Азбука веры Православная библиотека архиепископ Димитрий (Муретов) Акафист святым священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим

Акафист святым священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим

Источник

Акафист святым священномученикам, в Херсоне епископствовавшим1

Кондак 1

Избранные угодницы Божии, святители и мученики Христовы – Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, в Херсоне епископствовавшие, всю страну нашу учением своим просветившие и землю нашу кровью вашей осветившие, яко имущии дерзновение ко Господу предстательством и молитвами вашими у Престола Божия, от всяких нас бед свободите и петь вам научите: Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Икос 1

Ангелы земные и человеки небесные, Священномученики седмочисленные, Престолу Небесного Царя и Владыки вселенной предстоящие и нас грешных на земле сущих наставляющие, услышите молитвы наши с похвалами от всей души к вам возносимые: Радуйтеся, заступники наши и предстатели у Господа Бога предобрые; радуйтеся, первозванному Апостолу Андрею ревностные подражатели. Радуйтеся, по стопам его, освятившим область нашу, шедшие; радуйтеся и венцы мученические, якоже он, стяжавшие. Радуйтеся, безбоязненные веры Христовой проповедницы; радуйтеся, мужественные истинного учения исповедницы. Радуйтеся, за проповедание веры и жизни своей не пощадившие; радуйтеся, души свои за имя Христово положившие. Радуйтеся, во глубины сатанинские дерзновенно прийти возревновавшие; радуйтеся, мрак языческого многобожия в земле нашей рассеявшие. Радуйтеся, от Солнца правды лучами все концы ее озарившие; радуйтеся, и ныне нам благодатным светом своим светящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 2

Видяще многобожное мучительство идолопоклонства в земле нашей, души человеческие, по Образу Божию бывшие, во образ демонский претворявшее, возревновали есте, Отцы Святые, о спасении люте погибавших, и вся красная мира отвергше, бодрено приидосте научити их единому истинному Богу петь: Аллилуйя!

Икос 2

Разум совершен стяжавшее, идеже возсия мирови свет разума, наченше от Иерусалима, по слову Христову, изыдосте, Богомудрые учители наши, с вещанием и глаголами жизни вечной во всю землю, да просветите во тьме и сени смертной сидящих, и петь всех похвальные песни вам научите: Радуйтеся, великие таинники благодатного учения небесного; радуйтеся, сосуды избранные, в них же хранятся глаголы живота вечного. Радуйтеся, умы, светом евангельским просвещенные; радуйтеся, и сердца ваша истинным ведением исполнившие. Радуйтеся, совершенные человеки Божии, на всякое дело благое уготованные; радуйтеся, великие дела Христовы в земле нашей богомудро совершившие. Радуйтеся, Святые Отцы Церкви Христовой, словом и делом сиявшие; радуйтеся, столпы Божественной Церкви и православия непоколебимые. Радуйтеся, зверообразных мучителей ваших неустрашившиеся; радуйтеся, бесчисленные раны и поношения с терпением от них приявшие. Радуйтеся, яко души своя, не за други токмо, но и за враги своя положили есте; радуйтеся, яко веру Христову в воздаяние мучителям своим даровали есте. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 3

Сила Вышнего осени вас, Богомудрые Святители и мученицы Христовы, и благоплодное делание ваше во мраке идолослужения ходящим яко село сладкое, озаренное Солнцем правды, показала есть, да все хотящие на ниве вами возделанной жати спасение радостно воспевают Богу Спасителю нашему: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще в душах и сердцах своих святую ревность о славе Божией, двоица от седмичисленных Святителей – Василий Богомудрый и Ефрем славный первее вкупе трудистася, возвещающее многобожникам Единого Истинного Бога; также Ефрем – многоплодный идее с проповедью Евангелия ко Скифам, жившим по Дунаю, идеже, многих обратив ко Христу, усечен бысть мечем. Василий же, Царское священие, возвещая учение Христово Херсонитом и обличая заблуждения неверных, возбуди против себя гнев неверных, верных же научи воспевати таковая: Радуйтеся, неустрашимые воины Христовы, враги Божии победившие; радуйтеся, яко в броню правды одеявшиеся, пребысте непобедимы. Радуйтеся, обувшие ноги свои во благовествование мира, и вспять невозвратившиеся; радуйтеся, шлем спасения восприявшие и всех жаждущих спасения от него напоившие. Радуйтеся, глаголом Божиим, аки мечем духовным, плевелы лжи посекшие; радуйтеся; яко вещания ваша, Богомудрые, не осташася тщетными. Радуйтеся, Святители Божии – истинные, душ своих за овец словесных не пощадившие; радуйтеся, мученицы Божии, венцы нетленные, уготованные вам приимшие. Радуйтеся, подвигом добрым подвизавшиеся до скончания жительства вашего; радуйтеся, и нам грешным образ подражания в себе явившие. Радуйтеся, научающие нас последовать вашей вере, терпению и страданию; радуйтеся, явившиеся в земле нашей, да засвидетельствутете Божественную истину кровью вашей. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 4

Бурю ярости и гнева воздвигоша на блаженного Василия жители Херсонеса Таврического; претерпев же биения, мучения и изгнание из града их, Святитель Божий водворися в пещере близ лежащей горы Парфенон, идеже радуяся, яко прият за Христа биения и раны, и сетуя о мучителях, со слезами молился об обращении их к Богу, да поют Ему: Аллилуйя!

Икос 4

Слышавше люди, изгнавшие просветителя своего из града, яко молитвами его воскресил есть Бог умершего сына единого от них некоего знаменита, объятии быша ужасом и радостью, исповедаша Бога истинного и введоша Святого Василия паки во град свой с велиею честью, нас же научиша воспевати угодникам Божиим похвалы сицевые: Радуйтеся, в терпении многом стяжавшие души ваша; радуйтеся, яко, претерпевшие до конца, и сами спасостеся и послушающих вас введосте во спасение. Радуйтеся, правду, мир и радость о Духе Святе стяжавшие; радуйтеся, милосердием и любовью к ближним своим исполненные. Радуйтеся, нищету духовную, терпение скорбей и лишений богатно имевшие; радуйтеся, яко незлобивые агнцы, Божественному Агнцу-Христу подражавшие. Радуйтеся, приемшие от Бога благодать скорби и болезни в радость претворять; радуйтеся, любовью вашей самых жестоких и зверонравных врагов в кротких агнцев обращавшие. Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшие; радуйтеся, кротостью и смирением Христу Спасителю уподобившиеся. Радуйтеся, смирением своим высокие, нищетой же богатые явившии; радуйтеся, дела ваши христоподражательные всем зрящим показавшие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 5

Боготечной звезде яве уподобился Богомудрый Василий егда чудом воскрешения отрока озари град Херсонес и окрестные его, и там живших ко Христу приведе. Аще же по сем нечестивые, по научению злых жидовин, извлекше его из дома, связанного влачиша по стогнам града, биша и мучиша: обаче святый, и под жестокими ударами их молился о них, и так предаде душу свою Богу, с похвальной песней: Аллилуйя!

Икос 5

Видяще мученическую кончину славного Ефрема и всехвального Василия, пострадавших за проповедь Евангельскую в стране Тавроменийстей, Святители Христовы – Евгений Божественный, Елпидий мудрый и Агафодор Богомудрый, в опасении, да не разорится там дело святого Василия злоумышлением жидовским, не убояшася из страны Геллеспонтской идти в землю нашу, продолжения ради благовестия Христова. Жители Херсонеса с радостью прияша новых просветителей страны их, поучаше их с любовью взывати к ним: Радуйтеся, верные слуги Христовы и искренние други Божии: радуйтеся, ревнители православия усердные и идольского мракобесия искоренители премудрые. Радуйтеся, за истинную веру Христову живота своего не щадившие; радуйтеся, любовью к Богу и ближним предивно воспламененные. Радуйтеся, Апостольское великое служение подвигами своими восполнявшие; радуйтеся, стадо Христово, кровью Его искупленное, умножившие. Радуйтеся, радостно на смерть за Христово учение шедшие; радуйтеся, бесовское гнездо безбоязненно силой Христова имени разорявшие. Радуйтеся, кумирницы демонские и мнимые их чтилища нещадно сокрушавшие; радуйтеся, самого исконного врага Божия и человеческого горце уязвлявшие. Радуйтеся, христиан правоверных сладостное утешение; радуйтеся, ожесточенных гонителей веры Христовой грозное устрашение. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 6

Проповедницы Богоносные, подвигом добрым подвизавшиеся, веру бодрее соблюдшие и течение свое добре скончавшие, за страдания вами мужественно претерпенные, соблюдеся вам от Подвигоположника нашего – Господа Иисуса Христа – венец правды. Темже усердно поучающиеся в ваших деяниях, с любовью поминаем вас – наставников наших, и тщащееся подражати вере вашей, смиренно вопием Богу: Аллилуйя!

Икос 6

Воссиял свет веры Христовой в стране нашей, яко полудний, егда пяточисленные Святители наши души свои положили за свидетельство в ней истины Евангельской, воссиял нам и новый светильник Божий от Сиона – Еферий священнейший, егда воцарился великий Константин, покровительством христианству стяжавший себе имя равноапостольного. Видевше же люди, яко новый святитель был равночестен пре́дним возопиша к ним: Радуйтеся, Святители Божии, Апостолом единонравние; радуйтеся, Отцы наши Богомудрые. Радуйтеся, учители Церкви всечестные; радуйтеся, вселенским учителям сопрестольные. Радуйтеся, священномученики преславные; радуйтеся, пастыри наши предобрые. Радуйтеся, милосердные наши просветители; радуйтеся, любвеобильные наши наставники. Радуйтеся, изгнание правды ради претерпевшие; радуйтеся, раны, муки и болезни за спасение наше на себе понесшие. Радуйтеся неверие и суеверие победившие; радуйтеся, адскую силу и мрак греховный от нас отгнавшие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 7

Хотяй мирно пасти овец Церкви Херсонской, и право править в ней слово истины, Святой Еферий двукратно хождаше в Царьград к царю Константину: первее испросить помощи на разорение твердыням языческим и заступление христиан от гонения, второе же – благодарить царя за явленный покров к устроению паствы Херсонской. Егда же возвращашеся от Царьграда к пастве своей, разболелся к смерти, пристал к малому острову Аосу, идеже и предаде святую душу свою в руки Божии, c песнью: Аллилуйя!

Икос 7

Нового Святителя даровала Церковь Восточная Церкви Херсонской – Капитона всеславного, егоже с великой радостью прияша не только люди правоверные, но и неверные; наипаче же, егда пред всеми сотвори чудо великое, невредимо пребыв в огне, и на ризе своей изнес из пламени угли горящие, но не сжигающие. Известившеся о сем чуде, царь и Святые Отцы первого собора вселенского прославили Бога и великое дарование Епископа Капитона, людие же видевшие его возопили к своим Святителям: Радуйтеся, великие наши и преславные чудотворцы; радуйтеся, имущие веру ничем непоколебимую. Радуйтеся, дерзновенным исповеданием веры Христовой всех удивившие; радуйтеся, мужественным страданием за веру Христову всех неверных посрамившие. Радуйтеся, догматы веры православной уяснившие; радуйтеся, правило веры и образ кротости стаду вашему показавшие. Радуйтеся, Отцы наши всечестные и лики богокрасные; радуйтеся, на путь правый всех нас наставившие; радуйтеся, к любви горней души наши уязвившие. Радуйтеся, яко вами направляемы получаем от Христа Бога велию милость; радуйтеся, яко вами покрываемы в вечные кровы вводимся. Радуйтеся, Святые отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 8

Странно было видеть, егда корабль, на нем же Капитон Святой идяше по нуждам Церкви своей в Царьград, от Херсонеса Таврического, схвачен был бурей великой и принесен ко устьям Днепра – к нынешнему Херсону, идеже неверные люди корабль разграбили, всех бывших на нем умертвиша, а епископа в водах утопиша, верни же со слезами и рыданием Богу вопияху: Аллилуйя!

Икос 8

Вси вы, Святители Христовы, ныне в вышних пребываете, но и нас низших не оставляете вашими молитвами и предстательством у Царя славы и Господа Бога нашего. Сего ради, недоумеюще благохвалити вас по достоянию, со умилением сердца, из глубины души, взываем к вам: Радуйтеся, вере правой нас научающие; радуйтеся, надежду известную нам подавающие. Радуйтеся, любовь нелицемерную в нас воспламеняющие; радуйтеся, кротость и смирение в себе нам показующие. Радуйтеся, терпением и мужеством души наша украшающие; радуйтеся, нас алчущих и жаждущих правды насыщающие. Радуйтеся, сердца наша, очищающие; радуйтеся, очи наши духовные к зрению Бога изощряющие. Радуйтеся, вражды и ссоры наши умиротворяющие; радуйтеся, всякий мрак заблуждения от нас прогоняющие. Радуйтеся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющие; радуйтеся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 9

Вси лицы Ангельские, зрящее подвиги ваша, Святые Священномученики, по вере Христовой подъятые, радостью велией радовахуся, вы же по страдании своем на земле, вошедшее в славу Божию на небеси, и сами исполнилися есте радостью неизглаголанною. Тем же, водворившиеся в небесных обителях, вкупе со Архангелы и Ангелы, присно воспеваете Богу: Аллилуйя!

Икос 9

Витии многовещанные, аще бы и многи языки имели и глаголати восхотели, не возмогут исчести ваших трудов и воздыханий, скорбей и лишений, гонений и страданий, яже имели есте, учащее и проповедующее, настоящее благовременне и безвременне, умоляюще и запрещающее, обличающее и увещавающе люди непокоривые, за добро злом воздающие. Мы же, дивящееся подвигом вашим, умиленно взываем к вам: Радуйтеся, трудами вашими нас ленивых к доброделанию возбуждающие; радуйтеся, воздыханиями вашими нас унылых к молитве окрыляющие; радуйтеся, скорбями вашими нас малодушных в пренесении скорбей утверждающие. Радуйтеся, гонениями, вами претерпенными, нас слабых укрепляющие; радуйтеся, лишениями вашими нас нетерпеливых к воздержанию подвизающие. Радуйтеся, страданиями вашими нас боязливых ободряющие; радуйтеся, учением и проповедью вашей нас темных просвещающие. Радуйтеся, наставлением вашим благовременным и безвременным нас нерадивых ко стыду приводящие. Радуйтеся, умолением вашим по Христе нас беспечных безответными творящие; радуйтеся, прещением вашим нас бесстрашных устрашающие. Радуйтеся, обличением вашим нас непослушных посрамляющие; радуйтеся, увещанием вашим нас противляющихся к Богу приводящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу, иже всем хотящий спастися и в разум истины прийти, всемилостивый Господь и Бог наш, избрал и послал вас к нам, Святители Христовы, да ясно укажете всем здесь живущим и хотящим спастись пути спасения, и всех научите петь Богу: Аллилуйя!

Икос 10

Стена крепка и непоколебима есть, угодницы Божии, нам влающимся и обуреваемым в море житейстем, да выну зря море сие, воздвизаемое напастей бурею, к тихому пристанищу, ходатайству и заступлению вашему грешнии прибегаем, и из глубины души с любовью вопием к вам: Радуйтеся, поборницы веры Христовой непоколебимые; радуйтеся, покровители наши некрыющиеся от нашего притекания. Радуйтеся, светильницы, во тьме греховной нам блудящим светящие; радуйтеся, кормчие, по водам плавающих управляющие. Радуйтеся, от потопления в водах зельных нас спасающие; радуйтеся, ко пристани благонадежной всегда нас приводящие. Радуйтеся, обуреваемых и бедствующих в море надеждой овеселяющие; радуйтеся, в плавании страждущих морской болезнью оздравляющие. Радуйтеся, сланое море страстей наших иссушающие; радуйтеся, гнездящиеся в нас гады малые и велики убивающие. Радуйтеся, от грехопадений наших, им же несть числа, избавляющие; радуйтеся, миром и любовью к добру души наши снабдевающие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим вам, Святители Христовы, с небес на мольбы наши благосердно призирающие, всем нам усердно вас призывающим помогающие, и всех почитающих вы по достоянию спасающие. Тем же молим вас – великих и усердных благопоспешников – научите нас немощных воспевати присно Богу: Аллилуйя!

Икос 11

Светильницы Божии, благодатью Святого Духа возженные, не под спудом и одром положенные, но на свещнице небесном поставленные, и тако присно пред престолом Божиим горящие, всему же миру и нам грешным на земле сущим светящие, да видящее добрые дела ваши, прославляем прославившего вас Господа славы, и к вам от всего сердца вопием: Радуйтеся, светом вашим нашу тьму греховную разгоняющие; радуйтеся, теплотою любви вашей наши хладные сердца согревающие. Радуйтеся, облаком благодати Божией, данной вам, от зноя житейского нас покрывающие: радуйтеся, палимые зноем страстей души наши прохлаждающие. Радуйтеся, молитвами вашими на нивы наши дожди благовременно посылающие; радуйтеся, все насаждения наши, во утешение и наслаждение наше, орошающие. Радуйтеся, плодами земными, веселящими нас, души наши оплодотворяющие; радуйтесь, зверей и птиц, вреждающих полям и вертоградам нашим, отгоняющие. Радуйтеся трудолюбивых земледельцев, плодами земными награждающие; радуйтеся, трудящихся во спасение дарами небесными исполняющие. Радуйтеся, в пот лица хлеб свой снедающих, тайно увеселяющие; радуйтеся, аще ядущих, аще пьющих, аще ли ино что творящих в славу Божию, всех явно утешающие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 12

Благодать от Бога данная вам, угодницы Божии и страстотерпцы Христовы, веруем, яко неистощима есть и николиже иждиваема. Сего ради, с несомненной надеждой к вам, яко приснотекущим и независтным источникам притекаем; почерпающее же от вас воду живую, утоляющую нашу жажду духовную, вся наши нечистоты омывающую и наши горести житейские услаждающую, Богу, спасающему нас вами, с любовью вопием: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще ваши подвиги и страдания, блаженную кончину и водворение со святыми в небесных обителях, восхваляем ваши добрые дела, ими же угодили есте Господу Богу, им же и нас научите, молимся, да прославляем Отца нашего небесного купно с вами, да видят доброе житие наше заблуждающиеся братья наши, от нас исшедшие, но не бывшие от нас, и вразумляются, яко ходим во свете, они же в обольстительной лжи пребывают, да негли купно с нами возопиют когда к вам: Радуйтеся, за Христа на земле страдавшие и со Христом на небеси царствующие; радуйтеся, с высоты небесной милостивно на нас недостойных призирающие. Радуйтеся, похвалы наши, аще и недостойные вас, благосердно приемлющие; радуйтеся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовью внемлющие. Радуйтеся, от всей души и сердца возносимые к вам прошения наши исполняющие; радуйтеся во всех нуждах, бедах и обстояниях нам помогающие. Радуйтеся, безвестные и тайные премудрости Божии нам открывающие; радуйтеся, благие мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающие. Радуйтеся, святые желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающие; радуйтеся, добрыми плодами веры, надежды и любви души наши исполняющие. Радуйтеся, в час кончины вас на помощь призывающим предстательствующие; радуйтеся, по кончине нашей, с любовью души наши в свое общение пред Богом приемлющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 13

О, всеблаженные угодницы Божии, Святители Христовы и страстотерпцы Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, услышите моления наша и благохваления к вам возносимые, призрите на вся наша нужды – душевные и телесные, помогите нам странствующим в море житейском и далече отстоящим от вас, возвышайте наши мысли, чувства, желания и намерения от земного к небесному, да безбедно прешедше сланное страстей море и минувше без боязни тени смертные, преселимся радостно во страну живых. Идеже представше пред лице Бога вечного, выну поем с вами: Аллилуйя!

Приложение

О значении нетления мощей 2

Между многими наградами благочестию, которые преимущественно относятся к жизни будущей, вечной, Господь Бог обещал чрез Пророка и такую награду, которая воздастся истинным подвижникам благочестия еще здесь, на земле: и кости твои, так говорит Господь устами Пророка: и кости твои утучнеют и будут яко вертоград напоенный и яко источник, ему же не осуде вода, и кости твоя прозябнут яко же трава, и разботеют и наследят роды родов. И мы, братья мои, свидетели тому, как верно сбывается это обетование Господне. Господь даровал нам счастие всегда видеть собственными очами, как телеса святых хранятся нетленными в роды родов, среди окружающего их тления и смерти, как они цветут нетлением и благоухают святыней и чудодейственной силой, как подобно неоскудеваемому источнику, присно источают силу чудотворения и исцелений для всех, притекающих к ним с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростию предуставлен от вечности, да приимет каждый, яже с телом содела или блага или зла? Для чего такая награда на земле, где место подвигов, а не наград? Не столько для самых праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, еще странствующих на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышнего, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которою они прославлены у Бога: но для нас – земных странников – непрестающее чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно

Господь Бог создал человека в неистление, как говорит слово Господне. По благоволению Божию человек должен был быть бессмертным не только душей, а и телом – и был бы бессмертным, если бы сам, преступлением заповеди Божией, не призвал к себе смерти, если бы не растлил естества своего запрещенным вкушением от древа познания добра и зла. Но единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде; и царствова смерть от Адама, царствует и до ныне. Кончится ли, и когда кончится это царство смерти, и что будет с человеческим родом? Ужели для того и исходим мы на свет сей, чтобы сокрыться потом на всегда в земной утробе? Неужели действительно жребий человеку и жребий скотам жребий един есть, как мудрствовали некие безумцы во времена Соломона? Подобные вопросы во все времена преследовали, так сказать, и разум и совесть человека; но никто не мог отвечать на них удовлетворительно; вся мудрость премудрых оставалась немой и безгласной пред сим таинством смерти. Свет Воскресения Христова осветил пред всем миром неисходный мрак могилы. Св. Апостолы узрели и проповедали миру, что владычество дьявола ниспровергнуто крестом, и царство смерти разрушено Воскресением Христовым. Но и этот немерцающий свет, при окружающем нас мраке, нередко тускнеет пред очами нашими. Колеблющаяся вера все еще спрашивает с недоумением: где ж эта победа над смертью, когда она сама доселе побеждает всех, когда и после Воскресения Христова люди также умирают, как умирали прежде, и никто же познан бысть возвративыйся из гроба? Господь Иисус Христос, Своими Божественными обетованиями, разрешил это недоумение: Аз есмь воскрешение и живот, сказал Он нам, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; яко грядет час, егда сущии во гробех услышат глас Сына Божия, ‑ и услышавшее оживут. Но когда это будет и как будет? Как восстанут мертвые, коим же телом придут? Как явится целым и нетленным то, что уже истлело и превратилось в первобытную персть земную? Подобные вопросы невольно теснятся в душу, когда видишь, что тело человека превращается в горсть праха, развеваемого ветром. А земная мудрость и ныне, как до пришествия Христова не престает уверять нас: яко самослучайно рождены есмы, и потом будем яко же не бывше; а так называемая наука доселе упорно стоит на том, что жребий человеку и жребий скотам един есть. Дивно ли, что самые утешительные обетования Евангелия, в очах маловерия, покрываются как бы неким мраком? Для разъяснения сего-то мрака, для оживления и укрепления нашей веры в обетования Евангельские, Господь благоволит являть в Церкви Своей постоянное чудо нетления, среди всеобщего тления и смерти. Теперь один взгляд на бренное, по существу своему, тело, многие веки пребывающее, благодатью Божией, нетленным, вопреки всем так называемым законам природы, уничтожает все сомнения, теперь не веруешь только, а видишь, что для Всемогущего вся возможна суть, что пред Господом жизни, и умершие живы. – Ибо, если и умирают, повидимому, святые и почиют во гробах, но кто живее их? Из гробов своих они совершают такие дела, каких не может совершить вся сила и вся мудрость живущих людей. При сем чуде нетления, нет места вопросам: возможно ли, и как возможно бессмертие тела? Прииди, и виждь; осяжи, и веруй! Не какое-либо чуждое, а подобострастное нам тело, по глаголу Божию, пребывает нетленным и по смерти: по тому же всемогущему глаголу, и наше нетленное тело облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, и самая смерть, как ни страшна и ни сильна она теперь, пожерта будет животом. Не одна, впрочем, смерть, а и жизнь наша покрыта не малым мраком, для рассеяния коего нужен постоянно свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать нам сообразно существу своему и цели бытия своего? Подобные вопросы, которые так неотразимо теснятся в душу в часы уединенной беседы с своей совестью, всегда оставались и навсегда останутся неразрешимой загадкой для человеческого разума. Правда, Господь Бог, благоволивший искупить нас от смерти, не оставил нас в неведении нашей жизни: Он послал нам свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир, открыл нам цель бытия нашего – на небе, указал прямой и верный путь к этой цели в своем Божественном законе. Но прельстивший нас в начале враг наш продолжает обольщать и доселе; он устроил множество распутий порока, гладких и приятных для вида. Куда же идти? По пути ли закона Божия, который – по большей части усыпан колючим тернием, или по распутьям порока, которые вначале всегда усеяны цветами? Господь Бог – в подкрепление нашей немощи, в ограждение воли нашей от соблазнов, предупредил нас своими обетованиями и угрозами. Он сказал нам, что не один конец праведному и грешному, что за верное исполнение заповедей Его, ожидает нас вечное блаженство в небесном Его царстве; за преступление заповедей Божиих и нечестие – вечное мучение с дьяволом. Но эти обетования и угрозы так отдаленны, а обольщения порока так близки и так обаятельны для сердца! Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой, а наслаждения и блага мира всегда пред глазами нашими. Решившиеся идти путем закона Божия чаще всего проводят жизнь свою в лишениях, скорбях и слезах, а шествующие противным путем самоугождения наслаждаются и блаженствуют; праведные Лазари умирают пред вратами в смерти, а немилосердые богачи оканчивают жизнь среди весели и роскоши. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтобы устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силой духа устремиться к невидимому! И вот милосердый Господь, для подкрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство той вечной неизреченной славы, которая ожидает по смерти всех, творящих святую волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешных зрят прямо во дно адово. В прославлении праведных подъемлется завеса видимого, чувственного, и сквозь отверстое над ними небо является новый мир – невидимый. Взирая на прославленного праведника, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша не ограничивается пределами временной жизни нашей на земле; что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, ‑ где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не померкающая и никогда не умаляющаяся; где буя мира и немощная и худородная мира посаждаются на престолах, а превозносившиеся и высившиеся яко кедры ливанские грешники изгоняются во тьму кромешную. Взирая на прославленного праведника мы видим не только предзнаменование, но и начало того высочайшего торжества, когда станет и откроется совершенное царство Бога и область Христа Его, когда все злое, неприязненное, враждебное праведникам в мире будет изгнано и упразднено, когда когда и последний враг наш испразднится – смерть, когда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их. Стоя при гробе прославленного Праведника, мы видим и осязаем, что праведных души воистину в руце Божией, и не прикоснется им мука, когда и к самым телам их не смеет прикоснуться тление; что они в мале наказаны бывше, великими облагодетельстованы теперь у Бога, что все скорби нынешнего века не помянутся ктому, когда отымет Господь всякую слезу от очию их и радость вечная над главой их будет. И вот что, братие, так неудержимо влечет души, взыскующие своего спасения, ко гробам святых угодников Божиих. Здесь они слагают с себя тяжкое бремя скорбей и печалей, утешаясь вечной славой святых; здесь они вдыхают дух веры и упования, коим одушевлялись праведники; здесь они окрылаются духом мужества и терпения, которым укреплялись святые; здесь они оживают сладкой надеждой вечной жизни и радости.

Если для христиан беспечных нужно побуждение к благочестию, обличение их беспечности: то один взгляд на прославленного праведника есть уже самое сильное обличение нашего нерадения. Мы притворяем себе немощи в возглавие нашей лености: но нетленные телеса святых были подобострастны нашим, с теми же немощами, с той же прирожденной всем нам склонностью ко греху; и однако ж в этих самых телах они совершали те великие труды и подвиги, которые прославляет и ублажает Св.Церковь. Уступая с малодушием всем требованиям плоти, мы думаем этим укрепить свои силы, обеспечить свое здоровье, продлить долее свою жизнь, между тем, вопреки своему желанию, сами насаждаем в себе семена болезней, смерти и тления, и заранее приготовляем тучную снедь червям могильным. Нетленные тела святых угодников Божиих суть не ложные свидетели, что истинная крепость не только духа, а и тела, снискивается трудами и подвигами, самоотвержением и умерщвлением плотских похотей, что истинно бессмертны и духом и телом те, кои живут в мире сем лишении, скорбящее, озлоблены.

Если, и после сего, для нашей духовной немощи нужна высшая помощь: то в прославленных угодниках Божиих мы всегда имеем скорых помощников, теплых предстателей и молитвенников о нас пред Богом, верных наставников и руководителей ко спасению. Им – братьям нашим по естеству – известны все немощи естества человеческого, доступен всякий вопль скорби, сочувственна всякая слеза покаяния, близок всякий вздох молитвы. Их моления Бог присно послушает: много бо может молитва праведного, уверяет св. Апостол. Притекайте к ним с живой верой, призывайте их с крепким упованием, – и услышан будет вопль сердца вашего, отрутся ваши слезы, утешится ваше сердце и подастся всякая духовная помощь во благовремении.

Так много милости, любви и благоволения являет нам Господь, прославляя в церкви своей благоугодивших Ему праведников, и как бы изводя их паки в мир к нам для наставления, ободрения и утешения нашего. Всякий раз, когда приближаешься к чудодейственному гробу праведника, кажется слышишь его собственный глас: подражатели нам бывайте, якоже мы Христу; взирающее на скончание жительства нашего, подражайте вере нашей. Веруйте обетованиям и угрозам Евангельским: они сбудутся, непременно сбудутся в свое время. Не прельщайтесь стезями порока, как бы ни казались они приятны и вожделенны: последняя их зрят во дно адово. Не убойтесь временного труда добродетели; ибо воздаяние за нее вечное. Не устрашайтесь собственной немощи: ее восполнит всесильная благодать Божия, и мы все готовы на помощь вам, как братьям своим. Не убойтесь никакого страха человеческого; убойтесь же паче всего Имущего власть погубить и тело и душу вашу в геенне огненной. Аминь.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! 3

Едва окончились хвалебные песнопения церковные, призывавшие нас к радости и торжеству о великих таинствах рождества и крещения Господа нашего Иисуса Христа, ‑ и вот слышится уже другой глас св. Церкви, призывающий к покаянию! Пред нами отверзаются преддверия св. поста; ибо с настоящего воскресеного дня начинаются уже св. дни церковного приготовления к посту и покаянию. Так скоро и как бы неожиданно приблизилось это время духовных подвигов, не бестягостное для плоти, но спасительное для духа! Но не так же ли скоро и неприметно приблизится к нам, братья мои, и час наш смертный? Не так же ли неожиданно поразит слух наш и глас трубы архангела, призывающий на суд? Возблагодарим Господа, Который даровал нам в мире приблизиться к сему спасительному времени покаяния; будем молить Его благость, чтобы Он ввел нас в самое поприще св.поста и отверз нам двери покаяния: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Почему нужно молиться о сем? Потому, что такова ужасная сила греха над нами, что еже хотети прилежит нам, а еже содеяти доброе не обретаем.4 Потому истинное покаяние, как начало добродетельной жизни, и начинается, и совершается не одним нашим хотением, но первее всего силой и действием благодати Божией.

В самом деле, где основание благоуспешности и действительности покаяния нашего? В милосердии, в одном милосердии Божием. Если Он затворит двери милосердия Своего, кто отверзет их? Если Он осудит, кто оправдит нас? Если Он поразит нас гневом Своим, кто избавит нас? Если Он не восхощет помиловать нас, кто принудит Его к сему? Посему-то кающемуся грешнику должно первее всего обращать очи свои гореm взывать молитвенно к Богу крепкому, живому: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Долго прогневлял я бесконечную правду Твою, Владыко живота моего, дерзким преступлением святейших заповедей Твоих, долго злоупотреблял я самым милосердием и долготерпением Твоим. Много гласов благодати Твоей, призывающей к покаянию, слышала совесть моя – и оставалась глухой и неподвижной. Много ударов гнева Твоего чувствовало окаянное сердце мое, иногда пробуждалось даже от нечувствия греховного, но скоро опять погружалось в прежний беспробудный сон свой. Много раз я с клятвой давал и подтверждал пред Тобою обет истинного исправления – и опять возвращался на прежний путь греха и заблуждений. Много раз я говорил пред чашей Завета Твоего: не дам Тебе лобзания, яко Иуда,‑ и опять возвращался безумно в плен дьявола. Есть ли мне и после сего надежда покаяния? Отверзутся ли мне еще двери милосердия Твоего? Приимешь ли паки предателя Своего, тясячекратно распинавшего Тебя грехами своими? Но слышу вожделенный глас Твой, Человеколюбче: яко не призвати праведные, но грешные в покаяние взыскати и спасти погибшего приходил Ты на землю. Верую, что бесконечная благость Твоя ищет и меня заблудшего, что бездна милосердия Твоего покроет все множество и моих бесчисленных зол. Буди убо Спаситель и мне погибшему; не отврати лица Твоего и от меня оскверненного; яви человеколюбие и на мне, достойном всех мучений ада! Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Чего требует истинное покаяние? Требует совершенного оставления греха, совершенного изменения образа жизни – мыслей, чувствований и действий, совершенного обновления и возрождения духовного. Но совлечься ветхого человека не так легко, братья мои, как переменить изветшавшую одежду на новую. Здесь предстоит подвиг тяжкий и болезненный, брань жестокая и упорная. Враг наш дьявол не упускает своей добычи без ожесточенного сопротивления; самая плоть наша вопиет с болезнью при неизбежных в покаянии лишениях и трудах; самый мир, т.е. окружающие нас люди, руководимые еще духом века сего или по легкомыслию, или по неразумному усердию ставят преграды и препоны подвизающемуся в покаянии. Нужно возненавидеть грех до того, чтобы одна мысль о нем приводила нас в трепет, чтобы каждый злой помысл, появляющийся в душе, ужасал нас как змея, готовая ужалить. Нужно вооружиться всей силой духа против собственной греховной природы, чтобы никакие вопли ее, самые болезненные, не могли совратить нас от пути заповедей Божиих. Нужно укрепиться всем мужеством и терпением против наветов мира, до того, чтобы быть в состоянии не увлечься никакими соблазнами, перенести всякое уничижение, презрение, оклеветание, ‑ разорвать, если нужно, самые нежные узы родства и дружбы. Сего именно требовал Господь Иисус Христос, когда говорил идущему за Ним народу: иже хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет. И одна мысль о сем не может не ужасать нашей немощи; однако же, все это неизбежно и необходимо для истинно кающегося, так что без сего духовного преображения покаяние его было бы совершенно бесплодно. Что ж остается нам после сего, как не предать себя в руки небесному Врачу, Который один может обновить ветхое, оживотворить умершее, укрепить слабое, разрешить связанное, дать силу немощствующему? Что лучше, как не возопить к Нему от всего сердца: Боже, милостив буди мне грешному: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Ты видишь, Всеведущий, что я престал уже находить сладость в ядовитой чаше греха и ощущаю ее горечь; но нет сил у меня отвести ее от уст моих. Чувствую тяжесть подавляющего меня бремени греховного; но не имею возможности свергнуть его и освободиться от него. Вижу бездну, в которую упадаю все глубже и глубже; но нет сил у меня восстать и выйти из нее. Углебох в темные глубины, и несть постояния, приидох в глубины морские, и буря потопи мя5; слячен есмь узами многими, во еже не возвести главы моея. Ты Сам, Светодавче, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да пробужусь от мглы прегрешений моих, да восстану от глубокого сна греховного и воскресну от мертвых! Ты Сам, Всесильне, даруй мне благодатную силу Твою, чтобы я мог расторгнуть узы, которыми связали меня собственные мои страсти, выйти из пропасти, поглощающей меня, стать право на камени заповедей Твоих! Ты Сам, Всесвятый и ненавидяй беззаконие, коснись унылого сердца моего, возбуди в нем искру св. ревности, чтобы я от глубины души моей отвращался всякого беззакония, возненавидел всякую неправду, возгнушался всякой нечистотой, отвратил очи мои, еже не видеть суеты. Ты Сам, Всеблагий, любяй правду и веселяйся о истине, дуновением Пресвятого Духа Твоего согрей хладное сердце мое и возложи в нем святую любовь к добродетели и правде, чтобы я мог твердо и неуклонно идти по пути правды и истины, возлюбить заповеди Твои паче злата и топазия, в исполнении воли Твоей находит брашно и питие, сладчайшее меда и сота: Возжелал спасение Твое, Господи, да будет рука Твоя еже спасти мя. Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего. Беззакония моя презри, Господи, и от греха моего очисти мя. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Что нужно для выражения раскаяния нашего пред Богом, для получения прощения и помилования от Самого Господа, единого имущего власть оставлять грехи? Нужно полное, совершенное, искреннее, чистосердечное исповедание грехов своих; нужно теплое, умиленное, болезненное сокрушение сердца и печаль по Бозе; нужен спасительный плач о грехах своих. По-видимому, все это так просто, что остается только захотеть и решиться; но приступая к делу, мы чувствуем противное. Здесь-то и является непостижимая тупость памяти, которая, воспоминая многое и о многом, отрекается воспомянуть только соделанные нами грехи; отчего нередко вся исповедь наша ограничивается только поверхностным исчислением нескольких, самых видимых прегрешений. Здесь-то и является вся лживость омраченного разума и совести, которые, судя здраво о предметах посторонних, судят лживо об одних только грехах наших, находят извинения, изыскивают предлоги к уменьшению зла и представляют грешника в таком уменьшенном, переиначенном виде, что он является пред судилище покаяния едва не праведником. Здесь-то и является вся сухость, мертвость и безжизненность греховного сердца, которое, будучи иногда живо, мягко и впечатлительно для всех сторонних ощущений, остается жестко и безчувственно только к собственной участи, к своему злосчастному состоянию греховному; ни слезы – теплой и умилительной, ни воздыхания – глубокого и скорбного, ни печали и болезнования не издает от себя это хладное, равнодушное сердце! – Где же искать помощи в сем безнадежном положении духа, как не у Тебя, Всемогущий, Который один вспомиществуешь всем во благовремениях? Откуда занять жизни омертвевшему духу, как не от Тебя, Жизнодавца, Который один, их же хощешь, живишь? Чем согреть себя хладному сердцу, как не огнем благодати пресвятого Духа Твоего, Сладчайший Иисусе? К Тебе убо молитва моя, Человеколюбче. Помилуй мя, Боже, помилуй мя; изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему. Ты видишь, Всеведущий, каким мраком обложил меня дьявол, каким хладом оковано мое сердце, в каком мертвенном нечувствии погребен дух мой! Сам убо, Судья мой и Ведче мой, обличи меня пред совестью моей, да явлюсь самому себе во всем постыдном виде нечистоты греховной, да увижу себя таким, каким предстану я пред страшный и праведный суд Твой, когда обнаружишь Ты все сокровенные помыслы душевные, когда изведешь на свет все тайны сердечные, когда обнажишь грешника от всех покровов лицемерия пред лицеем неба и земли! Ты Сам, сокрушивший вереи адовы, сокруши и ниспровергни все заклепы сердца моего, изведи меня, как Лазаря, из гроба нечувствия. Отверзи уста мои во исповедание благо, не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. Ты Сам, обновивший Духом Твоим лице земли, теплотою животворящего Твоего Духа согрей охладевшее, оживи омертвевшее, умягчи окамененное сердце мое, да снедается оно печалью о грехах моих, да сокрушается болезнью о неправдах моих, да изведет источники слез ко омытию нечистот моих. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя Господи, яко смятошася зело; сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, живи мя по словеси Твоему! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Вот о чем должны молиться мы, по наставлению св. Церкви, приближаясь к святому и спасительному поприщу поста и покаяния. Для сего-то и влагается ныне в уста наша смиренная молитва кающегося мытаря: Боже, милостив буди мне грешному. Аминь.

* * *

1

Настоящий акафист составлен преосвященным Дмитрием в первое управление Херсонской епархией. В честь сих священномучеников есть придел в Одесском кафедральном соборе и не мало храмов в Таврической и Херсонской епархиях. На отпустах они поминаются во всех церквах Херсонской епархии наряду с равноапостольным Владимиром. В 1851 г., по указанию Преосвященного Иннокентия (Борисова), Херсонскою Консисторией сделано распоряжение о повсеместном в Херсонской епархии праздновании дня памяти (7 марта) Херсонских священномучеников по примеру дней праздничных; именно, чтобы накануне отправляемо было всенощное бдение, а в самый день литургия по уставу о храмовых главах. Особой службы в честь их нет.

2

Слово Высопопреосвященного Димитрия; взято с рукописи, с пометкою 1875 г., 1 марта. Оно представляет сокращенную редакцию слова, помещенного в II томе полного собрания проповедей под №62.

3

Слово из IV тома полного собрания проповедей Димитрия, архиепископа Херсонского.


Источник: Акафист святым священномученикам [Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону], в Херсоне епископствовавшим / [соч.] высокопреосвященнейшаго Димитрия, архиеп. Херсонскаго и Одесскаго. - Москва : Синодальная тип., 1900. - 100 с.

Комментарии для сайта Cackle