Почему «не работают» пост, молитва и Таинства

Источник

Содержание

Почему «не работает» пост Почему «не работает» молитва Почему «не работают» Таинства  

 

Почему «не работает» пост

«Пощусь, а прока нет, никакой борьбы со страстями не получается, одно раздражение от постоянного чувства голода. Да и какая разница – съесть кусок колбасы или нет? Неужели Богу это так важно?»

Размышлять за Бога весьма дерзновенно, поэтому всего лишь предположим, что Богу не важно, что едят Его дети – колбасу или макароны, поскольку «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8). Но, несомненно, важно, чтобы люди не «ели» друг друга. То есть воздерживались от взаимной неприязни, вражды, склок, ненависти, осуждения и прочих проявлений нелюбви. Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34–35). Может ли кто-то похвастать тем, что имеет столь же совершенную любовь, как Бог? Вряд ли найдется такой человек. Но как быть учеником Христа, не имея любви? Это невозможно! Поэтому всеми силами должно стараться стяжать её. И это невозможно сделать, не борясь со своими грехами и страстями.

Одним из действенных духовных средств борьбы со страстями является пост. Эта аскетическая практика дает возможность учиться воздержанию, усердная работа над собой, проводимая постящимся человеком, позволяет ему трезво оценить свою жизнь и выстроить её согласно Евангелию. Пост – это не самоцель, а лишь средство, которое помогает человеку через борьбу со страстями стать лучше. Задача постящегося человека – за время поста сделать хотя бы один шаг вперед на пути в Царство Небесное. Цели поста: подчинение тела духу, т. е. восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Соответственно, пост нужен не Богу, а человеку, и суть вопроса не в том, каково отношение Бога к пище, которую вкушает человек, а в том, почему тот, постясь, не возрастает в добродетелях. Постараемся дать исчерпывающий ответ.

Как правило, непонимание целей и задач поста, о которых было сказано выше, является основной причиной того, что пост «не работает». Во многих случаях люди ограничиваются лишь гастрономией поста, забывая о его не менее важной духовной составляющей. Человек двусоставен, душа и тело находятся в столь тесном соединении, что происходящее с одним имеет влияние на другое. Грех поражает и душу, и тело, также и добродетель преображает человека целиком. Во время поста через воздержание в пище особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей – блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Святитель Тихон Задонский пишет: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, – какая им от этого польза?» Итак, чтобы пост «заработал», необходимо перестать соблюдать «православную диету» и заняться изгнанием из сердца страстей и грехов.

Весьма полезно вспомнить и то, что для древних христиан пост был еще и возможностью сэкономить на собственной пище, чтобы накормить нуждающихся. К сожалению, этот очень правильный и исконно христианский смысл постного воздержания сейчас незаслуженно забыт. Чтобы разнообразить вкус постных блюд, люди порой тратят на постную пищу больше денег, чем на скоромную. Этот явный перекос практически обесценивает сам пост, превращая его в обычную диету с элементами гортанобесия и чревоугодия, когда нельзя съесть кусок мяса, но можно отведать, например, лобстера, а в Лазареву субботу поесть не дешевой щучьей икры, а дорогой черной или красной. Столь дорогие продукты неслучайно приведены в пример, хотя далеко не все могут себе их позволить, но многие, внимательно рассмотрев свой постный рацион, найдут там своих «лобстеров» и «черную икру». А между тем святые отцы учат, что количество и качество пищи имеют влияние на душу и состояние ума. «Дорогие яства услаждают гортань, но питают и неусыпного червя похотливости» (преподобный Нил Синайский). «От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его» (преподобный Ефрем Сирин). Так отчего же в посту не подъять на себя действительно верное христианское делание – вкушать простую и недорогую пищу и, сэкономив, потратить деньги на дела милосердия? Можно бороться с гортанобесием и чревоугодием и исполнять заповедь Божию о любви к ближнему. Такой пост действительно «работает».

Не будем забывать и о физиологических особенностях организма. У каждого человека они свои, и реакция на одни и те же продукты у разных людей может быть разной. Имеет немаловажное значение понимание того, как правильно составить свой постный рацион, соизмеряясь со своими физическими силами, физиологическими особенностями и образом жизни. Ни для кого не секрет, что постная пища переваривается быстрее скоромной, и чувство голода наступает чаще, чем вне поста. Особенно остро это ощущается у людей, чья работа сопряжена с тяжелыми физическими нагрузками. Поэтому во время приема пищи люди пытаются набить желудок большим количеством пищи, чем обычно, дабы чувство голода наступило позже. Либо, если есть такая возможность, перекусывают между основными приемами пищи. И то и другое неминуемо приводит к перееданию, которое вызывает множество вредных последствий для организма, как временных, так и продолжительных, а порой и хронических. А если не переедать или не перекусывать, то постоянное чувство голода приводит к раздражению, что негативно сказывается не только на самом человеке, но и проецируется на его рабочую деятельность, семью и т. д. Если разобраться в том, как наш организм реагирует на ту или иную пищу, то всего этого можно избежать.

В посту, да и не только, мы обычно употребляем в пищу углеводы. Любой прием такой пищи провоцирует подъем уровня глюкозы в крови. Это нормально, поскольку глюкоза – один из видов «топлива» для организма. Попадая в организм человека, глюкоза проходит сложный процесс окисления, при котором выделяется энергия. При потреблении так называемых быстрых углеводов (кондитерские изделия, выпечка, в том числе белый хлеб, макароны из мягких сортов пшеницы, овощи со сладковатым привкусом, фрукты, сухофрукты, варенье, мед и т. д.) уровень глюкозы очень быстро, в течение 20–30 минут, повышается, вызывая алиментарную (связанную с приемом пищи) гипергликемию, что совсем не опасно для человека со здоровой печенью и поджелудочной железой. Через некоторое время уровень глюкозы в организме здорового человека приходит к тому уровню, на котором колеблется в течение дня. Но резкий скачок глюкозы, связанный с приемом быстрых углеводов, вызывает и резкий выброс инсулина – гормона поджелудочной железы, который быстро разносит глюкозу из крови, и вновь возникает чувство голода, связанное с тем, что организму не хватает «топлива» для текущей деятельности. Если заполнять этот недостаток перекусами, то уровень глюкозы скачет весь день. В свою очередь это приводит к чередованию бодрости и усталости, что может отражаться на психическом состоянии, например, приводить к тревожности и раздражительности. Противоположный быстрым (простым) углеводам эффект дают медленные (сложные) углеводы. Они медленно поднимают уровень глюкозы в крови, не вызывают резкого выброса инсулина, и, как результат, чувство голода не наступает дольше. Если, к примеру, сравнить равные порции макарон из мягких и твердых (медленные углеводы) сортов пшеницы, то после вторых чувство голода наступит позже, чем от первых. Мы намеренно не касаемся белков и жиров, дабы дать возможность любознательному читателю самому исследовать данный вопрос. Обращение к науке было необходимо для того, чтобы пояснить важность изучения работы собственного организма. Возможно, для кого-то именно в неправильном рационе кроется причина раздражительности во время поста, от которой так сложно избавиться. Упорядочив верным образом питание, можно добиться того, что пост «заработает».

Почему «не работает» молитва

«Молюсь, но ничего не получается, что ни прошу, не исполняется. Бог меня не слышит? Почему не помогает?»

Нет, Бог слышит всех. Было бы весьма дерзновенным даже помыслить о том, что Совершенный Абсолют не слышит того, кто обращается к Нему с молитвой. Но в то же время мы не можем отрицать тот факт, что люди нередко не получают просимого. Бог словно игнорирует молитвы, не отвечает на них. Почему же «не работает» молитва?

Скажем сразу – причины могут быть очень разными, поэтому упомянем лишь основные. Пожалуй, самая очевидная причина, по которой Бог остается «глух» к молитве, – отпадение от Него. Не касаемся совершенного безверия, атеист вряд ли станет молиться Богу. Также не станем говорить об откровенном сатанизме: сатанист прекрасно знает, кто его «хозяин» и кому он поклоняется вместо Творца. Но и без этого в мире предостаточно учений и практик, которые не имеют ничего общего с верой в Бога и противны Ему. Эзотерика, оккультизм, магия, экстрасенсорика, восточные духовные практики, язычество под различными масками или выдаваемое за философию – это далеко не полный список того, что смело можно назвать тяжким грехом богоотступничества. Увы, многие люди не видят ничего дурного в том, чтобы ходить к гадалкам и экстрасенсам, заниматься «белой» магией, практиковать йогу, распевая мантры, водить хороводы на Ивана Купалу и сжигать чучело на Масленицу, развешивать дома обереги, расставлять на полках фигурки языческих божков и т. д. Подобными действиями человек настойчиво приглашает в свою жизнь лукавых духов и даже может стать одержимым. «Услышит» ли Господь его молитвы? Ответит ли дарованием такому человеку того, что он просит? Да, если это, к примеру, молитвы покаяния, сопряженные с исправлением – полным отказом от греха, если в молитвах испрашивается помощь во спасение.

Другой очевидной причиной, по которой Бог может не отвечать на молитвы, является маловерие. Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Без веры невозможна никакая молитва, без веры она становится бессмыслицей. Мы молимся потому, что верим в то, что Бог нас слышит и поможет. Эту веру вселяет в нас Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:7–8,11). Вера – первое и наиважнейшее условие правильной молитвы. Любая молитвенная просьба требует веры в то, что просимое (разумеется, речь идёт не о всякой просьбе, а о благочестивой, соответствующей званию верующего человека) будет дано. Маловерие же не приносит плодов. Если человек сомневается в том, что Бог поможет, то шансы получить просимое малы. Вера окрыляет молитву и тогда она «работает».

Наличие живой, деятельной веры способствует более тесному общению человека с Богом, одной из форм которого и является молитва. Мало констатировать факт, что Бог существует, всё должно подкрепляться и утверждаться делами, ибо «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Что проку сотрясать воздух словами молитв, если не исполнять волю Божию – не любить ближнего, не чтить родителей, воровать, блудить и прочим образом всячески грешить? Укоренение в грехах и отсутствие покаяния является очевидной причиной отдаления человека от Бога, а нередко – и неблаговидности обращаемых к Богу молитвенных просьб. Апостол Иаков пишет: «Про́сите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас» (Иак.4:3–10).

Также в Священном Писании читаем: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Господь намеренно не отвечает на молитвы тех, кто укореняется в противлении Его воле. Покаяние и исправление – верный способ обрести благоволение перед Богом. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, первым условием истинной, т. е. действенной, «работающей» молитвы, является покаяние. «Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом», – пишет он.

Важным условием успешной молитвы является прощение и примирение с другими людьми. Господь говорит: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23–24). Также читаем в Писании: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15). Итак, нельзя иметь вражду с кем-то и молиться Богу, такую молитву Бог не слышит, такая молитва не «работает». Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».

Не «заработает» молитва и в том случае, если молиться о чем-то плохом, противном Божественным установлениям. Например, некоторые люди молятся о возмездии, о наказании обидчиков, тем самым свою личную неприязнь пытаются «навязать» Богу и призывают Его быть неким оружием, поражающим неугодного. Основанием для такой молитвы во многих случаях является некое «чувство справедливости», а возложение на Бога обязанности «разобраться с обидчиком» обуславливается ложным и притворным «упованием» на Бога. На самом же деле ни о каком христианском смирении и уповании на Бога тут и речи быть не может, а «чувство справедливости» – не более, чем уязвленная гордыня. Христос же учит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44–45). «Молитесь за обижающих вас» – вот такая молитва «работает», она угодна Богу, ибо всё упование в ней действительно, а не притворно возложено на Бога, и Суд отдан в Его руки.

Очень часто причиной молчания Бога в ответ на молитву является то, что человек просит о чем-то неполезном и даже вредном. Если просимое может привести к греху, пусть даже это сначала не очевидно и может произойти не сразу, Бог не окажет помощи. Божественный промысл о человеке заключен в том, что каждому Господь, по великой Своей милости, желает спасения. Каждому человеку Бог дал свободную волю, и каждый лично участвует в деле своего спасения. Бог не неволит человека, но и не подает душевредного и губительного. Важно понимать, что Бог видит и знает о нас всё наперед, для Него нет непреодолимых времени и пространства, и Он знает исход любого нашего дела. Как бы мы ни направили свою волю, любой исход известен Богу. И если сегодня, не осознавая или не предвидя последствий, человек молится о том, что станет в будущем препятствием к спасению, то Бог не ответит на такую молитву (или ответит не так, как того ожидает молящийся).

Также необходимо осознавать, что Бог помогает тогда, когда считает необходимым и максимально полезным для человека. Он – не джинн из бутылки, не существует никаких словесных формул, которые могли бы заставить Бога вмиг подать просимое. Порой могут понадобиться годы, прежде чем Бог ответит на молитву. Поэтому усердие и терпение – важные составляющие «работающей» молитвы.

Не полезно молиться исключительно о стяжании материальных и прочих земных благ, напрочь забывая о спасении. Господь учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). В первую очередь нужно молиться о спасении и лишь во вторую – о вещах менее важных, второстепенных. Молиться же о приумножении богатств с единственной целью обогащения просто бессмысленно. Такая молитва не «работает».

Почему «не работают» Таинства

«Регулярно исповедуюсь и причащаюсь, а жизнь моя не становится лучше. Почему?»

Тут самое время сказать о несбыточных ожиданиях. Нередко люди ждут от других людей чего-то весьма определенного, того, чего им хотелось бы. Они выстраивают в своем сознании схемы поведения других людей, апеллируя при этом к вроде бы очевидным доводам разумности и справедливости. Например, престарелые родители ждут «стакана воды» от детей, один сосед ждет от другого поддержания чистоты на лестничной площадке, жена ждет приятного подарка от мужа на юбилей свадьбы, молодожены ждут друг от друга любви и верности на всю жизнь и т. д. Всё вроде бы логично и вписывается в представления об окружающем мире – именно так и должно быть. Но никакие, даже самые убедительные доводы, на которых строит свои ожидания человек, не гарантируют того, что они будут приняты и исполнены другим человеком. Особенно, если эти ожидания не высказаны и существуют исключительно в голове своего создателя. И даже высказанные ожидания, подкрепленные разумными доводами, не гарантируют точного их исполнения. Причины несбыточных ожиданий могут быть разными. Как правило, это проблемы с самооценкой, серьезные психологические травмы, перфекционизм, детско-родительские отношения и т. д.

Систематическое неудовлетворение ожиданий делает их хроническими, вероятность их исполнения стремится к нулю, и это вызывает у человека массу проблем как психологического, так и бытового характера. Он тратит немало энергии на создание ожидаемой им картины событий, расходует её в самом ожидании, переживает стресс, не получив желаемое. В результате силы его ослабевают, и могут возникнуть проблемы с психическим и физическим здоровьем.

Таким же образом порой люди выстраивают свои отношения с Богом, ожидая от Него не Его воли, а исполнения своих желаний. «Господи, дай мне то и это, и вот там еще не забудь», – именно так, если выразить кратко, звучат молитвы многих людей. Выше уже было сказано, почему Бог не отвечает на такие «заказы». Неправильный подход к молитве, неверное понимание того, как и о чём следует молить Бога, делают молитву «нерабочей». Но не только к молитве можно отнести эти размышления, они применимы ко всей духовной жизни человека.

Если, например, человек плохо понимает, что такое Таинство Причастия и что оно дает человеку, то могут возникнуть перекосы духовной жизни, в которой найдется место несбыточным ожиданиям и разочарованиям. Бытует мнение, что Причастие – это некая «волшебная пилюля», которая помогает решить насущные бытовые и жизненные проблемы. Нередко можно услышать советы причаститься перед экзаменом, судебным разбирательством, в сложной житейской ситуации и т. д. Будто недостаточно молитвы о своих нуждах, нужно некое действие духовного характера, чтобы уж наверняка помогло. Это типичное магическое мышление, эдакая «православная магия», совершенно чуждая христианскому осмыслению Таинств. Христианину нет необходимости совершать танцы с бубнами, пить заговоренную воду или носить обереги, чтобы Господь услышал молитву. Магическое отношение к Таинству Причастия не может привести к ожидаемому результату – исполнению желания.

Причастие дает человеку неизмеримо больше, чем пятерка на экзамене, выигранный суд или решение бытовых проблем, – оно дает оставление грехов и Жизнь вечную. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия. Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём становится причастным Вечной Жизни» (Пространный христианский катихизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через регулярное участие в этом великом Таинстве человек «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 107). Как видим, тут нет ничего, что указывало бы на необходимость причащения для решения житейских проблем. Причастие не прибавит знаний перед экзаменом, не заставит судью вынести вердикт в пользу причастившегося, не решит бытовые проблемы, в этом смысле оно не «работает» и «волшебной палочкой» не является. И в целом Таинство Причастия не делает жизнь человека качественно лучше. Оно установлено Спасителем не для того, чтобы апостолы, а за ними и другие христиане, становились успешными и жили припеваючи, а для того, чтобы имели Жизнь Вечную.

Не только к Таинству Причастия имеется подобное отношение. Часто невоцерковленные молодожены прибегают к Таинству брака в надежде, что венчание станет неким оберегом для их семьи. Но венчание таковым не является, от семейных неурядиц, скандалов, измен и разводов не уберегает. Как следствие, несбыточные ожидания, основанные на суевериях, становятся причиной разочарования в Боге, Церкви и полном оскудении в вере. Венчанные разведенные супруги, начав новые отношения, нередко отказываются вступать в законный брак, довольствуясь блудным сожительством, аргументируя это тем, что ни печать в паспорте, ни венчание им в первый раз не помогли сохранить семью. В этом есть доля правды – если нет христианского понимания брака и благоговейного отношения к нему, то венчание становится просто красивым обрядом, который никак не может помочь в семейной жизни.

Церковь понимает брак как Таинство, в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви. Брак, как форма отношений между мужчиной и женщиной, является богоустановленным институтом. Это подтверждает Господь Иисус Христос: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5–6). Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза, указывая, что только из-за несовершенства человеческих отношений после грехопадения было дозволено давать разводные письма: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19:8). Таким образом, начальный замысел Божий о мужчине и женщине есть их нерасторжимый моногамный брак, плодом которого является деторождение.

Ветхозаветное представление о браке видело одной из важнейших его целей деторождение. Поэтому рождение детей считалось Божьим благословением семье, а бездетность – наоборот, являлась отсутствием такового. Христианство дало браку особое духовное осмысление, которого не было у древних иудеев, – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Это понимание соответствует Божественному замыслу, в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Апостол Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:22–25). Столь высокое осознание брачного союза налагает на супругов особую ответственность сохранять благодать, дарованную им в Таинстве венчания. Хранение супружеской верности есть одна из первоочередных задач мужа и жены. К сожалению, именно она чаще всего в случае развода бывает нарушена. Прелюбодеяние обесценивает брак, разрушает его.

Но не только несбыточные ожидания делают Таинства «нерабочими». Так, например, недостойное принятие Святых Таин может послужить человеку не во благо, а в осуждение, быть как огонь опаляющий. Сознательное умалчивание грехов на исповеди из-за ложного стыда или иных причин может не только усугубить эти грехи, но и развить другие, поскольку нет покаяния и исправления. Можно приводить еще массу примеров и указывать причины, но тогда нам пришлось бы составить целый сборник перекосов духовной жизни. Вряд ли это будет столь же действенно, как духовное окормление у опытного духовника, а за отсутствием такового – регулярная исповедь у приходского священника и получение у него ответов на интересующие вопросы.

Подводя итог, необходимо сказать, что во многом недостаток или отсутствие знаний становится причиной разочарований и несбыточных ожиданий в области рассмотренных вопросов. Не имея правильных знаний о Таинствах, молитве, посте, люди вкладывают в них свои искаженные понятия и ожидают результата именно на основе своих фантазий. Поэтому важно указать на необходимость духовного просвещения – изучения основ православной веры. Получение достаточных знаний о церковных Таинствах, ознакомление со святоотеческим наследием в области молитвы и поста даст возможность правильно вести духовную жизнь, в которой нет места фантазиям и пустым ожиданиям. Тогда Таинства, пост и молитва «заработают» в полную силу.


Источник: Свечников Дионисий, прот. Почему «не работают» пост, молитва и Таинства. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 06.10.2023.

Комментарии для сайта Cackle