Флорилегий о дерзновении

Источник

Содержание

О дерзновении святых Житие святой Марии Магдалины Житие святого Аверкия епископа (II век) Ориген. Толкование на пророка Иеремию Житие святого Агафоника (III век) Житие святой Иулиании Никомидийской (III–IV век) Свт. Григорий Богослов Григорию Нисскому. Слово 1 беседа 11. Святитель Афанасий Александрийский Толкование на Псалмы Макариевский корпус Прп. Ефрем Сирин Свт. Кирилл Александрийский Прп. Симеон Студит Нифон. Житие Максима Кавсокаливита Выводы  

 

О дерзновении святых

Слово παρρησία появилось в дохристианскую эпоху в античной культуре, но использовалось редко. В эпоху после Р. Х. не в последнюю очередь под влиянием Священного Писания и в его экзегезе оно завоевало себе более твёрдое место с апогеем использований в золотой век святоотеческой литературы – IV.

В Священном Писании Нового Завета слово παρρησία используется 31 раз. Все значения данного слова положительные. В основном используется для усиления и уточнения глаголов речи – говорить открыто и храбро. Аналогичный смысловой спектр открывается и в Ветхом Завете (11 случаев).

В Послании к Евреям апостола Павла читаем: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым» (Евр. 10:19). На древнегреческом языке центральная часть стиха звучит так: παρρησίαν εἰς τὴν εἴσοδον τῶν ἁγίων … При прочтении стиха святые отцы и христианские писатели могли понимать и действительно понимали не «вхождение во святилище», а «вступление (в чин) святых» как результат «дерзновения» души.

Дальше будут рассмотрены древние свидетельства о дерзновении святых. Святые имеют особое дерзновение, особую храбрость.

В греческом оригинале используется слово παρρησία, которое переводится как дерзновение. Но слово παρρησία имеет ряд других значений, и на русский язык его невозможно однозначно перевести. «Открытость, свобода речи» – вот смыслы, наиболее соответствующие этимологии слова – «говорить об всём» от πᾶς, παντός «всякий, весь» и ῥῶ «говорить»1.

В соответствии с положительным смыслом слова у ап. Павла часто παρρησία – это добродетель, хотя она может иметь и отрицательное значение «дерзости», наряду со смехом и хохотом2.

Очень часто христианские писатели писали о дерзновении в слове, что означало открытое храброе слово, произносимое из глубины ревнующей о Божьей правде и заповедях души. Так, свт. Василий писал: «Да провозглашается и вами с дерзновением то благое проповедание отцов, … назидающее Церкви здравствующим учением…»3. И свт. Иоанн Златоуст проповедовал: «Я говорю вам это ныне, чтобы в дерзновении мы имели веру. Ибо если тогда, когда их поносила вся вселенная, они не отступили, то многим больше ныне в дерзновении подобает иметь проповедь истины, когда вся вселенная перестроилась в нашу пользу»4.

В современной агиографической науке, то есть дисциплине, изучающей жития святых, «дерзновение» – это самый характерный признак святости. Без дерзновения трудно представить облик святого. Но ведь не все святые были проповедниками. В расширительном смысле παρρησία – это открытость, храбрость, ревность, энтузиазм. Каждый святой – по-своему ревнитель Бога, подвижник, превзошедший самого себя ради стяжания Божественной любви. При таком понимании очень уместно считать «дерзновение» одной из ключевых категорий понятия о святости, тем более что апостол Павел в Послании к Евреям писал «имея дерзновение входить во святилище» (Евр. 10:19). Святилище – место, куда могли войти именно святые, предельно очищенные от грехов и страстей.

Приведём Флорилегий с подборкой текстов, где говорится о «дерзновении» святых – ради более детального уяснения вышесказанного.

Житие святой Марии Магдалины

«Какую славу, какое сияние, какое дерзновение приобретут святые, когда услышат от Христа: “Хорошие добрые, верные рабы, в малом вы были верны, над многим Я поставлю вас. Вступите в радость Господа вашего. Вступите в царствие Мое”5. В будущем Царствии святые будут в большей степени, чем сейчас, созерцать Божественную славу, созерцать Божественный свет, и будут укрепляться в собственном дерзновении».

Житие святого Аверкия епископа (II век)

Здесь говорится о святом Аверкии, чудотворце, просветителе.

«Всё более сбегались к нему люди со всей местности. И многих верующих каждый день крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. И в остальное время с дерзновением проповедовал слово»6.

Дерзновение – это также характерная черта проповеди.

Ориген. Толкование на пророка Иеремию

Ориген в толковании на пророка Иеремию говорит об Адаме как о святом человеке.

«Святой не скрывается, но имеет сердце вместе с дерзновением в соответствии со святым жительством по Богу. Потому что, если наша совесть не претыкается, она имеет дерзновение к Богу. И то, что мы просим, получаем от Него»7.

Получается, что Адам в первозданном состоянии до грехопадения пребывал в состоянии открытой святости, в дерзновенном состоянии. И имел силу, в первозданном раю просить у Бога, и Бог исполнял любую его просьбу. И святые в будущем веке будут иметь такое же дерзновение, такую же силу просить у Бога и получать просимое.

Житие святого Агафоника (III век)

«Узнав Его ревность и настрой, и другие многие из народов уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, в дерзновении отрекшись от нечестия и присоединившись к святым. Так все, оказавшись вместе с добрым их учителем и подвижником Христовым Агафоником, наполнившись храбрости от Него и получив благословение, исполнили добрый подвиг, за что и были усечены мечём»8.

Мученик Агафоник, будучи примером доброй ревности и дерзновения, оказался тем, кто побудил многих других взять с него пример и разделить мученическую кончину. При этом взявшие с него пример с дерзновением отреклись от нечестия, так как по-другому от нечестия отречься невозможно.

Житие святой Иулиании Никомидийской (III–IV век)

Здесь речь побудительная. Возможно, эти слова говорит сама Иулиания или кто-то из благочестивых людей, которые упоминаются в житии.

«Молитесь постоянно и любите друг друга, чтобы и Господь Иисус дал вам милость в тот день. И вы найдёте дерзновение при входе святых».

В данном случае это выражение является повторением вышеприведённого стиха апостола Павла.

«Хорошо бодрствовать в молитвах, братия, и каяться в сердцах Богу и исповедовать Ему грехи. Хорошо и петь постоянно, и молиться непрестанно»9.

Святая призывает нас исполнять Божественные заповеди, пребывать в добродетелях молитвы и любви. И в силу непрестанной молитвы и сильной христианской любви иметь надежду на то, чтобы с дерзновением оказаться среди святых, т.е. достичь святости.

Свт. Григорий Богослов Григорию Нисскому. Слово 1 беседа 11.

«И да исповедуем до последнего дыхания, во многом дерзновения доброе наследство святых отцов. Те, которые близки ко Христу, и первой вере. Исповедание, с которым мы были вместе с отроческих лет, которое впервые мы произнесли»10. В данном случае святитель Григорий Богослов говорит и призывает исповедовать до последнего дыхания первые исповедования, т.е. хранить в течение всей своей жизни исповедание веры. Исповедание веры само по себе совершенно. Оно не нуждается ни в каком изменении, добавлении или в уменьшениях. Оно составляет царский путь, традицию. И как мы приняли это исповедание, так мы должны хранить его в течение своей жизни. Но хранить не равнодушно, а со многим дерзновением.

Святитель Афанасий Александрийский Толкование на Псалмы

Святитель Афанасий Александрийский в Толковании на Псалмы поясняет:

«“Поклонюся ко храму Твоему в страхе Твоем”(Пс. 5:8). Храм Божий – добродетельное, святое состояние, которое нужно иметь с дерзновением. А Христос Сын в доме Своём упокоится, чьим домом являемся мы»11. Здесь святитель Афанасий толкует стих «Поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Храмом Божиим являемся мы, если мы имеем дерзновение. Без дерзновения невозможно быть храмом Божиим. И дерзновение является тем самым инструментом, средством, чтобы Христос вселился в этот храм или дом.

Макариевский корпус12

«(Святые), хотя и не получили ещё окончательное наследство, будучи во плоти, благодаря залогу Духа, пребывают в безопасности относительно своего спасения как уже увенчанные и воцарившиеся и не сомневаются, что будут соцарствовать со Христом и будут в дерзновении и преумножении Святого Духа, поскольку ещё будучи во плоти они получили ту сладость и энергию той силы».

Прп. Ефрем Сирин13

«Посмотри, какое воздаяние Богу воздали святые мученики, подвизаясь на земле; какое дерзновение к Богу приобрели они, изгладив мученичеством падения».

Свт. Кирилл Александрийский14

«Хорошо дерзновение святых, ибо они имеют совесть чистой от всякой неправды».

Прп. Симеон Студит15

«Быть готовым каждый день к принятию всякой скорби, подразумевая, что все они за многочисленные долги, и благодарить Святого Бога, ибо на основании их приобретается непостыдное дерзновение согласно великому апостолу: “Ибо скорбь производит терпение, терпение испытание, а испытание – надежду, а надежда не постыжает (Рим. 5:3)” (000)».

Нифон. Житие Максима Кавсокаливита16

«И после того, как они совершили покаянный поклон, он отпустил их с миром. И они рассказывали по пути о том, что видели собственными очами, удивляясь дерзновению святого, которое он имел к Богу».

Выводы

Итак, «дерзновение святых», о котором писали святые отцы, – это состояние предельного мужества, духовная высота, внутреннее творчество, приводящее к Богу. Как правило, это именно добродетель, а не порок или грех дерзости, который часто передавался другими терминами (θρασύτης). Калькированный перевод данного термина может позволить понять его буквальный смысл «всеречение» или «всеглаголание». Но составляющая «все» не означает пустую болтовню и несостоятельные речи. Сказать «все» означает сказать именно то, что необходимо для спасения, приобщить той спасительной полноте, которую раскрыл в Себе Самом, как богатство обожения, Христос Спаситель.

Глагол παρρησιάζομαι указывает на то же состояние святых, которые дерзали достичь святости и приобщить ей других.

* * *

1

См.: Georgius Choeroboscus. Epimerismi in Psalmos // Georgii Choerobosci Epimerismi in Psalmos. Vol. 3 / ed. T. Gaisford. Oxford, 1842. P. 122:8–9.

ΠΑΡΡΗΣΊΑ, ἐκ τοῦ πᾶς παντὸς καὶ τοῦ ῥῶ τὸ λέγω, παντορρησία καὶ παρρησία.

2

Ср. в греческом корпусе прп. Ефрема: «Сказал некто из святых о дерзновении: дерзновение подобно некоему жгучему ветру, уничтожая плоды монаха» (Ephraem Syrus. Quod non oporteat ridere et extollli, sed plangere potius et nos ipsos et nos ipsos deflere // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα. Vol. 2 / K. G. Phrantzolas. Θεσσαλονίκη, 1989. Σ. 199:4–8.

Ср. ту же мысль в Апофтегмах:

Apophthegmata patrum (collectio systematica) (cap. 1–9) 3, 55.

3

Basilius Caesariensis. Epistulae 90, 2:19–22.

4

Joannes Chrysostomus. In illud: Habentes eundem spiritum (homiliae 1–3) // PG. 51. Col. 293:38–43.

5

Vita sanctae Mariae Magdalenae (e cod. Oxon. Bodl. Holkham graec. 9) 1:6–11.

6

Vita sancti Abercii (BHG 2) 30:10–14.

7

Origenes. In Jeremiam (homiliae 1–20) 16, 4:46–52.

8

Passio sancti Agathonici martyris et sociorum (BHG 40) 6:21–26.

9

Passio sanctae Iulianae Nicomediae (BHG 962z) // C. Aggelidi, «Τὸ μαρτύριο τῆς ἁγίας Ἰουλιανῆς τῆς ἐκ Νικομηδείας,» (Βυζαντινὰ. 1977. 9. P. 165:8–13).

10

Gregorius Nazianzenus. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) // PG. 35. Col. 840:34–39.

11

Athanasius. Expositiones in Psalmos // PG. 27. Col. 76:2–7.

12

Ps.-Macarius. Sermones 64 (collectio B) 16, 1, 3.

13

Ephraem Syrus. De paenitentia et patientia // K.G. Phrantzolas, Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα, vol. 4, Thessalonica: To Perivoli tis Panagias, 1992. Σ. 313:13–14.

14

Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos // PG. 69. Col. 1140:15–16.

15

Symeon Studites. Oratio ascetica 13:1–7.

16

Niphon. Vita s. Maximi Causocalybitae 28:13–15.

Комментарии для сайта Cackle