений и я ведаю, как он воюет с человеком и знаю, какое простое сердце у духовных чад. Если к ним приходят плохие помыслы, то в этом повинны злоба диавола и человеческий эгоизм, который попускает человеку поддаться подобным помыслам против своего старца. Но и эти мысленные падения помогают приобрести большее смирение.

Поэтому не скорби. Я буду радоваться всегда, когда ты будешь говорить со мною свободно и искренно, потому что без чистой исповеди не приходится говорить ни о каком преуспеянии на духовном поприще.

Итак, чадо мое, не беспокойся ни о чем. Вся твоя ноша на мне. Я только прошу тебя сохранять спокойствие. Ты пишешь мне пером, но я чувствую силу, мысль и суть написанного и вхожу в дух твоих слов. Умоляю тебя: сохраняй большее спокойствие, потому что исповедью тебе все прощено. Сатана понял твой характер и терроризирует тебя незначительными вещами. Все το, о чем ты пишешь мне, все мучающие тебя помыслы – это диавольские ухищрения для того, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние и скорбь. Все случившееся брось в пучину моря, чтобы оно пропало. Начни новую жизнь.

Знай, что если будешь думать о том же самом, то станешь посмешищем демонов. Об одном я прошу тебя: твори мне послушание. Исповедь все тебе простила. He поднимай разорванные счета, не сыпь соль на ту рану, из-за которой ты столько страдал. Пусть помысел не вводит тебя в заблуждение, говоря, что виновен ты. Если бы ты не привел его к врачам, то справедливо осаждали бы тебя эти помыслы. Но ты выполнил свой долг, а Бог ради цели, о которой ведает лишь безграничная Его премудрость, восхотел его забрать. Ты же полагаешь, что убил его сам!

Следи за этим помыслом, чтобы он не свил гнезда в твоем сердце, ибо это диавольская хитрость, к которой он прибегает, желая причинить тебе зло. Диавол, будучи опытным обманщиком, с помощью отчаяния потопившим в глубинах ада бесчисленное множество людей, знает об этом зле.

Хитрость диавола состоит в следующем: когда что-то случится и он увидит, что человек опечаливается, то тотчас приводит к нему на мысль множество помыслов, якобы правдивых, и ввергает человека в мысленную бурю, чтобы потопить его, – рыба ловится в мутной воде. Когда же буря проходит, то человек видит, что он едва не захлебнулся всего лишь в ложке воды.

Смирись и не оставляй исповеди, потому что исповедь заключает в себе святейшее смирение, без которого не спасается никто. Велика радость для диавола, когда он сумеет убедить человека скрыть диавольские помыслы, потому что тогда он достигает своей искомой душетленной цели.

Будем исповедоваться часто, с благоговением и чистой совестью. Будем сохранять заповеди духовника. Будем молиться непрестанно, иметь память смертную, и силен Бог сподобить нас другой жизни вблизи Heгo, чтобы радоваться нам со святыми в торжествующей Церкви.

Я уже писал тебе о совести, о том, что мы должны быть внимательными, чтобы не сделать ничего такого, в чем 6ы нас обличала и осуждала совесть.

Всегда помни: Бог видит все и ничто не сокрыто от Его очей. И как я солгу перед Богом? Разве ты не знаешь, что ложь – от диавола, и если мы невнимательны, то она становится привычкой и страстью. Разве не ведаешь, что лжецы Царства Божия не наследуют?

Бойся Бога. Ему не нужны материальные приношения, когда мы оставляем попечение о сердце. Однако нужно и это творить, и того не оставлять.

Заботься о совести, ибо мы не знаем часа смерти. Если не отдадим свой долг заимодавцу, то Он осудит нас немилосердно, и тогда – о горе! – запечатаются наши уста, не имеющие оправдания.

Каждую ночь размышляй о том, как ты прожил день, утро, как ты провел ночь, дабы знать, что собрала твоя душа. Если увидишь вред, постарайся изгладить его со вниманием и понуждением себя. Если же увидишь улучшение, прославь своего невидимого Помощника – Бога.

He оставляй надолго обличений совести, но скорее дай ей то, о чем просит, чтобы она не повела тебя к судье и в темницу. Просит совесть попечения о правиле и молитве? Дай ей – и вот ты освободился от дороги к судье. He заглушай спасительного голоса своей совести презрением к нему, иначе потом ты раскаешься, но будет уже поздно.

Убойтесь Бога. Он не бывает ни обманут, ни посмеян. Он сурово наказывает, когда не видит искренности. Поэтому внимайте: сотворив преслушание или тайный грех, объявляйте об этом на исповеди. Пусть не побеждает вас эгоизм. He скрывайте истину, чтобы вам не остаться неисправленными и страстными.

Будьте внимательны: годы проходят, проносятся, а смерть приходит в тот час, в который мы ее не ожидаем. Так мы уйдем неготовыми, с осуждающей нас совестью, которая обличит нас на Страшном Божием Судище. Исправьтесь во всем, если желаете увидеть благие дни бесстрастия и мира.


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle